Главные вкладки

    Проектные задачи как форма оценивания метапредметных результатов.
    опыты и эксперименты на тему

    Довольно актуальной в настоящее время является вопрос мониторинга сформированности у детей метапредметных умений. Есть, безусловно, разработанные упражнения, задания, позволяющие определить уровень развития метапредметных умений, но вот проектные задачи, по-моему, позволяют оценить умения качественно и в увлекательной форме. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proektnaya_rabota_seminar.docx21.19 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проектные задачи как форма оценивания метапредметных результатов.

    (выступление на семинаре)

    Довольно актуальной в настоящее время является вопрос мониторинга сформированности у детей метапредметных умений. Есть, безусловно, разработанные упражнения, задания, позволяющие определить уровень развития метапредметных умений, но вот проектные задачи, по-моему, позволяют оценить умения качественно и в увлекательной форме. При этом не только оценить, они еще попутно способствуют развитию этих умений. Дети становятся более раскрепощёнными, свободно мыслящими, не подверженными шаблонам. Ведь иной ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила, законы, формулы, может даже проиллюстрировать их применение на каких-то простых однотипных примерах. Но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить полученные в ходе обучения знаний на практике. А конечным итогом проектной задачи является реальный востребованный продукт.

    Приведу пример: построили частный детский сад-ясли в Замелекесье, где не было своей игровой площадки. Недавно огородили небольшой участок возле дома, и дети каждый день там гуляют. Но площадка совершенно пуста. Недели 2 мы с ребятами наблюдали эту удручающую картину и решила я этой проблемой озаботить своих учеников. Т.е они получили задание создать игровую детскую площадку. Совместно мы разработали план действий.

    Выглядел он так: Обсудить, как организовать работу в своей группе.

    1. Сфотографировать место будущей площадки.
    2. Измерить площадь.
    3. Узнать у администрации садика их пожелания.
    4.  Составить план, выбрав точный масштаб.
    5. Выбрать фигуры для каждой игровой зоны.
    6. Построить из фигур все игровые зоны, разложив фигуры на отдельном белом листе бумаги.  (строго по инструкции)
    7. Проверить правильность конструирования всех игровых зон.
    8. Приклеить фигуры на лист бумаги.

    В результате этой работы дети научились конструировать, строго соблюдая параметры, масштаб, нормы безопасности, даже учитывали степень комфортности: ветреное или солнечное место, не надует ли ветром песок в глаза детей и т.п.

    Следующий наш шаг- это вручение плана площадки администрации детского сада. Конечно, очень важна мотивация детей на работу. Наверное, будет здорово видеть, проходя мимо, что площадка оборудована по твоему проекту.

    Еще одной нашей работой была подготовка декорации к нашим спектаклям. Мы ежегодно участвуем на региональном конкурсе театральных постановок «Сэхнэ козгесе» Перед каждой постановкой учащиеся получают задание разработать элементы декорации и составить общую картину. Задача довольно сложная, потому что необходимо учитывать площадь сцены, декорация должна быть мобильной, удобной для транспортировки, т.е. должны быть складывающиеся элементы, при этом экономной. Очень оригинально решили ребята вопрос со сменой декорации, когда деревня сменяется лесом. Наш репертуар довольно богатый ( Кашкарыйлар озын гомерле, Су анасы белэн Шурэле, Кэжэ белэн сарык) и всегда вставал вопрос- как быстро сменить вид деревни и леса. В результате дети создали живые деревья в человеческий рост.  

            Таким образом, учащиеся видят реальное применение своих знаний, у них появляется чувство ответственности перед товарищами, так как, если кто-то из них не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут. Кроме того, они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов может быть много. Кроме того, учебная задача всегда новая задача. До нее подобных задач дети не решали, и поэтому это поисковая задача. Именно в результате поиска через определенное время дети смогут решить эту задачу. В процессе поиска решения происходят изменения в самих младших школьниках.

    Еще один важный момент- защита своих проектов. Готовясь к защите своего проекта, ребята должны выстроить свое выступление так, чтобы оно было максимально аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи.

    Основная ценность проектной задачи состоит в том, что она ориентирует учеников на создание образовательного продукта, а не на простое изучение определенной темы. Главное условие- учитель задает только проблему, а ученики сами определяют цель и пути ее достижения. Проектные задачи бывают очень многих типов. Мы сейчас с учениками продемонстрируем, на мой взгляд, очень интересный тип: творческий, который к тому же развивает и личностные качества. Как оценить степень доброты человека? Отзывчивости?

    Задание.

    Сейчас я хочу предложить вам очень интересную деятельность: ребята будут работать в группах, а вы, наблюдая за их работой попытаетесь определить какие метапредметные умения продемонстрировали ребята в ходе данной работы? И второй трудный вопрос – каковы могут быть критерии оценивания этих умений? Может ли учитель вот в данной ситуации объективно оценить степень сформированности этих умений?

    2. Фрагмент занятия.

    1. Проблема.

