Рабочая программа по коррекционному курсу для детей с умеренной умственной отсталостью
рабочая программа (3 класс) на тему
Рабочая программа для обучающихся 3 классов с умеренной умственной отсталостью
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ppd_3i.docx | 36.51 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ ИРМО «Уриковская СОШ»
Рассмотрено МО ____________ Протокол № _____ от «__»_______2018г. Руководитель МО __________ Константинова С.И. | Согласовано «__»_______2018г Зам. директора по УВР ______________________ Огаркова Е.П. | Утверждаю Приказ № ____ от «___»_____2018г. Директор ________________ Голяковская Е.Ю. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По предметно- практической деятельности
для 3 «И» класса
учитель-дефектолог Назаренко М.И.
Рабочая программа составлена на основании «Программы обучения глубоко умственно отсталых детей» (НИИ дефектологии АПН СССР, 1983 г)
2018/2019 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету « предметно- практическая деятельность» для детей с глубокой (умеренной) умственной отсталостью разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на основе требований к личностным и предметным результатам (возможным результатом) освоения АООП.
Общая характеристика учебного предмета
Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.
Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
Программно-методический материал включает 2 раздела: «Действия с материалами», «Действия с предметами».
В процессе обучения дети знакомятся с различными предметами и материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.
Место предмета в учебном плане
На изучение предмета отводится 3 ч в неделю, общее число учебных часов за весь срок обучения 99 часов, количество часов по программе в соответствии с учебным планом.
Критерии оценивания достижений обучающегося
Составление и заполнение СИПРов, написание характеристик (2 раза в год)
Содержание коррекционного курса
Действия с материалами.
Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами). Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя). Размазывание материала руками (сверху вниз, слева направо, по кругу). Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками (одной рукой). Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.). Переливание материала (вода) двумя руками (с использованием инструмента (стаканчик, ложка и др.)). Наматывание материала (бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур и др.).
Действия с предметами.
Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.). Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.). Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др.). Притягивание предмета к себе (игрушка на колесиках, ящик и др.). Вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками и др.). Нажимание на предмет (юла, рычаг, кнопка, коммуникатор и др.) всей кистью (пальцем). Сжимание предмета (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами). Вынимание предметов из емкости. Складывание предметов в емкость. Перекладывание предметов из одной емкости в другую. Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика и др.). Нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины и др.) на стержень (нить).
Календарно-тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Дата | Примечание |
1 четверть-24 часа | ||||
1 | Выполнение подражательных движений по словесной инструкции «делаем вместе». | 1 | 4.09.18 | |
2 | Выполнение подражательных движений по словесной инструкции «делаем вместе». | 1 | 5.09.18 | |
3 | Выполнение подражательных движений рук. Воспроизведение действий, движений изображенных на картинке. | 1 | 6.09.18 | |
4 | Выполнение подражательных движений рук. Воспроизведение действий, движений изображенных на картинке. | 1 | 11.09.18 | |
5 | Выполнение подражательных действий со сменой движений. | 1 | 12.09.18 | |
6 | Выполнение подражательных действий со сменой движений. | 1 | 13.09.18 | |
7 | Обследование предметов (зрительное, оральное, обонятельное, осязательное, слуховое). | 1 | 18.09.18 | |
8 | Обследование предметов (зрительное, оральное, обонятельное, осязательное, слуховое). | 1 | 19.09.18 | |
9 | Узнавание предметов на ощупь. | 1 | 20.09.18 | |
10 | Узнавание предметов на ощупь. | 1 | 25.09.18 | |
11 | Узнавание предмета по словесной инструкции учителя. | 1 | 26.09.18 | |
12 | Узнавание предмета по словесной инструкции учителя. | 1 | 27.09.18 | |
13 | Собирание листов в стопку. | 1 | 2.10.18 | |
14 | Собирание и сортировка монет. | 1 | 3.10.18 | |
15 | Собирание вкладных цилиндров. | 1 | 4.10.18 | |
16 | Собирание матрешки. | 1 | 9.10.18 | |
17 | Нанизывание колец пирамиды с учетом размера. | 1 | 10.10.18 | |
18 | Заполнение мелкими предметами сосудов с широким горлышком. | 1 | 11.10.18 | |
19 | Заполнение мелкими предметами сосудов с широким горлышком. | 1 | 16.10.18 | |
20 | Заполнение мелкими предметами сосудов с узким горлышком. | 1 | 17.10.18 | |
