Сопровождение детей - инвалидов в ОО
проект на тему

Фёдорова Ольга Владимировна

Презентация на тему "Сопровождение детей - инвалидов в образовательной организации"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon mini-seminar_soprovozhdenie_detey_-_invalidov.ppt847 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сопровождение детей – инвалидов в условиях образовательной организации Фёдорова Ольга Владимировна, руководитель ПМПК, педагог-психолог Государственное областное бюджетное учреждение "Боровичский центр психолого-педагогической , медицинской и социальной помощи"

Слайд 2

1. Конвенция о правах инвалидов, принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г. ( ратифицирована в Российской Федерацией 25 сентября 2012 г.). 2. Конвенция ООН о правах ребенка, принята резолюцией 45/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г., ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г. 3. Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. от 29.12.2017 г.). 4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 29.12.2017 г.) 5. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». 6. Положение о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденное Приказом Министерства образования и науки РФ от 20.09.2013 г. №1082. 7. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10.12.2013 г. №723 "Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с ПМПК" 8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 г №1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» Нормативно-правовая основа организации процесса сопровождения ребенка – инвалида в условиях образовательной организации

Слайд 3

Ст. 1 Закона 181-ФЗ « О социальной защите инвалидов» ( в ред. от 29.12.2017г.): ребенок-инвалид – это лицо до 18 лет, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством (физических и психических) функций организма, обусловленное заболеваниями, травмами, их последствиями, дефектами, которое приводит к ограничению жизнедеятельности и необходимости его социальной защиты. Ст. 79 Закона 273-ФЗ "Об образовании в РФ" (в ред. от 29.12.2017г.): ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это лицо до 18 лет, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Слайд 4

Не каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья, имеющий нарушение здоровья со стойким (т.е. длительным и не поддающимся коррекции стандартными методами лечения) расстройством функций организма, является инвалидом. Не каждый ребенок – инвалид относится к категории детей с ОВЗ.

Слайд 5

Условиями признания гражданина инвалидом согласно п. 5 Правил признания лица инвалидом (утв. Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95) являются: нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию. При этом требуется совокупность всех вышеперечисленных условий. Пункт 5 Правил признания лица инвалидом (утв. Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95)

Слайд 6

Основные виды стойких нарушений функций организма человека Нарушение функции зрения Нарушение функции слуха Нарушение одновременно функций зрения и слуха Нарушение функции верхних конечностей Нарушение функции нижних конечностей Нарушение функции опорно-двигательного аппарата, вызывающее необходимость использования кресла-коляски Нарушение интеллекта Нарушение языковых и речевых функций Нарушение функции сердечно-сосудистой системы Нарушение функции дыхательной системы Нарушение функции пищеварительной системы Нарушения функций эндокринной системы и метаболизма Нарушения функций системы крови и иммунной системы Нарушение мочевыделительной функции Нарушения функций кожи и связанных с ней систем Нарушения, обусловленные физическим внешним уродством Виды стойких нарушений функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм, дефектами

Слайд 7

Признание лица ребенком - инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы (МСЭ). Установление статуса «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ) осуществляется психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). Установление статуса "ребенок с ОВЗ" и "ребенок - инвалид"

Слайд 8

Взаимодействие МСЭ-ПМПК-образовательной организации в сфере образования детей - инвалидов МСЭ ПМПК Образовательная организация Установление статуса «ребенок – инвалид» Формирование заключения о необходимости создания специальных условий для образования ребенка – инвалида (если ребенок представлялся на ПМПК и ему присвоен статус «ребенок с ОВЗ») Разработка и реализация плана мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации, абилитации (ИПРА), выполнение рекомендаций ПМПК

Слайд 9

Индивидуальная программа реабилитации, абилитации ребенка - инвалида, заключение ПМПК являются обязательными для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Образовательные организации обязаны выполнять требования по формам, условиям обучения, содержащимся в индивидуальной программе реабилитации, абилитации ребенка - инвалида, заключении ПМПК. Создание специальных образовательных условий для детей – инвалидов в соответствии с рекомендациями ПМПК

Слайд 10

Адаптированная образовательная программа - это образовательная программа, скорректированная с учетом особенностей здоровья обучающихся, направленная на компенсацию ограниченных возможностей здоровья, в целях максимально полного развития потенциала обучающегося. При этом программа может учитывать как общие особенности обучающихся с той или иной патологией (например, слабовидящие дети), так и индивидуальные. Для детей-инвалидов образовательная программа должна строиться на основе требований, указанных в индивидуальной программе реабилитации, абилитации (ИПРА) и рекомендаций ПМПК. Статья 79 ФЗ «Об образовании в РФ»

