Методы, приемы, технологии обучения детей с ОВЗ.
консультация на тему

Мухаметзянова Светлана Владимировна

Описание методов и приёмов в рпаботе с детьми с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_priyomy.docx16.74 КБ

Предварительный просмотр:

Методы, приемы, технологии обучения детей с ОВЗ.

Каждый ребёнок особенный-

Все дети равные!

.Получение детьми с ОВЗ образования, является одним из основных и неотъемлимых условий их успешной социализации, обеспечение их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.  Особенно остро в интеллектуальном развитии нуждаются дети с ОВЗ. Задача педагога научить ребёнка думать, размышлять.

Интеллектуальным развитием называют способности к усвоению знаний и решению нестандартных задач. Такую способность можно ускорить, замедлить или приостановить.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

. Чтобы заинтересовать учащихся, сделать обучение осознанным, используем в своей работе нестандартные подходы.

     Интеллектуальное развитие отвечает за нормальный уровень и скорость мыслительных процессов: сравнений, обобщений, распознаваний, способности делать выводы. К интеллекту относятся речь и способности к самообучению.

      Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то задачей педагога  является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения.
Следующим очень важным средством активизации учения являются методы и приемы обучения. Именно через использование тех или иных методов реализуется содержание обучения.

При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ необходимо учитывать, принцип доступности. Все занятия должны иметь гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта. Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных технологий.

Использование развивающих игр в игровой деятельности способствуют развитию интеллекта. Для этих целей отлично подойдут головоломки, настольные игры, которые призваны развивать интеллект и мышление у детей; Различные виды творчества: лепка, рисование, аппликация и конструирование. Они прекрасно развивают абстрактное и логическое мышление.

Но в своей работе  я использую ещё и кружковую работу (шашечный кружок) «Юные интеллектуалы». Занимательные вопросы, игры-шутки, разгадывание ребусов и загадок направлены на развитие произвольного внимания, нестандартного мышления, на быстроту реакции, тренируют память.

    Используются логические задачи на поиск недостающих фигур и нахождение закономерностей. «Чего не хватает?», «Найди ошибку» и т д. Эта задача может быть решена только на основе анализа каждого ряда фигур по вертикали и горизонтали путём их сопоставления.

Использую игры на воссоздание из геометрических фигур и специальных наборов образных и сюжетных изображений. К таким играм относятся «Колумбово яйцо», «Листик», «Танграм», «Вьетнамская игра», «Монгольская игра», кубики Никитина.

Игры на ориентировку на листе бумаги – это различные лабиринты

Регулярная смена видов деятельности и форм работы на занятии.

Самоанализ деятельности и ее результатов-метод рефлексии.

Активный метод рефлексии, необходимый в процессе коррекционно- развивающего занятия и на завершающем этапе всего занятия. 

В педагогической литературе существует следующая классификация видов рефлексии:

- рефлексия настроения и эмоционального состояния;

- рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала);

- рефлексия деятельности (ребёнок должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные).

Данные виды рефлексии можно проводить как индивидуально, так и коллективно.  На занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Настроение детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий. Приемы обучения – это конкретные операции взаимодействия воспитателя  и ребёнка в процессе реализации методов обучения.

Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные приёмы обучения:

Наглядные опоры в обучении: алгоритмы, схемы, шаблоны, рисунки.

Использование сигнальных карточек при выполнении заданий.

 Использование сюрпризных моментов. Использование наглядности и зрительных стимулов 

Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи. 

Метод «рука в руке». Этот метод физической помощи, когда взрослый помогает ребёнку.

Нетрадиционные методы в коррекционной работе с детьми с ОВЗ: музыкотерапия, кинезиология, рефлексотерапия и точечный массаж. Куклотерапия, сказкотерапия, песочная терапия и глинотерапия.

Информационные компьютерные технологии.

Объяснительно–иллюстративные технологии 

Технология проектного обучения.

 Здоровьесберегающие технологии. 

Игротерапия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Продуктивное общение на основе нейролингвистического программирования как эффективный метод развивающей технологии обучения

Продуктивное общение  на основе нейролингвистического программирования как эффективный метод развивающей  технологии обучения (инновационный проект учителя начальных классоввысшей...

Методические объединения, конспекты открытых мероприятий, педагогические технологии. Технологии интегрированного урока, нетрадиционные технологии. Формы, методы и способы обучения детей с ОВЗ. Технологическая карта урока.

Причины и возможности применения технологий интегрированного урока, нетрадиционных технологий, особенностей форм, методов и способов обучения в обучении детей с ограниченными возможностями з...

Использование информационно - коммуникативных технологий и технологий обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Статья об использовании информационно-коммуникативных технологий для детей с особыми образовательными потребностями, о личном опыте использования ИКТ на уроках в начальной школе....

Использование различных методик и приемов по обучению детей грамоте в добукварный период

Использование различных методик и приемов по обучению детей грамоте в добукварный период (мастер-класс учителя начальных классов )...

Мнемотехнические приемы в обучении детей с интеллектуальными нарушениями.

Часто в своей практике, педагог, работающий с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, сталкивается с трудностями в освоении и понимании учебного материала. Заучивание чаще становится невозможным....

Доклад Тема: «Стимулирование познавательной деятельности через применение игровых приемов при обучении детей с ТМНР»

У детей с ТМНР к дошкольному возрасту оказываются несформированными даже элементарные игровые действия. Сами они не обнаруживают потребности в игре, не проявляют интереса ни к игрушкам, ни к самому иг...