Эссе "Я - учитель"
материал на тему

Прохода Наталья Валерьевна

Эссе "Я - учитель" . Моё представление уроков Кубановедения в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_stroyu_dom.doc36.5 КБ
Microsoft Office document icon dobryy_den.doc26 КБ

Предварительный просмотр:

Я строю дом. Дом на земле Кубани.

С большими окнами, дымящейся трубой,

Где мама ждет, где пахнет пирогами,

И все дороги нас ведут домой.

Кубановедение в начальной школе – это что-то особенное, очень родное, как дом, в котором мы выросли. Но, взрослея, мы многого не замечаем, а понимаем позже, что не знали, упустили и не хватает чего-то. Мы опять возвращаемся в родительский дом и, пусть на время, но становимся детьми. Все мы «родом из детства».

Детство – это радость, это преумноженные эмоции и умение прощать, это бесконечное доверие и удивительная любознательность. В детстве появляется первая мечта, рожденная  в гордости и боли за свою малую родину, которую мы, может, и неосознанно, несем через годы, добиваясь ее осуществления.

Именно такую осуществившуюся мечту увидела я в интервью Виктора Захарченко. Его желание создать Кубанский народный хор родилось  в детстве. Самые первые детские воспоминания связаны у него с родной станицей, которую неспроста называли поющей: пели все и всегда. Когда шли с покоса, вечерами на завалинке.

С детства мечтал стать атаманом Владимир Громов, и  его деды гордились этой мечтой внука.

Малая Родина… Трудно объяснять первокласснику, что значит  патриотизм. Все намного проще: чтобы любить – нужно знать. Поэтому знания о крае – школьный курс кубановедения – это и есть первый шаг, первый кирпичик, прочная основа моего дома.

Я рада, что благодаря введению этого предмета в школе, мне открылась возможность самой увидеть наш край с другой стороны, познакомить детей с его историей вместе с ними искать и что-то переосмысливать. Готовясь к урокам, ищу новое для себя, а значит, узнаю больше и люблю сильнее.

Да, знания о родном крае – это основа развития патриотических чувств младших школьников. Но, «главное,  - замечает Наталья Федоровна Виноградова, руководитель проекта «Начальная школа 21 века», - «заключается не в том, чтобы дети усвоили  факты, а в том, чтобы у них возникли чувства и отношения к ним».

«Воздействие на сердце» - так писал о воспитании Л.Н. Толстой. Это следующий кирпичик в моей работе.

У детей преобладает непроизвольное внимание, поэтому они реагируют на эмоционально окрашенные стимулы. Увлекательные воспитательные мероприятия и средства обучения стимулируют исследовательскую активность ребенка, способствуют развитию познавательной деятельности.

Одним из деятельных факторов воспитания является пример, возбуждающий подражание. Чуть-чуть выдумки, чуть-чуть предприимчивости – и у детей появится впечатление, что они хорошо знают замечательного человека, в честь которого названа их улица, и пример его станет во сто крат привлекательнее.

Начинаем мы с самого близкого и понятного – с семьи. Как интересно ребенку работать с семейным архивом: старые фотографии завораживают. Мама, отец, бабушки-дедушки, прадеды – кем они были, чем дорожили?  Через жизнь  родных дети узнают историю  Кубани, народные традиции,  учатся видеть свою судьбу как продолжение родовой фамилии.

Аня вдруг узнала, что ее дедушка был военным летчиком и погиб, сражаясь в небе над Новороссийском.

Дима Грабко открыл для себя происхождение своей фамилии от украинского слова «коса». Крестьян раньше у нас называли «грабачами».

Маша с гордостью показывает бабушкины рушники.

А сколько волнительных чувств испытывают их родные, видя интерес детей и их радость от собственных открытий.

Поэтому к дому моему поставлю пристройку. Это семья. Через нее ребенок общается с остальным миром.

На этой ступени нужно еще отметить, что воспитание в кубановедении должно быть  личностно-ориентировано. На себя (на семью), на других. Это два окошка в моем доме.

Осознание себя требует возможности самореализации. А в чем проявит себя младший школьник? Конечно, в творчестве. Эта ступенька очень много значит для меня.

Ж.Ж. Руссо сказал: «Час работы научит большему, чем день объяснений.» Так мы и делаем на уроке кубановедения: лепим из глины и вышиваем, изучая кубанские промыслы, «выращиваем» бумажный подсолнух, изучая растительность края, рисуем, рассказывая о животном мире Кубани.

Это больше, чем межпредметные связи. Это процесс интеграции, как одно из средств активизации  познавательной деятельности младших школьников. Мною разработан цикл интегрированных уроков по кубановедению, и, наверное, могу назвать это инновационной формой своей работы, т.к. знания истории края, особенностей его быта и культуры дети усваивают прочнее, пропуская их через собственное творчество.

Интеграция кубановедения повышает интерес учащихся к предмету, а также эмоциональный настрой в классе, а значит играет свою роль и в процессе воспитания.

