Грамматические сказки.
картотека по русскому языку по теме

Мингалева Светлана Владимировна

Материал  используется на уроках русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grammaticheskie_skazki.docx15.56 КБ

Предварительный просмотр:

Грамматические сказки

«В стране звуков»

Жили в одной волшебной стране звуки. Страна эта была совсем крохотная. И жителей в ней было всего 31. Никто их не видел, так как были они невидимками.

   А вот слышать их было можно. Шесть звуков были певцами: А, У, Ы, И, Э, О. За певучесть и голосистость прозвали их гласными. Им подпевали Я, Ё, Ю,Е.  

   Остальные 21 тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь не умели. Вот послушайте: Б,В,Г,Д,Ж,З,Й,К,Л,М,Н,П,Р,С,Т,Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Щ.

  Они очень дружили, во всем соглашались с гласными, любили с ними стоять рядышком. И назывались они согласными.

  Вы тоже можете петь вместе с ними, но для этого нужно уметь узнавать все звуки и правильно их произносить.

«Как звуки научились превращаться в буквы»

Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной волшебной стране звуки. Были они невидимками, но зато любили петь.

    Однажды в той стране появился волшебник из другого королевства. Ему так там понравилось, что он захотел поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнал, что все жители – невидимки, то очень огорчился. Но он все – таки был волшебником, причем очень добрым. И решил он каждому жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другие. Стоило его надеть, как сразу звук становился видимым и превращался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, нарисовать, написать. Волшебник был очень доволен. Ведь теперь, прочитав или пропев ее,  или прошептав, он называл звук по имени. Так они и познакомились.

«Всегда вместе»

Однажды не поладили гласные и согласные и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучку, хотели поговорить - , и никак…

Кашлянули:

-Кх!

Чихнули:

Пчх!

Зачем то позвали кошку:

-Кс, кс, кс!

И заскучали….

Вдруг:

-Тсс!

Показалось им, что кто –то где-то рыдает… Прислушались.

-А-а-а-а! О-о-о!- кричали гласные.

Они плакали, как малые дети:

-Уа! Уа!

Аукали:

-Ау! Ау!

И согласные крикнули им (вернее, хотели крикнуть, но у них получилось лишь невнятное бормотание):

-БДМ  ВСГД  ВМСТ!

И услышали радостное, но тоже невнятное:

-У-Е-Е-А-Е-Е!

Заключили они мир, снова стали рядом, внятно сказали:

-БУДЕМ ВСЕГДА ВМЕСТЕ!

И с тех пор больше никогда не разлучались.

«Парад букв»

Когда в волшебной стране Азбуковедения поселились два брата Ъ и Ь, жителей стало ровно 33. Каждый имел свое жилище, но не мог менять его на другое. Такие уж строгие законы там были.

  Как – то раз Алфавит и королева Азбука решили устроить праздник. Все звуки надели платья, превратились в буквы и отправились на главную площадь.

   Король дал команду буквам построиться и встать каждому на свое место, по номеру жилища. Вот в каком порядке стояли там буквы: А,Б,В,Г,Д,Е,Ё,Ж,З,И,Й,К,Л,М,Н,О,П,Р,С,Т,У,Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Щ,Ъ,Ы,Ь,Э,Ю,Я.

   Королеве Азбуке очень понравился строй букв. С тех пор строй букв в данном порядке и стали называть по имени короля – АЛФАВИТ или королевы – АЗБУКА.

   Каждый, кто захочет узнать тайны этой великолепной страны, должен, как король, знать наизусть порядок букв.

«Ударение»

Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли слова пригласить на свой совет УДАРЕНИЕ. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, Ударение вдруг выскочило и закричало:

-Что вы без меня знаете? Если захочу, возьму и изменю значения у вас!

Слова, конечно, не поверили. Вышел  замОк и сказал:

-Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким – то УДАРЕНИЕМ. Ведь Ударение – это же просто черточка!

  Ударение рассердилось и вдруг перепрыгнуло с последнего слога на первый, и исчез замОк, и возник зАмок.

  Слова стали возмущаться, стыдить Ударение, а оно продолжало доказывать свою значимость. Вот уж вместо Атлас получился атлАс, вместо кАпель-капЕль, вместо дорОга-дорогА.

  Видят слова, что дело плохо – не обойтись им без Ударения! Отвели ему почетное место на свое собрании и с тех пор к Ударению с большим уважением относятся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Двуязычные грамматические сказки и рифмовки на уроках английского языка

Двуязычные грамматические сказки и рифмовки помогают сделать процесс обучения английскому языку учащихся 2-4 классов интересным, привлекательным и понятным для школьников. Они способствуют лучшему зап...

Грамматические сказки об образовании слов.

На II этапе коррекционной работы с младшими школьниками широко используются сказки об образовании родственных слов....

Рабочая программа кружка английского языка "Грамматические сказки" (4 класс)

Рабочая программа кружка английского языка рассчитана на 1 час в неделю, 39 часов в год.Включает в себя грамматический и страноведческий материал, соответствующий возрасту обучающихся 4 класса....

Грамматические сказки

С детства мы любим сказки читать и слушать. И нам кажется, что мы уже выросли, но выросли мы чтобы их рассказывать. Так как правила русского языка сложны и темы не всегда понятны нашим ребятишкам, поэ...

Грамматические сказки для учащихся 1-4 классов.

Грамматические сказки помогут при введении новой темы. Дети с удовольствием слушают эти сказки и лучше запоминают тему по русскому языку, правила орфографии....

Грамматические сказки на уроках русского языка

Метод "грамматическая сказка" я использовала на уроках русского языка к УМК Т.Г. Рамзаевой на разных этапах урока.Метод "Грамматическая сказка" очень интересен для детей, особенно первого класса. В да...

Грамматическая сказка "Зелёная лягушка и корова с синими рожками"

 Грамматические сказки помогают детям  усвоить грамматические понятия при помощи ассоциаций....


 

Комментарии

Спасибо за материал,очень пригодился.