ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
статья на тему

Константинова Марина Викторовна

В условиях внедрения  в массовое образование нового Федерального государственного стандарта общего образования актуально исследование новых возможностей, открывающихся в здоровьесберегающей работе школы. Актуальность проблемы сохранения здоровья школьников приобретает особую остроту в условиях современной жизни нашего общества, вставшего на путь социально-экономических преобразований.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

М. В. Константинова

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Челябинский государственный педагогический университет

(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)

Г. Челябинск, Россия

Summary. In given article problems of health of schoolboys, struggle against bad habits at younger schoolboys are considered. The special attention is given to computer dependence. On the basis of studying of the given problem there is a necessity for working out of recommendations about preventive maintenance of computer dependence.

Key words: Health of younger schoolboys, computer dependence.

 

В условиях внедрения  в массовое образование нового Федерального государственного стандарта общего образования актуально исследование новых возможностей, открывающихся в здоровьесберегающей работе школы. Актуальность проблемы сохранения здоровья школьников приобретает особую остроту в условиях современной жизни нашего общества, вставшего на путь социально-экономических преобразований.

ФГОС  НО формулирует цели, ключевые задачи, средства, формы формирования у учащихся культуры здоровья, предусматривающей самостоятельную сознательную регуляцию своих действий и поведения в интересах своего здоровья и здоровья окружающих.

Обеспечение здоровьесберегающей организации учебного процесса в общеобразовательной школе дает возможность сформировать устойчивые потребности и ценностные ориентации школьников к сохранению и укреплению здоровья, обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые для этого знания, научить использовать полученные знания в современной жизни.

Проблема сохранения и укрепления здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании – красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов.

Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно.

Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». Высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными, приобретенными заболеваниями.

Самые распространенные заболевания школьников – простудные.

По данным исследования медика, в первый год пребывания в детском коллективе, проходя этап социализации, ребенок знакомится с различными респираторными вирусами, которые будут окружать его в течение всей последующей жизни.

На втором месте по количеству заболеваний младших школьников находятся детские инфекции – ветряная оспа, краснуха, эпидемический паротит и т.д.

Кроме того, наблюдается нарушение зрения и осанки.

«Здоровье -  это еще не все, но все без здоровья - ничто», - гласит известный афоризм. Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления.

Стандарт впервые определил такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования.       Чтобы ребенок нормально рос, развивался, у него не было сколиоза, плохого зрения, ему нужна физическая активность и на перемене, и на уроке, и во внеурочной деятельности. Ни для кого не секрет, что высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными, приобретенными заболеваниями. [4, с. 57]

Стандарт обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска.

Необходимо избежать отрицательных привычек, которые могут формироваться  при  высоком объеме учебной нагрузки, в частности, аддиктивного поведения.

Аддиктивное поведение характеризуется стремлением к уходу от реальности окружающего мира путем изменения своего психического состояния посредством приема психоактивных веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных предметах или видах деятельности.

Примерами такого поведения могут служить: пьянство и  алкоголизм, наркомания, токсикомания, курение, компьютерная зависимость, трудоголизм,  сексуальные девиации, правонарушения.

Стоит остановиться на компьютерной зависимости младших школьников, поскольку это одна из актуальных проблем на сегодняшний день. При чрезмерном пристрастии к виртуальным играм, они становятся «камнем преткновения» на пути духовного и физического развития.

По разным оценкам, различными видами компьютерной зависимости страдают до 10% всех пользователей персональных компьютеров и сети Интернет во всем мире.

Симптомами компьютерной зависимости являются:

  • равнодушие к семейным контактам, здоровью, успехам в учебе; школьным и внешкольным мероприятиям;
  • чрезмерно длительное пребывание за компьютером;
  • быстрый прием пищи (иногда перед монитором);
  • быстро появляющаяся усталость, раздражительность, перепады настроения;
  • приоритет пребывания в Интернете над всеми остальными видами деятельности и общения;
  • нарушение обещаний в отсутствие взрослых не выходить в Интернет;
  • отрицание, часто аффективное, компьютерной зависимости. [2, 3]

Компьютерная зависимость ведет к возникновению патологического пристрастия и необходимости находиться за компьютером больше времени. Наблюдается сильнейшая деградация социальных связей личности. На фоне социальной дезадаптации и углубления в мир виртуальной реальности могут появиться избыточная агрессивность и возникают различные заболевания желудочно-кишечного тракта: гастритыязвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки. [1]

Длительное пребывание за компьютером отрицательно сказывается на состоянии опорно-двигательного аппарата и глаз. Часто возникают искривления позвоночника, миопия, дальнозоркость, глаукома, синдром «сухого глаза» и дисплейный синдром.

В статье 51 « Охрана здоровья обучающихся, воспитанников»  Закона «Об образовании» сказано, что «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Учебная нагрузка, в том числе внеучебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяются уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения».

Можно выделить следующие рекомендации по профилактике компьютерной зависимости:

  1. Постоянно проявлять внимание к развитию интересов и склонностей младшего школьника. Содействовать и поощрять его творческие начинания.
  2. Следить, чтобы школьник уделял должное время физическим нагрузкам. Физические упражнения отрабатывают негативную энергию, снимают напряжение, стабилизируют эмоции.
  3. Личный пример использования компьютера, как помощника, инструмента работы.
  4. Культивирование чувства семейной, коллективной общности.
  5. Корректное использование права на запрет, т. к. «запретный плод» сладок.

Литература:

  1. Выгонский С.И. Обратная сторона Интернета. Психология работы с компьютером и сетью. [текст] // С.И. Выгонский - МоскваФеникс2010. -  320 с. 
  2.  Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития/ [текст] сост. и ред. А.Е. Войскунский М.: Акрополь, 2009. – 190 с.
  3. Кузнецова Ю.М., Чудова, Н.В. Психология жителей Интернета. [текст] - 2-е, испр. - МоскваЛКИ2011. - 224 с.
  4. Москаленко В.Д. Зависимость: семейная болезнь [текст], М.: PerSe : ПЕР СЭ, 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические условия социализации детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Сегодня главной целью и стратегическим направлением специального образования является обеспечение условий, способствующих реализации особых образовательных потребностей, и успешной социализации ...

Методическое пособие к программе дополнительного образования "Профилактика нарушений осанки и плоскостопия" для детей младшего школьного возраста.

В  методическом пособии представлен большой теоретический и практический материал по профилактике осанки и плоскостопия у детей младшего школьного возраста. Даны характеристики правильной осанки,...

Цикл занятий направленных на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата у детей младшего школьного возраста. «Планета здоровья»

Методическое пособие представляет систему оздоровительных занятий для детей младшего школьного возраста, направленных на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата.    В струк...

Опыт работы «Формирование культуры поведения на дорогах у детей младшего школьного возраста через интеграцию направлений и видов деятельности».

В  опыте подробно описываюся этапы работы по формированию культурного участника дорожного движения и организация работы отряда ЮИД в г. Нарьян-Маре...

ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Новое время диктует свои условия современной школе, предъявляет свои требования к структуре личности ученика. Сегодня учителя и родители хотят видеть своих детей предприимчивыми, социально адаптирован...

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Данная статья посвящена вопросу об особенностях формирования основ безопасного поведения в природе детей младшего школьного возраста, а также почему большая часть работы по формированию безопасного по...