Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие "Развитие устной речи"
план-конспект занятия (3 класс)

Данное занятие разработано для индивидуальной коррекционной работы над устной речи. Форма занятия - путешествие. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 05_02_19_avtosohranennyy.doc471 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

пробного урока коррекционно-развивающего занятия

ТЕМА. Развитие устной речи

Цели урока:

Образовательная: Способствовать развитию правильной, связной речи.
Деятельностная: Создать условия для формирования УУД.

Задачи обучения:

  • Личностные:

- формировать мотивацию к обучению;
- показать значимость грамотной и понятной речи;

- учить рефлексии настроения.

  • Метапредметные:
  1. регулятивные:

- учить ставить цель и задачи занятия;
- учить оценивать качество своих умений;
- способствовать развитию рефлексивных умений;

  1. познавательные:

- учить анализу и синтезу;
- совершенствовать умение составлять логическую цепочку рассуждений;

3.  коммуникативные:

- учить с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- совершенствовать умение строить речевые высказывания в устной форме;

  • Предметные:
    - создать условия для развития грамотной речи;

Составила

Кулиш Валерия Николаевна

Дата проведения урока:

Начало урока 10 ч. 00 мин.

ФИО преподавателя-консультанта:

….

Допущена к проведению урока:

____________________, дата ________

(подпись преподавателя)

 

___________

ХОД  УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ

  1. Этап. Установление эмоционального контакта.
  • Здравствуй, дорогой ученик. Сегодня занятие мы проведем вместе.

- Здравствуйте.

- формировать мотивацию к обучению(Л)

  • Как ты думаешь, прежде чем нам начать занятие, что нужно сделать? Без чего не может начаться общение между людьми?

- Без знакомства. Сначала нам нужно познакомиться.

  • Да, ты права. Прежде чем начать наше занятие, нам с тобой нужно познакомиться.

-

  • Ты когда-нибудь брала интервью?

- Да(нет)

  • Что такое интервью?

- Интервью – это разновидность разговора, беседы между двумя и более людьми, при которой интервьюер задаёт вопросы своим собеседникам и получает от них ответы.

  • Давай я начну, а ты будешь отвечать на вопрос, а затем задашь свой.

-

  • Как тебя зовут?

- Аня. А как зовут вас?

  • Меня зовут Валерия Николаевна. Я студентка педагогического колледжа.

  • Скажи, пожалуйста, какое занятие у тебя самое любимое?

- Я люблю рисовать…

  • А я очень люблю играть на пианино и петь.

  • Аня, мне очень интересно, какой фильм или мультик у тебя самый любимый?

- Золушка…

- А какой любимый фильм/мультфильм/книга у вас?

  • Фильм – Хроники Нарнии

   Мультфильм – Храбрая сердцем

   Книга – Белый Бим черное ухо (Гавриил Троепольский)

  • Спасибо, Аня, мне было приятно познакомиться с тобой.

  • Анечка, можешь ли ты предположить, о чем мы будем с тобой сегодня говорить?

- Нет

  • Я тебе дам подсказку: посмотри, кто появился на слайде?

Похожее изображение ÐŸÐ¾Ñ…ожее изображение ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу драко малфой ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу рон уизли

-Гермиона Грейнджер, Гарри Поттер, Рон Уизли, Драко Малфой

  • Что их объединяет?

-Они из одного фильма/книги

  • Какого?

- Гарри Поттер

  • Да, верно. Эти персонажи все из фильма/книги Джуан Кейт Роулинг «Гарри Поттер»

Роман был написан 22 года назад, через 3 года вышел фильм по роману. Это приключенческий фэнтезийный фильм о мальчике-волшебнике Гарри Поттере. Всего таких фильмов 8. Он до сих пор пользуется большой популярностью и известен каждому.

- А ты смотрела или читала книгу о Гарри Поттере?

  • Аня, а давай подберем по 2 прилагательных, которые могут охарактеризовать этих героев.

