рабочая программа по обучению грамоте для детей с умеренной умственной отсталостью
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему
рабочая прграмма по обучению грамоте для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на дому (индивидуальное обучение) 33 часа по письму и развитию речи и чтению и развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pismo_i_razvitie_rechi.docx | 34.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Борисоглебская средняя общеобразовательная школа № 2
Борисоглебского района Ярославской области.
СОГЛАСОВАНО Заместитель руководителя по УВР МОУ БСОШ № 2 __________ /_________________/ ФИО «____» ______________20____г. | УТВЕРЖДЕНО Руководитель МОУ БСОШ № 2 __________ /_________________/ ФИО Пр. №____ от «___» _______20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ
ПО ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ НА ДОМУ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЁЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
1 КЛАСС
Составитель:
учитель Рыбакова Е. Б.
п. Борисоглебский
2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа адресована учащимся 1 специального (коррекционного) класса VIII вида Борисоглебской средней общеобразовательной школы №2 с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости, обучающихся на дому.
Нормативно – правовая база, на основе которой разработана рабочая программа:
- Закон РФ «Об образовании»
- Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. Постановление правительства РФ, 10.03. 2000г. №212, 23.12.2002г., №919
- Методическое письмо МО РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII видов» 26.12.2000г.
- Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009г.
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы под ред. В. В. Воронковой. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. – М. Просвещение, 2010.
- Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. Составитель – НИИ дефектологии АПН СССР. – М.,1983
- Программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (подготовительный, I – X классы). г. Екатеринбург
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) МО и Н РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013/2014 учебный год
- Учебный план МОУ БСОШ № 2 на 2013/2014 учебный год
- Положение о рабочей программе МОУ БСОШ № 2
Цель обучения (конечная): научить способных детей списывать с печатного текста, писать самостоятельно на слух, по памяти слова, короткие предложения из 2 – 4 слов, уметь писать свое имя, фамилию, читать несложный текст, ответить на заданные вопросы.
Цели и задачи данного года обучения:
- привитие учащимся навыков учебной деятельности;
- развитие органов артикуляционного аппарата;
- развитие речевого слуха, различение звуков окружающей действительности, уточнение и развитие слухового восприятия учащихся;
- развитие движений кисти и пальцев рук;
- развитие и уточнение зрительного восприятия учащихся, выработка умения показывать и называть изображения предметов в последовательном порядке;
- изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х;
- образование и чтение прямых и обратных слогов с изучаемыми буквами;
- усвоение рукописного начертания изучаемых строчных и прописных букв.
Обучение грамоте умственно отсталых детей ведется по звуковому аналитико-синтетическому методу. Порядок изучения звуков и букв диктуется данными фонетики с учетом специфических особенностей познавательной деятельности умственно отсталых детей. Прежде чем знакомить учащихся с той или иной буквой, необходимо провести большую работу по распознаванию соответствующего звука (выделение и различение его, правильное произношение). Учащиеся осваивают буквы, учатся слоговому чтению, много работают с буквами разрезной азбуки и различными таблицами.
Освоение слоговых структур и упражнения в чтении слов, состоящих из усвоенных слогов, должны проводиться на основе тщательного звукового анализа и синтеза. В соответствии с этим на уроках обучения грамоте широко используются такие дидактические пособия, как подвижная азбука, карточки со слогами, букварные настенные таблицы.
Особенности первых занятий по обучению письму заключаются в том, что одновременно даются как технические навыки (умение правильно держать карандаш, правильно пользоваться им при проведении линии и т. д.), так и умения в изображении отдельных элементов букв. Письмо букв следует проводить параллельно с прохождением алфавита. С первых лет обучения следует систематически практиковать зрительные и слуховые диктанты отдельных букв, слогов.
