Выступление на педагогическом совете
материал

Чепурнова Анна Сергеевна

Профессиональная компетентность педагога как условие формирования компетентности ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад36.7 КБ
Office presentation icon Презентация1.45 МБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

Тема: Профессиональная компетентность учителя как условие формирования компетентности ученика.

Какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе. Именно педагог является основной фигурой при внедрении в практику различных инноваций, и для успешной реализации в новых условиях поставленных перед ним задач должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.

         На сегодняшнем педагогическом совете мы рассмотрим вопрос о том, как профессиональная компетентность педагога влияет на формирование компетентности ученика и какие виды работы этому способствуют.

          Нам всем необходимо осознать сегодня, что мы находимся на пике модернизации образовательного процесса, идет активное обсуждение системы ценностей и в качестве приоритетной в равной степени для всех субъектов образования выделяют компетентностный подход. В чем его суть?

Компетентностный подход означает для педагогов и обучаемых постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляции и освоения знаний, умений, навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, направленных на формирования личности, способной адаптироваться в условиях социально-политического, рыночно - экономического, информационно-коммуникационного насыщенного пространства.

Компетентностный подход – это совокупность:

  • целей образования
  • отбора содержания образования
  • организации образовательного процесса
  • оценки образовательных результатов

 Проще говоря, школа не должна научить на всю жизнь – школа должна научить учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике, т.е. развивать необходимые в дальнейшем ключевые компетентности, уровень сформированности которых, конечно же, зависит и от компетентности педагога. Именно компетентный педагог обеспечивает положительные и высокоэффективные результаты в обучении, воспитании и развитии обучающихся.        
        
Ключевыми называют компетенции, которые являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях. Ключевыми компетенциями должен обладать каждый член общества. Термин ключевые подчеркивает, что компетенции данного вида являются своего рода ключом к успешной жизни человека в обществе. Все ключевые компетенции по своей сути социальны, они представляют собой универсальные способы социальной деятельности.

Что сегодня понимается под профессиональной компетентностью педагога?

Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.) (Браже Т. Г.)

         Также мы не должны забывать, что компетентный педагог – это проявляющаяся готовность к педагогической деятельности, определённый набор психологических качеств (характер, темперамент, тип нервной системы). Это стремление к новому творческому осмыслению своей работы, способность к развитию творческого потенциала.
Компетентный преподаватель интегрирует в себе высокий уровень профессиональных, педагогических, психологических, социальных качеств.

Педагог должен понимать, что:

  • нужно быть готовым к постоянным переменам;
  • строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно;
  • главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников, поэтому родители – самые верные союзники педагога;
  • любая человеческая деятельность красива и эффективна, и это представление передать обучающимся.

Компетентность педагога – это синтез профессионализма, (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка) творчества, (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство). И на сегодняшний день становиться очевидным, что из простой суммы знаний “сложить” компетентного профессионала невозможно, огромным чувством ответственности должен обладать педагог, обучая нынешнее поколение.

Компетентность педагога - необходимое условие для формирования и развития компетентностей обучающихся.           
        

Как же   помочь ребёнку стать компетентным? 


        Этого можно добиться при использовании новых технологий, которые направлены на необходимость мыслительной деятельности и коммуникативности, где учитель выступает как учитель-сценарист, режиссер, партнёр.         
        Целью современного образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья.
       Как построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться ребенку? Нам как учителям необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить  мыслить, привить  навыки практических действий, формируя общепредметные и ключевые компетенции. Этому способствуют активные формы и методы обучения.   Наиболее удачными, на мой взгляд, являются технологии, связанные с различными формами активного обучения, проектной деятельностью, нестандартными уроками.

         Деятельность по формированию ключевых компетентностей организуется с помощью специальных компетентностно-ориентированных заданий, органично включающихся в урок.

