Я среди других.
методическая разработка (1 класс) на тему

Богатикова Алена Александровна

Данная методическая разработка классного часа может использоваться в качестве социальной адаптации для учеников первого класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_sredi_drugih_sots_adaptatsiya_1_kl.docx372.57 КБ

Предварительный просмотр:

Я среди других.

Данная методическая разработка классного часа может использоваться в качестве социальной адаптации для учеников первого класса. При составлении были использованы следующие источники: Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей; Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в начальной школе; Родионов В.А., Ступлицкая М.А. Я и другие. Тренинги социальных навыков.

Цели: ознакомление с правилами поведения.

Задачи: формирование толерантных отношений к другим людям, структурного речевого умения находить средства связи между высказываниями, развивать в детях миролюбивое и нравственное поведение.

Оборудование: рабочие листы, карандаши, альбомы, музыка со звуками природы.

Ход занятия

      I Организационный момент

- Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнётесь мне.

     Актуализация знаний

Нас сегодня ждёт дорога,

И узнать нам надо много

Так возьмёмся, ребята, скорей за работу,

Чтобы времени зря не терять

Поспешим ученикам рассказать.

      II Повторение изученного

- На прошлом классном часе мы говорили о значении семьи в жизни каждого из вас, и сегодняшний классный час я бы хотела начать стихотворения о маме. Кто из вас может прочитать такое стихотворение?

Учитель создаёт ситуацию успеха, заранее подготовив и разучив со слабым ребёнком стихотворение о маме. Если есть и другие желающие, то выслушиваются все.

Кто пришёл ко мне с утра?

Мамочка

Кто сказал: «Вставать пора»?

Мамочка.

Кашу кто успел сварить?

Мамочка.

Чаю - в чашку налить?

Мамочка.

Кто косички мне заплел?

Мамочка.

Целый дом один подмел?

Мамочка.

Кто цветов в саду нарвал?

Мамочка.

Кто меня поцеловал?

Мамочка.

Кто ребячий любит смех?

Мамочка.

Кто на свете лучше всех?

Мамочка.

Р. Убайду

III. Изучение нового материала

  • Для того чтобы определить тему нашего сегодняшнего выполним следующее задание. Рассмотрите изображения человечков в рабочих листах.

- Найдите человечков, имеющих одинаковую прическу, и раскрасьте квадратики под ними красным цветом.

Выполнение детьми данного задания.

-  Найдите два лица с одинаковой формой и размером ушей и  раскрасьте квадратики под ними зеленым цветом. (Выполнение детьми данного задания).

- Найдите два абсолютно одинаковых лица. (Одинаковых лиц нет).

Совершенно верно. Как на нашем рисунке нет двух одинаковых, так и в жизни вы не встретите двух одинаковых людей. А если все такие разные, то,  как они могут жить, работать и учиться вместе?

Сегодня на уроке мы ознакомимся с правилами поведения любого человека среди других людей. Итак, тема нашего урока «Я с других людей». Рассмотрите в рабочих листах схематичный рисунок, на котором изображены отношения между людьми.

-Назовите номер того человечка, с которым все хотят дружить, которого         все выбирают?

- Под каким номером изображен человечек, с которым никто не хочет дружить и  которого никто не выбирает?

 - Раскрасьте человечков в большом круге только двумя цветными карандашами, выразив своё отношение к одноклассникам.

(Данное задание имеет диагностический характер. Учитель  получает возможность сопоставит результаты педагогических наблюдений за эмоциональным состояниями детей в группе одноклассников с данными при тестировании по методу Люшера. Приведём палитры цветов).

- Синий и коричневый -  чувства беспокойства; страх одиночества; стремление уйти от межличностных конфликтов; поиск поддержки.

- Синий и чёрный – негативное состояние; неудовлетворённость отношением к себе.

- Зелёный и жёлтый - небольшое беспокойство; стремление к признанию, популярности; желание произвести впечатление; стремление к самоутверждению.

- Зелёный и фиолетовый -  повышенное внимание к реакциям одноклассников на свои позиции; насторожённость.

- Зелёный и коричневый -  чувство неудовлетворённости своим положением; переоценка значимости отношения к себе со стороны одноклассников.

 - Зелёный и серый -  чувства неудовлетворённости; стремление к признанию; желание произвести впечатление; ощущение враждебности со стороны одноклассников.

-Зелёный и чёрный - чувства обиды, злости; стремление жестокости авторитарность в отношении с одноклассниками.

