Образовательный проект
проект на тему

Румянцева Юлия Александровна

В основе реализации проекта лежит проведение исследования эффективности использования песенного метода обучения для повышения мотивации учащихся к изучению английского языка, обеспечения благоприятного личностного развития, реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности.

В проекте представлены цели, задачи проекта, технология применения метода обучения английскому языку с целью повышения мотивации и качества образования, основные методы обучения английскому языку, ресурсное обеспечение педагогического опыта, партнеры, целевая аудитория, этапы и план реализации проекта, ожидаемые результаты и эффект, перспективы дальнейшего развития по созданию условий.

Исследованием охвачены учащиеся начальной школы (в рамках реализации ФГОС начального общего образования), классные руководители 4-ых классов, учителя английского языка и родители учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_proekt_2018.docx58.78 КБ

Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

на тему:

«Обучение английскому языку с помощью песен на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС»

Срок реализации:

2017-2018 учебный год

Автор: Румянцева Юлия Александровна,

учитель английского языка высшей категории

МБОУ сош № 30 города Электроугли

СОДЕРЖАНИЕ:

Краткая аннотация проекта

Обоснование необходимости проекта

Цели и задачи проекта

Содержание проекта

4.1 Технология применения песенного метода обучения английскому языку с целью повышения мотивации и качества образования

4.2 Интерактивные методы обучения

Ресурсное обеспечение педагогического опыта

Партнеры

Целевая аудитория

Этапы реализации проекта

План реализации проекта

Ожидаемые результаты и социальный эффект

Перспективы дальнейшего развития

Список  литературы

1. КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

В основе реализации проекта лежит проведение исследования эффективности использования песенного метода обучения для повышения мотивации учащихся к изучению английского языка, обеспечения благоприятного личностного развития, реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности.

В проекте представлены цели, задачи проекта, технология применения метода обучения английскому языку с целью повышения мотивации и качества образования, основные методы обучения английскому языку, ресурсное обеспечение педагогического опыта, партнеры, целевая аудитория, этапы и план реализации проекта, ожидаемые результаты и эффект, перспективы дальнейшего развития по созданию условий.

Исследованием охвачены учащиеся начальной школы (в рамках реализации ФГОС начального общего образования), классные руководители 4-ых классов, учителя английского языка и родители учащихся.

В проекте обоснована актуальность темы исследования, определены проблема и степень ее разработанности, цель, задачи, предмет и объект, теоретическое и методологическое основание, источники, этапы, представлены результаты анкетирования, результаты учебной и внеучебной деятельности, материалы, используемые в обучении.

2. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОЕКТА

Изучение иностранного языка в образовательном учебном заведении представляет собой этап практического овладения языком. При этом в качестве одной из основных задач выступает формирование у обучающихся коммуникативных умений. Специфику обучения иностранным языкам в школе рассматривали И.А. Зимняя, Е.И. Пассов, вопросы психолингвистического сопровождения процесса обучения иностранным языкам А.А. Леонтьев и психологические механизмы овладения иностранным языком Б.В. Беляев.

Ценный вклад в понимание учебной мотивации вносит концепция Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, В. Хеннинг, Л.И. Бажович и А.К. Маркова.

Современное школьное образование учитывает возросший интерес и потребности к изучению иностранных языков. Образовательные программы уделяют особое внимание запросам общества и целям изучения иностранного языка. Родители и педагоги понимают ценность знания иностранных языков, рассматривая это как залог будущей успешной карьеры ребенка. Однако такой подход не вызывает у детей желания прилежно и основательно заниматься изучением иностранного языка.

Такое положение вещей стало серьезной проблемой для меня как учителя английского языка. Это натолкнуло меня на мысль разобраться в данной ситуации и создать условия для повышения мотивации школьников к изучению иностранного языка.

Изучение мотивации при обучении английского языка позволит повысить качество знаний и интерес к предмету.

Проанализировав ситуацию в нашей школе, возникла необходимость создания образовательного проекта, основной целью которого является исследование влияния песенного метода обучения на повышение уровня мотивации школьников и качества знаний.

I этап. Для решения данной проблемы на первом этапе была проведена диагностика по отслеживанию уровня мотивации к изучению предмета «Английский язык» по следующим параметрам (приложение 1):

  • заинтересованность в усвоении английского языка;
  • престиж в знании языка;
  • влияние семьи на необходимость изучения языка;
  • роль учителя в преподавании предмета.

Цель исследования: выявление особенностей мотивации у школьников к изучению английского языка.

