Грамматические сказки об образовании слов.
консультация (2 класс) на тему

Ледовская Нина Стефановна

Все на свете из чего-нибудь состоит: облака- из множества водяных капелек, лес- из деревьев. Речь состоит из предложений, а предложения из слов. Слова сделаны из своего «строительного материала». И каждый из «кирпичиков» вносит в слово свою часть смысла- «смыслиночку». Самая главная из них- корень.

-Как? -спросите вы. -Разве у слова может быть корень? Это же не растение! -А вот послушайте.

 

«Деревья из слов».

Много- много лет назад появилось на свете слово ВОЗ. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А слово это и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево». Посадили люди слово ВОЗ и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий. Много ростков появилось от слова ВОЗ. Все они на него похожи, но и свое в каждом есть. Вот какое дерево выросло!

Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть одна общая часть. И решили тогда люди назвать общую часть этих слов КОРНЕМ. И правильно сделали: от нее, как от корня дерева, образуются новые, родственные слова.

Потом на глаза попался им еще один маленький корешок ХОД, такой грустный, но уж очень юркий. И попросил он людей тоже посадить его в землю, пообещав разрастись в большое дерево. Не поверили люди, но все- таки решили его посадить, не пропадать же ему совсем. Много, очень много ростков появилось от одного маленького корешка ХОД, но все они были чем-то похожи на своего прародителя.

*Нарисуйте, ребята, это дерево и постарайтесь подобрать к нему как можно больше побегов.

 

«Чудо-дерево».

Жило-было маленькое слово РОС. Было оно коротеньким, почти незаметным, таким, что другие большие слова часто забывали, что нон живет рядышком: в гости не звали, на дни рождения не приглашали. Обидно было слову РОС, и пошло оно со своей обидой к царице Грамматике. Просит ее: «Помоги мне, царица Грамматика! Совсем про меня стали забывать слова- соседи. Сделай так, чтобы я выросло и стало большим и длинным».

«Ну будь по-твоему!»- сказала царица. И посадила слово РОС в землю, водичкой полила. Прошло немного времени, появился из земли РОСТОК. РОС РОСТОК и превратился в деревце. Солнышко пригревало, дождик поливал, деревце РОСЛО, становилось больше. И вот ВЫРОСЛО большое дерево, ПРОРОСЛИ на нем веточки и листочки. РАЗРОСЛОСЬ чудо- дерево, стало пышным, раскидистым, а вместо плодов на его веточках слова висят.

*Найдите в каждом слове то маленькое слово РОС, из которого они все выросли, выделите знаком корня.

 

«Большая родня».

Жил-был корень- обычный, не очень сложный, но очень древний. За долгую жизнь обзавелся он большой семьей. Тут и существительные: стройка, строитель, строительство, строение,- и прилагательные: строительный, строительский,- и глаголы: строить, строиться. Видятся родные и близкие не часто, письма писать разлюбили, вот и решил наш старец собрать воедино свою большую родню. Разослал пригласительные открытки.

Первыми откликнулись братья- глаголы строить и строиться с семействами. Не заставили себя долго ждать и остальные. Явились. Выстроились. Все, как на подбор, любят дело делать, у каждого для того своя приставка имеется: у кого вы-, у кого до-, есть и за-, и на-, и от-, и по-, и под-, и при-. Порадовался гостеприимный хозяин, возгордился: молодцы родственники, вон какую богатую коллекцию приставок собрали! И все больше среди них глаголы- деловые, энергичные. И сегодня работают, и в прошедшем потрудились на славу, и о будущем не забывают.

И существительные от них не отстают- спешат в гости к деду. У них и приставок много, и суффиксами не бедны.

*Попробуйте записать в своих тетрадках как можно больше слов- родственников этой большой семьи.

 

Про маленький мудрый корень УЧ.