- Фиолетовый  и красный - активное стремление произвести впечатление.

- Коричневый и жёлтый -  утрата веры положения перспективы.

- Коричневый и чёрный  - негативное состояние; разочарование.

- Чёрный и жёлтый - весьма негативное состояние; отчаяние.

- Серый и красный - повышенные требования к окружающим; раздражительность; чувство беспомощности.

 - Красный и зелёный - стремление к высокой оценки своего положения в группе.

-  Красный и жёлтый - стремление к контактам в группе.

- Желтый и синий - настроение в общем положительное; ние к взаимодействию в группе.

- Синий и зеленый - нежелание участвовать в межличностных конфликтах.

-  Синий и красный - потребность во внимании со стороны не всегда осознанное стремление к тесным отношениям.

- Серый и фиолетовый -  чувство беспокойства, настороженность; стремление скрыть это чувство.

-  Серый и черный - весьма негативное состояние; обида; угнетенности; вероятность неадекватных поступков.

- Серый и желтый - тревожность; неуверенность собственного положения в группе одноклассников.

- Серый и коричневый - тревожность; неуверенность в своих силах, но при этом завышенная требовательность; желание достичь; признания своей личности.

- Черный и зеленый - возбуждение; гневное отношение к окружающим; не всегда адекватное упрямство. Выполнение детьми данного задания.

- Мы узнаем, за какие качества не любят человечка под номером 8,  отгадав стихотворения - загадки.

Этому мальчишке доверять нельзя никак.

 Что ни скажет язычишко –

все неправда, все не так. 

(Врун.)

- За какое качество, возможно, не выбрали этого человечка? (За ложь.)

- Послушайте еще одну загадку.

Он привык всегда везде

Думать только о себе. (Мнения детей.)

- Правильно, этот ребенок - эгоист.

- Почему ребята не хотят дружить с этим человечком? (Потому что он любит только себя).

- А почему не любят человечка с таким качеством?

Все расскажет про ребят:

Кто дерется, кто кричит.

Только про себя не скажет,

 А в сторонке промолчит. (Потому что он ябеда).

- А любите ли вы таких детей?

Ах, как часто нужно нам

С кем-то поделиться!

Кто привык везде скупиться?

Кто твердит всегда: «Не дам!» (Жадина.)

- Продолжите хором следующие строчки и определите, за какое ещё качество, возможно, не вы брали этого человечка?

 Я красавец, я силач,

Я умелец, я лихач,

А зовут меня - …(зазнайка).

- Итак, перечислите качества, за которые данный человечек остался один? (Человечек всегда лгал, любил только себя, ябедничал, жадничал и зазнавался). (Учитель на доске пишет опорные слова).

Нельзя обманывать. Нельзя любить только себя. Нельзя зазнаваться.

- Используя эти опорные слова, выведите некоторые правила поведения среди людей, начиная со слова нельзя.

  IV Минутка отдыха «волшебный сон»

Сядьте так, как вам удобно. Сейчас мы с вами немного отдохнём.

Звучит запись лёгкой музыки со звуками природы: журчанием воды, шелестом листьев, пением птиц и словами для расслабления на фоне музыки

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Вы спокойно отдыхаете…(2раза).

Сном волшебным засыпаете

Ваши руки отдыхают

Ноги тоже отдыхают

Отдыхают,…засыпают…(2раза)

Шея не напряжена

И расслаблена

Дышится легко

Свободно, глубоко (длительная пауза).

Вы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали

Хорошо вам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимайте,

Их повыше поднимайте…

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать!

Дети встают и хором говорят слова:

«Веселы, бодры мы снова! И к занятиям готовы!»

   V Закрепление изученного материала

Сейчас мы познакомимся с одним рассказом. Слушайте внимательно, можно ли наших героев назвать вежливыми и воспитанными.

Рассказ «Бабочка».

Лёгкая пестрокрылая бабочка радостно порхала с цветка на цветок.

- Боже, как прекрасен этот мир! – говорила она. – Солнце светит для меня, поле зеленеет для меня, цветы расцветают для меня. Потому что нет на свете красивее меня!

Она увидела алый цветок полевого мака и устремилась к нему.

- И этот цветок раскрыл свою чашечку для меня! – запела она. – Дай-ка я полакомлюсь его нектаром.