Были определены следующие задачи:

  • Провести анализ исследований по проблемам мотивации учебной деятельности и её специфики при изучении английского языка.
  • Выявить психологические особенности мотивации школьников к изучению английского языка.
  • В ходе диагностики определить условия развития мотивации школьников к изучению английского языка на основе осознания или практической ценности владения иностранным языком, интереса к особенностям языка и культуры народа, и опыта общения на английском языке в игровых и реалистических ситуациях.

Решение поставленных задач осуществлялось с помощью комплекса методов исследования.

В сентябре было проведено анкетирование учителя английского языка Румянцевой Юлии Александровны, классных руководителей Йовайши Елены Николаевны и Алымовой Юлии Александровны, учащихся 4 класса и их родителей.

По результатам анкетирования все родители убеждены в том, что в настоящее время необходимо знать английский язык. Только 30% детей действительно сами заинтересованы в изучении иностранного языка (Приложение 2).

Родители отмечают снижение интереса к изучению английского языка из-за трудностей учебного материала и возрастающей учебной нагрузке по всем предметам. Этот факт подтверждает более 50% детей.

По результатам повторной диагностики, которая будет проводиться в мае этого года, прерогативы учащихся на конец эксперимента должны измениться благодаря использованию песенного метода обучения английскому языку.

Современная социальная ситуация вызывает заинтересованность в усвоении английского языка в целях более успешного образования и трудоустройства.

3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Основная образовательная программа направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Согласно ФГОС нового поколения эффективность современного учебно-воспитательного процесса обеспечивается инновационной образовательной средой - системой ресурсов, инструментов и технологий, обеспечивающих достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы образовательного учреждения. Одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников является музыка, представляющая собой сильнейший психологический побудитель, проникающий в подспудные глубины сознания. Я.А. Каменский писал, что тот, кто не знает музыки, уподобляется человеку, не знающему грамоты. Музыка и пение оказывают неоценимую помощь в изучении английского языка в силу ряда причин.

Чем сложнее вид деятельности, тем обычно меньше заинтересованности выказывают ученики, и задача педагога найти способы снятия трудностей при развитии разных речевых навыков.

Реализация данного проекта сможет повысить мотивацию и познавательную активность учащихся при изучении английского языка.

Научная новизна проекта.

Данный проект предполагает выявление и поддержку талантливых детей, а также помощь в освоении основ английского языка разным категориям учащихся; использование песенных методов в обучении иностранному языку; внедрение системы непрерывного образования в условиях общеобразовательной школы.

Используя методику SWOT-анализа, применяемую для оценки факторов и явлений, влияющих на проект, я выявила противоречия (сильные и слабые стороны проекта), благоприятные возможности и риски реализации проекта.

Сильные стороны:

  • наличие оборудования в кабинете английского языка;
  • наличие современной методической литературы по теме проекта;
  • высокопрофессиональный педагогический коллектив;
  • преподавание предмета как средства личностного развития и социализации каждого воспитанника;
  • комфортность условий пребывания;
  • высокая результативность участия в конкурсах;
  • активная позиция школы в социокультурном и образовательном пространстве;
  • высокая степень удовлетворенности родителей работой школы.

Слабые стороны:

  • недостаточная оснащённость техническими средствами обучения;
  • низкая коммуникативная и информационная компетенции у некоторых учащихся и учителей;
  • нехватка временного ресурса;
  • невозможность применения метода часто на уроках английского языка.

Благоприятные возможности реализации проекта:

  • развитие творческой среды школы;
  • развитие мотивационной среды  образовательного процесса и интереса к изучаемому языку;
  • создание условий личностного развития всех участников образовательного процесса;
  • перспективность развития образовательной системы школы.

Риски реализации проекта:

  • недостаточное оснащение материально-технической базы приведет к невозможности выполнения поставленных задач;
  • повышение требований к подготовке и значительные временные затраты повлечет снижение мотивации педагога.

Необходимость решения проблемы определило основную цель педагогической деятельности – это внедрение песенных методов обучения английскому языку, повышение мотивации учащихся к изучению языка и создание условий для развития коммуникативной компетентности обучающихся.

Противоречия, проблема и цель определили объект исследования.

Объект исследования: педагогический опыт по использованию песенных методов обучения английскому языку в процессе урочной и внеурочной деятельности обучающихся.

Предмет исследования: технология песенного обучения как средство повышения мотивации познавательной деятельности и формирования коммуникативной компетентности обучающихся.

