Рабочая программа по изо 1 класс
методическая разработка (1 класс) на тему

Дегтярева Светлана Леонидовна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Троснянская средняя общеобразовательная школа

«Рассмотрено»

Руководитель МО:

___________/С.Л.Дегтярева/

Протокол № 1  от

«   »   августа   2018г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР_______  /Л.В.Воробьёва/

 «   »  августа   2018г.

«Утверждаю»

Директор

 _________  /И.Н.Курашова/

Приказ № ___

от «    »  августа  2018г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Дегтяревой Светланы Леонидовны,

учителя высшей  квалификационной категории

 по изобразительному искусству, 1 класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 1

от «30»  августа  2018г.

2018 - 2019 учебный год

Планируемые результаты освоения учебного предмета в 1 классе:

Личностными результатами  является формирование следующих умений:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира.

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

Познавательные УУД:

-строить сообщения в устной и письменной форме;

-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Коммуникативные УУД:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

-формулировать собственное мнение и позицию; •задавать вопросы;

использовать речь для регуляции своего действия.

Предметными результатами изучения изобразительного искусства являются формирование следующих умений:

Обучающийся  научится:

-различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

- узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж,   флористика, гончар;

-   узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;

-различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;

-   эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;

-   особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;

-  знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;

-   способы и приёмы обработки различных материалов;

-   организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;

-   передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;

-   составлять композиции с учётом замысла;

-   конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;

-   конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;

-   конструировать из природных материалов;

-   пользоваться простейшими приёмами лепки.

Обучающийся получит возможность научиться:

- усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости , в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;

-участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;

- развивать фантазию, воображение;

-приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;

- научиться анализировать произведения искусства;

- приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных.

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

Тема первого года обучения: «ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ».

Раздел 1: Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения – 9ч.

Изображения всюду вокруг нас. Мастер Изображения учит видеть. Изображать можно пятном. Изображать можно в объеме. Изображать можно линией.

Разноцветные краски. Изображать можно и то, что невидимо. Художники и зрители (обобщение темы).

Раздел 2: Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения – 8 ч.

Мир полон украшений. Цветы. Красоту нужно уметь замечать. Узоры на крыльях. Ритм пятен.  Красивые рыбы. Монотипия. Украшения птиц.  Узоры, которые создали люди. Как украшает себя человек. Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).

Раздел 3: Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки 11 ч.

Постройки в нашей жизни. Дома бывают разными.  Домики, которые построила природа.  Дом снаружи и внутри. Строим город.  Все имеет свое строение.

Строим вещи. Город, в котором мы живем (обобщение темы).

Раздел 4: Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу5ч. 

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.  Праздник весны. Праздник птиц. Разноцветные жуки. «Сказочная страна». Создание панно. Времена года.

Здравствуй, лето!  Урок любования (обобщение темы).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№   п/п

Дата проведения

Количество часов, отводимых на освоение  темы

Раздел (количество часов)

Тема урока

По плану

Фактически

9

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (9ч)

1

3.09

1

Ур/игра. Изображения всюду вокруг нас.

2

10.09

1

Ур/экскурсия Мастер Изображения учит видеть.

3

17.09

1

Ур/импровизация. Изображать можно пятном.

 

4

24.09

1

Ур/сказка. Изображать можно в объеме. 

5

1.10

1

Ур/игра. Изображать можно линией.

6

8.10

1

Ур/ экскурсия. Разноцветные краски.

7

15.10

1

Ур/фантазия. Изображать можно и то, что невидимо (настроение)

8

22.10

1

Разноцветные краски

9

29.11

Художники и зрители (обобщение темы).

8

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8 ч.)

10

12.11

1

Мир полон украшений.  Цветы.

11

19.11

1

Красоту надо уметь замечать.

12

26.11

1

Узоры на крыльях. (Украшение крыльев бабочек)

13

3.12

1

Красивые рыбы. 

14

10.12

1

Украшение птиц. 

15

17.12

1

Узоры, которые создали люди

16

24.12

1

Как украшает себя человек.

17

14.01

1

Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы)

11

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (11 ч.)

18

21.01

1

Постройки в нашей жизни.

19

28.01

1

Постройки в нашей жизни.

20

04.02

1

Дома бывают разными.

21

11.02

1

Домики, которые построила природа.

22

25.02

1

Какие можно придумать дома.

23

04.03

1

Дом снаружи и внутри.

24

11.03

1

Строим город

25

18.03

1

Строим город

26

1.04

1

Все имеет свое строение.

27

8.04

1

Строим вещи.

28

15.04

1

Город, в котором мы живем.

Памятники архитектуры. Образ города

5

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5ч.)

29

22.04

1

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе

30

29.04

1

Праздник весны.

31

6.05

1

Сказочная страна.

32

13.05

1

 Творческая работа «Времена года».

33

20.05

1

Здравствуй, лето!  Урок любования (обобщение темы, экскурсия)



Предварительный просмотр:

Планируемые результаты изучения предмета музыки в 1 классе:

Личностные результаты:

У обучающихся будет сформировано:

  • положительное отношение к урокам музыки.

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • мотивации и познавательного интереса к музыке и музыкальной деятельности;
  • осознания своей принадлежности народу, чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России;
  • внимательного отношения к музыке как живому, образному искусству;
  • эмоционально - ценностного отношения к искусству, к        произведениям классической музыки.

Метапредметные

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам;
  • вносить коррективы в свою работу;
  • адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
  • оценивать музыкальные образы людей и сказочных персонажей, например, в музыкальных сказках, по критериям красоты, доброты, справедливости и т. д. (под руководством учителя).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать цель выполняемых действий;
  • адекватно оценивать правильность выполнения задания;
  • анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
  • решать творческую задачу, используя известные средства;
  • использовать приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах;
  • включаться в самостоятельную музыкально – творческую деятельность;
  • участвовать в подготовке и реализации коллективных  Музыкально - творческих проектов.

Предметными результатами 

Обучающийся научится:

  • определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений, представленных в учебнике для 1 класса;
  • узнавать по изображениям некоторые музыкальные инструменты ( рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа), а также народные инструменты ( гармонь, баян. Балалайка);
  • проявлять навыки вокально-хоровой деятельности ( вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест).
  • воспринимать музыку различных жанров;
  • эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;
  • общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
  • воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
  • узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
  • исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • владеть некоторыми основами нотной грамоты: названия нот, темпов( быстро-медленно) динамики (громко- тихо)
  • определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
  • продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.

Содержание учебного предмета

Раздел 1. «Музыка вокруг нас»

      Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Композитор – исполнитель – слушатель. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музы водят хоровод. Мелодия – душа музыки. Образы осенней природы в музыке. Словарь эмоций. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа. Звучащие картины. Русский былинный сказ о гусляре садко. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет.

Первые  опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций. Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях.

