КТП "Умелые ручки" 4 класс
календарно-тематическое планирование (4 класс) на тему
Внеурочная деятельность. КТП "Умелые ручки" 4 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление
- Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………………...3
- Учебно-тематический план…………………………………………………………………………………………………7
- Содержание тем учебного курса……………………………………………………………………………………………8
- Планируемые результаты на период обучения……………………………………………………………………………9
- Перечень учебно-методического обеспечения……………………………………………………………………………9
- Список литературы………………………………………………………………………………………………………....10
- Приложение:
Календарно-тематическое планирование………………………………………………………………………………….1
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основании
- Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России;
- требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
- примерной образовательной программы по внеурочной деятельности, утвержденной Министерством образования и науки РФ;
- основной образовательной программы начальной школы гимназии.
Направление внеурочной деятельности – общекультурное.
Актуальность программы
Курс «Умелые ручки» реализует художественно-эстетическое направление во внеурочной деятельности в начальной школе в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
По программе внеурочной деятельности «Умелые ручки» дети научатся изготовлению вещей – сувениров, вещей – подарков, вещей для украшения дома. Получат знания о разных технологических процессах изготовления вещей, истории их возникновения, о культуре разных народов, обучаются культуре отношения к себе, своему дому, близким и друзьям.
Дети, обучающиеся по данной программе, учатся изготовлению своими руками такого предмета, который можно было бы подарить другим людям, которым можно украсить свою комнату, который может выразить отношение ребенка к своему дому, членам семьи, своим друзьям.
Обучаясь по курсу «Умелые ручки» изготовлению красивых и полезных вещей, дети развиваются в разных направлениях. У них формируются эстетические чувства: чувство формы, линии, материала, цвета. Программа «Умелые ручки» имеет и культурно-психологическое значение: участие ребенка в изготовлении вещей и украшений для интерьера своими руками, дарении подарков – это часть социализации, вхождения в обычаи, традиции сообществ – семьи, другой социальной группы.
Событие, когда ребенок изготовил своими руками какую-нибудь поделку, имеет большое значение для всей семьи. А постоянное контактирование с различными материалами, инструментами развивают тактильные ощущения и мелкую моторику пальцев рук.
Новизна программы
Деятельностный подход к построению процесса обучения является основной характерной особенностью этого кружка, что способствует формированию у учащихся не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки. Обучение школьников строится с учетом освоения конкретных технологических операций в ходе создания изделий из различных материалов и овладения первоначальными умениями проектной деятельности.
Отличительные особенности программы
Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями учащихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий и с учетом возможности проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности.
Работу по программе «Умелые ручки» можно считать педагогически целесообразной, поскольку онадает возможность детям проявить себя, работая с бумагой, природным материалом, тканью, пряжей. Трудовая деятельность развивает природные задатки и способности детей, помогающие достижению успеха; учит приёмам исполнительского мастерства. В занятиях техническим творчеством закладывается понимание ребёнком культуры труда, этики трудовых отношений, вклада труда в осмысленность повседневного бытования, растёт чувство продуктивной самостоятельности, ощущение и осознание причастности миру трудящихся взрослых. Для младших школьников оказываются удивительно интересными и полезными занятия техническим творчеством с конструированием. Начиная со свободной игры с простейшими моделями, дети постепенно переходят к индивидуальной и групповой сборке всё более сложных моделей, а затем – к групповым и индивидуальным творческим проектам.
Цель: развитие художественно-творческой активности детей, знакомство с современными видами рукоделия.
Задачи программы:
- развитие творческих способностей, мелкой моторики рук, пространственного воображения, логического мышления, глазомера;
- совершенствование умения и формирование навыков работы с инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
- овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы;
- воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности;
- содействие нравственно-эстетическому развитию ребёнка;
- привитие основ этики поведения, в том числе в ситуациях дарения и принятия подарков.
Сроки реализации и объем программы
Программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 7 – 11 лет в течение четырёх лет обучения. Занятия проводятся из расчета 2 часа в неделю продолжительностью 35–45 минут: 1 класс – 66ч, 2 – 4 классы – по 68 ч.
Сроки реализации программы – 1 год.
Обучение основывается на следующих педагогических принципах:
- Системно-деятельностного подхода. Деятельностный подход к построению процесса обучения является основной характерной особенностью этого кружка, что способствует формированию у учащихся не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки. Обучение школьников строится с учетом освоения конкретных технологических операций в ходе создания изделий из различных материалов и овладения первоначальными умениями проектной деятельности.
Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями учащихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий и с учетом возможности проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности.
- Личностно-ориентированного подхода (обращение к субъективному опыту обучающегося, т.е. к опыту его собственной жизнедеятельности; признание самобытности и уникальности каждого ученика);
- Природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также его уровень интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности);
- Культуросообразности (приобщение обучающихся к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности);
- Свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации;
- Сотрудничества и ответственности;
- Сознательного усвоения обучающимися учебного материала;
- Систематичности, последовательности и наглядности обучения.
