Тема «Рефлексия, как этап современного урока»
методическая разработка (4 класс) на тему

Гончарова Елена Петровна

Мастер- класс " Рефлексия, как этап современного урока"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx206.18 КБ

Предварительный просмотр:

Гончарова Елена Петровна

МАОУ «СОШ №40»

Тема «Рефлексия, как этап современного урока» Слайд

Цель: Повысить мотивацию учителей  к овладению рефлексивной деятельностью учащихся. Слайд

Задачи  мастер- класса Слайд

 Познакомить с понятием “рефлексия”.

 Дать представление о классификации рефлексии.

 Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках.

1.Великий сиракузский гений

Перевернул бы Землю, нет сомнений!

Он разрешил бы наши споры,

Когда б имел точку опоры.

Так ученик свернул бы горы,

Если дать ему эту точку опоры.

Такая есть у меня в запасе.

Я расскажу о ней в своём мастер-классе!

. Для начала , я вам

Добрый день, уважаемые коллеги, члены жюри, очень рада видеть Вас на своем мастер классе. Для начала, я предлагаю вам у оценить собственное эмоциональное состояние при помощи теста. Остановите свой взгляд на том яблоке,  цвет которого Вам наиболее импонирует . А теперь оцените своё эмоциональное состояние Слайд

Наш мастер-класс посвящен вопросу «Рефлексия, как этап современного урока». Перед вами таблица-фиксация знаний, которую мы будем заполнять на протяжении мастер – класса. И первый наш вопрос: Цель участия в мастер – классе?

Хорошо, чтобы двигаться дальше необходимо определить понятие рефлексии. Как бы вы это сделали?

- Что такое рефлексия?

Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.

Слайд

Рефлексия, в упрощённом определении, - это «разговор с самим собой». Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание.

В переводе с латинского – «обращение назад».  

Толковый словарь русского языка  трактует рефлексию как самоанализ (по Ожегову) или  как склонность к анализу своих переживаний, размышлению о своем внутреннем состоянии (по Ефремовой).

Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Итак:

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления.  

Как вы думаете, какие УУД больше всего подходят для определения рефлексии?

Сегодня мы с вами остановимся на понятии регулятивных универсальных учебных действий.

 Предлагаю вспомнить сказку Сутеева «Мешок яблок» и главного героя зайца.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/5/2174_3ea596257569796361902d4129cd680c.png.jpg


Предлагаю поработать в группе и постараться понять, сформированы ли у него регулятивные универсальные учебные действия?
РУУД
Целеполагание  (На партах лежат листы, а на доску крепим определения)
Планирование
Прогнозирование
Контроль
Коррекция
Оценка
Волевая регуляция
Мнение, доказательства: ( подсказки разрезанные и напечатаны )
Целеполагание хорошо проявляется в начале мультфильма: заяц четко знал, что ему нужно сделать и следовал этой цели.
Планирование развито недостаточно. Не всегда может распланировать свою деятельность. Иногда он объективно относится к способам достижения цели: не может переплыть озеро - идет в обход.
Прогнозирование - развито недостаточно. Он не может просчитать до конца, сколько яблок можно раздать, а сколько принести домой.
Контроль развит недостаточно, т.к. в итоге он все раздает и домой ничего не приносит.
Коррекция выражена слабо: в основном действует по шаблону: встретил – отдал. не
Оценка недостаточно развита, поскольку не может соотнести реальное количество яблок с количеством нуждающихся в еде.
Волевая регуляция – способен контролировать свое поведение и эмоции, преодолевая встречающиеся трудности. например, при встрече с волком он проявляет находчивость и смелость. Правда, не всегда сдерживает свои эмоции. Например, когда ворона его злит своими домыслами о том, что с его зайчатами сделает охотник и волк, он не сдерживает себя. Заяц ударил ворону мешком, а затем и веслом.
Подобной ситуации с зайцем больше не произойдет, если он правильно проанализирует и оценит свое поведение, проведет, так скажем, рефлексию.
Неотъемлемые компоненты учебной деятельности – контроль и оценка.
Отношение, мнение, отзыв, критика, признание. Это те синонимы, которые я увидела в толковом словаре к слову оценка.
Где мы встречаемся с «оцениванием»? 