Жил-был корень УЧ. И вот надоело ему одному жить на свете и призвал он приставки и суффиксы объединяться с ним. Прошло время, и превратился маленький- премаленький корень- корешок УЧ в огромное семейство слов. Попробуйте назвать все его семейство. (Ответы детей) Да, его родственниками стали слова: учитель, ученик, обучение, ученый, переучивать, заучивать, учительница, учебный, учительская, завуч, научить, учеба и т.д.

Когда у корня спрашивали, как ему удалось обзавестись такой большой родней, он отвечал вопросом: «Вас, наверное, интересует словообразование?? И был прав: словообразование действительно изучает, из каких частей состоит и в какой последовательности образуется слово. Одно слово, как в сказке, может превратиться в другое, стоит приставить к нему приставку или суффикс. Слово может изменить свое лексическое значение (вертолет- вертолетчик) или просто поменять одежду, то есть форму (вертолет- вертолетик).

 

«Крепыш и Скрепка».

Это случилось в библиотеке, где много- много книг.

Там у дальней стены на верхней полке стоял Словарь. На его страницах были напечатаны все слова, какие есть в русском языке.

Однажды к Словарю стали подбираться Мыши. Страшно стало Словарю. Начал он думать, как спастись от гибели. Вспомнил он, что в его самой середине есть КРЕПКАЯ страница. На ней напечатаны слова с корнем КРЕП.

Потряс Словарь эту страницу, и вывались из нее КРЕПОСТЬ, КРЕПЫШ, СКРЕПКА.

КРЕПОСТЬ с бойницами, рвами, башнями окружила Словарь. У ворот на мосту встал КРЕПЫШ. В крепостные ворота по мосту направилась СКРЕПКА. Увидел ее КРЕПЫШ и засмеялся: «Ты зачем сюда такая тонкая? Без тебя обойдемся» Хотел он СКРЕПКУ копьем подцепить, да она успела прошмыгнуть

Разделились Мыши, никак к Словарю не подобраться. Под КРЕПОСТНЫМИ стенами собрались они на военный совет и начали думать, как КРЕПОСТЬ захватить. Вернулись Мыши- разведчики. «КРЕПКА КРЕПОСТЬ, -сказали они,- УКРЕПЛЕНИЯ такие, что КРЕПЫШУ никаких ПОДКРЕПЛЕНИЙ не надо. Только один способ есть: ворваться в КРЕПОСТЬ по подземному ходу. Но надо иметь чертежи и планы, а они на столе в угловой башне. Окна там открыты, ветер подует, чертежи и планы сами к нам прилетят».

Стали Мыши ждать ветра. Тут ветер подул. Это библиотекарь открыл форточку, Мыши стали радоваться, а чертежи и планы не летят, потому что их СКРЕПИЛА тоненькая СКРЕПКА.

Сняли мыши осаду и ушли в другой конец библиотеки. А там стояла мышеловка, рядом с «Книгой о вкусной и здоровой пище». Мыши в нее и угодили.

Отпраздновал КРЕПЫШ победу. Себя наградил орденом УКРЕПЛЕНИЯ I степени, крепости дал название КРЕПЧАЙШАЯ и вернулся в Словарь. Скрепка тоже заняла свое место в словаре. И до сих пор никто не знает, что Скрепка Словарь спасла. Тонкая она и незаметная.

*Какие слова вывалились с крепкой страницы?

Назовите похожие слова из сказки. Из какого корня они образовались?

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon grammaticheskie_skazki_0.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Грамматические сказки об образовании слов.

Все на свете из чего-нибудь состоит: облака- из множества водяных капелек, лес- из деревьев. Речь состоит из предложений, а предложения из слов. Слова сделаны из своего «строительного материала». И каждый из «кирпичиков» вносит в слово свою часть смысла- «смыслиночку». Самая главная из них- корень.

-Как? -спросите вы. -Разве у слова может быть корень? Это же не растение! -А вот послушайте.

«Деревья из слов».

Много- много лет назад появилось на свете слово ВОЗ. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А слово это и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево». Посадили люди слово ВОЗ и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий. Много ростков появилось от слова ВОЗ. Все они на него похожи, но и свое в каждом есть. Вот какое дерево выросло!

Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть одна общая часть. И решили тогда люди назвать общую часть этих слов КОРНЕМ. И правильно сделали: от нее, как от корня дерева, образуются новые, родственные слова.

Потом на глаза попался им еще один маленький корешок ХОД, такой грустный, но уж очень юркий. И попросил он людей тоже посадить его в землю, пообещав разрастись в большое дерево. Не поверили люди, но все- таки решили его посадить, не пропадать же ему совсем. Много, очень много ростков появилось от одного маленького корешка ХОД, но все они были чем-то похожи на своего прародителя.

*Нарисуйте, ребята, это дерево и постарайтесь подобрать к нему как можно больше побегов.

«Чудо-дерево».

Жило-было маленькое слово РОС. Было оно коротеньким, почти незаметным, таким, что другие большие слова часто забывали, что нон живет рядышком: в гости не звали, на дни рождения не приглашали. Обидно было слову РОС, и пошло оно со своей обидой к царице Грамматике. Просит ее: «Помоги мне, царица Грамматика! Совсем про меня стали забывать слова- соседи. Сделай так, чтобы я выросло и стало большим и длинным».

«Ну будь по-твоему!»- сказала царица. И посадила слово РОС в землю, водичкой полила. Прошло немного времени, появился из земли РОСТОК. РОС РОСТОК и превратился в деревце. Солнышко пригревало, дождик поливал, деревце РОСЛО, становилось больше. И вот ВЫРОСЛО большое дерево, ПРОРОСЛИ на нем веточки и листочки. РАЗРОСЛОСЬ чудо- дерево, стало пышным, раскидистым, а вместо плодов на его веточках слова висят.

*Найдите в каждом слове то маленькое слово РОС, из которого они все выросли, выделите знаком корня.

«Большая родня».

Жил-был корень- обычный, не очень сложный, но очень древний. За долгую жизнь обзавелся он большой семьей. Тут и существительные: стройка, строитель, строительство, строение,- и прилагательные: строительный, строительский,- и глаголы: строить, строиться. Видятся родные и близкие не часто, письма писать разлюбили, вот и решил наш старец собрать воедино свою большую родню. Разослал пригласительные открытки.

Первыми откликнулись братья- глаголы строить и строиться с семействами. Не заставили себя долго ждать и остальные. Явились. Выстроились. Все, как на подбор, любят дело делать, у каждого для того своя приставка имеется: у кого вы-, у кого до-, есть и за-, и на-, и от-, и по-, и под-, и при-. Порадовался гостеприимный хозяин, возгордился: молодцы родственники, вон какую богатую коллекцию приставок собрали! И все больше среди них глаголы- деловые, энергичные. И сегодня работают, и в прошедшем потрудились на славу, и о будущем не забывают.

И существительные от них не отстают- спешат в гости к деду. У них и приставок много, и суффиксами не бедны.

*Попробуйте записать в своих тетрадках как можно больше слов- родственников этой большой семьи.

Про маленький мудрый корень УЧ.

Жил-был корень УЧ. И вот надоело ему одному жить на свете и призвал он приставки и суффиксы объединяться с ним. Прошло время, и превратился маленький- премаленький корень- корешок УЧ в огромное семейство слов. Попробуйте назвать все его семейство. (Ответы детей) Да, его родственниками стали слова: учитель, ученик, обучение, ученый, переучивать, заучивать, учительница, учебный, учительская, завуч, научить, учеба и т.д.

Когда у корня спрашивали, как ему удалось обзавестись такой большой родней, он отвечал вопросом: «Вас, наверное, интересует словообразование?? И был прав: словообразование действительно изучает, из каких частей состоит и в какой последовательности образуется слово. Одно слово, как в сказке, может превратиться в другое, стоит приставить к нему приставку или суффикс. Слово может изменить свое лексическое значение (вертолет- вертолетчик) или просто поменять одежду, то есть форму (вертолет- вертолетик).