         Учитывая возрастные особенности учащихся, целесообразно включать в работу компетентностно-ориентированные задания, объединенные тематически. Это может быть учебный проект, в рамках которого ученики работают над достижением одной для всех цели, или сюжетная игра, позволяющая объединить компетентностно-ориентированные задания единым сюжетом.

Структура компетентностно-ориентированного задания:

  • Стимул - погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение;
  • Задачная формулировка- точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания;
  • Источник информации- содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания;
  • Бланк для выполнения задания- задает структуру предъявления учащимся результата своей дея-тельности по выполнению задания;

Инструмент проверки:

  1. аналитическая шкала - способ детализации критериев оценки результатов выполнения заданий открытого типа, состоит из единой шкалы, которая используется для оценки заданий открытого типа со свободной формой ответа, и специфической шкалы, применяемой для оценки каждого конкретного задания и уточняющей единую шкалу по параметрам «содержание» и «организация» устного или письменного ответа учащегося;
  2. модельный ответ - перечень вероятных верных и частично верных ответов для задания открытого типа с заданной структурой ответа;
  3. ключ - эталон результата выполнения учащимся задания закрытого типа;
  4. бланк наблюдения - способ детализации критериев оценки процесса деятельности учащегося по выполнению задания.

          На своих уроках целесообразно применять различные формы обучения: фронтальные, индивидуальные, групповые, коллективные. Чаще всего я на своих уроках сочетаю фронтальную и индивидуальную работу с групповой работой. Так как в результате сотрудничества школьников между собой формируются компетенции. Работая в группе, в паре дети имеют возможность высказывать свою точку зрения, обосновывают выбор своего ответа, осваивают навыки публичного выступления.

    Также необходимо использование активных методов работы на уроке. Такие как ролевые и деловые игры, защита проектов, путешествие.

      На уроках необходимо создавать условные ситуации, из которых учащиеся самостоятельно находят выход. При выполнении практических работ учащиеся учатся извлекать пользу, связывать полученные на уроке знания с практической деятельностью.  

Базовыми технологиями, поддерживающими компетентностно-ориентированное обучение являются:

  • Технология проблемного обучения;
  • Технология проектного обучения;
  • Технология развития критического мышления.

       Процесс обучения должен быть специально ориентирован на формирование компетенций, что принципиально изменит позицию ученика. Он будет не бездумно принимать  учебный материал, а сам в равной мере отвечать за свои промахи и успехи. На любом уроке нужно стремиться к тому, чтобы пробуждать мышление, давать простор самостоятельным наблюдениям, суждениям и умозаключениям детей, не сообщать в готовом виде то, к чему ученики могут прийти путем собственных умственных усилий.         
        
Свою задачу вижу в том, чтобы выбрать и эффективно использовать педагогические технологии, способствующие формированию и развитию общепредметных компетенций младших школьников. Я думаю, что значимая для ребят проблема пробуждает высокую мыслительную активность, эмоционально насыщает урок. Трудно не согласиться со словами Г.И.Гончаровой: «Настоящий урок-это совместный поиск истины учителем и учеником, лаборатория культуры мышления. Где этого нет, там скука».        
        Работая в начальной школе, уроки математики стараюсь выстраивать таким образом, чтобы на каждом этапе формировалась та или иная компетенция.

Примеры формирования компетенций учеников на разных этапах урока математики.

Этапы урока

Цель

Виды деятельности

КОМПЕТЕНЦИИ

Объяснение нового материала

Обучение исследовательской работе.

Обучение краткой рациональной записи. Отработка умения делать выводы и обобщения.

Обучение приёмам оперирования знаниями.

 Развитие гибкости использования знаний.

Доказательство  и т.п.

Лекция с использованием приобретенной учениками информации

Исследовательская лаборатория

(коллективная экспериментальная работа)

Наблюдение.

Комуникативная.

Учебно-познавательная.

Общекультурная.

Информационная.

Физкульт-минутка

Развитие эмоциональности речи, творческой деятельности.

