Что такое героизм и подвиг?
классный час (2 класс) на тему

урок мужества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioty_rodiny.docx27.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Глуховская школа-интернат №2

Внеклассное мероприятия для учащихся 2 класса

Урок мужества

Тема: «Что такое героизм и подвиг»

Подготовлено и проведено

Воспитателем: Баруздиной В.И.

Ногинск 2017г

Урок мужества, посвящённый Героям Отечества.

Тема: «Что такое героизм и подвиг»

9 декабря – День Героев Отечества.

Цель: 

  • развитие представлений учащихся об ответственном гражданском поведении детей и молодёжи на примерах отважных поступков их сверстников.

Задачи:

  • мотивация учащихся к проявлению неравнодушного, ответственного отношения к различным жизненным ситуациям;
  • включение учащихся в социально-полезную деятельность, используя примеры «Горячих сердец» России;
  • повышение познавательного интереса учащихся к социально значимой общественной деятельности, неравнодушного отношения к людям, нуждающимся в помощи.

Оформление доски: плакаты о Сталинградской битве; рисунки детей, посвященные годовщине разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом.

Подсчитайте, живые,

                               Сколько сроку назад

                                                             Был на фронте впервые

                                                                                    Назван вдруг Сталинград.

(Александр Твардовский)

Этапы Урока мужества.

1.  Мотивационно-целевой этап.

Воспитатель:

Мужество – это не мода,

            Скорая, быстротечная,

                      Мужество – суть мужчины,

                                    Прочная, долгая, вечная.

Если зёрнышко смелости

             С почвой подружится.

                      Вызреет в пору спелости

                                      Зёрнышко колосом мужества.

Ребята, о чём строки этого стихотворения?   (Используется презентация)

Как вы считаете, что такое мужество? (Слайд 1)

Какого человека можно назвать мужественным?

Догадались ли вы, о чём пойдёт речь сегодня на классном часе?

Правильно, будем говорить о мужестве. Наш классный час так и называется «Урок мужества».

Давайте обратимся к толковому словарю. (Слайд 2)

Какие синонимы слова «мужество» вы знаете? (Слайд 3)

Давайте обратимся к словарю синонимов.

Ребята, вы знаете события, когда людям нашей страны приходилось быть особенно мужественными?     (во время войны)

Как вы думаете, проявляется ли мужество людей в наши мирные дни?

Сегодня мы поговорим о мужестве взрослых, о детях- героях.

Что такое героизм?     Что такое подвиг?

(Из истории)

Празднование Дня Героев Отечества в современной России возродили в 2007 году. И теперь ежегодно 9 декабря мы чествуем своих героев. Более того, учрежденный еще Екатериной II орден Святого Георгия Победоносца снова стал высшей военной наградой, правда, произошло это чуть раньше — в 2000 году. Таким образом, 9 декабря россияне с гордостью и благодарностью славят Героев Советского Союза, Российской Федерации, а также кавалеров ордена Славы и ордена Св. Георгия. 

Россияне горды своими воинами, которые проявили доблесть и отвагу на полях сражений. Мы восхваляем и тех героев, что проявили мужество и бесстрашие в мирное время. Далеко не каждый способен броситься спасать другого человека, «не жалея живота своего». Вот потому и награждают в мирное время героев Отечества высшим орденом воинской славы — Георгием. Вот потому и день этот 9 декабря так почитаем нынешними россиянами. Честь и хвала

ход урока мужества

Ученик:     Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям.

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Звучит песня «Священная война».

Воспитатель:

 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, которая принесла много горя нашему народу. Ровно 1418 дней продолжалась эта война. Более 40 миллионов жизней унесла она. А 17 июля 1942 года, ... лет назад, началась Сталинградская битва - одна из крупнейших во Второй мировой войне.

Битва включала в себя два периода. Первый - оборонительный - начался со Сталинградской стратегической оборонительной операции 17 июля и продолжался до 18 ноября 1942 года. Тяжёлые кровопролитные бои начались в большой излучине Дона, на дальних подступах к Сталинграду.

Начало Сталинградской битвы сотрудники Музея-панорамы «Сталинградская битва» описывают так: выжженная степь, палящее солнце, измученные советские солдаты, довольные немцы. Наши пешком, немцы на мотоциклах и танках.

Самоотверженно сражаясь, советские солдаты под нажимом превосходящих сил противника были вынуждены отойти на левый берег Дона. Целый месяц шли бои па внешнем оборонительном отводе. Попытка взять Сталинград с ходу у немцев провалилась. Они смогли продвинуться всего на 60-80 км, но продолжали рваться к Волге, сжигая все на своем пути.

«Приказ под номером 277 «Ни шагу назад!», от 27 июля 1942 г., несмотря на свою жестокость, был правильным, - считают многие ветераны, - если бы не он, плохи были бы наши дела».

Гитлеровские танки при поддержке мотопехоты вышли на северную окраину Сталинграда 23 августа. Именно в этот день началась массированная бомбежка города. Самолёты противника совершали в день до 2 тысяч вылетов. На город обрушились тысячи бомб. Горел город, горел воздух, горела земля ...

Второй период битвы - Сталинградская стратегическая наступательная операция - начался 19 ноября 1942 и закончился 2 февраля 1943 года. Операция проводилась войсками Юго-Западного, Донского и Сталинградского фронтов при содействии сил Волжской военной флотилии. В ходе боевых действий в состав советских войск были дополнительно введены управления 1 и 2-й гвардейских, 5-й ударной и 6-й армий, пять танковых и три механизированных корпуса, шесть бригад.

Всего за время Сталинградской битвы противник потерял убитыми, ранеными, пленными и пропавшими без вести около 1,5 миллионов человек - четвертую часть своих сил, действовавших на советско-германском фронте.

Долго, 200 дней и ночей, продолжалась Сталинградская битва. Она внесла коренной перелом в ход войны. Мы не только выиграли битву, мы действительно поверили в то, что сможем выиграть войну и одолеть гитлеровцев.

Стихи, читают учащиеся:

В свой срок - не поздно и не рано -

Придёт зима, замрёт земля.

И ты к Мамаеву кургану

Придёшь второго февраля.

И там, у той заиндевелой,

У той священной высоты,

Ты на крыло метели белой

Положишь красные цветы.

И словно в первый раз заметишь,

Каким он был, их ратный путь!

Февраль-февраль, солдатский месяц-

Пурга в лицо, снега по грудь.

Сто лет пройдёт. И сто метелиц.

А мы пред ними все в долгу.

Февраль-февраль. Солдатский месяц.

Горят гвоздики на снегу.

На кургане, гремевшем боями,

Не отдавшем своей высоты,

Блиндажи поросли ковылями,

Разрослись по траншеям цветы.

Бродит женщина берегом Волги

И на том, дорогом, берегу

Не цветы собирает - осколки,

Замирая на каждом шагу.

Остановится, голову склонит,

И над каждым осколком вздохнет,

И подержит его на ладони,

И песок не спеша отряхнет.

Вспоминает ли юность былую,

Вновь ли видит ушедшего в бой...

Поднимает осколки. Целует.

И навеки уносит с собой.

Воспитатель:  Ребята, вы прочитали стихи замечательной поэтессы Маргариты Агашиной, которая многие свои произведения посвящала любимому городу и мужественным защитникам города-героя. И песню «Растет в Волгограде березка» она посвятила героям Сталинградской битвы, Мамаеву кургану.

Звучит песня «Растёт в Волгограде берёзка».

Воспитатель:  Многие писатели посвящали свои произведения героическому городу Сталинграду. Вот, например, писатель С. Алексеев, который много рассказов написал о Сталинградской битве. Послушайте его рассказ «Мамаев курган».

Воспитатель читает рассказ.

Как вы понимаете предложение «Как лунь, в седине голова Чернышева». 

Почему так произошло?

(выслушиваются ответы учеников)

Воспитатель: Мы сейчас проведём викторину и вспомним многие события и даты, о которых недавно читали и смотрели фильм.

Викторина о разгроме фашистов в Сталинграде.

1. Назовите дату начала Сталинградской битвы. (17 июля 1942 г.)

2. Когда закончилась Сталинградская битва? (2 февраля 1943 г.)

3. Назовите самый страшный для города день. (23 августа 1943 г., когда фашистские бомбардировщики совершили более 2 тысяч самолетовылетов.)

4. Сколько дней длилась Сталинградская битва? (200 дней.)

5. За какой срок Гитлер хотел овладеть городом? (За 2 недели.)

6. Где находилось то место, которое защитники Сталинграда называли главной высотой России? (Мамаев курган.)

7. Назовите высоту Мамаева кургана. (102 метра.)

8. Назовите самые известные памятники защитникам Сталинграда в нашем городе. (Мамаев курган, Музей-панорама Сталинградской битвы.)

9. Какое здание осталось не восстановленным со времен Сталинградской битвы. Для чего это сделано? (Мельница. Чтобы люди не забывали ужасов войны.)

10. Чем награжден город Сталинград за эту великую битву? (Орденом Ленина и Золотой Звездой Героя.)

Воспитатель: (читает стихотворение о мужестве):

Мужество – это не мода,

Скорая, быстротечная,

Мужество – суть мужчины,

Прочная, долгая, вечная.

Если зёрнышко смелости

С почвой подружится.

Вызреет в пору спелости

Зёрнышко колосом мужества.

Воспитатель: Ребята, как вы понимаете строки этого стихотворения?

Какого человека можно назвать мужественным?

Как вы думаете, мужество человек может проявить только на войне?

Правильно, мужество проявляют люди в разное время и в разных ситуациях. Не только военнослужащих награждают орденами и медалями за отвагу.

Давайте посмотрим слайды, которые нам расскажут о смелости, стойкости и мужестве людей, которые в мирное время получили звание героев России.

(просмотр слайдов презентации)

(Слайд 4)        Алабаев Магомед и Докалов Алихан

                        село Горагорское, Чеченская Республика

Два друга – Магомед Алабаев и Алихан Докалов – как обычно шли в школу. Вдруг они заметили густой дым, выбивавшийся из-под двери одного из соседних домов. Подбежав поближе, они услышали, что за закрытой

дверью кто-то сильно бьется и громко зовет на помощь. Недолго думая, ребята сломали замок и с трудом приоткрыли тяжелую дверь. Навстречу им выбежали две испуганные и заплаканные девочки трех и пяти лет. Наперебой они стали кричать, что в доме остался их двухмесячный братик.

К этому времени пламя разгорелось с такой силой, что никакой возможности попасть в дом через дверь уже не было. Помогла смекалка Алихана: схватив с земли камень, он с силой разбил окно и через него влез в комнату. Едким черным дымом заволокло всё вокруг, и Алихану пришлось практически на ощупь искать детскую кроватку, где лежал малыш. Паренек быстро закутал его в одеяльце и через окно передал Магомеду.

Смелый и ответственный поступок Магомеда Алабаева и Алихана Докалова был отмечен и сотрудниками чеченского поисково-спасательного отряда МЧС России. На школьной торжественной линейке ребят наградили Почетной грамотой и вручили им памятные часы. После окончания школы их пригласили кандидатами на службу в МЧС.

(Слайд 5)        Аношин Иван, город Новошахтинск, Ростовская область

В конце декабря 2014 года семилетняя Лиля и ее четырехлетний брат Владик гуляли во дворе.

Детям надоело просто так бегать, они решили пойти на речку покататься по льду. Едва Владик отошел от берега, как тонкий лед под ним хрустнул, и он провалился. Старшая сестра бросилась на помощь, но тоже оказалась в ледяной воде. Как раз в это время Иван Аношин вышел из дома и отправился к реке. Вдруг он услышал детские крики и бросился в ту сторону, откуда они раздавались. Увиденное потрясло: в полынье барахтались двое соседских детей. Сначала они были метрах в трех от берега. Лиля еще держалась за лед и пыталась удержать брата, но тот уже уходил с головой под воду. Иван бросился ребятам на помощь. В первую очередь надо было спасать Владика. Юноша ухватил его за куртку и только так смог вытащить мальчика на лед. Уже на льду он сделал малышу искусственное дыхание и, когда мальчишка пришел в себя, вытащил обоих детей на берег. У Владика было сильное переохлаждение, его даже забрали в больницу. Единственное, о чем тогда думал Иван, что надо быстрее спасать детей! Других мыслей не было. Когда он бросился в реку, то сам оказался по грудь в ледяной воде. При нем в тот момент были телефон, деньги, но он даже не вспомнил о них.

За спасение двух детей Иван Аношин награжден грамотой директора Ново-

шахтинского филиала Шахтинского регионального колледжа топлива и энергетики имени академика П. И. Степанова.

(Слайд 6)     В соревнованиях на XI Паралимпийских зимних играх 2014 года приняли участие 555 спортсменов из 45 стран. Сборная России установила рекорд по количеству завоёванных медалей на XI Паралимпийских зимних играх.

Человек с горячим сердцем Азат Карачурин, 1995 года рождения. На Паралимпийских играх в Сочи он выиграл две медали в биатлоне -  «золото» в гонке на 12,5 км и «бронзу» на дистанции 7,5 км. Свои победы он посвятил маме.

(Слайд 7)

Примером отваги и мужества являются также наши юные полярники.

В апреле 2014г. проходила VII Всероссийская молодежная экспедиция к Северному полюсу. Первая такая экспедиция стартовала в 2008 году.

В апреле 2014г. семь юных полярников в возрасте 16-18 лет под руководством известных полярных путешественников Матвея Шпаро и Бориса Смолина начали свой путь к вершине мира от российской дрейфующей станции «Барнео».

Молодёжная арктическая экспедиция «На лыжах - к Северному полюсу!» достигла своей цели! Северный полюс покорился семерым российским подросткам: Ксении Герман, Николаю Зайцеву, Алёне Карпенко, Карине Каусовой, Ахурамазаду Муминджанову, Никите Некрасову и Александру Петрову. В составе команды - Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка Павел Астахов.

В общей сложности за 8 дней команда преодолела путь около 180 км.

Даже такие опытные полярники, как Матвей Шпаро и Борис Смолин, назвали этот поход самым трудным из всех предыдущих. Порой температура опускалась ниже 40 градусов, а шторм в первые дни был такой силы, что члены команды на какое-то время были вынуждены сделать остановку, потому что двигаться дальше было опасно.

Ветер достигал 40 метров в секунду, даже палатку установили с огромным трудом. Сутки ждали, пока стихнет ветер, чтобы продолжить путь. Много трудностей пришлось преодолеть – и холод, и лёгкое обморожение, и режим экономии еды и топлива.

Но все участники экспедиции были единой сплочённой командой, поддерживали друг друга. И потому покорили Северный полюс – все вернулись живы и здоровы. 22 апреля участники экспедиции встретились с президентом России В.В. Путиным в Кремле. А 23-го апреля юных героев России чествовали в Театре Российской армии – они стали обладателями почётного нагрудного знака «Горячее сердце».

(Слайд 8)

Полина Бушина из Красноярска - в один из жарких летних дней спасла жизнь годовалому ребенку, которого родители случайно оставили в автомобиле. Девочка сразу позвонила в полицию и, пока специалисты ехали на место, создавала тень для ребенка своим телом.

(Слайд 9)

Петр Моргоров из Бурятии спас жизнь девочке, падавшей с балкона пятого этажа. Рассчитав за несколько секунд траекторию падения, он поймал ребенка у земли. Помимо почетного знака Петр был награжден за этот поступок государственной наградой России "За спасение погибающих".

Можно ещё привести множество примеров мужественных поступков детей и молодёжи. И все они герои наших дней.

III. Заключительная часть.

Сегодня в нашей школе прошёл единый урок Мужества, мы тоже провели этот урок. Надеюсь, что каждый из вас понимает кого называют Героями в нашей стране и за какие подвиги люди получают награды и называет их страна Героями России.

Скажите, - А смогли бы вы прийти на помощь человеку, попавшему в беду?

Я уверена, что ваши сердца никогда не остынут, и в трудную минуту вы сможете прийти на помощь людям.

Пусть мирно живут на планете,
Пусть дети не знают войны,
Пусть яркое солнышко светит!
Мы дружной семьёй быть должны!

Использован материал Открытый урок.рф (О Сталинградской битве)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание в ребёнке чувства героизма через художественную литературу

Современные дети, конечно, изменились даже по сравнению с детьми 20 века. С одной стороны возросла их информированность, с другой – информационная среда часто агрессивна и несёт угрозу их психологичес...

Героизм на поле боя

Исследовательская работа учащихся на тему " Героизм на поле боя".   В работе  учащиеся второго класса, используя дополнительные источники, находили и анализировали  действия русской арм...

Урок – презентация по основам пожарной безопасности. Познакомить с профессией пожарного, учить детей ценить мужество и героизм людей этой профессии

Роль огня в жизни человека: как положительная, так и отрицательная. Знакомство с профессией пожарного, Составление  памятки, как вести себя при пожаре...

Подборка мероприятий о героизме народа.

Внеклассные мероприятия в которых рассказывается о подвиге и героизме русского народа....

Что такое героизм. Л. Пантелеев "Честное слово"

Смогут ли учащиеся определить, кого назвать героем? В чем выражается значимость этого слова....

Методическая разработка мероприятия "900 дней мужества и героизма"

Методическая разработка мероприятия, посвященного 75-летию со Дня прорыва блокады Ленинграда"...

урок города "Героизм тружеников тыла"

Презентация и конспект урока города "Героизм тружеников тыла"...