Программа кружка «Уроки доброты»
рабочая программа (4 класс) на тему

Батина Надежда Александровна
Программа формирует целостное представление о моральных нормах, традициях, мировоззрении нашего общества. Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx41.8 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка «Уроки доброты» разработана для обучающихся 4 класса МБОУ «Екимовичская средняя школа»  в соответствии с

  • законом Российской Федерации «Об образовании» (ФЗ- 273 «Об образовании в Российской Федерации»);
  • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования;
  • Основной образовательной программой начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Екимовичская средняя школа» Рославльского района Смоленской области
  • Планом внеурочной деятельности школы.
  • Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методический конструктор.: в 2-х частях, под редакцией А.Я. Данилюка./ М.: Просвещение, 2011г.
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»./А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков.- М.: Просвещение, 2011г.

Цели изучения программы:

выработка основных этических понятий;

усвоение нравственных норм, правил, требований;

ознакомление с культурными традициями родного края;

выработка оценочных моральных принципов, представлений;

формирование культуры нравственного поведения;

выработка нравственных основ мировоззрения и  навыков самовоспитания.

Основные задачи программы:

- вооружить учащихся осознанными знаниями и представлениями о моральных нормах, исторически и традиционно действующих в обществе;

- познакомить учащихся с многообразием поступков, совершаемых взрослыми и детьми, что позволяет увидеть и осознать их проявления;

- сформировать на этой основе установку на реализацию правил нравственного поведения через выбор действия и поведения;

- дать школьникам представления о критериях оценок нравственных явлений;

- помочь ребенку младшего школьного возраста сознательно вырабатывать нравственные позиции;

- прививать учащимся стремление к нравственному совершенствованию и вооружать их способами нравственного взросления;

- сформировать уважение к труду человека и выработка собственных трудовых навыков.

Все задачи в процессе их решения пронизанные единой сверхзадачей: понимание другого человека, постижение его внутреннего мира, формирование представлений о самом себе.

Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.

Описание места учебного курса

Программа разработана на 1 год обучения и даёт целостное представление о моральных нормах, традициях, мировоззрении нашего общества.

В соответствии с учебным планом внеурочной деятельности рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа, 1 час в неделю.

Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых

программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.

Личностные, метапредметные и предметные результаты                                         освоения учебного курса.

• Личностные универсальные учебные действия:

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им

Обучающийся получит возможность для формирования:

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

• Регулятивные универсальные учебные действия:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей

• Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий;

- строить сообщения в устной и письменной форме.

• Коммуникативные универсальные учебные действия:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Для оценки планируемых результатов освоения программы рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии  «Книга моих размышлений». А.А. Логинова, А.Я. Данилюк.

Содержание программы «Уроки доброты» 4 класс

Раздел 1. Правила общения (8 часов)

Тема 1. Узнай себя.(1ч)

Путешествие в сказку: на маленькой полянке, у озера, в райском уголке, в подводном царстве.

     Тема 2. Слова приветствия(1ч)

     Приветствие как установление контакта. Подтверждение людьми своего знакомства и выражение желания продолжать его. Работа в парах.

     Тема 3. Толерантность(1ч)

 Беседа. Объяснение смысла высказывания: «Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет культуры войны  к культуре мира».

     Тема 4. Веселые правила хорошего тона.(1ч)

     Знакомство с книгой А.Гольдниковой «Хорошие манеры в рисунках и примерах». Работа с картинками.

     Тема 5. Дружим с добрыми словами.(1ч)

     Идет работа по «превращению» слов. Зависть заменяется доброжелательностью, расположенностью, жадность – щедростью и т.д.

     Тема 6. Умеем общаться.(1ч)

     Чтобы быть приятным окружающим и себе, надо соблюдать правила общения. Главное из них – проявлять уважение к другому человеку: считаться с желанием другого, уметь видеть его настроение и считаться с ним, уметь поддержать интерес, уступать ему.

     Тема 7. Слово утешает.(1ч)

     Структура утешения. Способ выражения в зависимости от того, кто, кому в какой обстановке говорит-стараясь преуменьшить неудачу(Это пустяки!, Ничего страшного и т.д.)

     Тема 8. Обращение к собеседнику.(1ч)

     Основная функция обращения – привлечение внимания, призывы собеседника. Обращение к незнакомому в ситуации нейтрального, обиходно-делового общения на улице, в магазине, транспорте.