Слайд 11

администрация ОО; педагоги, работающие с ребенком; учителя-дефектологи (олигофренопедагоги, сурдопедагоги, тифлопедагоги) на каждые 6 - 12 учащихся с ОВЗ; учителя-логопеды на каждые 6 - 12 учащихся с ОВЗ; педагоги-психологи на каждые 20 учащихся с ОВЗ; тьюторы, ассистенты (помощники) на каждые 1 - 6 учащихся с ОВЗ; социальные педагоги; медицинские работники Организация сопровождения ребенка – инвалида в ОО (бесплатно)

Слайд 12

- комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку-инвалиду в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Основные технологии психолого-педагогического сопровождения: Построение адекватной возможностям ребенка с инвалидностью образовательной программы (по каждой отдельной компетенции или предмету). Технология проведения междисциплинарных консилиумов специалистов для выстраивания стратегии психолого-педагогического сопровождения. Технология оценки особенностей и уровня развития ребенка с выявлением причин и механизмов его проблем, для задач создания адекватной реабилитации и сопровождения ребенка и его семьи. Технология оценки внутригрупповых взаимоотношений для формирования эмоционального принятия и группового сплочения. Технология коррекционно-развивающей работы с детьми с инвалидностью, при необходимости, с другими субъектами инклюзивного образовательного пространства. Технология поддержки участников ОП (педагогов, родителей), психологической работы с родительскими и педагогическими ожиданиями. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка - инвалида

Слайд 13

- условия обучения, воспитания и развития обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ детьми – инвалидами, обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Специальные образовательные условия

Слайд 14

Организация системы взаимодействия и поддержки образовательной организации со стороны «внешних» социальных партнеров. Обучение по адаптированной образовательной программе. Разрабатывается и утверждается образовательной организацией. Обеспечение комплексного психолого-педагогического сопровождения ребенка на протяжении всего периода его обучения (учитель, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, социальный педагог, тьютор (ассистент)). Проведение учителем индивидуальных или групповых коррекционных занятий с целью устранения пробелов общего развития ребенка, его предшествующего обучения, направленная подготовка к усвоению учебного материала; логопедом по устранению речевых нарушений; психологом по коррекции эмоционально-волевой сферы, инструктором по ЛФК и т.д. Организация деятельности специалистов в форме ПМПконсилиума для выявления, обследования, разработки индивидуальной образовательной программы. Общие образовательные условия сопровождения детей – инвалидов, имеющих рекомендации ПМПК

Слайд 15

Создание соответствующего методического и информационного обеспечения. Бесплатное предоставление учебников и учебных пособий в соответствии с программой. Применение адекватных возможностям и потребностям ребенка современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы. Материально-техническое оснащение (кабинеты для коррекционных занятий с логопедом, психологом, дефектологом, психомоторной коррекции, спортивный зал, медицинский кабинет и пр.). Организация внеучебных и внеклассных мероприятий, направленных на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка. Включение программ дополнительного образования. Организация медицинского обслуживания – сопровождение ребенка - инвалида медицинскими работниками. Организация взаимодействия с родителями (профилактические и просветительские мероприятиями). Создание атмосферы эмоционального комфорта.

Слайд 16

Категория детей с ОВЗ Специальные образовательные условия Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья по слуху Специальная организация архитектурной среды: - организация учебного и внеучебного пространства (использование акустики, визуализированных источников информации, стендов, расписаний, табло), - использование звукоусиливающей аппаратуры индивидуального и коллективного пользования, визуальных устройств, - использование приспособлений, аппаратуры и технологий при проведении коррекционно-развивающих занятий, - обеспечение получения информации с использованием русского жестового языка (сурдоперевода, тифлосурдоперевода). Специальная организация рабочего пространства - учет особенностей восприятия речи при обучении и взаимодействии с педагогом, - расположение на занятии – первая парта, ближе к педагогу, обеспечение слухозрительного восприятия речи педагога на занятии (возможность видеть лицо, артикуляцию говорящего педагога), - дублирование слуховой информации (по необходимости), - использование наглядно-вербальных опор: таблицы, схемы (индивидуально на парте). Специальные образовательные условия

Слайд 17

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья по зрению Специальная организация среды (по мере необходимости): - организация образовательного процесса в соответствии с офтальмо-эргономическими рекомендациями: соблюдение режима зрительной нагрузки, динамические паузы в работе, выполнение зрительной гимнастики и т.д., - учет в ходе обучения сниженного темпа работы слабовидящего ребенка, - использование специальных средств оптической коррекции (очки, карманные увеличители, лупы), - расположение на занятии – первая парта // средний ряд, не дальше третьей парты (с учетом рекомендация врача-офтальмолога, тифлопедагога), - достаточная освещенность рабочего места, - использование контрастных печатных материалов, изображений с четким контуром, тетрадей с четкой разлиновкой, - дозирование зрительной нагрузки при выполнении письменных заданий и чтении, объема зрительных заданий на уроке, - увеличение временных рамок выполнения практических, письменных заданий с учетом возможностей ребенка, увеличение времени для изучения и рассматривания материала, - чередование использования письменных и устных заданий, активное использование в учебно-познавательном процессе речи как средства компенсации нарушенных зрительных функций; - развитие сохранных анализаторов и компенсаторных способов деятельности в учебно-познавательном процессе.

