Внеурочная деятельность" Дорогою добра"
рабочая программа на тему

Внеурочная деятельность" Дорогою добра"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost.docx30.65 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности предназначена для работы с учащимися начальных классов   МОБУ СОШ с.Усман-Ташлы МР Ермекеевский район РБ.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа школьного учебного плана при нагрузке 1 час в неделю. Срок реализации программы – 1 год.

Рабочая программа составлена на основе  основной образовательной программы начального общего образования МОБУ СОШ

с.Усман-Ташлы, на основе учебного плана МОБУ СОШ с.  Усман-Ташлы на 2017-2018 учебный год.(принят решением педагогического совета протокол № 1 от 24.08.2017г.)

Программа  внеурочной деятельности «Дорогою добра» составлена на основе программы   Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности», и может быть реализована учителем начальной школы в  сотрудничестве с родителями. Возможно привлечение заинтересованных учащихся и педагогов дополнительного образования. Учитель проводит занятия во внеурочное время один раз в неделю. На занятиях присутствует весь класс.

«Дорогою добра» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать  яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями.  Важно отметить всех, кто  выполнил  домашнюю работу. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в  обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

Программа включает в себя 35 занятий и рассчитана на 2017-2018 учебный   год обучения.

Цельпрограммы: воспитание нравственных чувств и этического сознания  у   школьников.

Задачи:

  1. Сформировать представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
  2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
  3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми  разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
  4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументированно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт  нравственного поведения.

Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой как литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

Раздел 1. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Каждое из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.

Воспитательные результаты и эффекты деятельности обучающихся распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным. Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

В результате прохождения программного материала  к концу  учебного года обучающиеся  должны знать:

1. Отличие понятий «этика» и «этикет».

2. Правила вежливости и красивых манер.

3. Заповеди и соответствующие притчи.

4. Афоризмы.

5. Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.

6. Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убеждений.

7. Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.

8. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.

Уметь:

1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.

2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.

3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.

4. Быть доброжелательными.

5. Соблюдать заповеди.

6. Сострадать животным, не обижать их.

7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.

8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.

9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.

10. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.

11. На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.

12. Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.

13. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.

14. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.

15. Быть сострадательными к чужому горю.

16. Не обижать животных и птиц.

17. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

18. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

  • Личностные универсальные учебные действия:

У  учащихся будут сформированы:

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств  других людей и сопереживание им;

Учащиеся получат возможность для формирования:

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- эмпатии как осознанного понимания чувств  других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

  • Регулятивные универсальные учебные действия:

Научатся:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

  • Познавательные универсальные учебные действия:

 Научатся:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • Коммуникативные универсальные учебные действия:

 Научатся:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Для оценки планируемых результатов освоения программы «Дорогою добра» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в  школе: от действия к мысли».

Критерии

Показатели

Измерители

Сформированность моральных норм и правил поведения

Знает основные моральные нормы и правила поведения

Диагностика нравственной воспитанности:

-диагностика нравственной самооценки;

- диагностика этики поведения;

- диагностика отношения к жизненным ценностям;

-диагностика нравственной мотивации.

Наблюдения педагогов и родителей.

Соблюдает моральные нормы и правила поведения

Методика изучения уровня воспитанности.

Наблюдения педагогов и родителей

Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей

Анкета «Оцени поступок»

(дифференциация конвенциональных и моральных норм,

поЭ.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004).

наблюдения педагогов и родителей.

Для оценки  результативности   программы  «Дорогою добра» в Приложении приведены диагностические материалы  и проверочные задания.

Раздел 2. Содержание учебного курса.

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Раздел № 1

Общечеловеческие нормы нравственности

6

Раздел №2

Культура общения

7

Раздел № 3

Как стать трудолюбивым

4

Раздел № 4

Дружеские отношения

7

Раздел №5

  Этикет.

4

Раздел №6

Понять другого

4

Раздел №6.

Искусство и нравственность

3

Раздел 3. Тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Дата проведения

Примечание

примерная

фактическая

Раздел № 1

Общечеловеческие нормы нравственности

6

1.

Совесть-основа нравственности

1

07.09

2.

Дал слово держи.

1

14.09

3.

Заповеди: как мы их исполняем.

1

21.09

4.

О сострадании и жестокосердии.Помощь и милосердие

1

28.09

5.

Спешите делать добро.

1

5.10

6.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

1

12.10

Раздел №2

Культура общения

7

1.

Традиции общения в русской семье. «Домострой».

1

19.10

2.

Культура общения в  современной семье.

1

26.10

3.

О терпимости к ближним.

1

9.11

4.

Этикетные ситуации.

1

16.11

5.

В мире мудрых мыслей.

1

23.11

6.

Встреча и развлечение гостей.

1

30.11

7.

Поведение в гостях.

1

7.12

Раздел № 3

Как стать трудолюбивым

4

1.

«Ученье-Свет, а неученье - тьма».

1

14.12

2.

«Как быть прилежным и старательным».

1

21.12

3.

Наш труд в классе.

1

28.12

4.

Мой труд каждый день дома.

1

18.01

Раздел № 3

Дружеские отношения

7

1.

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна».

1

25.01

2.

Преданный друг.

1

01.02

3.

О доброте и бессердечие.

1

8.02

4.

Об уважительном отношении к старшим.

1

15.02

5.

О зависти и скромности.

1

22.02

6.

О доброте и жестокосердии.

1

01.03

7.

В мире мудрых мыслей.

1

15.03

Раздел №4

  Этикет.

4

1.

Как приветствовать людей и знакомиться с ними.

1

22.03

2.

Поведение в гостях.

1

05.04

3.

Как дарить подарки.

1

12.04

4.

Этикет разговора.

1

19.04

Раздел №5

Понять другого

4

1

Золотые правила.

1

26.04

2.

Учимся понимать настроение другого по внешним признакам.

1

03.05

3.

О тактичном и бестактном поведении.

1

10.05

4.

Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится.

1

17.05

Раздел №6.

Искусство и нравственность

2

1

Искусство и нравственность.

1

24.05

2

Положительные герои в былинах и сказаниях. Нравственное содержание  древних мифов.

31.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Доброе слово". Духовно-нравственное направление 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Доброе слово"...

Внеклассное занятие внеурочной деятельности. "Добро творящий Жизнь творит"

На данном занятие у детей формируется представление о доброте, хороших и добрых  поступках, расширяются знания о рли доброты в жизни каждого человека. В урок включен показ видеофильма "Притча о с...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Доброе дело"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе. Социальное направление...

Программа по внеурочной деятельности "Добрый мир"

Необходимость нравственного образования в школе начиная с начальных классов основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и пр...

Программа внеурочной деятельности «Добрая дорога»

Программа курса построена таким образом, что ежегодно дети возвращаются к пройденным ранее темам, но уже на другом, более сложном воспитательном  уровне. В программу включены практические занятия...