План внеурочной деятельности
календарно-тематическое планирование (3 класс) на тему

Грибкова Елена Григорьевна

Внеурочная деятельность в начальных классах направлена на решение следующих задач:

  1. создание условий для развития личности школьника; для  духовно-нравственного и патриотического воспитания  учащихся;
  2. обеспечение благоприятной адаптации ребенка в школе;
  3. оптимизация учебной нагрузки учащихся;
  4. закрепление и практическое использование отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов;
  5. сохранение   здоровья школьника, формирование правил здорового и безопасного образа жизни;
  6. социализация младшего школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_vneurochnoy_deyatelnosti_3klass.doc462 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная кадетская школа №4»

        

        План внеурочной деятельности 3к класса

На 2018-2019 учебный год

(приложение   к основной образовательной программе начального общего образования).

Классный руководитель: Грибкова Е.Г.

г. Нефтеюганск

Пояснительная записка.

Внеурочная деятельность в начальных классах направлена на решение следующих задач:

  1. создание условий для развития личности школьника; для  духовно-нравственного и патриотического воспитания  учащихся;
  2. обеспечение благоприятной адаптации ребенка в школе;
  3. оптимизация учебной нагрузки учащихся;
  4. закрепление и практическое использование отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов;
  5. сохранение   здоровья школьника, формирование правил здорового и безопасного образа жизни;
  6. социализация младшего школьника.

В реализации плана внеурочной деятельности 3к класса принимают участие:

  1. Классный  руководитель (воспитатель кадетского класса):
  • координатор внеурочной деятельности (осуществляет взаимодействие с другими педагогическими работниками, организующими внеурочную деятельность, отслеживает включенность каждого ребенка в различные формы внеурочной деятельности);
  • организует экскурсии (духовно-нравственное направление),
  • организует социальные практики (социальное направление);
  • проводит групповые развивающие занятия:
  • «Юные умники и умницы» (общеинтеллектуальное направление),
  • «Уроки нравственности»  («Социокультурные истоки») 
  • проводит тренинги:
  •  «Я – кадет» (социальное направление),
  • «Азбука безопасности» (спортивно-оздоровительное направление),
  • организует марафон знаний (общеинтеллектуальное направление);
  • организует деятельность клуба «В мире книг. Наш кинозал» (духовно-нравственное направление);
  • проводит праздники, конкурсы, фестивали (общекультурное направление).
  • Учитель-логопед:
  • групповые развивающие занятия «Основы правильной речи» (общеинтеллектуальное направление).
  • Педагоги дополнительного образования (кружки в рамках внутришкольного дополнительного образования):
  • «Основы правовых знаний» (социальное направление);
  • «Шахматы» (общеинтеллектуальное направление);
  • «Мой край» (социальное направление)
  • «Хоровое пение» (общекультурное направление);
  • «В мире народной музыки» (общекультурное направление);
  • «В мире танца» (общекультурное направление).

Внеурочная деятельность МБОУ «СОКШ №4» составлена с учетом познавательных интересов младших школьников, их индивидуальных потребностей, запросов родителей, а также с учетом специфики кадетской школы, реализующей задачи гражданско-патриотического воспитания.

Ожидаемые результаты внеурочной деятельности:

  1. Изменения в модели поведения школьника:
  • проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);
  • соблюдение культуры поведения и общения, проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;
  • соблюдение культуры здорового и безопасного образа жизни;
  • активное участие в различных видах  деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;
  1. Изменения объема знаний, расширение кругозора в области культуры, нравственности и этики:
  • использование полученной   информации в различных видах  деятельности;
  • целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.); развитие мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов;
  • осознанное понимание необходимости следовать  общечеловеческим ценностям; соблюдать права человека;
  • овладение культурой поведения на сцене (опыт публичных выступлений в хоре, в ансамбле, индивидуально).

3. Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:

  • способность объективно оценивать поведение других людей и собственное с точки зрения соответствия нравственным ценностям;
  • сформированность самоконтроля и самооценки: способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.

Учитель, проводит наблюдения за поведением своих воспитанников. Учебные успехи школьников, перечень добрых дел, результаты их внешкольной и внеурочной деятельности (труд, участие в олимпиадах, конкурсах, выставках и пр.), характеристики ученика составляют содержание его портфолио.

Содержание курса  внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.

План внеурочной деятельности класса охватывает все направления (в соответствии с ФГОС): спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

Такие формы внеурочной деятельности, как кружки, реализуются за счет внутришкольного дополнительного образования. Реализация кружков обеспечена дополнительными общеобразовательными программами соответствующей направленности. Проведение занятий фиксируется в журналах дополнительного образования.

Такие формы внеурочной деятельности, как индивидуально-групповые развивающие занятия, экскурсии, тренинги, марафон знаний, клубы,   социальные практики, реализуются за счет деятельности воспитателей кадетских классов,   классных руководителей, учителя-логопеда, социального педагога,   педагога-организатора.

Деятельность клубов обеспечена планом работы, методическими материалами. Тренинги, экскурсии, олимпиады, конкурсы, праздники, социальные практики  организуются в соответствии с планом работы по каждому из направлений. Занятия фиксируются в журнале внеурочной деятельности каждого класса.

При организации внеурочной деятельности соблюдается принцип вариативности. Спектр предложенных форм внеурочной деятельности позволяет обеспечить необходимое количество часов для каждого ребенка.

План внеурочной деятельности 3к класса охватывает все направления (в соответствии с ФГОС): спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

Работа кружков обеспечена дополнительными образовательными общеразвивающими программами соответствующей направленности. Проведение занятий фиксируется в журналах дополнительного образования.


Приложение 3. Таблица охвата  внеурочной деятельностью учащихся 3к класса

ФИ ученика

Название форм внеурочной деятельности (в рамках школы)

Занятость вне школы

Общее количество часов

«Пифагор»

«Знатоки русского языка»

«В мире книг»

Шахматы

Основы православной культуры

Мир ЛЕГО

 Чтение книг

Просмотр фильмов

«Уроки нравственности»

Социально-значимое дело класса

«Я – кадет/Лидер»

 Азбука безопасности

Полезные привычки (психолог)

«Основы правильной речи» (логопед)

 Юные умники и умницы (олимпиады и конкурсы)

ОФП

Основы строевой подготовки

Изостудия

«Истоки»

В мире танца

Хоровое пение

 Ансамбль ложкарей

Авдеев Никита

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

Алиева Софья

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

10

Атышева Эльвира

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

Банкет Сергей

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

Бедарева Анастасия

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

Бунеева Мария

1

1

1

1

1

1

1

1

2

10

Васильев Максим

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

ГаджиеваЛуиза

1

1

1

1

1

1

1

1

2

10

Галлямова Камилла

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

Грибкова Полина

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

Джанболатова Эльмира

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

Епанчинцева Елена

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

Жилкин Лев

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

10

Васильев Максим

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

Жуков Арсений

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

10

Костин Максим

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

10

Зайнуллин Александр

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

Латыпов Вадим

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

10

Легченко Арсений

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

10

Малик Василий

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

10

Молчанов Александр

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

10

Портнов Матвей

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

Тураев Михаил

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

Федотов Арсений

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

Хорохорин Савелий

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

Цикало Даниил

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

10

Читаева Полина

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

10

Шайдуллина Виктория

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

10

Шаяхметова Аделина

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

Ященко Ярослава

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10


Приложение 1.

Программа внеурочной деятельности «Я – кадет».

  1. Пояснительная записка.

Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов (1-й год обучения).

Организационная форма проведения – тренинги.

Направление внеурочной деятельности – социальное.

В концепции развития воспитания в системе общего образования ХМАО-Югры в направлении 5 раскрывается необходимость формирования у обучающихся основ правовой культуры, подчеркивается важность воспитания нравственности как показателя воспитанности формирующейся личности; в Стратегии развития образования ХМАО-Югры до 2020 года обозначен приоритет гражданско-патриотического воспитания.

Исходя из этого, учитывая традиции и возможности школы (кадровые, материально-технические ресурсы), желания и интересы детей и родителей,   разработана  программа внеурочной деятельности для младших школьников  «Я-кадет».

Образовательная программа курса «Я-кадет»   разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного   образовательного стандарта начального общего образования; с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями основной образовательной программы МБОУ «СОКШ №4».

Программа создана  на основе концепции «Начальная школа XXI века»  .Программа курса «Я-кадет» является составной частью духовного, нравственного и патриотического воспитания  кадет.

Рабочая программа направлена наразвитие у   подрастающего поколения чувство преданности своему Отечеству, уважения к истории своей Родины, потребности в «служении Отечеству» на ярких примерах истории Отечества посредством изучения традиций, обычаев, нравов кадетского движения, а также жизни и деятельности выдающихся кадет прошлого.

Задачи:

  1. Подготовка  младших школьников к сознательному стремлению стать настоящим кадетом;
  2. формирование личности  кадета через усвоение этических и нравственных норм, развитие определенного уровня эрудиции, активизации интереса к истории Отечества;
  3. знакомство воспитанников с историей, традициями, заповедями кадетского братства;
  4. формирование представлений о нравственности в рамках освоения понятий «добро и зло», «правда и ложь», «честь и бесчестье», а также изучение элементарных правил поведения  воспитанника –кадета.

Курс «Я-кадет» ценен не только в воспитательном значении, он способствует развитию личностно- ориентированного подхода в решении воспитательных задач в начальной школе, что позволяет значительно расширить возможности развития ребенка сообразно его способностям, возможностям, наклонностям; формировать саморазвивающуюся  личность путем развития самостоятельности, самоорганизации, саморазвития, самореализации; развивать интеллект  детей и эмоциональное   восприятие ими действительности; гармонично развивать личный потенциал каждого учащегося.

Прогнозируемый  результат:

усвоение учащимися начальной школы основных нравственных ценностей и норм поведения в кадетском классе.

Критерии результативности:

  1. Соблюдение учащимися норм поведения в повседневной жизни в школе и вне школы.
  2. Активное участие кадетов в делах класса, школы.

Данный курс предусматривает привлечение социальных партнеров в лице таких учреждений, как городской краеведческий «Музей реки Оби»,  «Клуб фронтовых друзей», общественная организация «Общество старожилов города Нефтеюганска», ДОСААФ России ХМАО-Югры, 54 пожарная часть «6 отряд федеральной противопожарной службы по ХМАО-Югре», ГМБУК «Городская библиотека», учреждения культуры города (кукольный театр «Волшебная флейта», МЦ «Юность»,КЦ «Обь», «Метаморфоза»).

  1. Методическое обеспечение:

Использование современных образовательных технологий обеспечивает системно-деятельностный подход и активизацию мыслительной деятельности учащихся:

  • Технология развития критического мышления через чтение и письмо;
  • Технология интеллектуальных, сюжетно-ролевых игр (игр с правилами);
  • Технология проектной деятельности;
  • ИКТ-технологии.

Использование таких внеаудиторных форм организации занятий, как:

  • музейные уроки с участием живых свидетелей истории, учебные проекты, практики (использование потенциала школьного историко-краеведческого музея);
  • Виртуальные интернет-форумы,
  • интеллектуальные и сюжетно-ролевые игры, социальные практики, учебные проекты.
  • Традиционные КТД (событийного характера), которые предусматривают интеграцию основного и дополнительного образования.

Методы:

  1. Диалог.
  2. Беседа.
  3. Диспут, дискуссия.
  4. Проекты.
  5. Социальные практики.
  6. Тренинги.
  7. Презентация творческих работ.
  8. Моделирование.
  9. Интеллектуальные игры и викторины.
  10. Мультимедийные презентации.
  11. Виртуальные экскурсии.

  1. Содержание:

Курс тренингов «Я-кадет»   является интегрированным, включает сведения из таких областей, как география, история, обществознание, литературное чтение, краеведение. Сведения из указанных областей знаний рассматриваются во взаимосвязи, что усиливает его воспитательный и развивающий потенциал.

При изучении тем из разделов «История образования и развития кадетских корпусов в России», «Политический вестник», «Азбука общения» в программу в качестве упражнений и текстов для формирования гражданского поведения учащихся, развития духовно- нравственного мира, военно-патриотического воспитания кадет на основе ценностей российской истории, культуры и традиций включены авторские тексты А. Митяева, А Алексеева (серия «Рассказы о войне», «Рассказы о Суворове и Нахимове», а также публицистические статьи о Родине, об Армии и флоте.

Курс тренингов «Я кадет» рассчитан на 4 года.

Содержание первого года обучения состоит из нескольких блоков, взаимосвязанных между собой:

  1. История кадетства. История школы (4 часа).
  2.  «Правила жизни» (12 часов).
  3. Тренинги «Я учусь быть кадетом» (социальные практики   в рамках шефской работы (13 часов)).
  4. Политический вестник (4 часа).

Содержание 2-го года обучения:

  1. История кадетского движения (4 часа).
  2. Азбука нравственности кадета (16 часов).
  3. Тренинги «Я учусь быть кадетом» (социальные практики  в рамках шефской работы (6 часов)).
  4. Политические вестники (8 часов).

Содержание 3-го года обучения:

  1. «Я -  кадет» (3 часа).
  2. Азбука нравственности кадета (15 часов).
  3. Правила общения (8 часов).
  4. Политические вестники (1 раз в месяц – 8 занятий).

Содержание 4-го года обучения:

  1. История кадетского движения в лицах.
  2. Дискуссионный клуб «Кадет».
  3. Социальные практики.
  4. Политические вестники (1 раз в месяц – 8 занятий).

В результате освоения программы внеурочной деятельности учащиеся должны знатьисторию, традиции и обычаи своего народа, историю кадетского движения России, известных кадет, государственную символику (флаг, герб, гимн), роль семьи в истории Родины, нравственные и эстические понятия; уметь вести себя в общественных местах, уважительно относиться к другим, соблюдать верность данному слову точность выполнения своих обещаний и обязанностей, бережливо относиться ксвоим и чужим вещам (имуществу), соблюдать форму  одежды, всегда быть опрятным, проявлять инициативу в общественной жизни школы  и класса.

  1. Учебно-тематический план 3-го года обучения:

Тема

Ко-во

часов

Дата проведения

«Почему я решил стать кадетом?»

1

«В тебе взрослеет гражданин»

1

«Умей носить кадетскую форму».

1

Политический вестник

1

Правила вежливого общения.

1

«Секрет успеха публичного выступления»

1

«Секреты успешного спора».

1

«Учись отстаивать свою точку зрения»

1

Политический вестник

1

«Глубоко ранит острый меч, на много глубже – злая речь»

1

«Человеку свойственно ошибаться, а глупцу настаивать на своих ошибках»

1

Умение владеть собой.

1

Политический вестник

1

Что такое милосердие?

1

«Чужого горя не бывает»

1

Разведка полезных дел «Бюро добрых поступков»

1

Политический вестник

1

Честность слов и поступков.

1

«Один раз обманешь, другой раз не поверят»

1

Держи свое слово

1

Политический вестник

1

О недостатках и слабостях:  высокомерие, корысть, тщеславие…

1

Зависть, жадность, хитрость – главные герои зла.

1

«Учись преодолевать свои недостатки»

1

«Дорога к победе над собой»

1

Политический вестник

1

Забота о старших – норма жизни кадета.

1

Мини-проект «Подарок ветерану»

1

«Ветеран живет рядом»

1

Политический вестник

1

Безделье и лень портят человека.

1

Дисциплина и дисциплинированность кадета.

1

Викторина «Азбука нравственности»

1

Политический вестник

15

  1. Описание материально-технического  обеспечения.
  • Технические средства обучения и современные учебные материалы:
  • Мультимедийный проектор.
  • Персональный компьютер.
  • Интерактивная доска.
  • Принтер.
  • Электронные книги–ридеры(Reader)
  • кейс-технологии  ( с печатными учебными материалами, видеокассетами, дискетами, CD-дисками и т.д.)

  1. Список литературы и интернет-источников:
  1. В.Г. Петреченко «Азбука кадетской жизни» http://www.kadetperm.ru/ssylki-i-dokumenty.php
  2. Е.Ю. Коркунова «История кадетского движения»  http://www.kadetperm.ru/ssylki-i-dokumenty.php
  3. 5. Гейнгардт Н.С.  Программа патриотического  воспитания // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. 2011 г. № 3.
  4. 6. Друкарев А.А. О патриотическом воспитании в кадетских корпусах. М.: 2009 г.
  5. Вырщиков   А.,   Кусмарцев   М.   Патриотизм   на   службе   России   // Воспитание школьников. 2006 г. № 3.
  6. Кадол В. Воспитание чести и достоинства // Воспитание школьников. 2008 г. № 2.
  7. Письмо «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов РФ и их популяризации» от 01.03.2002 г.
  8. И.С.Хомякова, В.И.Петрова «Этика: азбука добра». Издательский  центр «Вентана-Граф», 2011
  9.  Д.В. Григорьев, П.В. Степанов  Внеурочная деятельность школьника. Методический конструктор: пособие для учителя-М: Просвещение, 2011
  10. Е.В.Михайлова Формирование нравственных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности»- М. Экон-Информ, 2011
  11.  А.А Друкарев«О патриотическом воспитании в кадетских корпусах». М.: 2011 г.
  12. О.Г Дробницкий Проблемы нравственности / О.Г. Дробницкий; Институт философии. – М.: Наука, 2011. – 333 с.

Приложение 2.

Программа внеурочной деятельности «Уроки нравственности» («Социокультурные истоки»).

  1. Пояснительная записка.

Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов (2-й год обучения).

Организационная форма проведения – развивающие занятия.  

Направление внеурочной деятельности – духовно-нравственное.

В наше время, когда во многом утрачены или разрушены идеалы и нравственные ориентиры, когда деструктивные процессы захватывают общество, к сожалению, приходится наблюдать, что проблемы воспитания и культуры перестали быть приоритетными, но не утратили при этом своей значимости для общества в целом, и особенно для педагогической деятельности.

Прекрасно то, что вокруг нас. Но есть и безобразное. Научить детей отличить одно от другого; сохранять первое и бороться со вторым – одна из задач всей воспитательной работы. Одним из решений этой задачи – создание системы духовно-нравственных ценностей у детей в начальной школе.

Во втором классе усилия направлены в основном на осмысление ребенком своих социальных связей, духовной значимости проявлений внешней 
и внутренней активности, что отражает социально-правовую содержательную линию, не закрывая всех остальных связей.

Главными целями курса в 3-м классе являются:

Раннее и относительно системное приобщение ребенка к истокам родной культуры, культуры Новосибирской области к истокам духовных ценностей 
и образа жизни;

Приобщение ребенка к целостному взгляду на окружающий мир, выявление истоков мира посредством совместной деятельности ученика 
и его семьи, направляемых учителем;

Через развитие восприятия, мышления, чувствования 
и духовного опыта ребенка, формирование у него ощущения своего начального родства окружающему социокультурному 
и духовному пространству, уверенности в том, что мир вокруг нас не является чужим, ибо переживание отчужденности ведет его к отчужденности от своих истоков, непониманию их;
Содействие идентификации учащихся с культурой родного края как основой становления гражданственности 
и патриотизма.

Несмотря, на то, что
программа включает в себя ведущие понятия 
и направления мысли, он все же является лишь основой для размышлений 
и ценностного освоения их учеником. Усвоение 
и осознание базового содержания должно происходить путем его существенного расширения в ходе чтения, рассуждения, выполнения разнообразных заданий (как самостоятельно, так 
и с участием взрослых), а также дополнительных наблюдений ребенка за окружающим миром. 
Раздел, связанный с родным краем, может быть наполнен разнообразным вариативным содержанием в зависимости от непосредственного социокультурного окружения, в котором живет ребенок, с которым сталкивается в процессе жизнедеятельности, предпочтений семьи 
и самого учителя. Это особенно относится к теме «Труд души». При этом обязательным является рассмотрение с детьми внутреннего духовного усилия как важнейшего труда человека, который он должен осуществлять в течение всей сознательной жизни — «не позволяй душе лениться». 
По итогам третьего года обучения учащиеся:
— осваивают следующие базовые социокультурные ценности в соответствии с содержательными линиями национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта: культурно-исторической, информационно-методологической, социально-правовой, экологической, культуры здоровья:
Вера. Верность. Правда. Честь. Надежда. Согласие. Терпение. Послушание. Любовь. Милосердие. Доброта. Покаяние. Ум да разум. Истина. Знания и мудрость. Единство Веры, Надежды и Любви. Доверие. Уверенность. Признание. Преданность. Надежность. Чувство долга. Праведность. Справедливость. Правосудие. Право. Правило. Путеводный образ. Сострадание. Нетерпимость. Совесть. Сердечная привязанность. Доброжелательность. Раскаяние. Размышление. Знание. Искренность.
Достоинство. Дружба. Дружба народов. Мир как состояние человека. 
Лад. Духовное здоровье. Целеустремленность. Воля. Дисциплинированность. Активный отдых.
 Пассивный отдых. Саморазвитие. Путь к себе.
— исходя из  контекста понимают смысл их употребления и корректно используют в своей речи;
— опираются на них в своей деятельности и общении.

  1. Методическое обеспечение:
  2. В основе методического обеспечения – программа внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» Образовательные технологии:
  • Технология развития критического мышления;
  • Технология интеллектуальных, сюжетно-ролевых игр (игр с правилами);
  • Технология проектной деятельности;
  • ИКТ-технологии.

Использование таких внеаудиторных форм организации занятий, как:

  • беседа,
  • речевая игра,
  • викторина, составление словаря этики,
  • анализ поведенческих ситуаций,
  • устные журналы, театральные постановки.

Методы:

  1. Диалог.
  2. Беседа.
  3. Диспут, дискуссия.
  4. Проекты.
  5. Презентация творческих работ.
  6. Мультимедийные презентации.
  1. Содержание:
  • Ознакомление детей с системой общечеловеческих норм, принципов и правил, принятых в обществе;
  • знакомство с основными этическими категориями и нравственными качествами человека;
  • формирование определенного багажа нравственных представлений и понятий как основы нравственных убеждений;
  • формирование у детей умения осознанно делать выбор и принимать обоснованное решение;
  • воспитание толерантности;
  • развитие чувств патриотизма;
  • воспитание законопослушного гражданина.

Содержание программы направлено на воспитание:

  • культуры общения и поведения (способность правильно себя вести и общаться);
  • культуры мышления (способность « морального суждения», умение пользоваться этическим знанием, определять добро, применять нравственные нормы к особенностям сложившейся ситуации);
  • культуры чувств (способность к сочувствию, к переживанию, к сопереживанию)

Основные разделы программы:

1.Культура речи.

2Личная гигиена, аккуратность и опрятность.

3.Культура общения, или искусство диалога.

4.Правила поведения в школе, на улице и в общественных местах.

Особенностью проведения этических бесед в начальных классах является и то, что в них можно включать инсценировки, чтение отрывков из художественных произведений, декламацию. При этом нельзя забывать, что в этической беседе должен преобладать живой обмен мнениями, диалог.

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Истоки» к концу 3-го класса

Метапредметные результаты.  
Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место. Следовать режиму организации учебной и внеучебной  деятельности. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.  Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя .Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем. Корректировать выполнение задания в дальнейшем. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям, находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях . Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.  Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
 Предметные результаты
- научится: понимать следующие базовые социокультурные ценности в соответствии с содержательными линиями национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта: культурно-исторической, информационно-методологической, социально-правовой, экологической, культуры здоровья: Имя. Семья. Род. Дом. Деревня. Город. Нива. Поле. Лес. Горы.  Дорога. Путь. Река. Море. Озеро. Сев. Жатва. Прядение. Ткачество. Кузнечное дело. Плотницкое дело. Строительство. Торговля. Домашние животные. Сказка. Песня. Информация. Праздник. Храм. Забота. Добрая молва. Память. Взаимовыручка. Милосердие. Гостеприимство. Воля, Течение времени. Вечность. Трудолюбие. Добросовестность. Терпение. Преображение.

Ученик получит возможность научиться:

  • раскрывать их смысл в соответствии с контекстом употребления;
  • уметь правильно использовать в своей речи;
  • использовать их при организации самостоятельных видов деятельности.

  1. Учебно-тематический план 3-го года обучения:

Количество часов

Наименование разделов и тем.

Дата проведения

1.

2

ВЕРА. Ступеньки веры — доверие, уверенность, признание.

2

2

Вера. ВЕРНОСТЬ— преданность 
и надежность

3.

2

Вера. ПРАВДА. Что означает — жить по правде.

4

2

Вера. ЧЕСТЬ. Почему говорят: «Береги честь смолоду».

5

1

Вера. Честное дело и скромность. Честь 

6

2

НАДЕЖДА— стремление к доброму исходу дела. Потеря надежды — отчаяние.

7

1

 НАДЕЖДА .СОГЛАСИЕ — единомыслие, единодушие, единоверие.

8

1

НАДЕЖДА.  Несогласие, собственное мнение 
и разногласие.

9

1

НАДЕЖДА.  ТЕРПЕНИЕ— умение стойко переносить испытания и трудности.

10

1

Надежда. Терпение и терпимость

11

1

Надежда. ПОСЛУШАНИЕ— доверие доброму опыту и надежда на него.

12

1

Надежда. Непослушание (нарушение норм 
и правил).

13

1

ЛЮБОВЬ— сердечная привязанность

14

1

ДРУЖБА.Внутренняя духовная близость людей

15

1

МИЛОСЕРДИЕ— милость в сердце.

16

1

ДОБРОТА.Добрые слова 
и добрые дела.

17

1

УМ ДА РАЗУМ.

  1. Описание материально-технического  обеспечения.
  • Технические средства обучения и современные учебные материалы:
  • Мультимедийный проектор.
  • Персональный компьютер.
  • Интерактивная доска.
  • Принтер.

  1. Список литературы и интернет-источников:
  •  «Этика: азбука добра», И.С.Хомякова, В.И.Петрова (Вентана-Граф, 2011,. УМК «Начальная школа ХХ1 века»).
  • Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
  • Козлов Э., Петрова В., Хомякова И.  Азбука нравственности. /  Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.  
  • Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания /  В.Н.Суслов. -  М.: Просвещение, 2010. 68 с.

Приложение 3

Программа внеурочной деятельности «Азбука безопасности».

  1. Пояснительная записка.

Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов (1-й год обучения).

Организационная форма проведения – тренинги.

Направление внеурочной деятельности – спортивно-оздоровительное

  В  настоящее  время  возрастает  роль  и  ответственность  системы   образования   в  деле  подготовки  населения  в   области  безопасности  жизнедеятельности  и  выработки  у  граждан  Российской  Федерации  првычек  здорового  образа  жизни. Только  через  образование  можно  обеспечить  повышение  уровня  культуры   всего  населения  страны  в  области   безопасности  жизнедеятельности  и  добиться  снижения  отрицательного  влияния  человеческого  фактора  на  безопасность  жизнедеятельности  личности , общества  и   государства.

         Формирование культуры безопасной жизнедеятельности в детском возрасте - важнейшая составная часть процесса формирования  общей культуры.

Занятия по внеурочной деятельности «Азбука безопасности» посвящены одной из главных проблем - формированию у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной и общественной безопасности, приобретению ими знаний и практических умений, способствующих сохранению здоровья и жизни в неблагоприятных и чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни условиях, а также при оказании помощи пострадавшим.

Цель курса – создание условий для воспитания у учащихся ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности.

Задачи курса:

  • обучать учащихся умению распознавать и оценивать опасности окружающей среды;
  • раскрывать систему знаний об опасностях различного происхождения, мерах по их предотвращению, ликвидации их последствий;
  • прививать учащимся навыки защиты и самозащиты, помощи и взаимопомощи в ситуациях, опасных для их физического, психологического здоровья и жизни;
  • формировать систему знаний о здоровье и здоровом образе жизни.

Программа занятий  состоит из четырёх  разделов («Безопасное поведение на улице», «Безопасное поведение  дома», «Твоё здоровье»,  «Безопасное поведение в природе»).

 Программа построена с учётом уровня подготовки и общего развития учащихся начальной школы и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребенок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях.

Прогнозируемый  результат:

  • Сформированность необходимых умений и навыков безопасного    поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных  опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • расширение знаний о правилах поведения в среде обитания, на дорогах и в транспорте;
  • знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение режима дня;
  • расширение кругозора и культурного опыта школьника.
  • Знание общих понятий опасности и чрезвычайной ситуации.
  • Знание и умение применить на практике  наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода дороги. Основные дорожные знаки. Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.Источники возможной опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома; правила безопасного поведения в природе и быту.

  1. Методическое обеспечение:

В основу программы положена авторская программа Н.Ф.Виноградовой «Я – пешеход и пассажир» (Вентана-Граф, 2011).

Методы:

  • интеллектуальные игры;
  • -ролевые игры;
  • - беседы.

Формы организации деятельности:

  • беседы,
  • экскурсии,
  • практикумы, в том числе интерактивные и с использованием автогородка,
  • просмотры тематических видеосюжетов,
  • викторины, конкурсы,
  • встречи с сотрудниками служб безопасности.    

  1. Содержание:

1 класс

Ты — пешеход.

Ориентировка в окружающем мире. Форма предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат). Форма и цвет знаков дорожного движения (белый треугольник скрасной полосой по краям; синий квадрат; белый круг с красной полосойпо краю; синий круг с белой полосой по краю и др.). Цвет и форма запрещающих знаков. Дорога от дома до школы.Транспорт.Участники дорожногодвижения: водитель, пассажир, пешеход (узнавание, называние, особенности поведения).Дорога. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения пешеходов.

2 класс

Знаки дорожного движения, определяющие переход дороги: «пешеходный переход», «пешеходная дорожка», «подземный пешеходный переход», «надземный пешеходный переход». Особенности поведения, определяемые тем или иным знаком ДД (правила перехода дороги при разных знаках пешеходногоперехода). Светофор пешеходный и транспортный. Особенности сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии с ними.Правила поездки в транспортном средстве. Скорость движения объекта (быстро, медленно, очень быстро). Особенности пространственного положения предмета (транспортного средства) приразной скорости движения по отношению к другим предметам и участникамдорожного движения (далеко-близко; медленно-быстро, рядом, около).Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота. Маршрут (определение на рисунках,моделирование). Опасность и безопасность на дорогах. Причины возникновения опасностей. Безопасные маршруты движения (установление, определение порисункам и личным наблюдениям).

Ты — пешеход. Знаки дорожного движения: «знаки для водителей, которые необходимо знать пешеходам: «дорожные работы», «дети»,«движение прямо, направо, налево...». Значение конкретного знака(в значении, приближенном к установленному в ПДД). Цвет и формапредупреждающих и запрещающих знаков.Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства.

3 класс

Пространственные положения транспортных средств в различных ситуациях движения на дорогах разного типа (несколько полос движения, регулируемый и нерегулируемый участок дороги, одностороннее движение и др.).Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до приближающегося транспорта и его скорость.  Сигналы транспортного средства в начале движения и изменении направления движения (поворот, задний ход), правила поведения пешеходав соответствии с ними.

Ты — пешеход.  Особенности дорог в городе. Части (элементы) дороги: проезжая часть; тротуар, обочина,разделительная полоса. Правостороннее движение. Перекресток. Разные виды перекрестков. Регулируемый перекресток. Правила поведения пешехода в соответствии с направлением движения стрелок дополнительных секций светофора. Правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения.

4 класс

Погодные условия, особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях.Разнообразие транспортных средств. Транспорт будущего.Дорога. Автомагистраль. Главная дорога. Знаки главной дороги. Поведение пешехода при приближении к главной дороге. Тупик.   Взаимоотношения участников движения как условие его безопасности.  Правила поведения при движении колонной.Нерегулируемые участки дороги. Нерегулируемый перекресток. Дорожные опасности.

  1. Учебно-тематический план 3-го года обучения:

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

1

Форма предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат)

1

2

Цвет (цветовые оттенки) предметов (сравнение, название, классификация)

1

3

Пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше).

1

4-5

Форма и цвет знаков дорожного движения (белый треугольник с красной полосой по краям; синий квадрат; белый круг с красной полосой по краю; синий круг с белой полосой по краю и др.).

2

6-7

Цвет и форма запрещающих знаков: «движение пешеходов запрещено», «движение на велосипеде запрещено».

Рисуем дорожные знаки

2

8

Экскурсия «Мы идем по улице»

1

9-11

Адрес местожительства, название ближайших улиц и их особенности.

Дорога от дома до школы.

Рассмотрение и изучение безопасного маршрута движения детей в школу и домой.

3

12

Практикум «Моя безопасная дорога от дома до школы»

1

13

Транспорт. Наземный, подземный, воздушный, водный.

1

14-15

Транспортное средство. Участники дорожного движения: водитель, пассажир, пешеход (узнавание, называние, особенности поведения).

2

16

Игра «Дорожный калейдоскоп»

1

Ты – пешеход

17-19

Дорога. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Правила движения по тротуару: движение навстречу транспорту; движение по обочине при отсутствии тротуара.

Движение в темное время суток только в сопровождении взрослого

Общие правила перехода улиц и дорог. Составление памятки.

3

20

Целевая прогулка «Места, предназначенные для  движения пешеходов»

1

21-22

Знаки дорожного движения, определяющие переход дороги: «пешеходный переход», «пешеходная дорожка», «подземный пешеходный переход», «надземный пешеходный переход»,

 Знаки дорожного движения, определяющие переход дороги: «место остановки автобуса (троллейбуса)», «место остановки трамвая» (название, назначение, внешние признаки).

2

23

Проектная работа «День дорожного знака»

1

24

Особенности поведения, определяемые тем или иным знаком ДД (правила перехода дороги при разных знаках пешеходного перехода).

1

25

Светофор пешеходный и транспортный. Особенности сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии с ними.

1

26

Творческая работа. Изготовление макета светофора

1

27

Викторина «Красный, жёлтый, зелёный»

1

Ты – пассажир

28-29

Правила пользования общественным транспортом. Знакомство с правилами посадки и высадки пассажиров.

 Правила поездки в транспортном средстве: не отвлекать водителя разговорами; не задерживаться у входа и выхода; вести себя спокойно и сдержанно

2

30

Игра «Какой ты пассажир?»

1

31

Экскурсия по городу

1

32

Тест «Знаешь ли ты правила ДД»

1

33

Игра «Дорожный калейдоскоп»

1

Всего

33

  1. Описание материально-технического  обеспечения.
  • Технические средства обучения и современные учебные материалы:
  • Мультимедийный проектор.
  • Персональный компьютер.
  • Интерактивная доска.
  •  Игровой автогородок
  • Интерактивный тренажер по правилам дорожного движения.
  1. Список литературы и интернет-источников:

  1. Н.Ф.Виноградова «Я – пешеход и пассажир». Сборник программ внеурочной деятельности. Вентана-Граф, 2011г.
  2. Пособие для учащихся “Безопасное поведение на улицах и дорогах”, 1–4 кл., пособие для учащихся общеобразовательных учреждений под редакцией П.В.Ижевского, авторы: П.В. Ижевский, Б.О.Хренников, И.В.Александрова, М.В.Маслов.
  3. Методическое пособие “Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма”, автор: Е.А.Козловская. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2007 г.
  1. “Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу”, 1–4 класс, автор: В.И.Ковалько. Москва. “Вако”, 2008 г.
  2. “Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению правил дорожного движения”, авторы: В.Е.Амелина и др. Москва. “Глобус”, 2008 г.


Приложение 5.

Программа внеурочной деятельности «Мир книг. Наш кинозал».

  1. Пояснительная записка.

Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов (1-й год обучения).

Организационная форма проведения – клуб

Направление внеурочной деятельности – духовно-нравственное

Одним из главных изобретений человечества является книга. Книга является средством познания окружающего мира, источником знаний и эмоциональных впечатлений, способствует развитию познавательного интереса младших школьников, воспитанию нравственных и гражданско-патриотических качеств личности.

Программа клуба юных читателей предназначена для учащихся начальной школы и рассчитана на 4 года.         

В основу программы положена программа внеурочной деятельности  Ефросининой «В мире книг» (УМК «Школа 21 века»).  

Подбор произведений для изучения в рамках данного курса обусловлен спецификой кадетской школы, реализующей задачи гражданско-патриотического воспитания. Произведения для данного курса объединены единой темой – темой образа защитника Отечества на страницах произведений русских писателей –  но разнообразны по жанрам: фольклорные произведения малых и больших форм, рассказы, повести, поэтические произведения. Также используется потенциал кинематографа с целью воздействия на эмоциональную составляющую личности (раздел «Наш кинозал»).

Программа курса отвечает возрастным особенностям учащихся: любознательности, активности, информированности, коммуникабельности, способности к творчеству и предрасположенности к коллективной деятельности.

Программа  построена таким образом, чтобы  в процессе воспитания и  привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка.  Каждое занятие  направлено как на    расширение читательского кругозора ребенка, так и на   формирование нравственных и патриотических качеств: сострадание, сопереживание, жалость, гордость за свою родину и пр.

Работа клуба  направлена на поддержание традиций семейного чтения, так как предполагает широкое привлечение родителей (совместные конференции, театральные постановки).

Цели и прогнозируемый результат реализации программы.

  1. Оптимальное развитие читательских умений  как основных метапредметных результатов обучения (в соответствии с требованиями ФГОС).
  2. Расширение читательского кругозора (знание авторов, их произведений, жанров литературы, умение выбирать произведения для самостоятельного чтения в соответствии с рекомендациями).
  3. Формирование  таких понятий, как честь, честность, отзывчивость, ответственность, добро, зло, долг и пр.
  4. Формирование понимания  значения литературы как средства, сохраняющего и передающего нравственные ценности, традиции, этические нормы, осознание себя гражданином России.
  5. Формирование умения   коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт.
  6. Развитие традиций семейного чтения.

  1. Методическое обеспечение:

Основой методического обеспечения является программа внеурочной деятельности Л. Ефросининой «В мире книг» (сборник программ внеурочной деятельности «Вентана-Граф», 2011).

Для повышения эмоционального воздействия занятий и снижения утомляемости обучающихся предусмотрены разнообразные виды деятельности: творческая, исследовательская, проектная.

Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие внеаудиторных форм организации занятий: детско-взрослые читательские конференции; беседы, музейные уроки, выставки, конкурсы, викторины, просмотр и обсуждение  кинофильмов,   устные журналы, встречи с интересными людьми, кинолектории,   публичная презентация книг для самостоятельного чтения,  виртуальные интернет-форумы,Интеллектуальные  игры, театрализация,  проекты.

Методы:

  • Беседа.
  • Конференция.
  • Презентация творческих работ.
  • Интеллектуальные игры и викторины.
  • Мультимедийные презентации.
  • Виртуальные экскурсии.
  • Творческие продукты деятельности

Учебно-тематический план 3-го года обучения: Учебно-тематическое планирование для 3 класса.

Тема

Количество часов

Вид занятий

Содержание

1.

«Путешествие в мир книг».

1

Презентация виртуальной библиотеки.

Детское творчество.

Обзор новых книг для чтения во 2 классе. Правила пользования виртуальной библиотекой социальной сети. Выставка рисунков по книгам, прочитанным за лето.

2-4

Фольклорные произведения о родине и ее защитниках: песни, сказы.

3

Беседа. Работа с источниками. Детское творчество.

Знакомство с песнями и сказами соответствующей тематики. Творческие мини-проекты  «Книга сказов и песен о родине».  

5-6

Наш кинозал. Мультфильмы о защитниках Родины.

2

Просмотр и обсуждение мультфильмов.

Просмотр мультфильмов о защитниках Родины: «Легенда о старом маяке», «Солдатская лампа», «Теплый хлеб», «Василек», «История одной куклы».

7-10

Произведения В.В.Голявкина о войне. «Мой добрый папа»

4

Чтение и обсуждение произведения (с использованием аудиокниги). Семейное чтение. Иллюстрирование произведения. Семейные отзывы о книге. Обсуждение на форуме.

11-12

Наш кинозал. Художественный фильм «Мой добрый папа»

2

Просмотр и обсуждение кинофильма по произведению В.Голявкина «Мой добрый папа».

13-16

Произведения В.В.Голявкина о войне. «Полосы на окнах».

4

Чтение и обсуждение произведения (с использованием аудиокниги). Семейное чтение. Иллюстрирование произведения. Семейные отзывы о книге. Обсуждение на форуме.

17

Читательская конференция по произведениям В.Голявкина.

1

Обобщающее занятие по произведениям В.В.Голявкина (участники конференции – учащиеся, родители).

18-21

Произведения А. Митяева о защитниках Отечества: «Письмо с фронта». «Подвиг солдата».

4

Чтение (с использованием аудиокниг) и обсуждение произведений.

Сборники рассказов А.Митяева «Письмо с фронта», «Подвиг солдата».

22

Викторина по произведениям А.Митяева

1

Викторина. Презентация лучшей обложки для сборников Митяева.

Анонс рассказов писателя для самостоятельного чтения.

23

Наш кинозал. Просмотр кинофильма «Садись рядом, Мишка».

1

Просмотр и обсуждение кинофильма «Садись рядом, Мишка» (о детях в блокадном Ленинграде).

24-26

Поэтическая тетрадь: стихи об Отечестве, о защитниках Родины

3

Прослушивание произведений (с использованием аудиокниг). Беседа. Иллюстрирование поэтической тетради. Конкурс выразительного чтения.

А.Усачев «Русский дом», Д.Абдрахманова «Гражданин», В.Боков «Я своей Россией горжусь», И.Агеева «Отчизна», И.Кузьминов «Офицер».

http://zanimatika.narod.ru/RF8.htm

27-29

Н.Чуковский. «Морской охотник»

3

Знакомство с произведением: чтение, прослушивание, семейное чтение. Обсуждение.

Повесть Н.Чуковского «Морской охотник» о маленькой девочке, совершившей подвиг, помогая морякам во время войны.

30

Наш кинозал. Просмотр кинофильма «Морской охотник»

1

Просмотр и обсуждение одноименного кинофильма. Создание детских киноафиш к фильму.

31-33

 «Дети - герои Великой Отечественной войны».

3

Чтение рассказов. Устный журнал «Дети – герои».

Сборник рассказов А. Печерской «Дети – герой Великой Отечественной войны».

34

«Папа, мама, я –читающая семья».  

1

Праздник для родителей и детей.

Викторина по изученным произведениям.

Презентация любимых книг родителей в детстве «Дайте до детства обратный билет».

Семейный проект «Мы любим книгу».

Итого

34

часа

  1. Описание материально-технического  обеспечения.
  • Технические средства обучения и современные учебные материалы:
  • Мультимедийный проектор.
  • Персональный компьютер.
  • Интерактивная доска.
  • Актовый зал (или учебный кабинет, оборудованный для просмотра фильмов).
  • Медиатека с выходом в интернет (для участия в интернет-форумах обсуждения книг и фильмов).

  1. Список литературы и интернет-источников:

Литература для учителя.

  1. Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей. – «Лада», Москва, 2006
  2. Гостимская Е.С., Мишина М. И. Внеклассное чтение. – Москва, «5 за знания», 2006
  3. Ксензова Г.Ю. Педагогические алгоритмы анализа воспитательного мероприятия. – Калинин, 2008
  4. Ксензова Г.Ю. Внеурочное воспитание в развивающейся школе. – Тверь, 2007
  5. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – Москва, 2008
  6. Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006
  7. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – Москва, «ВАКО», 2006
  8. Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.— М.: Либерия, 1999.

Литература для учащихся.

  1. Сергей Петрович Алексеев «Сто рассказов о войне». «От Москвы до Берлина». Книга состоит из коротких рассказов о Великой Отечественной войне. Юные читатели познакомятся с героическими подвигами советских воинов, ставших на защиту своей Родины в суровом 1941 году.
  2. Константин Георгиевич Паустовский « Похождения жука-носорога»                                (Солдатская сказка).
  3. Любовь Воронкова «Девочка из города». Повести. Одноименный фильм. В книгу вошли лучшие произведения Любови Федоровны Воронковой (1906-1976) для школьников: "Солнечный денек", «Снег идет»,  «Золотые ключики», "Подружки идут в школу", "Девочка из города", "Гуси-лебеди" и др.
  4. Анатолий Митяев «Письмо с фронта». «Подвиг солдата». Сборник рассказов о Великой Отечественной войне. Она предназначена детям младшего возраста для самостоятельного чтения. Автор - участник войны, проработавший четверть века в "Пионерской правде".
  5. Голявкин В.В. «Рисунки на асфальте»,  «Полосы на окнах», «Мой добрый папа». Одноименный фильм.

  1. А. Печерская «Дети - герои Великой Отечественной войны». В годы Великой Отечественной войны дети наравне со взрослыми боролись против врага. Многие из них были награждены медалями и орденами посмертно. О некоторых из них, чьи имена донесла до нас история, написаны эти рассказы.
  2. Николай Чуковский. «Морской охотник». Одноименный фильм. Книга известного писателя Н. Чуковского рассказывает о маленькой девочке, совершившей подвиг, помогая нашим морякам во время Великой Отечественной войны.
  3. Лев Кассиль «Рассказы о войне». Рассказы, собранные в этой книге, Лев Кассиль написал в годы Великой Отечественной войны. За каждым из них стоит реальная история — о мужестве и героизме русского народа на фронте и в тылу.
  4. Илья Миксон «Жила-была девочка». Одноименный фильм. Книга о Тане Савичевой.
  5. Яковлев Ю. «Девочки с Васильевского острова».
  6. Семяновский Ф. «Повесть о фронтовом детстве».
  7. Евгений Рысс. «Девочка ищет отца». Одноименный фильм. В  этой повести рассказывается о маленькой дочке знаменитого советского генерала,  которая  во  время  Великой  Отечественной войны осталась одна на земле, оккупированной гитлеровцами.
  8. Анатолий Митяев «Книга будущих командиров». Занимательные истории о воинской смекалке - от сражений в Древнем Риме до II мировой, рассказы об оружии, форме, правилах, кодексах, и всё - именно для ребёнка, занимательно и интересно.
  9. Лев Кассиль, Макс Поляновский «Улица младшего сына». Одноименный фильм. Повесть о пионере-герое Володе Дубинине. О мальчишках и девчонках, которые жили и росли рядом со взрослыми и рядом с ними вставали на защиту родного города, рядом с ними совершали подвиги, рисковали жизнью, теряли близких...
  10. Валентина Осеева «Васек Трубачев и его товарищи». Фильм «Отряд Трубачева сражается». Книга о многом: о дружбе, патриотизме, взаимоотношениях и просто о жизни пионеров.
  11. А.Лиханов «Мой генерал».
  12. Жанна Браун. «Зорька». В первые дни войны девятилетняя героиня повести Зорька осталась без родителей и попала в детский дом. В детском доме Зорька встретится и познакомится с девчонками и мальчишками, у которых родители тоже на фронтах войны. Встретит ли Зорька здесь настоящих друзей, которые помогут пережить ей разлуку с родителями в самое тяжелое для нее время? А сможет ли она сама стать верным другом, выдержав все испытания?
  13. Вильям Козлов «Витька Грохотов и его компания»,«Витька с Чапаевской улицы». Жестокая правда о войне, увиденная глазами мальчика-подростка.
  14. Подборка стихотворений на сайте «Заем и любим Россию».http://zanimatika.narod.ru/

Фильмы для совместного просмотра:

  1. «Зимородок». По одноименной повести Юрия Яковлева.
    Узнав от бывшего военного летчика Седого о подвиге партизана-подрывника, известного под именем Зимородок, пионеры идут по местам военных подвигов земляка и пока не подозревают о том, что верный путь поиска ведет к любимому учителю...
  2. ."Зимнее утро" Фильм снят по мотивам повести Т.Цинберг «Седьмая симфония».
    Действие фильма происходит в блокадном Ленинграде.
  3. "Пятерка отважных", Действие происходит в пограничном городке в первые дни Второй мировой войны. Не зная, что взрослые готовятся к партизанской войне, пятеро отважных ребят решают действовать самостоятельно…
  4. "Мальчишки". По повести Л.Кассиля «Дорогие мои мальчишки».
  5.  «Зеленые цепочки». Приключенческий фильм о блокадном Ленинграде. Трое ленинградских мальчишек осенью 1941 года, случайно найдя ракетницу, вышли на след шпионской банды и под руководством опытного чекиста Буракова обезвредили фашистского диверсанта, орудующего в облике однорукого дяди Пети.
  6. «Всадники». В июне 1941 года двум подросткам поручают эвакуацию в тыл породистых скаковых лошадей. Много трудных испытаний ждёт их впереди. Пробиваясь по военным дорогам, они спасают сбитого советского лётчика, попадают в окружение, где встречаются с группой красноармейцев, помогают вывезти на захваченом у немцев самолёте тяжело раненого генерала. В созданом партизанском отряде, рядом со взрослыми, с честью сражаются и наши юные бойцы.
  7. «Девочка из города». Великая Отечественная война. Героиня фильма, маленькая девочка Валя, в одночасье теряет все: дом, где она жила, разбомбили, маму убили фашисты... Вместе с другими детьми ее эвакуируют на Урал, но по дороге она случайно отстает от поезда. Расстроенная малышка прячется на ночь в стог сена - там ее и находит жительница расположенного неподалеку села Дарья. Добрая женщина приводит девочку к себе домой и решает оставить в семье.
    Поначалу Валя немного дичится и никак не может найти общего языка с чужими ей людьми. Но в конце концов Дарья и ее дети согревают девочку своим теплом и становятся ей по-настоящему родными...
  8. «Среди добрых людей». В фильме рассказывается о добрых сердечных людях, приютивших девочку, потерявшую родителей в дни Отечественной войны. В первые дни войны мать потеряла маленькую дочь. Ее нашла Михайлина и взяла к себе, не сомневаясь в том, что она сможет стать ей настоящей матерью. Все последующие годы она жила ради девочки. Но шло время, настоящая мать продолжала искать своего ребенка...
  9. «Смелого пуля боится или Мишка принимает бой». 22 июня 1941 года. Обычное утро в обычном пионерском лагере у самой границы. Дети плещутся на речке, и спускающийся с неба десант воспринимают с восторгом, полагая, что идут учения. Но это немцы. Они сгоняют детей в лагерь, обносят его колючей проволокой и объявляют, что скоро всех отправят в Германию. Находящийся неподалеку батальон советских танков, попытался прорваться к детям на выручку, но был разбит. Уцелел только один танк и танкист дядя Вася (М. Чигарев). На него-то случайно и натыкается Мишка Скворцов, которому немцы поручили сжечь пионерские галстуки, а он их обманул и из лагеря сбежал. Обрадованный такой встрече, Мишка просит дядю Васю помочь выручить ребят из немецкого плена. Танкист соглашается. На единственном танке с одним маленьким помощником начинается операция по спасению юных пионеров.
  10. «Это было в разведке». Фильм создан по реальным событиям из боевой биографии разведчика Александра Ивановича Колесникова. Юный Саша, как и герой фильма Вася Колосов, сбежал со своим другом в 1943 году на фронт.
    В отличие от прототипа, герой фильма - сирота. В эшелоне Вася знакомится с сержантом, который проявил участе к судьбе паренька. Сержант его привозит в танковую часть. Во избежания хлопот, связанных с появлением мальчугана, командир приказывает отправить парня в тыл. Но Вася сбегает от провожатых и даже умудряется в лесу обнаружить немецкого парашютиста. Получив медаль за поимку фашиста, Василий становится своим для танкистов. Впереди новые приключения: плен, чудесное спасение из лап врага и новая встреча с танкистами.
  11. «Бой под Соколом». Ребята-тимуровцы устроили военную игру, очень похожую на настоящие боевые действия. Воюют между собой "северные" и "южные". Всё у них почти по-настоящему: разведка в тылу врага, захват пленных, "стрельба" из водомётов вместе пулемётов и пушек, штурм крепости... Но вдруг прибежал мальчишка и закричал: "Война! Фашисты напали на нашу страну!" И тогда уже тимуровцы включаются в настоящую боевую работу: тушат "зажигалки" на крышах, дежурят по ночам, помогают семьям фронтовиков.
  12. «Садись рядом, Мишка». О блокадном Ленинграде, семилетнем Мишке Афанасьеве, его брате Гене и сестренке Оксане, которые зачастую оставались без присмотра родителей. Выступая с концертами в госпиталях, ребята общались с фронтовиками и верили в победу.

Приложение 6.

Программа внеурочной деятельности «Марафон знаний».

  1. Пояснительная записка.

Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов (1-й год обучения).

Организационная форма проведения – олимпиада, групповые и индивидуальные занятия.

Направление внеурочной деятельности – общеинтеллектуальное

Модернизация общего образования требует перехода от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. Это ответственность, инициативность, самостоятельность, способность к рефлексии и др. Таким образом, приоритетной целью становится развитие личности, готовой к самообразованию и саморазвитию. Для начальной школы на данном этапе развития общества приоритетным является формирование мотивации учения, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основном звене. Эти показатели учебной деятельности постепенно приобретают характер важнейшей универсальной способности человека – потребности в самообразовании. Развитие любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется как на уроке, так и во внеклассной работе по предметам. Организация внеурочной деятельности  «Марафон знаний» – это средство, содействующее удовлетворению детской любознательности.

Реализация программы  направлена на формирование личностных познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий:

- позитивной мотивации к учению;

- умений определять цели и составлять планы выполнения заданий;

- умений слушать и понимать речь друг друга и т.д.

Реализация программы осуществляется через дистанционные олимпиады, творческие конкурсы и приведёт к решению самых актуальных проблем образования: вовлечение обучаемых в серьёзную самостоятельную деятельность, которая будет способствовать формированию навыка саморазвития, самовоспитания личности.

Цель:

способствовать созданию условий для поддержки и развития творческой индивидуальности, интеллектуальной и исследовательской активности ребёнка, преобразование ее в особую познавательную модель отношения к миру знаний, проявляющуюся в стойких личностных интересах к учебным предметам.

Задачи:

  • пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к познавательной деятельности;
  • расширение кругозора учащихся в различных областях;
  • обучение приемам логического мышления;
  • развитие внимания, мышления, воображения, памяти;
  • воспитание у учащихся  умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.

Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

  • учёт возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
  • создание условий для успешности каждого ребёнка;
  • доброжелательный психологический климат на занятиях;
  • деятельный подход к организации учебно-воспитательного  процесса;
  • доступность;
  • практическая направленность.

Практическая значимость курса обусловлена обучением рациональным приёмам применения знаний на практике, переносу усвоенных ребёнком знаний и умений как в аналогичные, так и в изменённые условия.

Прогнозируемые результаты:

  • умение ориентироваться в пространстве;
  • умение самостоятельно составлять и решать нестандартные задачи различного уровня сложности;
  • умение проводить наблюдения, сравнивать, выделять свойства объекта, его существенные и несущественные признаки;
  • умение последовательно рассуждать, доказывать;
  • успешное выступление на олимпиадах, в играх, конкурсах;
  • успешное усвоение учебного материала на уроках.

  1. Методическое обеспечение:

Методической особенностью организации внеклассной деятельности учащихся по  курсу «Марафон знаний» является новая современная образовательная технология. Эта технология представляет собой  совокупность игрового, культурного, художественно-творческого пространства, в котором ребёнок обретает жизненный опыт, ценности, открывает истину, выстраивает собственные знания, формирует образ «Я» в культуре мира.

Всё действие в процессе работы проходит в диалоге: « учитель – ученик». Учитель выступает в качестве информатора, инструктора, организатора, аналитика, советника, консультанта, равноправного участника, наблюдателя.

Характерной особенностью данной программы является занимательность изложения материала по содержанию и по форме.

Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий:

  • интеллектуальная игра;
  • викторина;
  • практикум по решению задач повышенной сложности;
  • самостоятельная работа;
  • турниры, олимпиады.

Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активности на протяжении всего занятия рекомендуется применение дидактической игры, как современного и признанного метода обучения и воспитания.

Использование современных образовательных  технологий  позволяет сочетать на занятиях все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

Уровень сложности подобранных заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных.                                   Занятия проводятся на добровольных началах с учётом склонностей ребят.

  1. План марафона:

Название мероприятия

Сроки

Количество часов

дата

Адрес

1-я четверть

Международный дистанционный конкурс «Эму – эрудит». Быстрый раунд.

1

8.09

http://cerm.ru

Международный дистанционный конкурс «Эму – эрудит». Умный раунд.

1

22.09

http://cerm.ru

Международный дистанционный конкурс «Эму – эрудит». Смелый раунд.

1

06.10

http://cerm.ru

«Познание и творчество»  Осенний тур

Сентябрь - ноябрь

1

20.10

http://www. future4you.ru

Предметные олимпиады и творческие конкурсы Центра развития мышления и интеллекта. Математика. 1-й тур.

Октябрь – ноябрь

1

17.11

http://vot-zadachka.ru/

Предметные олимпиады и творческие конкурсы Центра развития мышления и интеллекта. Русский язык. 1-й тур.

Октябрь – ноябрь

1

01.12

http://vot-zadachka.ru/

Предметные олимпиады и творческие конкурсы Центра развития мышления и интеллекта. Окружающий мир. 1-й тур.

Октябрь – ноябрь

1

15.12

http://vot-zadachka.ru/

Предметные олимпиады и творческие конкурсы Центра развития мышления и интеллекта. Чтение. 1-й тур.

Октябрь – ноябрь

1

29.12

http://vot-zadachka.ru/

Предметная олимпиада по окружающему миру Центра развития мышления и интеллекта. 2-й тур.

9-14 октября

1

12.01

http://www.nic-snail.ru/

 Предметная олимпиада по русскому языку Центра развития мышления и интеллекта. 2-й тур.

Январь-март

1

26.01

http://cerm.ru

11

Предметная олимпиада по математике Центра развития мышления и интеллекта. 2-й тур.

Январь-март

1

05.04

http://cerm.ru

12-14

«Познание и творчество»  Весенний тур

Март-май

3

19.04

03.05

17.05

http://www. future4you.ru

15

Всероссийский интеллектуальный метапредметный турнир 1-классников        

        

апрель

1

24.05

http://vot-zadachka.ru/

16

«Вундеркинд» (метапредметная олимпиада для 1-4 классов)

Апрель-май

1

26.05

http://www.nic-snail.ru/

17

«Познание и творчество»  весенний тур

Апрель-май

30.05

http://www. future4you.ru

Приложение 7.

Программа внеурочной деятельности «Социальные практики».

  1. Пояснительная записка.

Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов (1-й год обучения).

Организационная форма проведения – социальная практика

Направление внеурочной деятельности – социальное

Младший школьный возраст – это ступень личностного становления ребёнка, развития его способностей к взрослению, к ответственности за себя. Уже в начальной школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося, так как ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию.

Проектная деятельность развиваетуча что-то новое, чем получать готовые знания, и не менее увлекательно самим что-то создавать.

Формирование гражданско-нравственной позиции личности младшего школьника, на наш взгляд, лучше и успешнее всего реализуется через организацию и проведение социальных проектов. Ребенок с его рождения включается в две системы отношений: отношения со взрослыми и отношения с детьми (сверстниками, старшими и младшими). Эти системы сохраняются и в школе. Отношения с родителями переносятся на начальном этапе на взаимодействие с учителем. Сотрудничество со сверстниками повышает качество освоения знаний и даёт более высокие показания в развитии рефлексивного мышления ученика, умения оценивать свои возможности и отделять область знания от незнания, что чрезвычайно важно для становления у него мотивации развития. Такая деятельность является более продуктивной и помогает в плане социализации личности. Социальное проектирование – технология социального воспитания учащихся.

Задачи:

  • Организовать социально-значимую деятельность на основе совместной распределенной деятельности.
  • Развивать рефлексивное мышление ученика.
  • Создавать реальный социальный «продукт».
  • Содействовать гармоничному развитию личности школьника.
  • Способствовать социальному воспитанию учащихся.
  • Воспитание у детей толерантности.
  • Повышать степень самостоятельности, инициативности учащихся.
  • Развивать исследовательскую и творческую деятельность.

Принципы построения программы

  • возрастная адекватность;
  • научная обоснованность;
  • практическая целесообразность;
  • динамическое развитие и системность;
  • необходимость и достаточность предоставляемой информации;
  • вовлечение в реализацию программы родителей учащихся;
  • социальная значимостьь.

Прогнозируемый  результат:

  • В результате участия во внеурочной проектной деятельности у учащихся будет формироваться позитивная самооценка и самоуважение;
  • умение сотрудничать, вести диалог, как со сверстниками, так и с людьми старшего и младшего возраста;
  • они приобретут социально ценностные умения доброжелательного и чуткого отношения к людям;
  • получат некоторый опыт социального действия: организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; ответственного принятия решений;
  • будут учиться работать с информацией: собирать, систематизировать и хранить ее.
  • Соответствие содержания и форм внеурочной деятельности ожидаемым результатам

Уровень результатов

Приобретение социальных знаний

(первый уровень)

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

(второй уровень)

Получение опыта самостоятельного

общественного действия

(третий уровень)

Проектная деятельность

Познавательные беседы, дискуссии, экскурсии, консультации, наблюдения поиск информации

Подготовка концертов,  изготовление поделок, сувениров, буклетов, открыток, выращивание цветов

Детские исследовательские проекты, внешкольные акции, праздник для пап, мам, праздник в детском саду, проведение игр в детском саду, забота о ветеранах и пр.

  1. Методическое обеспечение

Методической основой курса является программа внеурочной деятельности «Мир деятельности».

Формы и методы реализации программы

  • поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, постановка и решение проблемных вопросов,  проекты, самоанализ и самооценка, наблюдения.

  1. Содержание:
  • Структура курса состоит из двух блоков: теоретического и практического. При изучении первого блока обучающиеся узнают, что такое проект, что значит проектировать, методы проектирования, этапы работы над проектом. Второй блок – практическая часть (групповые и индивидуальные проекты-исследования, социально-значимые дела).
  • Этапы работы над проектом
  • Этап работы
  • Характеристика видов деятельности
  • 1
  • Поисковый
  •  Моделирование искомой ситуации
  •  Анализ имеющейся информации
  •  Определение и анализ проблем
  •  Определение потребности в информации
  •  Сбор и изучение информации
  • 2
  • Аналитический
  •  Постановка цели проекта
  •  Определение задач
  •  Определение способа разрешения проблемы
  •  Составление плана реализации проекта
  •  Планирование продукта
  •  Анализ ресурсов
  •  Сбор и изучение информации
  • 3
  • Практический
  •  Выполнение плана работ
  •  Текущий контроль
  • 4
  • Презентационный
  •  Предварительная оценка продукта
  •  Планирование презентации и подготовка презентационных материалов
  •  Презентация продукта
  • 5
  • Контрольный
  •  Анализ результатов выполнения проекта
  •  Оценка продукта
  •  Оценка продвижения

  1. Учебно-тематический план:

            Учебно-тематический план 3-го года обучения:

Количество часов

Наименование разделов и тем.

Дата проведения

1.

1

«Птицы- пернатые друзья», «Почему надо беречь птиц»

2

1

Театрализация «Зимующие птицы»

3.

1

Сюжетно- ролевая игра «Птичья столовая»

4

1

Сюжетно- ролевая игра «В гости к птицам»

5

1

Прогулка- наблюдение за зимующими птицами.

6

1

Праздник "птицы -наши друзья". Акция "Помоги птицам зимой"

7

1

Кормление птиц, чистка кормушек.

8

1

В зимней столовой.

9

1

Кормление птиц, чистка кормушек.

10

1

Выпуск агитационных листовок: «Покормите птиц зимой».

11

1

Акция "Покормите птиц"

12

1

Литературная гостиная. Г. Скребицкий и В. Чаплина «Чем дятел зимой кормится», «Посмотри вокруг», «Появились синички», Е. И. Чарушин «Воробей»

13

1

Литературная гостиная.  В. Зотов «Синица», "Птичья столовая" В. Бианки, "Растрепанный воробей" .

14

1

Театрализация "Ждем пернатых гостей"

15

1

Изготовление скворечников совместно с родителями.

16

1

Акция "Встречаем птиц".

17

1

Прогулка- наблюдение за  птицами в парке. Весенние заботы.

  1. Список литературы и интернет-источников:

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе.  М.: Аркти, 2006.
  3. Кондратьева Е.П. Проект: проблемы, поиск, опыт. Учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации учителей начальных классов.-Чебоксары, 2007.
  4. 10.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2014. - №2.
  5. 14.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
  6. 16.Интернет-сайты: conf.cpkro.kirov.ru;  www.eidos.ru

Приложение 7.

План экскурсий.

Направление внеурочной деятельности – духовно-нравственное.

 Цель: углубление познавательного интереса; воспитание основ духовно-нравственное культуры личности через активное использование возможностей города и взаимодействие с социальными партнерами школы.

Задачи:

1. Расширить знания детей по предметам

2. Расширение кругозора школьников

3. Знакомство учащихся с достопримечательностями,с музейными экспозициями города

4. Осуществлять межпредметные связи

5. Дать представление о разнообразии животного и растительного мира округа, природных зонах, полезных ископаемых

6. Воспитание толерантности, уважение к культурному наследию коренных жителей округа.

План-график экскурсий на год.

Тема

Дата проведения

1

Экскурсия «Осень в городе».

2

Экскурсия в школьный музей.

3

Экскурсия в музей реки Оби.

4

Экскурсия в городской краеведческий музей.

5

Экскурсия  в кукольный театр «Волшебная флейта».

6

Экскурсия в галерею  «Метаморфоза».

7

Экскурсия в городскую библиотеку.  

8

Экскурсия в автогородок.

9

Экскурсия в клуб фронтовых друзей.

10

Экскурсия по городу «Памятники – хранители истории».

11

Экскурсия в Культурный центр "Обь". Посещение спектакля "Малыш и Карлсон".

12

Экскурсия в городскую библиотеку.  

13

Экскурсия в пожарную часть.

14

Экскурсия в детскую музыкальную школу  имени В.В. Андреева

15

Экскурсия в Детскую школу искусств имени С.Дягилева.

16

Экскурсия в центр национальных культур.

17

Экскурсия «В гостях у природы».