Методическое пособие: "Сольфеджио-это интересно!"
методическая разработка по теме

Семёнова Дарья Сергеевна

Интересные упражнения, игры, формы работы с детьми!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Сольфеджио-это интересно!80.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра музыкального  образования

Семёнова Дарья Сергеевна

СОЛЬФЕДЖИО – ЭТО ИНТЕРЕСНО!

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Челябинск, 2018


Семёнова Д.С. Сольфеджио-это интересно! / Методическое пособие —Челябинск, 2018 — 29 c.

Тема данного методического пособия: Сольфеджио-это интересно!.

В нем подробно указано, виды, формы занятий, а также упражнения и дидактический материал.

Сборник адресован учителям музыки, студентам музыкальных отделений педагогический колледжей, а также всем интересующимся данной темой.

Оглавление

Введение

ГЛАВА I. ОСТРОВ «СОЛЬФЕДЖИО»-ЭТО?

1.1. Информационный сундук

1.2. Сундук упражнений

1.3. Сундук развития ладового чувства

ГЛАВА II. КЛАД ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

2.1. Сундук с формами работы

2.2. Сундук методических рекомендаций

2.3. Сундук понятийного содержания

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Введение

В настоящее время многие дети учатся в музыкальной школе, а также студенты, которые поступают в ЧПК№1- не имеют музыкального образования, мое методическое пособие поможет разобраться в данной дисциплине, а также  поможет преподавателям СОЛЬФЕДЖИО.

        Сольфеджио всегда считалось обязательным учебным предметом в ДШИ/ДМШ, необходимым как для профессионального обучения, так и для общего всестороннего развития каждого ученика во всех звеньях музыкального образования. Кроме того, оно всегда вызывало много дискуссий: как сделать этот предмет востребованным и интересным, какими методическими приёмами должен владеть педагог, чтобы работа над развитием музыкального слуха стала интенсивной и увлекательной?

          Необходимо помнить, что именно в начальном звене музыкального образования от каждого педагога зависит - будет ли ученик в дальнейшем заниматься музыкой или нет, сохранит ли он любовь к музыке на всю жизнь, продолжит ли своё образование как профессиональный музыкант?

        Сегодня, когда в соответствии с Федеральными государственными требованиями ДМШ/ДШИ реализуют программы предпрофессионального обучения, положительные ответы на все эти вопросы особенно важны.

     Каждый ученик ДМШ и ДШИ должен научиться применять полученные на уроках сольфеджио знания, умения и навыки для практического музицирования, стремиться к всестороннему развитию музыкального слуха, к пониманию закономерностей музыкального языка, к восприятию музыки разных эпох и стилей. Гармонично развитая творческая личность всегда найдёт свою дорогу, будет открытой к восприятию и созданию красоты, как в жизни, так и в искусстве.

     Роль педагога-музыканта в воспитании такого творческого отношения к жизни является определяющей. Именно поэтому каждый педагог должен много читать и анализировать свою работу, хорошо разбираться в психологии, быть восприимчивым к новой информации, творческим и интересным для своих учеников.

ГЛАВА I. ОСТРОВ «СОЛЬФЕДЖИО»-ЭТО?

1.1. Информационный сундук

       Для многих «сольфеджио» звучит непонятно, а для малышей, которые впервые приходят в музыкальную студию даже пугающе. Играть на фортепиано - это понятно, можно коснуться клавиши пальцами и услышать звук. Петь в хоре - тоже понятно, тем более в детском саду у детей есть музыкальные занятия.

          А что такое «сольфеджио» не знают и многие родители, хотя, всего-навсего, это пение по нотам. Звучит очень просто, получается, выучил ноты и пой себе на здоровье. 
Но на деле все не так. В данном методическом пособии вы можете ознакомится с данной дисциплиной,  информация  расположена в сундуках,

         Сольфеджио - это учебная дисциплина, предназначенная для развития музыкального слуха, и музыкальной памяти, включающая сольфеджирование, музыкальный диктант, анализ на слух, и др.