Игры-физкультминутки

Личностного самосовершенствования

Закрепление, тренировка, отрабатывание умений и навыков

Отработка умений и навыков.

Изучение свойств.

Закрепление знаний о … и ее применении, и т.п.; Разработка правила (алгоритма) запоминания.

Закрепление умений решать задачи и примеры.

Закрепление знаний учеников. Формирование умения проверять, слушать, думать.

Развитие личной позиции учеников, опираясь на их знание темы.

Обучение работе с информацией. Закрепление знания текста, понимания темы.

Учебная самостоятельная работа.

Исследование различных видов памяти.

Решение задач, примеров с комментированием.

Математическая эстафета.

Решение задач несколькими способами

Работа с учебником.

Информационная.

Учебно-познавательная.

Общекультурная.

Творческая работа

Формирование умения на основе изученного материала создавать проекты.

Обучение учеников на основе своих знаний находить решения задач прикладного характера.

Создание проектов

Заседание математического кружка

Информационная.

Учебно-познавательная.

Общекультурная.

Контроль

Формирование у детей и умения абстрагироваться, развитие воображения.

Формирование умения, опираясь на полученные знания, самостоятельно работать.

Создание рекламы (презентации) изучаемой темы (урока), работа в группах со взаимной оценкой.

Самостоятельная работа с взаимопроверкой; дифференцированная контрольная работа

Защита проекта, работы.

Социальная.

Информационная.

Учебно-познавательная.

Общекультурная.

Урок в режиме проектного обучения

Этапы работы методом проектов:

Мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);

Планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

Информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

Рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную и письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

В последние годы в школе все большее распространение получают интерактивные методы преподавания. К ним относятся различного рода игры, среди которых педагоги обычно выделяют poлевые и деловые игры.

Деловая игра — метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.

Рассмотрим деловые игры. В таблице представлены основные этапы деловой игры, компетенции, средства и методы и итоговый результат.

Этапы урока

Компетенции

Методы и средства

Итог

У/П

И

К

С/Т

Л .С.

Предваритель-ная подготовка

+

+

Организация целеполагания

Проблема

письмо

Овладение умением ставить цель

Игра

+

+

+

+

Работа в группе

Овладение соц.ролями

Работа с информацией

Исследование

Анкеты

Таблицы

Ролевая игра

Анализ

Представление и защита мнений

Развитие важных общеучебных умений: правильно строить предложения, работать с информацией, словарями и таблицами, умение работать в группе, умение представить себя, .

Заключение по уроку

+

Рефлексия

Самооценка

Обобщение знаний

Оценивание

Выводы

Умение оценивать себя, одноклассников, работу группы.

Умение делать выводы, обобщать

Ролевая игра- вид драматического действия, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей.

Цели и задачи ролевых игр:

 •  учащиеся смогут показать умение применять полученные знания в решении поставленной задачи;

•   ролевая игра дает возможность или для получения дополнительных знаний, или для выявления не освещенных в учебном курсе вопросов;

•   развиваются творческие способности;

• учащиеся получают опыт занятия различных позиций, нахождения аргументов и формулирования взглядов в той или иной роли;

•  игра способствует развитию навыков участия в дискуссии, сотрудничества в достижении поставленной цели;

•  формируется толерантное отношение к другим мнениям;

•  приобретается жизненный опыт, вырабатываются умения и навыки, нужные для жизни.

В процессе деловой игры обучение максимально приближено к практической деятельности. Учащиеся принимают самостоятельно решения. Во многих играх решения принимаются коллективно, что развивает мышление учащихся и коммуникативные способности. В процессе возникает определённый эмоциональный настрой, активизирующий учебный процесс, формируются компетенции.

Виды деловой учебной игры.

-имитационная  (предполагает имитацию деятельности, какого либо органа, учреждения, события, обстановки)

-операционная - упражнения в конкретных специфических действиях и моделирование определённого процесса (изготовление плаката, подготовку к конференции…)

-исполнение ролей, (погружение в ситуацию с целью мобилизациии активизации знаний, опыта, нравственно-волевых качеств)

-инсценировка

Некоторые из игр.

