"Русские приметы"занятие - игра
классный час

Знакомство детей с русскими народными приметами. Учить отличать "народные" приметы от суеверных. Воспитание интереса к занятию, желания принимать участие в играх.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkie_primety_.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русские приметы

Цель: Познакомить детей с русскими приметами. Научить отличать «народные» от «суеверных». Воспитывать интерес к занятию.

    Ведущий: Сегодня мы с вами поговорим на тему «Можно ли верить в приметы и  почему?» Все вы знаете такие приметы как:

  • Чёрный кот перебегает дорогу – жди неудачи.
  • Ласточки летают низко над головой – перед дождём.

- Как вы думаете, какая разница между этими приметами? ( Примета про чёрного кота неправильная, а про ласточку – подтверждается наукой.)

   - Кто может объяснить научное подтверждение этой приметы?

( Ласточки питаются насекомыми, у которых перед дождём от влаги тяжелеют крылышки, и они летают низко над землёй.)

- Правильно, есть 2 вида примет: правильные и неправильные. Они возникли очень давно, когда человек работал примитивными орудиями труда. Человек был бессильным по отношению к природе, не понимал и боялся её явлений (гром, молния и т.д.), поэтому верил в свои догадки. Им очень хотелось разгадать эти загадки природы. Например: «Почему в прошлое лето шли частые дожди и выросло много грибов и ягод, а в этом году на небе ни тучки, даже трава высохла?» и т.д.

 Люди стали присматриваться и запоминать смену природных явлений. Например, они заметили, что в прошлом году ветер дул с той стороны, с которой вечером садится солнце, а в этом году – с которой восходит солнце. Восточный ветер плохой, он сушит землю, а западный ветер приносит дождь. Так появилась примета.

- А кто из вас верит в такие приметы как: Рассыпали соль – будет ссора.

                                                                             Разбитая тарелка – на счастье.

Ведущий: Многие приметы появились ещё в глубокой древности и дожили до наших дней. Скажем, на что уж бывалые и смелые парни - шофёры. А глядишь, иной заслуженный водитель нет да и поморщится, заметив, что через шоссе перед машиной перемахнул заяц. « Эх, не будет нынче пути! Испортил косой дорогу!».  А ведь примета эта возникла давно, когда ни машин, ни шоссе ещё не было. А появилась она так:

 Шёл  когда-то охотник по лесу и увидел оленя. Только взялся за лук, как из-под самых ног вдруг выскочил заяц. Да так неожиданно, что охотник чуть не вскрикнул от испуга. Стал натягивать тетеву - сердце бьётся, руки дрожат. Стрела взвилась и пролетела мимо цели. А олень почуял человека и исчез в чаще. С досады у охотника потом весь день промах за промахом. А кто виноват? Это он, косоглазый, принёс неудачу.

  И в следующий раз, увидев перебегающего дорогу зайца, неудачливый охотник сворачивал в сторону. И сыну внушает: «Идёшь на охоту, пуще всего опасайся, чтобы не попался на пути заяц. Вернёшься домой ни с чем».

 Или вот другая примета. Стоит рассыпать за столом соль, как какая-нибудь старушка обязательно скажет: « Ох, быть теперь ссоре!» А почему? Появилась эта история несколько веков назад, когда соль в крестьянском быту была самой дорогой приправой.

Во времена царя Ивана Грозного пуд соли на Руси стоил столько же, сколько целая изба. Поэтому соль берегли и тратили осмотрительно. И конечно, если неловкая жена просыплет соль, не миновать ей ссоры с мужем.

   В те же примерно времена возникли и две другие приметы: разбитая тарелка – к счастью, тараканы в доме – к богатству.

   В бедном крестьянском доме обычно тарелок не бывало. А если заведётся одна, то её берегут для гостя и зря на стол не ставят. Тараканы у бедняков не водились тоже - в избе и корки недоеденной не найдёшь. Поэтому билась посуда и кишели тараканы лишь в зажиточных домах.

  Вот и стали считать: где легко бьют посуду и где бегают тараканы, там богатство, а значит, и счастье!

        Ведущий: Есть приметы и в школьной жизни. Если ребята верят в них, то с ними происходят различные смешные истории, как с девочкой в стихотворении С.Я.Маршака «Приметы»:

Собираясь на экзамен,

Валя говорила:

- Если только палец мамин

Окунуть в чернила,

Если я  перед доскою

Как-нибудь украдкой.

Ухитрюсь одной рукой

Взять себя за пятку,

Если сняв ботинок в школе,

Повторю заклятье,

А потом мешочек соли

Приколю на платье,

Если я в троллейбус новый

Сяду на Садовой,

А в троллейбусе и вожатый

Будет бородатый,

Если я в пути не встречу

Ни единой кошки

Или вовремя замечу

И сверну с дорожки,

Если я зашью монеты

В фартук на оборки, -

То по всем моим приметам

Получу « 5»!..

