Педагогические технологии
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Басс Наталья Михайловна

Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ МЕТОДИК И ТЕХНОЛОГИЙ

Проблема формирования прочных осознанных вычислительных навыков заинтересовала меня, как учителя, когда пришлось работать с учениками с ослабленным здоровьем, а, следовательно, и с низким уровнем работоспособности.

    В начальных классах особое место занимает работа по формированию навыков устных вычислений, поскольку в течение 4 лет обучения учащиеся должны не только сознательно усвоить приемы устных вычислений, но и приобрести твердые вычислительные навыки. Овладение навыками устных вычислений имеет большое образовательное и практическое значение, так как они помогают усвоить многие вопросы теории арифметических действий.

Думаю, что устные вычисления в сочетании с иными видами упражнений активизируют мыслительную деятельность, развивают логическое мышление, сообразительность, память, творческие начала и волевые качества, наблюдательность и математическую зоркость, способствуют развитию речи учащихся, если с самого начала обучения вводить в тексты заданий и использовать при обсуждении упражнений математические термины.

Большую роль в развитии мышления учащихся на уроках математики играют систематические и целенаправленные устные упражнения.

Большое значение при проведении устных упражнений имеет обратная связь. Совсем не обязательно форма ответа должна быть  устной. Можно показать ответ на палочках, с помощью разрезных цифр, с помощью сигнального блокнота или в блокнотах для кратковременных записей. Все формы обратной записи приемлемы, лишь бы они помогали учителю эффективно управлять работой детей.

 Я помогаю ученикам активно действовать с учебным материалом, пробуждаю  у них стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, заменяя менее рациональные более современными.

    Ввожу такой вид устных упражнений как игра. Ведь целенаправленное включение игры повышает интерес детей к работе, усиливает эффект самого обучения. Создание игровой ситуации приводит к тому, что дети, увлеченные игрой, незаметно для себя и без особого труда и напряжения приобретают определенные умения, знания и навыки. Игра делает отдельные элементы урока эмоционально насыщенными, вносит бодрый настрой в детский коллектив.                73

   В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ, синтез, делает выводы, обобщения.

   Дидактическая игра представляет возможность развивать у детей внимание, память, развивать смекалку, находчивость, сообразительность.

   Считаю, что наиболее трудная тема в усвоении  начальной школы учащимися - таблица умножения.

   Таблица                                        Она всегда во всем права:

   Умножения                                  Что б ни случилось в мире, -

   Достойна                                      А все же будет дважды два

   Уважения.                                    По – прежнему четыре.

 

  Изучив статью Нины Владимировны Петкевич о новой технологии изучения таблицы умножения, получив по данной технологии пакет материала, я решила апробировать данную технологию на уроках математики и продиагностировать  

результаты.

   Методика работы с таблицами построена с учетом психологических особенностей учащихся младших классов и дает возможность учителю осуществлять многократное повторение каждого столбика таблицы умножения разными способами и ассоциировать его с картинками, стихами, сказками и играми.  

Основой технологии являются средства обучения, которые, по-моему, дают эффективность её применения:

  • в экономии времени (в 2 - 3 раза);
  • в прочности и правильности усвоения знаний и их творческом применении учащимися
  • в создании психологического комфорта, позволяющего щадить физические и моральные силы учителя и учащихся;
  • в возможности переноса некоторых тем из средней школы в начальную школу.

Считаю, что достижению этих целей способствуют:

  • широкое использование алгоритма как метода обучения (алгоритмизация обучения);
  • интеграция уроков математики с уроками русского языка, трудового обучения, изобразительного искусства, музыки; изготовление дидактических игр и игрушек;
  • моделирование математических понятий.

Ведущим принципом  педагогической технологии изучения таблицы умножения является обучение через действие, а её девиз - « учиться - играя, а учить - играючи».

Оригинальность и новизна методики заключается в том, что произведения «привязываются «к месту их расположения в натуральном ряду чисел и соответствуют определенному цветовому коду (взяты цвета радуги).

Таблица « Радужный цветок» дает возможность вести наблюдение, опираясь на цифровой материал, а при решении задач на умножение и деление - на графические полоски, путешествуя по « лепестку цветка « и      «дуге-радуге».

Все таблицы многофункциональны, некоторые из них являются основой для изучения таких тем, как «Измерение площади», «Делимость чисел» и другое.

Отмечаю, что в данной педтехнологии  средства обучения используются в определенной последовательности. Каждый случай умножения изучается по единому алгоритму, с которым учащиеся знакомятся при изучении умножения числа 1.

Структура алгоритма такова:

  1. Составление и запись учителем на доске столбика таблицы умножения числа с использованием абака. Учащиеся в это время сосредотачиваются, наблюдают.
  2. Анализ составленной таблицы, поиски «узелков на память» с опорой на теоретические знания (замена сложения умножением, переместительное и сочетательное свойства произведения).
  3. Подведение итогов.                                74
  4. Закрепление знания результатов табличного умножения. Учитель называет и показывает примеры, ведя учащихся от легкого к трудному и тем самым готовя их к выступлению в роли учителя во время игры «Школа». Дети отвечают хором.
  5. Самостоятельная работа по составлению столбика таблицы умножения и заполнению произведениями натурального ряда чисел «домика» в «Волшебной тетради».
  6. Работа в парах. Использование записанного материала для организации игры «Школа». Взаимопроверка, самопроверка, оценка знаний.
  7. Нахождение знакомых произведений в «Сводной таблице произведений с цветовым кодом». Коллективная работа. Игра «Хлопки».
  8. Проверка учителем знания каждым учеником табличных результатов с использованием цветовых сигнальных блокнотов. Игра «Пешеходы».
  9. Подведение итогов.

  Несмотря на то, что все случаи умножения изучаются по единому алгоритму, уроки проходят живо и увлекательно, с неослабевающим вниманием учащихся и даже творческим азартом. То, что детям известен план работы над столбиком таблицы, является прекрасным стимулом в процессе обучения. На протяжении всей работы учащихся не покидает чувство успеха, который подтверждается роботом Инфиком.

Отличительная черта каждого урока - «Узелки на память». Так, при изучении таблицы умножения числа 3 дети становятся декораторами. Они готовят реквизит к постановке сказки «Три медведя». Они учат веселые стихи Д. Хармса и С. Маршака и запоминают примеры на умножение с числами 4 и 8, а озорная скороговорка помогает выучить таблицу умножения числа 7. «Счетные машинки», состоящие из пальцев рук маленьких учеников, в любой момент восстанавливают в их памяти столбики умножения чисел 5 и 9. Считая обувь для разных букашек, учащиеся запоминают таблицу умножения числа 6.

Таким образом, на уроках осуществляется широкие межпредметные связи. Но наибольший эффект достигается интеграцией уроков математики и трудового обучения.

На уроках трудового обучения учащиеся изготавливают индивидуальные наглядные пособия. Процесс изготовления позволяет закрепить у детей трудовые навыки и одновременно способствует усвоению табличного умножения и деления, что подтверждает смысл пословицы «Умелые руки – помощники науки».

Еще древние греки говорили, что из трех способов получения знаний самый лучший – сделать самому, второй – увидеть, как это делает другой, третий – наименее продуктивный – услышать об этом от кого – то.

Разнообразие таблиц позволяет учащимся применять знания не только на репродуктивном уровне, но и  в новых, более сложных ситуациях. Огромное влияние на развитие зрительной ориентировки учащихся оказывает умение определять произведение не только по месту расположения в натуральном ряду чисел, но и по цветовому коду.  

Огромную радость доставляет детям работа с дидактическими игрушками, как «телефон – справочник», по которому можно «позвонить» и узнать ответ, или справочник «чудесные превращения», при изготовлении которого дети находят зависимость между компонентами действий умножения и деления и их результатами.

В данной педтехнологии учащиеся каждый урок работают с тетрадью для самостоятельных работ, которую составляют индивидуально, развивая свои способности и возможности.  Эта тетрадь выполняет несколько функций:

1. Ее изготовление позволяет осуществить межпредметную связь с уроками трудового обучения, которая заключается в том, что учащиеся читают чертеж, делают разметку в тетрадях в клетку, сгибают и отрезают лишние части листа.

2. На кружочках и клетках «в домике» можно продемонстрировать конкретный смысл умножения, сочетательное и переместительное свойства умножения.

3. Используется как демонстрационное пособие для организации игры «Школа».

75

4. Представляет собой простейший компьютер, так как имеет вводные данные (примеры) и выход информации (ответы), что дает учащимся возможность осуществлять самоконтроль.  

