Программа курса внеурочной деятельности учащихся «Азбука нравственности»
рабочая программа (1 класс) по теме

Формированию адаптивного типа взаимодействия со сверстниками и взрослыми, уважительного и тактичного отношения к личности другого человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_nravstvennosti.docx47.22 КБ
Файл azbuka.nravstvennosti.docx46.04 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

 «Азбука нравственности»

Направление: духовно-нравственное

  • Личностные универсальные учебные действия:

У выпускника будут сформированы:

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия,  как понимание чувств  других людей и сопереживание им.

  • Регулятивные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

  • Познавательные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

  • Коммуникативные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Предметные результаты:

- понимание значимости национальной и мировой культуры, средствами сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

- формирование представлений о мире, российской культуре, первоначальных этических представлениях, понятий о добре и зле, нравственности;

- формированию адаптивного типа взаимодействия со сверстниками и взрослыми, уважительного и тактичного отношения к личности другого человека;

- умение осознанно воспринимать и оценивать поступки людей, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков;

- умение самостоятельно пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Содержание курса

Правила поведения в школе (7ч.)

 Мы пришли на урок. Зачем нужны перемены

Правила поведения в гардеробе («раздевалке»)

Как быть прилежным и старательным.

Мы – в школьной столовой.

Правила поведения в общественных местах.

Правила поведения на школьном дворе

О добром и вежливом обращении к людям (15 ч.)

Мой учитель. Общение со взрослыми

Зачем нужны «вежливые» слова

Доброжелательность

«Ежели вы вежливы».

Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.

Думай о других: сочувствие – как его выразить?

Ты и твои друзья

Эмоции. Общение по телефону

Наши имена. Моя семья

Как стать трудолюбивым (12 ч.)

Старательность - помощник в учебе

Как быть прилежным и старательным

Наш труд в классе

Правило «Учусь все делать сам».

Помогаю другим своим трудом дома и в школе.

Что значит быть бережливым?

Мой ежедневный труд дома

Правила аккуратности и опрятности ( 8 ч.)

Культура внешнего вида . Основные правила Мойдодыра

Каждой вещи – своё место

Умей ценить время – своё и чужое

Одежду нужно беречь. Учимся не болеть

Школьный этикет ( 12 ч.) 

Как приветствовать людей и знакомиться с ними

Что такое школьная дисциплина

Люби книгу

Твоя школа.

Твой класс.

 Соблюдение чистоты и порядка

Внешкольный этикет (12 ч.) 

Этикет. Правила поведения на улице. Устное и письменное приглашение на день рождения

  Поведение в гостях. Заповеди. Дал слово держи. В мире мудрых мыслей.

« Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть»

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема занятия

Элементы содержания занятия

Дата по плану

Дата по факту

Раздел 1. Правила поведения в школе (7 ч.)

1-2

Мы пришли на урок. Зачем нужны перемены

Зачем нужны правила поведения? Что мы знаем о правилах поведения в школе, дома, на улице? Всегда ли мы соблюдаем правила?  Какие правила для нас  самые трудные7

3

Правила поведения в гардеробе («раздевалке»)

Как правильно вести себя в гардеробе?  

Часто ли ученики ходят по упавшей одежде?  

Кто и почему был обижен в раздевалке?

4

Мы – в школьной столовой.

Как правильно вести себя в столовой?

Зачем нужны правила поведения за столом?

Главное  правило поведения за столом. Экскурсия в столовую. Знакомство с работниками столовой.

5

Как быть прилежным и старательным.

Понятия «старательность», «прилежность». Положительная оценка данных качеств на примерах из литературных произведений

6

Правила поведения в общественных местах.

Как правильно вести себя в библиотеке?

Что такое библиотека? Для чего она предназначена?

Участие в разработке   правил поведения в общественных местах.

7

Правила поведения на школьном дворе

Знакомство с понятием  «школьный двор»?

Для чего он предназначен?

Как вести себя на школьном дворе?

Правила игры.

