КТП к программе "Изучаем природу родного края"
календарно-тематическое планирование на тему

Филиппова Светлана Сергеевна

КТП к программе "Изучаем природу родного края"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_vneurochka.docx44.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5 г. Вольска Саратовской области»

           СОГЛАСОВАНО

Заместитель руководителя по ВР
МОУ СОШ №5 г. Вольска

____________/______________/

                               ФИО

«___»____________20___г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МОУ СОШ №5 г. Вольска

____________/______________/

ФИО

Приказ № _____ от

«___»___________20___г.

Календарно-тематическое планирование

курса внеурочной проектной деятельности «Изучаем природу родного края»

Класс ______4___________

Учитель Филиппова С.С.

Количество часов

Всего 34 час; в неделю 1 час.

Планирование составлено на основе программы внеурочной проектной деятельности автора: Р.Г. Чураковой «Программы по учебным предметам», М.:  Академкнига/учебник, 2011 г. – Ч.2.

УМК: - Учебник, часть 1, 2, Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 4 класс:– М.: Академкнига/ Учебник.

2017-2018 год

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5 г. Вольска Саратовской области»

           СОГЛАСОВАНО

Заместитель руководителя по ВР
МОУ СОШ №5 г. Вольска

____________/______________/

                               ФИО

«___»____________20___г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МОУ СОШ №5 г. Вольска

____________/______________/

ФИО

Приказ № _____ от

«___»___________20___г.

Календарно-тематическое планирование

курса внеурочной проектной деятельности «Изучаем природу родного края»

Класс ______2___________

Учитель Филиппова С.С.

Количество часов

Всего 34 час; в неделю 1 час.

Планирование составлено на основе программы внеурочной проектной деятельности автора: Р.Г. Чураковой «Программы по учебным предметам», М.:  Академкнига/учебник, 2011 г. – Ч.2.

УМК: - Учебник, Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 2 класс:– М.: Академкнига/ Учебник.

- Хрестоматия, Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: – М.: Академкнига/Учебник.

                        

2017-2018 год

п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

Форма организации деятельности

Примечания

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

1

Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения)

3

1.1.

Классификация листьев деревьев (дуба, клена, березы, липы, тополя, ясеня, каштана или ели, сосны, кедра, лиственницы и др.) по основанию «форма листа».

1

Групповая и индивидуальная

деятельность / аудиторное занятие

в учебном кабинете

1.2

Сопоставление листьев с их иллюстрациями (фотографиями, рисунками). Узнавание деревьев на иллюстрациях (рисунках, фотографиях). Определение названия деревьев по их листьям.

1

Групповая и индивидуальная

деятельность / аудиторное занятие

в учебном кабинете

1.3

Зарисовка листьев (по контуру выкройки) и раскрашивание по природным образцам.

1

Групповая и индивидуальная

деятельность / аудиторное занятие

в учебном кабинете

2.

Кустарники и травянистые растения региона (дикорастущие растения)

3

2.1

Классификация листьев кустарника по основанию «форма листа». Определение названия кустарников по листьям.

1

Групповая и индивидуальная

деятельность / аудиторное занятие

в учебном кабинете

2.2

Узнавание кустарников и их листьев на иллюстрациях (рисунки, фотографии). Зарисовка листьев (по контуру выкройки) и раскрашивание по природным образцам.

1

Групповая и индивидуальная

деятельность / аудиторное занятие

в учебном кабинете

2.3

Разработка и исполнение дизайна условных обозначений деревьев и кустарников.         

1

Групповая и индивидуальная

деятельность / аудиторное занятие

в учебном кабинете

3.

Техника безопасности: правила поведения в лесу, в парковой зоне; правила передвижения, правила гигиены. Правила поведения в природе (этические нормы, отношение к природе).

3

3.1

 Экскурсия № 1. Ознакомление с правилами дорожного движения во время экскурсии. Групповая дискуссия о правилах безопасного поведения в лесу, правилах поведения в природе, правилах гигиены.

1

Коллективная и индивидуальная

деятельность / внеаудиторное занятие

3.2

Викторина «Отгадываем предупредительные знаки».

1

Коллективная и индивидуальная

деятельность / аудиторное занятие

3.3

Индивидуальная разработка и оформление предупредительных охранных знаков «Не ломайте ветки деревьев и кустарников».

Иллюстрация правил поведения в природе.

1

аудиторное занятие

в учебном кабинете (индивидуальная разработка дизайна «Экологический знак» и его защита)

4.