   Для закрепления таблицы умножения двух можно провести игру 

«Лесная школа».

В лесной школе учились зайцы и белки, зайцы говорили громко, а белки - тихо. На уроке математики учитель - Сова предложил им сосчитать до 20. Счёт начинают зайцы, а белки продолжают и так дальше, чередуясь. Попробуйте, ребята и вы сосчитать так же, как ученики «лесной школы». Дети говорят поочередно:        громко: 1 3 5 7 9 11 13 15 17 19 ; тихо:      2 4 6 8 10 12 14 16 18 20

- Какие числа назвали белки? Ученики повторяют несколько раз числа, которые являются результатом умножения двух.

Для запоминания таблицы умножения на 3 можно интересно провести игру «Хлопки». Учащиеся хором считают от 1 до 30, но вместо чисел, которые делятся на 3, хлопают в ладоши. Например, 1, 2, хлопки, 4, 5, хлопки и т. д. Учитель просит кого - то из учеников повторить те числа, которые не были названы хором. Ученик называет их: 3, 6, 9,12,15,18,21,24,27,30. Затем дети повторяют числа хором.

Для закрепления навыков табличного умножения и деления интересно провести игру «Решето».

Встают ученики одного ряда и по очереди говорят таблицу умножения, например на 4: первый ученик - 4 Х 4 = 16

                       второй ученик - 4 Х 5 = 20

                       третий ученик - 4 Х 6 = 24 и т. д.

Ученик, который назвал правильно пример из таблицы и ответ, садится на место, а тот, который ошибся, стоит, т. е. остаётся в решете.

Эта игра помогает выявить ученика, который не усвоил ту или иную таблицу умножения.

Чтобы лучше усвоить терминологию, то есть названия компонентов и результатов умножения, можно провести ролевую игру.

Ученики первого ряда - первые множители, второго ряда - вторые множители, а третьего - произведения.

Первый ученик из первого ряда встает и говорит: «Первый множитель 5»  Первый ученик из второго ряда встает и говорит: «Второй множитель 3». Первый ученик третьего ряда встаёт и говорит: «Произведение 15».

Затем встают вторые ученики из каждого ряда и т. д.

Такие игры активизируют мыслительную деятельность детей и дают возможность поработать на данном этапе урока  всему классу.  

 В заключении, хотелось бы отметить, что технология Н. Б. Петкевич эффективна, так как, во-первых, она интересна для учащихся; во-вторых, вызывает у учащихся эмоциональный и психологический настрой. Главное, что в основе данной методики лежит - игра. Формирование прочных вычислительных навыков происходит через игровые моменты. Данную технологию нужно использовать регулярно, в системе.

На каждом уроке постепенно определяются способности ученика, он проходит через все стадии «Само…», учится оценивать, рефлексировать, использовать различные виды контроля (самоконтроль, взаимоконтроль, сверка с образцом и др.), а главное, что данная технология является личностно-ориентированной, так как направлена не только на формирование ЗУНов по теме «Умножение», но на развитие и саморазвитие  ребенка, создает благоприятный эмоциональный фон на уроке, ребенку интересно и комфортно, а также переводит его деятельность на субъект – субъектные отношения, на сотрудничество друг с другом, закладывает умение самостоятельно учиться.

Кажется, тема скучная, неинтересная, но увлечь учащихся можно, а как?

76

В этом помогут  новые методики, разнообразные приемы, технология КСО и игры.  Игра является – основной деятельностью ученика в начальной школе, организую работу в паре постоянного состава, в динамических парах, в малых группах и т.п.

Каковы результаты работы по данной технологии:

  • у учащихся формируются организационные умения;
  • закладываются основы коммуникативного общения и коммуникативной культуры;

развивается познавательная сфера учащихся (память, внимание, мышление);

- формируются прочные навыки таблицы умножения. 



Предварительный просмотр:

РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

 

Развивающее обучение – это одна из современных педагогических технологий, направленная на общее развитие ребенка. Для того чтобы работать по системе Л.В. Занкова, учителю необходимо знать теоретические основы данной технологии.

Вспомним дидактические принципы развивающего обучения:

- обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;

- ведущая роль теоретических знаний;

- быстрый темп прохождения материала;

- осознания школьниками процесса учения;

- работа над развитием всех учащихся, в том числе и слабых.

         Только методика доводит эти дидактические требования до учителя, а учитель – до детей. Свойства   занковской системы (многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность) выступают в качестве опосредующего звена, своеобразного «моста» между дидактикой и методикой.

Какие же ориентиры – требования к уроку диктуются дидактическими принципами и типическими свойствами методической системы?

При отборе материала важно учесть его развивающее значение, объем и глубину, логику развертывания, характер учебных заданий. Учитель предусматривает в зависимости от темы разнообразие учебных заданий, учебных действий, многоаспектный анализ материала, проблемные вопросы, необходимость выбора решения переключение с одного аспекта рассмотрена на другие, установление коллизий и т.д.

В ходе урока предпочтительно:

- включать учащихся в поисковую деятельность там, где имеется возможность осуществлять самостоятельное наблюдение, анализ материала с целью добывания знаний;

- задавать вопросы, которые предполагают варианты ответов, обсуждать их всем вместе, находить оптимальные решения.

- строить урок в соответствии со свойством процессуальности методической системы.

         Главным критерием построения учебных заданий является ориентация на характер мыслительной деятельности и усложнение заданий по степени самостоятельного мышления. Задания должны систематически давать обильную пищу для напряженной умственной работы.

Первый тип: - самостоятельные работы репродуктивного характера, при выполнении которых дети оперируют имеющимися знаниями в условиях заданных способов решения. Однако каждое задание это своего рода мыслительная задача, предполагающая сравнение, высказывание собственного суждения, умозаключения. 

Второй тип - самостоятельные работы поискового характера на группировку учебного материала по грамматическому, орфографическому или фонетическому признаку. При их выполнении учащиеся применяют имеющиеся знания и известные способы действия к новым условиям, в том числе для решения познавательных задач, вырабатывают новые способы действия, формирующие более сложные умения сравнивать, находить общее

83

делать умозаключения и выводы.

Такие задания формируют сложную мыслительную деятельность. Решение задач второго типа направлено на формирование таких мыслительных действий и операций классификации как:

  1. Рассмотрение ряда объектов по одному признаку.
  2. Рассмотрение ряда объектов с разных точек зрения.
  3. Вывод, обобщение, предполагающее соотнесение и обобщенное выражение усвоенных школьниками конкретных знаний.

С учетом характеристики материала учебников необходимо определить общие требования к уроку, которые включают следующие ориентиры:

  1. Дидактическим стержнем должна быть преобразующая деятельность учеников. Дети развивают умственную деятельность через наблюдение, сравнение, сопоставление, дифференцирование, обобщение, группировку, умозаключения, делают выводы, которые планируются учителем для каждого урока. На уроке соблюдается принцип «идти от детей», учитывается, что и как они выполняют и могут ли выполнить. Умственные действия учащихся определяются характером изучаемого материала, но в структуре каждой темы следует отразить этапы организации учебного познания.

             Первый этап – система заданий поискового характера, ведущая к раскрытию определенной единицы усвоения (понятия, правила, действия); второй – сличение результатов самостоятельной работы учащихся с вводимыми в учебнике определениями, правилами, описаниями действий; третий – упражнение в применении знаний, выявленных на первом и втором этапах. При этом на передний план по удельному весу высказываний, конкретных действий выходят ученики, учитель же играет роль «режиссера» в организации их познавательной деятельности.

  1. Соединение работы над усвоением знаний с работой над развитием определяется характером заданий: только на воспроизведение или творческие.
  2. Постановка и характер вопросов, которые могут быть и частными, и более общими. Поясню на примере: дети читают стихотворение С.Черного «Зеленые стихи». Можно дать задание: указать имена существительные, орфограмму и т.д. Однако, развивающие значение имеют общие вопросы: «Что вы заметили?», «Что можно сказать?». Такие вопросы должны постоянно звучать на уроках.

Особенно важно обращать внимание детей на различные коллизии в учебном материале, чтобы учащиеся могли производить многоаспектный анализ материала, поэтому вопросы нужно ставить в общей форме при условии постоянной работы по формированию наблюдательности младших школьников.

  1. Организация поисковой деятельности учеников.

На уроке организуется обмен мнениями при решении различных учебных задач. Учитель использует дискуссионные формы познания, диалогические основы

общения, поощряет различные точки зрения.

  1. Соединения познания с эмоциями.