Гипотеза исследования: если систематически использовать песенные методы обучения английскому языку, то следует ожидать повышения уровня успеваемости обучающихся, увеличение активности во внеурочной деятельности, так как применение данного метода способствует формированию ключевых компетентностей, продуктивному усвоению учебного материала, развитию творческого подхода к учебному материалу, обогащению социального опыта обучающихся.

Цель и гипотеза определили задачи проекта:

  • изучить и обобщить передовой опыт проведения уроков с использованием песенных методов обучения английскому языку в рамках реализации ФГОС;
  • описать технологию применения песенного метода обучения для повышения качества образования и для оказания помощи учащимся в реализации познавательного творческого потенциала;
  • выявить, все ли необходимые компоненты и средства имеются в наличии для реализации данной технологии;
  • провести анкетирование участников образовательного процесса и анализ сформированности ключевых компетенций учащихся на начало и конец реализации проекта;
  • провести анализ личного опыта преподавания;
  • создать банк учебных материалов по каждой теме с использованием песенного метода;
  • внедрить песенные методы обучения в урочную и внеурочную деятельность по английскому языку;
  • разработать и организовать урочные и внеурочные мероприятия, способствующие повышению мотивации учащихся к изучению английского языка;
  • проанализировать влияние использования интерактивных методов обучения на мотивацию обучающихся к изучению английского языка;
  • разработать план дальнейшего развития проекта с учётом проведённого анализа полученных данных.

Основные принципы, которыми должен руководствоваться учитель в своей педагогической деятельности:

  • Побуждать интерес к учебе и желание изучать английский язык;
  • Стремиться быть направляющим в процессе обучения;
  • Знать свой предмет и всегда приходить на урок с удовольствием, быть эрудированным, интересным, не повышать голос без причины;
  • Быть строгим, общительным, но не болтливым, понятно объяснять, давать советы, если это необходимо;
  • Быть наставником, уметь зажечь искру интереса и повести за собой;
  • Давать знания не только интересные, но и имеющие практическую направленность.

Методы исследования: Изучение литературы, сравнение, сопоставление, анализ, анкетирование, наблюдение, тестирование.

4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

4.1 ТЕХНОЛОГИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ПЕСЕННОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

В последнее время в психологии часто используется один из нетрадиционных методов воздействия в качестве средства коррекции эмоциональных и психологических отклонений. Это метод называется музыкотерапия. В своей же практике я использую данный метод в обучении иностранному языку вот уже несколько лет. В самом начале этот метод использовался во время минуток релаксации в старших классах, где зачастую физминутки уже не подходят для детей старшего возраста. Позднее этот метод вошел в практику начального образования, как просто слушание различных отрывков музыки. А позже перерос в методику обучения английскому языку с использованием песен.  Такой метод обучения дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние. Для меня это превратилось в форму организации познавательной деятельности, творческой одной из основных целей которой является создание таких условий обучения, при которых обучающийся чувствует свою успешность, уверенность, состоятельность, ему нравится изучать иностранный язык. Активизируется творческая деятельность учащихся.

Учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новые знания, но и развивать свои умения. Значительны и воспитательные возможности такой формы работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов, между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку обучающихся, помогая испытывать чувство защищенности и взаимопонимания. Активность учителя уступает место активности учащихся, а задачей учителя становится создание условий для инициативы.

С помощью песенного метода можно создать оптимальные условия для развития детей, воспитания у них эстетических чувств и вкуса, избавления от комплексов, раскрытия новых способностей.

В Концепции модернизации российского образования выдвинуты основные социальные требования к системе образования, которые должны подготовить современных, образованных, предприимчивых молодых людей, способных самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивным потенциалом. Данные требования нашли свое отражение в федеральных государственных общеобразовательных стандартах, позволяющих отслеживать уровень подготовленности выпускников средней школы через личностно-ориентированный подход. Он включает в себя универсальные знания о важнейших сферах социальной жизни и основных видах деятельности людей; о возможности достижения успеха в том или ином виде деятельности, ценностные ориентиры деятельности; умения и навыки, позволяющие осуществлять типичные виды деятельности. В ее реализации важную роль играет английский язык.

Педагогические формы и методы включают в себя совместную групповую работу, моделирование, ролевые построения, на более позднем этапе (старшая школа) будет предполагать индивидуальные и групповые проекты, работа в парах и группах, а также новаторские подходы к различным темам и заданиям (что более характерно для внеурочной деятельности). Эти методы обучения не только повышают интерес учеников к предмету, но и обеспечивают более глубокое усвоение содержания, повышают мотивацию к изучению английского языка.

Учеников нужно вовлекать в образовательный процесс и поощрять их. Это делает обстановку в классе более доброжелательной. Учитель должен быть посредником, организовывая и направляя учащихся. Если ученики робеют, не работают, учитель, прежде всего, должен попытаться стимулировать процесс обучения. Чем активнее учащиеся будут участвовать в работе, тем более выражено у них будет чувство хозяев и устремленность, более глубокой будет их приверженность целям как учебного, так и воспитательного процессов.

Учитель должен быть подобен цветку на лесной лужайке – ярким и приятно «пахнущим». Тогда и только тогда он сможет привлечь к себе огромное количество учеников, словно пчел, для передачи своих знаний. На уроках он выступает в разных ролях, не всегда он должен сам руководить работой в классе. Ученики также могут играть роль учителя, вместе работая в небольших группах над проектами или решением проблем. Такого рода смена ролей позволяет детям приобретать навыки лидерства и внушает мысль о том, что все члены образовательного процесса имеют право участвовать в его жизни.

Немаловажная роль отводится и позиции учителя. Учащиеся должны ощущать его открытость в общении, веру в способности каждого ученика, доверие, умение увидеть ситуацию глазами школьника, поставить себя на его место, сопереживать и сочувствовать. Р. Берне в книге «Развитие Я - Концепции и воспитание» сформулировал основные принципы работы учителя, стремящегося добиться эффективного взаимодействия со своими учащимися:

  1. С самого начала и на всем протяжении учебного процесса учитель должен демонстрировать учащимся свое полное к ним доверие.
  2. Он должен помогать учащимся в выполнений заданий.
  3. Он должен всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению.
  4. Он должен выступать для учащихся как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи.
  5. Он должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой класса и принимать его.
  6. Он должен быть активным участником образовательного процесса.
  7. Он должен открыто выражать свои чувства.
  8. Он должен стремиться к достижению симпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого.
  9. Наконец, он должен хорошо знать самого себя.

Таким образом, процесс взаимодействия преподавателя с учащимися и учащихся между собой представляется одним из важнейших элементов любого занятия. Следует отметить, что идет это взаимодействие по-разному не только у разных преподавателей, но и у самого педагога в зависимости от темы, степени сложности материала, подготовленности учащихся, наличия времени, собственной компетентности.

4.2 ПЕСЕННЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ

Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет высокие требования к современному школьнику. Короткие сроки, большой объём информации и высокие требования к знаниям и умениям школьника – всё это современные условия образовательного процесса. Для удовлетворения таких высоких запросов необходимы новые подходы к организации учебного процесса. Многолетний опыт показывает, что иноязычное пение на уроке не должно сводиться к простому разучиванию и исполнению английской или американской песни. Его эффективность резко возрастает, если содержание песни каким-то образом увязывается с содержанием изучаемого на уроке материала. Песни и музыка сопровождают людей от самого рождения и без них нельзя представить себе человеческую жизнь, поэтому совершенно естественно, когда песни звучат и на уроках иностранного языка, вызывая у учащихся всплеск эмоциональной восприимчивости к изучаемому языку.

Песни как один из видов речевого общения являются средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, т.к. включают новые слова и выражения. В песнях уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что помогает её активизации. В песнях часто встречаются имена собственные, географические названия, реалии страны изучаемого языка, поэтические слова. Это способствует развитию у учащихся чувства языка, знания его стилистических особенностей.

Суть данного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают.

1. В песнях лучше усваиваются и активизируются грамматические конструкции.

2. Песни способствуют совершенствованию навыков иноязычного произношения, развитию музыкального слуха. Установлено, что музыкальный слух, слуховое внимание и слуховой контроль находится в тесной взаимосвязи с развитием артикуляционного аппарата.

3. Песни содействуют эстетическому воспитанию учащихся, сплочению коллектива и более полному раскрытию творческих способностей каждого. Благодаря музыке на уроке создаётся благоприятный психологический климат, снижается психологическая нагрузка, активизируется языковая деятельность, повышается эмоциональный тонус, поддерживается интерес к изучению английского языка.

4. Песни стимулируют монологические и диалогические высказывания, служат основой развития речемыслительной деятельности учащихся, способствуют развитию как подготовленной, так и не подготовленной речи.

        5. Слова песен быстро запоминаются, дети таким образом учат новую лексику и тренируют память.

   6. Многократное повторение песен способствует постановке произношения.

 

  7. Преодолевается языковой барьер

 

  8. Совершенствуется навык восприятия англоязычной информации на слух.

  9. Учебные тексты песен помогают запомнить названия цветов, цифр, времен года, видов спорта.

