ПК 4.4 Педагогические разработки
материал на тему

Отраднова Диана Валерьевна

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchnaya_statya_po_diplomnoy_rabote.docx50.17 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра психолого-педагогических дисциплин

Отраднова Д.В 46 группа

Научный руководитель: Посадских Л.С.,

преподаватель психологии высшей квалификационной категории

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ ПО ДИПЛОМНОЙ РАБОТЕ НА ТЕМУ: ТЕХНОЛОГИИ  ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАК СРЕДСТВО  ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ  УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Личностно-ориентированное образование можно рассматривать как ресурс и механизм общественного развития. Под личностным подходом мы подразумеваем, в первую очередь, индивидуальный подход к каждому воспитаннику, помогающий ему в осознании себя личностью, направленной на  становление, самоутверждение, самореализацию. Проблема условий применения личностно-ориентированного подхода,  в образовательной деятельности, рассматривается в связи с анализом психолого-педагогических основ обучения (Л.Г. Вяткин, Б.М. Теплов и др.); разработкой технологий саморазвивающего обучения (Г.К. Селевко, Я. З. Шахбазова и др.); разработкой принципов личностных технологий (И.С. Якиманская, Е.В. Бондаревская, Ш.А. Амонашвили и др.); созданием технологий индивидуализации обучения (И.Э. Унт, В.Д. Шадриков и др.).Сущность личностно-ориентированного подхода все еще является предметом споров теоретиков и практиков. Проблема исследования вызвана противоречиями между  объективной потребностью реализации личностно - ориентированного взаимодействия в образовательном  процессе начальной школы и  недостаточной разработанностью методических средств использования личностно-ориентированного взаимодействия  в формировании положительной учебной мотивации младших школьников.

Исходя из этих противоречий  определена тема  научного исследования: «Технологии личностно-ориентированного взаимодействия как средство формирования положительной учебной мотивации у младших школьников».

Цель исследования: Составить комплект методов и приемов по формированию положительной учебной мотивации  младших школьников посредством  личностно-ориентированного взаимодействия

Объект исследования: процесс формирования  учебной мотивации младших школьников  посредством личностно-ориентированного взаимодействия .

Предмет исследования: методы и приемы по формированию  положительной учебной мотивации  младших школьников посредством личностно-ориентированного взаимодействия

Гипотеза исследования: Если в образовательный процесс младших школьников  включить  методы и приемы личностно-ориентированного взаимодействия, то  формирование положительной учебной мотивации  будет осуществляться более эффективно.

Задачи исследования:

1.Изучить научно-психологическую литературу по проблеме реализации личностно-ориентированного подхода в образовательном  процессе начальной школы.

2. Изучить научно-психологическую литературу по проблеме  формирования учебной мотивации у младших школьников

3. Выяснить, изучая методическую литературу, наиболее эффективные методы и приемы формирования  положительной учебной мотивации  младших школьников посредством личностно-ориентированного взаимодействия

4. Составить  комплект методов и приемов по формированию положительной учебной мотивации  младших школьников посредством  личностно-ориентированного взаимодействия

5. Провести апробацию комплекта методов и приемов по формированию положительной учебной мотивации  младших школьников посредством  личностно-ориентированного взаимодействия  в условиях образовательного процесса и во внеклассной работе современной начальной школы.

Методы исследования:

- изучение психолого-педагогической литературы;

-анализ психолого-педагогической литературы;

-обобщение и систематизация материала;

-изучение результатов апробации и сделать выводы о её целесообразности.

В научной литературе существуют различные классификации педагогических технологий. В основе классификации могут находиться различные признаки.

«Одним из главнейших признаков, по которому различаются все педагогические технологии, является мера ее ориентации на ребенка, подход к ребенку. Либо технология исходит из могущества педагогики, среды, других факторов, либо она признает главным действующим лицом ребенка - личностно ориентирована» (Селевко Г.К. 2005).

Термин «подход» более точен и более понятен: он имеет практический смысл. Термин «ориентация» отражает преимущественно идейный аспект.

В центре внимания личностно-ориентированных технологий - уникальная целостная личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

Ключевыми словами личностно-ориентированных технологий образования являются «развитие», «личность», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «творчество».

Личность - общественная сущность человека, совокупность его социальных качеств и свойств, которые он вырабатывает у себя пожизненно.

Развитие – направленное, закономерное изменение; в результате развития возникает новое качество.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие какого-либо явления, человека; противоположность общего, типичного.

Творчество – это процесс, в результате которого может быть создан продукт. Творчество идет от самого человека, изнутри и является выражением всего нашего существования.

Свобода – отсутствие зависимости.

Сегодня в отечественной педагогики и педагогической психологии, на наш взгляд, можно вести речь о следующих педагогических технологиях ориентированных на личность ученика:

- система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В, Давыдова;

- дидактическая система обучения Л.В. Занкова;

- система обучения «по Ш.А. Амонашвили»;

- школа диалога культур В.С. Библера;

- теория планомерного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина – Н.Ф. Талызиной;

- подходы к организации обучения учителей-новаторов (И.П. Волков, В.Ф. Шаталов, Е.Н. Ильин, В.Г. Хазанкин; С.Н. Лысенкова и др.).

Личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого учащегося, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании. Тем самым признается, что в образовании происходит не просто интериоризации ребенком заданных педагогических воздействий, а «встреча» задаваемого и субъектного опыта, своеобразное «окультуривание» последнего, его обогащение, приращение, преобразование, что и составляет «вектор» индивидуального развития. Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированное взаимодействие.

При проектировании образовательного процесса нужно исходить из признания двух равноправных источников: обучения и учения. Последнее не есть просто производное первого, а является самостоятельным, личностно-значимым, а потому очень эффективным источником развития личности.