Положительные эмоции увеличивают возможности интеллекта. Большую роль в развитии ребенка играет эмоционально-насыщенный дидактический материал.

  1. Особенности организации повторения.

В учебниках нет специальных разделов для повторения, оно происходит одновременно с изучением нового материала, в процессе выполнения упражнения, характер которых отвечает свойству процессуальности методики. При повторении

84

не должно быть топтание на месте.

  1. Гибкость формы урока, готовность учителя к необходимости перестроить ход урока в зависимости от готовности детей работать по намеченному учителем плану, сложности заданий, хода мысли учащихся, возникших у них вопросов.
  2. Общение с детьми на уроке в процессе познания и влияние общения на процесс познания, усвоения и развития, создания атмосферы сотрудничества, создание условий для высокого умственного и эмоционального тонуса, мотивации к учению. Становление учебных мотивов в учебном сотрудничестве является основным компонентом положительного отношения к учению.

О развивающем характере начального обучения можно говорить в том случае, если в результате такого обучения у школьника формируется создание необходимых условий для их развития. На своих уроках мы часто используем различные приемы развивающего обучения, направленные на развитие познавательных способностей учащихся.

Прием сравнения и конкретизации – это мысленное установление сходства или различия предметов по существенным и несущественным признакам.

Упражнение №1

Игра «Поиск общего» тарелка – лодка продолжите ряд слов, назвав как можно больше общих признаков для этих предметов.

Упражнение №2

Игра «Что общего»? «Чем различаются»?

а) кошка, книга, крыша

б) летел, летает, полетит

в) желтый, красная, белое

Прием анализа – это мысленное расчленение на основные части, выделение в них признаков.

Упражнение №1

Выбери из данных слов только слова с безударной гласной, докажи. На какую еще группу(ы) можно разбить эти слова? По какому признаку?

Ледник, глаз, блестит, шубка, берез, трава, смотрю, потянуло, лебедь, мороз.

Упражнение №2

Дан список слов: ваза, ухо, кот, гриб, ель, перо, стол. Слова разместить в 2 столбика.

Ухо

Перо

Ваза

Кот

Стол

Гриб

Ель

Выбрать верное утверждение:

Слова распределены:

а) по числу букв

б) по числу слогов

в) по рядам

Упражнение №3

Напиши слова в два столбика по орфограммам.

Прием синтеза – это соединение в единое целое число частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа.

85

Упражнение №1

Подбери слова к схемам:

Назови, одним словом:

а) Вера, Надежда, Любовь –

б) а, г, н, д –

в) стол, диван, кресло –

г) подлежащее, сказуемое, второстепенные члены –

Упражнение №2

Выбери слово утверждение, слово Дивный является проверочным.

а) диво        в) удивление

б) удивляться

Прием абстрагирования – мысленное выделение одних признаков и отчленение от других (существительное от не существительных)

Упражнение №1

Из каждой цепочки слов выписать только однокоренные слова. Выделить корень.

Родня, родная, родился, родина, отчество

Добрый, добряк, бык, былое, быль.

Упражнение №2

Вписать слова, объединенные одним правилом.

Какое слово лишнее?

Кирилл, суббота, класс, бабочка, жужжит, аллея.

Прием обобщения – это мысленное объединение отдельных признаков в какое-либо понятие.

Упражнение №1

Какой предмет обладает одновременно следующими признаками: пушистый, ходим, мяукает?

Какой части речи приемлемы эти характеристики: род, число, падеж, неодушевленный, одушевленный, нарицательный.

К какой части речи относятся данные слова: смотреть, играть, петь, рисовать. Составьте рассказ о данной части речи по алгоритму.

Прием классификации – это распределение предметов по группам, где каждая группа имеет свое постоянное место. Очень важен выбор основания классификации.

Упражнение №1

Даны слова: диван, кровать, тарелка, стол, стакан. Распредели на группы двумя способами (по роду, по назначению)

Упражнения развивающего характера способствуют развитию  учащихся мыслительной деятельности, познавательных интересов, речевых умений, а также создает благоприятные условия для успешного обучения младшего школьника.



Предварительный просмотр:

КОЛЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Известный немецкий педагог Дистервег советовал: "Приучай ученика трудиться. Сделай так, чтоб он не только полюбил труд, но и породнился с ним, чтоб он стал его второй натурой… Приучи к тому, чтоб ему было невозможно иначе, чем собственными силами что-либо усвоить, чтоб он самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои возможности, вырабатывал в себе стойкого человека". Именно этим требованиям отвечает технология взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко. Коллективные формы организации обучения активизируют учение школьников, создают широкую наглядную базу для теоретических обобщений, обеспечивают условия для овладения младшими школьниками таких сложных умений как целеполагание, контроль, оценка.

Велик развивающий потенциал групповой и парной работы, при которой школьник становится частичкой коллективного субъекта учебной деятельности – группы сотрудничающих между собой учащихся. В этих условиях младший школьник эффективно овладевает учебной деятельностью и накапливает предпосылки к переходу на следующую ступень в своем развитии – индивидуального субъекта учебной деятельности. Технология КСО во взаимодействии с игрой  выполнятет следующие функции:

- коммуникативную - открывает широкие возможности для непринужденных отношений с одноклассниками и учителем;

- социализации - включает детей в систему общественных отношений, содействует усвоению норм и правил поведения в классе, школе, обществе;

- коррекционную - вносит позитивные изменения в личностные показатели детей;

- терапевтическую - помогает преодолевать трудности, возникающие в процессе учебы;

- развлекательную - приносит удовлетворение, вызывает интерес, привлекает учащихся;

Несколько лет, я по технологии КСО  В.К. Дьяченко использую на уроках следующие виды работ:

                             

  “ Грамматическим лото” (работа проводится в паре постоянного состава)

Работа с лото проходит в парах. Один лист кладется на каждую парту, и дети, сидящие за партой, закрывают клетки лото, совещаясь друг с другом. Вместо фишек они используют разрезанные старые открытки. Текст имеется на каждой парте.

78

Нужен ли человеку друг?

Трудно жить без друга. То, что ты не сделаешь один, сделаешь вместе с ним. Друг не бросит в беде. От друга нет секретов. Приятно сделать для него доброе дело. У каждого человека должен быть надежный друг.

Предлагается задание, а дети  фишкой закрывают нужную клетку.

Задания:

  1. В предложении: Друг не бросит в беде. Определить падеж слово друг.  
  2.  В предложении: Трудно жить без друга. Определить падеж  без друга.  (Р.п.)

3. В предложении Нужен ли человеку друг. Определить падеж слова человеку  (Д. п.)

4.  У глагола сделаешь определи время. (Буд. в.)

5. Определи схему разбора по составу слова сделаешь.

6. В предложении: Друг не бросит в беде. Указать, каким членом предложения является не бросит. (Сказуемое.)

7. У глагола сделаешь определи лицо. (2-е л.)

8. У глагола не бросит  определить лицо  (3-е л.)

9. У существительного дело определить род.  (С.р.)

          Если дети правильно закрыли все клетки, у них должна получится отметка «5».

Кто? что?

(существ.)

Какая?

Какой?

Какое?

Какие?

(прилаг?)

Что делать?

Что сделать?

(глагол)

 

                ^

подлежащее

Указывает на предмет, но не называет его

(местоим.)

   И. п. (есть)

Кто? что?

М. р.

Наст. Вр.

¬ ∩ 

Сказуемое

1 лицо

Р. п. (нет)

   Кого? чего?

Ж. р.

Прош. Вр.

¬ ∩ ^

дополнение

2 лицо

Д. п. (даю)

 Кому? чему?

Ср. р.

Будущ. Вр.

∩ ^ 

обстоятельство

3 лицо

  В. п. (вижу)

Кого? что?

1 скл.

-а, -я

1 спряж.

¬ ∩

определение

предмет

  Т. п.(доволен)

Кем? чем?

2 скл.

-о, - е

2 спряж.

∩ 

союз

Признак предмета

П. п. (говорю)

О ком? о чём?

3 скл.

Ед. ч.

Мн. ч.

предлог

Действие предмета

Часто на уроках русского языка провожу различные взаимодиктанты, которые можно проводить в парах постоянного и сменного состава.

79

Взаимные диктанты

Фаза подготовки

  1. Педагог заготавливает достаточное количество разных текстов диктантов на один и тот же материал.
  2. Тексты диктантов наклеиваются на плотную основу (для лучше сохранности и длительности пользования).
  3. Тексты диктантов вручаются учащимся.
  4. Учащиеся рассаживаются попарно для коллективной работы

Фаза взаимодействия

  1. один напарник читает по своей карточке, другой пишет.
  2. Партнеры меняются ролями, работая так же, как в п.5.

