Эссе "Моя педагогическая философия"
статья на тему
Эссе "Моя педагогическая философия". Конкурсная работа на конкурс "Учитель года"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов МКОУ «СОШ №2»
Бобылёва Светлана Николаевна
Эссе «Моя педагогическая философия»
И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно.
Л.Н. Толстой
Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.
Аристипп
Образование не дает ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины.
Пифагор
В жизни каждый человек в поиске. Что-то он находит, что-то теряет, что-то в найденном его не устраивает, и он продолжает искать дальше или разочаровывается и направляет свои мысли и усилия в по другому пути. В моей жизни тоже происходит поиск, череда радостей и разочарований. Что-то в своей жизни я хочу изменить, а что-то в ней уже определено. И одной из определённых навсегда частей моей жизни является моя профессия. Я – учитель. Как мы выбираем профессию? Мы ищем то, что отвечает нашим способностям, стремлениям, желаниям.
Я свою работу люблю. Да, да вот так просто: люблю. Не буду петь дифирамбы, рассказывая, как я с детства мечтала работать в школе. Да, мечтала, только, наверное, в классе четвёртом. Потом еще о многом мечталось: стать юристом, археологом, журналистом, писателем, снова учителем русского языка, потом немецкого, а также архитектором и переводчиком. В общем, горючая смесь. Учитель начальных классов никогда не был пределом моих мечтаний. А получилось именно так. Жалею ли я о чём-то? Нет. Просто люблю свою работу. И, как с любимыми людьми в жизни, бывают у нас и ссоры, и усталость друг от друга, и всплески небывалых чувств, и желание иногда побыть в компании с самой собой, и понимание того, что друг без друга жить уже нельзя.
И сейчас мне хочется поразмышлять о том, что трудно для современного учителя, что легко; как научиться выстраивать свою работу так, чтобы получать радость от результатов своего труда.
Современный мир находится в постоянном движении и развитии. И я считаю, что учителю невозможно работать, если он вспоминает «вчерашний день» с сожалением, если он не хочет учиться работать в новых условиях, не находит общий язык с современными детьми, которые сейчас практически диаметрально противоположны установившемуся когда-то образу ученика. Другая опасность для учителя в современное время – это чрезмерное увлечение новыми модными течениями в образовании, например, неоправданное использование ИКТ на уроках. Дети сейчас и без нас получают слишком много визуальной и аудиоинформации, пользуясь ноутбуками, телефонами и планшетами. Это всё, с одной стороны, хорошо. Но, с другой, такая важная часть в жизни человека, как книги отходят на второй план. Ворчание взрослых на тему: «Вот мы в ваше время….» не помогает. Это мы понимаем, что детям важно научиться работать с любыми источниками информации, а ребёнку в начальной школе не очень это объяснишь, когда у него планшет в руках.
Как же построить свою работу так, чтобы в современном мире давать детям действительно полезное образование, которое не просто даст ребёнку аттестат, но и возможность найти своё место в жизни, утвердиться, как личность?
Вот с такого вопроса и начались мои поиски. Сначала я определила для себя, что можно взять для своей работы из новых направлений педагогики и что не потерять из «хорошо забытых старых» навыков. Потом постаралась систематизировать, что необходимо современному ребёнку для начала его успешного обучения в школе. На мой взгляд, это духовные ценности, умение увлекаться чем-то кроме компьютеров и телефонов и желание учиться. Последнее означает не только получать теоретические научные знания, а учиться всему новому и полезному.
Духовное воспитание включает в себя всю систему ценностей воспитания человека. Оно начинается с момента рождения ребёнка в семье, дополняется в школе и продолжается всю жизнь. Ведь по прошествии времени совсем по - другому воспринимаются добро, зло, любовь, сострадание, совесть, раскаяние, милосердие. Я считаю, что очень легко воспитывать других, объяснять нормы поведения, читать нотации, поражаться тому, как трудно доходит истина. И труднее всего трудиться над своим воспитанием. И моя задача как учителя ребёнка в школе не просто воспитывать, а научить критично смотреть на себя со стороны, чтобы иметь возможность восполнять свои пробелы самому. Ну как объяснить маленьким ученикам, которые воспитываются в семьях с разными взглядами на жизнь, что это хорошо, а это плохо, что так можно, а так нельзя? Нет, не верят дети просто словам. А иногда и вообще не слышат. Словам не верят, покажем наглядно. А наглядности достаточно: один другого ударил, толкнул, обозвал, не поделился ручкой, карандашом и т.д. Беседы, убеждения, восстановление спокойствия в классе. И как великая награда после где-то десятого раза: тень сомнения, прежде чем обозвать, лес рук, предлагающих свои ручки и карандаши забывшему пенал, радость и похвала для справившегося с трудным заданием, выражение сочувствия получившему «два». Пусть не сразу, пусть с некоторыми так происходит к концу четвёртого класса, но ведь получается: зерно сомнений посеяно, ждём всходов истины.
