Интеллектуальная игра "Хочу все знать" (4 класс)
план-конспект занятия (4 класс)

Булькова Ирина Семеновна

    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualnaya_igra_dlya_uchashchihsya_4.docx40.61 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра для учащихся 4-х классов

«Хочу всё знать».

Задачи:

  1. Формирование приемов умственных действий.
  2. Развитие образного и логического мышления.
  3. Развитие вариативности мышления, творческих способностей, воображения и конструктивных умений.
  4. Развитие речи.
  5. Формирование умений обдумывать и планировать действия, осуществлять решения.

                                                          Ход игры:

Дети под музыку читают стихи.                          

  1. Мы весёлые ребята,

И не любим мы скучать.

С удовольствием сегодня

Будем в интеллектуальную игру играть.

  1. Отвечать мы будем дружно,

И в том сомненья нет.

Сегодня будет дружба

Владычицей побед.

  1. И пусть сильней кипит борьба,

Острей соревнованье.

Ведёт к победе не судьба,

А только наши знанья.

4.   И, соревнуясь вместе с вами,

      Мы остаёмся все друзьями.

      Пусть борьба кипит сильней

      И наша дружба крепнет с ней!

5.   Орешек знаний твёрд,

      Но расколоть его сумеем

      В интеллектуальной игре

      «Хочу всё знать»!

Учитель: Добрый день уважаемые гости и ребята! Мы вас приветствуем на интеллектуально-развлекательной игре  «Хочу все знать». Это игра, в которой примут участие 2 команды, которые будут соревноваться в остроумии, эрудиции, умении быть сплоченными и внимательными.  

Представляем  вам  команды  участников:  

- команда  «Почемучки»

- команда  «Умники и умницы».

Поприветствуем наши команды.

Оценивать наших участников будет жюри:

    - Так, что же дорогие участники  мы  с вами должны взять в дорогу? (Ум, разум, сноровку, дружбу)

ЧТЕНИЕ

         Чтение – прекрасный урок.

         Много полезного в каждой из строк,

         Будь это стих или рассказ,

         Вы учите их, они учат вас.

Вопросы для I тура по литературному чтению.

1. Назовите произведение и автора.

Представляются иллюстрации из книги Кира Булычева «Приключения Алисы»

Представляются иллюстрации из книги Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

2. Вспомните и назовите сказки, где есть действующее лицо медведь.

  • Машенька и медведь
  • Три медведя
  • Колобок
  • Мужик и медведь
  • Алан Александр Милн «Винни-Пух» и др.

3. По названию-антониму угадайте истинное название сказки.

Например: «Мышь в лаптях» - «Кот в сапогах».

  • «Проснувшееся чудовище».
  • «Чернушка и семь великанов».
  • «Домашние гуси».
  • «Старые штаны королевы».

Блиц-турнир

Для 1 команды

1. Пудель Мальвины (Артемон)

2. Песик Элли (Тотошка)

3. Что такое фольклор? (устное народное творчество)

4. Кому принадлежат эти слова «Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь»? (Маленький принц)

5. Пантера из сказки «Маугли» (Багира)

6. «Слепой» кот из сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (Базилио)

7. Крошечная девочка, выросшая из ячменного зернышка (Дюймовочка)

8. В какое животное превращается брат Аленушки? (Козлёнок)

9. Из какого материала сделан стойкий солдатик? (Олово)

Для 2 команды

1. У Алёнушки – сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят. (Гуси-лебеди)
2.
 Как звали тигра из книги Киплинга  Маугли? (Шер-Хан)

3. Кот из деревни Простоквашино (Матроскин)

4. Как звали девочку, попавшую в Изумрудный город? (Элли)

5. Герою какого произведения принадлежат слова «Ты всегда в ответе за всех, кого приручил»? (Маленький принц)

6. Произведения устной поэзии о русских   богатырях и народных героях (Былины)

7. Как звали князя в «Сказке о царе Салтане» Пушкина? (Гвидон)

8. Кто автор сказки «Красная Шапочка»? (Шарль Перро)

9. Как называлась группа, в которой пели кот, пес, осёл и петух? (Бременские музыканты)

РУССКИЙ ЯЗЫК

            Грамматика, грамматика –

            Наука очень строгая.

            Учебник по грамматике

            Всегда берешь с тревогой ты

            Она трудна, но без нее

            Плохое было бы житье.

            Знать ты должен падежи,

            Знаки препинания.

            Выше голову держи

            В час запоминания.

Вопросы для II тура по русскому языку.

  1. Составьте из данных слов одно  предложение, используя как можно больше слов (форму слов менять нельзя)

День, над, густой, серый, клубился, озером, сырой, круглым, в, молочный, ненастный, непроглядный, этот, туман.

  1. Поставьте данные имена существительные в родительный падеж:                                             

Помидоры, апельсины, туфли, носки, чулки, уши

  1. Добавить недостающее слово – название животного.

  1.   Голоден как…(волк)
     Труслив как…(заяц)
     Колючий как…(еж)
     Надут как…(индюк)
     Болтлив как…(сорока)

  1. Хитер как…(лиса)
     Здоров как…(бык)
     Изворотлив как…(уж)
     Нем как…(рыба)
     Упрям как…(осел)

  1. В каких словах по 100 согласных?

5. Соедини стрелками.

1.Волков бояться                        чье мясо съела
   Нет дыма                                 в лес не ходить
   Куй железо                               и рак рыба
   На безрыбье                              пока горячо
   Знает кошка                             без огня

2.Старый друг                              тот против нас
 Что посеешь                             лучше новых двух
 Снявши голову                           пригодиться воды напиться
 Не плюй в колодец                     по волосам не плачут
 Кто не с нами                            то и пожнешь

      Блиц-турнир

1, 2 команды
1. Слова состоят из звуков?   (да)
2. Звуки мы можем увидеть?  (нет)
3. Звуки мы слышим и произносим?   (да)
4. Буквы нужны, чтобы записывать звуки?   (да)
5. Гласные бывают твердые и мягкие?   (нет)
6. Некоторые согласные звучат звонко, а некоторые глухо?  (да)
7. Ударный гласный слышится ясно?   (да)
8. Парные согласные на конце слова надо проверять?  (да)

9. В русском языке 8 падежей? (нет)

10.У существительных три типа склонения? (да)

11. Мягкий знак после шипящих пишется у существительных мужского рода? (нет)

12. В русском алфавите 34 буквы? (нет)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

  Учат нас любить свой край и наблюдать природу

  Как всех зверей оберегать, беречь и лес и воду,

  Обо всем мы говорим: о грибах и о цветах

  О березке и осине, о полях и о лучах.

Вопросы для III тура по окружающему миру.

  1. Палец в рот не клади.

Посочувствуй мне, дружок, у меня вырвали зуб, и во рту навсегда поселилась дырка. Что?

У тебя тоже дырки во рту? Но тебе лучше. Это выпали молочные зубы, и скоро на их месте вырастут новые - крепкие, надежные, если ты будешь за ними правильно ухаживать.

Лучше всего акулам. У них зубов видимо-невидимо: несколько рядов по всей пасти. Причем эти зубы все время немного двигаются - ползут вперед. Когда передние зубы у хищника стираются, глядь, они уже подползли к краю рта и могут спокойно выпадать, а на их месте выползает новенький острющий "частокол".

У некоторых рыб и морских животных зубы не во рту, а гораздо глубже. Это для того, чтобы попавшая туда живая добыча не ускользнула. А у кого же зубов больше всех?

Варианты ответов: у курицы, у слона, у садовой улитки.

Игроки называют ответ.

-Слушаем правильный ответ. Разнообразны выдумки матушки-природы. Вот у курицы нет ни одного зуба. Но она нашла выход: стала глотать мелкие камешки - они у нее прямо в желудке зернышки перетирают.

Мало повезло и симпатичному слону. У него всего по паре зубов на верхней и нижней челюстях. Правда, есть еще пять пар запасных. Одна сотрется, вырастает следующая.

А вот самая зубастая — это садовая улитка. На ее языке 135 рядов по 105 зубов в каждом ряду, то есть 14 175 зубов. Это вам не ваши 32 зуба, которые нужно оберегать и не подвергать опасностям.

  1. Притворяшки.

Многие из вас знают, что есть животные, которые в минуту опасности могут притвориться мертвыми или поменять цвет и тем самым сделаться незаметными.

Многие пернатые, чтобы спасти свое потомство, притворяются хромыми, ранеными, беспомощными и уводят хищника подальше от гнезда, а потом  взлетают как ни в чем не бывало. А вот маленький  хитрый  зверек опоссум (вроде енота), как только встретится с противником сильнее себя, сразу притворится умирающим.  И не он один такой в животном мире...Кто же из данных животных притворяется в минуту опасности умирающим?

Варианты ответов: заяц, волк, жук, тигр.

- Слушаем правильный ответ.

Да, каждый спасается сам и спасает своих детенышей как может. Зайцу помогают быстрые ноги, грызун скроется в своих подземных лабиринтах; тигры и волки не только не станут притворяться, но даже вступят в борьбу. А вот жук сразу упадет на спинку, сложит лапки и не будет шевелиться. Вот такой он притворяшка.

3. Зверозоология.

Блиц. (Один игрок)

Хитрое заданье это:

Дан вопрос и три ответа.

 Поразмысли - не спеши,

 Верный ты ответ найди!

1.        Зачем слону слюни?

 а)  плеваться, как верблюд

 б) для защиты от мух

 в) для охлаждения тела

2.        Для чего дельфины плачут?
а)
для защиты глаз

 б) чтобы вызвать жалость

 в)  для нервной разрядки

МАТЕМАТИКА – ЦАРИЦА ВСЕХ НАУК.

            И прекрасна и сильна

            Математика – страна,

            Здесь везде кипит работа,

            Все подсчитывают что-то.

            Сколько дома угля надо,

             А детишкам – шоколада.

             Сколько звезд на небесах

             И веснушек на носах.

Вопросы для IV тура по математике.

Задача № 1.

  • Собираясь на работу, папа положил в свой портфель бумаги, общий вес которых 2 кг 800 г. Сам папин портфель весит 200 г. Сколько килограммов принесёт папа на работу, если, хотя ему это неизвестно, его двухлетняя дочка Маша положила в портфель ещё и утюг, который весит  9 кг.

Задача № 2.

  • 3 барана влюбились в одну и туже овцу. 1 баран признавался в любви 2 ч 40 мин, второй – 3 ч 20 мин, а третий говорил о своих чувствах  4 часа. Сколько часов слушала влюблённых баранов счастливая овца?

3. Разместите три кружка у сторон прямоугольника так, чтобы у каждой стороны было по одному кружку.

4. Сложите из шести палочек и пластилина четыре треугольника.

Для решения этой задачи детям предлагается пластилин и палочки.

Конкурс капитанов

1. Действие, обратное умножению. (деление)

2. Знак, показывающий отсутствие единиц какого-либо разряда. (ноль)

3. Название знака действия при сложении. (плюс)

4. Наименьшее однозначное число. (1)

5. Наименьшая единица времени. (секунда)

6. Сумма длин всех сторон. (периметр)

7. Фигура, ограниченная окружностью. (круг)

8. Формула, по которой находится площадь прямоугольника. (S= a*b)

9.Самая крупная единица измерения длины. (километр)

Пауза: игровая.  ДА или НЕТ?

В этот час, веселый час,

Вы должны мне дать ответ:

Правда это или нет?

Говорите «да» иль «нет»,

Будем слушать ваш ответ.

Вот правдивые слова:

Хоть улитка и мала,

Целый домик унесла.

 Отвечайте, правда?  (Да)

Любит кошка на обед

Виноград и винегрет.

Мой правдивый ли ответ?

 Отвечайте, дети!  (Нет)

Лапой хвать, зубами шелк!

Хищник - тигр, хищник - волк.

Вот правдивые слова.

Отвечайте, правда?    (Да)

Закудахтал пес Барбос,

 Он в гнезде яичко снес.

Это правда или нет?

Отвечайте быстро!            (Нет)

Лебедь плавает в пруду,

А сова живет в лесу,

И березка вся бела.

Отвечайте, правда?           (Да)

Ночью в дождик, как пастух,

Вывел кур гулять петух.

 Это знает целый свет,

Правда это или нет?             (Нет)

Верно, дети! Молодцы! Вам в награду аплодисменты.

Подведение итогов.

На свете вопросов еще очень  много

Учитель и школа придут на  подмогу.

        Знание, книги и интернет

 Помогут найти нам нужный ответ.

 Таких любознательных почемучек, умниц и умников

 Всех – всех сосчитать не хватило нам ручек.

Все вместе: 

Девиз наш по жизни хотим вам назвать: «ХОТИМ ВСЁ ЗНАТЬ!!!»

 Итоги подводит жюри.

Награждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для проведения интеллектуального марафона в начальных классах.

Интеллектуальный марафон. 3 класс.Подготовила Сорокина Людмила Васильевна,учитель начальных классов, МОБУ СОШ № 21г. Белорецк.В представленных материалах тематически охвачены  основные дисциплины...

Интеллектуальный марафон в начальных классах

Данный материал содержит занимательные вопросы по математике, русскому языку., литературному чтению и окружающему миру для учеников 1- 4 классов....

Разработка интеллектуальной игры для 3 классов

Данная интелектуальная игра была прведена между командами 3 классов  в период "Недели русского языка"...

Интеллектуальный марафон для 3 классов

В нашей школе в этом году проходил интеллектуальный марафон для 3 классов. Дети с большим интересом участвовали в нем....

Интеллектуальная игра для 4 класса "Хочу все знать".

Мероприятие помогает формировать и развивать познавательный интерес учащихся, активизирует мыслительную деятельность, воспитывает чувство коллективизма, учит работать сообща. Материал содержит игры и ...