Интегрированные  уроки  снимают   утомляемость   и   перенапряжение учащихся  за  счёт  переключения  с  одного  вида  деятельности  на  другой, а это не иначе как здоровьесбережение моих детей.

Бывший губернатор нашего края Александр Ткачев заметил: «Кубановедение – это живой предмет, его нельзя проводить только по учебнику». И мне нравится «оживлять» мои уроки.

Чтобы в доме было тепло, чтобы не попадал дождь, нужна крыша. Без нее любой дом будет пустым, бесполезным. Точно так же как преподавание кубановедения без  увлеченности предметом  самого учителя, без его интереса к нему и желания. Василий Александрович Сухомлинский писал так: «Учитель! Если хочешь, чтобы твои мысли звали и заставляли ускоренно биться юные сердца, иди и рассказывай им о том, что поразило тебя, что заставило твое сердце трепетать от гордости или гнева, радости или ненависти».

А  когда я вижу, что ребята не просто знают, научились, но и достигают на этом поприще определенных высот, то  считаю, что это и мои достижения.

Я убеждаюсь в том, что выделив в своей работе приоритеты воспитания и творчества учеников, шагаю в правильном направлении.

Что нам стоит дом построить?

Нарисуем – будем жить.

Узнавать, любить, общаться,

И, конечно же, творить.

Кто-то подумает: опять «началка» играет». Нет, не играет, а работает с радостью и удовольствием.



Предварительный просмотр:

Добрый день. Позвольте мне

Представить Вашему вниманию

Три минуты обо мне:

«Мой предмет – мое призвание».

Да, на досуге я пишу стихи,

И строки представления – мои.

Не ошибусь, когда скажу, что дышит

Во мне дух творчества и дух соревнования.

О конкурсах уроков лишь услышу –

Всегда полна идей я и желания.

Моя нескромность явно проявляется,

Зато работать в школе очень нравится.

Не просто в школе, а в самых младших классах!

С детьми мы ищем, побеждаем и поем!

И про меня та шутка: «На работу как на праздник»,

А значит, это есть призвание мое.

Учитель должен быть всегда учеником,

Читать, искать, стремиться к совершенству.

Но для ребенка тот лишь будет маяком,

Кто с уваженьем отнесется к детству.

Да, уважай ученика и честен будь,

Конечно, мягок в меру и суров.

Но сердце наполнять еще должна

К предмету, к детям, к Родине любовь.

Кубановедение появилось в школе.

Вот то, чего так долго не хватало,

То, что должно быть первым, быть в основе.

Работа в классе закипела, зазвучала!

Мой Краснодар, мой теплый, сильный город!

Мой самобытный край, поля, моря!

Я так горжусь тобой, ты так мне дорог!

В стране нет места удивительней тебя!

Петь о тебе позволь, о, южная столица!

Но патриотом невозможно просто стать!

Чтоб защищать, заботиться, гордиться,

Нужно любить.  Непросто и влюбиться,

Нужно сначала хорошо узнать!

Огонь в глазах! Там греки и сарматы,

И реки горные… А вот сама Кубань!

Плетенье из лозы, поля Лукьяненко,

Известна миру виноградная Тамань…

Узнать, как музыку писал Пономаренко,

И как Новороссийск Героем стал,

Как Пушкин казаками восхищался,

Как рос наш с Вами Екатеринодар!

Чтобы любовь и восхищенье передать,

Ведь нужно восхищаться и любить.

А если просто детям рассказать,

Они не смогут это в сердце сохранить.

Я подведу итог всего сказания:

Да, мой предмет – это мое призвание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника“ День Учителя”, проведенный учителями и учащимися начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната..

Сценарий  праздника“ День Учителя”, проведенный учителями и учащимися  начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната № 65 для глухих детей....

Эссе учителя "Ради чего учителю творить?"

Надо ли стремиться к своему самосовершенствованию? Ради чего учителю творить? Не претендуя на исчерпывающие ответы, попробую поразмышлять на эту тему....

Самообразование учителя как объект самоуправления. Программа самообразования учителя.

Самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи учителя. Такое определение  можно найти в словаре Ожегова. Но когда речь заходит о педагогах, то этот термин тра...

Учитель-друг, учитель-наставник.

"Учитель-друг, учитель-наставник!" (Описание воспитательной работы учителя начальных классов)...

Работа учителя – дефектолога с семьёй Работа учителя – дефектолога с семьёй

Представляю  систему  работы учителя – дефектолога с семьёй    по развитию коммуникативных умений...

Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам

Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам....

МАТЕРИАЛЫ участника муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» в номинации «Лучший учитель» Мирзоевой Замины Гаджиевны учителя начальных классов МКОУ СОШ №12

МАТЕРИАЛЫ участника муниципального  этапа Всероссийского   конкурса «Учитель года России» в номинации «Лучший учитель» Мирзоевой Замины Гаджиевны...