разработка занятия по шахматам
план-конспект занятия (2 класс)

Ухинова Софья Базаровна

Тема: основные принципы дебюта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvernutyy_plan_konspekt_uroka_po_shahmatam.docx40.29 КБ

Предварительный просмотр:

Развернутый конспект занятия по шахматному кружку «Белая ладья».

Шахматное занятие подготовила: Ухинова Софья Базаровна, педагог дополнительного образования МБОУ «Баргузинская сош».

Тема: Основные принципы игры в начале партии.

Тип занятия: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Цели и задачи:

Образовательные: ознакомить детей основным принципам игры в дебюте. 

Воспитательные: воспитание чувства личной ответственности за самостоятельно принятое решение, вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах, получение навыков общения детей в команде, способность к соперничеству.

Развивающие: развивать аналитико-синтетическую деятельность, учить обобщать, сравнивать, предвидеть результаты своей деятельности.

Формирование УУД:

Личностные действия: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, развитие  логического, тактического и стратегического и творческого мышления учащихся.

Регулятивные действия: способность определять и формулировать цель деятельности  с помощью руководителя, работать по предложенному руководителем плану, умение высказывать своё предположение  на основе примерных игровых шахматных ситуаций.

Познавательные действия: умение давать анализ своих действий во время игры в шахматы, делать выводы в результате игры, формирование  понятия  об игровых возможностях шахматных фигур, нахождение выигрышных ходов.

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, разрешение конфликтов,  управление поведением партнера, работа в команде, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, мультимедийная презентация, демонстрационная шахматная доска с магнитными фигурами, головные уборы с изображением шахматных фигур, раздаточный материал. Учебник Шахматы в школе. Второй год обучения. Прудникова Е.А., Волкова Е.И., рабочая тетрадь. Презентация к уроку.

Продолжительность мероприятия

40 минут.

Этап урока

Действия учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Организационный момент

-Ребята, уважаемые гости, рада приветствовать всех. Желаю всем  доброго дня и интересного занятия. (слайд №2)

Эмоциональный настрой  к познавательной деятельности.

Планирование учебного сотрудничества.

  1. Актуализация знаний

Отгадайте загадки.

Он в начале боя — трусоват, Чуть что — и сразу рокировка.
А под конец и он — солдат, воюет не спеша, но ловко (король) Покажите на доске, где эта фигура

Она тяжелая фигура, Слишком тонкая натура.
Он самый сильный  и быстрый, стал он шахматным министром. 

( ферзь)

Как танк могучий и стальной, она несётся по прямой,
Любые ей доступны дали на вертикали, диагонали (ладья)

Цвета меняет, как перчатки, на каждом на своём ходу (конь)

Они мечтают дослужиться до ферзя (пешки)

Дальнобойные они, белопольный, чернопольный, в связке нет его прикольней,  зовут его фигурой легкой (слон)

Отгадайте ребус. Слайд 3

Слушание

Аудирование

Способность определять и формулировать цель деятельности  с помощью руководителя, прогнозировать тему урока.

  1. Включение в  деятельность

- Готовы к перевоплощению?      

-Наденьте волшебные головные уборы, которые лежат перед вами! Посмотрите, в шахматную фигуру  вы превратились.

 

Диалог.

Учащиеся действуют по инструкции.

Способность работать по предложенному руководителем плану.

  1. Мотивация к деятельности

(инсценировка)

-Волшебство случилось, вот и вы сами шахматные фигуры. Слово Белому Королю:

Белый король:

Я белый король, моя армия первая идет в бой.

Черный король: А я черный король, посмотрим, кто сильней.

Так что, Белый, все еще впереди!

-Уважаемые короли, прошу, не ссорьтесь! Только честный поединок покажет, кто из вас  сильнейший воевода. Займите свои почетные места за партой.

Просмотр мини - инсценировки.

В роли черного и белого королей выступают  2 мальчика.

Развитие  творческого мышления учащихся.

  1. Постановка задачи и определение темы занятия

 -В шахматном  королевстве  есть свои чудеса, свои секреты. Как в любой стране,  здесь бывает утро, день, вечер. Наше утро называется французским словом «дебют» - это начало  шахматной партии. Потом наступает день, или, как скажут немцы, миттельшпиль «середина игры». Ну а как стемнеет, наступит вечер - эндшпиль, что означает «конец игры».

Ребята, утром, как только вы встаете, что делаете? Это правило поведения, режим дня. И в шахматах тоже есть, как в жизни,  правила игры в дебюте, основные принципы игры. Об этом мы сегодня поговорим.

(слайд №4)   Карточки со словами Дебют, миттельшпиль, эндшпиль повесить на стене.

Аудирование. Подготовка к работе.

Постановка  проблемы.

  1. Работа по теме занятия (построение проекта  выхода из затруднения)

1. Шахматная доска

-Шахматное сражение происходит на шахматной доске. Но перед игрой что вы должны правильно сделать? (правильно расположить доску)

Вопрос : как? (слайд №5)

Вопрос : о чем идет речь?

64 близнеца

На два лица:

Половина белых,

Половина чёрных. (слайд №5) (на время выключить интерактивную доску)

-Молодцы, в ваше владение переходит вот эта демонстрационная шахматная доска, на которой будет виден исход сражения.

(на шахматной доске нет фигур и пешек)

                            2. Расположение фигур

задание: правильно расставить фигуры на своих досках. Кто быстрее это сделает. На демонстрационной доске 2 короля располагают свои войска.

 Помни! Фигуры надо доставать аккуратно и ставить, а не высыпать на стол! Иначе они все быстро сломаются или потеряются.

Взаимопроверка:

-Конкурс завершен, давайте проверим, справились ли короли с заданием, прочитаем хором стихотворение, которое помогает нам правильно расставить фигуры:

Я смотрю на первый ряд,

По краям ладьи стоят.

Рядом вижу я коней,

Нет фигуры их хитрей.

Меж коней заключены

Наши славные слоны.

И еще два поля есть,

А на них король и ферзь.

А теперь без спешки

Идут на место пешки.

-Какое правило существует, чтобы не перепутать места короля и ферзя?  (ферзь любит свой цвет) 

Работа с интерактивной доской 

Теперь посмотрим на поле боя. Чтобы легче было командовать, поделим доску. Первые четыре горизонтали – территория белых, остальные четыре – владения чёрных. По левую сторону от белого ферзя будет ФЕРЗЕВЫЙ ФЛАНГ, по правую от короля – КОРОЛЕВСКИЙ

ФЛАНГ.
Поля d4, d5, е4, е5 – назовём ЦЕНТРОМ

Слайд № 6

Центр можно сравнить с высотой. Кто владеет высотой – у того огромное преимущество. Стремись своими фигурами в самом начале партии занять центр! Оттуда твоим фигурам будет удобно смотреть во все стороны. Они смогут и начать атаку и прийти королю на помощь. Слайд №7

Сделать такую доску с высотой

Чёрные своим первым ходом:
Заявили о согласии вести военные действия.

Также захватили одно из центральных полей, осуществили контроль над полями d4 и f4, открыли дорогу своим слону и ферзю. Препятствуют вторжению белых. Слайд№8 Одновременно учитель  показывает  на демонстрационной доске и записывает ходы на доске.
Белые своим вторым ходом:
Вывели в бой коня.

Конь напал на пешку противника. Давно известно, что лучшая защита – нападение.

Конь осуществляет контроль над центральными полями d4, e5.

Препятствуют выводу ферзя на поля g5, h4.

В будущем конь может помочь своей пешке d2 побороться за центральное поле d4. Слайд№8

В нашей партии сделано шесть ходов. За это время и белые и чёрные вывели все свои лёгкие фигуры. Заметь, что кони повернули свои морды к центру, а слоны связали коней.(показать, как связали).  Все фигуры удачно расположены вокруг шахматного центра, все защищены и готовы вести наступательные действия.

Слайд№ 9

Решение шахматных задач.

-Крайнее белое поле должно находиться с правой стороны

-Шахматное поле

Учащиеся выполняют задание: на скорость расставляют шахматные фигуры на  своих  и демонстрационных досках.

Все учащиеся проверяют выполненное у доски детьми задание, учитель читает стихи, дети проверяют расположение фигур на своих досках.

дети повторяют на своих досках

Определение цели выполнения заданий на уроке под руководством учителя, работа в коллективе, постановка и решение проблемы, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, умение высказывать своё предположение  на основе примерных игровых шахматных ситуаций.

  1. Динамическая пауза

-А сейчас, устав изрядно,
Оба войска захотели поразмяться.

 Игра: встаньте как на шахматной доске в начале партии

( нарисовать на квадратной листе шахматную доску)

Выполняют задания учителя.

Умение работать по предложенному руководителем плану

  1. Продолжение работы по теме занятия

Работа в рабочих тетрадях: разыграй описанную ниже партию и ответь на вопросы:1.Почему черные не успели развить фигуры?

2. Какие ходы черных ошибочны? Проанализируй с помощью шахматной нотации ! – хороший ход, !!- очень хороший ход, ? – плохой ход, ?? – очень плохой ход.

1. e4 e5 ___               2. Kf3  f6 ___

3. K: e5   fe____       4. Фh5+   Кре7___

5. Ф:е5   Крf7___     6. Cc4+  Kp g6___

7. Фf5+  Kph6___    8. d4+  g5____

9.h4  d6_____          10. Фf7x

Чтобы хорошо вести шахматную партию,

соблюдай основные дебютные принципы:

  1. Стремись к быстрейшему развитию фигур;
  2. Не ходи несколько раз одной фигурой;
  3. Располагай свои фигуры так, чтобы они не мешали друг другу;
  4. Не выводи без необходимости своего ферзя в начале партии;
  5. Постарайся понять значение каждого хода;
  6. Старайся опередить противника в развитии фигур – получишь хорошие шансы на атаку.
  7. Не занимайся в дебюте «пешкоедством» – отстанешь в развитии.
  8. Старайся установить контроль над центром.
  9. Подумай о безопасности короля. Лучше отправить своего короля в спасительную рокировку.
  10. Не строй «ловушки» противнику – сам в них

      попадёшь, а играть хорошо не научишься.

Слайд №10

Раздать раздаточные карточки каждому, дома выучить

Дети выполняют задания  в рабочих тетрадях

Два короля у доски

Беседа.

Работа в команде, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

  1. Рефлексия. Включение в самоанализ проделанной работы.

- Подведем итоги,

Задание: повторим, как начать игру и повторим дебютные принципы. Попробуйте повторить первые 5 ходов дебюта.

Сначала двое на демонстрационной доске, затем на своих досках

 Игра в паре

Умение давать анализ своих действий во время игры в шахматы, делать выводы в результате игры

  1. Подведение итогов занятия

-Наше очередное путешествие по стране шахмат завершено. Снимите головные уборы.

-Кто получил удовольствие от нашего занятия, похлопайте в ладоши.

- Эти аплодисменты в вашу честь. Ребята, спасибо за хорошую работу, за старание. Вы настоящие герои страны шахмат и пусть  ваши головы будут украшены знаниями. Всего вам доброго! 

Снимают головные уборы.

Хлопают в ладоши.

Развитие навыков общения со взрослыми и сверстниками, нравственно- этическое развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект регионального открытого занятия по шахматам "Виват, короли"

Учебный материал расчитан на 1и 2 классы. Конспект и презентацию можно использовать на открытом уроке. Материал насыщен интересными игровыми моментами, включена инсценировка с участием детей. На таком...

Методическая разработка занятия по курсу внеурочной деятельности "Шахматы" - тема "Этот слон совсем на слона не похож".

Задачи: 1. Актуализировать и расширить знания учащихся о шахматной фигуре «Слон», повторить об изученных фигурах. 2. Развивать внимание, память, мелкую моторику учащихся, расширять кругозор учащихс...

опорный конспект занятия по шахматам

В опорном конспекте представлено содержание основных этапов занятия, предложены методические премы активизирующие познавательную деятельность воспитанников. ...

Конспект открытого тренировочного занятия по шахматам для групп начальной подготовки "Завлечение"

Материал для групп начальной подготовки спортивных школ или общеобразовательных школ, имеющих учебную дисциплину "шахматы"...

конспект внеурочного занятия по шахматам

Тема занятия: ЛадьяЦель занятия: усвоить ходы черной и белой ладьиПланируемые результаты:-предметные: уточнить знания о фигуре ладье, закрепить ранее изученный материал, играть на шахматном поле с фиг...

Конспект и презентация внеклассного занятия по шахматам "Рокировка"

Тема урокаРокировкаЦели урока Образовательные: Ввести понятие об особом ходе - рокировке.Отработать правила и условия рокировки.Закрепить правила передвижения фигуры король на шахматной доске.Вос...

Методическая разработка конспекта открытого занятия по шахматам «Шахматная композиция»

Шахматная композиция —  это создание  или составление шахматных задач и этюдов Базируется на средствах и правилах практической игры и представляет собой независимую форму шахматно...