Доклад «Проектирование урока для детей с ОВЗ с позиции требований ФГОС НОО»
статья на тему

Сергеенко Оксана Васильевна

Выступление на районной секции учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_sektsii.docx26.96 КБ

Предварительный просмотр:

 Доклад

«Проектирование урока

для детей с ОВЗ с позиции требований ФГОС НОО»

                                          Подготовил: учитель начальных классов Сергеенко О.В.

   

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Как вы знаете с прошлого года дети с ОВЗ должны обучаться в обычной школе. В прошлом учебном году к нам в школу во 2 класс пришёл ребёнок, который с первого класса обучался по адаптированной программе ЗПР Вариант 1. Следовательно, я должна была продолжить обучение этого ребёнка по этой же программе. Мальчику предстояло обучаться инклюзивно, т.е. совместно с остальными учащимися этого же класса. И плюс ко всему него сопутствующее заболевание - ДЦП. Он сам передвигается, без посторонней помощи (может играть в подвижные игры),  сам себя обслуживает.

        Конечно, когда  узнаёшь о том, что в класс приходит ребёнок с ОВЗ, сказать, что ты огорчён -  это ничего не сказать. Потому что ты не знаешь ничего. Трудность заключалась в следующем: какие нужны документы, какие программы, как составлять тематическое планирование (ведь надо работать сразу и с этим ребёнком и с остальным классом одновременно), как осуществлять учебную деятельность. Вопросов масса, но ты понимаешь, что никуда ни денешься, работать надо.

       С вашего позволения, я бы хотела поделиться небольшим опытом своей работы.

Что касается документации…

1. На класс, который обучается по ООП я писала рабочую программу и тем.планирование.  На этого ребёнка я брала ту же самую рабочую программу и тем.планирование.  Но в рабочей программе прописывала на какого ребёнка она составлена и на каком основании. А в тематическом планировании добавляла колонку «Коррекционная работа» и в этой колонке на каждый урок прописывала ту коррекц.работу, которую планирую проводить.

2. Программа по внеурочной деятельности одна и та же. Брала спортивно-оздоровительное направление и интеллектуальное. В силу того, что мальчик в состоянии освоить и ту и другую программу, по которой занимается класс, эти программы можно оставлять и для него.

3. Классный журнал вела отдельный.

      Теперь, хочу вам рассказать о том, каким ребёнок пришёл в начале учебного года. Я отметила:

- положительные качества: коммуникабельность, доброжелательность, общительность. Мальчик быстро вошёл в коллектив класса и вёл себя как обычный ребёнок соответственно своему возрасту. Он очень любит свою семью и любим родителями, т.е. не обделён ни заботой, ни вниманием родителей.

     Что ещё меня тревожило: как этого ребёнка с физическими особенностями воспримет класс. Но к моей радости, ни разу  за весь учебной год никто в классе не высказал ни одного обидного слова, ни насмешки в адрес мальчика, скорее наоборот – проявляли внимание, предлагали помощь. Я думаю, что это следствие его личнойй внутренней позиции: «Я такой, как все. Я ничем не отличаюсь от остальных». Т.е., каким он преподнёс себя детям, таким его и восприняли. В общем, кратко описанный мной портрет представляет нам положительного мальчика, хорошего ребёнка.

- Но помимо положительных качеств, я определила и другие моменты, требующие моего внимания и работы: быстрая утомляемость, недостаточная  самостоятельность, плохая память, низкая познавательная активность, плохая восприимчивость материала, медлительность, плохо развитая моторика рук.

Определив проблемы, наметила задачи, требующие решения:

-        формирование положительной учебной мотивации;

-      повышение познавательной активности учащегося;

-        развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;

-        стимулирование самостоятельной деятельности;

-        эффективное усвоение  учебной информации,

-      развитие моторики.

Теперь, что касается того, как я решала эти задачи  инклюзивно во время урочной и внеурочной деятельности.

      В силу того, что этапы урока по ООП и по адаптированной программе  одни и те же, то технологическая карта урока была одна на весь класс. Но для своего ребёнка по предметам использовала либо дополнительный материал, либо занимательный материал, или тренажёры, таблички, образцы выполнения заданий, обязательны дополнительные минутки отдыха, пальчиковая гимнастика и т.д. Он работает вместе со всеми, выполняет те же самые задания, но планируя урок, вы предполагаете какие задания могут вызвать затруднения и готовите ему либо наглядный материал, либо алгоритм рассуждения и т.д.

              Теперь вкратце остановлюсь на самих уроках.

Что касается уроков чтения.  Несмотря на то, что скорость чтения у мальчика соответствует норме (43 – 55 – 61 слово), лучше он воспринимает и понимает смысл текста, прочитанный им учителем, хорошо читающим учеником, чем при самостоятельном чтении. Он хорошо анализирует текст, отвечает на вопросы,  понимает, чему учит произведение, определяет главную мысль. На каждом уроке обязательна речевая разминка (использовала скороговорки, загадки, стихи). Очень любит их произносить с разной интонацией. Перед знакомством с новым текстом обязательна словарная работа, подкреплённая картинками. Что касается пересказов текста, то при составлении пересказа по плану ребёнок лучше понимает план, составленный сначала из вопросительных предложений, а затем постепенно переводим их на план, составленный из повествовательных предложений.

         Его родителям рекомендовала пополнить домашнюю библиотеку интересной литературой и больше уделить внимания семейному чтению. Ведём читательский дневник. Эта трудоёмкая работа требует от ребёнка ответственности, самостоятельности, внимания, мышления, он учится анализировать произведение, выделять главную мысль и записывать  её  на бумаге.

Что касается уроков русского языка.

Первая проблема, с которой я столкнулась – плохая моторика. Из-за своей болезни (ДЦП) ребёнку с трудом давалось письмо. Он писал медленно, с сильным нажимом, буквы имели резкие очертания, без соединений. Что делала я. Как и положено, проводила каждый урок минутки чистописания со своим участием: «рука в руке» для того, чтобы мальчик мог почувствовать лёгкость письма, плавность письма. Хороший результат принесло использование трафаретов, на которых как бы вырезаны буквы, надо лишь ручкой их обвести, соблюдая направление. Заводила отдельную тетрадь по чистописанию, в которой занимались по мере возможности.  В ходе урока несколько раз проводила  пальчиковую гимнастику, и зрительную. Её можно показать самой или с помощью презентации. Ещё, для развития координации движений и в качестве минутки отдыха, я использовала мозаику, клубки с нитками, тренажёр с прищепками. Родители дома работали с пластилином, крупой, пластиковыми бутылками. В итоге, вся эта работа, направленная на улучшение каллиграфии, скорость письма, начала приносить свои плоды к концу 2 четверти. Появилась плавность письма, руки меньше уставали, стал быстрее писать, соединения писал, но не всегда.

       Что касается правил правописания, то здесь пришлось сложнее. Ребёнок допускает большое количество ошибок, плохо запоминает правила, невнимателен на уроках,  быстро утомляется. Поэтому проводила смену видов деятельности. Давала задания на развитие внимания: деформированный текст, задания на вычёркивание одной определённой буквы в тексте: «В течение 5 минут нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы "А" (можно указать любую букву)». По мере овладения заданием правила можно усложнять:

  • меняются отыскиваемые буквы;
  • по-разному зачеркиваются и др.;
  • одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, вторая подчеркивается;

• на одной строке буквы обводятся кружочком, на второй отмечаются галочкой и т. п.

Задание «Найди слова»

В бессмысленный набор букв вставляются слова (чаще — существительные, но могут быть глаголы, прилагательные, наречия). Требуется отыскать их как можно быстрее и без ошибок. На выполнение всего задания отводится 5 минут. Показателем успешности может служить число правильно найденных слов и скорость выполнения задания.

Пример задания:

ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЪМЩЮСАЭЕЫМЯЧЛОЬИРЪГН-ЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУРФРШУБАТВВГДИЖСЯИУ-МАМАЦПЧУЪЩМОЖБРПТЯЭЦБУРАНСГЛКЮГБЕИОПАЛКАФ-СПТУЧОСМЕТЛАОУЖЫЪЕЛАВТОБУСИОХПСДЯЗВЖ

  Благодаря таким упражнениям у ребенка наблюдалось сокращение ошибок в письменных заданиях.

      - Обязательно к каждому новому изучаемому правилу готовила памятку или табличку, алгоритм рассуждения,  которые ребёнок подклеивал в тетрадь для правил  по русскому языку и пользовался ими при необходимости.

       К концу учебного года, по сравнению с началом учебного года, количество ошибок в письменных работах уменьшилось. Мы научились слышать границы предложения, ставить точку в конце предложения, знаем правило правописания буквосочетаний, может объяснить орфограмму и подобрать проверочное слово (но самостоятельно орфограмму может и не увидеть). Разборы выполняет по образцу-памятке и т.д.

      Теперь – математика. 

     В инклюзивном классе работаешь индивидуально не только с ребёнком ОВЗ, но и с обычными детьми.  Есть сильные дети, есть слабые, у каждого своё восприятие материала, к каждому свой подход.

        Урок математики  начинала с актуализации знаний. На этом этапе можно проводить устный счёт ( с сигнальными карточками или в виде игры и т.д.), индивидуальную работу и т. д. Здесь работаете со всем классом и видите работу каждого.

Тяжелее всего давалась работа над задачами. Тут готовишь карточки с доп.заданиями и для сильных детей, и материал для разбора с ребёнком ОВЗ.

  Для лучшего понимания смысла мы с ним читали задачу два-три раза и дополнительно разбирали трудные для его понимания слова: поровну, в каждом, одновременно и др.  При необходимости мы моделировали задачу, делали рисунок, составляли краткую запись (сначала я помогала находить главные слова), объясняли способ решения. В дальнейшем ребенок сам составляет краткую запись, но при необходимости помогала выделить ключевые слова в тексте задачи. Если задача составная, то в краткой записи  нумеровали вопросы:  на какой дадим ответ сначала, на какой потом. Если вижу, что ребёнок устал – делали зарядку или гимнастику. Можно упростить вид задания, предложить ребус или загадку, с которой он справится (ребёнку надо видеть свой успех для получения положительных эмоций).

         Для лучшего усвоения того или иного способа вычисления ребенку давала памятку - алгоритм с поэтапным ходом вычисления, например, устный приём сложения без перехода через десяток и  с переходом через десяток и т.д.

         Мы вели строго тетрадь для правил и по математике, в которую подклеивали всю необходимую информацию.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Особенности учебного занятия в начальной школе с позиции требований ФГОС НОО"

В статье раскрыты предметные цели и цели, ориентированные на развитие личности ребёнка, предложена опорная таблица для конструирорвания учебного занятия...

Критический анализ УМК «Начальная школа 21 века» в формировании действий контроля с позиции требований ФГОС НОО

Демонстрация возможностей УМК «Начальная школа XXI века» в формировании действий контроля с позиции требований ФГОС НОО. Одной из трёх приоритетных целей проекта «Начальная школа 21 век», програм...

Доклад с презентацией "Использование электронных учебников и пособий на уроках в начальной школе с позиции требований ФГОС НОО"

Использование электронных учебников и пособий на уроке в начальной школе с позиции требований ФГОС НОО...

Особенности урока в начальной школе с позиций требований ФГОС НОО

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «...

ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ПОЗИЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО

Материал содержит план выступления по обобщению опыта работы школы на муниципальном семинаре учителей начальных классов по теме: "Особенности учебного занятия в начальной школе с позиции требован...

Методическая разработка по теме "Проектирование урока открытия нового знания с позиции требований ФГОС"

В методической разработке кратко рассматривается история исследования деятельностного подхода  в отечественной педагогике, особенности технологии деятельностного метода обучения младших школьнико...

Доклад для педагогического совета «Использование электронных учебников и пособий на уроках в начальной школе с позиции требований ФГОС НОО»

Электронная форма учебников как ресурс эффективного сотрудничества педагога и обучающегося в условиях введения ФГОС Модернизация образования сегодня тесно связана с электронным обучением. На сегодняшн...