«Возможности использования цифрового микроскопа в урочной и внеурочной деятельности педагога».
статья на тему

Кулинцева Елена Анатольевна

Использование цифрового микроскопа при проведении школьных исследований дает ощутимый дидактический эффект в плане мотивации, систематизации и углубления знаний учеников, то есть формирования так называемых обучающих возможностей, развития способностей учащихся к приобретению и усвоению знаний.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тезисы19.6 КБ
Файл ЦМ26.82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Возможности использования цифрового микроскопа в урочной и внеурочной деятельности  педагога».

Фамилия, имя, отчество автора: Кулинцева Елена Анатольевна,учитель начальных классов.

Название учебного заведения: Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 31

Цель:формирование представлений о возможностях использования цифрового микроскопав урочной и внеурочной деятельности.

Задачи:

1.Возможность формирования ИКТ-компетентностив урочной и внеурочной деятельности  с использованием цифровой лаборатории (цифровой микроскоп) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

2. Особенности использования цифровой лаборатории.

3.Предложить варианты использования данного оборудования в рамках своего предмета.

  Актуальность темы:цифровой микроскоп является не только лабораторным оборудованием, позволяющим организовывать опыты и исследования, проводить лабораторные и лабораторно-практические работы в начальной школе. Это современное средство обучения, позволяющее реализовывать большой спектр педагогических задач по достижению метапредметных и предметных результатов обучения в процессе организации урочной и внеурочной деятельности учащихся, выполнения проектных и исследовательких работ.

Ценность результатов: использование цифрового микроскопав образовательном процессе совместно с компьютером позволяет получить увеличенное изображение изучаемого объекта (микропрепарата) на экране монитора (при работе в группе или в классах с малым числом учащихся) или на большом экране (при работе с целым классом) с помощью проекционного устройства, подключаемого к компьютеру. Цифровой микроскоп позволяет

  • изучать исследуемый объект не одному ученику, а группе учащихся одновременно;
  • использовать изображения объектов в качестве демонстрационных таблиц для объяснения темы или при опросе учащихся;
  • применять разноуровневые задания для учеников одного класса;
  • создавать презентационные видеоматериалы по изучаемой теме;
  • использовать изображения объектов на бумажных носителях в качестве раздаточного или отчетного материала.

  Использование цифрового микроскопа при проведении школьных исследований дает ощутимый дидактический эффект в планемотивации, систематизации и углубления знаний учеников, то есть формирования так называемых обучающих возможностей, развития способностей учащихся к приобретению и усвоению знаний.



Предварительный просмотр:

Тема: «Возможности использования цифрового микроскопа в урочной и внеурочной деятельности ».

Цель: формирование представлений о возможностях использования цифрового микроскопа в урочной и внеурочной деятельности.

Задачи:

1.Возможность формирования ИКТ-компетентности  в урочной и внеурочной деятельности  с использованием цифровой лаборатории (цифровой микроскоп) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

2. Особенности использования цифровой лаборатории.

3.Предложить варианты использования данного оборудования в рамках своего предмета.

Актуальность темы: цифровой микроскоп является не только лабораторным оборудованием, позволяющим организовывать опыты и исследования, проводить лабораторные и лабораторно-практические работы в начальной школе. Это современное средство обучения, позволяющее реализовывать большой спектр педагогических задач по достижению метапредметных и предметных результатов обучения в процессе организации урочной и внеурочной деятельности учащихся, выполнения проектных и исследовательких работ.

 Ценность результатов: использование цифрового микроскопа в образовательном процессе совместно с компьютером позволяет получить увеличенное изображение изучаемого объекта (микропрепарата) на экране монитора (при работе в группе или в классах с малым числом учащихся) или на большом экране (при работе с целым классом) с помощью проекционного устройства, подключаемого к компьютеру. Цифровой микроскоп позволяет

  • изучать исследуемый объект не одному ученику, а группе учащихся одновременно;
  • использовать изображения объектов в качестве демонстрационных таблиц для объяснения темы или при опросе учащихся;
  • применять разноуровневые задания для учеников одного класса;
  • создавать презентационные видеоматериалы по изучаемой теме;
  • использовать изображения объектов на бумажных носителях в качестве раздаточного или отчетного материала.

  Использование цифрового микроскопа при проведении школьных исследований дает ощутимый дидактический эффект в плане мотивации, систематизации и углубления знаний учеников, то есть формирования так называемых обучающих возможностей, развития способностей учащихся к приобретению и усвоению знаний.

  Учителю необходимо постоянно учиться, учиться друг у друга. И лучший способ для учебы - это профессиональный взаимообмен. И нам с Вами  есть чем поделиться. Сегодня мне хочется поделиться  опытом работы использования цифрового микроскопа в урочной и внеурочной деятельности.  Появление цифрового микроскопа, не только позволяет ученикам увидеть нечто новое, но прежде всего помогает учителю грамотно организовать урочную и внеурочную деятельность.

  Цифровой микроскоп - это приспособленный для работы в школьных условиях оптический прибор, снабженный преобразователем визуальной информации в цифровую. Он обеспечивает возможность передачи в компьютер в реальном времени изображение микрообъекта и микропроцесса, его хранения, в т.ч. в форме цифровой видеозаписи, отображения на экране, распечатки, включения в презентацию. С применением  цифрового микроскопа, появилась возможность более качественно и интересно проводить уроки.

Почему цифровые микроскопы нашли своё применение в образовании?

Вначале несколько слов о достоинствах и недостатках работы с цифровым микроскопом.

Наличие одного цифрового микроскопа на столе у учителя позволяет продемонстрировать исследуемый предмет одновременно всем учащимся, выводя изображение на экран. Наличие нескольких приборов, подключенных к компьютерам, дает возможность принять участие в исследовательской работе всему классу. Работа может быть организована парами или в мини-группах. Такие уроки не только позволяют получить новые знания по предмету, но и развивают внимание, наблюдательность, умение делать выводы на основе практических исследований и жизненного опыта.

Цифровой микроскоп позволяет видеть различные объекты при увеличении в 10, 60 и 200 раз. С его помощью можно не только рассмотреть заинтересовавший предмет, но и сделать его цифровое фото. Не менее познавательно использовать микроскоп для видеозаписи объектов.

 Важно и то, что очень многие рассматриваемые объекты после исследования, организованного с помощью цифрового микроскопа, останутся живы: насекомые, пауки, черви ,  а любое комнатное растение, легко становится объектом наблюдения и исследования, не теряя при этом ни одного листочка или цветочка. Это возможно благодаря тому, что верхняя часть микроскопа снимается, и при поднесении к объекту работает как веб-камера, давая 10-кратное увеличение. Единственное неудобство состоит в том, что фокусировка при этом осуществляется только за счёт наклона и приближения-удаления. Зато, поймав нужный угол, Вы легко выполните фотографию, не тянясь к компьютеру – прямо на части микроскопа, находящейся у Вас в руках, есть необходимая кнопка: нажали раз – получили фотографию, нажали и удерживаете – осуществляется видеосъёмка.

 Работая с ЦМ, сложнее всего определить цель исследования, что можно рассмотреть в микроскоп, чтобы данный этап гармонично вписался в структуру урока и чтобы дети открыли для себя новое знание. Что же можно рассматривать? Для изучения под микроскопом годится многое. Так на уроках  окружающего мира, технологии и внеурочной деятельности объектами исследования являются листочки собранных растений (многие из них имеют волоски, которые очень интересно изучать); красивые лепестки цветов и сами цветки, кожуру и мякоть всевозможных овощей и фруктов, капли воды и другие её состояния. Чем они похожи и чем различаются?  Не менее интересно посмотреть, как выглядят бумага, салфетка, вата, нитки, рыбьи чешуйки, мед, капельки молока, кристаллики соли, сахара, лимонной кислоты, соды, льда, всевозможные семечки и крупы, камушки и ракушки, привезенные с моря, бумажные деньги.

С  большим удовольствием дети рассматривают  под микроскопом  кожу, волосы, ногти, рисунок на пальцах,  различные царапинки, язык. Фотографируют , сравнивают фото, активно обсуждают , удивляясь, и , конечно делая свои первые открытия. Использование цифрового микроскопа на таких занятиях даёт возможность построить  интересную каждому   дискуссию , потому что касается каждого , а ведь все дети замечают в рассматриваемом объекте что-то своё , стараются  заметить и сказать то , что не заметили другие ( чего так трудно бывает нам добиться на обычных уроках) . Становится уместным и необходимым разговор  о соблюдении правил гигиены, о бережном отношении к частям своего  и чужого тела.

А какой интересной может получиться дискуссия  об отпечатках пальцев после рассматривания под микроскопом узора  на своих пальцах. Дети сравнивают фото, горячо обсуждают хитрые линии и наконец делают открытие, что ни один пальчиковый  узор не повторяется.  Затем дети сняли отпечатки пальцев с помощью краски. А потом был интересный разговор о том , где и как это используется в жизни.    

Таким образом, значимость цифрового микроскопа для учебного процесса трудно переоценить, а возможности, которые он открывает, позволяют сделать процесс познания для учащихся увлекательным, ярким, образным, живым и одновременно научным. Как здорово, что сегодня модернизация образования шагает в ногу со временем, предоставляя нам: учителям и учащимся такие возможности. Остаётся лишь учиться быть мобильными в современном цифровом мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру с использованием цифрового микроскопа

Урок по окружающему миру для 1 класса по теме: "Свойства воды" с использованием цифрового микроскопа Digital Blue...

Урок окружающего мира "Наше здоровье в наших руках с использованием цифрового микроскопа"

Развивать познавательный интерес посредством использования на уроке цифрового микроскопа....

Инструкция по использованию цифрового микроскопа

Цифровой микроскоп – высокотехнологичное устройство, легкое и простое виспользовании. С этим устройством можно видеть уникальный и "больший" мир. Можно легко изменить масштаб изображения на монетах, б...

Использование цифрового микроскопа QX5 Computer Microscope (QX5 Computer Microscope) в исследовательской деятельности учащихся

Использование  цифрового микроскопа QX5 Computer Microscope (QX5 Computer Microscope) в исследовательской деятельности  учащихся...

Применение цифрового микроскопа в урочной и внеурочной деятельности как средство развития познавательного интереса и формирования исследовательских навыков учащихся

Применение цифрового микроскопа в урочной и внеурочной деятельности как средство развития познавательного интереса и формирования исследовательских навыков учащихся на уроках окружающего мира.Цифровой...

Занятие по внеурочной деятельности "Я -исследователь" по теме "Кладовая витаминов" с использованием цифрового микроскопа

Задачи:познакомить учащихся с основными витаминами, содержащимися в овощах, фруктах, ягодах и их значением для организма,воспитывать здоровый образ жизни,развивать познавательный интерес посредством и...

«Использование цифровых технологий в урочной и внеурочной деятельности как средство активизации познавательного процесса младших школьников».

В статье рассматривается вопрос внедрения современных технологий в процесс обучения, таких как робототехника и геймификация. Кроме того, на практике показано, как обучающиеся 2 класса осваивают работу...