Главные вкладки

    Программа кружка "Первые исследования"
    методическая разработка

    Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с больши интересом участвуют различных исследовательских делах. Исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслитьи делать самостоятельные умозаключения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon pervye_issledovaniya.doc73.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Рабочая программа

    «Первые исследования»

    Пояснительная записка

    Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения. 

    Итогом исследовательской работы и главным этапом обучения юного исследователя является выступление в научно – практических конференциях (школьных, районных, республиканских).

    Цель программы:

    • приобщить младших школьников к исследовательской деятельности и создать для них условия, способствующие развитию их исследовательских умений;
    • стимулировать развитие интеллектуально – творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения

    Задачи программы:

    • обучение проведению учебных исследований младших школьников; 
    • развитие творческой активности детей; 
    • стимулирование интереса к наукам; 
    • ознакомление с научной картиной мира; 
    • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс. 

    Возраст детей, участвующих в реализации данной общеобразовательной программы: 8 – 10 лет.

    Сроки реализации программы: 1 год (2-4 классы)

    Данная программа рассчитана на 34 часа. Продолжительность занятий – 40 – 45 мин.

    Формы занятий:

    • по количеству детей, участвующих в занятии: преимущественно коллективная, групповая, индивидуальная;
    • по особенностям коммуникативного взаимодействия: тренинг, практикум, семинар, экскурсия, конференция;
    • по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

    Ожидаемые результаты:

    • обучение навыкам исследования и умению задавать вопросы;
    • развитие навыков общения при групповой работе и во время анкетирования (интервьюирования) людей;
    • умение использовать различные методы организации и планирования своей деятельности;
    • умение вести регулярные записи в дневниках проектов;
    • выработка умения работать с источниками информации;
    • умение использовать в своей работе вновь приобретённые знания и навыки;
    • умение работать над проектом индивидуально, самостоятельно;
    • умение правильно представить свою исследовательскую работу;
    • укрепление навыков публичного выступления, умение представлять работу и отвечать на вопросы;
    • развитие творческого мышления, кругозора, уверенности в себе и организованности.


    Тематическое планирование

    Тема занятия

    Кол-во часов

    Виды практической деятельности

    Введение. Что такое исследование.

    Кто такой исследователь? Разбиение на группы.

    2

    Исследование, исследователь. Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир.

    Обсуждение готовых проектов. Знакомство с этапами исследовательской работы. Выбор темы, постановка цели и задач. Выбор путей решения. Составление плана работы.

    2

    Выбор темы. Цель и задачи. Пути решения. Гипотеза исследования. Наблюдение. Эксперимент. Опыт. Обмен мнениями. Выбор темы исследовательской работы.  Обоснование выбранной темы. План работы. Распределение обязанностей. Выбор путей решения.

    Экскурсия в  школьную библиотеку. Работа с каталогами.

    Работа в школьной библиотеке с различными источниками информации.

    2

    Отбор и анализ литературы по выбранной теме. Источники получения информации: картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними. Особенности чтения научно- популярной  и методической литературы. Чтение - просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала. Распределение ролей в группе.

    Составления анкет, опросников, интервью. Обобщение анкет и результатов опроса. Составление таблицы.

    2

    Обработка анкет. Оформление результатов анкетирования. Таблицы, схемы, чертежи. Правила проведения опроса, интервьюирования. Поиск объектов для опроса. Интервьюирование.

    Знакомство с Интернетом. Поиск информации.

    2

    Правила работы в Интернете

    Игра «Юный исследователь».

    1

    Проверка знаний этапов исследовательской работы, источников информации.

    Эксперимент и диагностика.  Проведение эксперимента, диагностики по выбранной теме.

    2

    Поиск ответов на поставленные вопросы. Эксперименты. Анкетирование. Диагностика.

    Экскурсия в школьный музей «Моя малая Родина»

    1

    Консультация для родителей

    2

    Отчёт по собранному материалу.

    2

    Обработка информации. Оформление информации.

    Предварительное прослушивание выводов и итогов по исследованию.

    Обобщение материала.  Правила оформления библиографического материала.

    2

    Логическое построение текстового материала в работе. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения. Объем исследовательской работы. Эстетическое оформление. Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности.

    Оформление работы на компьютере.

    4

    Правила работы за  компьютером.

    Требования к оформлению работы.

    2

    Оформление титульного листа. Оформление страниц “Введение”, “Содержание Оформление титульного листа. Оформление страниц “Введение”, “Содержание”, “Используемая литература”. Выводы и оформление “Заключения”.

    Подготовка текста защиты проекта.

    3

    Составление текста защиты проекта. Тезисы. Конспект выступления. Особенности и приемы конспектирования. Продукт проектной деятельности. Индивидуальное и групповое выступление.

    Подготовка презентации.

    2

    Правила подготовки презентации. Приёмы презентации результатов исследовательской деятельности.

    Защита проекта. Выступление перед учащимися начальной школы.

    2

    Школьная научно-практическая конференция «Шаг в науку».

    Сдача исследовательской работы. Рефлексия.

    1

    Сдача исследовательской работы.

    Итого

    34 ч.

    Примерные темы для исследования:

    3 класс

    1. Село мое родное
    2. Лук от семи недуг
    3. Виртуальная экскурсия по нашему селу
    4. История Сартуул - Гэгэтуйского дацана
    5. История сельского клуба

    4 класс

    1. Поделки из  СД-дисков или вторая жизнь ненужным вещам
    2. Дангины и Гэсэры села Гэгэтуй
    3. Мой дед – участник  ВОВ
    4. История колхоза имени В.И.Ленина
    5. Знаменитые люди села
    6. Забытые профессии моего села

    Литература

    Для учителя:

    1. Громыко Ю.В. Исследование и проектирование в образовании (Текст)// Школьные технологии. – 2005. - №2. –с.66-69.
    2. Дереклеева Н. И. Научно-исследовательская работа в школе (Текст)/ Н. И. Дереклеева. – М.: Вербум-М, 2001.
    3. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты / авт.- сост. В. Ф. Феоктистова. – Волгоград: Учитель, 2011.
    4. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания (Текст)/ А. И. Савенков. – Ярославль: Академия развития; Академия Холдинг, 2002.

    Для обучающихся:

    1. Атлас чудес света. Выдающиеся архитектурные сооружения и памятники всех времён и народов. – М.: Терра, 1998.
    2.  Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2010.
    3.  Савенков А.И. Я – исследователь. Учебник – тетрадь для младших школьников. Изд. «Учебная литература», 2004.
    4.  Плешаков А.А., Окружающий мир: Учебник. – М: Академкнига/ Учебник. 2010.

    Средства обучения

    1. Слайд – презентации по разным темам.

    Электронные ресурсы:

    1. festival.1september.ru
    2. http://pedsovet.org
    3. http://www.solhet.ee


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья"Исследование текста на уроках русского языка как одно из видов исследования в начальной школе"

    В данной статье предлагается примерное исследование текстов на уроках русского языка в 4 классе  по теме  «Подвиги детей в годы Великой Отечественной войны(1941-1945)»...

    Программа педагогического исследования.

    Педагогическое исследование по теме: «Развитие творческой активности младших школьников средствами игровой технологии»....

    Упражнения по методике проведения самостоятельных исследований (коллективная игра-исследование).

    Исследовательская деятельность является наиболее эффективным средством, обеспечивающим развитие мотивации учащихся и формирование универсальных учебных действий....

    Занятие-исследование на тему: "Исследование почвы"

    Данный материал содержит разработку занятия по внеурочной деятельности  и самоанализ занятия по теме "Исследование почвы". В ходе проведения опытов используется мобильный класс....

    Программа мониторинговых исследований уровня воспитанности детей в группе продлённого дня

    Согласно перечню функциональных обязанностей воспитатели выполняют диагностическую функцию, по которой определяется исходный уровень, и постоянно отмечаются изменения воспитанности учеников. Эта функц...

    Программа социологического исследования на тему: «Интернет - зависимость студентов»

    Программа социологического исследования на тему: «Интернет - зависимость студентов»...