Представление собственного инновационного педагогического опыта
материал (4 класс)

Гришина Надежда Ивановна

Представление собственного инновационного педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_innovatsionnogo_pedagogicheskogo_opyta.docx22.35 КБ

Предварительный просмотр:

Описание инновационного педагогического опыта

учителя начальных классов

МБОУ «Булдыгинская средняя общеобразовательная школа»

 Гришиной Надежды Ивановны

  1. Актуальность и перспектива опыта

Внедрение в школьную жизнь идей продуктивности диктуется не только изменениями, происходящими в жизни, она способствует также более качественному осуществлению основной миссии школы. Я работаю над проблемой «Внедрение новых педагогических технологий на уроках в начальной школе». Время требует, чтобы преподавание осуществлялось через производимое на глазах учащихся исследование проблемы. Единство исследования и преподавания означает, что наука в учебном предмете всегда рассматривается как еще не совсем разрешенная проблема, как нечто находящееся в процессе исследования. Школа не всегда должна оперировать готовыми и законченными познаниями. Суть продуктивного образования можно выразить фразой: «Не догонять прошлое, а создавать будущее». В лучших своих образах оно ориентировано не на передачу знаний, которые постоянно устаревают, а на овладение базовыми компетенциями, позволяющими затем приобретать знания самостоятельно. Именно поэтому такое образование связано с практикой более тесно, чем традиционное. Особенно важным становится освоение техник, с помощью которых можно получать, перерабатывать и использовать новую информацию. Знания при  этом осваиваются применительно к тем умениям , которыми овладевают обучающиеся в рамках продуктивных образовательных программ. Данная деятельность выступает в виде новшества, в том числе в виде новых организационных форм учебной, научной и методической деятельности, создание новых учебных курсов, программ, технологий, ориентированных у учащихся востребованных обществом компетенций. Технологически продуктивная деятельность выражается во внедрении новых методик и технологий реализации образовательного процесса.

  1. Ведущие педагогические идеи.

Младший школьный возраст является особым в формировании личности. Задача педагога- умело подвести детей к осознанию необходимости много учиться, а для этого нужно развивать трудолюбие, силу воли, ответственность, умение доводить дело до конца, оценивать свои поступки, планировать и организовывать свою деятельность. Еще более важная задача- почувствовать радость от собственных успехов, полученных благодаря терпению, дисциплинированности. Школа должна быть миром открытий и откровений, радости для учащихся и педагогов, миром спокойствия, гармонии и сотрудничества. От меня, как от первого учителя зависит, как сложится школьная жизнь ребенка, как родители будут относиться к школе, станут ли они верными соратниками, единомышленниками. От того, как будет сформирована у детей учебная деятельность, насколько будет привит интерес к процессу познания, созданы комфортные условия для учения, необходимые для развития самостоятельности, способности к самоорганизации и самореализации, зависит не только успешность обучение в основной и старшей школе, но и желание и умение совершенствовать свое образование всю жизнь. Кроме того, младший школьный возраст является оптимальным периодом развития всех высших психических функций- восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи, и упустить этот период в развитии ребенка- значит затормозить его личностное развитие и взросление, создать большие трудности на последующих ступенях обучения.

  1. Концептуальность.

Характеризуя современный мир, мы должны констатировать, что живем в эпоху глобализации. При всей своей противоречивости этот процесс имеет впечатляющие, а во многом и вдохновляющие перспективы. Россия является неотъемлемым его участником и четко заявляет об этом в последнее время: энергично встраивается в мировую экономику, активно участвует в мировом культурном процессе, объединяет усилия с другими странами для учреждения более безопасного, справедливого и гуманного миропорядка. Общеизвестно, что человечество движется к «миру без границ» (в определенном, иногда почти буквальном смысле), объединенному современными системами коммуникации, новейшими информационными технологиями, индустрией туризма, личными отношениями людей, дружескими и родственными связями.