Раздел 2.  О добром и вежливом обращении к людям (15ч._)

8-9

Мой учитель. Общение со взрослыми

Конкурс рисунков. Формулирование правил общения с учителями, взрослыми. Разыгрывание сценок. Чтение и обсуждение отрывков книг. Экскурсия в библиотеку. Беседа с библиотекарем        

10

Зачем нужны «вежливые» слова

. Чтение и обсуждение произведения «Волшебное слово». Просмотр фрагментов из фильмов. Ролевая игра

11

Доброжелательность

Конкурс добрых сюрпризов. Разыгрывание сценок

12

«Ежели вы вежливы».

Умение заботиться друг о друге, сопереживать, развитие чувства симпатии.

Чтение рассказа  Е. Пермяка «Надёжный человек».

13

«Ежели вы вежливы».

Разучивание танца дружбы. Командное соревнование «Викторина о дружбе». Конкурс рисунков «Портрет друга». Игра «Мы друзья»

14-15

Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.

Анализ отрывков прочитанных произведений. Формулирование правил общения с товарищами

16

Думай о других: сочувствие – как его выразить?

Практическое занятие. Разыгрывание сценок. Обсуждение поставленного перед уроком вопроса.

17-18

Ты и твои друзья

Раскрытие на конкретных примерах, доступных детскому воображению,  сущность нравственных отношений между людьми.

Что означает быть хорошим товарищем?

Только ли сверстник может быть другом?

19

Эмоции.

Просмотр отрывков видеофильмов и их обсуждение

20

Общение по телефону

Практическое занятие. Формулирование правил общения по телефону. Просмотр отрывков мультфильмов. Анализ

21

Наши имена.

Знакомство с историей имён, появлением фамилий. Обращение к одноклассникам.

22

Моя семья.

Конкурс рисунков. Дидактическая игра.

Раздел 3.   Как стать трудолюбивым (12 ч.)

23-24

Старательность - помощник в учебе

Чтение и обсуждение отрывков детских книг

25-26

Как мы трудимся: в школе и дома

Конкурс рассказов

27-28

Наш труд в классе

Формирование у детей нравственного опыта, представление о труде для всех.

Нужен ли труд?

Нравится ли труд  детям?

На каких литературных героев вы хотите быть похожими?

29-30

Правило «Учусь все делать сам».

« Вылечу» все книги. Придумать сказку о вежливости. Работа в парах.

31-32

Помогаю другим своим трудом дома и в школе.

Уточнять понятия: семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявление любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим

33-34

Что значит быть бережливым?

Пословицы «Слову-вера, хлебу- мера, деньгам счёт»

Правила НЕ ( не жадничай, не бери больше, чем нужно…) Правильное обращение с вещами

35-36

Мой ежедневный труд дома

Бережливость: каждой вещи своё место

Важность труда дома. В чём состоит важность такого труда? .Как он важен для окружающих?

Дом – это лицо хозяина Наведение порядка в дневнике, портфеле..

Раздел 4. Правила аккуратности и опрятности ( 8 ч.)

37-38

Культура внешнего вида

 Основные правила Мойдодыра

Что означает культура внешнего вида и культуры?

Почему внешний вид не только твоё личное дело?

Составление списка Мойдодыра –  защитника чистоты и гигиены

39-40

Каждой вещи – своё место.

Одежду нужно беречь.

Участие в игре-соревновании «Собери портфель» Бережный уход за одеждой. Бережливость – уважение человека к себе. Чтение  и обсуждение рассказа О.Буцень «Чистюля».

41-42

Умей ценить время – своё и чужое

Значение времени для человека. Что значит «ценить время» ?Обсуждение сказки Е. Шварца «Сказка о потерянном времени

43-44

Учимся не болеть

Бережный уход за одеждой. Бережливость – уважение человека к себе. Правила закаливания, профилактика простудных заболеваний.

Раздел 6.  Школьный этикет ( 12 ч.)

45-46

Как приветствовать людей и знакомиться с ними

Этикет – что это такое?

Зачем он нужен младшему школьнику?

