Тема 6 Особенности организации учебной деятельности совместно обучающихся детей с ОВЗ и сверстников, не имеющих ограничений здоровья, направленной на достижение метапредметных результатов.
материал на тему

Абилова Светлана Николаевна

Особенности организации учебной деятельности совместно обучающихся детей с ОВЗ и сверстников, не имеющих ограничений здоровья, направленной на достижение метапредметных результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_6.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема 6. 

Особенности организации учебной деятельности совместно обучающихся детей с ОВЗ и сверстников, не имеющих ограничений здоровья, направленной на достижение метапредметных результатов.

Задание 1.

На основе собственного опыта зафиксируйте собственное понимание смысла понятия «учебная деятельность», перечислите её структурные компоненты и их содержание. В случае затруднения воспользуйтесь Приложением №1. Зафиксировать ответ Вы можете в предложенной ниже таблице.

Ответ:

Структура и содержание учебной деятельности младших школьников

Мое понимание смысла понятия «учебная деятельность»

Компоненты учебной деятельности

Содержание компонентов

Примечание

Это деятельность ученика в учебном процессе, усвоение и совершенствование им учебных понятий, задач и приёмов в процессе обучения. Основной особенностью  учебной деятельности, ее отличием от других видов деятельности является  то, что в ней ребенок под руководством учителя оперирует научными понятиями, усваивает их. Результат учебной деятельности, в которой происходит усвоение научных понятий, - это прежде всего изменение самого ученика, его развитие, приобретение им новых способностей, т.е. новых способов действий с научными понятиями (понимание математики как особого языка, с помощью которого описываются определенные свойства окружающего мира; умения пользоваться способами знаковой системы математики, правилами, понятиями (числа, величины и т.д.). Учебная деятельность - деятельность по самоизменению, ее продукт – это те изменения, которые произошли при ее выполнении в самом субъекте. В этом и заключается ее основная особенность.

Мотивы

Интерес детей к содержанию учебного материала, к самому процессу его изучения. Ребёнок должен быть мотивирован не только результатом, но и самим процессом учебной деятельности. Это тоже мотив собственного роста, самосовершенствования, развития своих способностей.

Очень важно именно в начальной школе помочь детям (и близким им взрослым!) осознать значимость изменения себя, научения новым способам как самого главного в позиции школьника, как общественно значимой и общественно оцениваемой работы.

Учебная задача

(целеполагание)

Учебная задача — это принятая и осознанная ребёнком цель деятельности учения, что ученик должен освоить. Это система заданий, при выполнении которых ребёнок осваивает наиболее общие способы действия.

Общая схема организации работы с такими ситуациями может быть описана следующими вопросами:

-Что это такое? Как возникают, из чего состоят (получаются) ситуации, фигуры и т.д. такого вида?

-Что я об этом уже знаю? Чего не знаю, не понимаю? Предполагает проверку условий выполнения уже известного способа действия, его границы.

-Какую проблему (вопрос) буду решать (исследовать)?   Как ее можно записать (зарисовать, обозначить)? Как я должен действовать, чтобы получить результат? Фиксирует проблемно-рефлексивную ситуацию.

-Что смогу делать, решив проблему?  Зачем буду в этом разбираться (изучать, исследовать)?  

Планирование

Выбор и определение последовательности действий, ведущих к решению учебной задачи, необходимых для этого средств и этапов.

В первом класс планирование проводится под руководством учителя, который к концу первого класса начинает предлагать детям пытаться самим ставить эти вопросы:

-Чтобы спланировать продвижение к цели, на какие вопросы нам следует ответить?

-Что будем делать сначала, что потом? Можно ли двигаться к цели по-другому?

-Что мне поможет решить проблему (найти ответ на вопрос)? Сколько времени потребуется?

Поиск и построение способа  решения учебной задачи (конкретизация, применение «открытого» способа).

Операции и учебная задача считаются основным звеном структуры учебной деятельности. Операторным содержанием будут те конкретные действия, которые совершает ребенок, решая частные задачи.

