Методы, приемы, технологии обучения детей с ОВЗ.
консультация на тему
Описание методов и приёмов в рпаботе с детьми с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы, приемы, технологии обучения детей с ОВЗ.
Каждый ребёнок особенный-
Все дети равные!
.Получение детьми с ОВЗ образования, является одним из основных и неотъемлимых условий их успешной социализации, обеспечение их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Особенно остро в интеллектуальном развитии нуждаются дети с ОВЗ. Задача педагога научить ребёнка думать, размышлять.
Интеллектуальным развитием называют способности к усвоению знаний и решению нестандартных задач. Такую способность можно ускорить, замедлить или приостановить.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.
. Чтобы заинтересовать учащихся, сделать обучение осознанным, используем в своей работе нестандартные подходы.
Интеллектуальное развитие отвечает за нормальный уровень и скорость мыслительных процессов: сравнений, обобщений, распознаваний, способности делать выводы. К интеллекту относятся речь и способности к самообучению.
Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то задачей педагога является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения.
Следующим очень важным средством активизации учения являются методы и приемы обучения. Именно через использование тех или иных методов реализуется содержание обучения.
При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ необходимо учитывать, принцип доступности. Все занятия должны иметь гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта. Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных технологий.
Использование развивающих игр в игровой деятельности способствуют развитию интеллекта. Для этих целей отлично подойдут головоломки, настольные игры, которые призваны развивать интеллект и мышление у детей; Различные виды творчества: лепка, рисование, аппликация и конструирование. Они прекрасно развивают абстрактное и логическое мышление.
Но в своей работе я использую ещё и кружковую работу (шашечный кружок) «Юные интеллектуалы». Занимательные вопросы, игры-шутки, разгадывание ребусов и загадок направлены на развитие произвольного внимания, нестандартного мышления, на быстроту реакции, тренируют память.
Используются логические задачи на поиск недостающих фигур и нахождение закономерностей. «Чего не хватает?», «Найди ошибку» и т д. Эта задача может быть решена только на основе анализа каждого ряда фигур по вертикали и горизонтали путём их сопоставления.
Использую игры на воссоздание из геометрических фигур и специальных наборов образных и сюжетных изображений. К таким играм относятся «Колумбово яйцо», «Листик», «Танграм», «Вьетнамская игра», «Монгольская игра», кубики Никитина.
Игры на ориентировку на листе бумаги – это различные лабиринты
Регулярная смена видов деятельности и форм работы на занятии.
Самоанализ деятельности и ее результатов-метод рефлексии.
Активный метод рефлексии, необходимый в процессе коррекционно- развивающего занятия и на завершающем этапе всего занятия.
В педагогической литературе существует следующая классификация видов рефлексии:
- рефлексия настроения и эмоционального состояния;
- рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала);
- рефлексия деятельности (ребёнок должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные).
Данные виды рефлексии можно проводить как индивидуально, так и коллективно. На занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния.
Настроение детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий. Приемы обучения – это конкретные операции взаимодействия воспитателя и ребёнка в процессе реализации методов обучения.
Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные приёмы обучения:
Наглядные опоры в обучении: алгоритмы, схемы, шаблоны, рисунки.
Использование сигнальных карточек при выполнении заданий.
Использование сюрпризных моментов. Использование наглядности и зрительных стимулов
Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.
Метод «рука в руке». Этот метод физической помощи, когда взрослый помогает ребёнку.
Нетрадиционные методы в коррекционной работе с детьми с ОВЗ: музыкотерапия, кинезиология, рефлексотерапия и точечный массаж. Куклотерапия, сказкотерапия, песочная терапия и глинотерапия.
Информационные компьютерные технологии.
Объяснительно–иллюстративные технологии
Технология проектного обучения.
Здоровьесберегающие технологии.
Игротерапия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/18/picture-153099-1574093103.jpg)
Продуктивное общение на основе нейролингвистического программирования как эффективный метод развивающей технологии обучения
Продуктивное общение на основе нейролингвистического программирования как эффективный метод развивающей технологии обучения (инновационный проект учителя начальных классоввысшей...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/01/picture-601492-1425215168.jpg)
Методические объединения, конспекты открытых мероприятий, педагогические технологии. Технологии интегрированного урока, нетрадиционные технологии. Формы, методы и способы обучения детей с ОВЗ. Технологическая карта урока.
Причины и возможности применения технологий интегрированного урока, нетрадиционных технологий, особенностей форм, методов и способов обучения в обучении детей с ограниченными возможностями з...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/25/picture-877654-1511624198.jpg)
Использование информационно - коммуникативных технологий и технологий обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Статья об использовании информационно-коммуникативных технологий для детей с особыми образовательными потребностями, о личном опыте использования ИКТ на уроках в начальной школе....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/12/picture-366348-1386851464.jpg)
Использование различных методик и приемов по обучению детей грамоте в добукварный период
Использование различных методик и приемов по обучению детей грамоте в добукварный период (мастер-класс учителя начальных классов )...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/08/picture-1286294-1604823965.jpg)
Мнемотехнические приемы в обучении детей с интеллектуальными нарушениями.
Часто в своей практике, педагог, работающий с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, сталкивается с трудностями в освоении и понимании учебного материала. Заучивание чаще становится невозможным....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/19/picture-940828-1571515798.jpg)
Доклад Тема: «Стимулирование познавательной деятельности через применение игровых приемов при обучении детей с ТМНР»
У детей с ТМНР к дошкольному возрасту оказываются несформированными даже элементарные игровые действия. Сами они не обнаруживают потребности в игре, не проявляют интереса ни к игрушкам, ни к самому иг...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/23/picture-1050920-1534996743.jpg)
«Приемы и технологии обучения детей-мигрантов младшего школьного возраста»
quot;Выступление на городской форсайт-центр...