Тема полугодия: «Музыка вокруг нас»  – 16 часов

Урок 1. И Муза вечная со мной! 

Композитор – исполнитель – слушатель. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния.

Муза – волшебница, добрая фея, раскрывающая перед школьниками чудесный мир звуков, которыми наполнено все вокруг. Композитор – исполнитель – слушатель.

Урок 2.. Хоровод муз. 

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

Музыка, которая звучит в различных жизненных ситуациях. Характерные особенности песен и танцев разных народов мира. Хоровод, хор. Хоровод -  древнейший  вид  искусства,   который  есть  у  каждого  народа.  Сходство  и  различие   русского  хоровода, греческого  сиртаки,  молдавской  хоры.

Урок 3. Повсюду музыка слышна.

Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Истоки возникновения музыки.

Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Показать, что каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке. Знакомство с народными  песенками-попевками. Определение  характера,  настроения  песенок,  жанровой  основы. Ролевая игра «Играем в композитора».

Урок 4. Душа музыки - мелодия. 

Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия).

Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Мелодия – главная мысль любого  музыкального произведения. Выявление характерных особенностей жанров: песня, танец, марш на примере пьес из «Детского альбома» П.И.Чайковского.  В   марше - поступь,  интонации  и  ритмы   шага,  движение. Песня- напевность,  широкое  дыхание,  плавность   линий  мелодического  рисунка.  Танец-  движение  и  ритм,  плавность  и  закругленность  мелодии,  узнаваемый  трехдольный  размер   в  вальсе,  подвижность,  четкие  акценты,  короткие  “шаги”  в  польке.  В  песне  учащиеся  играют  на  воображаемой  скрипке.  В  марше  пальчики- “солдатики” маршируют  на  столе,  играют  на  воображаемом  барабане.  В  вальсе  учащиеся  изображают  мягкие  покачивания  корпуса.

Урок 5. Музыка осени. 

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке.

Связать жизненные впечатления школьников об осени с художественными образами поэзии, рисунками художника, музыкальными произведениями П.И.Чайковского и Г.В.Свиридова, детскими песнями. Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека. Куплетная  форма  песен.

Урок 6. Сочини мелодию. 

Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Региональные музыкально – поэтические традиции.

Развитие темы природы в музыке. Овладение элементами алгоритма сочинения мелодии. Вокальные импровизации детей. Ролевая игра «Играем в композитора». Понятия «мелодия» и «аккомпанемент».

Урок 7. «Азбука, азбука каждому нужна…».

 Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки.

Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту.

Урок 8. Музыкальная азбука.

 Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки.Запись нот -  знаков для обозначения музыкальных звуков.

Музыкальная азбука – взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту. Элементы музыкальной грамоты: ноты, нотоносец, скрипичный ключ.

Урок 9. Обобщающий урок 1 четверти.

Музыка и ее роль в повседневной жизни человека.

Игра «Угадай мелодию» на определение  музыкальных произведений и композиторов, написавших  эти произведения. Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников за 1 четверть.                                      Урок 10. Музыкальные инструменты.

Народные музыкальные традиции Отечества. Региональные музыкальные традиции.

Музыкальные инструменты русского народа – свирели, дудочки, рожок, гусли. Внешний вид, свой голос, умельцы-исполнители и мастера-изготовители народных инструментов. Знакомство с понятием «тембр».

Урок 11. «Садко». Из русского былинного сказа.

Наблюдение народного творчества.

Знакомство  с  народным  былинным  сказом  “Садко”. Знакомство  с  жанрами  музыки,  их  эмоционально-образным  содержанием,  со  звучанием  народного  инструмента - гуслями. Знакомство с разновидностями народных песен – колыбельные, плясовые. На примере музыки Н.А.Римского -Корсакова дать понятия «композиторская музыка». 

Урок 12. Музыкальные инструменты. 

Народные музыкальные традиции Отечества. Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка.

Сопоставление звучания народных  инструментов со звучанием профессиональных инструментов: свирель- флейта, гусли – арфа – фортепиано.

Урок 13. Звучащие картины. 

Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка.

Расширение художественных впечатлений учащихся, развитие их ассоциативно-образного мышления  на примере репродукций известных произведений живописи, скульптуры  разных эпох. Направление   на  воспитание  у  учащихся  чувство  стиля - на  каких  картинах  “звучит”  народная  музыка, а  каких  - профессиональная, сочиненная  композиторами.

Урок 14. Разыграй песню.

 Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки - движение музыки. Развитие музыки в исполнении.

Развитие  умений и навыков выразительного исполнения  детьми песни Л. Книппера «Почему медведь зимой спит». Выявление  этапов  развития  сюжетов.   Подойти  к  осознанному  делению  мелодии  на  фразы,  осмысленному  исполнению  фразировки.  Основы  понимания  развития  музыки.  

Урок 15. Пришло Рождество, начинается  торжество. Родной обычай старины.

 Народные музыкальные традиции Отечества. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Духовная музыка в творчестве композиторов. Наблюдение народного творчества.  

Введение детей в мир духовной жизни людей. Знакомство с религиозными праздниками, традициями, песнями. Знакомство  с  сюжетом  о   рождении  Иисуса  Христа  и  народными  обычаями  празднования  церковного   праздника  - Рождества  Христова. Осознание  образов  рождественских  песен,  народных  песен-колядок.

Урок 16.  Обобщающий урок 2 четверти. Добрый праздник среди зимы.

 Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о музыкальном жанре – балет.

Урок  посвящен одному из самых любимых праздников детворы – Новый год.  Знакомство  со  сказкой   Т.Гофмана и музыкой  балета  П.И.Чайковского «Щелкунчик»,  который  ведет детей в мир чудес, волшебства,  приятных   неожиданностей.

Раздел 2. «Музыка и ты»

      Музыка в жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова- краски-звуки). Образы утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные произведения. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. Музыкальный словарик.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях.

Тема полугодия: «Музыка и ты » - 17 часов

Урок 17. Край, в котором ты живешь.

Сочинения отечественных композиторов о Родине.          

Россия- Родина  моя.  Отношение  к  Родине,  ее  природе,  людям,  культуре,  традициям  и  обычаям.  Идея  патриотического  воспитания.   Понятие  “Родина” - через эмоционально-открытое, позитивно-уважительное  отношение  к  вечным  проблемам жизни и искусства. Родные  места,  родительский дом,  восхищение  красотой  материнства,  поклонение труженикам  и  защитникам  родной  земли. Гордость за  свою  родину. Музыка  о родной  стороне,  утешающая  в  минуты  горя  и  отчаяния,  придававшая  силы  в  дни испытаний  и  трудностей,  вселявшая  в  сердце  человека  веру,  надежду,  любовь…Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах.

Урок 18. Художник, поэт, композитор.

Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния.  

Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь.   Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства  для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их  в  ярких запоминающихся  слушателям, читателям,  зрителям  художественных  образах. Обращение  к  жанру  пейзажа,  зарисовкам  природы  в  разных  видах  искусства.  Музыкальные  пейзажи- это  трепетное  отношение  композиторов  к  увиденной,  “услышанной  сердцем”, очаровавшей  их  природе.  Логическое  продолжение  темы  взаимосвязи  разных  видов  искусства,  обращение  к  жанру  песни  как  единству  музыки  и  слова.

Урок 19. Музыка утра. 

Интонационно – образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке.

Рассказ музыки о жизни природы. Значение принципа сходства и различия как ведущего в организации восприятия музыки детьми. Контраст  музыкальных  произведений,  которые  рисуют  картину утра. У  музыки  есть удивительное  свойство- без  слов  передавать  чувства,   мысли,  характер  человека, состояние  природы.  Характер  музыки  особенно  отчетливо  выявляется  именно  при сопоставлении  пьес. Выявление  особенностей  мелодического  рисунка,  ритмичного  движения,  темпа,  тембровых  красок  инструментов,  гармонии,  принципов  развитии  формы.  Выражение  своего  впечатления  от  музыки  к  рисунку.

Урок 20. Музыка вечера. 

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонация – источник элементов музыкальной речи.

Вхождение  в  тему  через  жанра - колыбельной  песни. Особенности   колыбельной музыки.  Особенность  вокальной  и  инструментальной  музыки  вечера  (характер, напевность, настроение). Исполнение  мелодии  с  помощью  пластического  интонирования:  имитирование  мелодии  на  воображаемой  скрипке.  Обозначение   динамики,  темпа,  которые  подчеркивают   характер  и  настроение  музыки.

Урок 21. Музыкальные портреты. 

Выразительность и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие.  

Сходство и различие музыки и разговорной речи на примере вокальной миниатюры «Болтунья» С.Прокофьева на стихи А.Барто. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Тайна  замысла композитора  в  названии  музыкального произведения.  Отношение  авторов  произведений  поэтов  и  композиторов  к  главным  героям  музыкальных  портретов.

Урок 22. Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка.

 Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: игры – драматизации.

Знакомство  со  сказкой  и  народной   игрой  “Баба-Яга”. Встреча  с  образами  русского  народного  фольклора.  

Урок 23. Музы не молчали.

Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Тема защиты Отечества.

 Тема защиты Отечества. Подвиги народа в произведениях художников, поэтов, композиторов. Память и памятник  -  общность  в  родственных  словах. Память  о  полководцах,  русских  воинах, солдатах,  о  событиях  трудных  дней  испытаний  и  тревог,  сохраняющихся  в  народных    песнях,  образах,  созданными  композиторами. Музыкальные  памятники  защитникам  Отечества.

Урок 24. Мамин праздник.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.

Урок посвящен самому дорогому человеку - маме. Осмысление содержания построено на сопоставлении поэзии и музыки. Весеннее настроение в музыке и произведениях изобразительного искусства. Напевность, кантилена  в  колыбельных  песнях,  которые  могут  передать  чувство  покоя,  нежности,  доброты,  ласки.

Урок 25. Обобщающий урок 3 четверти.

Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников за 3   четверть.

Урок 26. Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент.

Музыкальные  инструменты.

Инструментовка  и  инсценировка    песен.  Игровые  песни,  с  ярко  выраженным  танцевальным   характером. Звучание   народных  музыкальных  инструментов.

Урок 27. Музыкальные инструменты. 

Музыкальные  инструменты.

Встреча с музыкальными инструментами – арфой и флейтой. Внешний вид, тембр этих инструментов, выразительные возможности. Знакомство  с  внешним  видом,  тембрами,  выразительными  возможностями музыкальных  инструментов  - лютня,  клавеснн.   Сопоставление  звучания  произведений,  исполняемых  на  клавесине  и  фортепиано.  Мастерство  

 исполнителя-музыканта.

Урок 28. «Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины. 

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.

Знакомство  с  музыкальными  инструментами,  через  алжирскую  сказку  “Чудесная лютня”.  Размышление  о  безграничных возможностях  музыки  в  передаче  чувств,  мыслей  человека,  силе  ее  воздействия.  Обобщенная  характеристика  музыки,  дающая  представление  об  особенностях  русской  народной  протяжной,  лирической песни  разудалой  плясовой.  Выполнение  задания  и выявление  главного  вопроса: какая   музыка  может  помочь  иностранному  гостю  лучше  узнать  другую  страну? Художественный  образ.  Закрепление  представления  о  музыкальных  инструментах  и исполнителях.  Характер  музыки  и  ее  соответствие  настроению  картины.

Урок 29. Музыка в цирке.

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Песня, танец, марш и их разновидности.

Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Цирковое  представление  с  музыкой,  которая  создает  праздничное  настроение. Музыка,  которая  звучит   в   цирке  и помогает  артистам  выполнять  сложные  номера, а  зрителям  подсказывает  появление  тех  или  иных  действующих  лиц  циркового  представления.

Урок 30. Дом, который звучит. 

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Песенность, танцевальность, маршевость. 

Введение первоклассников в мир музыкального театра. Путешествие в музыкальные страны, как опера и балет.  Герои  опер - поют,   герои  балета  - танцуют. Пение  и  танец  объединяет  музыка.  Сюжетами  опер  и  балетов  становятся  известные  народные  сказки. В  операх  и  балетах  “встречаются” песенная,   танцевальная  и  маршевая  музыка.

Урок 31. Опера-сказка. 

Опера. Песенность, танцевальность, маршевость. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.  

Детальное  знакомство  с  хорами  из  детских  опер. Персонажи  опер  имеют  свои  яркие  музыкальные  характеристики – мелодии-темы.  Герои  опер  могут  петь по одному - солист  и  вместе хором  в  сопровождении  фортепиано  или  оркестра. В  операх  могут  быть  эпизоды,  когда  звучит  только  инструментальная музыка.

Урок 32. «Ничего на свете  лучше нету». 

Музыка для детей: мультфильмы.

Любимые мультфильмы  и музыка,  которая  звучит  повседневно  в  нашей жизни. Знакомство  с  композиторами-песенниками,  создающими  музыкальные  образы.

Урок 33. Обобщающий урок. (Урок-концерт.)

 Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников за 4 четверть и год.

Исполнение  выученных  песен в течение  всего  года. Составление афиши и программы концерта.

                                       ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№   п/п

Дата проведения

Количество часов, отводимых на освоение  темы

Раздел (количество часов)

Тема урока

По плану

Фактически

16

Музыка вокруг нас (16 ч)

1

1

Ур/экскурсия «И Муза вечная со мной!».

2

1

Ур/путешествия. Хоровод муз. 

3

1

Повсюду музыка слышна.

4

1

Ур/игра Душа музыки – мелодия.

5

1

Ур/экскурсия Музыка осени.

6

1

Ур/игра. Сочини мелодию.

7

1

Ур/путешествия . «Азбука, азбука каждому нужна…».

8

1

Ур/игра. Музыкальная азбука.

9

1

Ур/путешествия. Музыкальные инструменты. Народные инструменты.

10

1

«Садко».
Из русского былинного сказа.

11

1

Музыкальные инструменты.)

12

1

Звучащие картины.

13

1

Разыграй песню.

14

1

Пришло Рождество, начинается торжество.

15

1

Родной обычай старины.

16

1

Добрый праздник среди зимы.

17

Музыка и ты (17ч)

17

1

Край, в котором ты живешь

18

1

Поэт, художник, композитор

19

1

Музыка утра

20

1

Музыка вечера.

21

1

Музыкальные портреты.

22

1

Разыграй сказку. «Баба Яга» – русская народная сказка.

23

1

У каждого свой музыкальный инструмент.

24

1

Музы не молчали.

25

1

Музыкальные инструменты. 

26

1

Мамин праздник.

27

1

Музыкальные инструменты.
У каждого свой музыкальный инструмент.

28

1

«Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины

29

1

Музыка в цирке.

30

1

Дом, который звучит.

31

1

Опера-сказка.

32

1

«Ничего на свете лучше нету…».

33

1

Афиша. Программа. 



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Троснянская средняя общеобразовательная школа

«Рассмотрено»

Руководитель МО:

___________/С.Л.Дегтярева/

Протокол № 1  от

«26»   августа   2018г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР_______  /Л.В.воробьёва/

 «29»  августа   2018г.

«Утверждаю»

Директор

 _________  /И.Н.Курашова/

Приказ № ___

от «31»  августа  2018г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Дегтяревой Светланы Леонидовны,

учителя высшей  квалификационной категории

по русскому языку 1 класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 1

от «30»  августа  2018г.

2017 - 2018 учебный год

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  ОБУЧЕНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК» 1 КЛАСС

 Личностные результаты:

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
  • положительного отношения к урокам русского языка;
  • уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
  • интереса к языковой и речевой деятельности;
  • представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;
  • представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);
  • первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности.

        

Метапредметные результаты

Регулятивные результаты:

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • •принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя;
  • понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках) при работе с учебным материалом;
  • высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
  • проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Познавательные результаты:

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
  • ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
  • осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
  • понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
  • работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя;
  • понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию, находить в нём необходимые факты, сведения и другую информацию;
  • преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели), в словесную форму под руководством учителя;
  • понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
  • составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
  • анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
  • осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы,  школьные принадлежности и др.);
  • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).

Коммуникативные результаты:

  • Обучающийся   получит   возможность   для формирования:
  • слушать собеседника и понимать речь других;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • принимать участие в диалоге;
  • задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
  • принимать участие в работе парами и группами;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
  • оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.

Предметные результаты

 ОБЩИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

  • представление о русском языке как государственном языке нашей страны Российской Федерации;
  • представление о значимости языка и речи в жизни людей;
  • представление о некоторых понятиях и правилах из области фонетики, графики, орфоэпии, лексики и грамматики, орфографии и пунктуации (в объёме учебной программы);
  • практические умения работать с языковыми единицами;
  • представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии, пополнении словарного запаса русского языка;
  • представление о правилах речевого этикета;
  • адаптация к языковой и речевой деятельности.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ ПРОГРАММЫ

  Развитие речи

Обучающийся научится:

  • слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
  • пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
  • составлять текст из набора предложений;
  • выбирать заголовок для текста из ряда заголовков и самостоятельно озаглавливать текст;
  • различать устную и письменную речь;
  • различать диалогическую речь;
  • отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
  • определять тему и главную мысль текста;
  • соотносить заголовок и содержание текста;
  • составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка);
  • составлять текст по его началу и по его концу;
  • составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.

    Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

  • понимать различие между звуками и буквами;
  • устанавливать последовательность звуков в слове и их количество;
  • различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить;
  • определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;
  • различать гласный звук [и] и согласный звук [й];
  • различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;
  • различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч'], [щ'], находить их в слове, правильно произносить;
  • различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
  • обозначать ударение в слове;
  • правильно называть буквы русского алфавита;
  • называть буквы гласных как показателей твёрдости-мягкости согласных звуков;
  • определять функцию мягкого знака (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • наблюдать над образованием звуков речи;
  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа стол, конь, ёлка;
  • определять функцию букв е, ё, ю, я в словах типа клён, ёлка и др.;
  • обозначать на письме звук [й'] в словах типа майка, быстрый;
  • располагать заданные слова в алфавитном порядке;
  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа коньки, утюг, яма, ель;
  • находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (вода, стриж, день, жить и др.);
  • произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём в учебнике).

Лексика

Обучающийся научится:

  • различать слово и предложение, слово и слог, слово и набор буквосочетаний (книга — агник);
  • определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
  • классифицировать и объединять заданные слова по значению (люди, животные, растения, инструменты и др.);
  • определять группу вежливых слов (слова-прощания, слова-приветствия, слова-извинения, слова-благодарения).

    Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознавать слово как единство звучания и значения;
  • осознавать, что значение слова можно уточнить или определить с помощью толкового словаря;
  • различать предмет (признак, действие) и слово, называющее этот предмет (признак, действие);
  • на практическом уровне различать слова — названия предметов, названия признаков предметов, названия действий предметов;
  • иметь представление о многозначных и однозначных словах (простые случаи), о словах, близких и противоположных по значению;
  • подбирать слова, близкие и противоположные по значению, при решении учебных задач.

Морфология

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов);
  • соотносить слова — названия предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
  • соотносить слова — названия действий предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
  • соотносить слова — названия признаков предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
  • различать названия предметов, отвечающие на вопросы «кто?», «что?».

     Синтаксис

    Обучающийся научится:

  • различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения;
  • выделять предложения из речи;
  • соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
  • определять границы предложения в деформированном тексте (из 2—3 предложений), выбирать знак для конца каждого предложения;
  • соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;
  • составлять предложения из слов (в том числе из слов, данных не в начальной форме);
  • составлять предложения по схеме, рисунку на заданную тему (например, на тему «Весна»);
  • вписать предложения под диктовку, а также составлять их схемы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения;
  • устанавливать связь слов в предложении;
  • сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения.

   Орфография и пунктуация

   Обучающийся научится:

    а)        применять изученные правила правописания:

  • раздельное написание слов в предложении;
  • написание буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
  • отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чн, чт; перенос слов;
  • прописная буква в начале предложения, именах собственных;
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
  • знаки препинания конца предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

   б)   безошибочно списывать текст объёмом 20—25 слов с доски и из учебника;

    в)  писать под диктовку тексты объёмом 15—20 слов в соответствии с изученными правилами.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • •определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;
  • писать двусложные слова с безударным гласным звуком (простейшие случаи, слова типа вода, трава, зима, стрела);
  • писать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова (простейшие случаи, слова типа глаз, дуб и др.);
  • применять  орфографическое чтение  (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;
  • пользоваться  орфографическим  словарём  в  учебнике как средством самоконтроля.

