Внеурочная деятельность:Художественно-эстетическое направление «Веселый карандаш».1-4 классы
рабочая программа на тему

Липатова Галина Алексеевна

         Формами подведения итогов реализации программы «Весёлый карандаш» являются выставки (тематические, праздничные), соревнования, художественные конкурсы, проект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon veselyy_karandash.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Художественно-эстетическое направление

«Веселый карандаш»

Программа курса рассчитана на 4 года обучения.

         Основными видами деятельности учащихся на этих занятиях являются: художественное восприятие, информационное ознакомление, изобразительная деятельность, художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т. е. использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта.

На занятиях активно используются виды художественной деятельности: выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы различных орнаментов (в т.ч. чувашских), подбор цветов, элементов украшений.

         Формами подведения итогов реализации программы «Весёлый карандаш» являются выставки (тематические, праздничные), соревнования, художественные конкурсы, проект.

 

В результате работы по программе «Весёлый  карандаш» обучающиеся

научатся:

  • различать произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства и знать о роли этих искусств в жизни людей;  
  • знать об особенностях национальной художественной культуры;
  • иметь представление о выразительных возможностях художественных материалов, элементарных техниках;  
  • уметь рассматривать и выражать эмоциональное отношение к
  • произведениям изобразительного искусства;

получат возможность научиться:

воплощать свои фантазии, уметь выражать свои мысли;

  • составлять композиции, узоры;
  • создавать творческие проекты;
  • доводить работу до полного завершения.
  • при выполнении практических работ уметь использовать элементарные образные возможности художественных знаний и умений (цвет, тон, линия, объем, пространство, пропорции и т. д.).
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • самостоятельной творческой деятельности;
  • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства;
  • овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

 

Кроме традиционных техник рисования на занятиях используются и нетрадиционные.

Нетрадиционные техники рисования

Тычок  жесткой  полусухой  кистью

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование  пальчиками

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование  ладошкой

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Скатывание  бумаги

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

Кляксография  с  трубочкой

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Набрызг

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5×5 см).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Отпечатки  листьев

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Тиснение

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью (рифленый картон, пластмасса, монетки и т.д.), простой карандаш.

Способ получения изображения: ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.

Цветной  граттаж

Средства выразительности: линия, штрих, цвет.

Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.

Монотипия  пейзажная

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Структура программы

Основные разделы

1 класс - «Радужный мир»

2 класс - « Мы учимся быть художниками»

3 класс - «Мы художники»

4 класс - «Мы рисуем и исследуем»

Личностные и метапредметные результаты освоения программы

1-й класс

Личностные результаты

осознавать роль художественного искусства в жизни людей;

эмоционально «проживать» красоту художественных произведений, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать  своё отношение к художественным произведениям, к творчеству своих товарищей, своему творчеству.

Метапредметне результаты

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;  

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

находить ответы на вопросы в  иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне рассказа, художественного изображения);

 понимать художественную речь других, понимать то,  что хочет сказать художник своим произведением;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Содержание программы

1-й класс   «Радужный мир»

Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста органичны занятия изобразительным искусством. Для ребёнка 6 – 7 лет необходим определённый уровень графических навыков, важно научиться чувствовать цвет.

Программа состоит из теоретической и практической частей.

Теоретическая часть:

Знакомство с различными художественными материалами, приёмами работы с ними.

Основы цветоведения. Основные цвета. Смешение цветов. Холодные цвета.

Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок.

Беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме

Заочные экскурсии по музеям и выставочным залам нашей страны и мира.

Знакомство с творчеством лучших художников нашей страны и мира.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание занятия

1

«Знакомство с королевой Кисточкой».

1

Урок-игра.  Условия безопасной работы. (Введение в образовательную программу.)

2

 «Что могут краски?»

1

Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок. Радуга.

3

«Изображать можно пятном».

1

Акварель, отработка приёма рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приёмом «размыть пятно».

4

«Изображать можно пятном»..

1

Кляксография в чёрном цвете. Превратить пятно в зверушку

5

«Осень. Листопад».

1

Смешение теплых цветов. Акварель. Отработка приёма: примакивание кисти боком, от светлого к тёмному.  Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстративного материала. Творчество великих художников.