     Раздел 2. Этика отношений в коллективе. (8 часов)

     Тема 9. Мы идем в гости.(1ч)

     Культура речи, главным понятием которой является «норма». Благоприятный климат общения. Определение понятий «этика», «речевой этикет», установление взаимосвязи между этими понятиями.

     Тема 10. Подари дело и слово доброе.(1ч)

     Высказывания детей, особенно о тех, кого не всегда любят и замечают в классе, всего того хорошего, чего он заслужил.

     Тема 11. Подарок коллективу.(1ч)

     Устраивается общий праздник общения, где каждый дарит коллективу подарок: стихотворение, песенку, открытку сделанную своими руками и т.д.

     Тема 12. Каждый интересен.(1ч)

     Дети говорят сидящему (по очереди), чем он им интересен. Подчеркнуть, как интересно в классе, когда каждый имеет свою изюминку, и всем от этого хорошо.

     Тема 13. Будем знакомы.(1ч)

     Знакомство как средство установлений связей между собеседниками. При содействии третьего лица – знакомство через посредника. Социальная роль собеседника и его относительные признаки в сравнении с собственными признаками говорящего: моложе он, старше или равен, общественное положение.

     Тема 14. Когда рядом много людей.(1ч)

     Разрабатывается ряд правил поведения в общественных местах: в магазине, на улице и т.д.

     Тема 15. Чтобы быть коллективом.(1ч)

     Постановка задачи: преодолеть все плохое в коллективе. Каждый намечает свой путь, каждый сам себе дает задание в этом пути. И радость в коллективе тоже общая.

     Тема 16. Коллектив начинает меняться.(1ч)

     Как жить в коллективе, будучи очень разными? Рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу. Что считать хорошим в коллективе, что плохим.

Раздел 3. Школьный этикет. (8 часов)

     Тема 17.Школьные правила этикета.(1ч)

     Разыгрывание сценок-миниатюр поведения в раздевалке, встреча с классом, поведение на уроке, в столовой.

     Тема 18. Простые правила этикета.(1ч)

     Беседа. Решение задач по культуре поведения в школе.

     Тема 19. Если радость на всех одна.(1ч)

     Правила для класса. «Уважаешь человека, уважаешь себя».

     Тема 20. Мой класс – мои верные друзья.(1ч)

     Работа в парах. Работа на листочках «За что наказали» и «За что поощрили».

     Тема 21. О дружбе мальчиков и девочек.(1ч)

     Знакомство с рассказом Е.Пермяка «Надежный человек».

     Тема 22. Чего в другом не любишь, того и сам не делай.(1ч)

     Разговор доброжелательности и равноправии в классе. Заучивание волшебного правила: «Чего в другом не любишь, того не делай сам». Изготовление значков вежливости. Работа в группах.

     Тема 23. Делу – время, потехе – час.(1ч)

     Объяснение пословицы: «Делу – время, потехе – час». Выставка значков для школы вежливости.

     Тема 24. Вот школа, дом, где мы живем.(1ч)

     Разбор этикетных ситуаций в форме «Дискуссия». Формулирование правил этикета в школе.

Раздел 4. Доброе слово, что ясный день.(10ч)

     Тема 25. Отворите волшебные двери добра и доверия.(1ч)

     Душевные силы могут изменить жизненные ситуации: чтобы не остаться одиноким, добро украшает мир, делает его разнообразнее.

     Тема 26. Хорошие песни к добру ведут.(1ч)

     Дети поют песни о добре. Просмотр добрых мультфильмов.

     Тема 27. Любим добрые поступки.(1ч)

     Учимся видеть добрые поступки вокруг. Просмотр мультфильма «Кот Леопольд». Разучивание песни кота Леопольда.

     Тема 28. Добрым жить на белом свете радостно.(1ч)

     Путешествие в сказку Волкова «Волшебник Изумрудного города». Беседа о доброте и смелости.

     Тема 29. Тепло родного дома.(1ч)

     Тепло дома должно согревать всех его обитателей.

     Тема 30. Как решать семейные проблемы.(1ч)

Обсуждение волнующих детей семейных проблем: чтобы не было крика, чтобы не произошла ссора, чтобы нравилось быть дома.

     Тема 31-34. Доброта что солнце.(4ч)

     Итоговое занятие. Дети подводят итоги. Игры. Песни. Чаепитие

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ                                                                        ЗАНЯТИЙ КРУЖКА «УРОКИ ДОБРОТЫ»

Название темы

Дата

Форма деятельности

Правила общения. 8ч.