Фаза взаимоконтроля

  1. Каждый проверяет тетрадь партнера, не глядя в карточку.
  2. Оба открывают карточки и вторично (но уже вместе) проверяют сначала один, потом второй диктант.

сл . ва

    д . ма

с . дит

     к .за

слова - слово

дома - дом

сидит - сидя

коза - козы

но .

зу .

бро . ь

хле .

нож – ножи

зуб – зубы

бровь – брови

хлеб - хлеба

         Интересна и плодотворно идет работа по проверке знаний учащихся на основе технологии КСО.

               

Подготовка к полному контролю

(прием Шаталова-Границкой)

Фаза подготовки

  1. Педагог сам отвечает на все вопросы, вносимые на контроль (например, на экзамен, на зачет, на урок итогового контроля и т.п.).
  2. Ученики готовятся дома к ответам на все вопросы.

Рабочая

фаза

  1. К доске вызываются по желанию учащиеся для ответа по выбору на любой из вопросов.
  2. Эти учащиеся готовятся у доски, выполняя необходимые записи, чертежи, и т.п.
  3. Выслушиваются ответы готовившихся у доски учащихся (максимальная оценка за ответ дает ученику право экзаменовать всех остальных, но только по этому вопросу).
  4. На стенде вывешивается ведомость, в которой по вертикали фамилии учеников, а по горизонтали – номер вопроса, по которому тот или иной учащийся экзаменует остальных своих товарищей.
  5. «Экзаменатор», выслушав ответы, ставит отметки в ведомость.

А в это время:

7а. Учитель опрашивает нескольких учащихся по нескольким вопросам, в том числе и по тем, по которым, может быть, еще нет «экзаменаторов». Эти ученики получают право (при получении максимальных оценок за ответы) проверять остальных учеников сразу по нескольким вопросам.

Фаза оценивания

  1. Отметки ниже максимальных выставляются карандашом или вовсе не выставляются. Их «хозяин» подучивает материал во внеурочное время и на одном из последующих занятий пересдает на более высокую отметку. (Таких занятий может быть 2-3, а то и более, пока все не будут максимально готовы к полному контролю).

80

Работа с вопросником.

Фаза подготовки

  1. Учитель составляет вопросник по повторяемому материалу.

1. Учитель дает задание учащимся прочитать основные положения повторяемого материала и предложить формулировки вопросов в вопросник.

  1. Учитель сам отвечает на все вопросы.
  2. Учащиеся читают про себя все вопросы, готовят ответы, используя учебники.

Рабочая

фаза

4. Учащиеся отвечают в парах друг другу на каждый вопрос.

5. Ответив удачно на все вопросы, учащийся переходит к другим видам работы.

5. Учащийся в паре, испытывающий затруднения, доучивает материал и проходит проверку у 2-3 учащихся.

Работа с вопросниками.

Опросный лист можно вывесить на доске и предложить подготовиться всем ученикам, а затем дать ответы, обратив особое внимание на лучшие. Каждый ответ ученики иллюстрирует своими примерами. Дома ученики самостоятельно повторяют. В классе, работая в парах, дети проверяют друг друга, добиваясь правильных и полных ответов на каждый вопрос,  приводят свои примеры. Те, кто подготовился по всем вопросам, давая правильные формулировки и объяснения, умело их, контролируя, отвечают учителю. Получившие «5»  становятся проверяющими. Ученики ставят оценки в ведомости, которая вывешивается на видном месте.

         

«Повторение за 2 и 3 класс».

1. Как называются главные члены предложения? Что обозначает подлежащее? На какие вопросы оно отвечает? (с.) Что обозначает сказуемое? На какой вопрос оно отвечает? Как называются члены предложения? (с)

2. Какие слова называются родственными? Что называется корнем? Какие слова называются однокоренными? (с)

3. Какая часть слова называется окончанием? (с)

4. Что такое приставка и для чего она служит? (с)

5. Что такое суффикс и для чего он служит? (с)

6. Как проверять безударные гласные? (с)

7. Как проверять парные звонкие и глухие?  (с)

8. Чем отличается приставка от предлога? Как пишутся гласные и согласные в предлогах и приставках?  (с)

9.  Когда пишется разделительный твердый знак?  (с)

Коллективные способы обучения, на мой взгляд, положительно влияют на организацию деятельности учащихся и строятся на основе принципов:

- принцип завершенности

- принцип непрерывной и безотлагательной передачи знаний;

- принцип всеобщего сотрудничества;

- принцип обучения  в соответствии со способностями каждого учащегося;

81

- принцип разделения учебных заданий (разнообразие заданий).

Данная технология позволяет широко использовать занимательный материал, дидактические игры, игровые ситуации. Технология КСО имеет ряд преимуществ в сравнении с традиционными формами обучения:

- у детей совершенствуются навыки умственной деятельности, логического мышления, актуализируются приобретенные знания и предыдущий опыт;

 -    активизируются и развиваются все виды памяти - слуховая, зрительная, моторная;

 -  каждый ребенок чувствует себя комфортно, т.к. работает в индивидуальном темпе;

-   у учеников повышается ответственность не только за себя, но и за товарищей;

-  формируется адекватная самооценка личности, ребенок определяет собственные возможности и способности;

- формируется познавательная активность школьников, у них возникает потребность в знаниях.

 Только коллективная организация учебной деятельности школьников дает возможность ученику максимально проявить свои способности, а учителю дойти до каждого ученика.



Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы

В. А. Сухомлинский.

Структура урока оказывает очень большое влияние на функциональное состояние организма школьников, на их работоспособность. Поэтому важное значение имеет правильное построение урока, подразумевающее:

1.  Оптимальное чередование различных видов занятии, неодинаковых по продолжительности, трудности и утомительности. Сами моменты переключения с одного вида деятельности на другой, являясь как бы микропеременами, отодвигают развитие утомления.

2.  Учёт динамики работоспособности школьников на уроке.

Исходя из этого, урок имеет несколько этапов:

1. Фаза «врабатывания». Обычно эта фаза длится 5-7 минут. Нагрузка должна быть относительно невелика, необходимо дать школьникам возможность войти в работу.

2. Период оптимальной устойчивой работоспособности. Для этой фазы работоспособности характерна высокая активность детей при наименьших психофизических затратах. Поэтому эту часть урока  посвящается изложению нового материала. Продолжительность этой фазы на уроке зависит от напряжённого труда, состояния учеников, от гигиенических условий в классе, но не превышает 15-20 минут.

3. Период снижения работоспособности (следующие 5-7 минут). Нагрузку на данном этапе, следует снизить, так как к этому моменту развивается утомление. В эту фазу урока следует включить несложные задания, игровые моменты, которые предполагают незначительные затраты сил.

4. Этап «конечного порыва» (последние 8 - 10 минут). Незадолго перед окончанием работы работоспособность незначительно и кратковременно повышается. Объясняется это тем, что человек как бы радуется предстоящему завершению работы и трудиться на более высоком эмоциональном уровне. Поэтому это время  посвящается закреплению нового материала.

Хочу отметить, что нельзя утверждать данную структуру обязательной для каждого урока. Она должна быть достаточно гибкой в соответствии с характером предмета.

Элементы дифференцированного обучения.

Одним из условий сохранения здоровья школьников является дифференцированное обучение, т. е. максимально точный учёт возрастных и индивидуальных психологических, физиологических, физических особенностей детей в конкретный период их жизни. Ведь, как правило, выбираемый учителем средний темп работы на уроке, оказывается нормальным лишь для определённой части учеников, для других он очень быстрый, для третьих - излишне замедленный. Одна и та же учебная задача для одних детей является сложной, почти неразрешимой проблемой, а для других она - лёгкий вопрос. Один и тот же текст одни дети понимают после первого чтения, другим -требуется повторение, а третьим _-необходимы разъяснения. Некоторые ученики не обладают для данного возраста гибкостью, подвижностью мышления, умением обобщать, творчески подходить к решению тех или иных учебных задач, начинают отставать в прохождении учебного материала.

Из-за постоянной гонки, ограничения времени, неудач ребёнок испытывает огромный стресс. Как правило, у таких детей заболеваемость в три раза выше. Всё это приводит к неуспеваемости.

Не лучше положение и с сильными учениками, которые вынуждены работать не в полную силу своих возможностей в связи с тем, что учитель ведёт обучение, ориентируясь на среднего ученика.

Они постепенно привыкают к лёгкости выполнения учебных заданий, и первые трудности порождают растерянность, неуверенность в себе.

А это ведёт к снижению успеваемости. Поэтому задача сохранения здоровья учащихся и достижения максимально высокой успеваемости каждым учеником может быть решена только на основе изучения индивидуальных особенностей учащихся при дифференцированном подходе.                                                19

Совершенно очевидно, что наитруднейшим вопросом, который встал - это вопрос о том, как дифференцировать детей, по каким критериям выделять их особенности, каким образом определить тот начальный стартовый уровень развития, от которого нужно отталкиваться в организации процесса обучения.

Для организации дифференцированной работы проводится диагностика готовности детей к обучению по следующим параметрам:

- речевое развитие;

- развитие мелкой моторики;

- память;

- внимание;

- работоспособность.

Также учитывалось состояние физического здоровья ребёнка.

На основании результатов обследования учащиеся   распределяются в три группы:

1 группа - высокая степень подготовки к школе, выраженная познавательная мотивация, способность к творчеству при выполнении заданий. Также в эту группу вошли дети, имеющие 1 - 2 группу здоровья.

2 группа - достаточная подготовленность учащихся к школе, владение основным обязательным объёмом знаний и умений. Этим учащимся требуется определённая помощь со стороны учителя при обобщении изученного. Дети данной группы имеют 1 - 2 группу здоровья.

3 группа - учащиеся характеризуются слабой подготовленностью к школе, недостаточной сформированностью 2-3 психологических процессов или необходимых общеучебных умений. Они нуждаются в постоянном внимании со стороны учителя, а также дети, имеющие 1 - 3 группу здоровья.

Изучение ребёнка - процесс непрерывный, развивающийся. Поэтому для изучения школьников 2-4 классов был иной план наблюдений:

- уровень обучаемости;

- внимание;

- память;

- мышление;

- мотивация;

- уровень самоконтроля;

- самооценка;

- тип темперамента;

- тревожность учебная и межличностная. Также учитывалось физическое состояние здоровья.

Так, детям первой группы характерны следующие особенности: высший и средний уровень развития, вдумчивость, внимательность, сосредоточенность, усидчивость. Эти дети обладают довольно  высоким  аналитике - синтетической деятельностью,  им доступны обобщения. У них высокая работоспособность.

Такие дети ведут работу большой сложности, требующей умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно творчески подходить к решению учебных задач. Это дети с высокими учебными возможностями(1-2 группа здоровья).

Детям второй группы характерна торопливость. Они первыми принимаются за задание, не выслушав его до конца. Для прочного закрепления в памяти учебного материала им необходимо многократное подкрепление.

Дети данной группы обнаруживают устойчивое расхождение грамматических знаний и практических навыков. Хорошо ответив теорию, дав формулировку правил, приведя пример, в самостоятельной работе допускают ошибки в словах, которые непосредственно перед этим правильно объяснили.

Процесс написания решения у них опережает процесс обдумывания, анализа. У таких детей обычно средний уровень способностей к учению, средняя или высокая работоспособность.

Эта группа учащихся выполняет задание по опорным схемам или с помощью учителя, меньшее по объёму (1-2 группа здоровья).

20

В третью группу вошли дети с 1 - 3 группой здоровья. Эти дети медленно включаются в процесс наблюдения, почти не замечают признаков, действия объектов. Самостоятельное наблюдение им недоступно. Таким детям характерна медлительность, растянутость речи. Они очень быстро теряют интерес к учёбе, если им не создают определённых условий. У этих детей средний или низкий уровень развития, низкие учебные возможности и низкая работоспособность. Эта группа учащихся требует точного ограничения учебных заданий, большого количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового материала.

При дифференцированном процессе обучения возможен переход учащихся из одной группы в другую. Переход обусловлен изменением в уровне развития ученика, скоростью восполнения пробелов. А также состав группы может меняться на каждом уроке, это зависит от усвоения нового материала на уроке.

На основании опыта дифференцированной работы я определила следующие основные требования к учебной деятельности учащихся на различных этапах урока:

Объяснение нового материала (схема урока).

I этап. Повторение пройденного.

Самостоятельная работа учащихся различной сложности.

1-я группа выполняет самостоятельную творческую работу, требующую осмысления знаний. Следит за работой 2-й и 3-й групп, приходя к ним на помощь в случае затруднений.

2-я группа прорабатывает правила по опорным схемам и выполняет работу по образцу или меньше по объёму. Проверяет домашнее задание 3-й группы, повторяет с ними правила, необходимые для усвоения нового материала.

3-я группа выученные правила применяет на практике, выполняет работу по опорным схемам, меньше по степени сложности или объёму. Повторяет материал, связанный с объяснением нового.

II этап. Фронтальное объяснение учителем материала всему классу с анализом способов применения новых знаний на практике (формируются группы для работы на протяжении всего урока).

III этап. Выявление качества усвоения знаний учащихся всех групп и умение применять усвоенный материал на практике.

1-я группа. Самостоятельная работа по углублению и расширению знаний, требующая не только тренировки, но и применения полученных знаний в новой ситуации.

2-я и 3-я группы. Вторичное объяснение нового материала по основным вопросам с применением опорных схем.

2-я группа. Самостоятельная работа по образцу или опорным схемам, меньшая по объёму, пониженной сложности.

3-я группа. Доработка по объяснению нового материала: 1) теоретическое положение по учебнику; 2)типовые тренировочные упражнения под руководством учителя.

IV этап. Проверка результатов выполнения самостоятельной работы начинается с 3-ой группы, потом 2-ой и заканчивается 1-ой.

Самостоятельное задание, связанное с новой темой, 3-я группа прослушает дважды.

Форма проверки могут быть разными:

1)   решение у доски с подробным объяснением;

2)   чтение решённого задания с кратким пояснением;

3)   выборочная проверка главного.

Допустима проверка отдельных заданий у части детей в перерыв, после уроков или дома. Также в классе организовала шефство способных детей над слабоуспевающими, поэтому к проверке можно привлекать тех, кто раньше других справился с заданием.

V этап. Единая самостоятельная работа для всех групп. Затем каждой группе предлагается дополнительное задание, различное по сложности и содержанию.

Небольшие самостоятельные задания проверяю сразу же на уроках, чтобы дети могли убедиться сами, как им удалось справиться с новым материалом.

21

Формы проверки различные:

1)фронтальная;

2)проверка по ключу;

3)самопроверка;

4)взаимопроверка.

Безразличных и отдыхающих на этом этапе нет. У сильных учеников, справившихся с основным заданием, интересная творческая работа, предложенная в дополнительных тетрадях.

Слабый ученик, используя оказанную помощь, проявляет максимум самостоятельности, чтобы решить основные задачи.

На этапе проверки и оценки знаний для меня важно чётко выяснить, на каком уровне усвоено каждым учеником одно и тоже задание.

Исходя из этого, я составляю серии заданий повышающейся или понижающейся трудности. От учащихся я не скрываю уровень трудности задания, чтобы они сами отчётливо представляли, на каком уровне ими усвоен материал.

Таким образом, дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения способствует подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материала, вовремя восполнять пробелы в знаниях, шире использовать познавательные возможности учеников, особенно сильных. Но самое главное то, что дифференцированное обучение способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Дозированное домашнее задание.

Выполнение домашнего задания связано с работой на уроке и рассчитано на проявление самостоятельности учащимися и его творческое мышление. Зачастую учителя неправильно определяют объём домашнего задания, занижают или чаще завышают его.

Ситуация усугубляется тем, что многие дети, обучающиеся в школе, имеют слабое здоровье, большую нагрузку помимо школы или происходят из неблагополучных семей.

Одним из средств решения данной проблемы является дозированное домашнее задание. Конечно, это лишь малая часть огромной работы по здоровьесбережению, но очень важная для общего успеха.

Работа по внедрению технологии дозированного домашнего задания начинается с проведения анкетирования родителей, чтобы понять, знают ли родители о режиме школы, о том, как выполняют их дети домашнее задание, сколько затрачивается времени, с каким настроением работают, прибегают ли к помощи взрослых.

Также проводится анкетирование среди учащихся, чтобы изучить их отношение к выполнению домашнего задания, качество его организации и дозирование.

Изучив индивидуальные особенности детей, можно сделать вывод, что давать домашнее задание следует, ориентируясь на средний уровень подготовленности учеников, но дифференцированно: более сильным детям предлагаю домашнее задание большее по объёму, повышенной сложности или требующее творческого поиска.

Более слабым ученикам уменьшаю объём домашнего задания и предусматриваю определённые меры помощи для его выполнения (памятки, схемы и т. д.). Например, после изучения темы «Глагол» предлагаю домашнее задание - упражнение №437, но т. к. на уроках русского языка использую опережающее обучение, то более сильным и средним ученикам предлагаю дополнительно в 1,2,3 предложениях определить части речи или время глагола, а слабым ученикам предлагаю при выполнении домашнего задания пользоваться памяткой «Что такое глагол».

Эта форма работы даёт возможность слабым учащимся тянуться за более сильными детьми.

Хочется напомнить, что ученик готовит домашнее задание все одиннадцать лет своей учёбы в школе, и его знания и развитие в значительной степени зависят от того, как он работает дома, по какому плану, насколько продуманно и целенаправленно.

22

Валеологизация учебного материала.

Одной из основных задач в работе является обучение детей здоровью. Ребята должны осознать, что здоровье человека - это дело рук самого человека. И это насущная психолого-педагогическая проблема, которую необходимо решать в ближайшее время. А для этого необходима валеологизация учебного материала.

Такой материал можно включать во все этапы современного урока: при повторении старого материала, изучении нового и его закреплении, а также на уроках обобщающего и контрольного характера. При этом можно использовать различные формы подачи валеологического материала: просто цифры к упражнениям на уроках математики, материалы для задач, слова-понятия для словарных диктантов, предложения и целые тексты для упражнений, диктантов на уроках русского языка. Но нужно помнить, что вводимый валеологический материал должен быть органически связан с темой, нельзя допускать искусственных привязок, дополнений.

Также нужно соблюдать меру в подаче данного материала, чтобы он не оттолкнул учащихся своей частой повторяемостью и навязыванием.

Например:

1.  Наиболее распространенные понятия  постепенно в тексты словарных диктантов: здоровье, витамины, аптека и т. д.

2. Проведение диктантов или  текстов для упражнений. Например: Паша и Люда любят лес. Тим чистый воздух. Поют птицы. Любите природу!(1 класс).

3. На уроках русского языка использовать пословицы и поговорки о здоровье: Здоровье - всему голова. Здоровье дороже денег. Здоровым быть - горе забыть и т. д.

4.  Предлагается написать сочинение по теме: «Ваш любимый вид спорта», «Значение здоровья человека и от чего оно зависит» и т. д.

5. На уроках математики предложить  решить данные задачи: «Три вторых класса собирали плоды шиповника. 2А класс сдал 9 кг плодов. 2Б класс - на 6 кг больше, а 2В класс вдвое больше, чем 2А класс. Сколько всего килограммов плодов шиповника сдали ребята?» После чего задаю детям вопросы: Чем полезен шиповник?

А вам родители дают напиток из шиповника? Какой вывод вы можете для себя сделать? Наиболее широкие возможности для обучения детей здоровью предоставляют уроки природоведения. На них учащиеся получают знания о своём организме, о режиме дня, о личной гигиене и т. д.

Основная задача учителя состоит в том, чтобы дать детям конкретные рекомендации по сохранению здоровья, научить беречь здоровье. Результаты не всегда можно обнаружить сразу.

При подготовке к уроку с использованием элементов здоровьесберегающих педагогических технологий, следует учитывать то, что:

- наряду с продумыванием образовательных, развивающих и воспитательных целей следует уделять особое внимание реализации «здоровьесберегающим» или валеологическим целям;

- в выборе здоровьесберегающих педагогических технологий учебной деятельности необходимо осуществление

дифференцированного подхода к обучению учащихся, в основе которого должны лежать учёт здоровья, уровень обучаемости, учебная работоспособность детей, а также уровень учебных возможностей учащихся;

- новым моментом на уроке является валеологизация учебного материала;

- следует уделять повышенное внимание проблеме усиления двигательной активности детей;

- очень важно соблюдать санитарные правила и нормы, касающиеся охраны здоровья и сохранения работоспособности детей в течение всего урока.

 

23

Валеологизация учебного материала по русскому языку

А                                  Е

М

С

Ангина                        Ела

Медицина

Сердце

Аппетит                      Ж

Массаж

Скелет

Аптека                        Желудок

Микроб

Снотворное

Аспирин                     Живот

Н

Стоматолог

Б                                  3

Насморк

Суставы

Бактерия                     Закалка

Никотин

Т

Бассейн                       Зарядка

О

Таблетка

В                                  Здоровье

Обморок

У

Вакцина                      И

Осанка

Углеводы

Вирус                          Иод

Отравление

X

Витамины                   К

Операция

Хирург

Г                                  Карантин

П

Ч

Гигиена                     Кариес

Поликлиника

Человек

Гимнастика                Кашель

Перелом

Череп

Глюкоза                      Кислород

Простуда

Э

Грипп                          Л

Прививка

Экология

Д                                  Лёгкие

Пульс

Эпидемия

Десна                          Лекарство

Р

Я

Диета                          Лекарь

Режим

Язык

Доктор

Можно предложить учащимся составить предложения по теме  «Здоровье»

Звук. Буква.

/. Спиши слова. Подчеркни гласные буквы.

Аптека, волосы, вода, лыжи, сон, ангина.

2.  Спиши слова. Подчеркни согласные буквы.

 Витамины, аппетит, еда, ноги, голова.

3. Спиши слова, разделив их на слоги.

Брусника, шиповник, клюква, малина, черника.

Слово. Предложение.

/. Составь из слов предложение,

утрам, дети, но зарядку, делаю!

 2.Спиши. Поставь точки.

У нас чудесный сад там растут груши и яблоки Я угощу товарища сочными плодами.

Диктант.

На реке.

Наша дача была у леса. За лесом речка. Утром мы шли на речку. Мой брат ловил рыбу. Меня дедушка учил плавать.

Пословицы и поговорки о здоровье.

Смекалка нужна, а закалка важна.

Здоровье всему голова.

Здоровье дороже денег.

Здоровым быть, горе забыть.

Человека можно словом убить.

Речи хвалебные, что воды целебные.

Режим залог здоровья.

Работай в поле, жить будешь доле.

Чеснок да лук. - от всех недуг.

Сон — лучшее лекарство.

24

Шутка минутка, а заряжает на час.

Береги глаз как алмаз.

Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.

Водку пьёшь рюмками - здоровье теряешь вёдрами.

В стакане тонет больше людей, чем в море.

В здоровом теле - здоровый дух.

Здоровье каждого - здоровье всех.

Береги здоровье смолоду.

Чтоб больным не лежать, надо спорт уважать.

Чистота — основа здоровья, здоровье - основа богатства.

Труд - первое лекарство от всех болезней.

На свежем воздухе долго быть — долгую жизнь прожить.

 Истощенному организму все болезни товарищи.

Здоровьем слаб, так и духом не герой.

Здоровье дороже богатства.

Болезнь человека не красит.

Быстрого и ловкого болезнь не догонит.

Кто не болел, тот цены здоровью не знает.

Болен - лечись, а здоров - берегись.

 Не рад больной и золотой кровати.

Чистая вода - для хвори беда.

Здоров в еде, да хил в труде.

В зимний холод всякий молод.

Береги нос в сильный мороз.

Красивые зубы - красивая улыбка.

Застарелую болезнь лечить трудно.

Курить - здоровью вредить.

Валеологизация учебного материала по математике.

1. В России средняя продолжительность жизни мужчин составила в 1996 году 57 лет. Продолжительность жизни алкоголиков сокращается по сравнению с жизнью нормальных людей на 12 - 18 лет. Какова средняя продолжительность жизни алкоголика?

2. За лето Петя подрос на 12 см, а Дима на 10 см. Насколько сантиметров больше подрос Петя, чем Дима?

3. Саша ежедневно съедал 500г овощей и фруктов. Сколько кг овощей и фруктов Саше нужно на одну неделю, месяц?

4. Три вторых класса собирали плоды шиповника. 2 «А» класс сдал 9 кг. плодов шиповника, 2Б класс на 6 кг. больше, а 2 «В» класс вдвое больше, чем 2А класс. Сколько всего кг. плодов шиповника сдали ребята?

5. Скелет новорожденного ребёнка состоит из 350 костей, а скелет взрослого всего из 260. Насколько костей меньше состоит скелет взрослого?

6. Известно, что в объёме вдыхаемого воздуха углекислый газ составляет 0,03%, при выдохе он увеличивается до 4,4%. Во сколько раз увеличивается количество углекислого газа в выдыхаемом вами воздухе? (в 100 с лишним раз) и т.д.

После каждой задачи проводится беседа.

Можно сделать вывод, что использование на уроке элементов ЗСПТ обеспечивает и ребёнку, и учителю сохранение и увеличение запаса жизненных сил от начала к концу урока, т. е. добавляет и детям, и учителю здоровье. Также внедряемые  ЗСПТ способствуют уменьшению количества пропущенных уроков по причине болезни, что позволяет повышать качество знаний учащихся.

25



Предварительный просмотр:

ДИФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Что же такое дифференцированное обучение?

Под дифференцированным обучением понимают форму организации

учебной деятельности школьника, обеспечивающую учителю специализацию учебного процесса для различных групп учащихся, созданных с учетом наличия у них общих качеств, существенных для учебной деятельности.

        Дифференциация обучения – создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента.

Дифференцированное обучение представляет собой форму деления класса на сравнительно одинаковые по уровню обучаемости группы.

        В своей практике я использую стратовую систему деления класса. Класс делится на три группы (страты).

        Первая страта (высокий уровень) комплектуется из учащихся с высоким уровнем учебных возможностей и высокими показателями успеваемости.

        Вторая страта (средний уровень) входят учащиеся со средними показателями обучаемости, интеллектуальной работоспособности, учебной мотивации, интереса, средними показателями успеваемости.

        Третью страту (низкий уровень) составляют учащиеся с низкими познавательными способностями, низким уровнем сформированности познавательного интереса и низким уровнем мотивации учения, низкими показателями успеваемости по предмету.

Для стратовой системы обучения также характерно:

а) в страте высокого уровня:

- обучение технологии поиска новых знаний, работа с дополнительными источниками информации;

- привлечение к поисковой деятельности, использование творческих знаний, решение нестандартных задач;

- формирование навыков самоконтроля за усвоением знаний.

б) в страте среднего уровня:

- обучение технологии поиска новых знаний, работа с учебником;

- организация самостоятельной деятельности репродуктивного и частично-поискового характера, самоконтроль за усвоением знаний;

- отбор методов, способствующих усвоению знаний на частично-поисковом и поисковом уровне;

в) в старте низкого уровня:

- создание положительной мотивации через практическую направленность обучения, связь с жизнью, ориентация на успех, регистрация действительного продвижения в учении;

- создание условий, позволяющих каждому ученику оценить свое положение и обдумать возможности его улучшения;

- отбор методов, способствующих усвоению базовых знаний на репродуктивном уровне, но также применение частично-поисковых и проблемных методов обучения ;

67

- формирование мыслительных действий и операций, обучение предметным умениям и навыкам не только на эмпирическом, но и по возможности на теоретическом уровне.

Рассмотрим тему «Оценка частного».

В первой страте (высокий уровень) учащиеся:

а) выводят следующие свойства: «при увеличении делимого частное увеличивается», «при увеличении делителя частное уменьшается»;

б) находят границы частного.

Во второй страте ученики:

а) выводят названные свойства;

б) определяют, верно ли найдены границы частного.

В третьей страте школьники:

а) изучают названные свойства;

б) сравнивают частные, не выполняя вычислений;

в) доказывают, используя свойства, что 698 : 2 > 300, 784 : 2 • 400.          

Стратовая технология диктует необходимость анализа учебных достижений и интересов каждого учащегося, что позволяет более эффективно строить образовательный процесс на основе личностно – ориентированного подхода и повышать качество образования.  

В классах со стратовой системой обучения удачными являются следующие условия контроля за учебно-познавательной деятельностью учащихся:

- создание для ученика ситуации успеха и уверенности;

- сотрудничество учителя и учащихся;

- создание для ученика ситуаций, в которых он может выбрать уровень сложности и трудности контрольного задания;

- возможность выбора учителем формы контрольной процедуры;

- учет временного фактора в зависимости от индивидуальных возможностей ученика;

- тематический учет знаний;

- использование метода малых групп;

- логическая обусловленность своевременности контроля;

- гарантирование ученику права на повышение оценки;

- соблюдение принципа гуманизации при осуществлении контроля;

- поощрение ученика;

- соответствие целей контроля целям образовательного процесса.  

Дифференцированный подход является основным путем осуществления индивидуализации обучения. Даже начинающий учитель знает, что при любом коллективном или фронтальном обучении усвоение знаний и умений происходит индивидуально, в соответствии с индивидуальными особенностями мыслительной деятельности, личностных качеств. Учет индивидуальных особенностей – один из ведущих принципов дидактики. Учитель вольно или невольно стремится выделить группы детей с более или менее одинаковыми особенностями. Чем меньше таких групп, тем легче работать, применять различные методы и приемы обучения.

Дифференцированный подход организационно состоит в сочетании

индивидуальной, групповой и фронтальной работы, с использованием технологий КСО (коллективных способов обучения) и ГСО (групповых способов обучения). 

Прежде чем осуществлять дифференцированный подход в 1 классе, важно

сформировать у детей некоторые умения самостоятельной учебной деятельности.

Дифференцированный подход использую на всех этапах обучения, а точнее, на всех этапах усвоения знаний, умений. Это тоже является существенным положением методики дифференцированного обучения.

68

Этап изложения новых знаний и умений..

Речь идет об этапе первичного восприятия материала. Легко убедиться в том, что недифференцированный подход на первом этапе порождает «белые пятна» в знаниях части учеников. Почему? Хотя бы потому, что новое всегда увязывается с вполне определенным старым. Именно поэтому учитель проводит подготовку к усвоению нового. Он задает вопросы по пройденному, проверяет, есть ли у них в памяти то, на что они будут сейчас опираться.  

Например, готовясь объяснить прием сложения а + 4, нужно проверить прочность знания состава числа 4. Если ограничиться краткой фронтальной работой, не убедиться, что действительно каждый в классе знает  состав числа 4, могут оказаться ученики, которые новый прием усвоят неосознанно и непрочно.

Осуществляя дифференцированный подход, нужно, во-первых, провести более тщательную подготовку к усвоению нового материала именно с теми детьми, которые в этом нуждаются. А во-вторых, после первичного фронтального объяснения нужно его повторить, и, может быть, не один раз, для отдельных групп.

Где-то во второй половине учебного года можно использовать и такой прием: объяснить материал кратко на высоком материале сложности в расчете на группу детей с повышенной обучаемостью. Затем провести объяснение того же материала более развернуто и доступно, а детям первой группы предложить задания на первичную проверку знаний.

Этап закрепления и применения знаний и умений.

На этом этапе основой дифференцированного подхода является организация самостоятельной работы. Здесь больше всего содержится  возможностей для учета особенностей учащихся.

Учитель может подготовить два-три варианта заданий. Учащиеся выбирают вариант, или каждый вариант учитель заранее предназначает определенной группе учеников.  

Отдельным группам дается разъяснение возможных затруднений с целью предотвращения ошибок. Этот прием характерен для этапа первичного закрепления, когда происходит, по сути, «доусвоение» нового материала и выявляются пробелы.

Слабым учащимся для самостоятельной работы нередко даются облегченные карточки-задания алгоритмического вида, сильным – задания на перенос знаний и умений в измененную или новую ситуацию.

Таким образом, дифференцированный подход на этапе закрепления и применения знаний осуществляется преимущественно в виде заданий различной трудности и характера.

Этап проверки и оценки знаний и умений.

На этом этапе важно четко выяснить, на каком уровне усвоено каждым учеником одно  и то же знание и умение. Исходя из этого, можно составлять серии заданий повышающейся или понижающейся трудности. Каждая серия заданий может отражать определенный уровень усвоения материала.  Не следует скрывать от учащихся уровень трудности задания, пусть они сами отчетливо представляют, на каком уровне усвоен материал.

В своей педагогической практике вот уже несколько лет я применяю технологию модульного обучения. Модульное обучение опирается на разноуровневое обучение, дифференцированный подход к учащимся.

В работе с младшими школьниками целесообразно, на мой взгляд, использовать два основных критерия дифференциации: обучаемость и обученность. 

Для проверки обучаемости использую обучающую карточку, а для проверки обученности развивающую карточку. Такие карточки оказывают непосредственное влияние на характер развития учебной деятельности. Используются они в зависимости от структуры и типа модульного урока. Карточки составляются на трех уровнях:

69

репродуктивном, конструктивном, творческом.  

На модульных занятиях для организации самостоятельной деятельности учащихся предлагаю модульные обучающие и развивающие карточки. Они строятся на основе элементов модульного обучения и коллективных способов обучения.

Модульные карточки бывают: обучающие, развивающие и разноуровневые.

 

обучающая

развивающая

разноуровневая

Содержит правила, схемы, опоры, теоретический материал.

Не содержит теоретического материала.

Задания разного уровня сложности.

Задания репродуктивного и конструктивного характера.

Задания репродуктивного, конструктивного и творческого характера.

Задания репродуктивного, конструктивного и творческого характера.

Применяется на уроке первичного изучения новых знаний, на уроке закрепления знаний (если блок-модуль разбит на большое количество блоков-модулей)

Применяется на уроках обобщения и систематизации.

Применяется на уроках комплексного применения или уроках обобщения и систематизации

С помощью данной карточки проверяется обучаемость

С помощью данной карточки проверяется обученность

Ученик выбирает задание по своим силам.

        Карточка позволяет ученику работать в паре постоянного состава, группе, индивидуально, самостоятельно.

Но возможен и другой подход к проверке знаний и умений учащихся. На уроках закрепления знаний можно использовать карточку со свободным выбором задания по цветовому сигналу (учащиеся самостоятельно выбирают задание):

        - желтый – репродуктивный

        - синий – конструктивный

        - зелёный – творческий  

Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения способствует подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материала, вовремя восполнять пробелы в знаниях, шире использовать познавательные возможности учеников, особенно сильных, и постоянно поддерживать интерес к предмету.

При осуществлении дифференцированного подхода я опираюсь на следующие условия:  

  1. Знание индивидуальных и типологических особенностей отдельных

учащихся и групп учащихся.

  1. Умение анализировать учебный материал, выявлять возможные

трудности, с которыми встретятся разные группы учащихся.

  1. Составление развернутого плана урока, включая вопросы разным

группам и отдельным учащимся.

  1. Умение «спрограммировать» обучение разных групп учащихся (в

идеале – каждого ученика).

  1. Осуществление оперативной обратной связи.
  2. Соблюдение педагогического такта.        

На уроках математики большое внимание уделяю обучению учащихся самостоятельному решению задач. И здесь помогают дифференцированные задания.

Для того, чтобы организовать разноуровневую работу над задачей в одно и то же

70

время, отведенное для этого на уроке, можно использовать карточки-задания, которые готовятся заранее в трех вариантах (для трех уровней). Карточки содержат системы заданий, связанные с анализом и решением одной и той же задачи, но на разных уровнях. В размноженном виде они предлагаются учащимся. Уровень не указывается, а различие вариантов обозначается кружками разного цвета в правом верхнем углу карточки.

Например, от двух пристаней, расстояние между которыми 117 км, отправились одновременно навстречу друг другу два катера. Один шел со скоростью 17 км/ч, а другой – 24 км/ч. какое расстояние будет между катерами через 2 часа после начала движения?

1 – уровень:

1. Рассмотри чертеж к задаче и выполни задания:

    17 км/ч                                            24 км/ч

                                117 км

 

а) обведи синим карандашом отрезок, обозначающий расстояние, пройденное первым катером за 2 часа. Вычисли это расстояние;

б) обведи красным карандашом отрезок, обозначающий расстояние, пройденное вторым катером за 2 часа. Вычисли это расстояние;

в) рассмотри отрезки, обозначающие расстояние, пройденное двумя катерами за это время. Вычисли это расстояние;

г) прочитай вопрос задачи и обозначь другой на чертеже отрезок, соответствующий искомому. Вычисли это расстояние.

Если задача решена, то запиши ответ.

2. Рассмотри еще раз задание (1) и запиши план решения этой задачи (без вычислений).

3. Проверь себя! Ответ: 35 км.

4. Дополнительное задание: рассмотри другой способ решения данной задачи. Запиши пояснения к каждому действию и вычисли ответ:

1) 17 + 24 = …

2) … х 2 = …

3) 117 - … = …

2 – й уровень:

1. Закончи чертеж к задаче. Обозначь на нем данное и искомое:  

   17 км/ч                                            24 км/ч

                                117 км

 

2. Рассмотри «дерево рассуждений» от данных к вопросу. Укажи на нем последовательность действий и арифметические знаки каждого действия:

               17 км/ч                      24 км/ч

                                      ?

                        скорость сближения                       2 ч

                                                               ?

                              расстояние, пройденное двумя катерами            117 км

                                                                                                 ?

                                                                               расстояние между катерами

3. Пользуясь «деревом рассуждений», запиши план решения задачи.

71

4. Запиши решение задачи:

а) по действиям;

б) выражением.

Ответ:

Дополнительное задание:

5. Пользуясь чертежом, найди другой способ решения задачи и запиши его:

а) по действиям;

б) выражением.

Ответ:

6. Проверь себя! Сопоставь ответы, полученные разными способами.

3-й уровень.

1. Выполни чертеж.

2. Пользуясь чертежом, найди наиболее рациональный способ решения. Составь к этому способу «дерево рассуждений».

3. Запиши план решения задачи в соответствии с «деревом рассуждений».

4. Пользуясь планом, запиши решение задачи:

а) по действиям;

б) выражением.

Ответ:

5. Проверь себя! Ответ задачи: 35 км.

Дополнительное задание:

6. Узнай, какое расстояние будет между катерами при такой же скорости и направлении движения через 3 часа? 4 часа?

Так, например, предлагаю всем учащимся самостоятельно решить задачу «Туристы отправились в поход. Сначала они ехали 2 часа на поезде со скоростью 60 км/ч, затем 3 часа шли пешком со скоростью 4 км/ч. чему равен весь путь, проделанный туристами?»

Для тех, кто справился с решением задачи, предлагаю дополнительные задания: поставьте другие вопросы к условию этой задачи и ответьте на них; узнайте, во сколько раз скорость поезда больше скорости пешехода; определите, за сколько часов весь путь проехали бы велосипедисты, ехавшие со скоростью 12 км/ч.

Для тех, кто не справился с решением задачи, иллюстрирую весь путь, пройденный туристами. Расстояние, которое туристы проехали на поезде, обозначаю зеленой полоской; путь, пройденный туристами пешком, - голубой. Весь путь состоит из этих двух участков. К этой иллюстрации для самых слабых учащихся предлагаю план решения:

- сначала найдите расстояние, которое проехали туристы на поезде;

- затем узнайте расстояние, которое прошли туристы пешком;

- наконец, узнайте, чему равен весь путь.

Слабые учащиеся объяснили решение задачи по плану. С первым дополнительным заданием справились даже средние ученики. Они рассказали, как выполнили это задание. Второе дополнительное задание выполнили меньше учащихся. В ходе проверки учащиеся доказали выбор действия. Последнее задание выполнили единицы, и они тоже объяснили свое решение.

При решении этой задачи каждый учащийся выполнил ту часть работы, которая соответствовала его возможностям.  

Приведу примеры дифференцированных работ.

Даны выражения:

81 – 29 + 37                                400 + 200 + 300 – 100

72 : 9 – 3                                         400 + 200 + 30 – 100

8 х 6 : 8 х 7                                          27 : 3 – 2 х 6 : 4

84 – 9 х 8                                        54 + 6 х 3 – 72 : 8

72

Задание для 1 группы:

Вспомните правила о порядке выполнения действий в выражениях и выполните вычисления.                                        

Задание для 2 группы:

Разбейте выражения на три группы. Найдите значения выражений.

Задание для 3 группы:

Выполните задание для 2 группы. Подумайте, по какому признаку можно разбить выражения на 2 группы.  

Данный подход можно использовать на уроках русского языка, математики, литературного чтения и природоведения при проверке домашнего задания, при изучении нового материала, при закреплении знаний, отработке материала и при выборе домашнего задания.

        Дифференцированный подход создает благоприятные условия для развития учащихся и способствует более качественному их обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ о результатах педагогической деятельности по проблеме: «Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников»

Самоанализ о результатах педагогической деятельности по проблеме:«Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников»...

Взаимосвязь педагогических технологий и педагогического мастерства

Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Совершенное владение педагогической технологией и есть мастерство. Но педагогическое мастерство, с другой стороны, - высший уровен...

Современные педагогические технологии как средство развития педагогической компетентности.

Значение применения современных педагогических технологий для результативности учебного процесса....

Методические объединения, конспекты открытых мероприятий, педагогические технологии. Технологии интегрированного урока, нетрадиционные технологии. Формы, методы и способы обучения детей с ОВЗ. Технологическая карта урока.

Причины и возможности применения технологий интегрированного урока, нетрадиционных технологий, особенностей форм, методов и способов обучения в обучении детей с ограниченными возможностями з...

"Применение новых педагогических технологий. Личностно – ориентированные технологии. Технологии творческого развития»

Гуманизация образовательной среды в школе как условиеличностно – ориентированного образования.§1 Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников.§2 Личностно – ориентированны...