Основу организации личностно-ориентированного подхода в обучении составляют концептуальные положения психологов о доминирующей роли деятельности в общении и формировании личности. В силу этого учебный процесс должен быть направлен не только на усвоение знаний, но и на способы усвоения и процессы мышления, на развитие познавательных сил и творческих способностей. Мы считаем, что в соответствии с этим в центре обучения должен находиться ученик, его цели, мотивы, интересы, склонности, уровень его обученности и способности.

Инструментальные системы в своей основе, как правило, имеют тот или иной конкретный метод, найденный в практике и составляющий основу определённой педагогической технологии. Типологически это можно представить следующим образом: культурологические (Ш.А, Амонашвили,В.С. Библер,Д.Б. Эльконин – В.В. Давыдов); личностно-ориентированные.

Эти технологии доказали свою эффективность. Они получили распространение потому, что, во-первых, в условиях ещё существующей у нас классно-урочной системы занятий они наиболее легко вписываются в учебный процесс, могут не затрагивать содержания обучения, которое определено образовательным стандартом для базового уровня. Это технологии, которые позволяют при интегрировании в реальный учебный процесс достигать поставленных любой программой, стандартом образования целей по каждому учебному предмету другими альтернативными, традиционными методами, сохраняя при этом достижения отечественной дидактики, педагогической психологии, частных методик.

Во-вторых, эти технологии обеспечивают не только успешное усвоение учебного материала всеми учениками, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг другу, коммуникабельность, желание помочь другим. Соперничество, высокомерие, авторитарность, столь часто порождаемые традиционной педагогикой и дидактикой, несовместимы с этими технологиями.

Они требуют смены приоритетов с усвоения готовых знаний в ходе классных занятий на самостоятельную активную познавательную деятельность каждого ученика с учётом его особенностей и возможностей.

Проблеме мотивации уделяется большое внимание, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Тем не менее, на сегодняшний момент нет единого общепринятого подхода к определению понятий мотива и мотивации, их соотношению.

Наиболее полным является определение мотива, предложенное Л. И. Божович: мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность, «в качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания. Словом, все то, в чем нашла свое воплощение потребность». А. Н. Леонтьев согласно своей теории деятельности употребляет термин «мотив», «как обозначающий то объективное,  в чем конкретизируется потребность в данных условиях и на что направляется деятельность как на побуждающее ее». Итак, А. Н. Леонтьев  понятие мотива соотносит с потребностью, ее переживанием или ее удовлетворением. Понятие «мотивация» шире понятия «мотив», однако мотивация не сводится лишь к совокупности мотивов, это гораздо более сложная система.

Присутствие мотивационного компонента в структуре учебной деятельности говорит о том, что необходимо рассматривать мотивы учения младших школьников в процессе обучения.        

Согласно концепции А.Н. Леонтьева мотивационная сфера человека, как и другие его психические особенности, имеют свои источники в практической деятельности. Поведению в целом соответствуют потребности человека; в системе деятельностей – разнообразие мотивов; множеству действий, формирующих деятельность, - упорядоченный набор.

Под мотивом учебной деятельности понимаются все факторы, обусловливающие проявление учебной активности: потребности,  цели, установки, чувство долга, интересы и т. п. Особенностью мотивации большинства школьников младших классов является беспрекословное выполнение требований учителя. Социальная мотивация учебной деятельности сильна и значима для ученика.  

Психологическое изучение мотивации и ее формирование - это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности ученика. Изучение мотивации - это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого ученика и класса в целом.

В ходе апробации комплекта методов и приемов по формированию положительной учебной мотивации младших школьников посредством  личностно-ориентированного взаимодействия, были проведены 3 этапа:

-Констатирующий этап

-Формирующий этап

-Контрольный этап

На основе результатов констатирующего этапа выявлено, что у большинства детей средний уровень учебной мотивации. Также по результатам анкетирования и беседы, было выявлено, что у учащихся с хорошей успеваемостью-уровень учебной мотивации ниже, чем у учащихся с более низкой успеваемостью.

Переведем результаты в проценты: из 15 выбранных учащихся, 50% учащихся имеют высокий уровень учебной мотивации, 30% учащихся имеют средний уровень учебной мотивации и 20% - низкий уровень учебной мотивации.

На формирующем этапе из запланированных 5 классных часов, были проведены все.

В ходе проведения формирующего этапа апробации были использованы следующие методические средства: беседа, карточки, игры, творческие задания, работа в группах и парах.

На контрольном этапе был проведен контрольный срез, для того чтобы выявить уровень учебной мотивации у учащихся, после проведения апробации.

Исходя из результатов контрольного среза, было выявлено, что учащиеся, у которых был средний и низкий уровень мотивации, значительно повысился.

Переведем результаты в проценты: 70% учащихся имеют высокий уровень учебной мотивации, 30% учащихся имеют средний уровень учебной мотивации.

Показатели свидетельствуют о том, что необходима развивающая работа по формированию положительной учебной мотивации  у 30 % учащихся. Наблюдается не достаточный уровень сформированности учебной мотивации учащихся.

Исходя из данных показателей, можно сделать вывод о небольших изменениях в формировании уровня положительной мотивации у учащихся второго класса и о частичном подтверждении гипотезы исследования. Процесс формирования положительной мотивации у учащихся будет проходить более эффективно, если  целенаправленно использовать, в условиях образовательного процесса и во внеклассной работе, комплект методов и приёмов работы учителя  по формированию  положительной учебной мотивации  младших школьников посредством личностно-ориентированного взаимодействия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"

   Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В  статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...

Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)

Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...

Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"

Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1.     Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2.     Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...

Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....

Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...

Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"

АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...

Апробация педагогической разработки

В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...