Пестрокрылая бабочка осторожно, боясь испачкать своё красивое и мягкое тельце, села на цветок. Склонилась к нему и сразу отпрянула. Из глубины показалось маленькое косматое существо, всё запорошенное цветочной пыльцой.

- А-а-а, пчела! – презрительно протянула пестрокрылая красавица. – Ишь, куда забралась!

- Добрый день, поклонилась пчёлка и отряхнула крылышки. – Ты за нектаром прилетела?

- Я-то за нектаром, а вот ты что делаешь на этом красивом цветке?

- Неужто не знаешь? – подняла голову пчёлка. – Я собираю мёд.

- Я не спрашиваю, что собираешь,- огрызнулась бабочка, - я спрашиваю, что ты здесь делаешь?

Пчёлка изумилась.

- Не понимаю, почему ты так груба, - сказала она. – я ведь не сделала тебе ничего плохого.

- Ничего? А зачем ты влезла в этот цветок? Разве ты не знаешь, что он расцвёл для меня?

- Почему это для тебя?

- Потому что я самое красивое существо на свете! – гордо заявила бабочка и взмахнула своими пестрыми крылышками.

- И не только мак расцвёл для меня. И солнце светит для меня, и поле зеленеет для меня, и все цветы цветут для меня. А посмотри-ка на себя! Не стыдно тебе лезть в такой красивый цветок?

- Мне всё равно красивый он или нет, - пошевелила усиками пчёлка. – Только бы собрать побольше мёду, ведь мёд – самая вкусная и полезная вещь на свете!

- Не понимаю, как ты такая уродина, можешь собирать самую вкусную вещь на свете!

- Что ж, ты красива, слов нет,- ответила маленькая пчёлка, но из твоих яичек выводятся гусеницы, самые вредные насекомые на свете.

Представьте, что появился Волшебник. Прикоснулся соей палочкой к героям этого рассказа, Бабочке и Пчёлке, и они стали вполне вежливыми и культурными. Они теперь с уважением относятся к себе  и друг к другу, ко всему миру. Как теперь будет выглядеть рассказ?  (Работа в микрогруппах: сочинение и анализ).

VI Подведение итогов классного часа

Наш классный час подходит  к концу. Вспомните основные правила поведения среди людей. Дома сделайте рисунок к преобразованному тексту. А теперь потрите ладошки так, чтобы стало жарко. Быстро передайте  тепло  друг к  другу, соединив свои ладошки с ладошками товарища. На этом мы закончим  наш урок. Пусть тепло ваших друзей согревает вас.

G:\любовь макаровне\DSCF0442.jpg

Рабочий лист.

Задание 1. Рассмотри изображение лиц человечков.

 

- Найди человечков, имеющих одинаковю причёску, и раскрась квадратики под ними красным цветом.

- Найди два лица с одинаковой формой и размером ушей и раскрась квадратики  под ними зелёным цветом.

- Найди два абсолютно одинаковых лица.

Задание 2. Рассмотри схематичный рисунок, на котором изображены отношения между людьми.

image2

                           image3                                                                 

- Назови номер того человечка, с которым все хотят дружить, которого все выбирают.

- Под каким номером изображён человечек, с которым никто не хочет дружить и которого никто не выбирает?

Раскрась человечков в большом круге только двумя цветными карандашами, выразив своё отношение к одноклассникам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая экология и ее место среди других программ по окружающему миру за 1 класс

Данный материал обобщает опыт исользования в начальных классах программы "Игровая экология" в условиях общеобразовательной  школы....

Я среди других. Поступок. Этика. Нравственность и мораль.

Дать понятия этики, нравственности и морали. Установить их взаимосвязь с поступком....

Русский язык среди других языков мира

Русский язык среди других языков мира...

Классный час "Ты среди людей. Зачем человеку другие люди?"

Цели:Образовательная: познакомить с правилами общения, учить общатьсяВоспитательная: воспитывать уважение к окружающим людям, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.Развивающая: развивать...

Научно-художественные произведения среди других литературных произведений.

Одним из наиболее интересных и увлекательных жанров для детей является научно-художественная сказка. Это связано с тем, что «нехудожественное восприятие литературы (наивный реализм) требует прав...

Технологическая карта по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" по теме: Нахождение буквы П среди других букв.

Представлена технологическая карта по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с выраженной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)...

Внеурочное занятие по социальному направлению на тему: «Я среди других».

Социальное направление внеурочной деятельности нацелено на развитие у учащихся коммуникативных умений, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов, творческого мы...