- Давай соединим прилагательное с портретами.

Гермиона – любознательная, умная, талантливая

Гарри – любопытный, отважный

Рон – неуверенный, эмоциональный

Драко – властный, самодовольный, эгоистичный

  • Чем каждый герой отличается?

Если сложно ей, то сделайте запасной слайд- с прилагательными, из которых можно выбрать. А лучше соединить прилагательные  стрелочками с портретами (на аналитические способности поработаем)

- Характером, настроением

  • Верно. А на настроение какого их героев похоже твое настроение? Почему?

- На настроение ….., потому что ….

  • А мое настроение похоже на настроение Гарри Поттера, потому что он веселый и по нему видно, что он хочет узнать что-то новое и интересное.

-

  • Я очень надеюсь, что наше настроение сохранится до конца занятия.

  1. Этап. Постановка темы и задач урока.

  • Аня, один из героев обратился к нам за помощью. Давай же угадаем, кто он такой.

Перед тобой картинки, которые ассоциируются с этим героем. Рассмотри их и скажи кому они принадлежат.

Картинки по запросу машина рона уизлиКартинки по запросу веснушкиКартинки по запросу крыса

-

  • Что изображено на 1 картинке?
  • Летающая машина

  • Что изображено на 2 картинке?

- Веснушки

  • Что мы видим на 3 картинке?

- Крыса

  • У кого из героев «Гарри Поттера» было все это?
  • У Рона Уизли
  • Да, Аня, ты права – это Рон Уизли.
  • Рон на грани отчисления из школы чародейства и волшебства Хогвартс. Давай узнаем же почему. (аудиозапись невнятной речи Рона)
  • «Здравствуйте, эм…, дорогие друзья. Директор и, как их там, а, вот, профессора хотят меня отчислить из школы. Причиной этого является, как говорят они, моя некрасивая и неправильная речь. И это, я обращаюсь к вам за помощью и хочу вас попросить, чтобы вы со мной побывали на занятиях и выполнили задания со мной. Тогда возможно я пойму, как же нужно правильно говорить».

  • Аня, ты легко поняла, о чем говорит Рон?
  • Нет
  • Почему?
  • Он говорил невнятно, делал большие паузы, неправильно ставил ударения, использовал слова паразиты.
  • -Почему Рона хотят отчислить из школы?
  • О чем ученик просит нас?
  • Помочь ему.
  • В чем ему нужна помощь?
  • В развитии речи, чтобы он мог правильно и красиво говорить.
  •   Как ты считаешь, какой должна быть устная речь? Я буду читать критерии, а ты хлопай в ладоши, если считаешь, что они относятся к тебе.

*хороший словарный запас;

* умение грамотно, последовательно, логично излагать свои мысли;

* знание правил русского языка, например, знать, как

проверить проверяемую безударную гласную в корне

  • Сколько раз ты хлопнула в ладоши?
  • О чем это говорит? Какие качества речи являются главными твоими помощниками?
  • Над какими качествами необходимо работать?

  •  Аня, как ты думаешь, чем же мы будем заниматься на занятии?

  • Значит какова тема нашего занятия?
  •  А чем занятие будет полезно нам? (повторит качества, над которыми нужно поработать нам)

- Помогать Рону развивать правильную устную речь.

- Развитие устной речи

  • Мы так же будем развивать (совершенствовать) свою устную речь

3 этап. Основная часть занятия.

  • Аня, чтобы нам помочь Рону, нам нужно попасть в волшебный мир. А давай мы в него отправимся на летающей машине? (видео полета на машине)
  • Давайте.
  • Чтобы нам зайти в Хогвартс нужно закрыть глаза и внимательно прислушаться.
  • Что ты услышала?

- Звук открывающейся двери

  • Мы оказались в холле.

  • Итак, давай зайдем в кабинет. Осмотрись и скажи, что ты видишь вокруг.