      Содержание  учебного предмета

    ДОБУКВЕННЫЙ ПЕРИОД (20ч)

    Речь (устная и письменная) - общее представление.

     Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.

Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове.

      Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных.

    Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), слого-звуковой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его слого-звуковую структуру.

    Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствия между произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными слого-звуковыми схемами-моделями.

   Знакомство с буквами а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях), правильное соотнесение звуков и букв.

   БУКВАРНЫЙ (ОСНОВНОЙ) ПЕРИОД (74ч)

    I. Обучение чтению

Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных.

Чтение слогов-слияний с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов с изученными буквами.

   Составление из букв и слогов разрезной азбуки слов (после предварительного слого-звукового анализа, а затем и без него), их чтение,

      Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем.

Знакомство с правилами гигиены чтения.

     II. Обучение письму

     Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при письме и рисовании.

    Подготовительное упражнение для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки.

    Знакомство с начертанием всех больших (заглавных) и маленьких (строчных) букв, основными типами их соединений. Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, правильное расположение букв и слов на строке. Запись слов и предложений после предварительного их слого-звукового разбора с учителем, а затем и самостоятельно.

     Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а затем с печатного текста). Проверка написанного при помощи сличения с текстом-образцом и послогового орфографического чтения написанных слов.

   Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений.

    Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце). Выработка умения писать большую букву в именах людей и кличках животных. Привлечение внимания детей к словам, написание которых расходится с произношением (безударные гласные, сочетания жи - ши, ча - ща, чу - щу}.

     Знакомство с правилами гигиены письма.

     III. Развитие устной речи

    Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.

    Совершенствование произношения слов, особенно сложных по слого-звуковой структуре, в соответствии с нормами- орфоэпии, с соблюдением ударения. Правильное произнесение всех звуков родного языка, особенно различение на слух, верное употребление сходных звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: л - р, с - з, щ - ж, п- б, с - ш и т. д. (изолированное произнесение в словах, фразах и скороговорках).

    Исправление недостатков произнесения некоторых звуков, обусловленных отклонениями в речевом развитии детей.

   Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов - названий предметов, признаков, действий и объяснение их значения.     Объединение и различие по существенным признакам предметов, правильное употребление видовых и родовых слов-названий. Умение быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другими словами. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, различие и понимание простейших случаев многозначности слов, омонимии, подбор синонимов и антонимов (без использования терминов). Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте.

    Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами (диалектизмами, просторечиями).

  Работа над предложением и связной устной речью. Совершенствование речевых умений, полученных детьми до школы. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное его формулирование, использование в ответе предложений различного типа.

     Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без пропусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя).

    Составление по картинке или серии картинок определенного количества предложений, объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета.

    Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам.

Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких прочитанных слов, объединенных ситуативно. Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображенным или последующих.

    Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным, по сюжету, предложенному учителем.

    Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием.

    Развитие грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.

    Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.

  ПОСЛЕБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД. ПИСЬМО. ЧТЕНИЕ. РАЗВИТИЕ РЕЧИ 21ч (18ч +2ч списывание + 1 ч развитие речи)

   Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте.

    РУССКИЙ ЯЗЫК 50ч (35ч +3проверочных работы +1ч контрольное списывание + 9ч развитие речи+2 проекта)

Наша речь (2ч)

Язык и речь, их значение в жизни людей.  Русский язык — родной язык русского народа.

Текст. Предложение. Диалог.(3ч)

Текст (общее представление). Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль.  Диалог.

Слова. Слова. Слова (4ч)

Слово. Роль слов в речи. Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов. Развитие речи. Составление текста по рисунку и опорным словам. Тематические группы слов. Вежливые слова.  Слова однозначные и многозначные (общее представление). Слова, близкие и противоположные по значению. Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов.  Слова с непроверяемым написанием: ворона, воробей, пенал, карандаш.

Слово и слог. Ударение. (6ч)

Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица (общее представление).

Деление слов на слоги. Слова с непроверяемым написанием: лисица.

Перенос слов. Правила переноса слов (первое представление): стра-на, уро-ки.

Развитие речи. Наблюдение над словом как средством создания словесно-художественного образа.  Ударение (общее представление) Способы выделения ударения. Словообразующая роль ударения. Графическое обозначение ударения.  Слогоударные модели слов. Ударение (общее представление) Зависимость значения слова от ударения.

Знакомство с орфоэпическим словарём. Слова с непроверяемым написанием: сорока, собака. Развитие речи. Коллективное составление содержания основной части сказки.

Звуки и буквы (34ч)

Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. Звуки и буквы. Условные звуковые обозначения слов. Слова с непроверяемым написанием: пальто, весело. Развитие речи. Наблюдение над изобразительными возможностями языка. Русский алфавит, или Азбука

Значение алфавита.  Русский алфавит, или Азбука Использование алфавита при работе со словарями. Слова с непроверяемым написанием: хорошо, учитель, ученик, ученица.

Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки.  Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки (сон—сын). Гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. Гласные звуки. Слова с буквой э. Слово с непроверяемым написанием: деревня.  Развитие речи. Составление развёрнутого ответа на вопрос.

Ударные и безударные гласные звуки. Произношение ударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме.  Произношение безударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме. Ударные и безударные гласные звуки. Особенности проверяемых и проверочных слов. Правило обозначения буквой безударного гласного звука в двусложных словах. Ударные и безударные гласные звуки Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук (изменение формы слова).

Ударные и безударные гласные звуки Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука (ворона, сорока и др.). Работа с орфографическим словарём.

Слова с непроверяемым написанием: заяц, петух, корова, молоко. Развитие речи. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам. Проверочный диктант по теме: «Ударные и безударные гласные звуки». Согласные звуки.  Буквы, обозначающие согласные звуки. Смыслоразличительная роль согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки (точка — бочка).   Согласные звуки Слова с удвоенными согласными.

Согласные звуки Буквы Й и И. Слова со звуком [й’] и буквой «и краткое». Слова с непроверяемым написанием: класс, классный, дежурный. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь.

 Слово с непроверяемым написанием: ребята. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.  Согласные звонкие и глухие.  Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова. Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и его обозначение буквой на письме.  Согласные звонкие и глухие. Правило обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова в двусложных словах. Особенности проверяемых и проверочных слов. Согласные звонкие и глухие. Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук (изменение формы слова). Слова с непроверяемым написанием: тетрадь, медведь.

Проверочный диктант по теме: «Согласные звонкие и глухие». Развитие речи. Выполнение текстовых заданий (определение темы и главной мысли, подбор заголовка, выбор предложений, которыми можно подписать рисунки). Шипящие согласные звуки Буквы шипящих согласных звуков: непарных твёрдых ш, ж; непарных мягких ч, щ.