Но едва успела  Валя

Кончить эту фразу,

Болтовню её прервали

Три подруги сразу:

- Хорошо, давай поспорим!

Верь в свои приметы

Ну, а мы пока повторим

Школьные предметы.

А другие ученицы

Сдали все предметы,

А у Вали – единицы…

Вот вам и приметы!

Ведущий: В какие приметы верила Валя?

                  Удалось ей сдать экзамен? Почему?

Есть ряд примет, которые подтверждаются наукой. Для узнавания погоды учёные придумали барометр, но он есть не у всех есть под рукой, и вот тогда могли помочь приметы, называемые народными.

  1. Если ветер в ночи стихает – дождя не будет.

  2.На траве роса – не жди дождя.

  3.С утра парит – дождь ударит.

  4. Дрова горят с треском – на мороз.

 -А сейчас  вы должны угадать народные и суеверные приметы. 

 * Рассыпали соль – будет ссора. С

 * Паук забился в угол – на ветер. Н

 *Паук плетёт паутину – на сухую погоду. Н

 *Левый глаз чешется – будешь смеяться. С

 *Лягушки расквакались – на непогоду. Н

 *Муравьи прячутся в муравейник – на грозу. Н

 *Чёрный кот дорогу перебежал – к неудаче. С

 *Ласточка летает низко над землёй – к дождю. Н

 *Женщина с пустыми вёдрами встретилась – будет неудача. С

 *Посуда бьётся на счастье. С

 *Вечером сильно стрекочат кузнечики – на хорошую погоду. Н

                                               Игра « Не ошибись».

    Я буду  называть приметы. Если она правильная, вы поднимаете руку. Если неправильная примета – просто сидите.

● Дым столбом – на мороз. (правильная)

● Утром трава сухая – жди дождя . (правильная).

● Глаза чешутся – к слезам. (нет)

● Муравьи прячутся – на грозу. (правильная)

● Если март ясный и холодный – будет богатый урожай. (правильная)

«Загадки»

Ведущий: Отгадайте загадки и назовите примету к отгадке.

1. Кто всю ночь по крышам бьёт да постукивает,

И бормочет, и поёт, убаюкивает?   ( Дождь)

2. Угадайте, что за птичка-

Тёмненькая невеличка?

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста.        ( Ласточка)

3.  Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар и мушка.                              (   Лягушка)

4. Я работаю в артели

У корней лохматой ели.

По буграм тащу бревно –

Больше плотника оно.                      (Муравей)

5.Прыгает пружинка –

Зелёная спинка  -

С травы на былинки,

С ветки на тропинку.                       ( Кузнечик)

6.Долгорукий старичок

В уголке сплёл гамачок.

Приглашает: « Мошки!

Отдохните, крошки!»                      ( Паук)

- Наше занятие подошло к концу. Всем спасибо за участие.

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра по русскому языку "Своя игра"

Игра для учащихся 2 классов. Игра проводится по темам: «Имена», «Сказки», «Знаки препинания», «Грамматика», «Ребусы, загадки»....

Интеллектуальная игра "Изучаем русский". Внеклассное занятие по русскому языку.

Внеклассное занятие "Изучаем русский" можно провести в рамках предметной недели по русскому языку. Занятие содержит задания для трёх команд....

Внеклассное групповое занятие с детьми начальной школы "Ключи от злости" (Первое занятие. Игры с изобразительными материалами и воздушными шарами)

Данный материал может быть использован для работы с детьми младшего школьного возраста учителем начальных классов во внеурочной деятельности или воспитателем. Цель: коррекция агрессивного поведен...

Развитие познавательных интересов через проведение воспитательных занятий «занятие- игра»

Развитие познавательных интересов через проведение воспитательных занятий «занятие- игра»...

Занятие по внеурочной деятельности Кружок «ОТ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА К ПОЗНАНИЮ ИНФОРМАТИКИ» Тема занятия : Занятие - игра « Составь алгоритм».

Место занятия в рамках раздела программыЭто  занятие - повторения и закрепления знаний  в  1 разделе, который посвящён дальнейшему знакомству со способами описания действий и  проц...

Конспект открытого занятия Конспект открытого занятия 1 «Г» (дополнительно) класса с ЗПР Тема занятия «Игра на развития мышления младших школьников с ЗПР»

Коррекционная работа по развитию мышления младших школьников с ЗПР осуществляется с помощью игр. Используется разнообразные игры и упражнения направленные на развитие мышления...

Занятие в группе продлённого дня по теме "Русские народные подвижные игры"

Данная методическая разработка поможет учителям начальной школы и воспитателям групп продлённого дня приобщить детей к русским народным традициям, русской культуре , а именно к русским народным подвиж...