РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ – ЭТО РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКОМ ВСЕГО СЕБЯ.
материал на тему

Прежде, чем говорить о развитии личности, необходимо уточнить, что же подразумевается под этим понятием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_kapitonova_l.n._nazarova_m.i_statya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ – ЭТО РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКОМ ВСЕГО СЕБЯ.

Капитонова Л.Н., Назарова М.И.

Учителя  МБОУ "Гимназия № 75 г. Казани "Московского района Республики Татарстан

       Прежде, чем говорить о развитии личности, необходимо уточнить, что же подразумевается под этим понятием. Личность это не врожденная характеристика человека.  Ребенок рождается биологическим индивидом, которому только предстоит стать личностью. Однако это может произойти лишь при определенных условиях. «Личность – 1) человек как типичный представитель сформировавшего его общества. 2) человек как субъект отношений         и сознательной деятельности; 3) устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности» [1, с.179].  Обобщив данную информацию, делаем вывод, что термин «личность» обозначает социальную сущность человека, т.е. ценностные ориентации, мотивационная сфера, система социальных отношений и установок.  В процессе развития человек раскрывает свои внутренние свойства, заложенные в нем природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием, то есть человек - двойственное существо, ему свойственен дуализм, как и всему в природе: биологическое и социальное. Личность - это осознание себя, внешнего мира и места в нем. Такое определение личности дал в свое время Гегель.

        Личностное развитие человека отражает  его возрастные и индивидуальные особенности. С возрастом связаны характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Каждому возрасту присущи различные возможности и ограничения в развитии. 

Один  из переломных моментов в жизни ребёнка- поступление в школу. Включение в новый вид деятельности - учение, предъявляющее ряд новых, более серьёзных требований к ученику, подчиняет  жизнь человечка строгой организации с целью формирования общественно-ценных черт личности. Закладывается фундамент нравственного поведения, начинается формирование общественной направленности личности, интенсивно развивается самосознание.

Ребёнок вступает  в новую для него  систему коллективов (общешкольный, классный), складываются новые отношения со сверстниками,  взрослыми. Ребенок становится частью ученического коллектива, нормы поведения и ценностные ориентиры которого становятся опорой в формировании личности учащегося.  С  расширением круга общения ребёнка, его отношений в  коллектив сверстников - происходит накопление нравственного опыта ребёнка. Образовательное пространство школы как совокупность ценностей и образцов успешного решения жизненных задач служит источником развития личности, общности детей.

Большую  значимость принимают   общественные оценки поступков, знаний и личностных качеств младшего школьника. Но, не смотря на увеличивающуюся роль сверстников, остается  доверчивость и открытость младших школьников по отношению к взрослым. «Моральные суждения учащихся I-II классов основаны на опыте собственного поведения, на конкретных указаниях и разъяснениях учителя и родителей, которые дети часто повторяют, не всегда задумываясь» [1, с.179].  Именно в этом и состоит одно  из противоречий формирования личности ребёнка на этом этапе, с одной стороны, растёт его способность управлять собственным поведением, а с другой стороны он безоговорочно стремится следовать за нравственными образцами, которые дают взрослые. Поэтому роль взрослых, с которыми ребёнок находится в постоянном общении, имеет очень большое значение. Важно правильно выбрать тактику обучения и воспитания, учитывая особенности каждого ребенка. 

 Для развития успешной личности необходимо руководствоваться  следующими  личностно - ориентированными принципами:

  • «ребенок самоценен, учитель не формирует личность, а создает условия для проявлений внутреннего мира ребенка, учитель не ведет, а идет рядом и впереди, он сотрудничает вместе с ребенком, раздумывает вместе с ним над его проблемами, принимает его таким, каким он пришел;
  • учитель воздерживается от нравственных оценок личности, а дает ребенку возможность самому найти себя и пройти свой путь в поиске истины;
  • учитель организует работу исходя из гуманистических принципов:
  • ребенок учится только через действие;
  • ребенок имеет свои индивидуальные возможности в учебной деятельности;
  • ребенок осваивает мир в целостном восприятии;
  • ребенок учится от другого ребенка, как и от учителя;
  • ребенок успешен в учении, когда ему хорошо;
  • ребенок успешен в учении, когда его поддерживают и вдохновляют учитель и родители» [2]  .

Одним из выводов этих принципов, является то, что нормальному развитию личности ребёнка способствует в первую очередь эмоциональное благополучие, формирование у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Удовлетворение потребности в положительных эмоциях со стороны других людей определяют поведение ребёнка. Одобрение поступков школьника вызывает чувство удовлетворения, закрепляет данное действие. Осуждение вызывают у ребёнка неприятные переживания в первую очередь от сознания того, что он вызвал неудовольствие взрослых авторитетов (учителя, родителей).   Он стремится не повторять проступки.

Таким образом, мы видим, что период начальной школы играет важную роль в развитии личности. Направление развития, формирование личности зависит от  влияния среды, возможностей ребенка и целенаправленной деятельности взрослых, являющихся для него авторитетами. Наилучшие результаты дает реализация личностно- ориентированного подхода в учебно- воспитательной среде школы.

Литература

  1. Мандель Б.Р. Справочные материалы по педагогической психологии. Ростов н\Д: Феникс, 2008- 384 с.- 197 с
  2. http://nova-ra.ucoz.ru/publ/lichnostno_orientirovannyj_podkhod_v_obrazovanii_osnovy/
  3. http://www.psyoffice.ru/3-0-age-00031.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 1 классе на тему: " Художественно - эстетическое развитие - одна из сторон формирования всесторонне развитой личности".

Подчеркнуть важность художественно - эстетического развития в формировании всесторонне - развитой личности, помочь родителям развивать эстетическую восприимчивость у своих детей - цель родительского с...

ЗНАЧИМОСТЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РАСТУЩЕГО ЧЕЛОВЕКА

Доклад для выступления на родительском собрании о воспитании детей в семье....

Влияние физкультуры и спорта на развитие гармонически развитой личности

Физическая культура          и спорт приобрели в наше время такую социальную силу и значимость, аналога каким в истории обще...

Гармонично развитой личностью может быть только здоровый человек

Внеклассное мероприятие о здоровом питании и здоровом образе жизни. Школьники должны знать о вредных и полезных привычках. Воспитывать чувство ответственности за сохренение своего здоровья....

Классный час "Всего себя отдаю святой истине"

Классный час посвящен Макарию Булгакову(Митрополит Московский). Митрополит Московский Макарий принадлежит к числу великих богословов и церковных историков нашей страны. В 2016 году исполняется 200 лет...

Способ развития личности современного человека

Вопрос воспитательного средства гораздо более значим, чем это принято обычно считать. Значимость его далеко выходит за пределы эффективности педагогического влияния. Решение этого вопроса тесно связан...

РОЛЬ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

В данной статье представлены материал выступления  XII Арзамасских  Сретенских  Образовательных чтений....