  1. Тексты песен помогают запомнить речевые идиомы.

Все это происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность и навыки взаимодействия, переводит её на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

На II-ом этапе проекта в практику преподавания началось введение разучивания и использования коротких, несложных по мелодическому рисунку песен с частыми повторами, которые в итоге помогли закрепить правильную артикуляцию и произнесение звуков, правила фразового ударения, особенности ритма и т.д.

Также стало понятным, что мелодия песни должна отвечать интересам и увлечениям учащихся, а ее содержание нести серьезную смысловую нагрузку. На наш взгляд следует обращать внимание и на исполнителя песни, так как ее интерпретация находится в прямой зависимости от задач певца и его личности. Мы обращаем внимание учащихся на то, что редкие английские песни можно петь хором. Так на практике с учащимися 4-ого класса  была разучена новогодняя песня “Auld Lang Syne” Роберта Бёрнса. Эта песня тяжелая в плане лексического и грамматического содержания, но для хорового исполнения она подошла. Тяжелые лексические структуры легли на плечи более сильных учеников, но припев исполнялся всеми вместе (Приложение 3). Также был испробован вариант исполнения песни учителем, а обучающиеся пели только припев.

С марта месяца в практику преподавания иностранного языка нашим учебным заведением в старшей школе стали вводиться современные песни, которые усиливают актуальность изучения языка. Конечно, выбирая песню, преподаватель должен быть автономным, независимым, но и принимать во внимание общепризнанные критерии:

  • песня может быть предложена одним или несколькими учащимися;
  • ее часто транслируют по радио, есть видео на You tube;
  • она соответствует моде, вкусам учеников;
  • тема песни соответствует теме занятия;
  • всю песню, или припев можно исполнять хором, всей группой.

Немаловажным источником интеркультурной компетенции является изучение песен разных эпох и разного жанра. Например, можно сопоставить какую-либо песню послевоенного периода и песню 90-х годов, и провести сопоставительный анализ как лингвистики текста, так и социокогнитивного содержания. Но это больше подходит для более старших школьников.

Песня на иностранном языке выходит далеко за рамки учебного процесса и является связующим звеном между обучением, умственным развитием и воспитанием личности. Поэтому мной предложено ввести в образовательную программу школы внеурочную деятельность под названием «Поем на английском языке». По результатам исследований проведенных мной в начальном звене стало ясно, что введение данной внеурочной деятельности просто необходимо в нашем учебном заведении в следующем году. Поэтому к новому учебному году необходимо продумать рабочую программу по данному курсу.  Эти занятия смогут посещать и учащиеся с ОВЗ, так как в их учебном плане в неделю присутствует одна внеурочная деятельность. Почему бы не выбрать «Поем на английском языке»?

4.3. МЕСТО ПЕСЕННОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ.

4.3.1. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Внеурочной деятельностью школьников является совокупность различных видов деятельности, в которой решаются задачи социализации школьников и развитие их интересов. Данный вид деятельности призван реализовать требования ФГОС начального образования. К особенностям внеурочной деятельности в школе относится возможность образовательного учреждения самостоятельно ее планировать. Ученикам предоставляется обширный выбор занятий, направленных на их умственное и духовное развитие.

Анализ внеурочной деятельности позволяет прийти к выводу, что основной ее целью является помощь в обеспечении достижения результатов, которые запланированы образовательной программой начального образования.

 

Основными задачами организации такой деятельности являются:

  • создание комфортных условий для реализации образовательных целей;
  • равномерное распределение учебной нагрузки школьников;
  • ознакомление учащихся с разносторонней деятельностью;
  • помощь ребенку на пути к социализации в обществе;
  • воспитание целеустремленности и трудолюбия.

       В данном проекте также стоит цель указать на правильное место использования песенной методики в образовательном пространстве изучения английского языка. Благодаря внедрению ФГОС стало возможным использовать данный метод чаще. Ведь невозможно весь урок посвятить тому, что вы просто поете. Урок станет «кислым», перенасыщенным. Учащемуся станет неинтересно на нем. Да и еще вдруг и петь то не очень получается. Поэтому более удобное место для песен конечно же внеурочная деятельность. На занятиях внеурочной деятельностью вы без ущерба образовательной деятельности сможете посвятить данному методу большое количество времени.

     Организация взаимосвязи урочной и внеурочной работы повышает эффективность педагогического процесса, создает условия для его интенсификации. Именно внеурочная деятельность даёт опыт творческой деятельности, поскольку предоставляет возможность учащимся попробовать свои силы в разных её формах. Также она обладает значительными возможностями и для развития индивидуальных способностей, даёт простор детской и учительской изобретательности и фантазии.