При этом задачами учителя является обеспечение условий для:

- прохождения школьником материализованного этапа  формирования сложного умения ;построения ориентировочной основы действий  в форме алгоритма, схемы;  

-возможности своевременного перехода с одного этапа на другой;

- предметно-содержательного общения ребенка с учителем, одноклассниками, самим собой с использованием различных знаковых средств, моделей.

Контроль

Без самоконтроля невозможно полноценное развертывание учебной деятельности, поэтому обучение контролю — важная и сложная педагогическая задача. 

Контроль состоит в том, чтобы определить соответствие других учебных действий условиям и требованиям учебной задачи. Это определение того, достиг ученик результата или нет. По ходу работы ученик может сказать, каким способом он решает. Это более зрелый контроль, позволяющий скорректировать ошибки. Благодаря этому учебному действию происходит окончательное овладение ребёнком усваиваемого способа.

Первоначально учебную работу детей контролирует учитель. Но постепенно они начинают контролировать ее сами, обучаясь этому отчасти стихийно, отчасти под руководством преподавателя.

В передаче контроля ребенку могут помочь вопросы типа:

-Что буду контролировать?

-Соответствуют ли мои действия цели и условиям задачи?

-Как, каким способом буду контролировать свое продвижение в достижении цели?

Оценка

Это умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.

Рефлексию помогают организовать задания такого вида:

сегодня я узнал…

было интересно узнать…

было трудно  выполнять…

теперь я могу решать..

я научился…

у меня получилось…

я смог…

я попробую сам…

Критерии качества выполнения задания.

  1. Зафиксировано понимание смысла понятия «учебная деятельность»
  2. Выявленная структура соответствует структуре УД.
  3. Выявленное  содержание соответствует содержанию структурных компонентов УД.

Задание 2

Важно понять, что суть учебной деятельности, её структура и содержание остаются неизменными, независимо от категории обучающихся. Однако поскольку для обучающихся с ОВЗ учитель должен организовать доступную учебную деятельность, то ему следует выбирать приёмы, обеспечивающие эту доступность. В связи с этим предлагаем выполнить следующее задание. В случае затруднения воспользуйтесь Приложением 2 и сетевой консультацией «Особенности организации учебной деятельности на уроках совместно обучающихся детей с нормой развития и детей с ЗПР», представленной в курсе.

1. На основе собственного опыта организации учебной деятельности школьников, не имеющих ограничений здоровья, выявите для каждого компонента учебной деятельности те приемы, которые обеспечивают содержание учебной деятельности обучающихся с ОВЗ для достижения метапредметных результатов.

2. Определите метапредметные умения, формируемые на каждом из этапов учебной деятельности.

3. Результаты проделанной работы зафиксируйте в таблице «Особенности организации УД обучающихся с ОВЗ».

4.Чем значима для Вас была проделанная работа?

Ответ:  Работа в этом разделе помогла мне разобраться, что суть учебной деятельности, её структура и содержание остаются неизменными, независимо от категории обучающихся.,но для обучающихся с ОВЗ учитель должен организовать доступную учебную деятельность и  ему следует выбирать приёмы, обеспечивающие эту доступность.

Особенности организации УД обучающихся с ОВЗ

Структурные компоненты УД

Педагогические приемы для организации УД

Метапредметные умения

Мотивация

  • Стараться использовать любую возможность, чтобы на уроке каждый учащийся получил поддержку словом, взглядом или прикосновением педагога.
  • Использовать средство: игровых ситуаций.

- познавательные, общеучебные, коммуникативные

Целеполагание

  • Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д.
  • Даются цели в готовом виде , «Дополни предложение: «Сегодня на уроке я буду учиться ….»»
  • Фиксация цели с  использованием знаковой символики.

  • Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти. (загадки, стихи и т.д.)

- познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные

Планирование

  • Использовать средство: игровых ситуаций.
  • Наглядные опоры в обучении: алгоритмы, схемы, шаблоны, рисунки;
  • Планы могут быть составлены в процессе работы с «обычными» детьми и использованы «особыми» детьми;
  • - Пункты плана  на полосках бумаги раздаются группам учеников, ученики восстанавливают последовательность действий плана;

- регулятивные

Реализация плана

  • Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия.
  • Связь предметного содержания с жизнью.

