программа кружка
материал

Тихонькина Антонина Петровна

Программа кружка "Юный краевед" для обучающихся 2-3 классов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programmaa_kruzhka_yunyy_kraeved.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования и по делам молодёжи администрации муниципального образования «Медведевский  муниципальный район»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Медведевский районный дом детского творчества»

Образовательная  программа

 краеведческого кружка

 «Юный краевед»

 2017/2018 учебный год

                                                                                           Возраст обучающихся: 2-3 классы

                                                               Срок реализации: 1 год

             

                                                                Программу разработала

                                                    Тихонькина А.П.,

                                                                                      педагог дополнительного образования

        п. Медведево

                                                                        2017г.

  1. Пояснительная записка

1.Актуальность и практическая значимость программы.

Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая Родина» ребёнка - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места города,  его исторические и культурные центры, промышленные предприятия города, это и известные люди, гордость и слава нашего края.

На современном этапе развития общества изучение родного края становится актуальным как ведущий фактор воспитания патриотизма.

Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися под руководством учителя в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края. Краеведение развивает у учащихся наблюдательность, мышление, воспитание воли, любознательности, познавательных интересов, собирательской активности, увлечению наукой.

При изучении «своей местности» у учащихся формируются правильные представления о многих объектах, явлениях и процессах, которые, в свою очередь, служат основой для понятий. Благодаря краеведению решается важная педагогическая проблема – соединение обучения с жизнью.

Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллективно- творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний об истории и культуре родного края из разных источников информации, творческая переработка информации и создание самостоятельных исследований, проектов.

Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом нашего города, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать школьников на примерах мужества, героизма и мудрости, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.

2.Цели и задачи программы.

Основная цель, стоящая перед программой – формирование патриотического сознания школьников на основе изучения истории и культуры родного края.

Цель реализуется через  задачи:

Обучающие

  • развитие познавательного интереса к своей малой родине через различные формы работы;
  • формирование у учащихся комплексных знаний о родном городе;
  • освоение историко – обществоведческих знаний об окружающем мире, распределенных во времени и пространстве (история улиц, зданий, города, рода);

Развивающие

  • воображение как основы для решения творческих задач;
  • мышление как умение анализировать, сравнивать, обобщать факты; выявлять степень достоверности и вариативности оценки одних и тех же событий в разных исторических источниках;
  • эстетические чувства в ходе знакомства с народными промыслами и фольклорным наследием родного края.

Воспитательные

  • воспитание положительной привычки учащихся в организации собственного досуга на основе реализации деятельностного подхода;
  • воспитание творческой личности в процессе осуществления речевой, трудовой и эстетической деятельности;
  • воспитание бережного отношения к этнокультурному наследию родного края.

Формы проведения занятий:

  • Практические
  • Рассказ педагога и рассказы детей
  • Беседы
  • Дискуссии
  • Встречи с интересными людьми
  • Походы, экскурсии
  • Конкурсы, викторины
  • Составление презентаций Power Point
  • Работа с документами, СМИ, Интернет-ресурсами
  • Исследовательская деятельность
  • Создание стенгазеты «По малой Родине моей»

Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой Родины” - к систематизированному знанию о родном селе.

Прогнозируемые результаты: 

Формирование у детей знания основ народной жизни; воспитание уважения и интереса к истории своей «малой Родины», создание стенгазеты «По малой Родине моей». Приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии.  Ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю. Через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.

Запланированная программа поможет ребятам овладеть краеведческими знаниями, умениями и навыками, шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности народной культуры.

Предполагается, что учащиеся обретут в процессе новых друзей, испытают радость успеха, смогут реализовать свой творческий потенциал в различных видах краеведческой деятельности.

Реализация программы обеспечивает достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

  • формирование целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные результаты:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, условиями её реализации;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами; осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Предметные результаты:

Знать:

  • историю своего имени;
  • что такое семья, обязанности члена семьи;
  • профессии своих родителей;
  • сельские профессии;
  • правила поведения в общественных местах;
  • историю происхождения своего села, района;
  • достопримечательности  края;
  • охраняемые растения и животных;
  • человек является частью природы;

Уметь:

  • соблюдать правила охраны природы;
  • хранить старинные семейные вещи;
  • ориентироваться по карте Марий Эл и находить свой город;
  • наблюдать за изменениями в природе.
  • Работать с первоисточниками, самостоятельно добывать знания
  • Составлять доклады, рефераты
  • Применять полученные знания на практике
  • Самостоятельно провести беседу с населением по записи воспоминаний
  • Практиковаться в умении проводить экскурсии

II.Учебно-тематический план

Название раздела и тем

Количество

часов

Общее

Теор

Практ

1

Введение. Правила техники безопасности на занятиях.

2

2

2

Что такое краеведение: зачем и как изучать свой край.

2

2

3

Археология и краеведение.

2

2

4

Древнейшее прошлое нашего края

2

2

5

Медведевский район на карте Марий Эл. Наши соседи.

4

2

2

6

Карта Медведевского района. Территория, границы,географическое положение.

4

2

2

7

По дорогам родного края.

2

2

8

Наши реки.

4

2

2

9

Топонимы моего края.

2

2

10

Культура и быт народов проживающих в нашем районе.

2

2

11

Районная газета

2

2

12

Экскурсия в редакцию газеты

2

2

13

Музеи Медведевского  района.

2

2

14

Создание презентации о Медведевском  районе

4

4

15

Моя малая родина – деревня Сенькино

2

2

16

История возникновения деревень Сенькинского поселения

2

2

17

Как выглядело наше село в начале своей жизни

2

2

18

Улицы нашего села.

2

2

19

Памятники. Памятные места

4

2

2

20

Храмы района

2

2

21

Экскурсия в храм.

2

2

22

Культурные учреждения

2

2

23

Загадки названий уголков нашего села.

4

2

2

24

Народные промыслы

2

2

25

Богатства нашей земли.

2

2

26

Разнообразие растительного мира. Лекарственные и

опасные растения.

2

2

27

Леса нашего края.

4

2

2

28

Животный мир нашего края

2

2

29

Экология вокруг села.

2

2

30

Климатические особенности.

2

2

31

ОПХ «Головное»

2

2

32

«Хлеб – всему голова». Становление и развитие ОПХ

2

2

33

Колхоз в военные и послевоенные годы.

2

2

34

Создание презентации о деревне Сенькино

4

2

2

35

Школа. История и традиции родной школы.

2

2

36

Выпускники школы – участники боевых действий

2

2

37

Земляки-герои.

2

2

38

«Всем миром». История стройки  школы.

2

2

39

Учителями славится Россия

2

2

40

«Не надо забывать учителей.

2

2

                                                                                    96ч.

4. Основное содержание программы.

Введение. Правила техники безопасности на занятиях Что такое краеведение: зачем и как изучать свой край. Археология и краеведение. Древнейшее прошлое нашего края Медведевский  район на карте Марий Эл. Наши соседи. Карта Медведевского  района. Территория, границы, географическое положение. По дорогам родного края. Наши реки.

Топонимы моего края. Культура и быт народов проживающих в нашем районе. Районная газета Экскурсия в редакцию газеты Музеи Медведевского района. Создание презентации о Медведевском районе Моя малая родина – деревня \сенькино. История возникновения деревень Сенькинского поселения. Как выглядело наше село в начале своей жизни. Улицы нашего села.

Памятники. Памятные места Храмы. Экскурсия в храм. Культурные учреждения Загадки названий уголков нашего села. Народные промыслы.б Богатства нашей земли. Разнообразие растительного мира. Лекарственные и опасные растения. Леса нашего края. Животный мир нашего края Экология вокруг села. Климатические особенности. ОПХ «Головное» «Хлеб – всему голова». Становление и развитие ОПХ. Колхоз в военные и послевоенные годы. Создание презентации о деревне Сенькино Школа. История и традиции родной школы. Выпускники школы – участники боевых действий. «Всем миром». История стройки новой школы. Учителями славится Россия«Не надо забывать учителей». Подведение итогов работы кружка

Список литературы для учителей:

1. А. А. Соловьев. Сернур: страницы прошлого. Йошкар - Ола, 2004.

2. История сел и деревень Республики Марий Эл. Сернурский район.

           Сборник документальных очерков. Йошкар – Ола, 2006.

3. А. Г. Иванов, К. Н. Сануков История марийского народа. Й – Ола, 1999.

4. Г. А. Сепеев История расселения марийцев. Й- Ола, 2006.

5. Г. А. Сепеев Этнография народа мари. Й – Ола, 2004.

5. Г. А. Сепеев Марийские народные праздники. Й – Ола, 2004.

6. Р. А. Бушков. В государстве ромашек.  Йошкар – Ола, 2003.

 

Список литературы для учащихся:

 

1.  Историческое краеведение в школе. – Н.Новгород, НГЦ, 2002. 

2.  Кто есть кто в Марий Эл: Биографический справочник / сост. В.Мочаев.  - Йошкар-Ола,

2002.

3.  ВоронцоваО.П., Галкин И.С. Топонимика Республики Марий Эл. - Йошкар-Ола, 2002. 

4.  Календарные  праздники  и  обряды  марийцев.  Этнографическое  наследие:  Сборник  

материалов. Вып.1. - Йошкар-Ола, 2003. 

5.  Муравьев А.В. Этнографическая мозаика  Республики Марий Эл. - Йошкар-Ола, 2003. 

6.  Акцорин В.А. Прошлое марийского народа в его эпосе. - Саров: Альфа, 2000. 

7.  Китиков А.Е. Марийские народные загадки. Йошкар-Ола, 1973. 

8.  Китиков  А.Е. Марийкие народные приметы: Сборник текстов с предисловием. - 2-е изд.,

испр. и доп. - Йошкар-Ола, 1989. 

9.  Марийские народные сказки /сост.и предисловие В.А.Акцорина. - Йошкар-Ола: Мар. кн.

изд-во, 1984.

10. Товаров-Кошкин  Б.Ф.,  Червонная  С.М.  Художники  Марийской  АССР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность. Программа кружка «Я – исследователь». Программа кружка "Занимательная информатика"

Представлена программа внеурочной деятельности кружка "Я - исследователь".       Программа “Я - исследователь” – интеллектуальной направленности. Она является продолжение...

ПРОГРАММА КРУЖКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « СИНЯЯ ПТИЦА» ( рассчитана на детей 1 классов) Срок реализации программы – 1 год

ПРОГРАММА  КРУЖКАИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ« СИНЯЯ  ПТИЦА»( рассчитана на детей 1 классов)Срок реализации программы – 1 год...

Рабочая программа кружка по программе English Theatre 2014-2015

Методическая разработка по внеурочной деятельности по английскому языку для учащихся первого и третьего годов обучения....

Программа кружка по внеурочной деятельности"Книголюбы" 1 класс на основе программы Л. А. Ефросининой «В мире книг» и дополнительного модуля программы Е. А. Найденовой курса "Литература народов России"

Рабочая программа кружка "Книголюбы" для 1 классов составлена на основе программы Л. А. Ефросининой «В мире книг» (Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — ...

Рабочая программа кружка «Занимательная математика» (обще-интеллектуальной направленности) 4-5 класс. Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результатыУ обучающегося будут сформированы:- учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной ...