Героизм на поле боя
статья по окружающему миру (2,3,4 класс) по теме

Исследовательская работа учащихся на тему " Героизм на поле боя".   В работе  учащиеся второго класса, используя дополнительные источники, находили и анализировали  действия русской армиии  в Бородинском сражении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie.doc36.5 КБ
Microsoft Office document icon statya_geroizm_na_pole_boya.doc158.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка (для учащихся)

 

 

 

Автор материала (ФИ)

 Кадырова Карина, Шарымов Семён

Класс

 2 В

 Учитель (ФИО)

 Руднева Людмила Николаевна  

Образовательное учреждение

 МБОУ СОШ № 66  г. Ульяновск

Название материала

 « Героизм на поле боя»

 

 

Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ , коллаж, рисунок и т.д.)

 статья

Цели,

Задачи материала

 

  1. Познакомить учащихся с событиями Отечественной войны 1812 года.
  1. Развивать познавательную активность у учащихся.
  1.  Воспитывать патриотизм и уважение к памяти людей, защищавших свою Родину, развивать у  учащихся интерес к истории.

Список использованной литературы.

Ссылки на Интернет - источники

  1. Дуров В. А. Русские ордена за Отечественную войну 1812 г.//Вопросы истории. -1988.- № 5. С. 122-133
  2.  «Бородино.1812». Под ред Жилина П.А.. М., «Мысль», 1987.
  3. Ермолов А.П. « Записки. 1798-1826». М., «Высшая школа», 1991.
  4.  Недаром помнит вся Россия. Отечественная война 1812 года. М., «Советская Россия», 1986.
  5. Бородино – Викепедия
  6. Энциклопедия «Хочу  всё знать». Эксмо М., 2005 год
  7. Энциклопедия юного историка Эксмо М., 2005 год

8. WWW.1812.ruYandex.ru

 



Предварительный просмотр:

      Всероссийский конкурс для педагогов и учащихся

«Недаром помнит вся Россия»,

посвящённый 200 - летию Отечественной войны 1812 года

        Статья

           «Героизм  на поле боя»  

                                           Работа учеников 2 класса В

                                                 МБОУ СОШ №66 г. Ульяновска

                                                Кадыровой Карины, Шарымова Семёна

                                           

Руководитель: Руднева Людмила Николаевна

учитель начальных классов

Патриотизм – это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше… это – сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней её счастливых и её несчастных дней.

Толстой А.Н.

        Великий русский народ имеет многовековую историю. Много раз ему приходилось героически отражать нападения иноземных завоевателей, отстаивать свою независимость. Пережив потери и разрушения, Российское государство снова возрождалось.

     К началу 19в. Россия стала одним из самых могущественных государств в Европе. Она имела сильную армию и флот. Сокрушить могущество России, захватить её богатства, покорить русский народ по-прежнему мечтали чужеземцы.

     В начале 19в. Грозная опасность нависла над нашей страной. Император Франции Наполеон, покоривший всю Европу, двинул свои полчища на Россию.

     Вот и эта война показала образцы патриотизма и военной доблести. Вот почему, вспоминая эту войну, мы сейчас с гордостью повторяем слова великого русского поэта М.Ю. Лермонтова:

- «Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!»

     В ночь 24 июня 1812г. французские войска переправились через реку Неман и вторглись в пределы Российского государства.  «Не пройдёт и месяца, как мы будем в Москве»,- любил повторять Наполеон. Его военная сила почти втрое превосходила стоявшие против неё русские войска армии Барклая-де-Толи и Багратиона. Наполеон рассчитывал мощным ударом разгромить русские армии на границе. Но его план был сорван.

     Россия сопротивлялась. Весь русский народ готов был стать на защиту Отечества – с разных концов России полились пожертвования. Среди народа была созданы добровольнические  дружины. Но хорошо подготовленной выученной армии было мало, чтобы противостоять  врагу. Наполеону помогала вся Европа, а Россия была одна.

     Наполеон выработал свой стратегический план. Он был прост: всей массой войск вклиниться между  1-ой и 2-ой русскими армиями, окружить каждую поодиночке и разбить в генеральных сражениях как можно ближе к западной границе. Наполеон  рассчитывал разгромить противника в течении 20 дней.

