рабочая программа по обучению грамоте для детей с умеренной умственной отсталостью
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему

Рыбакова Екатерина Борисовна

рабочая прграмма по обучению грамоте для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на дому (индивидуальное обучение) 33 часа по письму и развитию речи и чтению и развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pismo_i_razvitie_rechi.docx34.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Борисоглебская средняя общеобразовательная школа № 2

Борисоглебского района Ярославской области.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель руководителя по УВР МОУ  БСОШ  № 2

__________        /_________________/

ФИО

«____» ______________20____г.

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МОУ  БСОШ  № 2

__________        /_________________/

ФИО

Пр. №____ от «___» _______20___г.

         РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО   ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ

ПО ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ НА ДОМУ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЁЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

1 КЛАСС

Составитель:

учитель   Рыбакова Е. Б.

п. Борисоглебский

2013 – 2014 учебный год

Пояснительная записка.

Рабочая программа адресована учащимся 1 специального (коррекционного) класса VIII вида Борисоглебской средней общеобразовательной школы №2 с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости, обучающихся на дому.

Нормативно – правовая база, на основе которой разработана рабочая программа:

  • Закон РФ «Об образовании»
  • Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. Постановление правительства РФ, 10.03. 2000г.  №212,  23.12.2002г., №919
  • Методическое письмо МО РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII видов» 26.12.2000г.
  • Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009г.
  • Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы под ред. В. В. Воронковой. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. – М. Просвещение, 2010.
  • Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. Составитель – НИИ дефектологии АПН СССР. – М.,1983
  • Программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (подготовительный, I – X классы). г. Екатеринбург
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) МО и Н РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013/2014 учебный год
  • Учебный план МОУ БСОШ № 2 на 2013/2014 учебный год
  •   Положение о рабочей программе МОУ БСОШ № 2

Цель обучения (конечная): научить способных детей списывать с печатного текста, писать самостоятельно на слух, по памяти слова, короткие предложения из 2 – 4 слов, уметь писать свое имя, фамилию, читать несложный текст, ответить на заданные вопросы.

Цели и задачи данного года обучения:

  • привитие учащимся навыков учебной деятельности;
  • развитие органов артикуляционного аппарата;
  • развитие речевого слуха, различение звуков окружающей действительности, уточнение и развитие слухового восприятия учащихся;
  • развитие движений кисти и пальцев рук;
  • развитие и уточнение зрительного восприятия учащихся, выработка умения показывать и называть изображения предметов в последовательном порядке;
  • изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х;
  • образование и чтение прямых и обратных слогов с изучаемыми буквами;
  • усвоение рукописного начертания изучаемых строчных и прописных букв.

Обучение грамоте умственно отсталых детей ведется по звуковому аналитико-синтетическому методу. Порядок изучения звуков и букв диктуется данными фонетики с учетом специфических особенностей познавательной деятельности умственно отсталых детей. Прежде чем знакомить учащихся с той или иной буквой, необходимо провести большую работу по распознаванию соответствующего звука (выделение и различение его, правильное произношение). Учащиеся осваивают буквы, учатся слоговому чтению, много работают с буквами разрезной азбуки и различными таблицами.

Освоение слоговых структур и упражнения в чтении слов, состоящих из усвоенных слогов, должны проводиться на основе тщательного звукового анализа и синтеза. В соответствии с этим на уроках обучения грамоте широко используются такие дидактические пособия, как подвижная азбука, карточки со слогами, букварные настенные таблицы.

Особенности первых занятий по обучению письму заключаются в том, что одновременно даются как технические навыки (умение правильно держать карандаш, правильно пользоваться им при проведении линии и т. д.), так и умения в изображении отдельных элементов букв. Письмо букв следует проводить параллельно с прохождением алфавита. С первых лет обучения следует систематически практиковать зрительные и слуховые диктанты отдельных букв, слогов.

