Интегрированный урок
план-конспект урока (4 класс) на тему

Галактионова Светлана Аркадьевна

Интегрированный урок литературного чтения и технологии в четвёртом классе с региональным содержанием

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx32.19 КБ
Файл prez._o_poetah.pptx2.17 МБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок: литературное чтение - технология   в 4 классе

Учитель: Галактионова С. А. , Нечаева Н.А.

      Тема: Произведения северных поэтов о любви к родному дому  

 

      Цель: воссоздать образ родного дома на примере стихотворений поэтов Севера.  

      Задачи:  

  1. Учить определять любимые образы родного дома на основе стихотворений поэтов Севера.  
  2. Развивать эмоциональную отзывчивость, способствовать развитию творческого воображения, мышления и речи.
  3. Воспитывать  чувство любви к поэтическому слову, к родному дому. 
  4. Учить дорожить такими ценностями, как «дом», «семья».

      Планируемые результаты:

        Предметные: умение читать выразительно стихотворения, передавая с помощью интонации настроение и чувства поэтов; участие в коллективном обсуждении прочитанного.

        Личностные: эмоциональное и эстетическое восприятие художественных произведений; воспитание хорошего семьянина, хранителя домашнего очага; способность к оценке и самооценке своей работы.

Метапредметные:

        Регулятивные: умение определять и формулировать учебные задачи на уроке с помощью учителя, принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой учебной задачей; оценивать результат своей деятельности.

        Познавательные: извлечение необходимой информации из беседы; умение представлять картину, нарисованную автором, понимать его чувства; умение анализировать и делать выводы.

Коммуникативные: приобретение опыта сотрудничества, умение общаться, работать в группах, высказывать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению; развитие диалогической и монологической речи.

 Тип урока: частично-поисковый.

Оборудование: выставка книг с произведениями северных поэтов, тексты стихотворений,  компьютер, мультимедиа, иллюстрации деревенского дома, берёзы, образ матери и другие; у обучающихся файлы с деталями домиков, клей, фломастеры.

Используемые технологии:  групповая технология, ИКТ, технология критического мышления, здоровьесберегающая, технология оценивания.

Методы обучения: словесный, наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, практический.

                                                                    Ход урока:

 

   1. Организационный момент

Уч. Здравствуйте! Садитесь. Меня зовут Светлана Аркадьевна.

Уч. А меня зовут Наталья Алексеевна.

Уч. Мы приехали к вам из посёлка Брин –Наволок Холмогорского района.

Уч. Я вижу, что у вас у всех хорошее настроение, а чтобы оно стало ещё лучше  

давайте поприветствуем друг друга от души.

       

      ( Объяснение учителя)

       При взмахе моих рук, вот так, (показ) вы дружно скажите: «Доброе утро!»

Уч.  Придумано кем – то просто и мудро,

       При встрече здороваться: «Доброе утро!» (хором)

       Доброе утро! (хором) Солнцу и птицам,

       Доброе утро! (хором) Улыбчивым лицам,

       И каждый становится добрым, доверчивым,

       И доброе утро (хором)  продлится до вечера!

           Пусть утро будет добрым, а на сегодняшнем уроке пусть всем нам сопутствует успех.

  2.Мотивация к деятельности

- Ребята, а сейчас внимательно смотрите на экран и слушайте, вам предстоит ответить на вопрос, чему будет посвящён сегодняшний урок.

(Звучит 1 куплет песни «Родной дом» в исполнении Алексея Гомана, а на экране видеоряд с изображением деревенских домов, пейзажей и жителей деревни).

3. Определение темы урока и постановка задач.

- О чём эта песня? (о родном доме)

- Давайте попытаемся сформулировать тему урока (обучающиеся определяют тему урока)

 «Произведения северных поэтов о любви к родному дому»  (учитель дополняет и открывает      запись на доске с темой урока)

- А какие задачи мы определим на урок?

● Будем выразительно читать стихотворения северных поэтов.

●  Определим любимые образы родного дома в лирике поэтов Севера.

●  Будем работать над творческим проектом «Дом, в котором живёт Счастье».

         (учитель открывает  записи на доске с задачами  урока)

  1. Работа над изучением нового материала.

-У каждой былинки на земле есть своё место, откуда она берёт свою жизненную силу. Так и человек: у него есть свои корни, своя малая родина, родной дом. У многих поэтов образ родины, родного дома нашёл отражение в их произведениях, потому что только на родине может быть по-настоящему хорошо.  Тепло родного очага – это и есть родина!

-Ребята, обратите внимание на эти сборники. В них вы можете найти те стихотворения, которые мы будем читать сегодня на уроке.

-Вашему вниманию предлагаю произведения трёх авторов северного края.

    1 слайд     

        Порохин Иван Вячеславович. Родился в 1960 г. в селе Сура Пинежского района Архангельской области.