Календарно-тематический план
№ | Раздел учебного курса | Ко-во часов на изучение раздела | Примерная дата начала и окончания изучения раздела |
1 | Добукварный период | 32 | 2.09 – 27.12 |
2 | Букварный период (I этап) | 34 | 9.01 – 30.05 |
Итого: | 66 |
Поурочно-тематический план
№/№ урока курса и урока раздела курса | Тема урока курса | Дата проведения | ||
Письмо и развитие речи | Чтение и развитие речи | План | Факт | |
Раздел 1.: Добукварный период (32 часа) | ||||
1/1 | Правильная посадка во время письма. Упражнения в раскрашивании. | Беседа на тему «Летний отдых детей». Артикуляционная гимнастика. | 2.09-6.09 | |
2/2 | Смена динамических поз во время урока: сидя, стоя, лежа и др. Игра с мозаикой. | Беседа на тему «Здравствуй, школа!». Артикуляционная гимнастика. | 2.09-6.09 | |
3/3 | Игровые упражнения на активизацию движений кисти рук, пальцев («пальчиковая гимнастика»). Упражнения в обведении контуров. | Рассматривание иллюстраций. Правильное произнесение за учителем слов, состоящих из одного звука (у-у); двух звуков (ау, ах, му, уа); 3-4 звуков (там, мама и т. д.). | 9.09-13.09 | |
4/4 | Различение наиболее распространенных цветов (черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый). Упражнения в раскрашивании. | Беседа на тему «Учитель и ученики». Повторение фраз за учителем. | 9.09-13.09 | |
5/5 | Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из прямых линий и фигур путем подбора их дубликатов из палочек или бумажных полосок разного цвета (зрительный диктант). | Беседа на тему «Я и моя семья». Понятие «слово». | 16.09-20.09 | |
6/6 | Рисование на нелинованной бумаге вертикальных линий по заданию учителя («Нарисуй линии такого же цвета», «Нарисуй столько же линий», «Нарисуй линии другого цвета»). | Игрушки. Понятие «слово». Составление простых предложений по своим практическим действиям. | 16.09-20.09 | |
7/7 | Рисование на нелинованной бумаге вертикальных линий из начальной точки «Дождик», «Расчёска». | Короткие и понятные стихотворения А. Барто. Слушание «Зайка», «Мячик». Разучивание «Мишка» с голоса учителя. | 23.09-27.09 | |
8/8 | Рисование на нелинованной бумаге горизонтальных линий разной длины. | Школьные вещи. Понятие «слово». Называние слов по предъявленным предметным картинкам. | 23.09-27.09 | |
9/9 | Рисование на нелинованной бумаге горизонтальных линий из начальной точки «Провода», «Покати мяч по дорожке». | Понятие «предложение». Составление простых предложений по картинкам и по вопросам. | 30.09-4.10 | |
10/10 | Рисование горизонтальных и вертикальных линий по двум точкам («Лестница», «Забор»). Конструирование (лесенка, забор). | Деление простого предложения (из двух-трех слов) на слова. | 30.09-4.10 | |
11/11 | Произвольное рисование наклонных линий в разных направлениях («Ветки дерева»). | «Распорядок дня школьника». Составление простых предложений из 2-3 слов. | 7.10-11.10 | |
12/12 | Рисование прямых наклонных линий в разных направлениях из одной начальной точки («Астра», «Солнышко»). | Различение звуков окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание и др.) | 7.10-11.10 | |
13/13 | Рисование прямых наклонных линий в заданном направлении по начальной точке («Ветки дерева при порыве ветра», «Ёжик»). | Различение звуков и простых звукосочетаний в речи в связи с наблюдениями окружающей действительности и играми. | 14.10-18.10 | |
14/14 | Рисование прямых наклонных линий по двум точкам («Ёлочка»). Конструирование (елочка). | «Кто и как голос подаёт?» на материале домашних животных и птиц. | 14.10-18.10 | |
15/15 | Конструирование простых, хорошо знакомых детям предметов (домик, столик, скамейка и др.) Дорисовывание предметов знакомыми линиями. | «Кто и как голос подаёт?» на материале диких животных и птиц. | 21.10-25.10 | |
16/16 | Выполнение штриховки предметов знакомыми линиями (вертикальные прямые). | Разучивание короткого и понятного стихотворения А. Барто «Кто и как кричит?» с голоса учителя. | 21.10-25.10 | |
