Эссе "Моя педагогическая философия"
статья на тему

Бобылёва Светлана Николаевна

Эссе "Моя педагогическая философия". Конкурсная работа на конкурс "Учитель года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_bobylyova_s._n._kirov.docx22.84 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов МКОУ «СОШ №2»

Бобылёва Светлана Николаевна

Эссе «Моя педагогическая философия»

И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно.

Л.Н. Толстой

Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.

Аристипп

Образование не дает ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины.

Пифагор

В жизни каждый человек в поиске. Что-то он находит, что-то теряет, что-то в найденном его не устраивает, и он продолжает искать дальше или разочаровывается и направляет свои мысли и усилия в по другому пути. В моей жизни тоже происходит поиск, череда радостей и разочарований. Что-то в своей жизни я хочу изменить, а что-то в ней уже определено. И одной из определённых навсегда частей моей жизни является моя профессия. Я – учитель. Как мы выбираем профессию? Мы ищем то, что отвечает нашим способностям, стремлениям, желаниям.

Я свою работу люблю. Да, да вот так просто: люблю. Не буду петь дифирамбы, рассказывая, как я с детства мечтала работать в школе. Да, мечтала, только, наверное, в классе четвёртом. Потом еще о многом мечталось: стать юристом, археологом, журналистом, писателем, снова учителем русского языка, потом немецкого, а также архитектором и переводчиком. В общем, горючая смесь. Учитель начальных классов никогда не был пределом моих мечтаний. А получилось именно так. Жалею ли я о чём-то? Нет. Просто люблю свою работу. И, как с любимыми людьми в жизни, бывают у нас и ссоры, и усталость друг от друга, и всплески небывалых чувств, и желание иногда побыть в компании с самой собой, и понимание того, что друг без друга жить уже нельзя.

И сейчас мне хочется поразмышлять о том, что трудно для современного учителя, что легко; как научиться выстраивать свою работу так, чтобы получать радость от результатов своего труда.

Современный мир находится в постоянном движении и развитии. И я считаю, что учителю невозможно работать, если он вспоминает «вчерашний день» с сожалением, если он не хочет учиться работать в новых условиях, не находит общий язык с современными детьми, которые сейчас практически диаметрально противоположны установившемуся когда-то образу ученика. Другая опасность для учителя в современное время – это чрезмерное увлечение новыми модными течениями в образовании, например, неоправданное использование ИКТ на уроках. Дети сейчас и без нас получают слишком много визуальной и аудиоинформации, пользуясь ноутбуками, телефонами и планшетами. Это всё, с одной стороны, хорошо. Но, с другой, такая важная часть в жизни человека, как книги отходят на второй план. Ворчание взрослых на тему: «Вот мы в ваше время….» не помогает. Это мы понимаем, что детям важно научиться работать с любыми источниками информации, а ребёнку в начальной школе не очень это объяснишь, когда у него планшет в руках.

Как же построить свою работу  так, чтобы в современном мире давать детям действительно полезное образование, которое не просто даст ребёнку аттестат, но и возможность найти своё место в жизни, утвердиться, как личность?  

Вот с такого вопроса и начались мои поиски. Сначала я определила для себя, что можно взять для своей работы из новых направлений педагогики и что не потерять из «хорошо забытых старых» навыков. Потом постаралась систематизировать,  что необходимо современному ребёнку для начала его успешного обучения в школе. На мой взгляд, это духовные ценности, умение увлекаться чем-то кроме компьютеров и телефонов и желание учиться. Последнее означает не только получать теоретические научные знания, а учиться всему новому и полезному.

Духовное воспитание включает в себя всю систему ценностей воспитания человека. Оно начинается с момента рождения ребёнка в семье, дополняется в школе и продолжается всю жизнь. Ведь по прошествии времени  совсем по - другому воспринимаются добро, зло, любовь, сострадание, совесть, раскаяние, милосердие. Я считаю, что очень легко воспитывать других, объяснять нормы поведения, читать нотации, поражаться тому, как трудно доходит истина. И труднее всего трудиться над своим воспитанием. И моя задача  как учителя ребёнка в школе не просто воспитывать, а научить критично смотреть на себя со стороны, чтобы иметь возможность восполнять свои пробелы самому. Ну как объяснить маленьким ученикам, которые воспитываются в семьях с разными взглядами на жизнь, что это хорошо, а это плохо, что так можно, а так нельзя? Нет, не верят дети просто словам. А иногда и вообще не слышат. Словам не верят, покажем наглядно. А наглядности достаточно: один другого ударил, толкнул, обозвал, не поделился ручкой, карандашом и т.д.  Беседы, убеждения, восстановление спокойствия  в классе. И как великая награда после где-то десятого раза: тень сомнения, прежде чем обозвать, лес рук, предлагающих свои ручки и карандаши забывшему пенал, радость и похвала для справившегося с трудным заданием, выражение сочувствия получившему «два». Пусть не сразу, пусть с некоторыми так происходит к концу четвёртого класса, но ведь получается: зерно сомнений посеяно, ждём всходов истины.

Ещё один важный аспект духовно – нравственного воспитания ребёнка – это формирование активной гражданской позиции, воспитание любви к Родине. Может человек строить своё будущее и будущее всей страны, когда он не любит свой город, свою страну, когда он не твёрдо убеждён, что стоит получить загранпаспорт, уехать и сразу заживёшь счастливо? Конечно, с такими взглядами о будущем страны никто заботится не будет. Сейчас для большинства детей не существует понятия «подвиг ради других», чаще это понятие «подвиг в своё благо». У маленьких детей стойкое убеждение: у меня есть - и хорошо, а о других я думать не должен. Конечно, здоровый эгоизм и инстинкт самосохранения никто не отменял. Но всё должно быть в меру. Я считаю, что формирование гражданственности в младшем школьном возрасте начинается с воспитания таких чувств, как отзывчивость, милосердие, сопереживание. Для маленького ребёнка Россия – это слишком большое и широкое понятие. Да, это наша Родина, да, в русском языке пишется с большой буквы. Задача учителя разбудить в каждом ребёнке к своей Родине большую любовь. А начинать надо с того, чтобы научить любить людей вообще, сопереживать незнакомым людям.

Другая проблема: современным детям не интересно учиться, интереснее играть в компьютерные игры, «сидеть» в социальных сетях. А уроки для некоторых - это великие мучения. Зачем трудиться, запоминать, узнавать, когда можно сказать: «О,кей Google…» И всё, вся информация тебе предоставлена. Как заинтересовать ребёнка учиться самому? По моим наблюдениям, дети учатся намного активнее, когда у них есть возможность на уроке говорить друг с другом. Они не хотят просто слушать, а потом воспроизводить. Не выдерживают такого урока современные ученики. Вот тут и приходит на помощь ФГОС, которого так боялись сначала педагоги. У китайцев есть такая поговорка: «Желаю тебе жить во время больших перемен». Что означает недоброе пожелание. Неизведанное всегда страшит, не знаешь к чему придёшь в итоге. Что же такое современный урок для меня? Это логически выстроенное общение учителя и учеников, в ходе которого дети удивляются, отгадывают, приходят к выводу, запоминают, пробуют применить то, что они обнаружили, радуются своим удачам и ставят себе цель  исправить то, что не совсем получилось. А учитель помогает им в этом. Хотя иногда и объяснять необходимо, и  не один раз. Конечно, как представлен в идеале современный урок по ФГОС, таких уроков мало. Не всегда ребёнок может сделать вывод, новое понятие сам объяснить. Поэтому и учитель на уроке не просто координатор, а активный участник процесса обучения. Всё возможно на уроке: и ссоры, и нежелание работать в парах, в группах, и слёзы нередки, если уж совсем тема не даётся. Но пусть лучше эмоции, чем безразличие. Негатив легче исправить на позитив. Ведь ребёнок из-за чего-то переживает. Пойми, почему, помоги, и всё - работа кипит.

Духовные ценности формируем, материал преподносим интересно, а всё равно не хватает чего-то. У меня часто дети спрашивают: «Зачем учить то, что, может быть, и не пригодится?» Один говорит, что строителем будет, ему русский язык не нужен, другая математику не любит, художницей мечтает стать. Как создать у ребёнка мотивацию к учебной деятельности? Может, они в чем-то и правы? Например,  не знает инженер, как выполнить фонетический разбор по русскому языку. Что же он, хуже работать будет? Или врач формулу по тригонометрии забыл. Неужели это помешает ему лекарство больному прописать? И таких примеров можно множество привести. Часто мои ученики мне подобные вопросы задают. Можно на них по-разному ответить: «Аттестат получить надо», «Раз задают, то не рассуждай, а учи», «В школе так положено». Ответить-то можно, только такой ответ мотивацию не повысит, а когда желания нет что-то делать, то и работа не спорится. Так и с учением. Поэтому я всегда своим ученикам рассказываю, как сама думала, кем стать. И стала тем, кем и не думала никогда. Вот тут все мои знания и пригодились. А ещё рассказываю о том, чему хотела научиться и не научилась, хотя возможность была. Считаю, что должна донести до ребёнка простую истину: лучше со временем забыть ненужные полученные знания, чем жалеть о том, что что-то не узнал.  

   Вот так получилось у меня за 17 лет работы разложить по полочкам осознание роли учителя в воспитании и обучении детей: из старого возьми самое ценное; стремись к новому, но разумно оценивай необходимость нововведений; учи детей не принимать указанный путь к знаниям, а самим искать дорожки; на одной учёбе без духовно-нравственного воспитания личность не сформируешь, без любви к миру мир не изучишь. Вроде бы всё понятно, в каком направлении трудиться. Но вот как ни странно: работаешь всё дольше, а вопросов и сомнений всё больше. Вот тем и хороша и одновременно нелегка профессия учителя: и себя, и других учишь и воспитываешь всю жизнь. И самое главное делать это увлечённо, не бояться менять и меняться. Тогда и период сомнений быстро проходит. Посмотришь на класс детей, объём работы для себя представишь и подумаешь: «А ведь я люблю свою работу и  уже ни на каком другом месте себя не представляю!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Каждому человеку рано или поздно приходится делать судьбоносный выбор – выбор профессии, дела жизни....

моя педагогическая философия

Каждый день я открываю дверь класса, и ко мне обращаются взоры моих учеников, их светлые, ясные глаза, любопытные, добрые, оценивающие каждый мой шаг. Они многого ожидают от меня. И я дарю им счастье...

Эссе "Моя педагогическая философия"

Эссе "Моя педагогическая философия"...

Эссе. Моя педагогическая философия

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в, ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам дум...

Моя педагогическая философия

Моя педагогическая философия. Мысли вслух....