2 слайд     

        Яковлев Евгений Владимирович (1934г. – 1996г.). Учитель и поэт. Он учил любить родину, людей, служить добру и справедливости. Жил и работал в Холмогорском районе.

3 слайд     

        Фокина Ольга Александровна родилась в 1937 году в Верхнетоемском районе Архангельской области. Творчество поэтессы – это краски родной земли, в своих стихах она переживает за судьбу русской деревни, пишет о нелёгком крестьянском труде.

 Групповая работа

-Дети, у вас на партах тексты произведений северных поэтов. Возьмите каждый по тексту и ознакомьтесь. Прочитайте, осмыслите и приготовьтесь отвечать на вопросы по содержанию.  

1 группа 

-Над  произведением какого автора работала первая группа?

(Дети читают  стихотворение Порохина Ивана Вячеславовича, один ученик читает выразительно вслух)

 - Прочитай стихотворение так, чтобы оно понравилось всем нам.

Дом моего отца

Где бы ни был я, где б ни странствовал,

От Начала и до Конца,

Знаю примет всегда меня с радостью

Этот дом моего отца.

Всё родное здесь, всё знакомое,

От крылечка и до чердака.

Низко кланяюсь этому дому я,

А иначе нельзя никак.

Нет отца уже. Все мы смертные.

Но лишь только шагну за порог,

Слышу голос его приветливый:

«Что стоишь? Проходи, сынок!»

Жизнь бывает порою неласкова,

И невзгодам не видно конца.

Знаю: примет всегда меня с радостью

Этот дом моего отца.

- О чём это стихотворение? (О любви к родному дому)

- Подтвердите это строчками из стихотворения.  (Дети находят доказательство в тексте)

2 группа 

-2 группа, у вас произведение какого автора?

(Дети читают  стихотворение Яковлева Евгения Владимировича «Родной дом», один  ученик читает выразительно вслух)

 - Прочитай стихотворение так, чтобы оно понравилось всем нам. 

Родной дом

Когда поднимаешься к дому родному

Тропинкою в гору – теплей всё, теплей.

И так хорошо, по-родному знакомо

Устало коснёшься щекою ветвей.

И нету отраднее в жизни минуты,

Чем к дому подъём. А поднялся – и дом.

И долго стоишь в тишине почему-то,

На время забыв обо всём остальном.

- Как вы поняли, где построен дом? (На горе)

- Докажите строчками из стихотворения.

-Почему, поднимаясь на высокую гору, поэту становиться всё теплее и теплее? (Соскучился по дому, ему очень хочется побывать в родном доме, он испытывает радость и ему тепло от встречи с домом).

3 группа

А теперь выступление 3 группы. Кто автор вашего произведения?

(Дети читают  стихотворение Фокиной Ольги Александровны «Шорох ветра, рокот грома», один ученик читает выразительно вслух)

 - Прочитай стихотворение так, чтобы оно понравилось другим.  

Шорох ветра, рокот грома

Шорох ветра, рокот грома,

Всполох молнии во мгле…

Счастлив тот, кто счастлив дома,

На своей родной земле.

Ничего душа не просит,

До краёв она полна

Звоном зреющих колосьев,

Синевой небес и льна,

Шумом леса, ароматом

Трав, журчаньем родника,

Сластью ягоды несмятой,

Статью первого грибка.

            . . .

Ветер, ветер, вдаль влекомый,

Сделай надпись на крыле:

 Только тот, кто счастлив дома,

 Знает счастье на земле!»

- Прочитайте строчки, которые, на ваш взгляд, являются самыми важными в этом стихотворении.

-  Вы сейчас прослушали стихотворения наших замечательных земляков. Как вы думаете, что объединяет эти три стихотворения? (Любовь к родному дому, к малой родине)

- А сейчас мы с вами попробуем проиллюстрировать образы, которые предстают перед нами при слове «Дом».

(В центре доски иллюстрация деревенского дома. Далее дети в ходе беседы называют образы, которые они представляют рядом с домом:берёза, рябина, колодец, тропинка, кот и т. д., а учитель прикрепляет на доску соответствующие иллюстрации.

Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять.             (Маршируют на месте)
Будем строить и играть.                  (Хлопают в ладоши)
Дом большой, высокий строим.     (Встают на носочки и тянутся руками вверх)
Окна ставим, крышу кроем.           (Показать руками окно, крышу - сомкнуть руки

                                                            над головой)  
Вот какой красивый дом!             (Указательным жестом вытягивают руки вперед)
Всем уютно будет в нём!

  1.  Работа над проектом «Дом, в котором живёт Счастье»

а) Вступительное слово учителя.

 -  Ребята, я думаю, не только наши замечательные поэты  воспевают в своих произведениях любовь к родному дому. Мы с вами тоже очень дорожим своей семьёй, своим домом.  Ведь дом для каждого из нас самое ценное, нужное и дорогое.

    Пройдут годы, вы станете взрослыми людьми, мужьями и жёнами, мамами и папами. У вас будет своя семья и свой дом. И каким он будет, зависит только от вас, поэтому сегодня мы будем учиться «строить» Дом!

     Итак, начинаем работу над проектом «Дом, в котором живёт Счастье!»

  б) Практическая работа в парах

    -Для работы над проектом объединитесь в пары с соседом, ведь в старину соседи всегда помогали друг другу строить дома. Возьмите подкладной лист, на него из файлов положите  детали ваших будущих домов.

   Построить дом - нелёгкая задача, а тем более дом, в котором живёт Счастье! Нужен крепкий фундамент. Что является фундаментом нашего дома? (Семья)

 -Да, весь дом держится на крепкой семье.

- Для строительства счастливого дома мы приготовили особенные брёвна, у каждого есть своё название. Прочтите, какие же брёвнышки нужно положить в сруб такого дома? (Дети зачитывают вслух)

-Скажите, а какое из них вы считаете наиболее важным, чтобы его положить самым первым? Почему? (Ответы детей)

-Как вы думаете, сможет ли жить Счастье в доме, где нет места доброте, здоровому образу жизни, где кто- нибудь ленится?

(Делаем вывод: всё, что мы закладываем в этот дом очень важно!

-А вот это брёвнышко без названия… Как вы думаете, чего не хватает для Счастья в этом доме? Допишите фломастером и приклейте брёвна снизу вверх.

(Обучающиеся приклеивают «брёвнышки»: один намазывает, другой приклеивает.)

-Ребята, посмотрите, в ваших домах живёт Любовь, Уважение, все трудятся на благо дома, стараются понять друг друга. Как вы думаете, в этом доме поселится Счастье?

-Тогда приклейте крышу Счастья, «затопите» печь, «повесьте» занавески, «поставьте» цветок на окошко. В старину говорили: «Семья сильна, когда крыша над ней одна!»

-Замечательно! Прикрепите свои работы на доску. (На магниты)

-Давайте подумаем, какими звуками наполним дом? (Смех родителей и детей, треск поленьев в печи, мяуканье кошки…)

-А какими запахами? (Запах пирогов, запах чистоты…)

-Кого бы вы ещё поселили в доме, кроме своей семьи? (кота, рыбок…)

-Давайте около дома «посадим» цветы, деревья…

- Замечательно, у нас получился новый замечательный «посёлок», где во всех домах живёт Счастье!  

                                           7. Рефлексия

                            (Работа над синквейном)

                                             Дом

                                    Милый, родной

                           Защищает, любит, согревает

                               В нём живёт Счастье

                                        Моя душа

-Ребята, взгляните на задачи урока. Мы с вами сегодня выполнили то, что запланировали?

-Если вам понравился урок, прикрепите смайлики в окна ваших домов. Посмотрите, как они улыбаются всем нам!

Сегодня мы «строили»  бумажный дом,  но я надеюсь, что вы запомните на всю жизнь, из чего строится счастье. Я думаю, что сегодняшний проект поможет вам стать счастливыми хранителями будущего домашнего очага.

 

Домашнее задание:

1.Подготовить выразительное чтение стихотворения, с которым познакомились сегодня на уроке.

2.Выучить понравившееся стихотворение наизусть

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Яковлев Евгений Владимирович ( 1934- 1996) Учитель и поэт. Жил и работал в Холмогорском районе.

Слайд 3

Фокина Ольга Александровна (1937г.) родилась в Верхнетоемском районе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент интегрированного урока «Литературного чтения» с уроком «Развития речи» с использованием ТРКМ. 4 класс Тема урока: «А. Чехов. Ванька. Написание письма».

Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, ...

Фрагмент интегрированного урока «Окружающего мира» с уроками «Музыки», «Изобразительного искусства» с использованием ТРКМ. 1 класс Тема урока: «Листвы прощальная краса. Золотые краски осенних листьев».

    Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...

Фрагмент интегрированного урока «окружающего мира» с уроком «обучения грамоте» с использованием ТРКМ. 1 класс Тема урока: «Природы милое творенье… Царица цветов. Чтение слов с буквой Ц».

    Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...

Фрагмент интегрированного урока «Русского языка» с уроками «Литературного чтения» и «Изобразительного искусства» с использованием ТРКМ. 2 класс Тема урока: «Скоро весна!»

    Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...

Фрагмент интегрированного урока «Окружающего мира» с уроком «Экология» с использованием ТРКМ. 3 класс Тема урока: «Почва. Охрана почвы»

Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, раскрытии закономерностей...

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, МУЗЫКИ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 3 КЛАССЕ

В статье раскрываются преимущества интегрированных уроков. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию навыков грамотной устной и пи...

Предмет: Окружающий мир. Класс: 1 Б. Интегрированный урок по теме: «Твои помощники – органы чувств». Тип урока: урок-исследование.

Предмет: Окружающий мир. Класс: 1 Б. Интегрированный урок по  теме: «Твои помощники – органы чувств».Тип урока: урок-исследование.Цели:·...