Слова с непроверяемым написанием: работа (работать). Проект «Скороговорки». Составление сборника «Весёлые скороговорки». Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. Правило правописания сочетаний чк, чн, чт, нч. Слово с непроверяемым написанием: девочка.

Развитие речи. Наблюдение над изобразительными возможностями языка. Буквосочетания ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ.  Контрольное списывание « Правописания сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу».  Слово с непроверяемым написанием: машина.

Шипящие согласные звуки Развитие речи. Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и т.д. (общее представление).

Заглавная буква в словах . Развитие речи. Проект «Сказочная страничка» (в названиях сказок — изученные правила письма).

Повторение (1ч)


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ

№   п/п

Дата проведения

Количество часов, отводимых на освоение  темы

Раздел (количество часов)

Тема урока

По плану

Фактически

18

Добукварный период (18 часов)

1

3.09

1

Пропись — первая учебная тетрадь.  Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки.

2

4.09

1

Письмо овалов и полуовалов.

3

5.09

1

Рисование бордюров.

4

6.09

1

Письмо длинных прямых наклонных линий.

5

7.09

1

Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево).

6

10.09

1

Письмо короткой линии с закруглением внизу вправо 

7

11.09

1

Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево).  Письмо длинных наклонных линий с закруглением внизу (вправо)

8

12.09

1

Письмо овалов больших и маленьких, их чередование.

9

13.09

1

Письмо коротких наклонных линий и письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование.  Письмо коротких и длинных линий с закруглением влево вправо

10

14.09

1

Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу вправо.

11

17.09

1

Письмо коротких наклонных линий с закруглением вверху влево и закруглением внизу вправо

12

18.09

1

Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Письмо полуовалов,  их чередование. Письмо овалов

13

19.09

1

Строчная и заглавная буквы А, а.

14

20.09

1

Строчная и заглавная буквы О, о.

15

21.09

1

Строчная буква и заглавная буква И.

16

24.09

1

Строчная буква  ы.

17

25.09

1

Письмо изученных букв.

18

26.09

1

Строчная и заглавная буквы У, у. 

77

Букварный период (77 ч)

19

27.09

1

Строчная  буква  н. 

20

28.09

1

Заглавная буква Н

21

01.10

1

Строчная  буква  с.

23

02.09

1

Заглавная буква С

24

3.10

1

Письмо слогов и слов с изученными буквами

25

4.10

1

Строчная  буква  к. 

26

5.10

1

Заглавная буква К 

27

08.10

1

Строчная буква  т.

28

9.10

1

Заглавная буквы Т

29

10.10

1

 Письмо слогов и слов с изученными буквами

30

11.10

1

Строчная буква  л. 

31

12.10

1

Заглавная буква Л

32

15.10

1

Строчная и заглавная  буквы Р, р.  

33

16.10

1

Письмо слов и  слогов с изученными буквами

34

17.10

1

Строчная буква в.  

35

18.10

1

Заглавная буква В.

36

19.10

1

Строчная буква е 

37

22.10

1

Заглавная буквы Е. 

38

23.10

1

Письмо слов с буквами е, Е

39

24.10

1

Строчная буква п. 

40

25.10

1

Заглавная буква  П

41

26.10

1

Письмо слов и  слогов  с  буквами  П ,п  

42

29.10

1

Строчная  букв а  м. 

43

30.10

1

Заглавная буква М.

44

31.10

1

Письмо  слогов и слов  с изученными буквами.

45

01.11

1

Строчная буква   з.  

46.

2.11

1

Заглавная буква  З. 

47

12.11

1

Строчная буква   б.

48

13.11

1

Заглавная буква   Б.

49

14.11

1

Письмо  слогов и слов  с изученными буквами.

50

15.11

1

Строчная  буква  д. 

51

16.11

1

Заглавная  буква   Д.

52

19.11

1

Строчная буква   я.

53

20.11

1

Заглавная буква  Я.

54

21.11

1

Письмо слов и  слов  с изученными буквами.

55

22.11

1

Строчная буква  г. 

56

23.11

1

Заглавная буква  Г. 

57

26.11

1

Строчная буква ч.  

58

27.11

1

Заглавная буква  Ч.  

59

28.11

1

Письмо слов и  слов  с изученными буквами.

60

29.11

1

Письмо слов с сочетаниями ча,чу

61

30.11

1

Буква ь.

62

3.12

1

Письмо слов с мягким знаком.

63

4.12

1

Письмо слов и предложений с изученными  буквами

64

5.12

1

Строчная буква  ш.

65

6.12

1

Заглавная буква Ш.

66

7.12

1

Письмо слов с сочетанием  ши

67

10.12

1

Строчная буква  ж.  

68

11.12

1

Заглавная буква  Ж.

69

12.12

1

Письмо слов и предложений с изученными  буквами.

70

13.12

1

Письмо слов с сочетанием  жи.

71

14.12

1

Строчная буква ё. 

72

17.12

1

Заглавная буква Ё.

73

18.12

1

Письмо слов и  предложений с буквой ё.

74

19.12

1

Строчная и заглавная буква Й, й.

75

20.12

1

Письмо слов с буквой й.  

76

21.12

1

Строчная буква  х.

77

24.12

1

Заглавная буква  Х.

78

25.12

1

Письмо слов и  предложений  с изученными буквами

79

26.12

1

Строчная буква  ю 

80

27.12

1

Заглавная  буква Ю

81

28.12

1

Письмо слов и  предложений  с изученными буквами

82

10.01

1

Строчная буква   ц.

83

11.01

1

Заглавная буква Ц

84

14.01

1

Строчная  буква э 

85

15.01

1

Заглавная буква Э, э.

86

16.01

1

Письмо  слов и предложений с   изученными буквами.

87

17.01

1

Строчная буква щ.

88

18.01

1

Заглавная буква Щ.

89

21.01

1

Письмо слов с сочетаниями ща, щу

90

22.01

1

Письмо  слов и предложений с   изученными буквами.

91

23.01

1

Строчная буква   ф.

92

24.01

1

Заглавная буква  Ф.

93

25.01

1

Строчные буквы ь, ъ. 

94

28.01

1

Письмо слов с ъ и ь знаками.

95

29.01

1

Письмо слов с ъ и ь знаками.

96

30.01

1

Проверочное списывание.

20

Послебукварный период (20ч)

97

31.01

1

Оформление предложений в тексте

98

01.02

1

Основа предложения.

99

04.02

1

Слова, отвечающие на вопросы «Кто?», «Что?»

100

05.01

1

Слова, отвечающие на вопросы «Что делать?», «Что сделать?»

101

06.02

1

Слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?»

102

07.02

1

Деление слов на слоги.