6

«Силуэт дерева».

1

Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Изображение дерева  с натуры.

7

 «Грустный дождик».

1

Образ дождя, ограниченная палитра. Акварель. Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал.

8

«Изображать можно в объёме».

1

Превратить комок пластилина в птицу. Лепка.

9

Обзорная экскурсия «Здравствуй, мир!»

1

Наблюдение за окружающим: неживой природой, людьми, жизнью животных и птиц. Обсуждение увиденного.

10

«Красоту нужно уметь замечать».

1

Изображение спинки ящерки. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии.

11

 «Узоры снежинок».

1

Ритм. Орнамент в круге. Гуашь. Отработка приёма: смешение цвета  с белилами.

12

Рисуем дерево тампованием.

1

Создание творческие работы на основе собственного  замысла с использованием художественных материалов.

13

«Зимний лес».

1

Характер деревьев. Ограниченная палитра. Изобразительные свойства гуаши.

14

 «Портрет Снегурочки».

1

Пропорции человеческого лица. Холодные цвета.

Урок – игра: общение по телефону.

15

«К нам едет Дед Мороз»..

1

Фигура человека в одежде. Контраст тёплых и холодных цветов. Урок – игра: общение по телефону

16

«Снежная птица зимы»..

1

Холодная гамма цветов. Гуашь. Орнаментальная композиция

17

«Дом снежной птицы».

1

Ритм геометрических пятен. Отработка приема в декоре дома – линия зигзаг.

18

 «Ёлочка – красавица».

1

Впечатления о прошедшем празднике. Творческая работа. Свободный выбор материала.

19

«Кто живёт под снегом».

1

Урок – игра  на развитие воображения. Холодные и тёплые цвета. Гуашь, акварель (по выбору).

20

 «Красивые рыбы». «На рыбалке»

1

Гуашь..Отработка приёма – волнистые линии. Закрепление навыка – примакивание кистью. Беседа с показом иллюстративного и природного материала

21

«Мы в цирке».

1

Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и играем.

22

«Волшебная птица весны».

1

Тёплая палитра. Гуашь. Пятно, линия, точка.

23

«Моя мама».

1

Творческая работа. Беседа с показом детских работ, иллюстраций по иконописи.

24

«Моя бабушка»

1

25

«Цветы и травы»

1

Изобразительные свойства графических материалов: фломастеров, мелков. Ритм пятен и линий. Игра  «Мы.– гномики».

26

«Цветы и бабочки».

1

Декоративное рисование. Композиция в круге. Гуашь.  

27

«Орнамент из цветов, листьев и  бабочек для украшения коврика».

1

Понятие «стилизация», переработка природных форм  в декоративно-обобщенные.

28

«Моя семья»

1

Творческая работа. Беседа с показом детских работ. Рассказы детей о своей семье.

29

«Веселые фигуры»

1

Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и играем.

30

«Домашние питомцы»

1

Рисование натюрморта

31

«Победителям –Слава!

1

Творческая работа. Беседа о великом Дне 9 мая, о героизме защитников родины в дни Вов.

32

«Весенняя клумба»

1

Экскурсия. Тёплая палитра. Гуашь. Рисование первых весенних цветов.

33

 «Веселая игра»

1

Урок-игра. Творческая работа. Беседа с показом детских работ. Рассказы детей о любимых играх.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Художественно-эстетическое направление «Пластилиновая фантазия» 2 класс .

   В настоящее время в умах и душах людей нашей страны происходит переоценка ценностей, зачастую приоритетную роль играют материальные блага, а развитие духовных качеств отходит...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по новым образовательным стандартам по внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Весёлая кисточка» для 1-4 классов

Программа по изобразительному искусству художественно-творческой деятельности детского объединения предназначена для детей от 7 до 10 лет с разными возможностями (для одарённых детей и для детей с огр...

Опыт работы по внеурочной деятельности художественно-эстетического направления в 3 классе

Данный ресурс отражает результаты опыта третьего года работы реализации внеурочной деятельности  художественно-эстетического направления по авторской программе «Волшебный мир ИЗО», представ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Волшебный карандаш»

Программа «Волшебный карандаш» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков.Актуальность программы о...