Методическая разработка урока "Живая и неживая природа" 2 класс
материал (2 класс) на тему

Каменская Ольга Евгеньевна

Методическая разработка урока 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_den_metod_razrabotka_uroka.docx40.62 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

    Данный урок проводился» во 2 классе по УМК «Школа России».  На данном уроке были использованы следующие технологии: здоровьесбережения и ИКТ технологии.

Содержание

Содержание данной работы:

1.      Аннотация.

2.      Содержание.

3.      Введение.

4.      Основная часть.

5.      Заключение.

6.      Список использованных источников.

7.      Приложения.

Введение

 Сегодня всем известно, что использование техники негативно влияет на здоровье, но её применение значительно облегчает жизнь многим, а также помогает более результативно обучаться и понимать то, что легче один раз увидеть, чем  что раз услышать. Так как же можно применять ИКТ так, что бы и здоровье сберечь, и облегчить себе понимание материала?

   Так, на уроке использовались как информационные технологии (работа на компьютере, просмотр презентации), так и здоровьесберегающая технология. Это проявлялось в соблюдении допустимого времени применения ИКТ (до 15 мин.). Например, презентация не работала все время, т.е. когда она была не нужна, экран выключался.

  Актуальность данной работы состоит  преимущественно  в применении информационных технологий, а также чередовании различных видов деятельности на уроке.  На данном уроке  применялись такие виды деятельности:

  1. выполнение тестовых заданий;
  2. взаимопроверка;
  3. фронтальный опрос;
  4. создание игровых ситуаций;
  5. работа с книгой;
  6. беседа;
  7. работа на компьютере (практические задания).

Такое количество разной деятельности на уроке содействовало сохранению психического здоровья, т.к. чередование помогало не уставать ребятам и активно работать на уроке.

Основная часть:

Класс: 2

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: создать условия для формирования знаний о  неживой и живой природе.

Задачи:

  1. Познакомить с целью и задачами раздела.
  2. Познакомить учащихся с признаками живой и неживой природы.
  3. Раскрыть признаки живых существ в отличие от неживой природы.
  4. Научиться различать объекты неживой и живой природой.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Знание цели и задач  раздела.
  2. Знание учащихся признаков живой и неживой природы.
  3. Знание признаков  живых существ в отличие от неживой природы.
  4. Умение различать объекты неживой и живой природой.

    Личностные:

  1. Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии.

Метапредметные:

Познавательные:

  1. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
  2. Осмысленно читать.
  3. Искать и выделять необходимую информацию.

Коммуникативные:

  1. Формировать навыки речевых действий.
  2. Выражать свои мысли с достаточной полнотой в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:

  1. Составить учебную задачу.
  2. Осознавать границы собственных знаний и умений.
  3. Определять цели и задачи усвоения новых знаний.

Технология: здоровьесбережения, информационные технологии.

Оборудование:

Для учителя: учебник, тетрадь на печатной основе, компьютер, экран, Кимы, презентация.

Для учеников: учебник, тетрадь на печатной основе, Кимы.

Образовательные ресурсы: Окружающий мир. 2 класс. 1 ч. /А. А. Плешаков, изд.  – М.: Просвещение, 2013

План урока:

1.Организация начала урока. (2 мин)

1.1. Приветствие

1.2. Проверка готовности

1.3. Эмоциональный заряд

2.Актуализация знаний. (5 мин)

    2.1. Проверка остаточных знаний.

    2.2.Взаимопроверка.

3.Целеполагание. (3 мин)

4. Вхождение в новое знание. (20 мин)

4.1. Знакомство с разделом.

4.1.1.Работа с учебником.

4.2.Неживая и живая природа.

4.2.1.Вводная беседа.

ФИЗМИНУТКА

4.2.2.Рассмотриматривание фотографий.

4.3.Признаки живых существ в отличие от неживой природы.

4.3.2. Игра «Топай – Хлопай!».

4.4.Связь между живой природой и неживой.  

4.4.1.Работа над стр.27 в учебнике.

4.5.Работа с выводом учебника стр.27

5.Введение знаний в опыт. (10 мин)

    5.1. Задания в компьютере.

   5.1.1. Группировка слов на две колонки.

   5.1.2.Соединение стрелками объекты живой и неживой природы.

   5.2. Работа в тетрадях.

   6.Подведение итогов урока.  Рефлексия. (4 мин)

   7. Домашнее задание. (1 мин)


Этапы урока

        Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

Средства, методы и приёмы обучения

Формируемые УУД

1. Организация начала урока

1.1. Приветствие

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ольга Евгеньевна, и сегодня я у вас проведу урок окружающего мира. Садитесь.

1.2. Проверка готовности

-Проверьте, что у вас должно лежать на столе: учебник, рабочая тетрадь, дневник и пенал.

1.3. Эмоциональный заряд

 Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?

- Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

Эмоционально настраиваются на предстоящую работу.

Высказывают свои предположения.

Эмоциональный заряд.

2. Актуализация знаний.

2.1. Проверка остаточных знаний.

-Посмотрите, кто у нас сегодня снова в гостях?!        

(Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик)

-На какой вопрос Муравьишки мы отвечали на прошлом уроке?

(Что такое природа и что такое рукотворный мир?)

-Мудрая Черепаха предлагает ответить на несколько вопросов по теме «Природа и рукотворный мир».

-Откройте тесты  на с. 9.

-Здесь даны вопросы и несколько вариантов ответов.

-Послушайте задание. Каждый ответит на все вопросы, а потом мы проверим, что у вас получилось.

-Согласны?

-Приступаем к работе.

2.2.Взаимопроверка.

-Обменяйтесь тетрадями.

-Проверим. Посмотрите на слайд и исправьте ошибки соседа.

-Кто не допустил ошибок?

-Молодцы!

-У кого одна ошибка? Две?

-Остальным нужно будет постараться.

Выполняют тестовые задания.

Взаимопроверка тестов

Слайд 1

Занимательный материал с элементами рассказа. Создание игровой ситуации.

Слайд 2

Р-3

П-3, Л

Р-2

К-1

Р-2

3. Целеполагание

-Ребята, я заметила, что вы любите разгадывать загадки и попросила наших героев придумать вам загадки. Разгадайте загадки, чтобы понять какая тема сегодняшнего урока.

1. Не по рыбам, а сети расставляет. (Паук.)

-Как вы догадались? Что помогло?

2. У родителей и деток вся одежда из монеток. (Рыбья  чешуя).

-Как вы догадались? Что помогло?

3. Ходит, спесь надуваючи. (Индюк.)

4. Без языка, а говорит, без ног, а бежит. (Ручей).

-Как вы догадались? Что помогло?

5. По синему морю белые гуси плывут. (Облака.)

-Как вы догадались? Что помогло?

6. И тонок, и долог, а сядет – в траве не видать. (Дождь)

-Как вы догадались? Что помогло?

7. Сам алый, сахарный, а кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз.)

-Как вы догадались? Что помогло?

-Прочитайте первые буквы отгадок, какое слово у нас получилось? (Природа)

-Так называется наш следующий раздел.

-Кто назовет тему?

-Давайте сравним ваши предположения  на стр.23.  учебника.

-Что привлекло ваше внимание? Что захотелось изучить?  (ответы детей)

-Вернёмся к нашим отгадкам. На какие две группы можно их разделить? (Живое – паук, рыба, индюк; неживое – ручей, облако, дождь, арбуз)

-Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (О живой и неживой природе)

-Прочитайте тему урока на стр.24 и сравните со своим предположением. (Неживая и живая природа)

-Какие учебные задачи мы подставим перед собой? (Ответы детей)

-Прочитайте, что об этом говорит муравьишка.

  1. узнаем, какая бывает природа;
  2. научимся различать объекты живой и неживой природы;
  3. будем учиться находить связи между живой и неживой природой.

Пишу на доске первые буквы отгаданных слов.

Мыслительные операции

Находят и принимают задачи урока

Занимательный материал (загадки).

Фронтальный опрос.

Создание игровой ситуации.

Работа с книгой.

Работа с книгой.

Слайд 3

П-3

К-1

К-1, П-2,3

К-2,Р-2

К-2, Р-1, П-1, П-3

Р-3, К-1,2

П-2

4.  Вхождение в новое знание.

4.1. Знакомство с разделом.

4.1.1.Работа с учебником.

-Прочитайте, каковы же у нас задачи раздела?

-Просмотрите содержание учебника, что же вы узнаете по этому разделу?

4.2.Неживая и живая природа.

4.2.1.Вводная беседа.

-Давайте вспомним, что относится к природе. (Это то, что нас окружает и не создано руками человека)

-Приведите примеры.

-Что необходимо растениям и животным для жизни? (Солнце, воздух, вода.)

ФИЗМИНУТКА

А теперь все дружно встали

Руки дружно вверх подняли

Руки в стороны, вперед

А теперь наоборот

Влево-вправо повернулись

И друг другу улыбнулись

Тихо сели и опять будем дело продолжать.

4.2.2.Рассмотриматривание фотографий.

-Рассмотрите фотографии на с.24-25. На какие группы можно разделить изображенные на них предметы? (Ответы детей.)

-Какой вывод можно сделать?

4.3.Признаки живых существ в отличие от неживой природы.

-Как их можно разделить по признакам «живое» и «неживое»?

-Какие картинки ты отнесешь к живой природе? А какие к неживой?

-По каким признакам вы это определили?

-Сравните свой вывод на страничках самопроверки.

4.3.2. Игра «Топай – Хлопай!».

-Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в игру «Топай – Хлопай!». Заключается она в том, что когда я буду называть живое существо вы должны топать, а если неживое – хлопать.

-Муравей, водопад, медведь,  облака, комар, камень, собака, ромашка, ручей, кактус, лебедь, одуванчик.

4.4.Связь между живой природой и неживой.  

4.4.1.Работа над стр.27 в учебнике.

-Как живая природа связана с  неживой? Докажите. (Ответы детей.)

-Рассмотрите схему на с.27. Объясните её. (Заслушиваются ответы 2-3 учеников)

4.5.Работа с выводом учебника стр.27

-Что главного вы узнали на уроке?

-Давайте сравним ваш ответ с выводом учебника на с.27.

-Кто нам прочитает вывод?

Мыслительные операции

Понимать учебную задачу и урока и стремиться её выполнить.

Мыслительные операции

Определяют живые и неживые предметы.

Мыслительные операции

Выполняют тестовые задания.

Читают вывод в учебнике.

Работа с книгой.

Фронтальная беседа.

Работа с книгой.

Фронтальная беседа.

Фронтальная беседа.

.

Создание игровой ситуации

Работа с книгой.

Работа с книгой

Пр-1, П-2

П-3

Пр-2

Л

П-3

Пр-3, Л,

П-3, К-1,2

Пр-3

Введение новых знаний в опыт.

5.1. Задания в компьютере.

5.1.1. Группировка слов на две колонки.

-Ребята, послушайте задание, нужно сгруппировать объекты, изображенные в компьютере  в две колонки – неживая природа и живая природа. Если вы делаете не правильно, услышите соответствующий сигнал.

-Кто выйдет первый?

5.1.2.Соединение стрелками объекты живой и неживой природы.

-Ребята, послушайте, а теперь задание соединить стрелками объекты живой и неживой природы.

-Кто выйдет ответить первый?

5.2. Работа в тетрадях.

-Откройте рабочую тетрадь на с.17 и найдите задание №1.

-Попробуйте самостоятельно его решить.

Какие ответы получились?

-Теперь найдите задание №3.

-Попробуйте самостоятельно его решить.

Какие ответы получились?

Работа на компьютере

Работа на компьютере

Мыслительные операции

Работа с компьютером. Практическое задание.

Работа с компьютером. Практическое задание.

Работа в тетрадях

П-3

Пр-2,3,4

Р-2

П-3

Пр-2,3,4

Р-2

         

П-3

Подведение итогов урока. Рефлексия.

-Ребята вспомните, какая тема урока у нас была, какие задачи мы ставили перед собой?

-Что мы делали для достижения 1-й задачи?  2-й?  3-й?

-Какая была проблема?

- Как вы решали проблему?

-Что вы нового узнали на уроке?

- Что ты усвоил хорошо?

- Над каким вопросом тебе надо работать?

-Где можно применить полученные знания?

-Поднимите руку, кто очень хорошо работал на уроке?

- Молодцы, ребята.

-Кто не доволен своей работой? –Почему?

-Урок окончен.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Фронтальная беседа.

   

К-2

Л

Р-2

Домашнее задание

Окр.мир – с.24-27, Т.

Пишу на  доске.

Работа с доской.

        

Заключение

    На уроке использовалась информационная технология. С помощью ноутбука, проектора и презентации на слайд выводилась нужная в данный момент  информация. Это было результативно за счет эффектов, которые привлекали внимание детей (правильные ответы «выплывали»), а также сокращало затраченные время и средства. Также дети работали на стационарном компьютере. Данная работа требовала выйти ребенка к компьютеру и выделить правильный ответ, остальные дети в это время следили за большим экраном, и если ребенок ошибался или нет, был слышан соответствующий звук. Данная работа на стационарном компьютере ребятам была очень интересна, ребята очень активно работали и все хотели ответить.

    На уроке использовалась здоровьесберегающая технология. Т.е. использовались промежутки между презентацией и ПК, которые позволяли отдохнуть глазам детей. Данная технология использовалась с соблюдением требований СанПина, и время потраченное на технику было ограничено временем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».

Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...

Методическая разработка урока русского языка 2 класс"Парные звонкие и глухие согласные"

Урок с элементами игры и разнообразным дополнительным материалом....

Методическая разработка внеклассного мероприятия в 4 классе "Прощай, начальная школа!"

Внеклассное мероприятие "Прощай начальная школа!" проводится в 4 классе в виде выпускного вечера с целью обесечения психологического контакта и сотрудничества педагога, детей и их родителей; с целью ф...

Методическая разработка урока ИЗО для 1 класса "Ожившая клякса"

Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы по модифицированной программе.Автор разработки: Микоян Анастасия СергеевнаМесто работы: НОУ СОШ...

Методическая разработка урока ритмики для 4 класса.

Данная разработка предназначена для проведения  итогового урока по теме "Элементы русского лирического танца" в 4 классе....

методическая разработка урока окружающий мир; 3 класс

Тема урока: Экологическая безопасность.Аннотация к Уроку-Окружающий мирУровень образования школьников: 3 класс общеобразовательной школы.Форма учебной работы: классно-урочная.Оганизация работы: группо...