    - Ребята, вы любите слушать музыку? А почему? Представьте себе мир без музыки. Что вы чувствуете? В мире много людей, которые лишены этого огромного удовольствия- растворяться в музыке, находить в музыке отклик своим чувствам и найти утешение или радость. Почему? Правильно, они не способны слышать по разным причинам- с рождения, по болезни. Ребята, а как им объяснить, что такое музыка? Как им помочь услышать мелодию, понять ее? Давайте, подумаем сегодня над этим. Сейчас в своих группах обсудите данный вопрос, подумайте вместе над тем, как помочь неслышащему человеку услышать музыку.

    2. Дети обсуждают пути решения в группах.

    3. - Я не буду сейчас спрашивать у вас к чему вы пришли, может случиться так, что ваше мнение еще изменится, а просто предложу прослушать музыку, которую вам нужно озвучить для неслышащего.

     Прослушивание музыки. (Клод Дебюсси «Мелодия слез»)

    4. Практическая работа.

    - Через 5 минут мы обменяемся своими идеями, которые вы выбрали группой, но пути реализации идей в жизнь мы не будем вместе обсуждать, это будет вашей тайной. Итак, нам сейчас предстоит выбрать одну идею на группу.

    А) обсуждение идей в группе, выбор одной.

    Б) озвучивание идей. (можно предложить поменять идею, если большинство групп предложили одно и то же)

    5. Обсуждение в группе плана работы, распределение обязанностей.

    - Вот вы в группе пришли к единому мнению, сегодня задается старт, сейчас у вас есть 5 минут, чтобы подумать, как воплотить в жизнь свои задумки. А защиту проектов мы назначаем на 20ое апреля.

    6. Письменная рефлексия для участника группы.

    - Ребята. Ответьте, самостоятельно на эти вопросы. Если на какой-то вопрос вам трудно ответить можете его пропустить.

    ФИ _________________________________

    Какую задачу решала ваша группа (запиши)____________________________

     Какой результат вы получите в ходе решения этой проектной задачи) ________________

    Какое дело ты выбрал бы для себя_______________________________________

    Какое тебе дали задание ________________________________________________

    С чего начнешь свою работу__________________________________

    Что, по-твоему помогло бы вам еще лучше решить проблему _______

    - Как ты оцениваешь работу твоей группы (работали сплоченно, обсуждали, помогали друг другу) _____________________________________________________________________________________

     Мне было интересно (неинтересно) (нужное подчеркнуть), потому что____________________________

    - Спасибо, ребята, за интересную работу. Вы свободны

    3. Подведение итогов.

    - Предлагаю вам обсудить вопрос, который мы поставили перед собой: какие метапредметные умения мы можем оценить в ходе решения проектных задач, каковы могут быть критерии оценивания?

    - Да, действительно, получается внушительный список, но, учитывая, что наше задание было творческим, мы, конечно, понимаем, что задания, носящие прикладной характер помогут оценить и умение логически рассуждать, и умение анализировать, синтезировать, то есть, практически все умения мы можем мониторить.

    Таким образом, в ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

    -        рефлексировать (видеть   проблему; анализировать сделанное — почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);

    -        целеполагать (ставить и удерживать цели);

     -             планировать (составлять план своей деятельности);

    -        моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя все существенное и главное);

    -        проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

    -        вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или отклонять точки зрения других.

     Позвольте теперь мне поделиться своими методами оценивания. Как вы поняли, я не зря проводила письменную рефлексию в конце занятия, во-первых, невозможно уследить за всеми одновременно, во- вторых, невозможно только путем наблюдения делать выводы. Письменная рефлексия помогла мне понять способен ли ученик понять задачу, удерживать задачу т. е целеполагать, брать на себя ответственность, проявлять инициативу при поиске способа решения задачи, взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, планировать деятельность. Пропущенные учеником вопросы позволяют мне выявить «слабые места» конкретного ребенка. При защите своего проекта тоже можно получить ясную картину сформированности умения искать информацию, т.е. когнитивные способности, способность формулировать и аргументировать собственное мнение и позицию, способность устанавливать приоритеты, способность конструктивно воспринимать обратную связь, в том числе негативную.  В конце я тоже предлагаю ответить детям на несколько вопросов.

    - Удовлетворен ли ты вашим достижением_______________________________

    - Почему ____________________________________________________________

    - Что тебе помогло справиться со своим заданием _________________________

    - Доволен ли ты оценкой своей работы __________________________________

    - Почему ____________________________________________________________

    - Готов ли ты снова работать в этой группе ________________________________

    - Почему _____________________________________________________________

      То есть практически все умения можно проследить, если вести эту работу систематически и планомерно.

    Учитель начальных классов МАОУ

    «СОШ №4 г.Набережные Челны»

    Биктимерова Ф.Ф.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Особенности оценивания метапредметных результатов на уроках английского языка.

    Данная статья поможет учителям английского языка, работающим в начальных классах по новым ФГОС, познакомиться с некоторыми заданиями для учащихся по формированию метапредметных умений и способами их о...

    Оценивание метапредметных результатов обучения в 1-м классе (2- классе)

    Таблицы для оценивания  метапредметных результатов обучения в 1-м  и во 2 классах...

    Технология составления и оценивания метапредметных результатов

    Данная презентация раскроет основные моменты оценивания метапредметных результатов....

    Проектная задача как инструмент оценивания метапредметных УУД

    Все большую популярность  в работе с младшими школьниками приобретают так называемые проектные задачи. Они являются прообразом для  проектной деятельности и наиболее доступны для детей младш...