Внешние правила знакомства и приветствия.  

Краткий справочник «Правила этикета»  (составитель Л. Васильева – Гангнус)

Формы знакомства и приветствия за столом.

47-48

Что такое школьная дисциплина

Дисциплина. Всегда ли мы соблюдаем правила?  Какие правила для нас  самые трудные?

49-50

Люби книгу

Я читатель. Моя любимая книга. Любимый писатель.

Экскурсия в библиотеку.

51-52

Твоя школа.

Как вести себя в школе. Составить памятку поведения в школе.

53-54

Твой класс.

Правила поведения в классе.

55-56

Соблюдение чистоты и порядка.

Гигиена. Овладевать понятием «я», «внешний вид». Отличать людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена.

Раздел 7.  Внешкольный этикет (12 ч.)

57

Этикет.

Уч-ся вспоминают    все термины и понятия, с которыми они познакомились раньше , принимают участие в  ситуативной  игре, читают литературные произведения соответствующей тематики

58

Правила поведения на улице.

Практическое занятие. Формулирование правил поведения на улице. Выход на улицу

59

Устное и письменное приглашение на день рождения

Творческая работа: рисование приглашения на день рождения, составление текста по образцу.

60

 Устное и письменное приглашение на день рождения

Защита своей работы. Оформление выставки.

61-62

Поведение в гостях.

Встреча и развлечение гостей.

Чтение литературных произведений соответствующей тематики.  Знакомство с правилами поведения в гостях: этикет поведения в гостях, этикет приема гостей – разные формы. ... Разбор ситуаций.

63-64

Заповеди. Дал слово держи.

 Знакомство с заповедями. Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. С.Есении. «Песнь о собаке». О.Уайльд. «Счастливый принц».

 Лгать нельзя, но если..? М.Гартман. «Белое покрывао».  Всегда ли богатство – счастье? Д.Родари. «Король Мидас»

65

«Спасибо» и «пожалуйста».

Игра в магазин. Общение с продавцами и покупателями

66

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна».

Игра ток-шоу «Интервью о своём друге».

67

В мире мудрых мыслей.

Составление буклета «В мире мудрых мыслей.»

68

« Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть»

Проект



Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

 «Азбука нравственности»

Направление: духовно-нравственное

  • Личностные универсальные учебные действия:

У выпускника будут сформированы:

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия,  как понимание чувств  других людей и сопереживание им.

  • Регулятивные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

  • Познавательные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

  • Коммуникативные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Предметные результаты:

- понимание значимости национальной и мировой культуры, средствами сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

- формирование представлений о мире, российской культуре, первоначальных этических представлениях, понятий о добре и зле, нравственности;

- формированию адаптивного типа взаимодействия со сверстниками и взрослыми, уважительного и тактичного отношения к личности другого человека;

- умение осознанно воспринимать и оценивать поступки людей, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков;

- умение самостоятельно пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Содержание курса

Правила поведения в школе (6 ч.)

 Правила поведения на уроке и на перемене

Правила поведения в гардеробе («раздевалке»)

 Правила поведения в столовой.

Правила поведения в библиотеке.

Правила поведения на школьном дворе

О добром и вежливом обращении к людям (12 ч.)

Что такое «добро» и «зло»

 Волшебные» (добрые) слова.

Добрые и недобрые дела.

Ты и твои друзья.

 Помни о других – ты не один на свете

Как стать трудолюбивым (12 ч.)

«Ученье – свет, а неученье – тьма» (О добросовестном отношении к учёбе)

Как быть прилежным и старательным

Наш труд в классе

Правило «Учусь все делать сам».

Помогаю другим своим трудом дома и в школе.

Что значит быть бережливым?

Мой ежедневный труд дома

Правила аккуратности и опрятности ( 8 ч.)

Культура внешнего вида

Каждой вещи – своё место

Умей ценить время – своё и чужое

Одежду нужно беречь.

Школьный этикет ( 12 ч.) 