Дикорастущие растения региона

7

4.1

Экскурсия № 2 по теме: «Различение (узнавание) деревьев и кустарников на природе по кроне и листьям, коре, семенам».

Коллективная и индивидуальная

деятельность / внеаудиторное занятие – экскурсия  в осенний лес, парк, ботанический сад, пришкольный участок

4.2

Экскурсия № 3 по теме: «Сбор опавших листьев и семян этих растений с целью сушки».

1

4.3

Зарисовка листьев деревьев и кустарников детьми.

1

Коллективная и индивидуальная

деятельность / внеаудиторное занятие – экскурсия  в осенний лес, парк, ботанический сад, пришкольный участок

4.4

Сушка  листьев и семян деревьев.

1

Коллективная и индивидуальная

деятельность / аудиторное занятие

4.5

 Выставка материалов (фотографий, рисунков, заушенных листьев и семян).

1

Коллективная и индивидуальная

деятельность / аудиторное занятие

4.6

Оформление страниц «Определителя растений родного края» рисунками, фотографиями.

1

Коллективная и индивидуальная

деятельность / аудиторное занятие

4.7

Оформление страниц «Определителя растений родного края»  засушенными листьями и семенами

1

Коллективная и индивидуальная

деятельность / аудиторное занятие

5.

Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения)

7

5.1

 Предварительный сбор информации о том, какие плодовые деревья, кустарники и травянистые растения растут на садовых участках родного края.

1

Индивидуальная и коллективная деятельность / домашнее задание – работа с источниками

информации      

5.2

Экскурсия №4 «Посещение сада (садового участка) с целью различения плодовых деревьев и кустарников».

1

внеаудиторное занятие – экскурсия на садовый участок

5.3

Экскурсия №5 «Посещение сада (садового участка) с целью различения  травянистых растений».

1

внеаудиторное занятие – экскурсия на садовый участок

5.4

Экскурсия №6 «Посещение сада (садового участка) с целью сбора листьев, веточек и плодов».

1

внеаудиторное занятие – экскурсия на садовый участок

5.5

Экскурсия №7 «Зарисовка листьев плодовых деревьев и кустарников, фотографирование  природных объектов и детей в процессе сбора природных объектов.

1

внеаудиторное занятие – экскурсия на садовый участок

5.6

Сбор и сушка листьев.

1

внеаудиторное занятие – экскурсия на садовый участок

5.7

Подготовка отчета о выполненной работе в форме рисунков, фотографий, презентаций «Плодовые растения региона».

1

аудиторное занятие:

презентации (отчеты по результатам работы с источниками информации и наблюдений во время экскурсии) и оценка презентаций

6.

Деревья, кустарники, травянистые растения края, занесенные в Красную книгу России

7

6.1

Поиск информации в Интернете, справочниках, книгах, в Красной книге России с целью составления картотеки «Редкие и исчезающие растения региона».

1

Индивидуальная и коллективная

деятельность / домашнее задание:

работа с источниками информации /

внеаудиторное занятие – экскурсия в заповедник /

6.2

Экскурсия  № 8  в  заказник «Триречье»  с целью ознакомления хотя бы с одним из исчезающих видов деревьев и кустарников.

1

Индивидуальная и коллективная

деятельность / домашнее задание:

работа с источниками информации /

внеаудиторное занятие – экскурсия в заповедник /

6.3

Экскурсия №  9   в  заказник «Триречье»  с целью ознакомления хотя бы с одним из исчезающих видов  травянистых растений.

1

Индивидуальная и коллективная

деятельность / домашнее задание:

работа с источниками информации /

внеаудиторное занятие – экскурсия в заповедник /

6.4

Экскурсия № 10 Подготовка фотографий, картотеки растений родного края, нуждающихся в защите.

1

Индивидуальная и коллективная

деятельность / домашнее задание:

работа с источниками информации /

внеаудиторное занятие – экскурсия в заповедник /

6.5

Отчет по результатам выполнения задания:  «Фотографии редких и исчезающих растений нашего края».

1

Коллективная и индивидуальная деятельность / аудиторное занятие в учебном кабинете (индивидуальная разработка дизайна «Экологический знак» и его защита)

6.6

Отчет по результатам выполнения  задания:  презентация «Редкие и исчезающие растения нашего региона».

1

аудиторное занятие:

презентации (отчеты по результатам работы с источниками информации и наблюдений) и оценка презентаций

6.7

Оформление страниц «Определителя растений родного края». Редкие и исчезающие растения нашего региона.

1

аудиторное занятие:

презентации (отчеты по результатам работы с источниками информации и наблюдений) и оценка презентаций

7.

Подготовка к вступлению в научный клуб младшего школьника «Мы и окружающий мир»

4

7.1

 Ознакомление с условиями вступления в научный клуб младшего школьника.

1

Коллективная и индивидуальная деятельность /аудиторное занятие:

выполнение вступительных заданий

7.2

Индивидуальный выбор трех вступительных заданий из шести предложенных и их выполнение.

1

Коллективная и индивидуальная деятельность /аудиторное занятие:

выполнение вступительных заданий

7.3

Заполнение адресов на конвертах.

1

Коллективная и индивидуальная деятельность /аудиторное занятие:

выполнение вступительных заданий

7.4

Итоговое занятие

1

Коллективная и индивидуальная деятельность /аудиторное занятие:

выполнение вступительных заданий

Итого:

33 ч

п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

Форма организации деятельности

Примечания

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

1

Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в осенний период

8

1.1

Чтение (пересказ) обучающимися статей из хрестоматии 1 и 2 классов

Определение названий деревьев по опавшим листьям, плодам, шишкам.

1

Аудиторное занятие

1.2

Опытное исследование опавших листьев с помощью лупы. Пересказ статьи «Есть ли на ветках ранки от опавших листьев?»

1

Аудиторное занятие

1.3

Опытное исследование опавших веточек осины (вяза, тополя) с помощью лупы. Пересказ статьи из хрестоматии 1 класса «У каких деревьев осенью не только листопад».

1

Аудиторное занятие

1.4

Зарисовка иллюстрации из хрестоматии. Организация выставки рисунков.

1

Аудиторное занятие

1.5

Вводная беседа перед экскурсией «Правила поведения во время передвижения и на природе».

1

Аудиторное занятие

1.6

Экскурсия в осенний лес.

1

Внеаудиторное занятие.

Экскурсия.

1.7

Подготовка отчетов по материалам экскурсии.

1

Аудиторное занятие

1.8

Отчеты по материалам наблюдений на экскурсии. Оформление страниц методического пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты»

1

Аудиторное занятие

2

Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в зимний период

                8

2.1

Чтение (пересказ) обучающимися статей из хрестоматии 1 класса. Опытное исследование веточки тополя с зимней почкой и почки с помощью лупы.

1

Аудиторное занятие

2.2

Зарисовка. Организация выставки рисунков с целью отбора лучших в методическое пособие «Опыты, наблюдения, эксперименты».

1

Аудиторное занятие

2.3

2.4

2.5

Экскурсия в зимний лес.

Определение названий деревьев по коре, контурам, опавшим плодам или шишкам. Сбор опавших плодов и шишек. Фотографирование.

3

Внеаудиторное занятие.

Экскурсия.

2.6

Подготовка отчетов по материалам осенней и зимней экскурсий в лес.

1

Аудиторное занятие

2.7

Отчеты по материалам наблюдений осенней и зимней экскурсий на тему «Что изменилось в жизни растений леса с наступлением зимы».

1

Аудиторное занятие

2.8

Отбор лучших рисунков и фотографий в методическое пособие «Опыты, наблюдения, эксперименты».

1

Аудиторное занятие

3

Свойства воздуха

4

3.1

3.2

Постановка опытов, выявляющих свойства воздуха, с целью фиксирования этапов проведения каждого опыта.

2

Аудиторное занятие

3.3

Подготовка презентаций – фотографий, зарисовок, описаний этапов проведения опыта.

1

Аудиторное занятие

3.4

Оформление страниц пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты» по теме: «Свойства воздуха».

1

Аудиторное занятие

4

Свойства воды

4

4.1

4.2

Постановка опытов, выявляющих свойства воды, с целью фиксирования этапов проведения каждого опыта.

2

Аудиторное занятие

4.3

Подготовка презентаций – фотографий, зарисовок, описаний этапов проведения опыта.

1

Аудиторное занятие

4.4

Оформление страниц пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты» по теме: «Свойства воды».

1

Аудиторное занятие

5

Условия, необходимые для развития растений

8

5.1

Чтение текста из учебника 2 класса (с. 61–63) «Условия, необходимые для развития растений»; пересказ этапов постановки экспериментов

1

Аудиторное занятие

5.2

Отбор неповрежденных семян фасоли или гороха для экспериментального исследования условий, необходимых для прорастания семян.