17/17 | Выполнение штриховки предметов знакомыми линиями (горизонтальные прямые). | «Занятия детей». Составление и анализ предложений из двух-трех слов. | 28.10-1.11 | |
18/18 | Выполнение штриховки предметов знакомыми линиями (прямые наклонные справа налево). | Слушание, запоминание и воспроизведение трехбуквенных слов, различающихся одним звуком. | 28.10-1.11 | |
19/19 | Обведение карандашом на бумаге простейших фигур по трафаретам (круг), их закраска и штриховка. | Повторение произносимых учителем слов и фраз, практическое различение слов, сходных по звуковому составу (жук-лук, стол-стул, палка-лапка). | 11.11-15.11 | |
20/20 | Обведение карандашом на бумаге простейших фигур по трафаретам (квадрат), их закраска и штриховка. | Дифференциация сходных по звучанию слов. Показывание и называние учеником изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном положении). | 11.11-15.11 | |
21/21 | Обведение карандашом на бумаге простейших фигур по трафаретам (треугольник), их закраска и штриховка. | Понятие о громкой и тихой речи. Практические упражнения в изменении силы голоса в соответствии с учебным заданием, условиями игровой ситуации. Слушание «Сказки о глупом мышонке» С. Маршака. | 18.11-22.11 | |
22/22 | Рисование прямых линий и предметов из них (скамейка, лесенка, конверт) | Деление простых по структуре слов на слоги (у-хо, ру-ка, го-ло-ва). Введение квадрата для обозначения слога. | 18.11-22.11 | |
23/23 | Рисование прямых линий и предметов из них (флажок, оконная рама, фигуры в форме букв). Конструирование (оконная рама). | Беседа на тему «Сад». Понятие «слово», «слог-часть слова». Составление схемы слова. Деление слов на слоги. | 25.11-29.11 | |
24/24 | Знакомство с тетрадью в линейку с наклонной разлиновкой. Правильное расположение тетради. | Беседа на тему «Огород». Понятие «слово», «слог-часть слова». Составление схемы слова. Деление слов на слоги. | 25.11-29.11 | |
25/25 | Написание основных элементов рукописных букв в тетради: прямые палочки. | Выделение гласного звука «а» в начале слова в ударной позиции. Введение красного кружка для обозначения гласного звука в слове. | 2.12-6.12 | |
26/26 | Написание основных элементов рукописных букв в тетради: прямые палочки в соединении с наклонной. | Выделение из слов гласного звука «у» в ударной позиции. Обозначение гласного звука красным кружком. | 2.12-6.12 | |
27/27 | Написание основных элементов рукописных букв в тетради: прямая палочка с закруглением вверху. | Выделение звука «м» в начале слова. Введение синего кружка для обозначения согласного звука. | 9.12-13.12 | |
28/28 | Написание основных элементов рукописных букв в тетради: прямая палочка с закруглением внизу. | Разучивание потешки «Сидит белка на тележке…» с голоса учителя. | 9.12-13.12 | |
29/29 | Написание основных элементов рукописных букв в тетради: овал. | Слушание сказки «Колобок», пересказ сказки с помощью учителя по иллюстрациям и вопросам. | 16.12-20.12 | |
30/30 | Написание основных элементов рукописных букв в тетради: полуовал. | Слушание сказки «Репка», пересказ сказки с помощью учителя по иллюстрациям и вопросам. | 16.12-20.12 | |
31/31 | Написание основных элементов рукописных букв в тетради в такой последовательности: прямая палочка, прямые палочки в соединении с наклонной, прямая палочка с закруглением вверху и внизу, овал, полуовал. | Практические упражнения в различении понятий предложение, слово, слог, звук. Составление условно-графических схем. | 23.12-27.12 | |
32/32 | Письмо основных элементов прописных букв. | Выделение из слов некоторых гласных и согласных звуков (а, у, м и др.), различение их в словах (узнавание и называние слов, начинающихся с данных звуков). | 23.12-27.12 | |
Раздел 2.: Букварный период (I этап) (34 часа). | ||||
33/1 | Письмо элементов строчной буквы а. Лепка буквы. | Звук и буква «А». Выделение звука «А» в начале слова в ударной позиции. Образ буквы Аа. | 9.01-10.01 | |
34/2 | Письмо строчной буквы а. Обводка трафарета, закрашивание. | Чтение буквы «А». Соотнесение звука и буквы. Звукоподражание (качание ребенка: а-а-а) | 13.01-17.01 | |
