Алгоритм работы дефектолога школьного психолого-медико-педагогического консилиума
статья на тему

Anastasiya Amelina

Алгоритм работы дефектолога школьного психолого-медико-педагогического консилиума

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obsledovanie-na-pmpkonsiliume.docx44.39 КБ

Предварительный просмотр:

Дефектологическое обследование

(Алгоритм работы дефектолога школьного психолого-медико-педагогического консилиума)

1) Сбор сведений о ребёнке у педагогов:

  • педагогическая характеристика;
  • детерминация жалоб.

2) Сбор сведений о ребёнке у родителей:

  • состав семьи;
  • тип семейного воспитания;
  • взаимоотношения в семье;
  • социально-экономический статус.

3) Изучение истории развития ребёнка:

  • наличие внутриутробных поражений;
  • родовая травма;
  • тяжёлые заболевания в первые месяцы и годы жизни;
  • наследственные заболевания.

4) Изучение продуктов деятельности ребёнка:

  • тетради;
  • рисунки;
  • поделки.

5) Обследование ребёнка:

а) Беседа с целью:

  • уточнения мотивации;
  • определения запаса представлений об окружающем мире;
  • определения уровня развития речи.

б) Обследование психических функций, несформированность которых может быть причиной указанных трудностей в обучении или поведении.

в) Исследование особенностей познавательной деятельности:

  • школьная мотивация;
  • познавательные интересы;
  • состояние анализаторов.

г) Изучение особенностей внимания:

  • устойчивость;
  • переключаемость;
  • объём внимания;
  • произвольность внимания;
  • уровень работоспособности.

д) Изучение особенностей восприятия и мышления:

  • восприятие формы, величины, цвета, пространственного расположения целого и части предметов;
  • восприятие времени;
  • точность и осмысленность восприятия;
  • понимание главного в воспринимаемом;
  • понимание содержания картин, текстов;
  • способность обобщать и делать самостоятельные выводы;
  • умение сравнивать предметы с целью выявления сходства и различий между ними;
  • уровень усвоения общих и абстрактных понятий;
  • установление причинно-следственных зависимостей и функциональных связей;
  • использование помощи;
  • вид мышления;
  • нарушения мышления.

е) Изучение особенностей памяти:

  • преобладающий тип;
  • быстрота и прочность запоминания;
  • использование приёмов запоминания;
  • индивидуальные особенности.

ж) Изучение особенностей речи:

  • дефекты произношения;
  • понимание устной речи;
  • понимание письменной речи;
  • запас слов;
  • грамматический строй;
  • эмоциональная окрашенность;
  • умение давать полные ответы.

з) Изучение особенностей эмоционально-волевой сферы:

  • преобладающее настроение;
  • наличие аффективных вспышек;
  • способность к волевому усилию;
  • внушаемость;
  • проявление негативизма.

и) Изучение особенностей личности:

  • интересы;
  • потребности;
  • идеалы;
  • нравственные качества;
  • общественная направленность;
  • соблюдение правил поведения в школе, дома, обществе;
  • роль в коллективе;
  • нарушения в поведении и характере;
  • поведение в игровой и учебной деятельности;
  • адекватность самооценки.

6) Анализ материалов обследования.

7) Психологический диагноз.

8) Повторное психологическое обследование при сложных дифференциально-диагностических случаях.

9) Составление рекомендаций по обучению и воспитанию для педагогов и родителей.

10) Составление комплексного плана коррекционной работы.

Рекомендуемый диагностический инструментарий

для дефектологического обследования

  1. Модифицированная методика П. И. Третьякова и И. Б. Сенновского (определение уровня обучаемости).
  2. Адаптированный вариант методики М. Гриндера (особенности восприятия).
  3. Методика «воронки» Морено (адаптированный вариант).
  4. Социометрическая методика Рене Жиля.
  5. Модифицированный, адаптированный игровой вариант.
  6. Методика типологизаций А. Юнга.

Заключение дефектолога ПМПк

Ф. И. ребёнка_________________

Возраст________

Школа № _____________________

Класс__________

Общие впечатления о ребёнке

Физическое развитие ребёнка соответствует нормам физического развития. Доминирующая деятельность – учебная. Ведущая рука и нога – правая. Основные правила общения со старшими знает и выполняет. Свою деятельность планировать может самостоятельно. Внимание неустойчивое. Работу выполняет под контролем взрослого и без него. Навыки саморегуляции сформированы. Работоспособность сниженная. Слабый тип нервной системы.