-познавательные,регулятивные, коммуникативные

Контроль

  • Узелки на память(составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить). 
  • Организация текущего, процессуального контроля
  • Наглядные формы контроля: лист самооценки, таблицы учета.
  •  Начинать с формирования действий взаимного контроля, взаимной оценки, а затем переходить к формированию действий самостоятельного контроля и самооценки

- регулятивные, коммуникативные

Оценивание

  • Обеспечение ребенку успеха в доступных ему видах деятельности
  • Получение в конце материального вознаграждения: «Это легко исправить», «У тебя отлично получается», «Ты очень мне помог. Спасибо!», «Я хочу поблагодарить Никиту за ….»
  • Организация самооценки «Насколько ты понял …?»
  • Организация оценки событий урока: «Что тебя порадовало на уроке?»
  • - Организация взаимооценки «Кого бы ты хотел похвалить (поблагодарить) сегодня? За что?»

- регулятивные, коммуникативные

Рефлексия

Широко используется приём с различными цветовыми изображениями.
У учащихся две карточки разного цвета. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. В данном случае можно проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Учитель должен обязательно уточнить изменения настроения ребёнка в ходе занятия. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности.
«Дерево чувств» – учащимся предлагается повесить на дерево яблоки красного цвета, если они чувствуют себя хорошо, комфортно, или зелёного, если ощущают дискомфорт. 
«Море радости» и «Море грусти» – пусти свой кораблик в море по своему настроению.

«Лестница успеха» , «Корзина знаний», «Линейка     знаниий»  можно использовать чтобы узнать как ученик понял новую тему.

1.Вопросы учителя:

- Что было главным?

- Что я понял?

- Каковы причины допущенных ошибок?

2. Метод неоконченных предложений:

- Мне понравилось…

- Мне не понравилось…

- Я почувствовал…

- Мне хотелось бы…

- На следующем уроке я….

- регулятивные, коммуникативные

Критерии качества выполнения задания

  1. Выявленные приёмы отражают доступную учебную деятельность.
  2.  Представленные приёмы соответствуют содержанию отдельных структурных компонентов учебной деятельности.
  3. Выявленные приёмы направлены на достижение метапредметных результатов.
  4. Определена и зафиксирована значимость проделанной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УУД. Учебное задание по русскому языку, направленного на достижение метапредметного и предметного планируемого результата. Анализ задания.

Учебное задание  по русскому языку, направленного на достижение метапредметного и  предметного планируемого результата. Анализ задания....

«Методическая разработка учебных заданий, направленных на достижение метапредметных образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО».

Учебные задания, направленные на достижение метапредметных образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Выступление на педагогическом совете по теме « Проектирование учебной деятельности совместно обучающихся детей «норма» и детей с ОВЗ».

« Проектирование учебной деятельности совместно обучающихся детей «норма» и детей с ОВЗ». Ход урока зависит от того, насколько соприкасаются изучаемые темы у учеников с разными образовательными п...

Особенности организации учебной и воспитательной работы в классе для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

В данном документе раскрывается работа с детьми с ОВЗ, а также прилагается презентация...

Проект урока музыки в 3 классе для совместно обучающихся детей с ОВЗ и сверстников, не имеющих ограничений здоровья, направленный на достижение метапредметных результатов.

Проект урока музыки в 3 классе для совместно обучающихся детей с ОВЗ и сверстников, не имеющих ограничений здоровья, направленный на достижение метапредметных результатов (технологическая карта).Тема....

Статья по теме: «Особенности организации учебного процесса детей с ОВЗ в начальной школе»

Данная статья предназначена для работы с детьми ОВЗ. В ней можно найти различные методы и приёмы, которые я использую на своих уроках....

«Метапредметная интеграция в обучении как одно из условий организации образовательного процесса для достижения метапредметных результатов освоения ООП»

laquo;Метапредметная интеграция в обучении как одно из условий организации образовательного процесса для достижения метапредметных результатов освоения ООП»...