«Крепыш и Скрепка».

Это случилось в библиотеке, где много- много книг.

Там у дальней стены на верхней полке стоял Словарь. На его страницах были напечатаны все слова, какие есть в русском языке.

Однажды к Словарю стали подбираться Мыши. Страшно стало Словарю. Начал он думать, как спастись от гибели. Вспомнил он, что в его самой середине есть КРЕПКАЯ страница. На ней напечатаны слова с корнем КРЕП.

Потряс Словарь эту страницу, и вывались из нее КРЕПОСТЬ, КРЕПЫШ, СКРЕПКА.

КРЕПОСТЬ с бойницами, рвами, башнями окружила Словарь. У ворот на мосту встал КРЕПЫШ. В крепостные ворота по мосту направилась СКРЕПКА. Увидел ее КРЕПЫШ и засмеялся: «Ты зачем сюда такая тонкая? Без тебя обойдемся» Хотел он СКРЕПКУ копьем подцепить, да она успела прошмыгнуть

Разделились Мыши, никак к Словарю не подобраться. Под КРЕПОСТНЫМИ стенами собрались они на военный совет и начали думать, как КРЕПОСТЬ захватить. Вернулись Мыши- разведчики. «КРЕПКА КРЕПОСТЬ, -сказали они,- УКРЕПЛЕНИЯ такие, что КРЕПЫШУ никаких ПОДКРЕПЛЕНИЙ не надо. Только один способ есть: ворваться в КРЕПОСТЬ по подземному ходу. Но надо иметь чертежи и планы, а они на столе в угловой башне. Окна там открыты, ветер подует, чертежи и планы сами к нам прилетят».

Стали Мыши ждать ветра. Тут ветер подул. Это библиотекарь открыл форточку, Мыши стали радоваться, а чертежи и планы не летят, потому что их СКРЕПИЛА тоненькая СКРЕПКА.

Сняли мыши осаду и ушли в другой конец библиотеки. А там стояла мышеловка, рядом с «Книгой о вкусной и здоровой пище». Мыши в нее и угодили.

Отпраздновал КРЕПЫШ победу. Себя наградил орденом УКРЕПЛЕНИЯ I степени, крепости дал название КРЕПЧАЙШАЯ и вернулся в Словарь. Скрепка тоже заняла свое место в словаре. И до сих пор никто не знает, что Скрепка Словарь спасла. Тонкая она и незаметная.

*Какие слова вывалились с крепкой страницы?

Назовите похожие слова из сказки. Из какого корня они образовались?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Двуязычные грамматические сказки и рифмовки на уроках английского языка

Двуязычные грамматические сказки и рифмовки помогают сделать процесс обучения английскому языку учащихся 2-4 классов интересным, привлекательным и понятным для школьников. Они способствуют лучшему зап...

Грамматические сказки.

Материал  используется на уроках русского языка....

Грамматические сказки об образовании слов.

На II этапе коррекционной работы с младшими школьниками широко используются сказки об образовании родственных слов....

Рабочая программа кружка английского языка "Грамматические сказки" (4 класс)

Рабочая программа кружка английского языка рассчитана на 1 час в неделю, 39 часов в год.Включает в себя грамматический и страноведческий материал, соответствующий возрасту обучающихся 4 класса....

Грамматические сказки

С детства мы любим сказки читать и слушать. И нам кажется, что мы уже выросли, но выросли мы чтобы их рассказывать. Так как правила русского языка сложны и темы не всегда понятны нашим ребятишкам, поэ...

Грамматические сказки для учащихся 1-4 классов.

Грамматические сказки помогут при введении новой темы. Дети с удовольствием слушают эти сказки и лучше запоминают тему по русскому языку, правила орфографии....

Грамматические сказки на уроках русского языка

Метод "грамматическая сказка" я использовала на уроках русского языка к УМК Т.Г. Рамзаевой на разных этапах урока.Метод "Грамматическая сказка" очень интересен для детей, особенно первого класса. В да...