Пояснительная записка к учебной программе "Коррекционная ритмика"
календарно-тематическое планирование на тему

Преподавание коррекционной ритмике имеет большое значение в развитии детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Специфические средства воздействия на особенных учеников, способствуют всестороннему развитию младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx51.26 КБ

Предварительный просмотр:


КОРРЕКЦИОННАЯ РИТМИКА

Пояснительная записка.

Преподавание коррекционной ритмики имеет большое значение для детей ДЦП. Специфические средства воздействий на учащихся, свойственные коррекционной ритмике, способствуют общему разностороннему развитию школьников. Одним из компонентов комплексной коррекционно-педагогической работы являются занятия по  коррекционной ритмике. Ее систему разрабатывали Н.Г. Александрова, В.А. Гринер, Н.П. Збруева, Г.А. Волкова, Н.А. Рычкова и др. В работе Г.А. Волковой раскрыты цели, задачи и содержание коррекционной ритмики с детьми, имеющими различные отклонения в речевом развитии, в том числе обусловленные детским церебральным параличом. На занятиях по коррекционной ритмике коррекционная работа основывается на взаимодействии движения, музыки, речи. У детей с ДЦП проблема заключается в том, что характеристика каждого из этих компонентов в определенной степени не соответствует норме.

Рассмотрим первый компонент – движение. При ДЦП нарушение двигательных функций первично и представляет собой своеобразное отклонение моторного развития, которое без соответствующей коррекции оказывает неблагоприятное влияние на весь ход формирования нервно-психических функций. Поражение центральной нервной системы при ДЦП нарушает работу мышечных схем произвольных движений, что и определяет одну из основных трудностей становления двигательных навыков, а значит, сказывается на выполнении самых элементарных упражнений.

Второй компонент – музыка. С одной стороны, она формирует чувство прекрасного, поднимает эмоциональный настрой, повышает мотивацию обучения. С другой – важнейшими выразительными средствами музыки служат ритм и темп, соблюдение которых крайне затруднительно для детей с ДЦП. Различные нарушения мышечного тонуса (спастичность, регидность, гипотония, дистония), наличие гиперкинезов, тремора, синкинезии не дают возможности выполнять движения в заданных ритме и темпе. В то же время попытки выдержать их могут быстро утомить ребенка.

Третий компонент – речь. В работах отечественных и зарубежных исследователей указывается, что при ДЦП наряду с нарушениями опорно-двигательного аппарата отмечаются разнообразные речевые нарушения (дизартрии, анартрия, заикание). Для детей с ДЦП характерны различные формы речевого дизонтогенеза, проявляющиеся в виде как обратимых нарушений (задержка доречевого и речевого развития), так и более стойких системных расстройств (ОНР). Поэтому задания, включающие речевой материал, должны быть индивидуальными. Данных противоречий можно избежать, если целесообразно использовать каждый из компонентов. Выявленные нарушения определяют не только актуальность их изучения, но и необходимость изменения ряда принципиальных требований к методам коррекционной работы с такими детьми.

Цель занятий для детей с ДЦП заключается в максимальном всестороннем развитии ребенка в соответствии с его возможностями и соответствующей адаптации к социальной среде.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • способствовать овладению определенными видами двигательно-моторной деятельности, укреплению костно-мышечной системы;
  • исправлять речевые нарушения (речевое дыхание, оральный праксис, просодика, фонематический слух, звукопроизношение);
  • расширять и обогащать словарный запас, формировать связную речь, ее грамматический строй;
  • развивать психические функции (зрительное, слуховое восприятие, память, внимание);
  • формировать навыки ориентирования в пространстве;
  • осуществлять эстетическое и нравственное развитие, используя методические приемы обучения и организацию среды (дидактические пособия, музыкальное сопровождение и др.);
  • активизировать потенциальные творческие способности, побуждая детей к инициативе, импровизации и др.;
  • формировать базу социализации с помощью упражнений, имитирующих бытовые действия, обыгрывания сценок из жизни и т.д.

Принципы построения занятий по коррекционной ритмике.

1. Занятия для детей с ДЦП строятся на основе общих положений коррекционно-педагогической работы с школьниками, имеющими отклонения в развитии, и теоретической концепции о структуре дефекта (наличии первичных и вторичных отклонений), который подвергается изменениям коррекции компенсаторным перестройкам.

2. Коррекционные занятия – это интегрированная деятельность, в которой объединяются задачи развития детской личности. Междисциплинарный подход к разработке системы занятий позволяет собрать в коррекционно-развивающих целях все лучшее, что есть в теории и практике психологии, медицины, педагогики и частных методик.

3. Содержание и дидактические приемы подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу нарушенных функций. В зависимости от локализации нарушения мозга при разных формах ДЦП отмечаются различные расстройства двигательной системы и речи.

При спастической диплегии поражены и руки и ноги, причем последние затронуты в большей степени. Степень повреждения рук различна – от выраженных парезов до минимальных нарушений в виде легкой моторной неловкости и др. Основным признаком спастической диплегии являются: повышение мышечного тонуса (спастичность) в конечностях; ограничение силы и объема движений в сочетании с нередуцированными тоническими рефлексами; снижение разборчивости речи, качества артикуляционных движений, силы голоса; нарушение речевого дыхания; гиперсаливация.

При гемипаретической форме ДЦП повреждены конечности с одной стороны тела. При поражении левого полушария часто отмечаются нарушения речи по типу спастико-паретической дизартрии или моторной алалии, дислексии, дисграфии. Повреждение височных отделов левого полушария может сопровождаться расстройствами фонематического восприятия. Степень интеллектуальных нарушений варьирует от легкой задержки психического развития до грубого интеллектуального дефекта. Прогноз двигательного развития в большинстве случаев благоприятный при своевременно начатом и адекватном лечении.

Гиперкинетическая форма ДЦП связана с поражением подкорковых отделов мозга. Двигательные расстройства проявляются в виде непроизвольных насильственных движений – гиперкинезов. Они возникают непроизвольно и усиливаются при движении и волнении, а также при утомлении и попытках выполнения любого двигательного акта. Гиперкинезы могут охватывать мышцы лица, языка, головы, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей. При данной форме произвольная моторика развивается с большим трудом, движения размашистые, дискоординированные, затруднена автоматизация двигательных навыков, особенно письма. Речевые расстройства наблюдаются почти у всех детей, чаще в форме гиперкинетической дизартрии, разборчивость речи снижена. Характерно отсутствие стабильных нарушений звукопроизношения (пропуски, замены, смешения звуков не постоянны), много искажений звуков.

При атонически-астатической форме ДЦП отмечаются: низкий мышечный тонус, нарушение равновесия тела в покое и при ходьбе, расстройство координации движений, тремор, гиперметрия. Походка неустойчивая, неуверенная, руки разведены в стороны, туловище совершает много избыточных качательных движений для сохранения равновесия. Ребенок часто падает, у него сбиты синхронность и ритм. Большинство детей имеют нарушения речи в виде задержки ее развития, атактической дизартрии, алалии. Разборчивость речи снижена, наблюдаются трудности в выполнении и удержании артикуляционных укладов, мимика вялая. Голос истощающийся, затихающий к концу фразы, отмечается асинхронность дыхания, практически отсутствует интонация. Ритм речи скандированный, темп замедленный.

При наиболее тяжелой форме ДЦП – двойной гемиплегии, имеет место тотальное поражение мозга, прежде всего его больших полушарий. Двигательные расстройства выражены в равной степени в руках и ногах. Клинические проявления двойной гемиплегии – преобладание ригидности мышц, усиливающейся под влиянием сохраняющихся на протяжении многих лет интенсивных тонических рефлексов. Произвольная моторика отсутствует или резко ограничена.

Наблюдаются тяжелые расстройства речи. Указанные моторные и речевые нарушения следует учитывать при отборе двигательных, сенсорных и речевых упражнений.

4. Принцип доступности предполагает правильный подбор задания, инструкции, чередование упражнений, их повторяемость и т.д. Все это определяется двигательными, речевыми и интеллектуальными возможностями детей.

5. Принцип дозированности крайне важен в организации и проведении занятий. Он имеет прямое отношение с подбору упражнений и игр. Г.А. Волкова отмечает, что игры следует включать в занятие осторожно, поскольку играющие дети эмоционально возбуждаются и не чувствуют наступающей усталости. Им полезно предлагать упражнения и игры с умеренной психофизической нагрузкой общефизиологического воздействия.

6. Занятия должны иметь коммуникативную направленность. Известно, что речь как основное средство общения формируется через движение и в социальном контакте. У детей с ДЦП функция общения развивается неравномерно, в отличие от их здоровых сверстников. Нарушение артикуляции, координации движений неблагоприятно отражаются на ней. Занятия по логоритмике должны быть насыщены ситуациями, которые побуждают детей к речевой деятельности и общению. В содержание коррекционных занятий включается соответствующий материал (слова, словосочетания, стихи, песенки, диалоги и др.), который отбирается с учетом уровня речевого развития детей.

7. Коррекционная ритмика проводится в тесной взаимосвязи с обучением и воспитанием, поэтому следует придерживаться принципа тематического планирования. Это создает оптимальные условия для всестороннего развития детей и обеспечивает возможность более эффективного усвоения учебного материала.

8. Комплексный характер коррекционных занятий дает уникальную возможность для реализации психологических задач: мобилизации деятельности сохранных анализаторов, повышения остроты восприятия практически всех модальностей, развития познавательной деятельности, установления должного уровня мотивации обучения, формирования личностных качеств.

Упражнения на развитие и активизацию различных функций. Общая моторика, координация движений, ориентировка в пространстве.

Овладевая разнообразными движениями, дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается мышечное чувство, пространственная ориентировка и координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус. Музыкально-ритмическая деятельность способствует формированию четкости, точности движений, что сказывается затем на всей учебной деятельности школьников.

Занятия коррекционной ритмикой способствует формированию положительных качеств личности. Дети активны на занятиях, проявляют инициативу и находчивость при выборе форм движения, поставлены перед необходимостью совместной коллективной деятельности с се важнейшими воспитывающими функциями.

Большое значение имеют занятия для развития мышления детей. Каждое задание нужно понять, осознать правила игры, осмыслить свое место в ней, свою роль. Надо правильно выполнять движения, вовремя включаться в деятельность. Наконец, надо осмыслить соответствие выбранных движений характеру музыки. Следует отметить, что эти занятия создают благоприятные условия для развития творческого воображения шильников.

Большое значение уроков для формирования произвольного внимания учащихся, для развития их памяти. Потребность детей в движении, в игре  превращается в упорядоченную и осмысленную деятельность.

Вялость мышечного тонуса или, наоборот, неестественная его напряженность, плохая координация, неловкость движений постепенно нормализуются благодаря занятиям.        При этом ученики должны научится различать напряженное и ненапряженное состояние мышц, ощущать свою позу, направление движения. Большое значение придается совершенствованию координации движения.

Все это способствует преодолению характерных для детей недостатков внимания. У них развивается наблюдательность, повышается скорость реакции.

Учитывая состояние физического развития детей, учитель чередует на уроке нагрузку и отдых, напряжение и расслабление. Постепенно ученики физически и эмоционально привыкают к увеличению напряжения, мобилизуют себя на продолжительную произвольную деятельность, что благотворно сказывается па других уроках.

Важно отметить, что особенностью урока коррекционной ритмики является положительный эмоциональный фон всей деятельности учащихся, который должен быть обеспечен тщательным подбором музыкального репертуара, умелым планирование урока, правильным отношением учителя к достижениям каждого ученика. Нa занятиях необходимо непременное поощрение малейших успехов учеников, максимальная помощь в преодолении индивидуальных затруднений, терпеливое, щадящее отношение к детям. Не допускается отрицательная оценка неудачных и ошибочных движений учащихся, резкий или повышенный тон обращения к детям, привлечение внимания коллектива к отдельным учащимся в случае их неуспехов. Дети должны испытывать радость от предоставленной им возможности выразить себя в движении, передать движение спои чувства, переживания, свое понимание музыкального образа.

Следует отмстить, что занятия по ритмике тесно связаны с обучением на уроках физкультуры, музыки, логоритмике. При этом принципиально важным является положение о том, что формирование и отработка основных двигательных навыков, как и овладение, основными музыкальными понятиями и умениями осуществляются при занятиях физкультурой и музыкой. На уроках коррекционной ритмики происходит дальнейшее практическое освоение этих понятий, умений и навыков в специфической форме музыкально-ритмической деятельности.

Вместе с тем, при планировании работы учитель может исходить из требований, указанных в программе по физкультуре для соответствующего класса, и использовать на уроках разучиваемые детьми песни и прослушанные произведения, обозначенные в программе по музыке.

Личностные,  метапредметные и предметные результаты освоения  учебного предмета

Личностные результаты:

  • ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа», «семья»;
  • воспитывать уважение к своей семье, любовь к родителям;
  • освоить роль обучающегося;
  • оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо и хорошо);
  • формировать представления о здоровом образе жизни: элементарные гигиенические навыки; охранительные режимные моменты (пальчиковая гимнастика, физ. минутка).
  • проявлять интерес к занятиям коррекционной ритмикой;
  • развивать воображение, желание и умение подходить к любой своей деятельности творчески;
  • создавать музыкального – двигательного образа с помощью рук и тела, не нарушая равновесия;
  • развивать способности к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • понимание учебной задачи;
  • организовывать себе рабочее место под руководством учителя;
  • выполнять упражнений по инструкции учителя;
  • соблюдение правил безопасности при выполнении танцевальных упражнений;
  • следовать определенным правилам при выполнении задания

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в пространстве под руководством учителя;
  • уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;
  • расширение пространственных представлений;
  • осознавать познавательную задачу;
  • самостоятельно создавать алгоритм деятельности при  решении проблем творческого и поискового характера;
  • принятие учебной задачи, анализ порядка действий при выполнении практической работы.

Коммуникативные УУД:

  • участвовать в диалоге на уроке;
  • участвовать в обсуждении  выразительности жестов;
  • соблюдать простейшие нормы речевого этикета;
  • слушать и понимать речь других;
  • участвовать в паре;
  • умение отвечать на вопросы различного характера.
  • уметь слушать учителя, задавать вопросы с целью уточнения информации;

Предметные результаты

  •  выполнять упражнения по инструкции учителя;
  •  отработка правил индивидуальной, групповой, коллективной деятельности на уроке;
  •  формирование и развитие навыков самоконтроля, соблюдения правил безопасности при выполнении танцевальных упражнений;
  •  принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения;
  •  организованно строится (быстро, точно);
  •  сохранять правильную дистанцию в колонне парами;
  •  самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам;
  •  соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе;
  •  легко, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые движения;
  •  ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с контрастными построениями.

Программа по ритмике изучается в начальных классах, рассчитана на 34 часа  (в 1 классе 33 часа) в год и содержит 7 разделов:

  1. Игры на развитие пространственной ориентации.
  2. Игры на развитие зрительного и слухового восприятия.
  3. Игры на развитие координации движения и внимания.
  4. Подвижные игры под музыку.
  5. Комплексы общеразвивающих упражнений.
  6. Упражнения с предметами.
  7. Упражнения на развитие мелкой моторики рук и кисти. Пальчиковая гимнастика

Для непродолжительного активного отдыха в ходе урока можно использовать комплекс упражнений, включающих в себя разные виды заданий:

  • упражнения на развитие общей моторики;
  • упражнения на развитие мелкой моторики;
  • упражнения на активизацию речи;
  • упражнения, направленные на расслабление или напряжение мышц;
  • упражнения, активизирующие внимание;
  • дыхательные упражнения.
  • составление пазлов.
  • рисование пальчиками.
  • прослушивание различных тематических мелодий или детских песен.
  • работа в группах, парах и т.д.

