Практико-ориентированные и исследовательские проекты в системе взаимодействия основного и дополнительного образования.
статья на тему

Осмоловская Ольга Валерьевна

Опыт совместной практико-ориентированной и исследовательской деятельности ГБОУ СОШ и районного Дома детского творчества 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx17.6 КБ

Предварительный просмотр:

Практико-ориентированные и исследовательские проекты в системе взаимодействия основного и дополнительного образования.

Проектная деятельность является условием успешной реализации ФГОС второго поколения. Проектный метод обучения предполагает прохождение определенных этапов и  в конечном итоге создание какого-либо продукта. В ходе реализации проекта учащиеся приобретают опыт планирования,  организации, взаимодействия. На мой взгляд наиболее привлекательными для детей начальной школы являются практико-ориентированные проекты, которые дают наиболее яркий, социально-значимый результат. Из опыта своей работы хотелось бы отметить очень эффективное, творческое,  а главное дающее реальные результаты сотрудничество с Домом детского творчества.

Примером такого взаимодействия может быть многолетний (уже более трех лет) проект нашего класса «Цветочная клумба своими руками». Вы уже догадались, что это проект, участниками которого являются ученики моего класса, их родители, педагоги экологического отдела Дома творчества и воспитатель группы продленного дня, нацелен на создание клумбы на пришкольном участке. Проект рассчитан на освоение широкого спектра навыков планирования,  практических умений (агротехнические приемы ухода и выращивания растений), умений взаимодействовать в коллективе, с окружающей средой. Проект поддерживается администрацией школы, Муниципальным Советом города.

При организации данной проектной деятельности можно выделить разделение функций системы основного и дополнительного образования. Так мне, как учителю и классному руководителю, легче организовать детей и родителей, решить вопросы взаимодействия с административными структурами, фиксировать результаты, готовить детей к представлению и защите результатов проекта. При этом педагог Дома творчества может более компетентно  изучать с детьми биологические особенности растений, руководить практической работой по выбору, посадке, уходу за растениями.

Кроме того система дополнительного образования имеет ресурсы для предоставления участниками проекта презентовать результаты своей работы. Так наш проект был представлен на школьной конференции, в сборнике «Славянский исток», посвященного Году Экологии, на городской конференции школьников «Юные исследователи».

Так же особенное место в моей педагогической работе занимает исследовательская деятельность учащихся. Исследование в отличии  от  проекта   не предполагает создания заранее планируемого продукта, исследование всегда поиск с большой долей самостоятельной работы учащихся. Исследовательские работы моих учащихся в основном носят краеведческую или экологическую тематику, так как в рамках внеурочной деятельности у нас есть занятия по краеведению и экологии. Чаще всего наши исследования носят коллективный или групповой характер, при этом каждый участник вносит свой вклад в общее дело.

Одним из важных факторов в исследовании является выбор темы,  мы берем те темы, которые интересуют детей и затрагивают вопросы истории, природы нашей местности. Вместе с педагогами дома творчества мы стараемся подвести участников будущего исследования к вопросу: «Что нового в этой теме ты сможешь «открыть» сам?». Также совместно с коллегами из Дома творчества мы подбираем ресурсную базу для работы по выбранной в исследовании методике. Одним из примеров может быть последнее исследование «Экологического состояния Звериницкого пруда», расположенного на территории школы. Для проведения практической части исследования были использованы цифровой микроскоп и цифровая лаборатория «Архимед». Дети сами смогли обнаружить и сфотографировать мелких беспозвоночных, без сложных опытов определить количество кислорода и кислотность воды. Я считаю, что в таких вопросах просто необходимы профессиональные консультации и разъяснения педагогов дополнительного образования. Особая ценность краеведческих и экологических исследований в том, что они носят метапредметный характер и способствуют развитию  всех групп компетентностей:

Мотивационных: повышает внутреннюю мотивацию, развивает практические способности, умение делать собственный  обоснованный выбор,

Функциональных: учит оперировать научными знаниями, использовать разные источники информации для проведения работы и  собственного развития.

Социальных: непосредственно связаны с общением, способствует сотрудничеству и взаимопониманию, приобщение к общественным ценностям.  

  Результаты исследования были успешно представлены на школьной конференции, на районной конференции «Паруса Науки» и на городской конференции «Юные исследователи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы по интеграции основного и дополнительного образования в начальной школе.

Предназначение школы  состоит в том, чтобы школьники  смогли овладеть системой компетенций, которая позволит им в дальнейшем повысить  свой образовательный уровень, овладеть профе...

Организация взаимодействия основного и дополнительного образования с учащимися начальных классов по типу элективных курсов.

В статье говорится о  форме работы с детьми нашего Дома творчества  по типу элективных курсов – «Клуб юных мастеров». Основа деятельности клуба – объединение детей, занимающихся разными вида...

Возможности интеграции основного и дополнительного образования в рамках реализации ФГОС

Использование педагогических технологий и методов на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся по дополнительной образовательной программе "Волшебный клубок"...

Основные направления взаимодействия общего и дополнительного образования детей в условиях реализации ФГОС

Согласно  ФГОС  организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-о...

Взаимодействие уч-ся дополнительного образования

Внеурочная деятельность. Её основные направления и виды деятельности....

Практико-ориентированные и исследовательские проекты в системе взаимодействия основного и дополнительного образования.

Задача учителя – привлечь учащихся к активной подготовке выступлений не только на основе использования литературы, но и с использованием данных, полученных в результате эксперимента и личн...