"Страшная игрушка"
проект на тему

Марьинская Ольга Витальевна
Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_strashnaya_igrushka.odt31.69 КБ

Предварительный просмотр:

                      Бояться ли страшных игрушек?                                Страшные игрушки существовали во все времена. Такие игрушки чаще всего изображали пугающих сказочных персонажей и мифических существ. В русской народной традиции они широко представлены в резной деревянной игрушке,игрушках из глины- дымковской, филимоновской и др. Эти фигуки изображали "страшных" животных: медведя,волка, льва и сказочных, фантастических  "чудовищ" — Тяни-Толкая, Змея Горыныча и пр. Эти хорошо знакомые детям персонажи, их внешний вид ( часто нарочито потешный ),рукотворность таких игрушек и их зависимость от действий ребенка- все это способствовало преодолению страхов малыша.                                  Сегодня индустрия игрушек развивается совсем в ином русле. Массовое производство и потребление привело к детализации и натурализации игрушки, традиции и преемственность уступили место техническому прогрессу. Страшные игрушки стали одними из самых ярких, а значит, и привлекательных для покупателя; они перестали занимать свою особую нишу и заполнили прилавки. Устрашающий внешний вид игрушки потерял свою знаковость и стал просто одним из способов привлечения внимания.                                                  Покупая современную страшную игрушку, родители часто даже не подозревают о том, какой вред наносят своему ребенку. Ребенок радуется каждой новой покупке и нисколько не пугается, получая в подарок очередного монстра.                                                                                                                                                                                      Для чего нужны страшные игрушки.                                 Так же, как с самого начала существовали наряду с добрыми героями сказок, мифов и былин, злые, так же и страшные игрушки, изображавшие этих персонажей, были всегда. Как и другие образные игрушки, они выполняли роль посредников между внутренним миром ребенка и внешней, окружающей его реальностью. Однако, если "обычные", нестрашные игрушки служат для присвоения и выражения позитивного опыта малыша, то пугающие, отталкивающие игрушки нужны для обыгрывания негативных эмоций и событий из жизни ребенка. Отражая в таких игрушках собственную агрессию и страх, дети учатся их распознавать и контролировать. Еще одна важная функция  страшных игрушек-нравственное воспитание малыша. Ребенку легче различать добро и зло, имея перед собой соответствующие примеры из сказок. Традиционные страшные игрушки, уходят корнями в мир сказки. Служат этой цели, они являются прообразами душевной жизни ребенка, позволяют малышу     "отыграть" и тем самым преодолеть свои негативные эмоции, осознать и оценить собственные дурные и добрые поступки.                                                 Любые мифические, сказочные персонажи представляют собой универсальные, общечеловеческие образы добра и зла. Сказка, несмотря на кажущуюся фантастичность, на самом деле моделирует ситуации, с которыми малышу предстоит столкнуться в реальной жизни, учит его смелости, благородству,настойчивости. Традиционные страшные игрушки, уходящие корнями в мир сказки, служат той же цели, они являются прообразами                   душевной жизни ребенка, позволяют малышу  "отыграть" и тем самым преодолеть свои негативные эмоции.                                                                                  

               Такие страшные игрушки существуют и сегодня. К ним относятся,прежде всего, куклы, изображающие страшных и злых персонажей сказок: Бабу Ягу, волка, Змея Горыныча и т.д. Устрашающая внешность этих персонажей соответствует их внутренней сути: они страшные потому что злые. В то же время, каждый из этих героев имеет свой уникальный, порой неоднозначный характер прекрасно известный любому малышу из сказок. Именно поэтому страх,который они вызывают у ребенка, в некоторой степени условен. Каждый из этих персонажей, его внешность, характер и возможные дурные поступки хорошо известны любому малышу заранее,так же, как и способы преодоления всех этих "ужасных" качеств. Любого дракона можно обвести вокруг пальца, крокодила посадить в клетку и отправить в Африку, с Бабой Ягой, при желании, можно даже договориться. Предсказуемость этих "страшных" героев позволяет ребенку свободно манипулировать с ним в игре,а значит преодолевать страх.                                                                                         Современные страшные игрушки.                                          Совсем иначе дело обстоит дело с многочисленной категорией современных "страшных" игрушек. К ней относятся всевозможные монстры, роботы-трансформеры, киборги, устрашающего вида животные и насекомые. Сюда же можно отнести кукол с утрированными и странными выражениями лица: одни из них плачут, другие сердятся, третьи показывают язык, у четвертых  на лице старческие морщины или прыщи. Для этой группы "страшных" игрушек характерны совершенно иные черты, чем для традиционных.                        Обилие деталей, всевозможные технические "навороты", делают образ игрушки привлекательным, но слишком сложным для понимания малыша. Часто совершенно не ясно,что это за существо- человек. Животное или вообще машина. Если для взрослого человека слова "мутант" и "биоробот" несут какую-то смысловую нагрузку. То маленькому ребенку, у которого только складывается представление о мире, они ничего объяснить не могут. В результате подобные герои со "сверхчеловеческими" способностями,иногда в "железной броне" и с закрытыми маской лицами, становятся для ребенка образцом для подражания, образом того. Каким на самом деле должен быть человек.

              Что касается внутреннего, содержательного аспекта таких игрушек, то он полон противоречий. Большая часть подобных персонажей ( Человек-Паук, Бэтмен, Черепашки-нидзя, Шрек и пр.), несмотря на свою устрашающую внешность, позиционируются как "добрые" и "хорошие". При этом основным их занятием ( и это наглядно отражено в их внешнем облике ) являются драки и борьба с очень похожими на них, но якобы "злыми" героями. Такая не очевидная связь внешнего и внутреннего доступна пониманию взрослого,уже сложившегося человека, но не маленького ребенка. Главная опасность таких страшных игрушек заключается в том, что они стирают грань между хорошим и плохим, добрым и злым. Малыш, представления которого о

 добре и зле только складываются, нуждается в их четком разделении и простой символизации в игрушке.

              Современные дети смотрят телевизор. В мультфильмах и фильмах насилие встречается довольно часто, но, в отличие от документальных репортажей на эту тему, в произведениях искусства оно нередко выглядит красиво. Точеные формы, быстрые и меткие движения роботов могут даже эстетически привлекать мальчиков, что станет основой подражательной игры с игрушками-роботами.                                                                                             Однако даже взрослый, смотревший фантастические сериалы для детей, подчас с трудом вспомнит, какое там было идейное наполнение. За что там бились все эти машины? Действие так растянуто во времени, да еще так часто прерывается рекламами, что совершенно невозможно вспомнить, к чему все это было (даже если многосерийная борьба была за "мир во всем мире"). Поэтому в памяти остаются исключительно сцены битв всех сортов, не увязанные с идеями справедливости или спасения.                                                           "Страшилки" для разного возраста.                                         Итак, "страшные" игрушки могут быть очень разными. Но могут ли они быть полезными, нужны ли они ребенку? Ответ на этот вопрос зависит от возраста вашего ребенка.                                                                                  Если малышу нет еще трех лет, то "страшные" игрушки не только не будут полезны, но могут иметь негативное влияние на его развитие. Малышей в этом возрасте легко напугать, но они еще не могут "обыграть" свой страх и таким образом справиться с ним. Слишком сильные впечатления, такие, как появление страшной игрушки в детской или просмотр пугающего мультфильма, могут серьезно повредить ребенку. Следует оградить малыша и от страшных игрушек. Если вы заметили, что какая-то, даже самая безобидная на вид игрушка пугает ребенка, лучше уберите ее. В дошкольном возрасте, от трех до шести лет, дети "отыгрывают" впечатления, в том числе содержание сказок и мультфильмов, примеривают на себя положительные и отрицательные роли. Именно в этот период дети наиболее восприимчивы к всевозможным сказочным и волшебным мотивам. Дошкольник переживает бурный рост фантазии, но еще плохо ей управлять, и с этим связана опасность бесконтрольного взаимодействия со страшной игрушкой в этом возрасте. Страшная игрушка для ребенка, как и всякая другая образная, это ожившая сказка, мультфильм или история и, одновременно, символическое выражение его собственных эмоций, страхов и переживаний. Особенно захватывающими для малыша становятся сюжеты о борьбе добра и зла, победе положительных героев над отрицательными. Для их разыгрывания у ребенка может возникнуть собственная потребность в страшных игрушках. Однако, даже в этом случае, игра с ними должна осуществляться под контролем взрослых.  