        6-7-летние дети в силу своих физиологических особенностей еще не могут набраться терпения и высидеть на уроке полтора часа, поэтому приходится строить урок так, чтобы все виды работы проходили в действии:

•      не просто спеть мелодию, а прохлопать и прошагать метр и ритм;

•      выложить пуговицами на пособии «Лесенка» услышанные ступени;

•      сочинить при помощи карточек, подготовленных к уроку, мелодию и нарисовать к ней рисунок.

       Самое важное условие урока – это чтобы все дети были заняты работой. А чтобы работа не утомляла, я стараюсь использовать на уроке игровые ситуации. Но здесь надо учитывать и особенности детской психики. Каждый ребенок стремится стать лидером, скрытым или явным - это уже зависит от особенностей характера. Например, надо сочинить мелодию или спеть музыкальный номер.

        В такой игре ребенок выступает сам за себя, часть детей участвуют в своеобразном жюри, а часть просто зрители. В этих ситуациях дети очень требовательны друг к другу, стараются не допускать промахов, а самое главное, в таких ситуациях мы учимся общаться, быть объективными и доброжелательными, не смеяться над отстающими. Поэтому преподавание любого специального предмета и этика находятся в неразрывной связи.  

         Педагог должен быть терпеливым, внимательным, доброжелательным, чтобы дети не теряли веру в свои духовные силы, не получали психической травмы, чтобы у них не пропадало желание учиться. Надо учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, не требовать от него невыполнимых результатов, а чаще замечать положительные сдвиги и поощрять их.

          Со 2-го и последующего годов обучения дети, естественно, растут, взрослеют, у них начинает вырабатываться собственное мировоззрение. Чтобы не оттолкнуть их «сухостью» предмета сольфеджио, я стараюсь не терять атмосферу доброжелательности на уроке и вырабатывать, и поддерживать интерес к этому предмету. Со 2-го года обучения на уроках сольфеджио вводится тестирование на компьютере. Компьютерное тестирование разработано для нескольких групп учащихся: I класс, 2 класс, 3 класс. Для старших классов - сольфеджио и музыкальная литература. Перед проведением тестов учащиеся, особенно младшие классы, знакомятся с основами компьютерной грамотности. В младших классах применяются учебные тесты, которые отражают уровень достигнутых знаний, построены они по игровому принципу: из нескольких предлагаемых вариантов ответов выбрать один правильный.

       В старших классах, кроме учебных тестов, предлагаются познавательные задания, которые предполагают наличие не только специальных знаний, полученных в процессе обучения, но и умение проверять свою эрудицию.

      Компьютерное тестирование формирует у учащихся четкость мышления, внимание, наблюдательность, умение пользоваться полученными знаниями вырабатывает у детей интерес к контрольным заданиям.

       С 4-го года обучения в курс дисциплин, изучаемых в музыкальной студии, вводится предмет музыкальная литература. На этих занятиях дети знакомятся с биографиями отечественных и зарубежных композиторов, с музыкальными произведениями разных жанров. Эти уроки я стараюсь строить так, чтобы не держать детей в пассивном слушании, а вовлечь их в активное наблюдение, осознание услышанного.

      Дети отгадывают музыкальные кроссворды, сочиняют произведения на заданную тему, используя знания, полученные на уроках сольфеджио. Например, в последней четверти дети исполняют свои импровизации на тему «Кронштадт весной».

      Каждый ученик довольно эмоционально сыграл свое сочинение, дал ему образное объяснение, объяснил детали музыкальной речи, оттенки исполнения. Таким образом, уроки сольфеджио и музыкальной литературы, наряду с занятиями по хору и фортепиано, являются составной частью единой системы слухового развития детей.

1.2. Сундук упражнений

         На начальном этапе освоения программы следует уделять внимание игровым формам музыкально-речевой стимуляции и включить в постоянную работу логопедические и «пальчиковые» упражнения:

1.Ветер дует, задувает, пальмы в стороны качает.

(Руки прижаты друг к другу от кисти до локтя, пальцы растопырены, раскачиваем руками в такт музыке)

А под пальмой краб сидит и клешнями шевелит.