103

08.02

1

Ударение. Ударные и безударные гласные

104

11.02

1

Правописание безударных гласных в корне слова.

105

12.02

1

Упражнение в правописании безударных гласных в корне слова.

106

13.02

1

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.

107

14.02

1

Упражнение в правописании звонких и глухих согласных на конце слова 

108

15.02

1

Правописание  слов с  буквосочетаниями  жи-ши.

109

25.02

1

Правописание слов с буквосочетаниями  ча-ща

110

26.02

1

Правописание  слов с  буквосочетаниями чу-щу

111

27.02

1

Правописание слов с буквосочетаниями  чк-чн, щн

112

28.02

1

Правописание гласных после шипящих

113

01.03

1

Заглавная буква в именах собственных

114

04.03

1

Письмо слов с ь на конце

115

05.03

1

Контрольный диктант.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РУССКИЙ ЯЗЫК

№   п/п

Дата проведения

Количество часов, отводимых на освоение  темы

Раздел (количество часов)

Тема урока

По плану

Фактически

2

Наша речь (2ч)

1

06.03

1

Язык и речь, их значение в жизни людей.

2

07.03

1

Речь устная и письменная.

3

Текст. Предложение. Диалог (3ч)

3

08.03

1

Текст и предложение.

4

11.03

1

Текст

5

12.03

1

Диалог

4

Слова, слова, слова… (4ч)

6

13.03

1

Слово. Роль слов в речи.  Развитие речи. Составление текста по рисунку и опорным словам.

7.

14.03

1

Слова – названия предметов, признаков предметов, действий предметов

8.

15.03

1

«Вежливые» слова

9.

18.03

1

Слова однозначные и многозначные.

Слова, близкие и противоположные по значению.

Слово. Слог. Ударение (6 ч)

10

19.03

Слог как минимальная произносительная единица

11

20.03

Деление слов  на слоги

12

21.03

Перенос слов.

13

22.03

Упражнение в переносе слов.

14

01.04

Ударение (общее представление)

15

02.04

Способы выделения ударения.

34

Звуки и буквы (34ч)

16

03.04

1

Звуки и буквы

Развитие речи. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.

17

04.04

1

Условные звуковые обозначения слов. 

18

05.04

1

Русский алфавит, и  значение алфавита

 

19

08.04

1

Упражнение в правильном назывании букв, их последовательность.

20

09.04

1

Буквы, обозначающие гласные звуки

21

10.04

1

Гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

22

11.04

1

Слова с буквой Э.

23

12.04

1

Произношение ударного гласного звука в слове и его обозначения буквой на письме. Развитие речи. Составление развёрнутого ответа на вопрос.

24

15.04

1

Особенности проверяемых и проверочных слов.

25

16.04

1

Правило обозначения буквой безударного гласного в двусложных словах.

26

17.04

1

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук.

27

18.04

1

Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука. Проверочный диктант по теме: «Ударные и безударные гласные звуки»

28

19.04

1

Буквы, обозначающие согласные звуки.

29

22.04

1

Слова с удвоенными согласными.

30

23.04

1

Буквы Й и И.

31

24.04

1

Согласные парные и непарные по твёрдости –мягкости.

32

25.04

1

  Буквы для обозначения твёрдости и мягкости.

Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.

33

26.04

1

Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и,е,ё,ю,я,ь.

34

29.04

1

Использование ь на письме как показателя мягкости предшествующего согласного звука в конце слова.

35

30.04

1

Упражнение в написании слов с ь

36

01.05

1

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука

Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.

37

02.05

1

Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова.

38

06.05

1

Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и его обозначения буквой на письме.

39

07.05

1

Особенности проверяемых и проверочных слов. Развитие речи  Работа с текстом

40

08.05

1

Способы проверки написания буквы, обозначающей парный  по глухости –звонкости согласный звук.

41

13.05

1

Упражнение в написании слов с звонкими и глухими согласными. Проверочный диктант. 

42

14.05

1

  Шипящие согласные звуки.  «Скороговорки». Составление сборника  «Весёлые скороговорки». Проект

43

15.05

1

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ.  Развитие речи.

Наблюдение над изобразительными возможностями языка.

44

16.05

1

Упражнение в написании слов с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ.

45

17.05

1

Буквосочетания жи- ши, ча-ща, чу,щу. 

Развитие речи. Воспроизведение по памяти содержания русской народной сказки «Лиса и Журавль».

46

20.05

1

Упражнение в написании слов с буквосочетаниями жи- ши, ча-ща, чу,щу.

Проверочный диктан.

47

21.05

1

Заглавная буква в именах, фамилиях и отчествах.

48

22.05

1

Заглавная буква в кличках животных, городов, рек.

49

23.05

1

Проект «Сказочная страничка» (в названиях сказок — изученные правила письма).

1

Повторение (1ч)

50

24.05

1

Повторение и обобщение изученного материала.

Развитие речи. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Троснянская средняя общеобразовательная школа

«Рассмотрено»

Руководитель МО:

__________/С. Л. Дегтярева/

Протокол № 1  

от «26»  августа  2016г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР             /Л. В. Воробьева/

 «29»августа 2016г.

         «Утверждаю»

Директор ……  /И. Н. Курашова/

Приказ № _____ от «31» августа 2016г.

                                                  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                          ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                                           ПЕДАГОГА

Дегтяревой Светланы Леонидовны,

учителя высшей  квалификационной категории

                                     кружок «Азбука родного края»,  1 класс

                                                                                                           Рассмотрено на заседании

                                                                                                      педагогического совета

                                                                                                      протокол №1

                                                                                                            от «30» августа 2016г.

2016-2017учебный год          

Планируемые результаты реализации программы

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующим ключевым целям общего образования, можно выделить три блока: личностный, метапредметный, предметный.

Личностные включают в себя:

- развитие интереса;

- действие нравственно-эстетического оценивания ( что такое хорошо, что такое плохо);

- формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, поселку;

- формирование личностного отношения к окружающему миру (когда ребенок задает вопросы);

- формирование уважительного отношения к своей семье, развитие интереса к истории жизни семьи;

- формирование желаний выполнять действия;

- использование фантазии, воображения при выполнении задания.

Реализуется через знакомство детей с окружением – семья, дом, улицы, город, поселок, природа.

Метапредметные включают в себя:

Регулятивные

        - введение правил;

- разный вид деятельности;

- разучивание игр.

Реализуется через ориентирование учащихся на правила поведения дома, в школе, на улице, в общественном транспорте (что такое хорошо, что такое плохо), рассказ о своих интересах, увлечениях.

Познавательные

- формирование практических умений ориентироваться в окружающей среде;

- формирование знаний о современных профессиях;

- формирование знаний об истории города, поселка.

Реализуется через изучение адреса своего проживания, названия улиц микрорайона школы, улиц города, поселка, изучение профессий своих родных, экскурсии по улицам, в музей  школы, к памятникам села, через задания на поиск лишнего, сравнение, тестирование, рисунок.