Календарно-тематический план

Раздел учебного курса

Ко-во часов на изучение раздела

Примерная дата начала и окончания изучения раздела

1

Добукварный период

32

2.09 – 27.12

2

Букварный период (I этап)

34

9.01 – 30.05

Итого:

66

Поурочно-тематический план

№/№ урока курса и урока раздела курса

Тема урока курса

Дата проведения

Письмо и развитие речи

Чтение и развитие речи

План

Факт

Раздел 1.: Добукварный период (32 часа)

1/1

Правильная посадка во время письма. Упражнения в раскрашивании.

Беседа на тему «Летний отдых детей». Артикуляционная гимнастика.

2.09-6.09

2/2

Смена динамических поз во время урока: сидя, стоя, лежа и др. Игра с мозаикой.

Беседа на тему «Здравствуй, школа!». Артикуляционная гимнастика.

2.09-6.09

3/3

Игровые упражнения на активизацию движений кисти рук, пальцев («пальчиковая гимнастика»). Упражнения в обведении контуров.

Рассматривание иллюстраций. Правильное произнесение за учителем слов, состоящих из одного звука (у-у); двух звуков (ау, ах, му, уа); 3-4 звуков (там, мама и т. д.).

9.09-13.09

4/4

Различение наиболее распространенных цветов (черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый). Упражнения в раскрашивании.

Беседа на тему  «Учитель и ученики». Повторение фраз за учителем.

9.09-13.09

5/5

Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из прямых линий и фигур путем подбора их дубликатов из палочек или бумажных полосок разного цвета (зрительный диктант).

Беседа на тему «Я и моя семья». Понятие «слово».

16.09-20.09

6/6

Рисование на нелинованной бумаге вертикальных линий по заданию учителя («Нарисуй линии такого же цвета», «Нарисуй столько же линий», «Нарисуй линии другого цвета»).

Игрушки. Понятие «слово». Составление простых предложений по своим практическим действиям.  

16.09-20.09

7/7

Рисование на нелинованной бумаге вертикальных линий из начальной точки «Дождик», «Расчёска».

Короткие и понятные стихотворения А. Барто. Слушание «Зайка», «Мячик». Разучивание «Мишка» с голоса учителя.

23.09-27.09

8/8

Рисование на нелинованной бумаге горизонтальных линий разной длины.

Школьные вещи. Понятие «слово». Называние слов по предъявленным предметным картинкам.

23.09-27.09

9/9

Рисование на нелинованной бумаге горизонтальных линий из начальной точки «Провода», «Покати мяч по дорожке».

Понятие «предложение». Составление простых предложений по картинкам и по вопросам.

30.09-4.10

10/10

Рисование горизонтальных и вертикальных линий по двум точкам («Лестница», «Забор»). Конструирование (лесенка, забор).

Деление простого предложения (из двух-трех слов) на слова.

30.09-4.10

11/11

Произвольное рисование наклонных линий в разных направлениях («Ветки дерева»).

«Распорядок дня школьника». Составление простых предложений из 2-3 слов.

7.10-11.10

12/12

Рисование прямых наклонных линий в разных направлениях из одной начальной точки («Астра», «Солнышко»).

Различение звуков окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание и др.)

7.10-11.10

13/13

Рисование прямых наклонных линий в заданном направлении по начальной точке («Ветки дерева при порыве ветра», «Ёжик»).

Различение звуков и простых звукосочетаний в речи в  связи с  наблюдениями окружающей действительности и играми.

14.10-18.10

14/14

Рисование прямых наклонных линий по двум точкам («Ёлочка»). Конструирование (елочка).

«Кто и как голос подаёт?» на материале домашних животных и птиц.

14.10-18.10

15/15

Конструирование простых, хорошо знакомых детям предметов (домик, столик, скамейка и др.) Дорисовывание предметов знакомыми линиями.

«Кто и как голос подаёт?» на материале диких животных и птиц.

21.10-25.10

16/16

Выполнение штриховки предметов знакомыми линиями (вертикальные прямые).

Разучивание короткого и понятного стихотворения  А. Барто «Кто и как кричит?» с голоса учителя.

21.10-25.10

17/17

Выполнение штриховки предметов знакомыми линиями (горизонтальные прямые).

«Занятия детей». Составление и анализ предложений из двух-трех  слов.

28.10-1.11

18/18

Выполнение штриховки предметов знакомыми линиями (прямые наклонные справа налево).

