Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроке и во внеурочной деятельности
статья на тему

Александрова Надежда Геннадиевна

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий

на уроке и во внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Александрова Н.Г.

учитель начальных классов


Формирование коммуникативных универсальных учебных действий

на уроке и во внеурочной деятельности

Формирование УД во многом зависит от педагогически правильного взаимодействия учителя и ученика, эффективности их коммуникативной деятельности. Это выражается и в формулировке вопросов, и в точности комментариев учителя, направленных непосредственно на формирование  УУД.

Можно без преувеличения сказать, что все предметы начальной школы имеют потенциальные предпосылки для развития коммуникативных и речевых действий в силу их универсального характера.

Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности является:

  • общение со взрослыми и сверстниками;                          
  • владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;                              
  • приемлемое отношение к процессу сотрудничества;
  • ориентация на партнера по общению;                                                    
  • умение слушать собеседника;                                          
  • управление поведением партнера;
  • контроль, коррекция, оценка его действий;                                    
  • умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Коммуникативная компетентность имеет несколько составляющих:

- коммуникативная способность

- коммуникативное знание

- коммуникативные умения

Эффективными для развития  коммуникативных способностей считаются следующие вопросы:

Тренинговые вопросы

Учащиеся усваивают алгоритм выполнения учебных действий.

Конструктивные вопросы.

Требуют поиска ответа с опорой на имеющийся уже опыт, а также самостоятельной формулировки ответа.

Альтернативные вопросы.

Используются при тестированном опросе, когда нужно выбрать правильный ответ и доказать его.

Наводящие вопросы.

Вопросы-подсказки. С их помощью ученик быстрее ориентируется и формулирует ответ.

Коммуникативные УД формируются, когда:

-   ученик учится отвечать на вопросы;

-   ученик учится задавать вопросы;

-   ученик учится вести диалог;

-   ученик учится пересказывать сюжет;

-  ученики учатся слушать

Речевая компетентность формируется:

- через обучение содержанию предмета;

- через развитие прикладных исследовательских умений;

- через развитие социально-коммуникативных умений;

- через личностно-ориентированный аспект учебной коммуникации.

Концепция развития школьной коммуникации имеет следующие этапы:

1  этап

- умения, отрабатываемые под руководством учителя.

- готовность учащихся участвовать в урочном общении.

- отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ.

- задавать вопросы, следуя содержанию работы над проблемой или темой.

- комментировать вопросы или ответы

- делать сообщения

- рассказывать логично и последовательно

2 этап

- простота и чёткость речевого высказывания

- отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому человеку.

- умение высказать свою мысль образно, ярко и кратко.

- умение использовать приёмы, подтверждающие высказывание

- умение использовать риторические вопросы

- умение вступать в контакт с партнёром и собеседником.

- умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания

3 этап

- умение вести беседу в паре, в группе

- умение поддерживать беседу

- умение вести конструктивный диалог

- умение построить дискуссию

- умение участвовать в праздниках, играх и турнирах

Наблюдая за учащимися, я отметила, что многим ребятам трудно вежливо общаться друг с другом, они не умеют правильно обращаться за  помощью к  ребятам и взрослым. Порой просто требуют, чтобы им помогли, сделали за них работу, не умеют благодарить. Ребятам трудно договариваться между собой, подчиняться определённым правилам, даже слушать учителя на уроке.

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий я осуществляю  через такие формы  работы с младшими школьниками: внеклассные мероприятия,  уроки, внеурочная деятельность.

Внеклассные  мероприятия.

Эти мероприятия позволяют детям выполнять различные роли (лидера, исполнителя, активного зрителя), учат договариваться с одноклассниками, работать в парах и малых группах. Можно провести такие мероприятия как  «Посвящение в первоклассники» (1 класс), «Новогодний праздник»,  «Прощание с азбукой» (1 класс), «Быстрые, смелые, ловкие» (спортивный праздник к 23 февраля), «А, ну-ка, девочки!» (к 8 марта), «День именинников», «Осенние посиделки», День Здоровья, «Масленица».

Предусматриваются различные формы взаимодействия детей: индивидуальные,  работа в парах, малых группах,  целым классом и в группах  с родителями.

Уроки.

Главной целью образовательного процесса является создание для учащихся возможности занимать активную, инициативную позицию в изучении школьных предметов.

а) работа в парах.

Я начинаю вводить эту работу с первого класса. Пары определяю по принципу «сильный – слабый», «средний – сильный», «средний – слабый»  

Организую такие виды работы:

- математический диктант с взаимопроверкой тетрадей. Оценивание соседа по парте по шкале успешности. Проверка решения по эталону.