Картинки по запросу кабинет зельеварения

  •  Различные скляночки, колбы, баночки в большом количестве, книги, котлы.
  • Как ты думаешь, что это за кабинет?
  • Кабинет зельеварения.
  • А что здесь делают?
  • Варят зелье.
  • А как получается зелье?
  • Смешиваются нужные для зелья ингредиенты.
  • Да, Аня, верно. В этом кабинете нам предлагается помочь Рону сварить зелье. Юный волшебник уже попытался сварить зелье, но у него не получилось, потому что он все перепутал и неправильно произнес заклинание. Давай посмотрим его ошибки и постараемся их исправить.
  • Рону нужно было рассказать рецепт всем ученикам, но он что-то напутал и вместо  цветов, у всех получились лягушки, давай  послушаем , как он объяснял (аудиофайл)и попробуем найти ошибки. – Что он объяснил не так
  •  (потом можно его речь на слайд разместить)
  • Рецепт исцеляющего зелья.
  • 1. Пока вода в котле нагревается нарезать 1 плавник рыбы-льва, 3 корня мандрагоры и раздавить ножом волшебные бобы.
  • 2. Варить 10 минут. Зелье готово.
  • 3. Налить в котел воды.
  • 4. Зажечь огонь.
  • 5. Все ингредиенты добавить в кипящий котел.
  • 6. Повесить котел так, чтобы он был над огнем.

-Расскажи Рону правильный рецепт (можно без опоры на слайд попробовать)

 

  • Рецепт исцеляющего зелья.
  • 1. Зажечь огонь.
  • 2. Налить в котел воды.
  • 3. Повесить котел так, чтобы он был над огнем.
  • 4. Пока вода в котле нагревается нарезать 1 плавник рыбы-льва, 3 корня мандрагоры и раздавить ножом волшебные бобы.
  • 5. Все ингредиенты добавить в кипящий котел.
  • 6. Варить 10 минут. Зелье готово.

- Аня, почему у Рона не получилось зелье?

  • Он перепутал последовательность его приготовления.
  • А в нашем мире важно не путать последовательность какой-то работы?

  • Какое качество речи он нарушил?
  • Логичность речи — это строго последовательное соответствие структуры речи законам логики, мышления.
  • Человек, который хочет научиться говорить и писать логично, должен прежде всего научиться логично мыслить. Необходимо воспитывать в себе строгую дисциплину мысли, не допускать в самом мышлении логических ошибок.
  • Чем помогло это задание волшебнику и нам?
  • За что можем себя похвалить?
  • Что было самым сложным?

– Как ты думаешь, как работу Рона оценили  учителя (оценивание в  Хогвардсе необычное через – жаба- это наша  «3», - паук- «4» , сова - «5» Как бы оценили твою?

  • Да, важно. Потому что если последовательность нарушена – то ничего не получится.
  • Логичность
  • Устанавливать правильную последовательность из перепутанной. Находить связь следующего с предыдущим.
  • Отправляемся дальше. Вот мы снова в кабинете. А в каком сейчас узнаем.
  •  
  •  Прочитай, что написано на слайде:

- алохомора

  • Знаешь ли ты, Аня, что это такое?

- Заклинание.

  • Значит в каком кабинете мы с тобой оказались?

-В кабинете заклинаний.

  • На уроке заклинаний Рон неправильно произнес заклинание. Давай же послушаем и подумаем, почему заклинание не сработало и какие ошибки он допустил.

- Глаз кризы, струна эм арфы, пусть вода …. Превратится в чай.

(Рон  в заклинании делает паузы,  неправильно  произносит слова,  некоторые слова произносит  дважды, использует слово паразит. И говорит невыразительно)

  • Какие ошибки допускал Рон?

  • Какие качества речи он нарушил?

- в заклинании делает паузы, неправильно  произносит слова,  некоторые слова произносит  дважды, использует слово паразит. И говорит невыразительно.