Одной из главных задач начальной школы является создание благоприятных психолого-педагогических условий, способствующих развитию физической и умственной работоспособности младших школьников. А специально организованная двигательная активность, физические упражнения, оказывают, особенно в детском возрасте, положительное влияние на умственную работоспособность, на развитие зрительного восприятия, внимания и в конечном итоге на успеваемость.

Для того чтобы помочь детям сохранить физическое и психическое здоровье, не нужно организовывать ничего невероятного. Им необходимы двигательные минутки, которые позволят размять тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Традиционно применяются физкультминутки, представляющие собой комплексы гимнастических упражнений, которые позволяют за счет двигательной активности снизить уровень умственного напряжения. Систематическое использование физкультминуток приводит к улучшению психологического и эмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью. Использование средств логопедической ритмики может сделать физкультминутку полифункциональным режимным моментом. Уроки коррекционной ритмике помогут разнообразить учебный процесс, внести яркость впечатлений и дополнительное развитие для детей с ДЦП.

Комплекс упражнений подбирает учитель, учитывая возможности детей своего класса, с учетом темы урока (упражнения должны быть, связаны с целями и задачами урока). Тематическая организация способствует поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания. Проведение подвижных игр, малой активности игр с применением логопедической ритмики. Использование этих приемов на уроках школы-интерната показало, что дети лучше переключаются с одного вида деятельности на другой. Смена видов деятельности ощутимо отражается на положительном эмоциональном настрое детей, способствует снижению статической нагрузки и снятию умственного напряжения, вместе с тем позволяет не только развивать моторную сферу, но и совершенствовать речь. Переменный характер нагрузки более всего соответствует возрастным особенностям физиологического состояния растущего организма младшего школьника и поэтому оказывает благотворное влияние на деятельность систем кровообращения и дыхания. Дети после уроков коррекционной ритмики становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.

Использование оздоровительных упражнений на уроках позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это, в свою очередь, способствует укреплению здоровья учащихся. От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.

Нормы оценок на уроках коррекционной ритмики:

«5» (отлично) – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного, допускается не более 1-2  недочётов или не более 2 ошибок;  самостоятельное выполнение заданий.

«4» (хорошо) -  уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного, использование дополнительного материала, самостоятельное выполнение заданий, отражение своего отношения к предмету. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочётов по текущему учебному материалу.

«3» (удовлетворительно) – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретным заданиям; не более 4-6 ошибок или 10 недочётов по текущему учебному материалу.

«2» (плохо) – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного; наличие более 6 ошибок или 10 недочётов по текущему материалу; нарушение координации при выполнении заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе учебной дисциплины "Конструирование"

Коротко о том, что могут уметь дети к концу учебного года по дисциплине конструирование....

Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию к учебному курсу «Математика» (1 класс) на 20012-20013 учебный год.

Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию к учебному курсу «Математика» (1 класс) на  20012-20013 учебный год....

Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию к учебному курсу «Обучение грамоте. Чтение» (1 класс) на 2012-20013 учебный год.

Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию к учебному курсу «Обучение грамоте. Чтение» (1 класс) на 2012-20013учебный год....

Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию к учебному курсу «Мир вокруг нас» (1 класс) на 2012-2013 учебный год

Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию к учебному курсу «Мир вокруг нас» (1 класс) на 2012-2013 учебный год...

Пояснительная записка и учебно-тематическое планирование к рабочей программе по английскому языку для 4 класса

Пояснительная записка и учебно-тематическое планирование к рабочей программе по английскому языку для 4 класса УМК М.З. Биболетова...

пояснительная записка к учебной программе по русскому языку для обучающихся 3 класса коррекционной школы 8 вида

Программа построена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоциональной сферы деятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью, их потенциальных возможностей.Обучение детей с...

Пояснительная записка к учебному плану начальной школы в рамках ФГОС

Пояснительная записка составлена на основе последних министерских документов, для общеобразовательных классов, классов с углубленным изучением иностранных языков, специальных (коррекционых) классов 4 ...