- лист с заданиями. Ученики договариваются, что и как будут делать. Проверка по эталону.

- картинки с заданиями. Ребята составляют и решают задачи по картинкам. Договариваются, кто будет отвечать.

- карточки с заданиями. «Исправь ошибку». Обсуждение. Проверка по эталону (на уроках математики).

- прочитайте текст и придумайте вопросы к нему. Задайте их друг другу. Оцените ответы товарища.

- работа по учебнику с картинками. Распределение их по группам  (на уроках окружающего мира.)

- чтение текстов. Постановка вопросов. Обсуждение в парах.

- ответы стихотворений наизусть соседу по парте.

- выразительное чтение.

- обсуждение проблемы по прочитанному произведению.

- обсуждение с другом, чему хотел научить автор читателя (на уроках литературного чтения).

- словарный диктант. Взаимопроверка тетрадей. Сверяют ответы с образцом. Ставят отметку товарищу по парте.

- «Исправь ошибки». Проверка решения по эталону (на уроках русского языка).

По окончанию работы, вызываю любую пару к доске и на её примере показываю, как надо было работать.

Если кто-то отказывается работать в паре, не настаиваю – пусть работает один, но постараюсь заинтересовать, чтобы тот сам захотел присоединиться к соседу или другому товарищу.

Целью проведения работы в парах я считаю выработку у детей умения договориться, умения общаться.

Учащиеся привыкают работать в парах по правилам: обращаются друг к другу по имени, разговаривают тихо, учатся, как помочь, как просить о помощи, внимательно слушать ответ товарища, исправлять тактично ошибки, оценивать справедливо.

 б) групповая работа.

Эта работа учит ребят брать на себя инициативу в организации совместной деятельности в группе:

1) Дети распределяют роли,

2) Определяют функции каждого члена группы,

3) Планируют деятельность.

Эта работа очень нравится детям, так как каждый учащийся, выполняя свою роль, выполняет общую работу. Даже дети с низким уровнем работоспособности пытаются включиться в работу группы.

Считаю эффективными такие виды работы:

- «Урок-соревнование». Каждая группа получает листок с заданиями. Задания выполняются на ватмане. Результаты фиксируются на доске.

- «Задания для девочек и мальчиков». Выдаются варианты текстовых задач отдельно для девочек и мальчиков. Каждое задание имеет определённый балл. По сумме баллов определяют, кто одержал победу.

- Соревнование по рядам. Формируются три большие группы. Дети распределяют задания (кому что выполнять). Результат фиксируется на доске. Оценивается правильность и быстрота. Взаимопроверка (на уроках математики).

- Карточки с заданиями.  Каждая группа получает карточки с заданиями. На обсуждение и выполнение задания даётся 5 минут. Затем проверяем работы. Ответы групп выслушиваются, ошибки исправляются.

- Листы с текстом. Например  - «Полезные ископаемые». Отвечают на вопросы.

- Работа с таблицами. Например - «Виды растений». Каждая группа заполняет таблицу, потом сверяют с образцом.

- Работа с образцами этикеток продуктов. Дети распределяют продукты на группы: растительного и животного происхождения. Определяют, что полезно  для здоровья.

- Работа с карточками разных цветов и формы. Тема «Дорожные знаки». Дети определяют запрещающие  и разрешающие знаки, разной формы (квадрат, треугольник, круг) и разного цвета (красного, синего) (на уроках окружающего мира).

- Чтение по ролям.

- Составление плана произведения.

- Инсценировка сказок.

- Найди в толковом словаре нужное слово.

- Подготовь сообщение об авторе.

- Конкурс чтецов (на уроках литературного чтения).

- «Исправь ошибки». Группа получает текст с ошибками. Надо исправить все. Сверить текст с образцом (на уроках русского языка).

При такой работе «абсолютной» тишины достичь трудно, но я  ввожу условные знаки: «Прошу тишины», «Требуется подсказка», иногда вычитаю балл из набранных группой очков.

в) практическая работа.

Выполняется в парах, в группах и индивидуально.

Провожу такие виды  работы:

- Исследование свойства  квадрата.

- Измерение длины и ширины класса с помощью линейки. Дети столкнулись с проблемой, что это долго и неудобно. Практически подошли к новой единице измерения – метр (на уроках математики).

-  Работа с разными видами термометров. Определение общего, различия. Шкала с делениями.

- Проведение опытов.

- Работа с гербарием (травянистые и культурные растения).