Слайд 18

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата Специальная организация среды с учетом особенностей развития ребенка: - приспособленная и адаптированная «под» возможности ребенка безбарьерная среда, включая ассистивные устройства и технологии; - использование специального оборудования «под» ребенка; (опора для стояния, сидения, ходунки, ортопедическая обувь и др.), - специальная организация рабочего места – опора для сидения и т.п.; - соблюдение индивидуального ортопедического режима: паузы для отдыха, смена позы; дозирование нагрузки с учетом физических возможностей ребенка; - занятия дома с целью ознакомления с обучающим материалом или заданиями из программы обучения перед самим обучением, дополнительной проработки трудных тем, заданий (с учетом возможностей ребенка); - предоставление услуг ассистента (тьютора)

Слайд 19

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, имеющие нарушения интеллекта Использование методов обучения, учебников, учебных пособий, дидактики в соответствии с программой. Обучение по специальной индивидуальной программе развития (СИПР) (умеренная/тяжелая/глубокая умственная отсталость, которая сочетается с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой патологией, расстройствами аутистического спектра, соматическими заболеваниями). Возможно сопровождение ассистентом (помощником) в повседневных практических, бытовых, учебных ситуациях. Специальная организация среды с учетом особенностей развития ребенка: при наличии поведенческих нарушений, сенсорной и двигательной патологии ( необходимость организации особого питания, особого стиля учебного взаимодействия и т.д.).

Слайд 20

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, имеющие тяжелые нарушения речи Специальная организация образовательного процесса: - учет индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве, - изменение объема заданий, временных рамок выполнения задания в соответствии с возможностями ребенка, -использование наглядности, дополнительных визуальных опор - схем, таблиц (индивидуально на парте), - занятия дома с целью ознакомления с обучающим материалом или заданиями из программы обучения перед самим обучением, дополнительной проработки трудных тем, заданий. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, имеющие психические расстройства (в том числе аутистического спектра) Специальная организация среды: - постепенное, индивидуально дозированное введения ребенка в ситуацию обучения в классе, - специальная организация пространства класса: зонирование учебного пространства, умеренность, постоянство в расположении предметов, использование индивидуальных наглядных опор (визуальных расписаний, плана урока (учебного дня), подсказок и др), - организация места для разгрузки, восстановления активности, - повышение участия и активности ребенка в различных повседневных процедурах, мероприятиях.

Слайд 21

Образование детей – инвалидов, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Выбор образовательной организации и формы обучения осуществляют родители или иные законные представители ребенка. Принцип возможности выбора организации образования

Слайд 22

Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей) обучение по образовательным программам организуется на дому или в медицинских организациях. Индивидуальная форма обучения ребенка – инвалида (Ст. 66 ФЗ «Об образовании в РФ»)

Слайд 23

Какими бы разными дети не были по национальности или по цвету кожи, уровню физического и умственного развития, все должны иметь равные возможности для развития и жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология определения индивидуального маршрута психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов в образовательном учреждении

Данная презентация представляет опыт работы по психолого-педагогическому сопровождению детей-инвалидов специалистами ППМС-центра. В рамках образовательного учреждения воспользоваться данной технологие...

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Вопрос организации и обеспечения образовательного процесса для детей-инвалидов и детей с ОВЗ....

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В настоящие время проблема психологического сопровождения детей-инвалидов является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социал...

Опыт участия в разработке и реализации программ сопровождения детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Оксаной Павловной разработаны адаптированные образовательные программы по чтению и развитию речи, письму и развитию речи, математике для обучающегося по индивидуальной программе (обучение на дому) Тют...

Программа психологического сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ

Помочь ребенку-инвалиду – это, прежде всего, воспринять и понять его мир. В данный момент образование лиц с ограниченными возможностями здоровья рассматривается как приоритетное направление совр...

Педагогический совет "Сопровождение детей - инвалидов и детей с ОВЗ в образовательном пространстве МБОУ "Акташская СОШ имю Ст. Мохова"

Данный педагогический совет рассказывает о сопровождении детей с ОВЗ и детей - инвадидов в образовательном пространстве  школы. Подводится и итог работы по всем направлениям:урочная и внеурочная ...