Кроме того, обучение по программе первого года построено по принципу «от простого к сложному»: от вырезания простых и симметрических форм – к составлению сложных сюжетных композиций; от работы на плоскости – к лепке объемных форм.
Особенностью второго, третьего и четвертого годов обучения является то, что весь процесс осуществляется по спиралеобразной схеме: каждая тема в течение года подается с возрастанием степени сложности.
Механизм реализации программы:
- освоение техники безопасности при работе ребенка в объединении;
- ознакомление с технологическими операциями, при помощи которых можно сделать изделия из различных материалов;
- изготовление самих изделий и подарков, сувениров, украшений и вещей интерьера, выставочных образцов;
- участие в создании коллективных композиций;
- изучение этикета, этики поведения в ситуациях дарения и принятия подарка;
- освоение навыков грамотного и экономного использования различных материалов.
Организация образовательного процесса предполагает использования форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям обучающихся 1-4 классов. Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информационный материал, небольшой по объему и интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия.
Технологии: ТДМ, игровые, здоровьесберегающие.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, продуктивно-практический.
Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с изготовлением нового изделия. Проявить фантазию, а также развить творческие свои способности. Курс занятий построен таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей.В данном курсе игровая мотивация превалирует, перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей. Занятия, проводятся в активной форме: конкурса с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.
В программу включены следующие разделы:
Знакомство с различными вариантами швов. Изготовление своими руками простые швейные изделия;
Знакомство с вязанием крючком, изготовят образцы различных вязок. Освоение косое плетение и изготовление помпона и кисточек.
Знакомство со спицами. Изготовление вязки на спицах.
Изготовление различных несложных изделий для хозяйства, одежда для кукол, сувениры.
Планируемые результаты по итогам изучения курса
Личностные результаты:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца « хорошего ученика»;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности
- учебно – познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи;
- чувство прекрасного и эстетические чувства;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Метапредметные УУД
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей.
Коммуникативные универсальные действия:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Способы определения результативности работы по программе «Умелые ручки»: собеседование, самооценка, защита проекта /выпускной работы/, участие в конкурсах, ярмарках, выставках. Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ ученических работ. При этом отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению задания, разбираются характерные ошибки.
Оценка метапредметных результатов осуществляется интегрировано с помощью аппарата диагностики, разработанного в рамках надпредметного курса «Мир деятельности» Центра системно – деятельностной педагогики «Школа 2000…» под руководством Петерсон Л. Г.
- УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
4 класс
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1. | Вводное занятие. | 2 | 2 | |
2. | Ткани. | 2 | 2 | 4 |
3. | Инструменты и приспособления. | 1 | 1 | 2 |
4. | Аппликация из ткани. | 2 | 4 | 6 |
5. | Ручные швы. | 10 | 24 | 34 |
6. | Обработка краёв ткани. | 1 | 1 | 2 |
7. | Салфетки. | 2 | 4 | 6 |
8. | Игольница. | 2 | 4 | 6 |
9. | Футляр для швейных принадлежностей. | 1 | 3 | 4 |
10. | Итоговое занятие. | 1 | 1 | 2 |
Итого | 25 | 43 | 68 |
- СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА
4 класс
Раздел 1. Вводное занятие (2 ч). Правила техники безопасности. Режим работы.
Формы занятия: беседа по теме.
Раздел 2. Ткани (4 ч). Виды тканей. Производство тканей. Применение тканей. Составление каталога тканей.
Форма работы: беседа педагога по теме, практические задания.
Раздел 3. Инструменты и приспособления (4 ч). Виды инструментов. Правила безопасности труда при работе со швейной иглой.
Форма работы: беседа педагога по теме, практические задания.
Раздел 4. Аппликация из ткани (6 ч). Виды аппликации из ткани. Предметная аппликация из ткани. Подбор одноцветных и контрастных элементов для поделок.
Изделия:
Форма работы: беседа педагога по теме, практические задания.
Раздел 5. Обработка краев ткани (2 ч). Виды обработки краев ткани.
Форма работы: беседа педагога по теме, выполнение детьми практических заданий.
Раздел 6. Ручные швы (30 ч). Основные виды ручных швов. Техника выполнения швов. Практические работы по выполнению различных видов швов.
Изделия: швы «петельный», «тамбурный», «стебельчатый», «верёвочка», «через край», «козлик», «гладь», «ёлочка».
Форма работы: беседа педагога по теме, выполнение детьми практических заданий.
Раздел 7. Салфетки (8 ч). Виды салфеток. Применение салфеток. Техника изготовления салфеток. Выполнение салфетки с вышивкой.
Форма работы: беседа педагога по теме, выполнение детьми практических заданий.
Раздел 8. Игольница (6 ч). История игольницы. Виды игольниц. Игольница-подушечка, техника изготовления.
Форма работы: беседа педагога по теме, выполнение детьми практических заданий.
Раздел 9. Футляр для швейных принадлежностей (4 ч). История футляров, их применение. Выполнение футляра для швейных принадлежностей.
