Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроке и во внеурочной деятельности.
материал на тему

Зотеева Наталья Александровна

Обобщение опыта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроке и во внеурочной деятельности

Я работаю  во 2 классе.

Я  хочу поделиться опытом работы по формированию  коммуникативных универсальных  учебных  действий.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Почему я больше внимания уделяю формированию коммуникативных навыков?

Уровень подготовленности учащихся 1-го класса на момент поступления в школу был различный: были дети читающие, знающие просто буквы, пытающиеся складывать слоги, и дети, знающие отдельные знаки - буквы из азбуки.

Наблюдая за первоклассниками, я отметила, что многим ребятам трудно вежливо общаться друг с другом, они не умеют правильно обращаться за  помощью к  ребятам и взрослым. Порой просто требуют, чтобы им помогли, сделали за них работу, не умеют благодарить. Ребятам трудно договариваться между собой, подчиняться определённым правилам, даже слушать учителя на уроке.

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий я осуществляю  на уроках и внеклассных мероприятиях ,через следующие формы  работы с младшими школьниками:

http://c/DOCUME~1/1/LOCALS~1/Temp/msohtml1/01/clip_image004.jpghttp://c/DOCUME~1/1/LOCALS~1/Temp/msohtml1/01/clip_image005.jpg

Уроки.

Главной целью образовательного процесса является создание для учащихся возможности занимать активную, инициативную позицию в изучении школьных предметов.

На уроках  использую :

а) работа в парах.

Я начинаю вводить эту работу с первого класса.

Организую такие виды работы:

  • Математический диктант с взаимопроверкой тетрадей.

Проверка решения по эталону.

  • Лист с заданиями.

Ученики договариваются, что и как будут делать. Проверка по эталону.

  • Картинки с заданиями.

Ребята составляют и решают задачи по картинкам. Договариваются, кто будет отвечать.

  • Карточки с заданиями.

«Исправь ошибку». Обсуждение. Проверка по эталону (на уроках математики, русского языка).

  • Прочитайте текст и придумайте вопросы к нему. Задайте их друг другу. Оцените ответы товарища.
  • Работа по учебнику с картинками. Распределение их по группам  (на уроках окружающего мира.)
  • Чтение текстов. Постановка вопросов. Обсуждение в парах.
  • Ответы стихотворений наизусть соседу по парте.
  • Обсуждение проблемы по прочитанному произведению.
  • Обсуждение с другом, чему хотел научить автор читателя (на уроках литературного чтения).
  • Словарный диктант. Взаимопроверка тетрадей. Сверяют ответы с образцом. Ставят отметку товарищу по парте.

По окончанию работы, вызываю любую пару к доске и на её примере показываю, как надо было работать.

Если кто-то отказывается работать в паре, не настаиваю – пусть работает один, но постараюсь заинтересовать, чтобы тот сам захотел присоединиться к соседу или другому товарищу.

Целью проведения работы в парах я считаю выработку у детей умения договориться, умения общаться.

Учащиеся привыкают работать в парах по правилам: обращаются друг к другу по имени, разговаривают тихо, учатся, как помочь, как просить о помощи, внимательно слушать ответ товарища, исправлять тактично ошибки, оценивать справедливо.

 

б) групповая работа.

Эта работа учит ребят брать на себя инициативу в организации совместной деятельности в группе:

1)Дети распределяют роли,

2)Определяют функции каждого члена группы,

3)Планируют деятельность.

http://c/DOCUME~1/1/LOCALS~1/Temp/msohtml1/01/clip_image006.jpg

Эта работа очень нравится детям, так как каждый учащийся, выполняя свою роль, выполняет общую работу. Даже дети с низким уровнем работоспособности пытаются включиться в работу группы.

  •  «Урок-соревнование».

Каждая группа получает листок с заданиями. Задания выполняются на ватмане. Результаты фиксируются на доске.

  • Работа с образцами этикеток продуктов.

 Дети распределяют продукты на группы: растительного и животного происхождения. Определяют, что полезно  для здоровья, что вредно.

  • Работа с карточками разных цветов и формы.

Тема «Дорожные знаки». Дети определяют запрещающие  и разрешающие знаки, разной формы (квадрат, треугольник, круг) и разного цвета (красного, синего) (на уроках окружающего мира).

  • Чтение по ролям.
  • Составление плана произведения.
  • Инсценировка сказок.
  • Найди в толковом словаре нужное слово.
  • Подготовь сообщение об авторе.
  • Конкурс чтецов (на уроках литературного чтения).
  • «Исправь ошибки». Группа получает текст с ошибками. Надо исправить все. Сверить текст с образцом (на уроках русского языка).

в) практическая работа.

Выполняется в парах, в группах и индивидуально.

  • Измерение длины и ширины класса с помощью линейки. Дети столкнулись с проблемой, что это долго и неудобно. Практически подошли к новой единице измерения – метр (на уроках математики).

г) творческие задания.

Задания творческого характера направлены на развитие у учащихся познавательных УУД и творческих способностей.

Ребята с удовольствием выполняют такие работы как:

  • Придумай свои правила поведения  в школе, на природе, на экскурсии, парке, при общении с незнакомыми людьми.http://c/DOCUME~1/1/LOCALS~1/Temp/msohtml1/01/clip_image008.jpghttp://c/DOCUME~1/1/LOCALS~1/Temp/msohtml1/01/clip_image009.jpg
  • Придумай свои знаки поведения, рисунки.
  • Разгадывание кроссвордов.
  • Викторины по пройденной теме.
  • Проверим себя.http://c/DOCUME~1/1/LOCALS~1/Temp/msohtml1/01/clip_image010.jpghttp://c/DOCUME~1/1/LOCALS~1/Temp/msohtml1/01/clip_image011.jpg
  • Выполни иллюстрацию к сказке.

д) моделирование.

Моделирование включает в свой состав знаково-символические действия: замещение, кодирование, умение строить схемы.

  • Вылепить из пластилина модели планет Солнечной системы.
  • Вылепить из пластилина модели Зодиакальных созвездий.

е) мини-доклады и мини-сообщения.

На уроках окружающего мира и литературного чтения я использую в работе мини-доклады и мини-сообщения. Это виды творческих заданий, которые расширяют кругозор ребёнка, формируют интерес к учению.

Вот некоторые темы работ:

  • «Родной край»
  • «Комнатные растения».
  •  «Породы собак и кошек».
  • «Наши пернатые друзья».
  • Сообщение об авторе.
  • Книга, прочитанная мною.

Этот вид работы очень нравится детям. Родители помогают в подборке информации.

ж) уроки-экскурсии.

Уроки-экскурсии я провожу как путешествие по городу, наблюдение за изменениями в природе. Вот некоторые темы экскурсий:

  • Неживая природа осенью.
  • Неживая природа зимой.
  • Животные и растения живого уголка.
  • Улицы родного города.
  • Моя дорога в школу.

Через экскурсию материал учебника легче усваивается, дети меньше утомляются. Проводится она на свежем воздухе, что укрепляет здоровье учащихся.

 з) проекты

«Мама- самое главное слово»

«Режим дня»

«Помоги пернатым друзьям»

«Я и осень»

«Учитель перед именем  твоим…»

и) КТД 

Уроки технологии в школе являются одним из основных уроков для развития коллективного творчества детей. Совместный труд обладает качествами, способными стимулировать интерес к изобразительной деятельности и развивать творческую активность детей.

Внеклассные  мероприятия.

Эти мероприятия позволяют детям выполнять различные роли (лидера, исполнителя, активного зрителя), учат договариваться с одноклассниками, работать в парах и малых группах.

 Такие классные праздники:

- «Новогодний праздник»,

- «Прощание с азбукой»,

-«День именинников»,

-«Осенние посиделки»,

Они проводились с привлечением   участия  родителей.

Предусматривались различные формы взаимодействия детей: индивидуальные,  работа в парах, малых группах,  целым классом и в группах  с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через проектную деятельность».

В условиях начала реализации Федерального государственного образовательного стандарта наиболее актуально звучит проблема: как научить школьника учиться и применить полученные знания, умения и на...

Мастер-класс "Формирование Универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности средствами ИКТ"

Задачи мастер класса: продемонстрировать способы формирования УУД, научить определять и находить УУД, освоить способы деятельности с использованием ИКТ...

Мастер-класс «Формирование универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности средствами ИКТ»

Участники мастер-класса получат знания о формировании УУД на уроках и во внеурочной деятельности, обсудят возможности его применения в процессе обучения; педагоги смогут использовать приобретенные зна...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе внеурочной деятельности

Эффективность внеурочной деятельности в формировании УУД младших школьников....

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроке и во внеурочной деятельности

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроке и во внеурочной деятельности...

Тема: «Формирование универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности»

Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о формировании УУД на уроках и во внеурочной деятельности, обсудят возможности его применения в процессе обучения; педагоги смогут испо...