(Ладони прижаты друг к другу боковыми частями, шевелим пальцами-клешнями)

2. Чайка над водой летает и за рыбками ныряет.

(Большие пальцы соединены боковыми сторонами, остальные прижаты друг к другу, разведены в сторону, как крылья, машем ими в воздухе. Ладони сомкнуты, выполняем волнообразные движения.)

А под пальмой краб сидит и клешнями шевелит.

3. Под водой на глубине крокодил лежит на дне.

(Ладони основаниями прижаты друг к другу. Пальцы согнуты – зубы, пасть. Открываем и закрываем пасть.)

А под пальмой краб сидит и клешнями шевелит.

Паук - паучина паутину сшил. (Потираем указательные пальцы о большие пальцы)

Вдруг закапал дождик, паутину смыл. (Бьем указательным пальцем по ладони другой руки, потираем руки)

Выглянуло солнышко, стало припекать. (Соединяем запястья рук, растопыриваем пальцы, качаем из стороны в сторону «солнышком»)

Паук - паучина трудится опять (Снова потираем указательные пальцы о большие пальцы)

Лиса

СУ-СУ-СУ-СУ, не пускают в дом лису.

СА-СА-СА-СА, ждет у дома два часа.

СЫ-СЫ-СЫ-СЫ, очень хочет колбасы.

СИ-СИ-СИ-СИ, ей кусочек отнеси.

Гора

РА-РА-РА-РА, на горе стоит гора.

РЫ-РЫ-РЫ-РЫ, за горою комары.

РО-РО-РО-РО, потерял петух перо.

РУ-РУ-РУ-РУ, а барсук унес в нору.

          Восприятие и усвоение элементов лада и само ладовое чувство эффективнее всего развиваются через формирование вокально-интонационных навыков.

         Исправление интонации требует индивидуального подхода, заниматься этим необходимо последовательно, внимательно и терпеливо.

        Ученикам с плохо развитым ладовым слухом полезно некоторое время не принимать участия в общем пении, а внимательно слушать. При наличии большой заинтересованности и восприимчивости такие ученики вскоре включаются в общую работу.

       Сложнее с теми детьми, у которых отсутствует координация между слухом и голосом. Таким ученикам можно предложить короткие попевки из двух- четырех звуков и, добившись чистого интонирования от какого-то одного звука, пробовать постепенно расширять диапазон, повторяя попевку на полутон, тон выше или ниже.

         Встречаются дети - «гудошники», которые поют только в малой октаве. Им можно предложить упражнения имитирующие пение маленькой птички, кошечки, что поможет им выбраться из тисков низкого регистра. Через некоторое время такие дети начинают петь довольно чисто в первой октаве.

         Работа над чистой интонацией у детей связана с выработкой вокальных навыков.

           Необходимо учитывать возможности детского голоса: детям обычно удобно петь в диапазоне сексты «ре — си» первой октавы; звучание голоса в этом звуковом объеме наиболее легкое, естественное; звук «до» первой октавы звучит тяжело, напряженно, поэтому на первых порах его надо избегать.

         Большое внимание следует уделять подбору учебного музыкального материала, он должен быть художественно интересным, убедительным, структурно ясным. В равной степени должны присутствовать песни, исполняемые a cappella и с аккомпанементов педагога. Одно из обязательных условий - выразительное исполнение, основанное на предварительном зрительном анализе текстового и мелодического содержания, вычленения ключевых интонаций, кульминационных точек, распределения динамических оттенков и т. д.

1.3. Сундук развития ладового чувства

          Навык устного транспонирования стимулирует развитие ладового чувства. Ибо длительное пение только в одной тональности приводит к обеднению музыкально-слуховых представлений, вызывает слуховую пассивность и ограничивает мыслительную активность детей, а самое главное, тормозит становление сольфеджийных навыков.    