Игра "Ученый Совет"(природоведение, история…)

План игры:

-Вступительное слово ведущего.

-Слово Ученому совету.

-Представление рефератов.

-Голосование Учёного совета

        После представления каждого реферата было дано слово рецензентам, которые высказывали свое мнение о работах. Также мог выступить каждый из присутствующих. После того как были представлены все четыре реферата, Ученый совет приступил к голосованию.

Научно-практическая конференция.

Вся группа была разбита на 4 подгруппы (5-6 человек). Каждая подгруппа дома знакомилась с одной из тем, читая литературу, в которой освещался данный вопрос. Затем деловая игра проводилась по следующему плану:

1. Представление доклада (каждой подгруппой).
2. Выступление "редакторов" из методических журналов "…", "…", "…", ", которые отстаивают первенство по освещению той или иной темы на страницах своих изданий.
3. Подведение итогов экспертным советом.

        Экспертный совет подводит итог по двум направлениям: какая из подгрупп более глубоко, осознанно представила информацию.

Заседание редакционного совета


  Знакомство с обязанностями отделов

  • Подготовка рубрик. Формирование практических умений
  • Отчёт групп.
  • Подведение итогов. Рефлексия

Деловые игры, несмотря на практическую значимость, приемлемы лишь в качестве дополнительного метода обучения в органической связи с теоретическими занятиями. Они, в основном, не предполагают выработку единственного верного решения. Их ценность состоит в стимулировании большого количества идей и способов их реализации, в неоднозначности принимаемых решений, характер которых определяется конкретной учебной ситуацией. Считаю, что деловая игра, помогает раскрыться ребенку, активизирует учебный процесс, способствует овладению компетенциями

         По меткому выражению А. Конан Дойля, мозг человека «подобен пустому чердаку». Чем будет заполнен «этот чердак» - хламом или нужными вещами, - зависит прежде всего от педагога.          
        Самое главное - педагог не имеет права останавливаться на достигнутом. Он работает с молодым поколением, готовит его к жизни в новом обществе, значит, сам должен идти в ногу со временем, не ссылаясь на то, что "в наше время все было иначе и мне не под силу освоить новое". Степень успешности педагогов в освоении новых технологий и методик меньше всего зависит от его возраста, но в большей - от преданности профессии, стремления к познанию нового, заинтересованность в самообразовании.

Современный педагог – это личность со сложившимся позитивным мировоззрением, нацеленная на постоянное саморазвитие и профессиональный рост, толерантная, обладающая высоким нравственным авторитетом.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профессиональная компетентность учителя как условие формирования компетентности ученика «Главным ресурсом развивающего общества являются люди, не столько подготовленные, сколько развивающиеся непрерывно».

Слайд 2

Компетентностный подход это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.

Слайд 3

Ключевые компетентности 1.Информационная 2.Коммуникативная 3.Кооперативная 4.Проблемная

Слайд 4

Что сегодня понимается под профессиональной компетентностью педагога? Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.) (Браже Т. Г.)

Слайд 5

Компетентный педагог - это личность, проявляющаяся готовность к педагогической деятельности, обладающая определённым набором психологических качеств (характер, темперамент, тип нервной системы).

Слайд 6

К профессионально-педагогическим компетенциям относят: Социально-психологическая компетенция Общепедагогическая профессиональная компетенция Предметная компетенция Управленческая компетенция Рефлексивная компетенция Информационно-коммуникативная компетенция Компетенция в сфере инновационной деятельности Креативная компетенция

Слайд 7

Компетентностные методы обучения 1.Обращение к опыту обучающихся 2.Открытое обсуждение новых понятий 3.Открытое обсуждение проблемных ситуаций 4.Дискуссия, столкновение субъективных позиций 5.Ролевые и деловые игры, психологический тренинг 6. Метод проектов