Четкостью, правильность, выразительность

  • Чтобы заклинание удалось, какими качествами речи нужно владеть?

(все качества и из этого и из первого упражнения четко выделяются и появляются на слайде, чтобы у ребенка складывалась логика и понимание темы)

- Четкостью, правильность, выразительность и логичностью

  • Давай же поработаем вместе с Роном над этими качествами через чистоговорки.
  • Какой звук у Рона не получилось произнести в слове крыса?

- С

  • Значит над каким звуком нам нужно поработать?

- Над звуком «С»

  • Давай прочтем сначала медленно, а затем четко и уже быстрее:
  • Ся-ся-ся-ся — жили-были два гуся.
  • Уси-си-си — бабушкины гуси.

  • Се-се-се — белка в колесе.
  • Со-со-со — крутит колесо.

  • Аня, если ты считаешь, что плохо выговариваешь какой-либо звук, то найди чистоговорки с таким звуком и тренируйся их произносить.

  • Педагоги Хогвартса хотят нам и Рону дать советы, как избавиться от слов «паразитов»:
  • Попросите друга каждый раз останавливать вас во время разговора, как только он услышит «плохое» слово. Так будет проще не пропустить нежелательные фразы.
  • Вместо слов «блин, как меня все достало» замените на «как меня огорчает, что придется снова провести выходные дома из-за плохой погоды».
  • Протяжное «э-э-э» или «м-м-м» между фразами лучше заменить молчанием.

  • Для того, чтобы четко и внятно говорить, нужно тренироваться.

  • Профессор заклинаний, Филиус Флитвик, предлагает нам потренироваться.

  • Перед нами четверостишия. А как они называются попробуй сказать мне:

    Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

    Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

    На бобра из-за ели глазеют глаза газели.

- Это скороговорки.

  • Да, это скороговорки. Давай же с ними поработаем. Сначала я прочитаю медленно, затем ты повторишь и постепенно мы будем увеличивать темп.

  • Аня, как ты думаешь, скороговорки важны для речи? Почему?

-Важны. Потому что, благодаря им мы учимся правильно и четко произносить звук.

  • Вернемся к оцениванию. Как ты думаешь, за такое качество речи, как четкость, какую бы отметку поставили тебе преподаватели?
  • А за выразительность?
  • Давай узнаем у профессора Флитвика, справились ли мы с заданием.

«Молодцы, вы справились с заданием. Но чтобы наша речь всегда была четкой и понятной нужно как можно больше тренироваться в произношении таких скороговорок».

  • Как и все ученики, Рон сказал, что он устал. Аня, а ты не против отдохнуть?
  • Нет, не против

ФИЗМИНУТКА

Закрой глаза и представь, что мы летаем на метле и играем в квидичч. Вот снитч полетел наверх, затем вниз и так несколько раз. Теперь снитч летит вправо, а затем влево. А теперь чтобы его поймать нужно облететь круг (рисуем глазами круг)2. Круговые движения глазами. И вот мы поймали снитч. Открываем глаза

  • Отдохнули?
  • Да
  • Тогда давай продолжим помогать Рону. Ведь ему очень важно остаться учиться в Хогварте.
  • Сидя в гостиной Грифиндора Рон решил отправиться в кабинет к Альбусу Дамблдору с просьбой, чтоб ему дали шанс исправиться. Но ученику нужна помощь в подборе подходящих и правильных слов слов.
  • Поможем ему?
  • Да
  • «Уважаемый Альбус Дамблдор!

Я прошу у вас возможности стараться в школе чародейства и волшебства Хогвартс. Я обещаю, что буту ответственно относиться к учебе. Булу очень драться. А главное буду усердно работать над своей мечью».

        «Уважаемый Альбус Дамблдор!

Я прошу у вас возможности остаться в школе чародейства и волшебства Хогвартс. Я обещаю, что буду ответственно относиться к учебе. Буду очень стараться. А главное буду усердно работать над своей речью».