Последовательность прохождения материала может быть следующей:

1. Короткие мелодии-попевки узкого диапазона: ля1 - ми1 (центральная зона звучания детского голоса

2. Попевки, включающие устойчивые ступени лада с прилегающими к ним звуками, т. е. песни, помогающие освоению мажорного звукоряда в пределах тонической квинты:

3. Постепенное расширение диапазона мелодий, усложнение внутри ладового содержания:

         Дальнейшее изучение мажорного лада базируется на практическом освоении и осознании проявлений ладовой организации и центров ладо образования: понятия тяготения, устойчивости и неустойчивости, центра лада, ощущения вводнотоновости, тонико-доминантовых соотношений, понятия «интервал», знакомство с пентатоникой мажорной. Опираясь на принципы метода «опережающего восприятия», эти сложные понятия педагог вводит после большой практической работы: пения песен, прослушивания музыкальных примеров, слухового анализа.

          Знакомство с минором происходит на уровне активного восприятия и освоения песенного репертуара, пока это только «накопление» слухового материала, позволяющее в дальнейшем осознать сложные ладовые процессы, происходящие в миноре.

            В прохождении тональностей следует придерживаться двух направлений: тональности, над которыми происходит работа по всем уровням метода «опережающего восприятия», и тональности; с которыми дети только знакомятся, зная ключевые знаки, умея определять их в нотном тексте, подбирая на инструменте пройденные песенки-попевки. К первому направлению можно отнести до мажор, ре мажор, ко второму- соль мажор, фа мажор, ля минор.

          Одной из итоговых форм работы над ладовым чувством является сольфеджирование, которое сопровождает каждый этап формирования ладовых ощущений. Эта форма закрепляется в домашних заданиях и находит свое продолжение в работе над чтением с листа. При подборе примеров для чтения с листа нужно строго придерживаться принципа от простого к сложному, причем в соответствии с пройденной темой.

        Следует также помнить, что эта форма — наиболее сложная для дошкольника, требующая достаточного развития целого комплекса навыков, а поэтому несет итоговый характер для каждой пройденной темы.

ГЛАВА II. КЛАД ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

2.1. Сундук с формами работы

1. Пение приветственных песенок-распевок.

2. Пение песни со словами a cappella, или с гармонической поддержкой  педагога.

3. Пение песенок-попевок: интонация на одном, двух соседних звуках, I-II-III, III-II-I, I-III, III-I, IV-III-II-I, III-IV-III-I, I-II-III-IV-V, V-IV-III-II-I.

4. Пение интонации тон и полутон.

5. Пение «лого-песенок» с повторяющимися мотивами.

6. Пение песен с гармонической поддержкой педагога.

7. Пение «интервальных песенок» (мелодии со словами на данный интервал)

8. Пение песни с пропеванием некоторых мелодических элементов «про себя».

9. Пение песни по фразам «цепочкой».

10. Пение песни с похлопыванием ритмического рисунка (ритм-слоги), с отстукиванием метрических долей, с дирижированием.

11. Подбор короткой песенки-попевки на фортепиано от разных звуков и пение ее со словами или с названием нот.

12. Сольфеджирование песни по нотной записи.

13. Транспонирование песенок-попевок в тональностях до, ре, фа, соль мажор.

14. Определение пройденных песен по ручным знакам, по наглядным пособиям: «Столбица», «Лесенка».

15. Интонирование звукоряда мажорных гамм: до мажор, ре мажор.

16. Интонирование следующих ладовых оборотов: движение по устойчивым звукам, опевание устойчивых звуков, вводные звуки; тоны и полутоны; восходящее и нисходящее движение в объеме тонической квинты с прилегающей VI ступенью; верхний, нижний тетрахорды; повторность звука, скачки с V СТ. на I ст. вверх и вниз.

17. Пение интервалов в ладу: терции от I и III ст.; кварта от V ст., квинта от I ст., секста — от III и V ст.

18. Пение гаммы с пропуском одного-двух звуков; определение на слух пропущенного звука.

19. Допевание до тоники:

- пение «дорожек домой» от V ст. вверх и вниз: по ручным знакам, по «Лестнице», «Столбице»;

- сочинение ответных построений и пение их со словами.