35/3 | Письмо строчной буквы а по обводке. Рисование бордюров. | Правильное и отчетливое произношение звука «А», различение его в начале и конце слова. | 13.01-17.01 | |
36/4 | Письмо строчной буквы а по образцу. Обведение трафаретов, штрихование. | Разучивание стихотворения Е. Благининой «А-а-а…» с голоса учителя. | 20.01-24.01 | |
37/5 | Письмо элементов строчной буквы у. Лепка буквы. | Звук и буква «У». Выделение звука «У» в начале слова в ударной позиции. Образ буквы Уу. | 20.01-24.01 | |
38/6 | Письмо строчной буквы у по обводке, орнаментов из элементов этой буквы. | Чтение буквы «У». Соотнесение звука и буквы. Звукоподражание (пугание: у-у-у, волк воет, паровоз гудит). | 27.01-31.01 | |
39/7 | Письмо строчной буквы у по образцу. Рисование бордюров. | Правильное и отчетливое произношение звука «У», различение его в начале и конце слова. Заучивание вслух чистоговорок. | 27.01-31.01 | |
40/8 | Письмо строчных букв а, у и их соединений ау, уа по обводке. | Различение звуков и букв «А» и «У». Образование из усвоенных звуков и букв слов «ау» и «уа». Установление сходства и различия в звуковом и буквенном составе. | 3.02-7.02 | |
41/9 | Отработка плавности письма соединений ау, уа (письмо по образцу). | Составление слов из букв разрезной азбуки. Чтение этих слов с протяжным произношением по букварю. | 3.02-7.02 | |
42/10 | Письмо строчной буквы м. Лепка буквы. Упражнения в обводке и штриховке. | Звук и буква «М». Выделение звука в начале слова. Образ буквы Мм. | 17.02-21.02 | |
43/11 | Письмо строчной буквы м. Упражнения в выделении первого звука в слове. Составление схем слов и предложений. | Чтение буквы «М». Соотнесение звука и буквы. Звукоподражание (м-м-м - мычит бык). | 17.02-21.02 | |
44/12 | Анализ и письмо слогов ам, ум. Отработка нижних соединений по обводке и по образцу. | Образование и чтение закрытых слогов АМ, УМ, сравнение их. | 25.02-28.02 | |
45/13 | Письмо прописной буквы М по обводке и по образцу. | Образование и чтение открытого слога МА, слова МАМА. Выделение первого слога из слова. | 25.02-28.02 | |
46/14 | Анализ и письмо слогов ам и ма по обводке и по образцу. Письмо прописной буквы А. | Сравнение слогов АМ и МА. Заучивание вслух чистоговорок. | 3.03-7.03 | |
47/15 | Письмо прописной буквы У. Письмо под диктовку изученных букв. | Образование и чтение открытого слога МУ. Выделение первого слога из слова. | 3.03-7.03 | |
48/16 | Анализ и письмо слогов ум и му по обводке и по образцу. | Сравнение слогов УМ и МУ. | 11.03-14.03 | |
49/17 | Письмо строчной и прописной буквы оО по обводке и по образцу. | Звук и буква «Оо». Выделение звука «О» в начале и в конце слов в ударной позиции. Образ буквы Оо. | 11.03-14.03 | |
50/18 | Письмо строчных а, у, о, м и прописных А, У, О, М по образцу. Письмо под диктовку изученных букв. | Чтение буквы «О». Соотнесение звука и буквы. Звукоподражание (о-о-о – болит коленка). Чтение букв А, У, М и слогов с ними. | 17.03-21.03 | |
51/19 | Анализ и письмо слогов по образцу и под диктовку ом, мо. | Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов МО и ОМ, сравнение их. | 17.03-21.03 | |
52/20 | Анализ и письмо закрытых и открытых слогов (ам, ум, ом, ма, му, мо). | Образование и чтение открытых (МО, МА, МУ) и закрытых (ОМ, АМ, УМ) двухзвуковых слогов, сравнение их. Заучивание вслух чистоговорок. | 3.04-4.04 | |
53/21 | Письмо слогов по образцу и под диктовку с пройденными буквами и слова «мама». | Повторение изученных букв. Чтение изученных слоговых структур и слова МАМА. | 7.04-11.04 | |
54/22 | Письмо по обводке и по образцу строчной буквы с. | Звук и буква «С». Выделение звука в начале и конце слова. Образ буквы Сс. | 7.04-11.04 | |
55/23 | Письмо по обводке и по образцу прописной буквы С. | Чтение буквы «С». Соотнесение звука и буквы. Звукоподражание (с-с-с – насос качает колесо) | 14.04-18.04 | |
56/24 | Анализ и письмо закрытых слогов ас, ос, ус. | Образование и чтение закрытых слогов АС, УС, ОС, сравнение их. | 14.04-18.04 | |