Как приветствовать людей и знакомиться с ними

Что такое школьная дисциплина

Люби книгу

Твоя школа.

Твой класс.

 Соблюдение чистоты и порядка

Внешкольный этикет (12 ч.) 

Правила поведения в кино.

Правила поведения в театре.

Правила поведения в музее.

Меня пригласили на день рождения

Правила поведения на выставке

Бережное отношение к природе.

Чему нас научили уроки нравственности

Экскурсия в краеведческий музей

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема занятия

Элементы содержания занятия

Дата по плану

Дата по факту

Раздел 1. Правила поведения в школе (6 ч.)

1-2

Правила поведения на уроке и на перемене

Зачем нужны правила поведения? Что мы знаем о правилах поведения в школе, дома, на улице? Всегда ли мы соблюдаем правила?  Какие правила для нас  самые трудные7

3

Правила поведения в гардеробе («раздевалке»)

Как правильно вести себя в гардеробе?  

Часто ли ученики ходят по упавшей одежде?  

Кто и почему был обижен в раздевалке?

4

Правила поведения в столовой

Как правильно вести себя в столовой?

Зачем нужны правила поведения за столом?

Главное  правило поведения за столом.

5

Правила поведения в библиотеке

Как правильно вести себя в библиотеке?

Что такое библиотека?

Для чего она предназначена?

6

Правила поведения на школьном дворе

Знакомство с понятием  «школьный двор»?

Для чего он предназначен?

Как вести себя на школьном дворе?

Правила игры.

Раздел 2.  О добром и вежливом обращении к людям (12 ч._)

7-8

Что такое «добро» и «зло»

Знакомство с понятиями «добро» и «зло» (синонимами «хорошо» и «плохо»).

Диспут  «Чей герой лучше»?

Роль смеха.

9-10

Волшебные» (добрые) слова

Правила вежливости, их происхождение и   изменение  в связи с развитием общества.

Объяснить, что мы понимаем под формой общения.

11-12

«Волшебные» (добрые) слова  

Волшебное  дерево» или «Дерево вежливости»

13-14

Добрые и недобрые дела

Разбор конкретных ситуаций из жизни.

Эксперимент: какое нравственное качество отражается на лице(мордашке) игрушек.

15-16

Ты и твои друзья

Раскрытие на конкретных примерах, доступных детскому воображению,  сущность нравственных отношений между людьми.

Что означает быть хорошим товарищем?

Только ли сверстник может быть другом?

17-18

Помни о других – ты не один на свете

Раскрытие смысла понятия «помнить о других»

Как твоё действие отразиться на других?

Почему надо беречь своих родителей?

Готовить детей к восприятию чужой точки зрения.

Раздел 3.   Как стать трудолюбивым (12 ч.)

19-20

«Ученье – свет, а неученье – тьма» (О добросовестном отношении к учёбе)

Какую роль играет образование в жизни людей?

«Век живи – век учись»

21-22

Как быть прилежным и старательным

Какое значение имеет выражение «прилежный, старательный ученик»?

Почему мы даём положительную оценку этим качествам человека?

23-24

Наш труд в классе

Формирование у детей нравственного опыта, представление о труде для всех.

Нужен ли труд?

Нравится ли труд  детям?

На каких литературных героев вы хотите быть похожими?

25-26

Правило «Учусь все делать сам».

« Вылечу» все книги. Придумать сказку о вежливости. Работа в парах.

27-28

Помогаю другим своим трудом дома и в школе.

Уточнять понятия: семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявление любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим

29-30

Что значит быть бережливым?

Пословицы «Слову-вера, хлебу- мера, деньгам счёт»

Правила НЕ ( не жадничай, не бери больше, чем нужно…) Правильное обращение с вещами

31-32

Мой ежедневный труд дома

Важность труда дома.

В чём состоит важность такого труда?

Как он важен для окружающих?

Дом – это лицо хозяина

Раздел 4. Правила аккуратности и опрятности ( 8 ч.)

33-34

Культура внешнего вида

Что означает культура внешнего вида и культуры?