В этих условиях, по нашему убеждению, образование с неизбежностью должна стать глобально-ориентированным. Его направленность на развитие гражданственности и патриотизма ни в коем случае не означает стремление к изоляции от мирового сообщества. В наших учебниках Россия представляет перед учеником как часть многообразного и целостного мира, а ее граждане- одновременно и как жители Земли, как часть человечества, как участники мирового развития. Наши учебные программы и учебники построены таким образом, что ребенок с первых лет обучения в школе постоянно, шаг за шагом открывает свою планету, получая представление о ее природе, странах и народах, многообразии их культур, о связях, объединяющих всех людей, о достижения и проблемах человечества. Все эти знания и связанная с их освоением деятельность эмоционально окрашены и направлены на утверждение в сознании ребенка ценностей согласия, сотрудничества, взаимопонимания, на формирование толерантности как важнейшего личностного качества. В этом наши подходы созвучны современным идеям «культуры мира» (как противоположности «культуре войны»), признанным международным сообществом и получившим убедительное развитие в педагогике.

  1. Наличие теоретической базы опыта.

В истории педагогики проблема творчества всегда была одной из самых   актуальных. Однако до сих пор проблема остаётся наименее изученной в теории и недостаточно представленной в практике воспитания детей. Это обусловлено сложностью данного явления, скрытностью механизмов творчества. Как правило, во всех определениях творчества отмечается, что творчество – это деятельность человека, направленная на создание нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя ещё никем не было сделано или сделать по-новому, лучше.

    Творчество воспитывает и развивает. Не случайно все выдающиеся мыслители                                                                         планеты способность творить считают стержневым качеством.

     Я работаю по образовательной системе «Школа России». Хочется сказать, что содержание    материала, представленного в этой системе, позволяет учителю, не нарушая системы,  организовать совместную с детьми творческую деятельность так, что они становятся активными участниками учебного и воспитательного процесса.

  1. Оптимальность и эффективность средств.

За годы своей работы, находясь в постоянном поиске, я научилась сочетать традиционные методы и формы обучения с инновационной практикой. Эффективное использование инновационных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в образовательном процессе рассматривается как ключевое условие повышения качества образования, снижение нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени. Эффективность персонального компьютера в процессе обучения бесспорна, это я поняла, научившись работать с ним. Уроки, проведенные с компьютером и интерактивной доской, стали максимально уплотнены.  Дети на таких уроках не находят времени для скуки, если мне удалось разнообразить выполняемые задания. Потери времени на уроке  минимальное. Компьютерные технологии дают учителю такие возможности, стирая грань между учебой и игрой и превращая изучение самых трудных тем в увлекательное путешествие по стране знаний. Незаменимым помощником учителя является программа Power Point, позволяющая готовить мультимедийные презентации к урокам по любому предмету. Используя слайд–фильмы, можно осуществлять дифференцированный, индивидуальный подход в работе с младшими школьниками, владеющими разной степенью освоения учебного материала. Я использую мультимедийные презентации для объяснения новой темы, контроля знаний и как средство подачи информации.

     В процессе обучения и воспитания младших школьников особое значение я придаю здоровьесберегающим технологиям. Эффективным методом работы в данном направлении можно считать проведение физкультминуток, музыкотерапии, пальчиковых игр, релаксационных пауз на уроке, обусловленных физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Физкультминутки помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью способствуют еженедельные уроки здоровья, на которых дети получают знания о здоровом образе жизни. На классных часах обсуждаем вопросы правильного питания, беседуем о вредных привычках, составляем режим дня. Много проходит праздников, на которых решаются задачи формирования у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Традиционными стали мероприятия: «День здоровья», «Мама, папа, я -спортивная семья».Особое место в учебном процессе отвожу  детским творческим работам , особенно сочинению, так как  считаю, что это бесценный материал не только для письменной речи учащихся и формирования грамотности, но и для формирования личности в целом (творческого мышления, эмоциональной и волевой сферы). Сочинения по разным предметам позволяют просматривать динамику роста в развитии творческих способностей учащихся, узнавать не только внутренний мир ребенка, но и его интересы, степень его наблюдательности, являются показателем общего развития ребёнка.    