57/25 | Анализ и письмо открытых слогов са, су, со. | Образование и чтение открытых слогов СА, СУ, СО, сравнение их. | 21.04-25.04 | |
58/26 | Анализ и письмо закрытых и открытых слогов (ас-са, ус-су, ос-со). | Сравнительный анализ слогов АС-СА, УС-СУ, ОС-СО. Заучивание вслух чистоговорок. | 28.04-2.05 | |
59/27 | Письмо двусложных слов. Анализ и запись предложения из двух слов. | Составление и чтение двусложных слов ОСА, САМА, предложений из двух слов. | 5.05-9.05 | |
60/28 | Письмо по обводке и по образцу строчной буквы х. | Звук и буква «Х». Выделение звука в начале и конце слова. Образ буквы Хх. | 5.05-9.05 | |
61/29 | Письмо по обводке и по образцу прописной буквы Х. | Чтение буквы «Х». Соотнесение звука и буквы. Звукоподражание ( х- х- х – девочка греет руки) | 12.05-16.05 | |
62/30 | Анализ и письмо закрытых слогов ах, ох, ух и открытых слогов ха, хо. | Образование и чтение закрытых слогов АХ, ОХ,УХ и открытых слогов ХА,ХО, сравнение их. Заучивание вслух чистоговорок. | 12.05-16.05 | |
63/31 | Анализ и письмо двусложных слов с буквой х. Слоговой анализ двусложных слов с выделением второго слога. | Составление и чтение двусложных слов с буквой Х. Сравнение слов по звуковому составу и значению (уха – ухо, уха – муха, ухо – сухо). | 19.05-23.05 | |
64/32 | Контрольная работа «Письмо под диктовку изученных букв, по возможности, отдельных слогов и слов». | Звуки и буквы: а, у, о, м, с, х. Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов, сравнение их. Составление и чтение слов из этих слогов. | 19.05-23.05 | |
65/33 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Анализ и письмо простого предложения. Составление схемы. | Гласные и согласные буквы. Чтение слогов, двусложных слов и предложений с пройденными буквами. | 26.05-31.05 | |
66/34 | Анализ и письмо слогов с буквами а, у, о, м, с, х. | Чтение слоговых таблиц. | 26.05-30.05 |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
- различать изученные звуки на слух и в произношении;
- анализировать данные слова по звуковому составу, составлять слова из изученных букв и слогов разрезной азбуки;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;
- слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;
- отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту;
- писать изученные строчные и прописные буквы;
- списывать с букваря прочитанные и разобранные слоги и слова.
Учащиеся должны знать:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительной деятельности для детей с умеренной умственной отсталостью
Эта программа разработана для детей с умеренной умственной отсталостью....
Адаптированные рабочие программы коррекционно-развивающих занятий для детей с тяжёлой умственной отсталостью для 3 класса "Особый ребёнок"
Адаптированная рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей с тяжёлой умственной отсталостью для 3 класса "Особый ребёнок" для учителей-дефектологов коррекционных школ и реаб...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с легкой умственной отсталостью 2 класс
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных актов:Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об об...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с легкой умственной отсталостью за 2 класс
Адаптированная программа по новой структуре для детей с легкой умственной отсталостью за 2 класс...
Рабочая программа по коррекционному курсу для детей с умеренной умственной отсталостью
Рабочая программа для обучающихся 3 классов с умеренной умственной отсталостью...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП, вариант 1)
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основе следующих нормативных документов:·...
Адаптированная рабочая программа «Коррекционно-развивающие занятия» для детей с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП, вариант 2)
Адаптированная рабочая программа «Коррекционно-развивающие занятия» для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) составлена...