     Однако русские войска не дали противнику шанса заманить себя в ловушку. Армии Барклая и Багратиона соединились под  Смоленском и это означало крупный успех русской армии и неудачу Наполеона: сорвался его план. Под  Смоленском шли упорные бои. 27-я дивизия Д.П. Неверского и корпус Н.Н. Раевского героически отстаивали город. И хотя сохранить Смоленск не удалось (французы вошли в город  17 августа), русские войска сохранили свою боеспособность и надёжно прикрывали  Московское направление.

     Армия Наполеона была многонациональной, а ей противостояла армия, состоящая из русских патриотов.

     То, в чём русская армия действительно имела преимущество – это бала высокая мораль её солдат.

     Однако русские войска были вынуждены отступать. Отход русских войск вглубь страны был единственно правильной тактикой ведения войны, которой следовал командующий русской армией  Барклай-де-Толи.

     Война приняла затяжной характер. Неприятельская армия на своём  пути грабила население, сжигала деревни и города. Это вызывало ожесточение у местных жителей. «Война теперь не обыкновенная, а национальная»,- писал Багратион.

     Национально- освободительный характер войны требовал назначения главнокомандующим человека, который пользовался всеобщим доверием  и авторитетом. Таким человеком был Михаил Илларионович Кутузов.

                                                     

     Кутузов стал известен ещё при Екатерине II. Не раз его жизнь находилась в опасности, от одной раны он лишился глаза, в другой раз пуля прострелила ему шею. Но судьба хранила героя.

     «Видно, говорил доктор, - Бог бережёт голову Кутузова на что-нибудь необыкновенное, если он остался жив после таких двух опасных ран».

     Военная философия Кутузова выражена им в простой и ёмкой формуле: «Лучше быть слишком осторожным, нежели оплошным и обманутым».

     Одни из главных черт Кутузова-человека и военачальника были осторожность и хитрость.

     Соединение огромного жизненного опыта с редкой интуицией, расчёта  - с даром предвидения не может не изумлять.

     Известна фраза, которую он сказал, отправляясь в августе 1812г. в действующую армию, в ответ на  неосторожный вопрос племянника «неужели, дядюшка, вы думаете разбить Наполеона?».  «Разбить! Нет!..» - произнёс тогда Михаил Илларионович. – «Но обмануть – да, рассчитываю!».

     В грозном 1812г он принял командование на себя. Кутузову было 67 лет, но он был бодр и активен.

      Итак, получив подкрепления, Кутузов решился дать Наполеону генеральное сражение, первое и единственное в Отечественной войне 1812г.

     Бородинское сражение, одна из крупнейших битв эпохи наполеоновских войн, произошло 26 августа (7 сентября) 1812г.  у села Бородино в 120 км западнее Москвы. Это место самого кровавого сражения. Наполеон впоследствии писал: «из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя в нём достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».

     Бородинская битва продолжалась целый день, почти 15 часов. Бомбы и ядра сыпались с обеих сторон градом, залпы пушек и мелкого орудия сливались в один гул… Земля дрожала… От дыма не было видно даже солнца…

«Вам не видать таких сражений!

Носились знамена как тени,

В дыму огонь блестел.

Звучал булат, картечь визжала. Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел…

Земля тряслась, как наши груди,

Смешались в кучу кони, люди

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…»

       В этом сражении лучший генерал русской армии – Багратион держал левый фланг. Здесь были построены земляные укрепления (редуты), Багратионовы флеши, на которые обрушился главный удар наполеоновской армии.

     Несмотря на потери, русские воины не потеряли веру в победу, они продолжали отражать натиски врага. И даже тогда, когда кончились пули в бою, русские солдаты продолжали сражаться в рукопашную. Первые французские атаки при  Бородино, казалось, гарантировали успех, но сочетание сложного рельефа и отваги русских солдат предотвратили прорыв французов в начале битвы.

       Рукопашный бой шёл с 6 ч утра до полудня, после чего русские войска перешли в наступление. Спустя несколько минут, Багратион был смертельно ранен. Это вызвало замешательство в рядах русских воинов. Но вскоре из-за дыма, гари и копоти поднялась огромная фигура. Это был генерал Дохтуров, назначенный командиром вместо Багратиона. Дохтуров обратился к солдатам с приказом: «За нами Москва, умирать всем, но ни шагу назад!».

     Целый день продолжалась битва. К вечеру постепенно смолкли орудия. Страшную картину представляло собой Бородино. Никогда ещё французы не видали такого большого количества убитых.

     Оценки потерь в Бородинской битве сильно разняться. Цифры потерь колеблются от 70000 до 100000 человек. Самым поразительным является количество погибших за час боя – более 6000, что значительно выше, чем в любом другом сражении мировой истории. Даже в Сталинграде в 1942-1943 годах ежедневные потери не были столь высоки как при Бородино.

     Мрачный , молчаливый Наполеон объехал поле сражения. Убитых было так много, что лошадь еле находила, куда поставить ногу.

     Победа была ничья: войска устояли на своих местах.  Русские, встретив врага грудью, стояли твёрдо и сражались с удивительным мужеством. Они понимали, что спасают Родину, заслоняют собой сердце России.

    Бородино явилось примером героической борьбы русской армии и народа за независимость своей страны. «Француз боек, да русский стоек!» поговаривали тогда в России.

     Кутузов  принял решение отойти с бородинской позиции.  Александр I объявил о Бородинском сражении как о победе.

     Вскоре в подмосковной деревне Фили состоялся военный совет, на котором решался вопрос, давать ещё одно генеральное сражение или без боя оставить Москву. Кутузов понимал, что русские войска не в состоянии выдержать ещё одно подобное сражение.

     Решение сдать   Москву и отвести армию на восток позволяло сохранить силы и перевести войну в новую фазу. Кутузов видел, что Наполеон не рассчитывал на длительное  сопротивление русских, и противопоставил его плану стратегию активной обороны с последующим переходом к контрнаступлению.

     М.И. Кутузов совершил скрытный  Тарутинский марш-маневр, и русская армия вышла из-под удара неприятеля. Свои войска полководец сосредоточил в районе села Тарутино. Теперь для французов были закрыты пути в южные  губернии России.

     Москва стала настоящей западнёй для армии Наполеона. Столицу покинули почти все жители. Вскоре она была чуть ли не полностью сожжена. Во время пожара Наполеону пришлось бежать из Кремля.

     На оккупированной территории развернулось широкое партизанское движение. Из Тарутина М.И. Кутузов руководил действиями войск. Русская армия постоянно пополнялась резервами, и вскоре её численность превысила наполеоновскую.

     7 октября Наполеон решил вывести свою армию из Москвы и отступать по Новой Смоленской дороге в надежде запастись провиантом и фуражом. Но после Тарутинского сражения и битвы под Малоярославцем французам пришлось отступать  по Старой Смоленской дороге, окрестности которой были разорены в начале наполеоновского нашествия.

     Теперь кутузовские войска перешли в решительное контрнаступление.

     В январе 1813г. русская начала освободительный поход по Европе.

     Победа России над Наполеоном безоговорочная и блистательная вызвала потрясение умов всего мира.Русский народ и армия в 1812 году нанесли смертельное поражение самой сильной в то время наполеоновской армии. Россия в очередной раз отстояла свою национальную независимость, сокрушив самого грозного из всех врагов, когда-либо нападавших на Русь.

         В связи с 200-летием войны 1812 года мы хотим посвятить несколько строк этой войне.

Уж двести лет с тех пор прошло,

А помним как вчера.

Великое сражение при Бородино

В умах и сердцах всегда.

Герои нашего Отечества

Кутузов, Раевский, Багратион

Спасли вы человечество

От наполеоновских оков.

А сколько безымянных героев

На поле полегло тогда.

Гордится ими Россия!

Во славу Отчизны «Ура!».

                       Кадырова  Карина , ученица 2 В класса

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание в ребёнке чувства героизма через художественную литературу

Современные дети, конечно, изменились даже по сравнению с детьми 20 века. С одной стороны возросла их информированность, с другой – информационная среда часто агрессивна и несёт угрозу их психологичес...

Урок – презентация по основам пожарной безопасности. Познакомить с профессией пожарного, учить детей ценить мужество и героизм людей этой профессии

Роль огня в жизни человека: как положительная, так и отрицательная. Знакомство с профессией пожарного, Составление  памятки, как вести себя при пожаре...

Подборка мероприятий о героизме народа.

Внеклассные мероприятия в которых рассказывается о подвиге и героизме русского народа....

Что такое героизм. Л. Пантелеев "Честное слово"

Смогут ли учащиеся определить, кого назвать героем? В чем выражается значимость этого слова....

Методическая разработка мероприятия "900 дней мужества и героизма"

Методическая разработка мероприятия, посвященного 75-летию со Дня прорыва блокады Ленинграда"...

урок города "Героизм тружеников тыла"

Презентация и конспект урока города "Героизм тружеников тыла"...