программа курса внеурочной деятельности "Интеллектуальные витаминки"
рабочая программа на тему

Ирина Ананьевна Шигина

программа "Интеллектуальные витаминки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kursa_intellektualnye_vitaminki_2_kl_shigina.docx56.95 КБ

Предварительный просмотр:

Программа разработана на основе:

Программы «Интеллектуальные витаминки», авторы – Шпагина О.Н.,

Пинженина С.В., Пинженин П.С., Гордеева А.В.,  Екатеринбург, «Центр развития молодёжи», 2012.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ЧАСТЬ №1: ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  • Познавательные универсальные учебные действия (УУД)
  • Коммуникативные универсальные учебные действия (УУД)
  • Цель курса
  • Задачи
  • Реализация курса

ЧАСТЬ №2: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  • Общие рекомендации по работе с «Витаминками»
  • Системность
  • Групповая работа
  • Структура занятия
  • Эпиграф
  • Работа с заданиями
  • Рефлексия
  • Виды «витаминок»
  • Обычные
  • Супервитаминки
  • Контрольные
  • Курс «Интеллектуальныевитаминки»
  • Облегчённый курс
  • Полный курс

ПРИЛОЖЕНИЯ

  • Приложение 1. Примерное планирование занятий облегчённого курса для 1 класса.
  • Приложение 2. Примерное планирование занятий полного курса для 1 класса.
  • Приложение 3. Ответы с рекомендациями для 1 класса.
  • Приложение 4. Таблица «Уровни сформированности универсальных учебных действий у первоклассников».
  • Приложение 5. Сценарии особых занятий (по «Супервитаминкам»).

ЧАСТЬ №1: ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Познавательные универсальные учебные действия (УУД)

Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учётом основных направлений модернизации образования, ориентирован не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка. Поэтому не случайно одной из главных целей на ступени общего образования является развитие познавательной активности учащихся. Познавательная активность обеспечивает познавательную деятельность, в процессе которой происходит овладение необходимыми способами деятельности, умениями, навыками. Наличие познавательной активности – психологический фактор, который обеспечивает достижение целей обучения.К познавательным относятся в том числе результаты, заявленные в «Программе формирования универсальных учебных действий» («Планируемые результаты начального общего образования», под редакцией Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой, Москва, Просвещение, 2009):

  • поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
  • использование знаково-символических средств, в том числе модели и схемы для решения задач;
  • построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • ориентирование на разнообразие способов решения задач;
  • основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделениесущественной информации из текстов разных видов;
  • осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществление синтеза как составления целого из частей;
  • сравнение, сериация и классификация по заданным критериям;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение рассуждения в форме связи простых суждений обобъекте, его строении, свойствах и связях;
  • обобщение, т. е. осуществление генерализации и выведениеобщности для целого ряда или класса единичных объектов наоснове выделения сущностной связи;
  • осуществление подведения под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и ихсинтеза;
  • установление аналогии;
  • владение общим приемом решения задач.
  • осуществление расширенного поиска информации с использование ресурсов библиотек и Интернета;
  • создание и преобразование модели и схемы для решения задач;
  • осознанное и произвольноепостроение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • осуществление выбора наиболее эффективных способоврешения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществление синтеза как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающиекомпоненты;
  • сравнение, сериация и классификация,самостоятельный выбор основания и критерии для указанных логических операций;
  • построениелогических рассуждений, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия (УУД)

В сфере коммуникации важны умения учитывать позициюсобеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватнопередавать информацию и отображать предметное содержание иусловия деятельности в речи.Поэтому одной из главных целей на ступени общего образования является развитие коммуникативныхумений учащихся.

К коммуникативнымотносятся в том числе результаты, заявленные в «Программе формирования универсальных учебных действий»  («Планируемые результаты начального общего образования», под редакцией Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой, Москва, Просвещение, 2009):

  • допускать возможность существования у людей различныхточек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, иориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координацииразличных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнера;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решенияразличных коммуникативных задач, строить монологическоевысказывание, владеть диалогической формой речи.
  • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновыватьсобственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее спозициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учетаинтересов и позиций всех его участников;
  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • задавать вопросы, необходимые для организациисобственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Цель курса

Помочь учителю в формировании познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) школьников.

Задачи

  • Развивать познавательную активность учащихсякак важнейший  компонент любой деятельности человека.
  • Формировать познавательные результаты, заявленные в  «Программе формирования универсальных учебных действий» ФГОС.
  • Повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка.