21 | Набирание ложкой крупы. | 1 | 18.10.18 | |
22 | Переливание воды из одного сосуда в другой. | 1 | 23.10.18 | |
23 | Нанизывание крупных бус одного цвета. | 1 | 24.10.18 | |
24 | Нанизывание мелких бус одного цвета. | 1 | 25.10.18 | |
2 четверть-24 часа | ||||
25 | Нанизывание бус, чередуя по размеру (большая, маленькая). | 1 | 6.11.18 | |
26 | Нанизывание бус, чередуя по размеру (маленькая, большая). | 1 | 7.11.18 | |
27 | Нанизывание бус, чередуя по размеру (большая, маленькая, большая). | 1 | 8.11.18 | |
28 | Узнавание, различение и называние предметов по цвету. «Картинное цветовое лото». | 1 | 13.11.18 | |
29 | Узнавание, различение и называние предметов по цвету. «Картинное цветовое лото». | 1 | 14.11.18 | |
30 | Группировка предметов по цвету и раскладывание по коробкам. | 1 | 15.11.18 | |
31 | Дидактическая игра «Геометрическое лото». | 1 | 20.11.18 | |
32 | Дидактическая игра «Геометрическое лото». | 1 | 21.11.18 | |
33 | Раскладывание однородных предметов разных форм в коробки. | 1 | 22.11.18 | |
34 | Сравнение предметов. Нахождение такого же предмета в группе других предметов по качественному признаку (цвет, размер, форма). | 1 | 27.11.18 | |
35 | Сравнение предметов. Нахождение такого же предмета в группе других предметов по качественному признаку (цвет, размер, форма). | 1 | 28.11.18 | |
36 | Чередование предметов через один элемент по цвету. Выкладывание их в ряд. | 1 | 29.11.18 | |
37 | Чередование предметов через один элемент по цвету. Выкладывание их в ряд. | 1 | 4.12.18 | |
38 | Чередование предметов через один элемент по форме. Выкладывание их в ряд. | 1 | 5.12.18 | |
39 | Чередование предметов через один элемент по размеру. Выкладывание их в ряд. | 1 | 6.12.18 | |
40 | Узнавание и различение предметов по длине. | 1 | 11.12.18 | |
41 | Узнавание и различение предметов по длине. | 1 | 12.12.18 | |
42 | Узнавание и различение предметов по толщине. | 1 | 13.12.18 | |
43 | Узнавание и различение предметов по толщине. | 1 | 18.12.18 | |
44 | Узнавание и различение предметов по весу. | 1 | 19.12.18 | |
45 | Узнавание и различение предметов по весу. | 1 | 20.12.18 | |
46 | Работа со строительным конструктором. Постройка стула, стола (кубики разной формы, одного цвета). | 1 | 25.12.18 | |
47 | Работа со строительным конструктором. Постройка кресла (кубики одинаковой формы и цвета). | 1 | 26.12.18 | |
48 | Работа со строительным конструктором. Постройка кровати (кубики разной формы, одинакового цвета). | 1 | 27.12.18 | |
3 четверть-30 часов | ||||
49 | Работа со строительным конструктором. (кубики разной формы, одинакового цвета). | 1 | 10.01.19 | |
50 | Выполнение знакомых построек без образца, по схематическим рисункам. | 1 | 15.01.19 | |
51 | Выполнение знакомых построек без образца, по схематическим рисункам. | 1 | 16.01.19 | |
52 | Выполнение знакомых построек без образца, по схематическим рисункам. | 1 | 17.01.19 | |
53 | Складывание из счетных палочек букв алфавита (а, у, о, м, с, х, ш). | 1 | 22.01.19 | |
54 | Складывание из счетных палочек дерево. | 1 | 23.01.19 | |
55 | Складывание из счетных палочек кормушка. | 1 | 24.01.19 | |
56 | Складывание из счетных палочек машина. | 1 | 29.01.19 | |
57 | Складывание из счетных палочек двухэтажный дом. | 1 | 30.01.19 | |
58 | Накладывание счетных палочек на изображение колодца. | 1 | 31.01.19 | |
59 | Накладывание счетных палочек на изображение качелей. | 1 | 5.02.19 | |
60 | Накладывание счетных палочек на изображение письменного стола с ящиком. | 1 | 6.02.19 | |
61 | Складывание разрезных картинок из 5-6 частей самых различных форм. | 1 | 7.02.19 | |
62 | Складывание разрезных картинок из 5-6 частей самых различных форм | 1 | 12.02.19 | |
63 | Складывание крупных пазлов по картинке. | 1 | 13.02.19 | |
64 | Складывание картинки из кубиков с картинками. | 1 | 14.02.19 | |
65 | Работа с мозаикой. Выкладывание «чередующихся рядов» из деталей двух цветов через два элемента. | 1 | 19.02.19 | |
66 | Работа с мозаикой. Выкладывание «чередующихся рядов» из деталей двух цветов через два элемента. | 1 | 20.02.19 | |
67 68 | Работа с мозаикой. Выкладывание «чередующихся рядов» из деталей трех цветов. | 2 | 21.02.19 26.02.19 | |
69 | Работа с мозаикой. Выкладывание по показу и по образцу геометрических фигур (квадрат, треугольник). | 1 | 27.02.19 | |
70 | Работа с мозаикой. Выкладывание по показу и по образцу геометрических фигур (квадрат, треугольник). | 1 | 28.02.19 | |
71 72 | Работа с мозаикой. Выкладывание по показу и по образцу геометрических фигур (квадрат, треугольник). | 2 | 6.03.19 7.03.19 | |
73 | Работа с мозаикой. Ёлочка. | 1 | 12.03.19 | |
74 | Работа с мозаикой. Снежинка. | 1 | 13.03.19 | |
75 | Работа с мозаикой. Дом с крышей и трубой. | 1 | 14.03.19 | |
76 | Работа с мозаикой. Цветок на стебле. | 1 | 19.03.19 | |
77 | Работа с мозаикой. Декоративный орнамент «Коврик». | 1 | 20.03.19 | |
78 | Работа с мозаикой. Декоративный орнамент «Коврик». | 1 | 21.03.19 | |