1

Аудиторное занятие

5.3

Распределение обязанностей между членами клуба

1

Аудиторное занятие

5.4

Посадка семян растений

1

Аудиторное занятие

5.5

Создание разных условий для их прорастания.

1

Аудиторное занятие

5.6

Фиксирование этапов проведения экспериментов

1

Аудиторное занятие

5.7

5.8

Подготовка презентаций – фотографий, зарисовок, описаний этапов проведения опыта.

2

Аудиторное занятие

5.9

5.10

Оформление страниц пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты» по теме: «Условия, необходимые для развития растений».

2

Аудиторное занятие

ИТОГО:

34 ч.


п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

Форма организации деятельности

Примечания

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

1

Свойства воды в жидком состоянии (нагревание, охлаждение, замерзание)

6

1.1.

Экспериментальное исследование свойств воды.

1

Аудиторное занятие

1.2

Проведение эксперимента по выявлению свойств воды при нагревании и охлаждении.

1

Аудиторное занятие

1.3

Описание  этапов постановки одного из опытов.

1

Внеаудиторное занятие

1.4

Оформление результатов аудиторного занятия.

1

Внеаудиторное занятие

1.5

Подведение итогов.

1

Аудиторное занятие

1.6

Дневник наблюдений за погодой

1

Аудиторное занятие

2

Определение прозрачности воды.

6

2.1

Опытное исследование прозрачности воды из водопроводного крана.

1

Аудиторное занятие

2.2

Опытное исследование прозрачности воды из местного водоема.

1

Аудиторное занятие

2.3

Экскурсия в краеведческий  музей отдел природы.

1

Внеаудиторное занятие.

Экскурсия.

2.4

Оформление полученных результатов.

1

Аудиторное занятие

2.5

Оформление полученных результатов.

1

Аудиторное занятие

2.6

Выставка презентаций.

1

Аудиторное занятие

3

Свойства воздуха

8

3.1

 Опытное исследование свойств воздуха.

1

Аудиторное занятие

3.2

Опытное исследование свойств воздуха.

1

Аудиторное занятие

3.3

Фиксирования этапов его проведения

1

Аудиторное занятие

3.4

Составление плана оформления результатов.

1

Аудиторное занятие

3.5

Оформление результатов наблюдения за этапами проведения экспериментальных исследований.

1

Внеаудиторное занятие.

3.6

Оформление результатов наблюдения за этапами проведения экспериментальных исследований.

1

Внеаудиторное занятие.

3.7

Выставка презентаций. Оформление пособия

1

Аудиторное занятие

3.8

Выставка презентаций. Оформление пособия

1

Аудиторное занятие

4

Дневник наблюдений за погодой

8

4.1

Составление словарика научных терминов — ветер, снег, туман, гололед, град, роса, иней, дождь, снег, флюгер, анемометр. (учебник 3 класса, ч.1, с. 115, 118; Интернет).

1

Аудиторное занятие

4.2

Изучение условных знаков для ведения дневника наблюдений за погодой

(учебник 3 класса, ч.1, с. 122)

1

Аудиторное занятие

4.3

Разработка формы дневника наблюдений (работа в группах).

1

Аудиторное занятие

4.4

Выставка дневников наблюдений за погодой.

1

Аудиторное занятие

4.5

Наблюдение за погодой в течение недели.

1

Внеаудиторное занятие.

4.6

Наблюдение за погодой в течение недели.

1

Внеаудиторное занятие.

4.7

Обсуждение индивидуальных результатов наблюдения за погодой. Оформление пособия.

1

Аудиторное занятие

4.8

Обсуждение индивидуальных результатов наблюдения за погодой. Оформление пособия.

1

Аудиторное занятие

5

Почва и ее состав

6

5.1

Изучение состава почвы. (определение цвета почвы, наличие полусгнивших остатков растений и мелких животных (перегной), наличие воздуха и воды, наличие минеральных солей, песка и глины) с целью фиксирования этапов проведения опытов)

Составление плана.

1

Аудиторное занятие

5.2

Изучение состава почвы. Составление плана. Оформления результатов.

1

Аудиторное занятие

5.3

 Оформление презентаций.

1

Внеаудиторное занятие.

Фотографирование.

5.4

Выставка презентаций. Оформление пособия.

1

Аудиторное занятие

5.5

Выставка презентаций. Оформление пособия.

1

Аудиторное занятие

5.6

Представление пособия: «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов для 3 класса».

1

Аудиторное занятие

ИТОГО:

34 ч.