Ещё один важный аспект духовно – нравственного воспитания ребёнка – это формирование активной гражданской позиции, воспитание любви к Родине. Может человек строить своё будущее и будущее всей страны, когда он не любит свой город, свою страну, когда он не твёрдо убеждён, что стоит получить загранпаспорт, уехать и сразу заживёшь счастливо? Конечно, с такими взглядами о будущем страны никто заботится не будет. Сейчас для большинства детей не существует понятия «подвиг ради других», чаще это понятие «подвиг в своё благо». У маленьких детей стойкое убеждение: у меня есть - и хорошо, а о других я думать не должен. Конечно, здоровый эгоизм и инстинкт самосохранения никто не отменял. Но всё должно быть в меру. Я считаю, что формирование гражданственности в младшем школьном возрасте начинается с воспитания таких чувств, как отзывчивость, милосердие, сопереживание. Для маленького ребёнка Россия – это слишком большое и широкое понятие. Да, это наша Родина, да, в русском языке пишется с большой буквы. Задача учителя разбудить в каждом ребёнке к своей Родине большую любовь. А начинать надо с того, чтобы научить любить людей вообще, сопереживать незнакомым людям.
Другая проблема: современным детям не интересно учиться, интереснее играть в компьютерные игры, «сидеть» в социальных сетях. А уроки для некоторых - это великие мучения. Зачем трудиться, запоминать, узнавать, когда можно сказать: «О,кей Google…» И всё, вся информация тебе предоставлена. Как заинтересовать ребёнка учиться самому? По моим наблюдениям, дети учатся намного активнее, когда у них есть возможность на уроке говорить друг с другом. Они не хотят просто слушать, а потом воспроизводить. Не выдерживают такого урока современные ученики. Вот тут и приходит на помощь ФГОС, которого так боялись сначала педагоги. У китайцев есть такая поговорка: «Желаю тебе жить во время больших перемен». Что означает недоброе пожелание. Неизведанное всегда страшит, не знаешь к чему придёшь в итоге. Что же такое современный урок для меня? Это логически выстроенное общение учителя и учеников, в ходе которого дети удивляются, отгадывают, приходят к выводу, запоминают, пробуют применить то, что они обнаружили, радуются своим удачам и ставят себе цель исправить то, что не совсем получилось. А учитель помогает им в этом. Хотя иногда и объяснять необходимо, и не один раз. Конечно, как представлен в идеале современный урок по ФГОС, таких уроков мало. Не всегда ребёнок может сделать вывод, новое понятие сам объяснить. Поэтому и учитель на уроке не просто координатор, а активный участник процесса обучения. Всё возможно на уроке: и ссоры, и нежелание работать в парах, в группах, и слёзы нередки, если уж совсем тема не даётся. Но пусть лучше эмоции, чем безразличие. Негатив легче исправить на позитив. Ведь ребёнок из-за чего-то переживает. Пойми, почему, помоги, и всё - работа кипит.
Духовные ценности формируем, материал преподносим интересно, а всё равно не хватает чего-то. У меня часто дети спрашивают: «Зачем учить то, что, может быть, и не пригодится?» Один говорит, что строителем будет, ему русский язык не нужен, другая математику не любит, художницей мечтает стать. Как создать у ребёнка мотивацию к учебной деятельности? Может, они в чем-то и правы? Например, не знает инженер, как выполнить фонетический разбор по русскому языку. Что же он, хуже работать будет? Или врач формулу по тригонометрии забыл. Неужели это помешает ему лекарство больному прописать? И таких примеров можно множество привести. Часто мои ученики мне подобные вопросы задают. Можно на них по-разному ответить: «Аттестат получить надо», «Раз задают, то не рассуждай, а учи», «В школе так положено». Ответить-то можно, только такой ответ мотивацию не повысит, а когда желания нет что-то делать, то и работа не спорится. Так и с учением. Поэтому я всегда своим ученикам рассказываю, как сама думала, кем стать. И стала тем, кем и не думала никогда. Вот тут все мои знания и пригодились. А ещё рассказываю о том, чему хотела научиться и не научилась, хотя возможность была. Считаю, что должна донести до ребёнка простую истину: лучше со временем забыть ненужные полученные знания, чем жалеть о том, что что-то не узнал.
Вот так получилось у меня за 17 лет работы разложить по полочкам осознание роли учителя в воспитании и обучении детей: из старого возьми самое ценное; стремись к новому, но разумно оценивай необходимость нововведений; учи детей не принимать указанный путь к знаниям, а самим искать дорожки; на одной учёбе без духовно-нравственного воспитания личность не сформируешь, без любви к миру мир не изучишь. Вроде бы всё понятно, в каком направлении трудиться. Но вот как ни странно: работаешь всё дольше, а вопросов и сомнений всё больше. Вот тем и хороша и одновременно нелегка профессия учителя: и себя, и других учишь и воспитываешь всю жизнь. И самое главное делать это увлечённо, не бояться менять и меняться. Тогда и период сомнений быстро проходит. Посмотришь на класс детей, объём работы для себя представишь и подумаешь: «А ведь я люблю свою работу и уже ни на каком другом месте себя не представляю!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/07/07/picture-317.jpg)
Моя педагогическая философия
Каждому человеку рано или поздно приходится делать судьбоносный выбор – выбор профессии, дела жизни....
![](/sites/default/files/pictures/2010/08/16/picture-1022.jpg)
моя педагогическая философия
Каждый день я открываю дверь класса, и ко мне обращаются взоры моих учеников, их светлые, ясные глаза, любопытные, добрые, оценивающие каждый мой шаг. Они многого ожидают от меня. И я дарю им счастье...
Эссе. Моя педагогическая философия
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в, ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам дум...