Слайд 8

Структура компетентностно -ориентированного задания: Стимул Задачная формулировка Источник информации Бланк для выполнения задания

Слайд 9

Компетентностно-ориентированное задание: 3 класс «Местоимение»( вводный урок) Ключевые компетенции: коммуникативная компетенция: учебно-познавательные компетенции. Общепредметные компетенции: Предметные компетенции : Аспект: использование информации для решения учебных задач и её переработка Стимул : В русском языке местоимений немного , но они встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3-е почетное место после глаголов и имен существительных. Почему же это так? Это загадка. Думаю, что когда исследуем данную тему, мы найдём ответ. Задачная формулировка : Исследовать материал и составить таблицу-памятку о местоимении как части речи. Источник информации : учебник русского языка 3 класс УМК «Школа России», текст

Слайд 10

Инструмент проверки: Аналитическая шкала Модельный ответ Ключ Бланк наблюдения

Слайд 11

Базовые технологии Технология проблемного обучения Технология проектного обучения Технология развития критического мышления

Слайд 12

«Настоящий урок-это совместный поиск истины учителем и учеником, лаборатория культуры мышления. Где этого нет, там скука».

Слайд 13

Примеры формирования компетенций учеников на разных этапах урока математики: Этапы урока Цель Виды деятельности КОМПЕТЕНЦИИ Контроль полученных знаний Формирование у детей и умения абстрагироваться, развитие воображения. Формирование умения, опираясь на полученные знания, самостоятельно работать. Создание рекламы (презентации) изучаемой темы (урока), работа в группах со взаимной оценкой. Самостоятельная работа с взаимопроверкой; дифференцированная контрольная работа Защита проекта, работы. Социальная. Информационная. Учебно-познавательная. Общекультурная. Физкульт-минутка Развитие эмоциональности речи, творческой деятельности. Игры-физкультминутки Личностного самосовершенствования

Слайд 14

Урок в режиме проектного обучения Этапы работы методом проекта: Мотивационный Планирующий Информационно-операционный Рефлексивно-оценочный

Слайд 15

Этапы деловой игры

Слайд 16

Цели и задачи ролевых игр • учащиеся смогут показать умение применять полученные знания в решении поставленной задачи; • ролевая игра дает возможность или для получения дополнительных знаний, или для выявления не освещенных в учебном курсе вопросов; • развиваются творческие способности; • учащиеся получают опыт занятия различных позиций, нахождения аргументов и формулирования взглядов в той или иной роли; • игра способствует развитию навыков участия в дискуссии, со­трудничества в достижении поставленной цели; • формируется толерантное отношение к другим мнениям; • приобретается жизненный опыт, вырабатываются умения и навыки, нужные для жизни.

Слайд 17

«Ученый совет» План игры: Вступительное слово ведущего. Слово Ученому совету. Представление рефератов. Голосование Учёного совета

Слайд 18

Научно-практическая конференция 1.Представление доклада (каждой подгруппой). 2. Выступление "редакторов" из методических журналов "…", "…", "…", ", которые отстаивают первенство по освещению той или иной темы на страницах своих изданий. 3. Подведение итогов экспертным советом.

Слайд 19

Современный учитель – это личность со сложившимся позитивным мировоззрением, нацеленная на постоянное саморазвитие и профессиональный рост, толерантная, обладающая высоким нравственным авторитетом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников". Выступление на педагогическом совете (из опыта работы)

С первых дней первоклассникам необходима педагогическая поддержка. Моя задача - создание условий для развития индивидуальности ребёнка, благоприятной нравственно-психологической атмосферы. Я должна ст...

Выступление на педагогическом совете "Педагогическая поддержка одаренных детей"

Данная статья раскрывает содержание различных приемов для осуществления поддержки одаренных детей....

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Современные педагогические технологии как эффективное средство совершенствования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС".

Данный материал представляет собой отчет работы кафедры начального образования с 2013 по 2015 гг. В нем даны современные  технологии обучения, разработанные учителями задания и проекты с сылками,...