Коммуникативные

- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, аргументировать;

- формирование умения слушать и вступать в диалог;

- формирование умения в постановке вопросов;

- умение строить устный рассказ;

- формирование умений работать в парах, малых группах.

Предметные результаты:

- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;

- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;

- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.

- умение рассказывать о родном крае, приводить примеры достопримечательностей родного края;

- умение рассказывать о важнейших событиях в истории родного края; находить на исторической и современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников страны.

Содержание курса

 Азбука - к мудрости ступенька. - 4 часа. Учимся разгадывать ребусы и загадки. - 2 часа. Сказки Брянского леса. - 2 часа.  Животный мир Брянской области. - 2 часа. Природа родного края. -2 часа. Поэтическая Брянщина. -2 часа.  Происхождение  названий  городов,    сел  и  рек  Брянской области.—3 часа.  Из истории Брянского края. -4 часа.  Герб Брянской области. - 1 час. Легенды Брянского края. - 2 часа.

11.Памятники природы.—2 часа.  К истокам слова. - 1 час. Суровые годы войны. - 2 часа. Учимся работать с картой Брянской области. -2 часа. Занимательное азбуковедение. - 2 часа. Конкурс грамотеев. - 1 час.

Программа предусматривает различные формы и методы работы:

  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения — эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
  • практические методы: изготовление рисунков, аппликаций. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

 Реализуется через беседы с родителями, бабушками, дедушками о семейных традициях, какие праздники отмечаются дома, рассказывают друг другу и классу; рассказывают о домашних животных, как они о них заботятся, комментируют принесенные фотографии, иллюстрации, книги о животных; рассказывают о своей улице, пишут сочинения; по фотографиям рассказывают о памятниках, которые они видели в городе, где они находятся, о современной жизни села, сравнивают фотографии прошлого и настоящего, говорят, что изменилось, что нет; задают друг другу вопросы; объяснения рисунка.         

Календарно-тематическое планирование

№   п/п

Дата проведения

Количество часов, отводимых на освоение  темы

Тема урока

по плану

фактически

1

6.09

1

Введение. 3емля Пересвета

2

13.09

1

Гласные буквы  А, а, обозначающие гласный звук [а].    Аист - символ счастья и удачи.

3

20.09

1

Согласные буквы Б, б, обозначающие согласные звуки [б], [б́΄ ́]. Родной наш Брянск

4

27.09

1

Согласные буквы В, в, обозначающие согласные звуки [в], [в']. «Сказки брянского леса» В. Соколова. «Лесная сказка»

5

4.10

1

Согласные буквы Г, г, обозначающие согласные звуки [г], [г']. Герб Брянской области.

6

11.10

1

Согласные буквы Д, д, обозначающие согласные звуки [д], [д']. Река Десна.

7

18.10

1

Гласные буквы Е, е, Ё, е обозначающие звуки [й э],  [й о].   Реки Брянской области. Памятники природы

8

25.10

1

Согласные буквы Ж, ж, обозначающие согласный звук [ж]. Жуковский район. Село Вщиж.

9

1.11

1

Согласные буквы 3, з, обозначающие согласные звуки [з], [з']. Город Злынка.

10

15.11

1

Гласные буквы И, и, обозначающие гласный звук [и]. Ипуть-река.

11

22.11

1

Согласные буквы И, й, обозначающие согласный звук [и']. И. Швец «Наша Брянская область».

12

29.11

1

Согласные буквы К, к, обозначающие согласные звуки [к], [к'].  Клинцы, Красный Рог, Карачев.

13

6.12

1

Согласные буквы Л, л, обозначающие согласные звуки [л], [л']. Легенды брянского леса.

14

13.12

1

Согласные буквы М, м, обозначающие согласные звуки [м], [м΄]. Путешествие по населённым пунктам. Мглин.

15

20.12

1

Согласные буквы Н, н, обозначающие согласные звуки [н], [н']. Новозыбков, Навля.

16

27.12

1

Гласные буквы О, о, обозначающие гласный звук [о].       На родине Ф. И. Тютчева, в Овстуге.

17

10.01

1

Согласные буквы П, п, обозначающие согласные звуки [п], [п΄]. Брянский боярин, герой Куликовской  битвы-Александр Пересвет.

18

17.01

1

Согласные буквы Р, р, обозначающие согласные звуки [р], [р']. Ревна. Рогнедино.

19

24.01

1

Согласные буквы С, с, обозначающие согласные звуки [с], [с΄]. Брянский Сусанин.

20

31.01

1

Согласные буквы Т, т, обозначающие согласные звуки [т], [т']. Парк культуры и отдыха А. К. Толстого.

21

7.02

1

Гласные буквы У, у, обозначающие гласный звук [у]. Путешествие по населённым пунктам. Унеча.

22

14.02

1

Согласные буквы Ф, ф, обозначающие согласные звуки [ф], [ф']. Город революционера И. И. Фокина.

23

28.02

1

Согласные буквы X, х, обозначающие согласные звуки [х], [х']. Слово о Дятьковском хрустале.

24

7.03

1

Согласные буквы Ц, ц, обозначающие согласный звук [ц]. Птицы Брянского края.

25

14.03

1

Согласные буквы Ч, ч, обозначающие согласный звук [ч']. Грибы Брянского края.

26

21.03

1

Согласные буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук [ш]. Село 16в. Шеломы.

27

04.04

1

Согласные буквы Щ, щ, обозначающие согласный звук [щ΄]. Сещенское подполье.

28

11.04

1

Буква Ь. «Брянские леса» по К. Паустовскому.

29

18.04

1

Гласная буква Ы, обозначающая гласный звук [ы].     Реки и поселения Брянского края.

30

25.04

1

Буква Ъ. Из книги «Сказки Брянского леса» В. Соколова.

   31

9.05

1

Гласные буквы Э, э, обозначающие гласный звук [э].        И. Швец «Нашим городом можно гордиться».

    32

16.05

1

Гласные буквы Ю, ю, обозначающие звуки [й у].    На стоянку первобытного человека в Юдиново.

    33

23.05

1

Гласные буквы Я, я, обозначающие звуки [й а]. Яловка. Брянск - наш край родной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 3 класс окружающий мир по программе "Начальная школа XXI века"

Пояснительная записка , календано-тематическое планирование....

рабочая программа 1 класс ФГОС 2 поколения по программе Перспектива

Разработана рабочая программа по математике по программе Перспектива, авторы Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова. Офис 2007...

Рабочая программа. 1 класс. По программе "Школа 21 века"

Рабочая программа для 1 класса по программе "Школа 21 века" разработана мною в соответствии с требованиями новых стандартов....

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...

Рабочая программа поИЗО

Рабочая программа составлена по учебно – методическому комплекту «Школа России»Учебник  «Искусство вокруг нас». 2 класс, Н.А. Горяева, Неменская Л. А....