Реализация курса

Курс внеурочной деятельности «Интеллектуальные витаминки» представляет собой систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 7-10 лет, включает 30 занятий в 1 классе и 34 занятия во 2-4 классах: одно занятие в неделю (начиная с октября). Курс относится к общеинтеллектуальному направлению, рассчитан на 4 года, объемом в 132 часа, 1 час в неделю.

ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ

  • По количеству детей, участвующих в занятии: индивидуальная,коллективная, групповая (в 1-2 классах – работа в парах).
  • По особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, интеллектуальная игра, мини-проекты.
  • По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЙ

1 класс – 35 минут.

2-4 классы – 40 минут.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Игровая, познавательная.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Курс поддержан комплектом дидактического материала «Интеллектуальныевитаминки». Каждыйвыпуск «Интеллектуальных витаминок» представляет собой 2 страницы формата А4, включающий в себя 8 заданий.Задания предполагают разный формат ответа (открытый и закрытый тип, сопоставление и т.д.). В основе пособия «Интеллектуальные витаминки» лежит классификация Тёрстоуна.Каждое задание направлено на формирование одного из аспектов интеллектуальной деятельности:

  • Работа с числом (способность совершать счётные операции)
  • Словесная гибкость (способность легко находить слова для адекватного выражения мыслей)
  • Вербальное восприятие (способность адекватно понимать устную и письменную речь)
  • Пространственное мышление (способность оперировать в уме пространственными отношениями)
  • Готовность к перцепции (быстрота восприятия сходств и различий между предметами и изображениями)
  • Способность к рассуждению (решение проблем с использованием прошлого опыта)
  • Системный анализ (стратегическое планирование)
  • Продуктивность мышления (способность генерировать разные виды решения одной и той же задачи)

ЧАСТЬ №2: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Курс «Интеллектуальныевитаминки»

ОБЛЕГЧЁННЫЙ КУРС

В помощь учителю при работе с пособием «Интеллектуальныевитаминки» предлагается курс, направленный на формирование познавательных и коммуникативных УУД. В облегчённом варианте курса(Приложение 1)работа построена исключительно на использовании пособия «Интеллектуальные витаминки».

ПОЛНЫЙ КУРС

Полный курс(Приложение 2) включает в себя комплексное использование трёх инструментов формирования познавательных и коммуникативных УУД:

  • Пособие «Интеллектуальные витаминки» (формирование познавательных и коммуникативных УУД школьников посредством использования пособия во внеурочной деятельности);
  • БЫСТРЫЙ раунд конкурса ЭМУ-Эрудит (мониторинг уровня развития познавательных и коммуникативных УУД);
  • Конкурс творческих команд (формирование познавательных и коммуникативных УУД с помощью интересных разносторонних заданий и работы в команде).

Общие рекомендации по работе с «Витаминками»

СИСТЕМНОСТЬ. Употребляйте по одной «витаминке» раз в неделю в течение всего учебного года.

ГРУППОВАЯ РАБОТА. Поощряйте командную игру. Если некоторые задания трудноваты для индивидуального решения, объедините детей в группы. В конце концов, одна из Ваших задач – формирование коммуникативныхУУД.

Структура занятия

ЭПИГРАФ

В качестве эпиграфов к «витаминкам» используются пословицы и фразеологизмы. Работа с ними поможет увеличить пассивный словарный запас школьников, положительно скажется на развитии языкового чутья и научит эффективному использованию речевых средств (коммуникативные УУД).Работа с эпиграфом занятия происходит в несколько этапов:

1.Перед началом работы с заданиями спросите учеников, как они понимают значение пословицы, что могла бы означать приведённая фраза, в каких ситуациях уместно её использование. Пусть дети выскажут свои версии и аргументируют их.

2.В начале занятия проведите беседу о значении пословицы. После Вашего объяснения значения фразеологизма предложите детям вспомнить другие пословицы с тем же смыслом.

3.В ходе занятия вернитесь к эпиграфу для более глубокого осмысления, обсудите ситуации, в которых данное выражение было бы уместно.

4.Вернитесь к эпиграфу в конце занятия, проанализируйте восприятие пословицы детьми в начале и в конце урока.

5.Перед началом работы с новой пословицей поработайте с эпиграфом предыдущего занятия. Если возможно, найдите сходство в толковании новой и прежней пословиц.

РАБОТА С ЗАДАНИЯМИ

Восемь заданий, нацеленных на различные факторы интеллекта, всесторонне стимулируют ум и логические умения ребёнка (познавательные УУД). Первый месяц-полтора не пускайте работу с «Витаминками» на самотёк. Познакомьте учеников со структурой пособия и правилами работы. Выполняйте все задания в классе. Только после того как дети освоятся с «Витаминками», допускается выдавать их на дом для самостоятельной работы. Если ребёнок систематически не справляется с заданиями одного из восьми видов – это повод для беспокойства.

РЕФЛЕКСИЯ

Рефлексия способствует формированию навыков самооценки собственной работы (регулятивные УУД). Полезно проводить её всегда – после того как задания очередной «витаминки» решены. Предложите детям определить самые интересные и самые трудные задания. Пусть сделают это индивидуально или в мини-группах и озвучат свой ответ. При презентации ответа дети должны объяснить, почему данное задание показалось им интересным или трудным.

Виды «витаминок»

ОБЫЧНЫЕ (A, B, C, …, X, Y, Z) – первые 25 «витаминок» пособия. Основная цель – формирование познавательных УУД. Применяйте обычные «витаминки» в качестве интеллектуальных разминок на Ваших уроках, выдавайте в виде домашнего задания, используйте на классных часах. Иными словами, работайте с пособием так, как Вам удобно. Допустимо выполнять в классе не все задания – одно-два оставить на дом или начать выполнять в классе и предложить детям закончить их дома.

СУПЕРВИТАМИНКИ (Супервитамин-1, Супервитамин-2, Супервитамин-3) находятся в конце пособия, перед контрольными «витаминками». Основная цель – формирование коммуникативных УУД и повышение мотивации. Отведите на работу с «супервитаминкой» целый урок в форме интеллектуальной игры. Сценарий мероприятия Вы можете найти в приложениях.

КОНТРОЛЬНЫЕ (K1, K2) – последние 2 «витаминки» пособия. Основная цель – несложный мониторинг сформированности познавательных УУД учащихся, пополнение ученического портфолио. С данными «витаминками» дети должны заниматься индивидуально в режиме контрольной работы. Каждое задание оценивается в зависимости от количества выполненных элементов (например, если максимальный балл за упражнение – 5, то ребёнок, разгадавший 3 из 5-ти ребусов, получает 3 балла). Подсчитайте процент выполнения каждого задания и сделайте вывод о развитости соответствующего фактора интеллекта. Если ученик набрал менее половины баллов за всю работу – это повод для беспокойства. Рекомендуется контрольные «витаминки» подписывать и вкладывать в портфолио ученика.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 2 КЛАСС

№ п/п

Дата

Тема

Основные виды внеурочной деятельности

1

Витамин A. Доброе начало – половина дела

Познавательная

2

Витамин B. Иной стреляет редко, да попадает метко

Познавательная

3

Витамин C. Веника не сломишь, а по прутику весь переломаешь

Познавательная

4

Витамин D. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь

Познавательная

5

Витамин E. Шила в мешке не утаишь

Познавательная

6

Выполнение заданий на словесную гибкость

Познавательная

7

Развитие способности к рассуждению

Познавательная

8

Витамин F. За много дел не берись, а в одном отличись

Познавательная

9

ЭМУ. БЫСТРЫЙ раунд

Познавательная

10

Витамин G. Курица по зёрнышку клюёт да сыта бывает

Познавательная

11

Витамин H. И комар лошадь свалит, коли волк пособит

Познавательная

12

Витамин I. Не красна изба углами, а красна пирогами

Познавательная

13

Супервитамин-1. Один в поле не воин

Игровая

14

Витамин J. Кто не ходит, тот и не падает

Познавательная

15

Витамин L. Семеро одного не ждут

Познавательная

16

Витамин K1. Что посеешь, то и пожнёшь

Познавательная, контрольно-оценочная

17

Витамин M . Мороз ленивого за нос хватает, а  перед проворным шапку снимает

Познавательная

18

Витамин N. Сильный победит одного, знающий – тысячу

Познавательная

19

Витамин О. Кто в слове скор, тот в деле редко спор

Познавательная

20

Витамин P. Не учась. И лапти не сплетёшь

Познавательная

21

Витамин Q. Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах

Познавательная

22

Витамин R. Попытка – не пытка, спрос – не беда

Познавательная

23

Витамин S. Кому много дано – с того много и спросится

Познавательная

24

Витамин T. Тяжело в учении, легко в бою

Познавательная

25

Супервитамин-2. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня

Игровая

26

Витамин U. Старый друг лучше новых двух

Познавательная

27

Витамин V. Час упустишь, годом не наверстаешь

Познавательная

28

Витамин W. В умной беседе быть – ума прикупить, а в глупой – и свой растерять

Познавательная

29

Витамин X. Корень учения горек, да плод его сладок

Познавательная

30

Витамин Y. Под лежачий камень и вода не течёт

Познавательная

31

Витамин Z. Делано наспех – и сделано на смех

Познавательная

32

Витамин K2. Дорогу осилит идущий

Познавательная, контрольно-оценочная

33

Супервитамин-3. Кто ясно мыслит – тот ясно излагает

Игровая

34

Повторение

Познавательная

Планирование является примерным.

Учитель при составлении своего планирования вправе менять местами занятия, менять тип и форму занятия, исходя из программы обучения, особенностей детей, выявленных проблем.

Предлагается 8 типовых структур проведения занятий:

Вводное занятие,

Обучение,

Самостоятельная работа,

Мониторинговое занятие,

Домашнее задание,

Особое занятие,

Стартовый мониторинг,

Итоговое мероприятие.

Зелёным цветом обозначен период проведения БЫСТРОГО раунда конкурса ЭМУ-Эрудит.

Участие в БЫСТРОМ раунде происходит параллельно с выполнением заданий «Интеллектуальных витаминок». Во время проведения конкурса Творческих Команд работу с «витаминками» рекомендуется отложить.

1. (ВЗ) Вводное занятие

Цель – знакомство с «Интеллектуальнымивитаминками».

План занятия:

  • Обсуждение вопроса: что такое интеллект?
  • Знакомство со структурой «Интеллектуальной витаминки» и правилами выполнения заданий.Выполнение заданий.

Порекомендуйте детям выполнять задания простым карандашом, чтобы была возможность исправления ошибок после проверки.

  • Рефлексия.

Варианты выполнения заданий:

  • Индивидуально с проверкой.
  • Все задания выполняются в классе.

2. (О) Обучение

Цель – активное введение в работу с «витаминками».

План занятия:

  • Проверка домашнего задания.

Для отдельных заданий заслушать объяснения или аргументацию учеников.

  • Работа с эпиграфом.
  • Интеллектуальная разминка.
  • Выполнение заданий.

Задания выполняются вместе с учителем. Трудные задания рассматриваются подробно. Дети высказывают свои версии и аргументируют их.

  • Рефлексия.

Варианты выполнения заданий:

  • Индивидуально с проверкой.
  • Фронтальная работа с параллельной проверкой.
  • Одно-два задания остаются для домашнего выполнения, или одно из заданий начать выполнять в классе и предложить детям закончить его дома.

3. (СР) Самостоятельная работа

Цель – эффективное развитие интеллектуальных умений.

План занятия:

  • Проверка домашнего задания.

Для отдельных заданий заслушать объяснения или аргументацию учеников.

  • Работа с эпиграфом.
  • Интеллектуальная разминка.
  • Выполнение заданий.

Предполагается, что дети выполняют работу самостоятельно. Следует привлекать более успешных детей для помощи отстающим.

  • Рефлексия.

Варианты выполнения заданий:

  • Индивидуально с проверкой.
  • Самостоятельная работа, взаимопроверка заданий учащимися.
  • Одно-два задания остаются для домашнего выполнения, или одно из заданий начать выполнять в классе и предложить детям закончить его дома.

4. (ОЗ) Особые занятия

Цель – актуализация пройденного материала с помощью командной работы.

Особые занятия проводятся по «супервитаминкам» (Супервитамин 1, Супервитамин 2, Супервитамин 3). Сценарии и визуальное сопровождение (презентации PowerPoint) всех трёх мероприятий – в Приложении 5. По желанию можно выбрать другие формы проведения особых занятий или разработать интерактивный сценарий самостоятельно.

Варианты проведения особых занятий:

  • Интеллектуальная игра – занятие можно провести в формате известных игр «Самый умный ученик», «Своя игра», «Букварики» или игр, традиционных для вашей школы.
  • Фестиваль ребусов (головоломок, логических задач и т.д.) – готовится детьми дома с помощью родителей. На занятии дети предлагают одноклассникам решить ребусы (головоломки, логические задачи и т.д.).

5. (С) Самоподготовка

Цель – развитие познавательных и коммуникативных УУД учащихся в режиме внеурочно-домашней деятельности.

«Интеллектуальнаявитаминка» целиком выдаётся учащимся на дом для самостоятельного выполнения. Данную форму работы следует использовать во время каникул, чтобы не прерывать регулярность тренировок.

Варианты выполнения заданий:

  • Индивидуально.
  • Самостоятельная работа, привлечение родителей.

6. (МЗ) Мониторинговые занятия

Цель – отслеживание уровня сформированности у учащихся познавательных и коммуникативных умений.

План занятия:

  • Работа с эпиграфом
  • Выполнение заданий.

Дети самостоятельно выполняют задания специальных номеров «Интеллектуальных витаминок»(Витамин К1, ВитаминК2).

  • Оценка

Учитель оценивает каждое задание в баллах, указанных в «витаминках» и заполняет таблицу «Результаты сформированности познавательных действий у первоклассников» (Приложение 4). Ответы с рекомендациями можно найти в Приложении 3.

7. (СМ) Стартовый мониторинг

Цель -оценка уровня сформированностипознавательных и коммуникативных УУД посредством участия в БЫСТРОМ раунде конкурса ЭМУ-Эрудит.

Мониторинговый конкурс отличается от «Интеллектуальных витаминок» по формату, что повышает мотивацию и позволяет оценить переносимость умений, сформированных с использованием «витаминок». БЫСТРЫЙ раунд мониторингового конкурса ЭМУ-Эрудит позволит не только осуществить начальный срез, но и даст более объективную картину уровня сформированностипознавательных и коммуникативных УУД в классе. По окончании конкурса учителю будет предоставлен готовый индивидуальный и сравнительный анализ по классу.

Участие в конкурсе ЭМУ-Эрудит (БЫСТРЫЙ раунд).

Чтобы принять участие в БЫСТРОМ раунде конкурса ЭМУ-Эрудит, зарегистрируйтесь на сайте www.cerm.ru и подайте заявку на участие через Личный Кабинет.

Задания и инструкция по проведению скачиваются из Личного Кабинета.

Ответы учащихся оцифровываются и отправляются на проверку через Личный Кабинет.

План занятия:

  • Подготовка к конкурсу.

Скачайте и распечатайте задания, изучите методические рекомендации.

  • Организационный момент

Познакомьте детей с сюжетной зарисовкой, объясните правила выполнения заданий конкурса.

  • Выполнение заданий

Попросите учащихся выполнить задания (индивидуально).

  • Рефлексия.

8. (ИМ) Итоговое мероприятие

Цель – формирование познавательных и коммуникативных УУД у учащихся посредством командной работы.

Одна их форм проведения  итогового мероприятия – это  участие в конкурсе Творческих Команд. Конкурс Творческих Команд способствует формированию навыков взаимодействия в команде. Увлекательный сюжет поможет Вам смотивировать учащихся на активную работу. Задания конкурса сопровождаются методическими рекомендациями для учителя.

Другая форма проведения итогового мероприятия – это участие в Брей-ринге ( в рамках одной параллели классов).

Материально-техническое обеспечение

  1. Рабочая тетрадь «Интеллектуальныевитаминки».  О.Н.Шпигина, С.В.Пинженина. – г.Екатеринбург: АНО «Центр развития молодежи», 2012г.
  2. Методические рекомендации для учителя облегченный курс внеурочной деятельности«Интеллектуальныевитаминки».  О.Н.Шпигина, С.В.Пинженина. – г.Екатеринбург: АНО «Центр развития молодежи», 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса внеурочной деятельности "Школа здоровья"

Программа внеурочной деятельности "Школа здоровья" является модифицированной. Содержит полностью разработанный курс занятий для младших школьников. Цель курса - обучение детей бережному отношению к со...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...

Программа курса внеурочной деятельности по формированию познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий «Интеллектуальные витаминки»

Авторская программа курса внеурочной деятельности по формированию познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий «Интеллектуальные витаминки»: пояснительная записка, методические реко...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука правил дорожного движения» основного общего образования срок реализации программы: 1 год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности составленав соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартомосновного общего образования,с учетом Примерной основной образовательно...

“ Внеурочная деятельность как продолжение основной образовательной программы школы» (На примере программы курса внеурочной деятельности «Музей в твоём классе»)

В статье автор говорит о внеурочной  деятельности, как продолжении  предметных программ  с развивающим компонентом. . О формировании универсальных учебных действий через восприятие и ан...