4 четверть-23 часа | ||||
79 | Сортировка ниток по цвету. | 1 | 2.04.19 | |
80 | Сортировка ниток по цвету. | 1 | 3.04.19 | |
81 | Упражнения в разрывании ниток разной длины и толщины. | 1 | 4.04.19 | |
82 | Упражнения в разрывании ниток разной длины и толщины. | 1 | 9.04.19 | |
83 | Наматывание ниток на катушку. | 1 | 10.04.19 | |
84 | Наматывание ниток на катушку. | 1 | 11.04.19 | |
85 | Наматывание ниток на клубок. | 1 | 16.04.19 | |
86 | Наматывание ниток на картон. | 1 | 17.04.19 | |
87 | Плетение косичек из толстых шнуров. | 1 | 18.04.19 | |
88 | Плетение косичек из толстых шнуров. | 1 | 23.04.19 | |
89 | Повторение пройденного материала за год. Дидактическая игра «Картинное цветное лото». | 1 | 24.04.19 | |
90 | Повторение пройденного материала за год. Дидактическая игра «Картинное цветное лото». | 1 | 25.04.19 | |
91 | Повторение пройденного материала за год. Дидактическая игра «Почтовый ящик». | 1 | 30.04.19 | |
92 | Повторение пройденного материала за год. Дидактическая игра «Почтовый ящик». | 1 | 7.05.19 | |
93 | Повторение пройденного материала за год. Дидактическая игра «Поиск в окружающем». | 1 | 8.05.19 | |
94 | Повторение пройденного материала за год. Дидактическая игра «Поиск в окружающем». | 1 | 14.05.19 | |
95 | Повторение пройденного материала за год. Дидактическая игра «Светофор». | 1 | 15.05.19 | |
96 | Повторение пройденного материала за год. Дидактическая игра «Светофор». | 1 | 16.05.19 | |
97 | Повторение пройденного материала за год. Дидактическая игра Чудесный мешочек». | 1 | 21.05.19 | |
98 | Повторение пройденного материала за год. Дидактическая игра Чудесный мешочек». | 1 | 22.05.19 | |
99 | Повторение пройденного материала за год. Дидактическая игра «Что лишнее». | 1 | 23.05.19 | |
100 | Повторение пройденного материала за год. Дидактическая игра «Что изменилось». | 1 | 28.05.19 | |
101 | Повторение пройденного материала за год. Дидактическая игра «Что изменилось». | 1 | 29.05.19 |
Материально-техническое оснащение
Предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины), звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины) и др.
Перечень учебно-методического сопровождения.
- Программы обучения глубоко умственно отсталых детей (составитель-НИИ дефектологии АПН СССР, Москва 1983 г.).
- Московский региональный базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
-Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. БгажноковаИ.М.
- Е.А. Стребелева, А.А. Катаева. Дидактические игры в обучении детей с отклонениями в развитии. Москва, ВЛАДОС, 2001г.
-Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).
- Программа для обучения глубоко умственно отсталых детей (Составитель:НИИ дефектологии АНН СССР, Москва, 1984 год) по предмету «Предметно – практическая деятельность, конструирование, ручной труд».
- Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью.- М.: В.Секачев, ТЦ "Сфера", 2007.
- Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и методическими нарушениями развития: [программно-методические материалы] / [Бгажнокова И.М., Ульянцева М.Б., Комарова С.В. и др.] ;под ред. И.М. Бгажноковой.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
- Е.А. Стребелева Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Книга для педагога –дефектолога. Москва, ВЛАДОС, 2005г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по обучению грамоте для детей с умеренной умственной отсталостью
рабочая прграмма по обучению грамоте для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на дому (индивидуальное обучение) 33 часа по письму и развитию речи и чтению и развитию речи...
Рабочая программа по изобразительной деятельности для детей с умеренной умственной отсталостью
Эта программа разработана для детей с умеренной умственной отсталостью....
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с легкой умственной отсталостью 2 класс
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных актов:Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об об...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с легкой умственной отсталостью за 2 класс
Адаптированная программа по новой структуре для детей с легкой умственной отсталостью за 2 класс...
Индивидуальное коррекционное занятие для детей с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Тема: Цвет предметов: жёлтый, красныйЦель: Продолжение знакомства детей с цветом как одним из свойств предмета.ЗадачиОбразовательная: Учить находить и называть красный, жёлтый цвета; ...
Анализ индивидуального коррекционного занятия для детей с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Тема: Цвет предметов: жёлтый, красныйЗанятие проводилось в соответствии календарного планирования.Цель занятия: знакомство с цветом как одним из свойств предмета.При планировании занятия б...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП, вариант 1)
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основе следующих нормативных документов:·...