Оценка (отметка) – один из важнейших инструментов мотивации учащихся. Положительная оценка, как известно, окрыляет школьника, отрицательная, естественно, огорчает. Важно, чтобы учащийся сознавал, почему получена та или иная отметка, чтобы у него не опускались руки, и появлялось стремление добиться успеха.
Как быть учителю в современной школе, чтобы не ввести ученика в стрессовую ситуацию посредством оценивания и сориентировать школьников на достижение успеха в процессе урока? Как это сделать?


В этом плане на уроках помогают некоторые приемы, но сначала
вспомним классификацию рефлексивной деятельности.

Работаем в группах. Ваша задача составить эталон классификации приемов рефлексии. ( на столах дан вид, должны дополнить определение) Кластер заполнить. В таблицу вписывают.

1.​ Классификация рефлексии. ( Можно ли сделать, чтобы слабо выделенный текст «выплывал» на слайд? )
1. По содержанию: 
• Устная рефлексия 
• Письменная рефлексия. 
2. По цели: 
• Рефлексия эмоционального состояния 
• Рефлексия деятельности 
• Рефлексия содержания. 

3. По функции: 
• личностная рефлексия (физическая, духовная, сенсорная) 
• интеллектуальная рефлексия . 

4. По типу урока: 
• После усвоения зун 
• Промежуточная рефлексия 
• Контрольная рефлексия 
• Итоговая рефлексия. 

5.По способам проведения: 
• Анкета 
• Вопрос 
• Символ 
• Таблица 
• Ситуация 
• Рисунок. 
5. По форме деятельности: 
• Фронтальная (выборочная) 
• Индивидуальная 
• Групповая 
• Коллективная 
Проверка по эталону. Фиксация в таблице.

- На каком этате уроке может проводиться рефлексия?

Последний этап заполнения таблицы – фиксация знаний предполагает ознакомление с рефлексивными приемами на разных этапах урока.

Прием «Защитный лист» ( начало) Слайд
Цель данного приема – это формировать саморегуляцию как способность к преодолению препятствий. Этот прием подойдет больше предметов, когда часто идет устный опрос домашнего задания: литература, история, …
Перед каждым уроком, всегда на одном о том же месте, лежит «Защитный лист», куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Это сохраняет душевное спокойствие ученика, и сам учитель держит ситуацию под контролем. В описании приема не было сказано о том, что делать дальше учителю, как поступить в том случае, если ученик злоупотребляет этой возможностью, и его фамилия часто появляется в этом листе. Ведь некоторые могут пользоваться этим листом постоянно. Мы с ребятами из класса (4 класс) договорились, что все темы, которые ученик написал сюда, он должен сдать учителю письменно или устно, но тогда когда выучит материал (устно все-таки определили срок сдачи материала).

Следующий прием может быть использован на любом этапе урока
Прием «Поощрение». Слайд
Достаточно хорошей оценкой могут быть: маленькая грамота; благодарственное письмо или диплом "За победу на уроке”, "За маленькое открытие”, "За помощь другу”; благодарственная запись в дневнике; открытка с дарственной надписью, стихотворение, посвященное ученику.
• Как вы думаете, уважаемые коллеги, в каких случаях мы можем использовать и такой прием. Хотя вам может показаться, что он больше всего подходит для начальной школы?

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/5/2174_67c0fea321ad6e7c160d0f8081abd76c.png.jpg

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/5/2174_8154a82400dd2ebf5b000095152e3b2d.png.jpg


Конечно, каждому ученику приятно получить такую грамоту или знак, но особенно это поощряет слабых учеников, которые в силу своих способностей не могут заработать хорошую отметку.
Прием « Причина - Факт - Следствие». Слайд
Этот приём позволяет определять причинно - следственную связь осуществлять мини-исследование. Этот приём позволяет увидеть перспективы и предположить дальнейший ход событий, мотивирует обучающихся на дальнейшее изучение материала и выполнение домашнего задания.
Для решения логической цепочки предлагается только один из её компонентов. Ребята подбирают к заданному факту причину (или причины) и определяют его последствия или к названной причине ищут факт и вытекающее из него следствие.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/5/2174_0cc17446b9f2b72be7e182f93cb7067e.png.jpg
Например, «Я получил отметку «три» за диктант (факт). Причина: не выучил правило. Следствие: допустил много ошибок на это правило. Чтобы следующий диктант написать хорошо, нужно выучить это правило и уметь применять его при письме под диктовку (намечается коррекционная работа). «Уборка в доме»
Цель: выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока, определение каждым участником, что было полезным, а что было бесполезным.
Материал два листа большого формата с рисунками, фломастеры.
Проведение:
К стене прикрепляются два больших листа на первом нарисован чемодан, на втором- мусорная корзина. Каждый участник получает два цветных листочка.
На «чемодане» участник пишет то, что было актуально, полезно, интересно,  и будет активно применять.
На втором листе то, что оказалось бесполезным, ненужным и что можно отправить в корзину.

«Уборка в доме» Слайд
Цель: выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока, определение каждым участником, что было полезным, а что было бесполезным.
Материал два листа большого формата с рисунками, фломастеры.
Проведение:
К стене прикрепляются два больших листа на первом нарисован чемодан, на втором- мусорная корзина. Каждый участник получает два цветных листочка.
На «чемодане» участник пишет то, что было актуально, полезно, интересно,  и будет активно применять.
На втором листе то, что оказалось бесполезным, ненужным и что можно отправить в корзину.


«Рефлексивный экран» Слайд

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске

 1. сегодня я узнал…

2. было интересно…

3. было трудно…

4. я выполнял задания…

5. я понял, что…

6. теперь я могу…

7. я почувствовал, что…

8. я приобрел…

9. я научился…

10. у меня получилось …

11. я смог…

12. я попробую…

13. меня удивило…

14. урок дал мне для жизни…

15. мне захотелось…

Перейдем к знакомству с приемами на практике. Работаем в группе. Я вам подготовила памятку с различными приемами рефлексии по цели. Каждая группа должна познакомится с некоторыми приемами и озвучить нам 1 из понравившихся приемов: озвучить некоторые приемы к вашему предмету.

Итог

В завершении хочется сказать о том, что предложенные приёмы рефлексии можно использовать не только на уроках, но и на внеклассных мероприятиях, а также использовать как подведение итога родительского собрания.

Рефлексия предоставляет возможность более детально, тщательно подготовить следующий урок, следующее родительское собрание, очередное внеклассное мероприятие с учётом мнений, замечаний, впечатлений предыдущего урока, собрания, мероприятия.

Если  у вас настроенье хорошее,

То дружно хлопайте в ладоши.

Данная тема актуальна всегда!

Если согласны, то крикните   «ДА»!

Знанья, если вам пригодятся, если вы будете их применять,

Тогда сейчас коллегу справа  необходимо приобнять.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕФЛЕКСИЯ КАК ЭТАП СОВРЕМЕННОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Урок - главная составная часть учебного процесса. Качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической нап...

презентация Рефлексия как этап современного урока

презентация к мастер-классу "Рефлексия как этап урока в аспекте реализации ФГОС...

Целеполагание и рефлексия как этапы современного урока в условиях ФГОС

Разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения  государственных стандартов....

«Рефлексия, как этап современного урока в рамках ФГОС»

«Тот, кто сумел отрефлексировать действительность, тот и получает преимущества в движении вперед »    Евгений Доманский...

Рефлексия как этап современного урока по ФГОС (презентация)

Школьный урок – это часть жизни ребенка и, в то же время, это урок жизни для него. Это сама жизнь, полная проблем и радости открытий. Школьный урок – это место проживания счастья жизни ребенком. Он уч...

Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС.

Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся. Задачи: познакомить коллег с понятием рефлексияДать представление о классификации рефлексииПоказать конкретные вар...