20. Пение песни со своим аккомпанементом:

- выдержанной тонической квинтой;

- интервалами, в которые входят устойчивые ступени лада;

- тонико-доминантовыми басами.

21. Пение мини-канонов по группам с поддержкой педагога.

   Воспитание чувства метроритма

2.2. Сундук методических рекомендаций.

           Организация во времени - одна из важнейших задач на начальном этапе обучения детей музыке.

           Развитию чувства метроритма необходимо уделять особое внимание, так как ритмический слух обладает своими специфическими свойствами.

          Процесс формирования и развития этой музыкальной способности включает в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов.       Обучение ритмическим величинам только путем абстрактных объяснений наносит ущерб музыкальному развитию детей.

        Восприятие музыкального ритма – активный слуходвигательный процесс. И очень важно, чтобы первоначальное восприятие музыки вызывало у детей двигательные реакции.

        Следует начинать изучение соотношения длительностей не с арифметического расчета, а с представления об их временной взаимосвязи и связи с движением: четвертная длительность - шаг, восьмые - бег, половинная — остановка. В названии длительностей желательно использовать ритмослоги: «ти-ти» («бе-гом») - восьмые, «та» («шаг») - четвертная, «ту» («стой») - половинная, при этом обозначать длительности условными движениями («умными» ладошками): восьмые — хлопки в ладошки, четвертные — ладошки на стол или движение сверху вниз ребром ладони, половинные - ручки на пояс. Вводить понятия «четверть», «восьмая», «половинная» следует лишь тогда, когда дети будут свободно ощущать временную соразмерность звуков.

         При письме ритма на начальном этапе целесообразно использовать графическую запись палочками: короткие палочки соответствуют восьмым, длинные — четвертным нотам.

         Также важным является рассматривание ритма внутри определенного метра, а не как расплывчатое, не обусловленное музыкальным смыслом, чередование музыкальных звуков определенной длительности; в ритмическом задании должно присутствовать ощущение метра как внутренней пружины, направляющей течение музыки от одной сильной доли к другой.

          Для развития чувства метра можно использовать равномерное движение: хождение под песню, под инструментальное музыкальное произведение; подражательные движения, которые дети делают во время игры. Важное условие: метр необходимо отбивать, (отхлопывать) без остановок, без каких-либо отклонений от темпа.

        Ритмическим занятиям легче всего придавать форму игры, и привлекать к ней всех без исключения детей.

       Уже с первых шагов необходимо воспитывать у ученика умение охватить взором ритмическую фразу в целом и научить осознавать ее внутреннюю структуру, начиная с наиболее простых построений и постепенно продвигаясь к более сложным.

        Ритмируя слова, мы начинаем изучение соотношения длительностей:

    «Сказка про льва» иллюстрирует ритмические группы в двудольном размере: ЛЕ-ЕВ - половинная, БЕ-ЛОЧ-КА – четверть и две восьмые, КРО-КО-ДИЛ - две восьмые и четверть, ПО-РО-СЕ-НОК – четыре восьмые, Ё-ЖИК – две четвертных ноты.

       Далее это могут быть знакомые детям стихи, которые они читают, «проговаривая» ручками или ножками ритмический рисунок (ровное движение восьмыми и остановка в конце фразы):

«Наша Таня громко плачет...»,

« Раз-два-три-четыре-пять, вышел зайчик…»,

«Гуси, гуси, га-га-га…».

Затем песни, содержащие ритмическое движение только из восьмых и четвертей в размере 2/4:

песня-игра «Гости » К.Орф,

В.Калинников «Тень-тень»,

Украинская народная песня «Весёлые гуси»,

Французская народная песня «Большой олень»,

Т.Потапенко «Грибы»,

А.Филиппенко «Две лягушки»,

А.Филлипенко «Весёлый музыкант»,

Благ «Танец»,

Котляревский «Весёлый жук».

       Только когда дети смогут свободно, уверенно и выразительно отхлопывать, узнавать, выкладывать карточками ритмический рисунок знакомых песен, состоящий из восьмых и четвертей, можно ставить перед ними новую задачу осознания ритмических закономерностей.