Почему внешний вид не только твоё личное дело?

Составление списка Мойдодыра –  защитника чистоты и гигиены

35-36

Каждой вещи – своё место

Инсценировка  рассказа Л. Воронковой «Маша -  растеряша»

Правила организованного  собранного  ученика.

Аккуратность – это нравственное качество.

38-39

Умей ценить время – своё и чужое

Значение времени для человека.

Что значит «ценить время»?

Обсуждение сказки Е. Шварца «Сказка о потерянном времени

40-41

Одежду нужно беречь.

Бережный уход за одеждой. Бережливость – уважение человека к себе.

Раздел 6.  Школьный этикет ( 12 ч.)

42-43

Как приветствовать людей и знакомиться с ними

Этикет – что это такое?

Зачем он нужен младшему школьнику?

Внешние правила знакомства и приветствия.  

Краткий справочник «Правила этикета»  (составитель Л. Васильева – Гангнус)

Формы знакомства и приветствия за столом.

45-46

Что такое школьная дисциплина

Дисциплина. Всегда ли мы соблюдаем правила?  Какие правила для нас  самые трудные?

47-48

Люби книгу

Я читатель. Моя любимая книга. Любимый писатель.

Экскурсия в библиотеку.

49-50

Твоя школа.

Как вести себя в школе. Составить памятку поведения в школе.

51-52

Твой класс.

Правила поведения в классе.

53-54

Соблюдение чистоты и порядка.

Гигиена. Овладевать понятием «я», «внешний вид». Отличать людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена.

Раздел 7.  Внешкольный этикет (12 ч.)

55

Правила поведения в кино.

Уметь  вести себя в кино. Уважай зрителей.

56

Правила поведения в театре.

Уметь  вести себя в театре. Уважай зрителей. Не мешай другим.

57

Правила поведения в музее.

Уметь  вести себя в выставке. Слушай, запоминай, не мешай другим.

68

 Правила поведения на выставке.

Уметь  вести себя в музее. Слушай, запоминай, не мешай другим. Объяснять, зачем людям нужны правила вежливости и этикета, основные правила вежливости в общении, вести диалог, высказывать своё мнение.

59-60

Меня пригласили на день рождения

Выбираю подарок. Мой внешний вид. Этикет за столом. Разыгрывать ситуации. Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки.

61-62

Бережное отношение к природе.

 Соблюдать правила поведения в природе, придумать сказку о вежливости. Работа в парах.

63-64

Чему нас научили уроки нравственности

Заучить волшебное правило: «Чего в другом не любишь, того и сам не делай». Мы стали понимать, что доброта и красота -  родные сёстры. Выставка рисунков.

65

Экскурсия в кукольный театр                        

Я зритель. Правила поведения.

66

Экскурсия в краеведческий музей

Наблюдать, слушать рассказ сотрудника музея. Задавать вопросы. Вести диалог. Соблюдать правила поведения в общественном месте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса внеурочной деятельности обучающихся духовно-нравственного направления театрально-фольклорная студия «Ладушки» (на 2 года)

Ценностная  ориентация человека испокон веков была неразрывно связана с культурой народа, воплотившей идеалы, верования не только в словесном и художественном творчестве, но и в жизненном у...

Программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов

                    Программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному  направлению для обучающихся 1-4 классов...

Программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности» для начальных классов общеобразовательных школ

Программа «Уроки нравственности» составлена на основе программы Э. Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности» и может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родит...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению развития личности: «Я- Петербуржец» («Город на Неве – наш дом»)

Рабочая программа курса  внеурочной деятельности по  духовно-нравственному направлению развития личности: «Я- Петербуржец»(«Город на Неве – наш дом»)...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности кружок "Азбука добра" 1-4 класс

Данная программа определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование коммуникативной компетенции у младших школьников в условиях организации учебного коммуникативн...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Этика: азбука добра"

Рабочая программа  и тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Этика: азбука добра" 1- 4 класс....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Этика: азбука добра" 3 класс

Формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания...