Программа внеурочной деятельности "Экономика" для 4-х классов
рабочая программа (4 класс) на тему

Программа внеурочной деятельности  «С экономикой – на ТЫ!»» разработана  для занятий с учащимися 4-х классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями  ФГОС начального общего образования второго поколения  и является программой социальной направленности. Это модификация авторской программы «Экономика: первые шаги», 1-4 классы; автор Н.Ф. Виноградова, Москва: Вентана - Граф, 2013.

Основная идея курса — формирование начальных экономических понятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekonomika_2018sss.doc134.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности  по экономике для 4-х классов

Составитель Сосновских Ирина Геннадьевна, педагог дополнительного образования МОУ лицея «МОК № 2» г. Джанкоя, РК

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности  «С экономикой – на ТЫ!»» разработана  для занятий с учащимися 4-х классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями  ФГОС начального общего образования второго поколения  и является программой социальной направленности. Это модификация авторской программы «Экономика: первые шаги», 1-4 классы; автор Н.Ф. Виноградова, Москва: Вентана - Граф, 2013.

Основная идея курса — формирование начальных экономических понятий.

Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающих влияние на становление личности ребёнка в его отношении к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни.

При составлении программы следовали следующим принципам:

  1. Учёт наглядно-образного характера мышления младших школьников. В содержание программы по экономике вошли те явления, с которыми учащиеся уже встречались в жизни. Это позволяет решить задачу актуализации их жизненного опыта.
  2. Ориентация на потребности ребёнка младшего школьного возраста и его интерес к разным сферам социальной жизни. В связи с этим одной из важных задач программы является развитие ценностных ориентаций в экономической сфере.
  3. Преемственность и перспективность. В процессе изучения программы по экономике у младших школьников закладываются предпосылки для развития экономического мышления, необходимого для ориентации в современных рыночных условиях жизни, создаются условия для приобретения ими элементарных экономических представлений, на базе которых в основной и старшей школе формируются экономические понятия.

С учётом специфики младшего школьного возраста основной целью обучения экономике учащихся младших классов является формирование начальных представлений об окружающих экономических условиях жизни и деятельности людей.

        Программа ставит перед собой следующие задачи:

  1. Формировать у учащихся представление об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения его потребностей;
  2. Обеспечивать осознание младшими школьниками взаимосвязи труда человека с его результатами, приложенных усилий с успешностью деятельности;
  3. Развивать основы потребительской культуры;
  4. Расширять активный словарь учащихся, включая в него экономические термины;
  5. Способствовать освоению на информационном и эмпирическом уровне новых социальных ролей — «покупатель», «потребитель» — и функций, их характеризующих;
  6. Формировать бережливость, экономность, трудолюбие, щедрость;
  7. Показать необходимость человеческих знаний и образования для формирования нового информационного общества и создания инновационной экономики.

        Курс экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению экономического компонента предметов «Обществознание», «География», «Технология», «История», «Экономика» в основной школе.

        Программой предусмотрены экскурсии на производственные объекты, в результате которых происходит осознание обучающимися ценности и важности каждой существующей профессии, беседы родителей о своей профессии.

Ценностные ориентиры содержания программы

В процессе экономического образования учащиеся получают представления о богатстве окружающего мира, воплощённом в природе, искусстве, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда, познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным отношением к природе и ресурсам, подходят к пониманию роли денег как оценки результата труда людей.

          Программа внеурочной деятельности «С экономикой - на ТЫ!» рассчитана на детей 4 класса, на 34 учебные недели (1 раз в неделю по часу). Количество учащихся в группе не менее 5 человек.

Диагностика результатов проводится в виде проектов, тестов, контрольных заданий и участия в тематических конкурсах и викторинах.         

 Результаты освоения программы внеурочной деятельности

        Личностные:

  • социально-личностное развитие обучающегося, т.е. формирование ценностных установок, качеств, личностных ресурсов, выявление потребностей и мотивов, которые определяют поведение человека в ситуации выбора в дальнейшем;
  • поведенческий и ценностно-смысловой аспекты будущей профессиональной карьеры человека, т.е. детерминирующие способы заработка и расходования денег;
  • гражданское становление человека – как гражданина демократической страны, который  может (и должен) высказывать свое мнение и влиять на решение многих вопросов развития общества, включая экономические. 
  • развитие человека как ЛИЧНОСТИ, включающее в себя умение брать на себя ответственность, сопоставлять свои желания и возможности, стремление к сотрудничеству и, в конечном итоге, - достижение собственной цели.
  • осознание важности образования в сегодняшней и завтрашней жизни.

        Метапредметные УУД:        

        Регулятивные:

  •  использование речи для регуляции своего действия;
  •  адекватное восприятие  предложений других людей по исправлению допущенных ошибок;
  •  умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить (представления о возможном конечном результате деятельности);
  • умение соотносить правильность выбора, условий, планирования, выполнения и результата действия с требованиями задачи;

Коммуникативные:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы, контролировать действия партнёра; работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
  • обращаться за помощью;
  • предлагать помощь и сотрудничество, слушать собеседника, договариваться и приходить к общему решению;

Познавательные:

  • поиск и выделение необходимой информации;
  • осмысление прочитанной или услышанной информации;
  • извлечение необходимой информации;
  • определение основной и второстепенной информации;
  • самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • установление причинно-следственных связей.

Классификация результатов внеурочной деятельности:.

        Первый уровень результатов – приобретение школьником первичных экономических знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, об экономической жизни общества и т.п.), первичного понимания необходимости экономики в повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

        Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

        Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами  за пределами школы, в открытой общественной среде.

Содержание курса внеурочной деятельности «С экономикой – на ТЫ!» 4 класс

Содержание предмета

Количество

часов

Основные виды деятельности

Форма организации занятий

1.

Что изучает наука экономика.

Экономика вокруг нас. История науки экономики. Главные вопросы науки экономики. Экономика семьи. Собственность. Экономика страны. Богатство. Источники богатства государства и человека. Ресурсы. Ценности материальные и нематериальные.

6

Познавательная, фронтальная, групповая, игровая. Работа с дидактическим материалом, просмотр презентаций, выполнение практических заданий.

Лекция, беседа, экскурсия, конкурсы, викторины, работа в группах.

2.

Потребности и возможности

Потребности людей. Что влияет на наши потребности. Ограниченность. Проблема выбора. Виды услуг. Натуральное хозяйство. Товарное хозяйство.

5

Познавательная, игровая, групповая, индивидуальная, проектная.

Беседа, практические задания, работа над проектом, деловая игра, ролевая игра.

3.

История развития денег.

Для чего нужны деньги. История денежной единицы России. Деньги народов разных стран. Функции денег.

4

Познавательная, групповая, индивидуальная, исследовательская, проектная деятельность, ролевые и подвижные игры.

Эвристическая беседа, презентация, работа с микроскопом, работа над проектом, деловые игры, тестирование.

4.

Бюджет семьи.

Бюджет семьи. Труд – источник богатства. Заработная плата. Формы заработной платы. Доходы. Как работает банк. Наличные и безналичные деньги. Расчетный счет. Страхование. Расходы семьи. Налоги.

6

Познавательная, фронтальная,  групповая, индивидуальная. Работа с дидактическим материалом, экскурсия.

Презентация, ролевая и деловая игра, викторина, выполнение практических заданий.

5.

Экономика нашего города. Профессии наших родителей. Бизнес в нашем городе. Производство. Планирование городского строительства. Издательство. Газетный бизнес. Деловая игра «Открываем ресторан».

5

Проектная, групповая, индивидуальная, проектная.

Встречи с интересными людьми, экскурсия, работа над проектом, деловые игры.

6.

Мы – потребители.

Что значить экономить. Покупатели и продавцы. Из чего складывается цена. Свойства товаров: цена и качество. Игра «Магазин». Реклама. Итоговая ролевая игра «Аукцион».

8

Групповая, индивидуальная, дискуссия. Работа с дидактическим материалом.

Лекция, беседа, экскурсия, самостоятельная работа, ролевая игра. Открытое занятие совместно с родителями

ВСЕГО     34 час.

34

Календарно-тематическое планирование 4 класс

Раздел,

тема занятий

К-во часов

Дата

4 А

4 Б

план

факт

план

факт

Раздел 1. Что изучает наука экономика.  6 часов

1

Экономика вокруг нас. История науки экономики.

1

2

Главные вопросы науки экономики.

1

3

Экономика семьи. Собственность.

1

4

Экономика страны.

1

5

Богатство. Источники богатства государства и человека. Ресурсы.

1

6

Ценности материальные и нематериальные.

1

Раздел 2. Потребности и возможности. 5 часов

7

Потребности людей. Что влияет на наши потребности.

1

8

Ограниченность.

1

9

Проблема выбора.

1

10

Услуги. Виды услуг.

1

11

Натуральное хозяйство. Товарное хозяйство.

1

Раздел 3. История развития денег. 4 часа.

12

Для чего нужны деньги.

1

13

История денежной единицы России.

1

14

Деньги народов разных стран.

1

15

Функции денег.

1

Раздел 4. Бюджет семьи.   6 часов

16

Бюджет семьи. Труд – источник богатства. Доходы.

1

17

Заработная плата. Формы заработной платы.

1

18

Как работает банк. Наличные и безналичные деньги. Расчетный счет.

1

19

Страхование.

1

20

Расходы семьи.

1

21

Налоги.

1

Раздел 5. Экономика нашего города. 5 часов

22

Профессии наших родителей.

1

23

Бизнес в нашем городе. Производство.

1

24

Планирование городского строительства.

1

25

Издательство. Газетный бизнес.

1

26

Деловая игра «Открываем ресторан».

1

Раздел 6. Мы – потребители. 8 часов

27

Что значить экономить.

1

28

Покупатели и продавцы.

1

29

Экскурсия в магазин

1

30

Из чего складывается цена.

1

31

Свойства товаров: цена и качество.

1

32

Игра «Магазин».

1

33

Реклама.

1

34

Открытое занятие. Итоговая ролевая игра «Аукцион».

1

Итого

34 часа

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности для 1 класса " Декоративно-прикладное искусство"

Представляю программу по внеурочной деятельности для 1 класса художественно - эстетического направления.  Программа " Декоративно - прикладное искусство" - программа по технологии. Направлена на ...

Программа внеурочной деятельности для 1 класса по Изобразительному искусству " Волшебная палитра"

Представляю программы по внеурочной деятельности для 1 класса художественно - эстетического направления. Программа " Волшебная палитра" предусматривает развитие творческих способностей учащихся посред...

программа внеурочной деятельности в 1 классе кружок "Юный краевед"

Рабочая программа создана на основе Федерального государственного стандарта 2 поколения, Концепции духовно - нравственного развития личности....

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса.

Данная работа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников 1 класса....

Программы внеурочной деятельности для первого класса "Основы проектирования" и второго класса "Основы проектирования. Моделирование"

Данные  образовательная программы направлены на развитие художественного творчества в области декоративно-приклад­ного искусства.  Самостоятельная  или управляемая  проектная...

Программа внеурочной деятельности во 2 классе на основе программы Юным умникам и умницам

Программа внеурочной деятельности во 2 классе основана на  программе Ольги Холодовой  Юным умникам и умницам.1 час в неделю...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса «Разговор о правильном питании» 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса «Разговор о правильном питании» для 3 класса...