    Моменты, когда учитель сумел вызвать окрылённость и неподдельный интерес учащихся к предмету, являются для него поистине самыми счастливыми. Из них и складывается радость педагогического труда. Благодаря такому общему подъему дети начинают смотреть на учителя открыто и влюблённо, ожидая, не подарит ли он им еще мгновения занимательности и увлеченности. 

     Во внеурочной деятельности активно можно применять систему работы в малых группах.

Работа в малых группах – это одна из самых популярных стратегий, так как она даёт всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Всё это часто бывает невозможно в большом коллективе. Работа в малой группе – неотъемлемая часть песенного метода. При организации групповой работы на уроках английского языка, следует обращать внимание на следующие её аспекты:

  • убедиться, что учащиеся обладают знаниями и умениями, необходимыми для выполнения группового задания. Нехватка знаний очень скоро даст о себе знать – учащиеся не станут прилагать усилий для выполнения задания;
  • стараться сделать свои инструкции максимально чёткими. Маловероятно, что группа сможет воспринять более одной или двух, даже очень чётких, инструкций за один раз, поэтому надо записывать инструкции на доске и (или) карточках;
  • предоставлять группе достаточно времени на выполнение задания.

5. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Организационный «административный ресурс»

Координаторы проекта

Директор школы.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

Система организации контроля за исполнением проекта

Контроль в рамках проекта осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Вопросы исполнения заслушиваются на заседаниях методических объединений.

Учебно-методическое обеспечение.

Научно-методические ресурсы:

  • теоретический анализ психолого-педагогической и тематической литературы по исследуемой проблеме;
  • беседа;
  • анкетирование;
  • SWOT-анализ;
  • анализ продуктов деятельности;
  • наблюдение.

В основу реализации данного проекта положены главные составляющие Европейского языкового портфеля.

Европейский языковой портфель - это личный документ, который позволяет оценить собственную языковую компетенцию в различных языках и контакты с другими культурами. Он включает:

а) языковой паспорт, в котором отражены языковые навыки, описанные на основе уровней «Общеевропейских компетенций владения иностранным языком», сведения об изучении языков и опыте межкультурного общения, перечень сертификатов и дипломов;

б) языковую биографию;

в) досье, содержащее документы, подтверждающие достижения в области изучения иностранных языков.

Европейский языковой портфель позволяет оценить степень способностей общаться на иностранном языке. Портфель поможет объяснить, где и как изучались языки, а также ваши знания, умения и навыки в области изучения иностранных языков. Это может быть важно в случае перехода из одной школы в другую или при поступлении в университет.

В настоящее время существует три версии типового портфеля для трех возрастных групп. На их основе разрабатываются национальные версии. Российская версия европейского языкового портфеля, разработанная специалистами из Московского государственного лингвистического университета, была представлена в феврале 2001 года в Лунде на официальной церемонии открытия Европейского года языков.

Программное обеспечение:

  • Рабочие программы по английскому языку.

Материально-технические ресурсы:

При организации проектно - исследовательской деятельности учащихся пользуюсь:

  • проектором;
  • сетью Интернет.

Кадровое обеспечение.

Уровень собственной квалификации для реализации заявленного проекта считаю достаточным: Высшее профессиональное. Высшая квалификационная категория.

 

Повышение квалификации:

  • «Инноватика в образовании и воспитании в условиях реализации ФГОС (по уровням образования и предметным областям) по предметной области английский язык»;
  • «Методические аспекты преподавания иностранного языка (в русле системно-деятельностного подхода)»;
  • «Организация обучения и комплексного сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования в свете ФГОС»;
  • «Здоровьесберегающие технологии в общем образовании в условиях внедрения ФГОС»;
  • «Современные образовательные информационные технологии (ED-Tech) в работе учителя».

6. ПАРТНЁРЫ

1. Родители:

  • участие родителей во внеклассных мероприятиях;
  • привлечение их к работе над творческими проектами в качестве консультантов и членов жюри при проведении конкурсов.

2. Сотрудничество с коллегами - для формирования общеучебных умений и развития навыков научно-исследовательской деятельности, что реализуется через проведение интегрированных мероприятий с учителями-предметниками и классными руководителями.

7. ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ

Исследование проводится на базе МБОУ СОШ № 30 в процессе обучения английскому языку обучающихся 4 класса в 2017-2018 учебном году. Исследованием охвачено 10 человек в возрасте 10-11 лет (в том числе 2 учащихся с ОВЗ).

