РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья (2 класс) на тему

Статья рекосмендована для учителей начальной школы и отражает основные способы развития коммуникативных умений младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_portal.docx21.83 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

РАЗВИТИЕ  КОММУНИКАТИВНЫХ  УМЕНИЙ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Автор: Андриянова Светлана Анатольевна, учитель начальных классов

Каждый человек занимает в обществе вполне определенное место и, следовательно, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми. Через процесс общения у человека появляется возможность понять себя и других людей, оценить их чувства и действия, а это, в свою очередь, реализовать себя и свои возможности в жизни и занять собственное место в обществе.

Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения, поэтому следует раскрыть такие ключевые понятия как «коммуникация», «общение», «коммуникативные умения», применительно к младшим школьникам.

Что такое «Коммуникация»? Слово «коммуникация» происходит от латинского слова «communicatio», что переводится как «сообщение, передача».

В словаре русского языка понятия «коммуникация» и «общение» с одной стороны, отождествляются, с другой стороны, выделяется информационный смысл понятия «коммуникация». «Коммуникация - это сообщение, общение».

Установлено, что вопрос развития коммуникативных умений младших школьников – это важная проблема сегодняшнего общества.

Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 10 лет.

Младший школьный возраст связан с переходом ребенка к систематическому школьному обучению. Начало обучения младших школьников в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Вся система жизненных отношений ребенка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями.

Ведущей становится учебная деятельность. В рамках учебной деятельности происходит дальнейшее физическое развитие ребенка, совершенствуются психофизиологические функции, формируются психологические новообразования, возникают сложные личностные новообразования. Эти новообразования характеризуют наиболее значимые достижения в развитии младших школьников .

 В условиях реформирования начального образования особую актуальность приобрела новая редакция Государственного стандарта начального общего образования и новые учебные программы для 1-4-х классов, которые нацеливают учебный процесс на внедрение компетентностного подхода в обучении младших школьников.

Сущность компетентностного подхода заключается в направлении учебного процесса на формирование ключевых и предметных компетенций. Результатом компетентно ориентированного обучения должна быть сформированность у младших школьников ключевых и предметных компетенций, которые проявляются в способности применять полученные знания, умения, способы деятельности, определенный опыт в учебных и жизненных ситуациях с целью решения конкретных задач или проблем. Исходя из этого, все внимание должно быть направлено на развитие у младших школьников коммуникативно-речевых умений.

Коммуникативно-речевые умения – это способность говорящего обеспечить правильное применение вербальных и невербальных средств с целью эффективного взаимодействия с участниками акта общения. Сегодня определен  перечень коммуникативных умений, которыми должны овладеть учащиеся начальной школы:

1) умение задавать вопросы, выражая удивление, сомнение;

2) умение констатировать факт, выражая согласования, суждения, следствия;

3) умение отрицать, выражая отказ, отрицание;

4) умение побуждать к действию через приглашение, приказ.

Важно понять смысл ключевого слова «коммуникативные умения». Есть понятие «коммуникативные умения» – умение создавать текст  и «речевые навыки» – произносимые навыки, навыки словоупотребления, согласования и управления слов .

Однако стоит обратить внимание на основные коммуникативные признаки речи: правильность, чистота, точность, логичность, выразительность, уместность, доступность Все это способствует формированию и воспитанию культуры речи у учащихся начальной школы, поскольку они еще не имеют достаточного речевого опыта. Им трудно без помощи положительного влияния речевой среды и учителя овладевать речевым мастерством.

Уровень коммуникативных умений учащихся начальной школы, их культуры речи, по нашему мнению, не соответствует современным требованиям. Одна из причин этого в том, что учителя часто преувеличивают роль формально-грамматического подхода к обучения языку и предпочитают отдельные методы обучения (тесты, диктанты, списание), не считая возможности применения системы методов, технологий формирования культурно-речевых компетенций.

Эффективность учебной технологии  во многом определяется методами, которые входят в ее состав, и формами, в которых они выражаются. В них должны доминировать методы проблемно-поискового, аналитического и творческого характера. Среди форм работы, способствующих формированию коммуникативных умений, концентрируем внимание на таких:

  • воспроизведение содержания прослушанного или прочитанного текста по вопросам, чтобы потом передать его в целом;
  • пересказ прочитанного с использованием иллюстраций к тексту, что наглядно показывают последовательность содержания;
  • создание иллюстраций к обработанному тексту с последующим пересказом его;
  • пересказ по данному плану;
  • рассказы учеников об увиденном, пережитом.

Н.В. Вершинина отмечает, что для успешного развития коммуникативных умений необходимы условия, которые позволяют обучающимся начальной школы подойти к созданию своего текста творчески и самостоятельно. В процессе развития коммуникативных умений младшим школьникам необходим эмоциональный стимул, способный стать базой их речевой деятельности. Поэтому учитель должен подобрать такие задания, которые будут основаны на синтезе умений.

Основой для развития коммуникативных умений могут быть различные творческие задания необычного для младших школьников содержания, которые дают младшим школьникам возможность проявлять фантазию, индивидуальность в личностном подходе к теме, основной мысли, композиции, подборе изобразительно-выразительных средств и передаче эмоционального отношения к материалу.

 Развитие коммуникативных умений младших школьников является достаточно сложным процессом. В моделировании учебно-воспитательного процесса на уроках в начальной школе должны быть различные технологии обучения, диалогические и монологические формы общения, игровые ситуации и тому подобное. Это даст возможность создать среду для развития личности.

В дальнейшем работу можно продолжить в направлении применения интерактивных технологий обучения в формировании коммуникативных умений.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Вершинина Н.В. Коммуникативное развитие младших школьников [Электронный ресурс] / Н.В. Вершинина // Молодой ученый. – 2015. – №20.1. – С. 10-12. – Режим доступа: http://moluch.ru/archive/100/22524/.
  2. Ладыженская Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения / Т.А. Ладыженская. – М.: Флинта, Наука, 1988. – 135 с.
  3. Сидор Е. Упражнения для развития у учащихся общеречевых, коммуникативных, творческих умений / Е. Сидор // Начальная школа. – 2001. – №6. – С. 19-23.
  4. Выготский, Л.C. Избранные психологические исследования [Текст]  / Л. С. Выготский - М., 1956.- 448 с.
  5. Деревянко, Р.И. Особенности мотивов общения со взрослыми и сверстниками у дошкольников [Текст]  / Р.И. Деревянко Р.И.  - М., 1983.-27 с.
  6. Екжанова, Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям дошкольного возраста [Текст] /Е. А. Екжанова, Е. А.Стребелева. СПб.: КАРО, 2008.- 336 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы

Решение диагностических задач, связанных с обследованием личностного и умственного развития требует специальной психологической подготовки. Эти задачи решают психологи. Что касается уровня сформ...

Организация досуговой деятельности как фактор профилактики агрессивности у младших школьников школьников

Организация досуговой деятельности одним из факторов профилактики агрессивности младших школьников.Формы организации в педагогическом процессе....

« Неуспешность в обучении школьника и пути её коррекции в учебной деятельности школьника» (из опыта работы)

В последнее время   отмечается  неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения.Проблемы неуспешного в учебной деятельности младшего школьника требуют специал...

Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.

В условиях частных школ с присущей  им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...

ДОКЛАД: Система мер по оптимизации процесса обучения с целью предупреждения неуспеваемости школьников. Общешкольные меры предупреждения неуспеваемости школьников. Пути преодоления неуспеваемости школьников.

На самом деле причин неуспеваемости очень много. Если попробовать предложить, что основной причиной неуспеваемости следует признать неграмотные действия самого учителя, то многое может поменять...