Новая половинная длительность:

«Маляр» Лещинской,

«Уточка» Арцибашевой;

Затакт:

считалка «Серый волк пришел из сказки»,

«Зимняя пляска» Старокадомского;

Шестнадцатые:

«Соловейко» Филиппенко,

«Часы» Метлова,

«Котята» Чичкова;

Пауза:

«Две лошадки» Лешинской,

«На лошадке» Лепина.

   При ознакомлении детей с новым ритмическим материалом очень важно использовать наглядные пособия, понятные ребенку - карточки ритмов, схемы, так как зрительные образы облегчают восприятие музыкального ритма.

2.3. Сундук понятийного содержания

Звуки высокие, низкие, средние. Регистры

Клавиатура, клавиши. Октавы.

Нотоносец. Ноты.

Ключи: скрипичный, басовый.

Знаки альтерации: диез, бемоль, бекар.

Лады: мажор, минор.

Тон, полутон. Строение мажорной гаммы.

Звукоряд, тональность. Ключевые знаки.

Гамма, ступени. Тоника, вводные звуки.

Устойчивые ступени. Опевание.

Устойчивое, неустойчивое окончание фраз.

Трезвучие мажорное, минорное.

Унисон, интервал, аккорд.

Интервалы: Прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, октава.

Заключение

Методический сборник поможет изучать данную сольфеджио как интересную, познавательную, увлекательную  дисциплину. В данном методическом пособии находятся шпаргалки с 1 по 8 класс, упражнения для разных этапов изучения,  а так же   о  дисциплине в целом.

Список литературы

1. Абдуллина, Г. В. Систематический курс занятий по сольфеджио. Методическое пособие для музыкальных факультетов педагогических вузов / Г.В. Абдуллина. - М.: Композитор - Санкт-Петербург, 2004. - 116 c.

2. Далматов, Н. А. Музыкальная грамота и сольфеджио. Часть 2 / Н.А. Далматов. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 245 c.

3. Камозина, О. П. Неправильное сольфеджио, в котором вместо правил - песенки, картинки, и разные истории! / О.П. Камозина. - М.: Феникс, 2012. - 816 c.

4 .Методическая разработка «Наглядно – игровые пособия на уроках сольфеджио в ДШИ»  https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-naglyadno-igrovie-posobiya-na-urokah-solfedzhio-v-dshi-428862.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Копилка методических приемов, или Как сделать родительское собрание эффективным и интересным

В статье рассматриваются отдельные методические приемы, позволяющие повысить эффективность проведения родительского собрания....

"Учить словарные слова легко и интересно" методическое пособие

Данное пособие предназначено для учителей начальных классов и родителей. В пособии представлены редко используемые, но очень интересные виды заданий, помогающие формировать у младших школьников навык ...

Учебно - методическое пособие: предметная неделя "Загадка как интересная увлекательная игровая форма изучения русского языка"

Педагогическая ценность загадок в том, что она знакомит ребенка «с радостью мышления», направляет внимание на предметы и явления и их выдающиеся признаки, побуждает вникать глубже в смысл словесных об...

Методические рекомендации для педагогов "Как интересно провести устный счет"

Методические рекомендации для педагогов коррекционной школы VIII вида "Как интересно провести устный счет"...

Материал для методического семинара ( "Учитель года"). Интересные методы работы с первоклассниками.

В данном материале представлены методы работы с первоклассниками под названием "Секреты учительского мастерства"....

Методическое пособие по русскому языку на тему: "Учить словарные слова легко и интересно"

Данное пособие предназначено для учителей начальных классов и родителей. В пособии представлены редко используемые  задания, которые  помогут  заинтересовать  младшего школьн...

Методическая разработка на тему: Конспект занятия. "День интересных затей".

Игровая программа очень нравится детям и заряжает их положительной энергией на весь день.  Чтобы провести данное мероприятие не требуется никаких материальных затрат. Подобраны игры, конкурсы для...