1

Узнай себя

07.09

Путешествие в сказку. Игра

2

Слова приветствия

14.09

Познавательная беседа. Конкурсы

3

Толерантность

21.09

Разговор.

4

Веселые правила хорошего тона.

28.09

Познавательная беседа.

Ролевые игры. Практическое занятие на улице.

5

Дружим с добрыми словами

05.10

Игра. Познавательная беседа

6

Умеем общаться

12.10

Рассказ. Беседа. Игры

7

Слово утешает

19.10

Познавательная беседа

8

Обращение к собеседнику

26.10

Беседа. Решение задач

Этика отношений в коллективе. 8ч.

    9

Мы идем в гости

02.11

Ответы на вопросы. Игры

10

Подари дело и слово доброе

16.11

Путешествие в сказку

11

Подарок коллективу

23.11

Урок – сюрприз.

12

Каждый интересен

30.11

Познавательная беседа. Игры

13

Будем знакомы

07.12

Познавательная беседа. Игры.

14

Чтобы быть коллективом

14.12

Познавательная беседа.

Практическое занятие.

15

Коллектив начинает меняться

21.12

Беседа.

16

Когда рядом много людей

28.12

Праздник Новый год.

Ролевые игры.

Школьный этикет. 8ч.

17

Школьные правила этикета

11.01

Познавательная беседа. Игра.

 Инсценирование. Работа в группах.

18

Простые правила этикета

18.01

Беседа. Решение задач.

19

Если радость на всех одна

25.01

Познавательная беседа. Игра. Работа в группах.

20

Мой класс – мои верные друзья

01.02

Познавательная беседа. Игра. Работа в парах.

21

О дружбе мальчиков и девочек

08.02

Познавательная беседа. Работа с таблицами.

22

Чего в другом не любишь, того и сам не делай

15.02

Работа в группах. Беседа. Изготовление  значков

23

Делу – время, потехе – час.

22.02

Игра. Конкурсы

24

Вот школа, дом, где мы живем.

07.03

Сценки-миниатюры. Праздничное чаепитие для мам и бабушек.

Доброе слово, что ясный день. 10ч.

25

Отворите волшебные двери добра и доверия.

15.03

Познавательная беседа. Игры.

26

Хорошие песни к добру ведут.

22.03

Познавательная беседа. Игра. Просмотр мультфильмов.

27

Любим добрые поступки.

05.04

Познавательная беседа. Разучивание песни.

28

Добрым жить на белом свете радостно.

12.04

Путешествие в сказку. Конкурсы.

29

Тепло родного дома.

19.04

Познавательная беседа.

30

Как решать семейные проблемы.

26.04

Беседа. Игры.

31-34

Доброта, что солнце.

03.05

10.05

17.05

24.05

Игры.

Разучивание песен.

Подготовка к празднику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка" Уроки духовной жизни"

Программа содержит:пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, методическое обеспечение программы...

Внеурочная деятельность. Программа кружка «Я – исследователь». Программа кружка "Занимательная информатика"

Представлена программа внеурочной деятельности кружка "Я - исследователь".       Программа “Я - исследователь” – интеллектуальной направленности. Она является продолжение...

Пояснительная записка к программе кружка «Уроки театра» 4 класс.

Пояснительная записка к программе кружка «Уроки театра»...

Программа кружка «Уроки здоровья» 4 класс

Программа кружка «Уроки здоровья»4 класс Составитель: Куталина В. Б., учитель начальных классов МБОУ средней общеобразовательной школы  №62 Ленинского района г. Нижнего Новгорода.Срок реализ...

Рабочая программа кружка "Уроки здоровья"

Программа внеурочной деятельности «Урок здоровья» содержит спортивно – оздоровительное направление, что является одним из приоритетных направлений нашего государства и современного образования. И поэт...

«Уроки доброты» во втором классе. Тема классного часа «Нравственность и доброта»

laquo;Уроки доброты» во втором классе. Тема классного часа «Нравственность и доброта»Тема сегодняшнего часа общения “ Нравственность и доброта”.1. учитель: Сначала ответ...

«Урок доброты» . Тема классного часа «Нравственность и доброта»

laquo;Урок доброты» в первом классе. Тема классного часа «Нравственность и доброта»Тема сегодняшнего часа общения “ Нравственность и доброта”.1. Восптитатель: Сначала от...