- Работа с полезными ископаемыми (на уроках окружающего мира).

Во время выполнения практической работы дети часто сталкиваются с проблемой, конфликтом, ищут способы разрешения и делают свои первые открытия.

г) творческие задания.

Задания творческого характера направлены на развитие у учащихся познавательных УУД и творческих способностей.

Ребята с удовольствием выполняют такие работы как:

- Придумай свои правила поведения  в школе, на природе, на экскурсии, в парке, при общении с незнакомыми людьми.

- Придумай свои знаки поведения, рисунки.

- Разгадывание кроссвордов.

- Викторины по пройденной теме.

- Проверим себя.

- Сочини стих, небылицу.

- Выполни иллюстрацию к сказке.

- Допиши рифму.

д) моделирование.

Моделирование включает в свой состав знаково-символические действия: замещение, кодирование, декодирование, умение строить схемы.

- Вылепить из пластилина модели планет Солнечной системы.

- Вылепить из пластилина модели Зодиакальных созвездий.

- Выставка работ.

Творческие задания позволяют формировать у учащихся желание  и умение учиться.

е) мини-доклады и мини-сообщения.

На уроках окружающего мира и литературного чтения я использую в работе мини-доклады и мини-сообщения. Это виды творческих заданий, которые расширяют кругозор ребёнка, формируют интерес к учению.

Вот некоторые темы работ:

- «Комнатные растения».

- «Животные живого уголка».

- «Породы собак и кошек».

- «Возьмём под защиту».

- Сообщение об авторе.

- Книга, прочитанная мною.

Этот вид работы очень нравится детям. Родители помогают в подборке информации.

ж) уроки-экскурсии.

Уроки-экскурсии я провожу как путешествие по городу, наблюдение за изменениями в природе. Занятия я провожу в игровой форме. Дети с удовольствием слушают, выполняют необходимые задания, делают маленькие открытия.

Вот некоторые темы экскурсий:

- Неживая природа осенью.

- Неживая природа зимой.

- Живая природа весной.

- Улицы родного села.

- Моя дорога в школу.

Через экскурсию материал учебника легче усваивается, дети меньше утомляются. Проводится она на свежем воздухе, что укрепляет здоровье учащихся.

Внеурочная деятельность.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебный план предусматривает время на внеурочную деятельность.

Целью внеурочной деятельности я считаю  создание условий для позитивного общения учащихся в школе, за её пределами для проявления инициативы и самостоятельности.

Считаю эффективными такие программы по внеурочной деятельности: «В мире книг», «Разговор о правильном питании». Учу детей слушать друг друга, выражать свои чувства и понимать чувства другого:

- групповые занятия. «Самые полезные продукты», изготовление рекламных плакатов о вреде табака.

- дискуссии. «Учусь понимать людей», «Как правильно есть» (обсуждение гигиены питания), «Плох обед, если хлеба нет».

- игровые занятия. Разучиваем комплекс утренней зарядки.

Каждый урок, как и внеклассная и внеурочная деятельность способствуют развитию коммуникативных универсальных учебных действий.

Результатами своей деятельности по формированию коммуникативных учебных действий на данном этапе я считаю:

- умение детей учитывать позиции других людей.

- умение учащимися слушать, вступать в диалог, спрашивать.

- умение детей участвовать в коллективном обсуждении.  

Во время уроков, праздников, экскурсий, различных видов групповой и парной работы, я стараюсь  помогать детям, высказывать своё собственное мнение, создавать ситуацию, чтобы дети помогали друг другу, старались не смеяться над другими, а приходили на помощь товарищу. Конечно, не всегда всё получается. Некоторые дети испытывают трудности в общении с одноклассниками. Я всё же стараюсь, чтобы каждый ребёнок, даже «слабый» почувствовал свои успехи и увидел положительный результат своих действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АПО по теме "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников посредством использования различных видов творческой деятельности на уроках русского языка и литературного чтения

В соответствии с введением новых ФГОС  большое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий. В данной работе описана методика формирования коммуникативных УУД посредством творче...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе внеурочной деятельности

Эффективность внеурочной деятельности в формировании УУД младших школьников....

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе изучения русского языка, литературного чтения, окружающего мира и во внеурочной деятельности (обобщение педагогического опыта)

Проблема исследования: каковы возможности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе изучения русского языка, литературного чтения, окружающего мира и ...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий посредством использования приёмов драматизации на уроках и во внеурочное время

@page { margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: #000000; line-height: 120%; orphans: 2; widows: 2 } p.western { font-family: "Liberation Serif", "Times New Roman", se...