Форма работы: беседа педагога по теме, выполнение детьми практических заданий.
Раздел 10. Итоговое занятие (2 ч). Организация выставки лучших работ учащихся. Подведение итогов. Награждение лучших
работ.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НА ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ
Личностными результатами изучения программы «Умелые ручки» в 4-м классе является формирование следующих умений:
- учебно – познавательный интерес к новому материалу;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
- развитие эстетических чувств.
Метапредметными результатами изучения программы «Умелые ручки» в 4-м является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно;
- проговаривать последовательность действий на занятии;
- работая по предложенному плану, использовать необходимые средства.
- совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии;
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
- формулировать познавательную цель под руководством учителя;
- отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- анализировать объекты с целью выделения существенных признаков;
- строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные УУД:
- работать в паре;
- задавать вопросы по существу;
- учитывать мнение партнера в работе.
К концу четвертого года обучающиеся должны
знать:
основные инструменты;
правила ТБ при работе с инструментами и материалами;
виды тканей;
виды салфеток, игольниц;
основные виды ручных швов.
уметь:
подбирать одноцветные и контрастные элементы для поделок;
выполнять швы: «вперед иголку», «через край», «назад иголку», «стебельчатый», «тамбурный», «потайной»;
выполнять несложные изделия: салфетки, игольницы, футляр;
работать в сотрудничестве с педагогом и детьми.
- ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Технические средства обучения
- Магнитная доска.
- Персональный компьютер.
- Мультимедийный проектор.
- Интерактивная доска
Материалы и инструменты:
- Картон, цветная бумага, клей ПВА, лоскутки разных размеров: кружева, атлас, шерсть, хлопок, лён, шёлк и т.д.
- Нитки, иголки, крючки, спицы, пряжа, ножницы, цветные мелки, чертёжные инструменты (линейка, транспортир, циркуль); ручка.
Литература по курсу:
- Аппликация из ткани. М.: АСТ- Пресс, 2012.
- Белова Н. Веселая компания. М.: «Олма- пресс» СПб. Изд. дом «Нева», ООО «Валерии СПД», 1998.
- Гусакова М. А. Аппликация: Учеб. пособие для уч-ся пед.уч-щ по спец. №2002 «Дошк. воспит.» и № 2010 «Воспитание в дошк.учрежд.» - 3-е изд., доп. и перераб. М.: Просвещение, 1987.
- Дубровская Н. В. Аппликация из гофрированной бумаги. М., 2000
- Еременко Т.И. Иголка – волшебница. М.: Просвещение,1987.
- Журналы «Крестьянка», «Работница», «Начальная школа», «Миша», «Мурзилка», «Барби» и др.
- Каталог модного вязания крючком и спицами. /Э. Соколовская. - Ростов н/Д: «Феникс», 2005.
- Ларин О.И. Поклонись дереву. /Предисл. Ф. Абрамова. - М.: Молодая гвардия, 1985.
- Павловиче С. и др. Узоры вязания на спицах и крючком. Мн.: Полымя, 1990.
- Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. М.: Знание, 1984.
- Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984.
- Соколова Ю.П., Сидорович Ю.А. Мягкая игрушка. СПб.: Литера, 1998.
- Фомичева Э.А. Начинаем вязать спицами и крючком: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1992.
- Цейтлин Н.Е., Демидова А.П. Справочник по трудовому обучению. М.: Просвещение, 1983.
- Шилова Е. Аппликация. М., 2011.
- Щеблыкин Ю. К. и др. Аппликационные работы в начальных классах: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990.
ЦОР:
- http://stranamasterov.ru/
- http://igrushka.forever.kz/
- http://www.uchportal.ru/
- http://interesko.info/applikaciya-iz-tkani-svoimi-rukami/
- http://www.liveinternet.ru/users/4623230/post295065954
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Данилюк А., Кондаков А., Тишков В. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2010
- Григорьев Д. В., П. В. Степанов. Внеурочная деятельность школьников. М.: Просвещение, 2010
- Примерные программы внеурочной деятельности: начальное и основное образование. Под ред. В. А. Горского, М.: Просвещение, 2011
- ФГОС НОО - http://window.edu.ru/resource/624/70624
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/07/12/picture-377.jpg)
родительское собрание в 5 классе или в конце 4 класса по адаптации
Конспект родительского собрания в конце 4 класса или в начале пятого учебного года с презентацией для родителей...
![](/sites/default/files/pictures/2010/07/13/picture-388.jpg)
Урок в классе-комплекте (1 - 3 классы) - обучение грамоте - литературное чтение: "Ь - показатель мягкости согласных звуков", "Великие русские писатели"
Урок проводится в двух классах....
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/03/picture-74180.jpg)
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/09/picture-53185-1644432204.jpg)
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Рабочая программа учителя начальных классов по изо в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века"Изобразительное искусство: 1 класс: • Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинска
Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование....
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/03/picture-1224213-1583214487.jpg)
Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами
Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/19/picture-1217697-1687177166.jpg)
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...