Программа кружка "Первые исследования"
методическая разработка

Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с больши интересом участвуют различных исследовательских делах. Исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслитьи делать самостоятельные умозаключения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pervye_issledovaniya.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

«Первые исследования»

Пояснительная записка

Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения. 

Итогом исследовательской работы и главным этапом обучения юного исследователя является выступление в научно – практических конференциях (школьных, районных, республиканских).

Цель программы:

  • приобщить младших школьников к исследовательской деятельности и создать для них условия, способствующие развитию их исследовательских умений;
  • стимулировать развитие интеллектуально – творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения

Задачи программы:

  • обучение проведению учебных исследований младших школьников; 
  • развитие творческой активности детей; 
  • стимулирование интереса к наукам; 
  • ознакомление с научной картиной мира; 
  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс. 

Возраст детей, участвующих в реализации данной общеобразовательной программы: 8 – 10 лет.

Сроки реализации программы: 1 год (2-4 классы)

Данная программа рассчитана на 34 часа. Продолжительность занятий – 40 – 45 мин.

Формы занятий:

  • по количеству детей, участвующих в занятии: преимущественно коллективная, групповая, индивидуальная;
  • по особенностям коммуникативного взаимодействия: тренинг, практикум, семинар, экскурсия, конференция;
  • по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

Ожидаемые результаты:

  • обучение навыкам исследования и умению задавать вопросы;
  • развитие навыков общения при групповой работе и во время анкетирования (интервьюирования) людей;
  • умение использовать различные методы организации и планирования своей деятельности;
  • умение вести регулярные записи в дневниках проектов;
  • выработка умения работать с источниками информации;
  • умение использовать в своей работе вновь приобретённые знания и навыки;
  • умение работать над проектом индивидуально, самостоятельно;
  • умение правильно представить свою исследовательскую работу;
  • укрепление навыков публичного выступления, умение представлять работу и отвечать на вопросы;
  • развитие творческого мышления, кругозора, уверенности в себе и организованности.


Тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во часов

Виды практической деятельности

Введение. Что такое исследование.

Кто такой исследователь? Разбиение на группы.

2

Исследование, исследователь. Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир.

Обсуждение готовых проектов. Знакомство с этапами исследовательской работы. Выбор темы, постановка цели и задач. Выбор путей решения. Составление плана работы.

2

Выбор темы. Цель и задачи. Пути решения. Гипотеза исследования. Наблюдение. Эксперимент. Опыт. Обмен мнениями. Выбор темы исследовательской работы.  Обоснование выбранной темы. План работы. Распределение обязанностей. Выбор путей решения.

Экскурсия в  школьную библиотеку. Работа с каталогами.

Работа в школьной библиотеке с различными источниками информации.

2

Отбор и анализ литературы по выбранной теме. Источники получения информации: картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними. Особенности чтения научно- популярной  и методической литературы. Чтение - просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала. Распределение ролей в группе.

Составления анкет, опросников, интервью. Обобщение анкет и результатов опроса. Составление таблицы.

2

Обработка анкет. Оформление результатов анкетирования. Таблицы, схемы, чертежи. Правила проведения опроса, интервьюирования. Поиск объектов для опроса. Интервьюирование.

Знакомство с Интернетом. Поиск информации.

2

Правила работы в Интернете

Игра «Юный исследователь».

1

Проверка знаний этапов исследовательской работы, источников информации.

Эксперимент и диагностика.  Проведение эксперимента, диагностики по выбранной теме.

2

Поиск ответов на поставленные вопросы. Эксперименты. Анкетирование. Диагностика.

Экскурсия в школьный музей «Моя малая Родина»

1

Консультация для родителей

2

Отчёт по собранному материалу.

2

Обработка информации. Оформление информации.

Предварительное прослушивание выводов и итогов по исследованию.

Обобщение материала.  Правила оформления библиографического материала.

2

Логическое построение текстового материала в работе. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения. Объем исследовательской работы. Эстетическое оформление. Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности.

Оформление работы на компьютере.

4

Правила работы за  компьютером.

Требования к оформлению работы.

2

Оформление титульного листа. Оформление страниц “Введение”, “Содержание Оформление титульного листа. Оформление страниц “Введение”, “Содержание”, “Используемая литература”. Выводы и оформление “Заключения”.

Подготовка текста защиты проекта.

3

Составление текста защиты проекта. Тезисы. Конспект выступления. Особенности и приемы конспектирования. Продукт проектной деятельности. Индивидуальное и групповое выступление.

Подготовка презентации.

2

Правила подготовки презентации. Приёмы презентации результатов исследовательской деятельности.

Защита проекта. Выступление перед учащимися начальной школы.

2

Школьная научно-практическая конференция «Шаг в науку».

Сдача исследовательской работы. Рефлексия.

1

Сдача исследовательской работы.

Итого

34 ч.

Примерные темы для исследования:

3 класс

  1. Село мое родное
  2. Лук от семи недуг
  3. Виртуальная экскурсия по нашему селу
  4. История Сартуул - Гэгэтуйского дацана
  5. История сельского клуба

4 класс

  1. Поделки из  СД-дисков или вторая жизнь ненужным вещам
  2. Дангины и Гэсэры села Гэгэтуй
  3. Мой дед – участник  ВОВ
  4. История колхоза имени В.И.Ленина
  5. Знаменитые люди села
  6. Забытые профессии моего села

Литература

Для учителя:

  1. Громыко Ю.В. Исследование и проектирование в образовании (Текст)// Школьные технологии. – 2005. - №2. –с.66-69.
  2. Дереклеева Н. И. Научно-исследовательская работа в школе (Текст)/ Н. И. Дереклеева. – М.: Вербум-М, 2001.
  3. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты / авт.- сост. В. Ф. Феоктистова. – Волгоград: Учитель, 2011.
  4. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания (Текст)/ А. И. Савенков. – Ярославль: Академия развития; Академия Холдинг, 2002.

Для обучающихся:

  1. Атлас чудес света. Выдающиеся архитектурные сооружения и памятники всех времён и народов. – М.: Терра, 1998.
  2.  Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2010.
  3.  Савенков А.И. Я – исследователь. Учебник – тетрадь для младших школьников. Изд. «Учебная литература», 2004.
  4.  Плешаков А.А., Окружающий мир: Учебник. – М: Академкнига/ Учебник. 2010.

Средства обучения

  1. Слайд – презентации по разным темам.

Электронные ресурсы:

  1. festival.1september.ru
  2. http://pedsovet.org
  3. http://www.solhet.ee


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья"Исследование текста на уроках русского языка как одно из видов исследования в начальной школе"

В данной статье предлагается примерное исследование текстов на уроках русского языка в 4 классе  по теме  «Подвиги детей в годы Великой Отечественной войны(1941-1945)»...

Программа педагогического исследования.

Педагогическое исследование по теме: «Развитие творческой активности младших школьников средствами игровой технологии»....

Программа мониторинговых исследований уровня воспитанности детей в группе продлённого дня

Согласно перечню функциональных обязанностей воспитатели выполняют диагностическую функцию, по которой определяется исходный уровень, и постоянно отмечаются изменения воспитанности учеников. Эта функц...

Программа социологического исследования на тему: «Интернет - зависимость студентов»

Программа социологического исследования на тему: «Интернет - зависимость студентов»...

Программа педагогического исследования.

Даннаый материал можно с уверенностью назвать пособием для учителя, готового к личной  исследовательской работе. Прописаны все основные этапы, ключевые моменты, на которые стоит обратить внимание...

Программа практического исследования на тему «Современные подходы к анализу художественных произведений на уроках литературного чтения»

В данном документе представлена программа практической части выпускной квалификационной работы на тему:«Современные подходы к анализу художественных произведений на уроках литературного чтения...