Слушание, запоминание и воспроизведение трехбуквенных слов, различающихся одним звуком.

28.10-1.11

19/19

Обведение карандашом на бумаге простейших фигур по трафаретам (круг), их закраска и штриховка.

Повторение произносимых учителем слов и фраз, практическое различение слов, сходных по звуковому составу (жук-лук, стол-стул, палка-лапка).

11.11-15.11

20/20

Обведение карандашом на бумаге простейших фигур по трафаретам (квадрат), их закраска и штриховка.

Дифференциация сходных по звучанию слов. Показывание и называние учеником изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном положении).

11.11-15.11

21/21

Обведение карандашом на бумаге простейших фигур по трафаретам (треугольник), их закраска и штриховка.

Понятие о громкой и тихой речи. Практические упражнения в изменении силы голоса в соответствии с учебным заданием, условиями игровой ситуации. Слушание «Сказки о глупом мышонке» С. Маршака.

18.11-22.11

22/22

Рисование прямых линий и предметов из них (скамейка, лесенка, конверт)

Деление простых по структуре слов на слоги (у-хо, ру-ка, го-ло-ва). Введение квадрата для обозначения слога.

18.11-22.11

23/23

Рисование прямых линий и предметов из них (флажок, оконная рама, фигуры в форме букв). Конструирование (оконная рама).

Беседа на тему «Сад». Понятие «слово», «слог-часть слова». Составление схемы слова. Деление слов на слоги.

25.11-29.11

24/24

Знакомство с тетрадью в линейку с наклонной разлиновкой.  Правильное расположение тетради.

Беседа на тему «Огород». Понятие «слово», «слог-часть слова». Составление схемы слова. Деление слов на слоги.

25.11-29.11

25/25

Написание основных элементов рукописных букв в тетради: прямые  палочки.

Выделение гласного звука «а» в начале слова в ударной позиции. Введение красного кружка для обозначения гласного звука в слове.

2.12-6.12

26/26

Написание основных элементов рукописных букв в тетради: прямые палочки в соединении с наклонной.

Выделение из слов  гласного звука «у» в ударной позиции. Обозначение гласного звука красным кружком.

2.12-6.12

27/27

Написание основных элементов рукописных букв в тетради: прямая палочка с закруглением вверху.

Выделение звука «м» в начале слова. Введение синего кружка для обозначения согласного звука.

9.12-13.12

28/28

Написание основных элементов рукописных букв в тетради: прямая палочка с закруглением внизу.

Разучивание потешки  «Сидит белка на тележке…» с голоса учителя.

9.12-13.12

29/29

Написание основных элементов рукописных букв в тетради: овал.

Слушание сказки «Колобок», пересказ сказки с помощью учителя по иллюстрациям и вопросам.

16.12-20.12

30/30

Написание основных элементов рукописных букв в тетради: полуовал.

Слушание сказки «Репка», пересказ сказки с помощью учителя по иллюстрациям и вопросам.

16.12-20.12

31/31

Написание основных элементов рукописных букв в тетради в такой последовательности: прямая палочка, прямые палочки в соединении с наклонной, прямая палочка с закруглением вверху и внизу, овал, полуовал.

Практические упражнения в различении понятий предложение, слово, слог, звук. Составление условно-графических схем.

23.12-27.12

32/32

Письмо основных элементов прописных букв.

Выделение из слов некоторых гласных и согласных звуков (а, у, м и др.), различение их в словах (узнавание и называние слов, начинающихся с данных звуков).

23.12-27.12

Раздел 2.: Букварный период (I этап)  (34 часа).

33/1

Письмо элементов строчной буквы а. Лепка буквы.

Звук и буква «А». Выделение звука «А» в начале слова в ударной позиции. Образ буквы Аа.

9.01-10.01

34/2

Письмо строчной буквы а. Обводка трафарета, закрашивание.

Чтение буквы «А». Соотнесение звука и буквы. Звукоподражание (качание ребенка: а-а-а)

13.01-17.01

35/3

Письмо строчной буквы а по обводке. Рисование бордюров.