                           

  Проект « Страшные игрушки».                                                                                                                                                     

Цели проекта: Познакомить детей с ролью пугающих игрушек.

Задачи:

  1. Познакомить детей с историей создания кукол.
  2. Развивать познавательный интерес к истории создания кукол.
  3. Обратить внимание детей на то что, страшные игрушки существовали во все времена.
  4. Развивать речь детей (речь-описание, монолог, речь-доказательство).
  5. Развивать эмоциональную отзывчивость, эстетическое восприятие.
  6. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Участники проекта: Воспитатели старшей группы: Марьинская О. В., Чучина Н. А., дети старшей группы, родители воспитанников.

Вид проекта: познавательно-творческий.

1 этап-накопление знаний

« Какие куклы бывают»

  1. Чтение глав из книги М. Левиной «365 кукол со всего света».
  2. Рассматривание иллюстраций в книгах и журналах.
  3. Домашнее задание: « Куклы ваших мам и бабушек» ( беседы с родителями, рассматривание старых кукол).
  4. Родительское собрание «Во что играют наши дети ?».

«Традиционные и современные страшные игрушки»

  1. Знакомство с современными страшными игрушками.
  2. Сюжетно-ролевые игры со страшными игрушками.
  3. Сравнение традиционных и современных страшных игрушек.

2 этап-играем с куклами.

  1. Рисуем, играем.
  2. Игры-драматизации.
  3. Игры с современными куклами.

3 этап-результат.

  1. Знакомство с музейной работой.
  2. Создаем выставку страшных игрушек.
  3. Совместная работа воспитателя и детей по созданию коллажа.

                                                                                            

                                                                                                     

                                                                                                   

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему: "В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки."

Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему " В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки." 3 класс...

"Лепка игрушки по мотивам народных образцов" (дымковская игрушка)

Данный материал поможет познакомить детей с историей возникновения игрушек, народных промыслов, с древним смыслом орнамента, которым украшали игрушки. Развивать творческие способности учащихся, эстети...

Классный час. Тема: «В мастерской глиняной игрушки. Лепка каргопольской игрушки “Медведка”».

Данную разработку классного часа можно использовать для учеников начальной школы. В разработке содержится история возникновения каргопольской игрушки, информация о мастерах и пошаговое выполнение игру...

Лепка игрушки по мотивам народных образцов. Филимоновская игрушка.

Конспект занятия кружка лепки. Можно использовать на уроках изо....

"Праздничные краски узоров" - рисование элементов декоративного оформления дымковской игрушки. Ознакомление с дымковской игрушкой и беседа о ее красоте.

На данном уроке ИЗО дети знакомятся с дымковской игрушкой, учатся выделять элементы геометрического рисунка дымковской росписи, упражняются в приемах рисования кистью элементов дымковского узора....

Конспект занятия кружка в 1 классе по теме "Народная игрушка. Кукла" из курса внеурочной деятельности "Мой край и его традиции" по духовно-нравственному направлению; презентация "Народная игрушка"

Игрушка необходимый спутник детства. Для каждого возраста свои забавы. Дарить игрушки - народный обычай, считалось, что игрушка - подарок принесёт ребёнку здоровье и благополучие. На занятии дети знак...