Принцип отбора обусловлен федеральными государственным образовательным стандартом.

8. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Проект рассчитан на 1 год (2017-2018 учебный год.) и включает 3 этапа:

1. Подготовительный этап (октябрь-ноябрь 2017 г.)

2. Основной этап (ноябрь-март 2017-2018 гг.)

3. Заключительный этап (апрель-август 2018 г.)

9. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1. Подготовительный этап

(октябрь-ноябрь 2017 г.)

  • Проведение анкетирования обучающихся, родителей, классного руководителя и учителя английского языка.
  • Анализ исходного уровня мотивации учащихся к изучению английского языка и развития коммуникативной и информационной компетенций обучающихся.
  • Обсуждение вопросов разработки инновационного проекта с членами педагогического коллектива.
  • Изучение и анализ материалов по теме проекта.
  • Составление программы по реализации проекта
  • Разработка программы и плана мероприятий, повышающих мотивацию учащихся к изучению английского языка и развивающих коммуникативную и информационную компетенции обучающихся.
  • Полная информированность педагогов и обучающихся о проекте.

2. Основной этап (ноябрь-март 2017-2018 гг.)

  • Осуществление деятельности в рамках проекта в соответствии с составленным планом.
  • Работа над исследовательскими и творческими проектами обучающихся.
  • Систематическое применение интерактивных методов на уроках английского языка.
  • Разработка материалов с использованием интерактивных методов.
  • Проведение открытых уроков с использованием интерактивных методов.
  • Представление опыта педагогическому коллективу МБОУ СОШ № 30 в форме мастер-классов.
  • Промежуточный контроль за реализацией проекта.
  • Участие в конкурсах.
  • Повышение мотивации учащихся к изучению английского языка.
  • Создание исследовательских и творческих работ.
  • Участие в конкурсах разного уровня.
  • Создание банка разработок с использованием интерактивных методов обучения.
  • Размещение информации о проекте на сайте школы.

3. Заключительный этап (апрель-август 2018 г.)

  • Проведение анкетирования обучающихся, родителей, классного руководителя и учителя английского языка.
  • Осуществление рефлексии деятельности участников проекта по результатам его реализации.
  • Обобщение, распространение педагогического опыта (публикации).
  • Оценка эффективности реализации проекта.
  • Подготовка и презентация аналитического доклада.
  • Определение перспектив дальнейшего развития проекта.
  • Создание учебно-методических материалов с целью распространения опыта реализации проекта.
  • Публикации по проекту в сети, на сайте методических разработок.
  • Презентация результатов проекта.
  • Разработка плана дальнейшего развития проекта.

10. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СОЦИАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ

Проверкой эффективности педагогической деятельности по формированию исследовательских познавательных компетенций являются изменения в учебной мотивации, в достижении требований к уровню подготовки учащихся, предусмотренным федеральным государственным образовательным стандартом по английскому языку, ростом результативности участия в интеллектуальных и творческих конкурсах различного уровня.

Реализация настоящего проекта должна привести к созданию эффективной системы преподавания английского языка.

Прямые результаты:

I. Результаты первого этапа реализации проекта

  • Разработка программы и плана мероприятий, повышающих мотивацию учащихся к изучению английского языка и развивающих коммуникативную и информационную компетенции обучающихся.
  • Полная информированность педагогов и обучающихся о проекте.

II. Результаты второго этапа реализации проекта

  • Систематическое применение песенных методов на уроках английского языка.
  • Обеспечение 100%-й успеваемости по предмету.
  • Повышение качества обученности, в том числе по результатам независимой оценки.
  • Размещение информации о проекте на сайте школы.
  • Создание исследовательских и творческих работ.
  • Участие в конкурсах разного уровня.
  • Создание банка разработок с использованием песенных методов обучения.
  • Повышение профессионального уровня учителя, а в результате изменение качества и содержания урока.

III. Результаты третьего этапа реализации проекта

  • Создание учебно-методических материалов с целью распространения опыта реализации инновационного проекта.
  • Анализ результатов, выявление проблем и определение перспектив дальнейшего развития проекта.
  • Публикации по проекту в сети и прессе, на сайте методических разработок.
  • Презентация результатов проекта.

Косвенные результаты:

  • Изменение отношения детей к образованию;
  • Повышение мотивации обучающихся к изучению английского языка (Приложение 4);
  • Повышение уровня сформированности ключевых компетенций обучающихся;
  • Рост количества детей и родителей, удовлетворенных деятельностью школы;
  • Вовлечение родителей в образовательный процесс.

11. ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА

  1. Более широкое использование песенных методов при обучении английскому языку в начальных классах школы.
  2. Введение и разработка программы внеурочной деятельности с активным применением песенного метода обучения иностранному языку.
  3. Увеличение комплекса мероприятий и расширение их географии для обучающихся на всех ступенях обучения.
  4. Организация школьного или районного семинара по теме проекта для обмена опытом с коллегами из других школ. Публикации учебно-методических материалов с целью распространения опыта реализации инновационного проекта.
  5. Проблемы, выявленные в ходе описания проекта, могут стать темой самообразования для дальнейшей работы. Среди них могут быть такие, как: «Проблемы выбора метода обучения для учащихся с ОВЗ».

12. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
  2. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. М., «Просвещение», 2011.
  3. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное обучение. М., «Просвещение», 2011.
  4. Селевко. Г.К. «Энциклопедия образовательных технологий», М., НИИ школьных технологий, 2012 г.
  5. Интернет. Сеть творческих учителей.
  6. http://pedsovet.su/load.
  7. Полат Е. С. Портфель ученика // Иностранные языки в школе. № 1. 2002.
  8. Гальскова Н. Д. Языковой портфель как инструмент оценки и самооценки учащихся в области изучения иностранных языков // Иностранные языки в школе. № 5. 2012.
  9. Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык. – М.: АРКТИ, 2010.
  10. Ступницкая М.А.. Что такое учебный проект? - М.: Изд-во "Первое сентября", 2011.
  11. «Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования» Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева. Издательство «Русский язык». Курсы, 2010.
  12. Статья «Групповые технологии и их применение на уроках английского языка.»

https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2015/05/06/gruppovye-tehnologii-i-ih-primenenie-na

  1.  Песни для детей на английском языке https://www.youtube.com/playlist?list=PLFkIjhjdbaAdU88lRHTzCNpP0OA-jSBtX

ПРИЛОЖЕНИЕ №1. Отслеживание уровня мотивации к изучению предмета.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Заинтересованность в изучении иностранного языка.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Traditional Scottish song Оld lang syne https://www.youtube.com/watch?v=9ZW-8zLe02I 

Robert Burns, 1788

Should old acquaintance be forgot,
and never brought to mind ?
Should old acquaintance be forgot,
and old lang syne ?

For auld lang syne, my dear,
for auld lang syne,
we'll take a cup of kindness yet,
for auld lang syne.
And surely you’ll buy your pint cup !
and surely I’ll buy mine !
And we'll take a cup o’ kindness yet,
for auld lang syne.

We two have run about the slopes,
and picked the daisies fine ;
But we’ve wandered many a weary foot,
since auld lang syne.

We two have paddled in the stream,
from morning sun till dine† ;
But seas between us broad have roared
since auld lang syne.

And there’s a hand my trusty friend !
And give us a hand o’ thine !
And we’ll take a right good-will draught,
for auld lang syne.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Повышение мотивации обучающихся к изучению английского языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-образовательный проект в 1 классе_Сказочная страна К.И. Чуковского

Предлагаемый учебный проект проводится в течении 2 и 3 четверти в 1 классе, реализуется в урочное и внеурочное время. Задачи:1. Познакомить детей с жизнью и творчеством К.И.Чуковского, прививать любо...

Литературно - образовательный проект "Мастер слова" ( по творчеству С.Я. Маршака)

Задачи данного проекта:   Создание условий для развития детской любознательности, познавательной активности и инициативности Формирование навыков осознанного чтения Формирование навыков при...

Образовательный проект "Единство цифры и числа"

Доклад + презентация.Целью исследования проекта явилось разработка методики развивающего обучения при изучении математики в начальной школе.  ...

Социальный проект "Эх,путь -дорога..." в рамках Всероссийского социально-образовательного проекта "Гражданин"

Это социальный проект, выполненный учащимися 10 класса. Руководитель проекта - Чекунина О.Ф....

Образовательный проект «Применение игр-предположений в образовательном процессе в начальной школе»

Значение игр в обучении младших школьников. Применение игр-предположений во внеурочной деятельности....

Образовательный проект по теме: «Использование цифровых образовательных ресурсов и создание среды, развивающей собственную мотивацию учащихся к изучению предмета»

Цель проекта – отобрать, структурировать и экспериментально проверить эффективность использования комплекса методов интерактивного обучения младших школьников на уроках в начальной школе.Задача ...

Индивидуальный образовательный проект для для реализации инициатив, связанных с эффективностью работы образовательной организации

Индивидуальный образовательный проект для для реализации инициатив, связанных с эффективностью работы образовательной организации...