Правильное и отчетливое произношение звука «А», различение его в начале и конце слова.

13.01-17.01

36/4

Письмо строчной буквы а по образцу. Обведение трафаретов, штрихование.

Разучивание стихотворения Е. Благининой «А-а-а…» с голоса учителя.

20.01-24.01

37/5

Письмо элементов строчной буквы у. Лепка буквы.

Звук и буква  «У». Выделение звука «У» в начале слова в ударной позиции. Образ буквы Уу.

20.01-24.01

38/6

Письмо строчной буквы у по обводке, орнаментов из элементов этой буквы.

Чтение буквы «У». Соотнесение звука и буквы. Звукоподражание (пугание: у-у-у, волк воет, паровоз гудит).

27.01-31.01

39/7

Письмо строчной буквы у по образцу. Рисование бордюров.

Правильное и отчетливое произношение звука «У», различение его в начале и конце слова. Заучивание вслух чистоговорок.

27.01-31.01

40/8

Письмо строчных букв а, у и их соединений ау, уа по обводке.

Различение звуков и букв «А» и «У». Образование из усвоенных звуков и букв слов «ау» и «уа». Установление сходства и различия в звуковом  и буквенном составе.

3.02-7.02

41/9

Отработка плавности письма соединений ау, уа (письмо по образцу).

Составление слов из букв разрезной азбуки. Чтение этих слов с протяжным произношением  по букварю.

3.02-7.02

42/10

Письмо строчной буквы м. Лепка буквы. Упражнения в обводке и штриховке.

Звук и буква «М». Выделение звука в начале слова. Образ буквы Мм.

17.02-21.02

43/11

Письмо строчной буквы м. Упражнения в выделении первого звука в слове. Составление схем слов и предложений.

Чтение буквы «М». Соотнесение звука и буквы. Звукоподражание (м-м-м - мычит бык).

17.02-21.02

44/12

Анализ и письмо слогов ам, ум. Отработка нижних соединений по обводке и по образцу.

Образование и чтение закрытых  слогов  АМ, УМ, сравнение их.

25.02-28.02

45/13

Письмо прописной буквы М по обводке и по образцу.

Образование и чтение открытого слога МА,  слова МАМА. Выделение первого слога из слова.

25.02-28.02

46/14

Анализ и письмо слогов ам и ма по обводке и по образцу. Письмо прописной буквы А.

Сравнение слогов АМ и МА. Заучивание вслух чистоговорок.

3.03-7.03

47/15

Письмо прописной  буквы У. Письмо под диктовку изученных букв.

Образование и чтение открытого слога МУ. Выделение первого слога из слова.

3.03-7.03

48/16

Анализ и письмо слогов ум и му по обводке и по образцу.

Сравнение слогов УМ и МУ.

11.03-14.03

49/17

Письмо строчной и прописной буквы оО по обводке и по образцу.

Звук и буква  «Оо». Выделение звука «О» в начале и в конце слов в ударной позиции. Образ буквы Оо.

11.03-14.03

50/18

Письмо строчных  а, у, о, м и прописных  А, У, О, М по образцу. Письмо под диктовку изученных букв.

Чтение буквы «О». Соотнесение звука и буквы. Звукоподражание (о-о-о – болит коленка). Чтение букв А, У, М и слогов с ними.

17.03-21.03

51/19

Анализ и письмо слогов по образцу и под диктовку ом, мо.

Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых  слогов МО и ОМ, сравнение их.

17.03-21.03

52/20

Анализ и письмо закрытых и открытых слогов (ам, ум, ом, ма, му, мо).

Образование и чтение открытых (МО, МА, МУ) и закрытых (ОМ, АМ, УМ) двухзвуковых  слогов, сравнение их. Заучивание вслух чистоговорок.

3.04-4.04

53/21

Письмо слогов по образцу и под диктовку с пройденными буквами и слова «мама».

Повторение изученных букв. Чтение изученных слоговых структур и слова МАМА.

7.04-11.04

54/22

Письмо по обводке и по образцу строчной буквы с.

Звук и буква «С». Выделение звука в начале и конце слова. Образ буквы Сс.