  • О чем говорит Рон?

- О том, что он хочет остаться учиться в школе и будет очень стараться.

  • Какие ошибки он допутил?

- Неправильно произнес слова, заменил их похожими по звучанию.

  • Давай же скорее исправим допущенные ошибки.

  • Напомни над какими качествами речи мы сегодня работали
  • Теперь, пожалуйста, Аня, прочитай слова Рона с теми качествами, над которыми мы сегодня тренировались.

- Логичность, выразительность, правильность, связность и четкость.

  • Как ты считаешь, у нас получилось прочитать текст, соблюдая все качества устной речи?

  • Какую оценку ты себе поставишь?

  • Смотри, Аня. Директор школы ответил Рону Уизли.

«Рональд Уизли, я наблюдаю за Вашими достижениями и стараниями с самого начала. Я вижу, что Вы очень хотите учиться в школе чародейства и волшебства Хогвартс. Благодаря тому, что вы начали работать над своей речью, я разрешаю вам остаться в школе и пожелаю дальнейших успехов. Главное – не останавливайтесь на достигнутом, а совершенствуйте свои навыки. До скорой встречи!

Анечка, Рон благодарит нас за помощь, теперь он так же будет учиться со своими друзьями.. Он желает тебе так же дальнейших успехов.

4  этап. Итог занятия. Рефлексия.

  • Итак, Аня. Какую задачу мы ставили перед собой?
  • Помочь Рону и совершенствовать устную речь.
  • Получилось ли у нас это?
  • Да
  • Я тоже считаю, что у нас получилась хорошая работа
  • А для чего мы проходили эти задания? Чем они могу нам помочь?

  • Какие главные рекомендации по развитию качеств речи помогут не только  Рону, но и тебе?
  • Как были оценены качества в течении занятия, соотнеси с самооценкой этих качеств в начале занятия.
  • Чтобы развивать свою речь. Ведь человек, который говорит грамотно, красиво, считается приятным в общении.
  • Тренироваться в произношении скороговорок, чистоговорок. Замена слов «паразитов».  
  • Они сошлись.

 

  • В начале урока у тебя было … настроение. А с каким настроением ты сейчас?

- учить рефлексии настроения(Л)

  • Аня, у меня тоже … настроение. Я очень рада, что твой настрой не поменялся.
  • Наше занятие подошло к концу. Мне очень приятно было с тобой работать! Я желаю тебе больших успехов, всегда улыбайся и радуйся жизни.
  • До свидания, Анечка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА (КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОСТИ)

Нередко приходится слышать от огорченных родителей: «Такой хороший был мальчик, а сейчас страшный драчун. В классе только его и ругают."  И тревогу у взрослых вызывает повышенная агре...

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с агрессивным ребёнком младшего школьного возраста "Путешествие в мой внутренний мир"(с элементами арт- и сказкотерапии).

Сегодня мы вместе с вами отправимся в увлекательное и удивительное путешествие, где предстоит нам выполнить и пройти разные задания. Узнаем, как нам помогают наши положи...

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа.

Примерная индивидуальная коррекционно-развивающая программа....

Технологическая карта индивидуального коррекционно-развивающего занятия "Развитие свойств мышления, через выявление последовательности по серии картин".

Предмет: Развитие психических процессов.  Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие. Класс 1 Тема занятия: Выявление последовательности по серии картин. Этап: развитие свойств мышления...

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа для ученика 4 класса

Данная прграмма разработана для сопровождения ребёнка инвалида....

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа.

План мероприятий.Совместное с учителем составление и использование алгоритма решения проблем.Индивидуальные консультации для родителей с объяснениями сути проблемы, ее причин и путей преодоления. Объя...

Коррекционно-развивающий блок «Развитие устной речи» 2 класс

Коррекционно-развивающий блок «Развитие устной речи» 2 класс...