Рабочая программа по внеурочной деятельности "Хочу всё знать" 1 класс
рабочая программа (1 класс)

Прокопчук Людмила Владимировна

Внеурочная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1kl_hochu_vsyo_znat.docx42.8 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к основной образовательной программе

начального общего образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Излучинская общеобразовательная начальная школа»

Рабочая программа

Губенко Людмилы Владимировны

по внеурочной деятельности

  1. «А» класс

«Хочу всё знать»

на 2018/2019 учебный год.

пгт. Излучинск

2018г

1


Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Хочу все знать» составлена на основе ФГОС НОО, примерной программы факультативного курса «Развитие познавательных способностей» (РПС) «36 занятий для будущих отличников» Л.В. Мищенковой.

Современное начальное образование ставит своей главной целью развитие личности ребёнка.

  • концепции федеральных государственных стандартов второго поколения

  • качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором важнейшее место отводится творческим качествам ребёнка: «Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности…»

Актуальность разработанной программы заключается в том, что курс «РПС» представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе коррекционно-развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Эта совокупность обеспечивает как развитие познавательных потребностей учащихся, так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию.

Цель программы: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка через систему коррекционно-развивающих упражнений.

  • соответствии с целью определяются конкретные задачи курса:
  1. Развитие познавательных способностей младших школьников.
  2. Развитие творческих способностей младших школьников.
  3. Расширение кругозора обучающихся.
  4. Развитие эмоционально-волевой сферы детей.

  1. Формирование стремления обучающихся к личностному росту.

Описание места программы в учебном плане

Курс «РПС» ориентирован на детей от 6 до 10 лет, рассчитан на 34 занятия

и предназначен для работы в любой системе начального образования.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25 минут (в 1 классе), по 40 минут во 2-4 классах. Курс изучения программы рассчитан на обучающихся 1–4-х классов.

Ценностные ориентиры содержания курса

  • Ценность природы как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

  • Ценность истины  это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

  • Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

2


  • Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни, как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

  • Ценность культуры как процесс и результат человеческой жизнедеятель-ности во всём многообразии её форм. Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

  • Человечество как многообразие народов, культур, религий. Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

  • Ценность патриотизма как одно из проявлений духовной зрелости чело-века, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

  • Ценность семьи как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

  • Ценность здорового образа жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

  • Ценность нравственного выбора и ответственности человека в отноше-

нии к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Особенности организации учебного процесса.

  • содержание курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и

развитиюумственныхкачествобучающихся,формированию

общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учёбе.

Рекомендуемые способы стимулирования творческой активности школьников на занятиях курса «РПС»:

  • обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания критики в адрес ребёнка;

  • безотметочная система обучения;

  • обогащение окружающей ребёнка среды разнообразными новыми для него предметами с целью развития его любознательности;
  • поощрение высказывания оригинальных идей;

  • широкое использование вопросов раскрытого, многозначного типа;

  • использование педагогом личного примера – творческого подхода к решению проблемы;

  • предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

Основные принципы содержания программы:

Принцип системности

Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

Принцип гуманизации

3


Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.

Принцип опоры

Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.

Принцип совместной деятельности детей и взрослых

Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.

Принцип обратной связи

Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.

Принцип успешности

  • взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

Принцип стимулирования

Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.

Формы проведения занятий

  • беседа;

  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, метаграмм, головоломок, сказок;

  • анализ и просмотр текстов;

  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая).

Интерес обучающихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

Основные методы и технологии:

  • технология разноуровневого обучения;

  • развивающее обучение;

  • технология обучения в сотрудничестве;

  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации

  • индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий
  • личностных качеств школьника.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Коммуникативные УУД:

  • умение слышать и слушать партнёра;

  • уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества;

  • умение планировать и реализовывать совместную деятельность, как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника;

4


  • умение разрешать конфликты на основе договорённости.

Регулятивные УУД:

  • умение классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя;

  • устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта, преодолевать психологическую инерцию мышления.

Познавательные УУД:

  • развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы;

  • планирование своих действий под руководством учителя;

  • приобщение к исследовательской работе;

  • умение делать выводы и обобщения.

Личностные УУД:

  • доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе;

  • способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций;

  • формирование рефлексии;

  • учёт сформированности познавательной активности и различных качеств умственной деятельности обучающихся осуществляется школьным психологом в начале и в конце учебного года методом тестирования.

Требования к уровню подготовки учащихся Для оценки эффективности занятий по РПС можно использовать

следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает взрослый обучающимся при выполнении заданий: чем помощь взрослого меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

  • поведение обучающихся на занятиях: живость, активность заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

  • косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой обучающихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

Ожидаемые результаты:

  • увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;

  • воспитание уважительного отношения к своему городу, школе, чувства гордости за свою страну;

  • воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;

5


  • формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;

  • развитие социальной культуры обучающихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение младшими школьниками необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.