7.04-11.04

55/23

Письмо по обводке и по образцу прописной буквы С.

Чтение буквы «С». Соотнесение звука и буквы. Звукоподражание (с-с-с – насос качает колесо)

14.04-18.04

56/24

Анализ и письмо закрытых слогов ас, ос, ус.

Образование и чтение закрытых  слогов  АС, УС, ОС, сравнение их.

14.04-18.04

57/25

Анализ и письмо открытых слогов са, су, со.

Образование и чтение открытых  слогов  СА, СУ, СО, сравнение их.

21.04-25.04

58/26

Анализ и письмо закрытых и открытых слогов (ас-са, ус-су, ос-со).

Сравнительный анализ слогов АС-СА, УС-СУ,  ОС-СО. Заучивание вслух чистоговорок.

28.04-2.05

59/27

Письмо двусложных слов. Анализ и запись предложения из двух слов.

Составление и чтение двусложных слов ОСА, САМА, предложений из двух слов.

5.05-9.05

60/28

Письмо по обводке и по образцу строчной буквы х.

Звук и буква «Х». Выделение звука в начале и конце слова. Образ буквы Хх.

5.05-9.05

61/29

Письмо по обводке и по образцу прописной буквы Х.

Чтение буквы «Х». Соотнесение звука и буквы. Звукоподражание ( х- х- х – девочка греет руки)

12.05-16.05

62/30

Анализ и письмо закрытых слогов ах, ох, ух и открытых слогов ха, хо.

Образование и чтение закрытых  слогов  АХ, ОХ,УХ и  открытых  слогов  ХА,ХО, сравнение их. Заучивание вслух чистоговорок.

12.05-16.05

63/31

Анализ и письмо двусложных слов с буквой х. Слоговой анализ двусложных слов с выделением второго слога.

Составление и чтение двусложных слов с буквой Х. Сравнение слов по звуковому составу и значению (уха – ухо, уха – муха, ухо – сухо).

19.05-23.05

64/32

Контрольная работа  «Письмо под диктовку изученных букв, по возможности, отдельных слогов и слов».

Звуки и буквы: а, у, о, м, с, х. Образование и чтение  открытых и закрытых двухзвуковых слогов, сравнение их. Составление и чтение слов из этих слогов.

19.05-23.05

65/33

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Анализ и письмо простого предложения. Составление схемы.

Гласные и согласные буквы. Чтение слогов, двусложных слов и предложений с пройденными буквами.

26.05-31.05

66/34

Анализ и письмо слогов с буквами а, у, о, м, с, х.

Чтение слоговых таблиц.

26.05-30.05

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

  • различать изученные звуки на слух и в произношении;
  • анализировать данные слова по звуковому составу, составлять слова из изученных букв и слогов разрезной азбуки;
  • отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;
  • слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;
  • отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту;
  • писать изученные строчные и прописные буквы;
  • списывать с букваря прочитанные и разобранные слоги и слова.

Учащиеся должны знать:

  • наизусть разученные с голоса учителя чистоговорки и 2 – 3 коротких стихотворения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительной деятельности для детей с умеренной умственной отсталостью

Эта программа разработана для детей с умеренной умственной отсталостью....

Адаптированные рабочие программы коррекционно-развивающих занятий для детей с тяжёлой умственной отсталостью для 3 класса "Особый ребёнок"

Адаптированная рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей с тяжёлой умственной отсталостью для 3 класса "Особый ребёнок" для учителей-дефектологов коррекционных школ и реаб...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с легкой умственной отсталостью 2 класс

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных актов:Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об об...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с легкой умственной отсталостью за 2 класс

Адаптированная программа по новой структуре для детей с легкой умственной отсталостью за 2 класс...

Рабочая программа по коррекционному курсу для детей с умеренной умственной отсталостью

Рабочая программа для обучающихся 3 классов с умеренной умственной отсталостью...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП, вариант 1)

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основе следующих нормативных документов:·...

Адаптированная рабочая программа «Коррекционно-развивающие занятия» для детей с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП, вариант 2)

Адаптированная рабочая программа «Коррекционно-развивающие занятия» для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) составлена...