п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

Форма организации деятельности

Примечания

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

1

История возникновения названия населенного пункта.

Историческое прошлое города (села, поселка и пр.)

8

1.1

Карта Саратовской  области. Виртуальное путешествие.

1

Аудиторное занятие

1.2

История возникновения названия города Саратова.

1

Аудиторное занятие

1.3

История возникновения названия города Вольска.

1

Аудиторное занятие

1.4

Историческое прошлое нашего города.

1

Аудиторное занятие

1.5

Историческое прошлое нашего города.

1

Аудиторное занятие

1.6

Волга – матушка. Экскурсия на берег Волги. Фотографирование

1

Внеаудиторное занятие.

Экскурсия.

1.7

Оформления результатов экскурсии.

Оформление фотографий в альбоме.

1

Аудиторное занятие

1.8

Представление альбома «Волга-матушка»

1

Аудиторное занятие

2

Поверхность земли родного края и ее охрана.

Весенний план мероприятий по охране поверхности земли родного края с опорой на помощь взрослых (учащихся старших классов, родителей)

10

2.1

Рельеф нашей местности. Экскурсия.

Внеаудиторное занятие. Экскурсия.

2.2

«Зеленые страницы» Куда, как и когда? Помогите птицам.

Аудиторное занятие

2.3

Изготовление кормушек для зимующих птиц.

Аудиторное занятие

2.4

Изготовление кормушек для зимующих птиц.

Аудиторное занятие

2.5

Изготовление кормушек для зимующих птиц.

Аудиторное занятие

2.6

Беседа перед экскурсией «Правила поведения во время передвижения и на природе».

Внеаудиторное занятие. Экскурсия.

2.7

Наблюдение за птицами прилетающими на кормушку. Фотографировании.

Внеаудиторное занятие. Экскурсия.

2.8

Оформление альбома «Птицы-братья наши меньшие»

Аудиторное занятие

2.9

Оформление альбома «Птицы-братья наши меньшие»

Аудиторное занятие

2.10

Представление альбома  «Птицы-братья наши меньшие»

Аудиторное занятие

3

Достопримечательности родного края

16

3.1

Заочная экскурсия по достопримечательностям родного города.

1

Аудиторное занятие Презентация

3.2

Заочная экскурсия по достопримечательностям родного города.

1

Аудиторное занятие Презентация

3.3

Разработка плана посещения достопримечательностей города.

1

Аудиторное занятие

3.4

Посещение картинной галереи Вольска.

1

Внеаудиторное занятие. Экскурсия.

3.5

Оформление результатов экскурсии.

1

Аудиторное занятие

3.6

Посещение краеведческого музея города Вольска

1

Внеаудиторное занятие. Экскурсия.

3.7

Оформление результатов экскурсии.

1

Аудиторное занятие

3.8

Посещение Гостиного Двора города.

1

Внеаудиторное занятие. Экскурсия.

3.9

Оформление результатов экскурсии

1

Аудиторное занятие

3.10

Посещение драматического театра.

1

Внеаудиторное занятие. Экскурсия.

3.11

Оформление результатов экскурсии

1

Аудиторное занятие

3.12

Посещение площади 10-летия Октября, сквера и набережной.

1

Внеаудиторное занятие. Экскурсия.

3.13

Оформление результатов экскурсии

1

Аудиторное занятие

3.14

Работа над проектом «Мой родной город»

1

Аудиторное занятие

3.15

Работа над проектом «Мой родной город»

1

Аудиторное занятие

3.16

Защита проекта «Мой родной город»

1

Аудиторное занятие

ИТОГО:

34 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Сохраним природу родного края"

Воспитание экологической культуры у современных школьников - это не дань моде, а веление времени, продиктованная самой жизнью. Сегодня экологические знания включены в программу курса "Окружающий ...

Внеурочная деятельность "Краеведение. Природа родного края".

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по курсу "Краеведение. Природа родного края"....

Природа родного края

Эту презентацию урока можно использовать в любом УМК. На уроке рассматривается значение леса, экологические проблемы....

Охрана природы родного края. Красная книга Краснодарского Края

1.  Познакомить  учащихся  с  Красной  книгой  края  и  животными, которые  в  нее  внесены, рассмотреть  экологические  правила,...

Презентация:"Разнообразие природы родного края", ученика 3 Г класса Панова Игоря Владимировича. Проект:"Книга природы родного края".

Учитель 3 Г класса БОУ города Омска "Средняя общеобразовательная школа № 63" Кучковская Светлана Михайловна....