Общая осведомлённость и социально-бытовая ориентировка

Знания о настоящем (возраст, адрес и место проживания, имя, отчество педагогов, воспитателей и т. п.) сформированы. Представления об относительной величине, цвете предметов как на теоретическом, так и на практическом уровнях доступны. Уверенно владеет элементами техники всех бытовых движений. Навыки самостоятельного бытового обслуживания сформированы.

Знания и представления об окружающем

Достаточно хорошо ориентируется в знакомой и незнакомой обстановке. Знания и представления об окружающем мире сформированы. Проявляет самостоятельный интерес к животным, природным явлениям и объектам, задаёт много вопросов. Сформирована новая социальная позиция.

Сформированость учебных навыков

Общая оценка учебных навыков (соответствие знаний, умений и навыков требованиям программы).

Подвижность нервных процессов низкая, тип утомления – истощение.

Математика

Классифицирует фигуры по форме, величине. Не сформированы достаточно хорошо операции мышления. Умение выделять самостоятельно учебную задачу, превращать её в самостоятельную цель деятельности отсутствует. Произвольность внимания доступна.

Чтение

Недостаточно хорошо сформирован звуковой анализ слова. Без показа речевые инструкции понимает.

Письмо

Уровень развития мелкой моторики средний. Средний уровень развития моторных навыков в графической деятельности.

Особенности устной речи

Речевые высказывания не носят развёрнутый характер, присутствуют речевые штампы, предложения строит грамматически верно. Может самостоятельно пересказать знакомую сказку. Рассказы составляет по картинкам однотипно. Речь интонационно бедна.

Эмоционально-поведенческие особенности

Умеет общаться со сверстниками и взрослыми. Способна управлять своим поведением. Адекватно реагирует на изменение отношения, настроения взрослых. Способна к адекватной самооценке. Высокий уровень притязаний. Отсутствует проявление настойчивости в преодолении трудностей. Групповой статус – скрытый лидер.

Заключение

Уровень обучаемости показывает его рост. Ведущая система восприятия – аудиальная, подвижность нервных процессов без выраженной патологии. Социальная роль в группе устойчивая. Прогноз благоприятный, отнести к продуктивной группе развития.

Рекомендации

1. Коррекционно-развивающее обучение по общей схеме с дифференцированным подходом:

  • высокий темп работоспособности в первой половине урока;
  • смена видов деятельности;
  • возможна опора на слуховой анализатор (проговаривается любое действие как учителя, так и ребенка);
  • заучивание правила путём хорового проговаривания.

При выполнении групповых форм работы простраивать ситуацию конструктивного сотрудничества.

2. Коррекционно-корригирующая работа специалистов ПМПк.

Дата обследования

Подпись дефектолога ПМПк


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организационные основы деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума»

«Организационные основы деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума» ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСК...

Положение о Психолого - медико - педагогическом консилиуме

Психолого-медико-педагогический консилиум представляет собой организационную форму, в рамках которой происходит разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения каждог...

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ о работе психолого-медико-педагогического консилиума (2013-2014 учебный год)

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ о работе психолого-медико-педагогического консилиума(2013-2014 учебный год)...

экспресс-диагностика в условиях психолого-медико педагогических консилиумов детских садов и школ

Наиболее напряжённый период работы учителя-логопеда с 1 по 15 сентября, необходимо провести диагностику большого количества учащихся. Предлагаю в помощь учителям-логопедам экспресс-диагностику для обс...

Мероприятие окружного уровня "Оптимизация работы психолого-медико-педагогического консилиума Центра, как основы комплексного сопровождения развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и детей с проблемами в развитии".

"Оптимизация работы психолого-медико-педагогического консилиума Центра, как основы комплексного сопровождения развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и детей с проблемами в развитии"...

Психолого-медико-педагогический консилиум в образовательной организации

Алгоритм создания психолого-медико-педагогического консилиума на базе образовательных учреждений дошкольного, нального и основного образования....