В своей педагогической деятельности я активно использую технологии личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании, своеобразие которых заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование и развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными возможностями и способностями.

Развитие способностей учеников в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для их восприятия является учебный материал. Известно, что у младших школьников лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьников эмоциональное отношение.

     Во внеурочной деятельности провожу различные конкурсы, дающие возможность раскрыться каждому ребенку.  Традиционными в нашем классе стали: конкурсы чтецов, конкурсы рисунков, различные конкурсы поделок, конкурсы инсценированной сказки.  

Я сделала вывод, если использовать все разнообразие имеющихся методов и приемов, направленных на развитие творчества учащихся и заниматься этим в системе, то можно добиться более  высоких результатов.

  1. Результативность опыта.

Я считаю, что современные образовательные технологии, используемые мной в педагогической деятельности, являются эффективными, так как я вижу результат своей работы.  Положительным результатом использования мною педагогических образовательных технологий является повышение качества знаний и уровня образования, успешное участие ребят в предметных олимпиадах и конкурсах.

Мои ученики занимают призовые места в международных, всероссийских, Республиканских и муниципальных конкурсах. В Международном конкурсе-игре по физической культуре «Орленок» Дегаев Егор является лауреатом – март 2017г. Дипломом 1 и 2 степени в международном конкурсе «Лисенок» 2017г награждена Ивашкина Анастасия. Во всероссийской предметной олимпиаде «Эрудит- марафон»  2016-2017 учебный год- Ивашкина Анастасия заняла 2 место, Дегаев Егор – 1 место. Дипломом награжден Дегаев Егор, занявший 1 место в международном конкурсе «Круговорот знаний»- 2018г. Учащиеся класса принимают активное участие в межпредметных онлайн-олимпиадах на сайте «Учу.ру». Дети награждены дипломами победителя и грамотами. В конкурсе «Эму специалист» Дегаев Егор является призером. Ивашкина Анастасия заняла 1 место в районном конкурсе эстрадной песни «Серебряная музыка»-2017г. Почетной грамотой награжден Дегаев Егор, занявший 3 место в районном конкурсе «Защитим лес» в номинации «Природа и творчество». Почетной грамотой награждена Велькина Елизавета за активное участие в районном конкурсе народной песни «Живи, народная душа!». Грамотой награждена Ивашкина Анастасия, занявшее 1 место в соревнованиях по легкой атлетике (девочки). Грамотой награжден Илькин Даниил, занявший 1 место в соревнованиях по легкой атлетике (мальчики).

Благодаря использованию в учебном процессе этих технологий, у учащихся развивается мыслительная деятельность, творческие способности, коммуникативные качества, организованность, деловитость, самостоятельность и смелость в принятии решений, повышается интерес к учебе.

  1. Возможность тиражирования.

Опыт моей работы: разработанные уроки, мероприятия, презентации помогут учителям начальных классов разнообразить деятельность учащихся, расширить их кругозор, привить  им интерес к знаниям и желание учиться. Познакомиться с моими наработками возможно на моем сайте-

http:||nsportal.ru|

grishinanadezhda2013yandexru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Обобщение опыта работы по проблеме «Совершенствование образовательного процесса на основе развивающих технологий обучения»...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»

Педагогическая идея.    Усиление мотивации учащихся к учебной деятельности при использовании компьютерных технологий.    Задача. Как повысить интерес учащихся к уроку с п...

Представление собственного инновационного педагогического опыта

Представление собственного инновационного опыта работы к аттестации педагогических работников...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Применение современных образовательных технологий в начальной школе...

Представление собственного инновационного педагогического опыта

Педагогическая проблема – гражданское образование в начальной школе...

Представление собственного инновационного педагогического опыта

В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.В статье рассматриваются технологии использования в обучении игровых методов, а кон...