Содержание программы

  1. класс (33 ч) Графический диктант

Рисование графических фигур - отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать и логически мыслить.

На данном этапе занятия ребята сначала выполняют графический рисунок под диктовку учителя, а затем заштриховывают его косыми линиями, прямыми линиями, «вышивают» фигурку крестиком или просто закрашивают. Штриховка не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но развивает мелкие мышцы пальцев и кисти руки ребёнка.

При регулярном выполнении таких упражнений ребёнок начинает хорошо владеть карандашом, у него появляется устойчивое, сосредоточенное внимание, воспитывается трудолюбие, усидчивость.

Графические диктанты - это и способ развития речи, так как попутно ребята составляют небольшие рассказы, учат стихи, загадки, овладевают выразительными свойствами языка. Поэтому в процессе работы с графическими диктантами развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, формируются внимание, глазомер, зрительная память ребёнка, аккуратность, фантазия, общая культура, активизируются творческие способности.

Тренировка внимания

Предлагаемые в 1 классе задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания шестилеток, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности.

  • заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на развитие произвольного внимания детей, объёма внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути.

Тренировка слуховой памяти

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений обучающиеся

6


осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у них увеличивается объём слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Тренировка зрительной памяти

  • силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий. На первых порах работы с заданиями можно допускать угадывание ответа, решения, но тут же постараться подвести учащихся к обоснованию ответа. При работе над такими заданиями очень важна точная и целенаправленная постановка вопросов, вы деление главного звена при рассуждении, обоснование выбранного решения. Как правило, это делает учитель, опираясь на ответы детей и давая точное и лаконичное разъяснение. Очень важно, чтобы пояснения, даваемые учителем, постепенно сокращались с одновременным повышением доли участия детей в поиске решения предложенной задачи.

  • курс включены упражнения на развитие и совершенствование зрительной памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание.

  • результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения.

Поиск закономерностей

Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены упражнения, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте

строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать.

Задания по перекладыванию спичек

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем

задания геометрического характера:

  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

  • складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

2 класс (34 ч)

Задания повышенной сложности

Методы и приёмы организации деятельности второклассников на занятиях по РПС в большей степени, чем для первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности обучающихся.

7


Большое внимание, как и в первом классе, уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин допущенных ошибок, обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания.

Задания открывают широкие возможности для развития у учеников наблюдательности, воображения, логического мышления.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу второклассников динамичной, насыщенной

  • менее утомительной.

  • каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые рисунки.

Логически-поисковые задания

Во 2 классе предлагаются задачи логического характера с целью совершенствования мыслительных операций младших школьников: умения делать заключение из двух суждений, умения сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения, умения делать обобщения, устанавливать закономерности. Вводятся текстовые задачи из комбинаторики.

Тренировка внимания

Материал, включенный в рабочие тетради, ставит своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает.

Тренировка слуховой памяти

Также во втором классе вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у обучающихся познавательный интерес к родному языку.

Тренировка зрительной памяти

Для развития внимания и зрительной памяти в каждое занятие включен

зрительный диктант.

Поиск закономерностей

  • целях развития логического мышления обучающимся предлагаются задачи, при решении которых им необходимо самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.

Способность второклассника анализировать проявляется при разборе условий задания и требований к нему, а также в умении выделять содержащиеся в условиях задачи данные и их отношения между собой.

Способность рассуждать проявляется у младших школьников в их возможности последовательно выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, в умении непротиворечиво распределять события во времени.

8


Задания по перекладыванию спичек. Ребусы

  • рабочие тетради включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов.

3 класс (34 ч)

Задания повышенной сложности

Курс        РПС        в        3        классе,        продолжая        и        углубляя        общие        линии        этого

направления, заложенные в первых двух классах, имеет и свои особенности.

Одна из таких особенностей - смещение акцента на усиление роли логически-поисковых заданий и логических задач для развития мышления обучающихся. Это, конечно, не означает отсутствия материала для целенаправленного развития других познавательных процессов, но удельный вес заданий на развитие мышления заметно возрастает, а сами задания становятся более разнообразными как по содержанию, так и по форме их представления.

Методы и приёмы организации деятельности третьеклассников на занятиях по РПС в большей степени, чем для первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.

Нестандартные задачи

Умение ориентироваться в тексте задачи - важный результат и важное условие общего развития ученика. Но тех задач, которые имеются в школьных учебниках, недостаточно. Очень важно приучать ребят решать и нестандартные задачи, тематика которых не является сама по себе объектом изучения. Нужно воспитывать в детях любовь к красоте логических рассуждений. Задачи, предлагаемые в этом разделе, различаются не только по содержанию, но и по сложности. На каждом занятии обязательно проводится коллективное обсуждение решения задачи.

Тренировка внимания

Материал, включенный в рабочие тетради, ставит своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания обучающихся. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух-трехходовые задачи.

Тренировка слуховой памяти

Также в третьем классе вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у младшего школьника не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у обучающихся познавательный интерес к родному языку.

9


Тренировка зрительной памяти

Для развития внимания и зрительной памяти в каждое занятие включен

зрительный диктант.

  • детей, в процессе выполнения заданий, увеличивается объём зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, вос-приятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Поиск закономерностей

Задания из области математики будут перемежаться с заданиями из области русского языка или музыки: ребусами, кроссвордами и так далее. Такое чередование заданий способствует развитию гибкости мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций. Это весьма важно, поскольку при выполнении таких заданий ученик, который не усвоил какой-то учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, может почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах. Ведь решение логически-поисковых задач опирается на поисковую активность и сообразительность третьеклассника.

Задания по перекладыванию спичек. Ребусы

  • рабочие тетради включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов.

4 класс (34 ч)

Задания повышенной сложности

Курс РПС в 4 классе продолжает развивать и тренировать основные психические механизмы, лежащие в основе познавательных способностей школьников. Но так как обучающиеся занимаются по этому курсу четвёртый год, все больше внимания теперь уделяется логически-поисковым, частично-поисковым задачам. Большое внимание уделяется решению нестандартных задач.

Выполняя логически-поисковые задания, которые обеспечивают преемственность перехода от простых формально-логических действий к сложным, от заданий на репродукцию и запоминание - к истинно творческим, ученики учатся производить анализ и синтез, сравнение и классификацию, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения. Только тогда можно рассчитывать на то, что ошибки в выполнении умственных действий или исчезнут, или будут сведены к минимуму, а процесс мышления школьника будет отвечать целям и задачам обучения.

Нестандартные задачи

Решение нестандартных задач формирует познавательную (активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Большинство задач не имеет однозначного решения. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления - то есть развитию творческих способностей у обучающихся.

10


Тренировка внимания

Материал, включенный в рабочие тетради, ставит своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания младших школьников. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает.

Тренировка слуховой памяти

Также в четвертом классе вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ученика не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у обучающихся познавательный интерес к родному языку.

Тренировка зрительной памяти

Для развития внимания и зрительной памяти в каждое занятие включен

зрительный диктант.

Поиск закономерностей

Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого обучающиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают для себя знания и способы их добывания.

  • конкретным частично-поисковым задачам относятся, например, такие задания, как нахождение закономерностей, нахождение принципа группировки и расположения приведённых слов, цифр, явлений; подбор возможно большего количества примеров к какому-либо положению; нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос; нахождение наиболее рационального способа решения; усовершенствование какого-либо задания и другие.

Так как большинство школьных задач решается по определенному алгоритму, зачастую приводимому учителем в готовом виде, то в одних случаях возникает ситуация бездумного, автоматического подхода обучающихся к их решению, в других - растерянность при встрече с задачей, имеющей необычное, нестандартное условие. Вот почему удельный вес заданий на развитие мышления заметно возрастает в 4 классе, а сами задания становятся более разнообразными и трудными.

Задания по перекладыванию спичек. Ребусы Развитие воображения построено в основном на материале, включающем

задания геометрического характера:

  • дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;

  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

  • вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);

  • выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

  • выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;

11


  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

  • складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

Совершенствованию воображения способствует и работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь) и числографами (предмет изображен с помощью чисел).

  • рабочие тетради включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов.

12


Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Количество

часов

1 класс:

Развитие логического мышления. Совершенствование

9

мыслительных операций.

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

3

Тренировка внимания. Развитие мышления.

5

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

4

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

4

Поиск  закономерностей.  Совершенствование  мыслительных

4

операций.

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию

4

спичек.

Итого:

33

2 класс:

Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности.

5

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических

5

способностей и способности рассуждать. Логически-поисковые

задания.

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных

5

операций. Развитие аналитических способностей и способности

рассуждать.

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование

5

мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и

способности рассуждать.

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование

5

мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и

способности рассуждать.

Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных

5

операций. Развитие аналитических способностей и способности

рассуждать.

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного

4

мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы.

Итого:

34

3 класс:

Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности.

5

Развитие умения решать нестандартные задачи.

Развитие концентрации внимания. Совершенствование

5

мыслительных операций. Нестандартные задачи.

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных

5

13


операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование

5

мыслительных операций. Развитие умения решать

нестандартные задачи.

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование

5

мыслительных операций. Развитие умения решать

нестандартные задачи.

Развитие логического мышления. Поиск закономерностей.

5

Развитие умения решать нестандартные задачи.

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного

4

мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы.

Итого:

34

4 класс:

Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности.

5

Развитие умения решать нестандартные задачи.

Развитие концентрации внимания. Совершенствование

5

мыслительных операций. Нестандартные задачи.

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных

5

операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование

5

мыслительных операций. Развитие умения решать

нестандартные задачи.

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование

5

мыслительных операций. Развитие умения решать

нестандартные задачи.

Развитие логического мышления. Поиск закономерностей.

5

Развитие умения решать нестандартные задачи.

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного

4

мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы.

Итого:

34

14


Тематическое планирование по внеурочной деятельности

«Хочу все знать»

1 год обучения

Тема

Кол-во

Дата

п/п

часов

план

факт

1

Первый раз в первый класс

1

2

Работа над ошибками

1

3

Задания трёх поросят

1

4

Здравствуй, осень!

1

5

Играем в «ромашку»

1

6

По страницам русской сказки «Волк и семеро

1

козлят»

7

Рисуем яблоньку

1

8

Геометрический магазин

1

9

По страницам русской народной сказки «Маша и

1

медведь»

10

Хлеб-батюшка

1

11

Шкатулка с сюрпризом

1

12

На грибной поляне

1

13

В гостях у Знайки

1

14

Читаем письма

1

15

Наряжаем ёлочку

1

16

«Прикольные задания»

1

17

И снова «прикольные задания»

1

18

Домашние животные

1

19

Цепочка занимательных заданий

1

20

О звёздах

1

21

Дорогою добра

1

22

Быть здоровым

1

23

Незнайкин экзамен

1

24

Коллекция головоломок от Незнайки

1

25

По страницам книги Э. Успенского «Дядя Фёдор,

1

пёс и кот»

26

Знаменитые малыши. Дюймовочка

1

27

Букет для Русалочки

1

28

Спичечное ассорти

1

29

Словесные забавы

1

30

«Говорящие» головоломки

1

31

Ловим рыбку

1

32

Загадалки

1

33

Пернатые друзья. Сказочные герои.

1

15


  • концу обучения в 1 классе обучающиеся должны уметь:

  • находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность;

  • называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор;

  • находить принцип группировки предметов, давать обобщённое название данным предметам;

  • находить сходства и различие предметов (по цвету, форме, размеру, базовому понятию, функциональному назначению и т. д.);

  • уметь определять причинно – следственные связи, распознавать заведомо ложные фразы, исправлять аналогичность, обосновывать своё мнение;

  • выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор;

  • называть положительные и отрицательные качества характера;

  • проявлять быстроту реакции при выборе правильного ответа среди нескольких предложенных;

  • запоминать не менее 8 пар слов, связанных между собой по смыслу, и не менее 5 пар, явно не связанных между собой по смыслу после однократного прослушивания;

  • соотносить сюжет и пословицу, выражающую его основную мысль;

  • пользоваться приёмами театрализации: инсценировать маленькие пьесы, разыгрывать ситуации, «перевоплощаться» в неодушевлённый предмет, используя жесты, мимику и другие актёрские способности;

  • свободно ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями: «вверх наискосок справа налево», «вниз наискосок справа налево» и т. д.;

  • самостоятельно составлять рисунки с использованием данных понятий на клетчатой бумаге;

  • самостоятельно составлять рисунки, используя линейку;

  • составлять рассказ на заданную тему, придумывать продолжение ситуации, сочинять сказки на новый лад;

  • уметь выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор;

  • выражать словами чувства, которые испытывает герой произведения;

  • высказывать своё отношение к происходящему, делиться впечатлениями.

16


Список литературы

  1. 36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь для 1, 2, 3, 4 класса в 2-х частях /Л.В. Мищенкова.- М.: Издательство РОСТ, 2011. – (Юным умникам и умницам. Курс «РПС» для массовой школы).

  1. 36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет) / Методическое пособие, 1 класс. –М.: Издательство РОСТ, 2011.

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / (сост. Е.С.Савинов).- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011.-204с.- (Стандарты второго поколения).

  1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения)

  1. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, В. П. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. (Работаем по новым стандартам).

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская. И. А. Володарская, под ред. А. Г. Асмолова. – 3-изд. – М.: Просвещение, 2011.

17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе

Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...

Рабочая программа по внеурочной деятельности во 2 классе

Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе курса "Этика: азбука добра"

Духовно-нравственное направление курса "Этика: азбука добра" по внеурочной деятельности...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе курса "Шахматы"

Общеинтеллектуальное направление курса "Шахматы" по внеурочной деятельности...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «РОДНИЧОК» в соответствии с ФГОС II поколения 3 класс

Программа разработана для занятий с учащимися 3 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художеств...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Умелые ручки»1 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельностидля начальных классов«Умелые ручки»1 б класс...